Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 89/23467/ 6 МАЯ 2009 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ | Документы Постановление администрации Липецкой области № 132 от 24.04.2009 г. é· Ûڂ ʉÂÌËË è Ó„ ‡ÏÏ ˚ ‡ÌÚËÍ ËÁËÒÌ ˚ı Ï ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ì‡ 2009 „Ó‰ В целях обеспечения принятия своевременных мер по поддержке социально-эко- номической стабильности в области в условиях негативного воздействия мирового экономического кризиса администрация области постановляет : Утвердить Программу антикризисных мер Липецкой области на 2009 год (прило- жение). Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ 1. Приоритеты программы антикризисных мер Современный экономический кризис носит глобальный системный характер. Кри- зисные явления затронули и экономику Липецкой области. Впервые за последние десять лет валовой региональный продукт (по прогнозу) в 2009 году снизится на 2,1% (в РФ— на 2,2%). Дальнейшее воздействие экономического кризиса на социально-экономическое развитие области усугубит долговременные системные вызовы, отражающие внутрен- ние барьеры развития. Основной проблемой экономики области является исторически сложившаяся моно- отраслевая структура, высокая зависимость от металлургического производства. Пла- номерно проводимая работа по диверсификации экономики обеспечила опережающее развитие других секторов промышленности, но в целом проблемы зависимости от ре- зультатов доминирующей отрасли не решила. Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность предприятий и организа- ций области. Снижение в результате мирового финансового кризиса платежеспособного спроса на продукцию металлургических предприятий, невозможность в полной мере компенси- ровать за счет расширения внутреннего рынка падение экспорта повлекли за собой снижение производства в металлургическом комплексе и в целом по промышленности. Дефицит оборотных средств в условиях роста процентных ставок, низкая доступ- ность кредитов, начавшаяся стагнация внутреннего спроса еще более усугубляют ситуа- цию. В 2009 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 93%. Третья проблема — обострение накопленных проблем в агропромышленном комп- лексе. Сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышлен- ные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством, снижает мотивацию производства, особенно в животноводческой отрасли, приводит к уменьшению доходности сельхозто- варопроизводителей, увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов. Серьезное давление на рынок сельскохозяйственной продукции и сырья оказывает демпинговая продукция импортного производства, провоцируя снижение закупочных цен, рентабельности производства, сокращение рынков сбыта на продукцию местных товаропроизводителей. Недостаток правовых мер по справедливому распределению доходов на пути от про- изводителей сельскохозяйственного сырья к потребителям продовольствия привел к дисбалансу интересов по всей товаропроводящей цепи, недостаточному росту потреб- ления населением основных продуктов питания. Медленное развитие инфраструктуры земельного рынка, дороговизна и сложность процедур землеустроительных работ делают невозможным использование земли как предмета залога, приводят к ограничению возможности привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитных ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов, текущей деятельности. Следствием этого станет замедление темпов роста аграрной экономики. В 2009 году прирост производства продукции сельского хозяйства составит около 4% при 18% — в 2008 году. Индекс цен составит 109%. Четвертая проблема — недостаточная развитость финансового сектора. На экономический кризис банковский сектор отреагировал ужесточением кредитной политики — требований к заемщикам, залогу, увеличением процентных ставок по выда- ваемым кредитам. Кредитные организации установили жесткие лимиты по выдаваемой сумме кредита, увеличили срок рассмотрения заявок, практически отказались от долго- срочных кредитов. Кредитные ресурсы для предприятий области стали недоступны. На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включаю- щая в себя мероприятия, софинансируемые из федерального и территориального бюд- жетов. Основными целями системы антикризисных мер в области являются: — поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, социальной защиты, выпла- ты заработной платы работникам бюджетной сферы; — содействие занятости населения; — сохранение и создание рабочих мест. В октябре 2008 года, когда мировой финансовый кризис начал оказывать воздейс- твие на экономику региона, распоряжением главы администрации Липецкой области от 21.10.2008 г. № 457-р был создан антикризисный Совет Липецкой области. С ноября 2008 года по март 2009 года проведено 24 заседания антикризисного Совета. В рамках работы антикризисного Совета сформированы три рабочие группы: — по поддержке системообразующих предприятий области на региональном уровне; — по поддержке системообразующих предприятий и инвестиционных проектов в аг- ропромышленном комплексе; — по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда. Утвержден и реализуется план антикризисных мер на 2008—2009 годы, который включает в себя мероприятия по осуществлению мониторинга социально-экономичес- кого положения области, поддержке реального сектора экономики, преодолению нега- тивных последствий глобального финансового кризиса в бюджетно-финансовой сфере. В целях обеспечения принятия своевременных мер по поддержке социально-эконо- мической стабильности во всех городах и районах области созданы антикризисные Со- веты и утверждены планы антикризисных мер. В целях смягчения негативного воздействия кризиса на экономику региона админис- трация области в дальнейшем продолжит использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики, обеспечивая при этом и решение стратегичес- ких задач. В кризисных условиях предполагается осуществлять деятельность, исходя из следующих приоритетов: 1. Обязательства органов государственной власти области перед населением будут выполняться в полном объеме. Это предполагает усиление социальной защиты на- селения, повышение объемов и качества оказания социальных услуг. Будут про- водиться мероприятия, направленные на снижение социальной напряженности на рынке труда, противодействие росту безработицы, реализацию Программы антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области на 2009 год. 2. Промышленный и технологический потенциал области должен быть сохранен и усилен. Социально значимые предприятия, ставшие за последние годы эффективными, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на оказание государственной подде- ржки со стороны региона для решения наиболее острых проблем, вызванных кризисом. 3. В условиях кризиса будут сохранены стратегические приоритеты развития области, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Липец- кой области на период до 2020 года. В целях диверсификации экономики будет продолжено дальнейшее развитие «точек роста» — особых экономических зон федерального и регионального уровней. Особое внимание будет уделяться динамичному развитию машиностроения. В этой связи приоритетом остается активизация инвестиционной деятельности, переход на инновационный путь развития. Будут поддержаны важнейшие инно- вационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. 4. Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финан- сирования с достижением результатов, четкое взаимодействие с федеральным центром будут направлены на сохранение и усиление потенциала роста, внедрение инновацион- ных технологий в животноводстве, культуре земледелия. Основой посткризисного восстановления агропромышленного комплекса и последующего поступательного развития будет увеличение предложения сель- скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, снижение зависимости от ввозной продукции, в том числе импортной, расширение поставок на внешний рынок, в том числе на экспорт, доведение фактического потребления продуктов питания до рекомендуемых медицинских норм. Основное направление будет ориентировано на подотрасли, обеспечиваю- щие высокий уровень рентабельности и быструю отдачу от внедряемых иннова- ционно-инвестиционных решений: в растениеводстве — внедрение в производс- тво и выход на рынок с относительно новыми для региона сельскохозяйственны- ми культурами (рапс, кукуруза на зерно); в животноводстве — реализация круп- ных инновационно-инвестиционных проектов, созданных на основе самых пере- довых технологий, продуктивность скота в которых в 2—3 раза выше среднеоб- ластного уровня. Аграрная политика будет направлена на развитие малых форм хозяйствова- ния на селе, совершенствование системы финансово-кредитной поддержки, микрофинансирование, улучшение их информационно-консультационного об- служивания и правового обеспечения, совершенствование механизмов исполь- зования муниципальных залоговых фондов для развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 5. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного разви- тия должен стать внутренний спрос. В условиях кризиса важную роль будет играть внут- ренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), а по мере стабили- зации ситуации — частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги оте- чественного производства). 6. Будут усилены меры государственной поддержки малого и среднего пред- принимательства как одного из основных факторов стабилизации ситуации на рынке труда и стимулирования внутреннего спроса. 7. С целью выработки своевременных предложений по улучшению состояния креди- тования предприятий администрацией области будет продолжен мониторинг состояния банковского сектора области, в том числе кредитования реального сектора экономики. 2. Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами Экономические проблемы, возникшие в условиях кризиса, не отменяют стратегичес- кие приоритеты социально-экономического развития области, которые определены Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года и Программой социально-экономического развития Липецкой области на 2009— 2012 годы. В 2009 году будет последовательно проводиться политика, направленная на созда- ние системы управления человеческими ресурсами, обеспечение занятости населения, повышение уровня социальной защищенности, диверсификации и структурного обнов- ления экономики. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами комплексного социально-экономического развития. Антикризисные меры будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризи- са, но и стимулировать дальнейшее прогрессивное развитие экономики и социальной сферы. К важнейшим направлениям экономической и социальной политики на 2009 год от- носятся: — устойчивое и динамичное развитие человеческого капитала: повышение эффек- тивности системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, улучше- ние жилищных условий. Именно эти секторы должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях — в промышленности, науке, ин- фраструктуре; — усиление внутреннего спроса в целях обеспечения экономического роста. Дивер- сификация и структурное обновление экономики области, ведущие к снижению зависи- мости от металлургической отрасли, создание и развитие конкурентоспособных произ- водств, прежде всего, путем обеспечения дальнейшей реализации проектов особых экономических зон федерального и регионального уровней; — повышение инновационной активности в экономике, формирование сектора эф- фективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий, продолже- ние технологической модернизации промышленности. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности; — приоритетное развитие конкурентоспособных инвестиционных проектов в молоч- ном и мясном скотоводстве, направленное на развитие конкуренции на сельскохозяйс- твенных и продовольственных рынках, расширение внутреннего спроса и импортозаме- щение; è Ó„ ‡Ïχ ‡ÌÚËÍ ËÁËÒÌ ˚ı Ï ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ì‡ 2009 „Ó‰ — развитие инфраструктуры: транспортной, коммунальной, энергетической, инфор- мационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня изде- ржек всех секторов экономики; — обеспечение сбалансированности бюджетной системы области. Предстоит осу- ществить комплекс мер по реформированию региональных и муниципальных финансов, нацеленных на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов; — cмягчение дифференциации регионального развития за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых районов, развития системы стратегического управления на муниципальном уровне; — последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьба с бедностью, формирование и реализация эффективной поли- тики занятости; — развитие государственной системы здравоохранения с целью недопущения ухуд- шения показателей здоровья населения и снижения доступности качественной меди- цинской помощи. Полное обеспечение государственных гарантий бесплатной медицин- ской помощи. Все вышеперечисленные приоритеты также найдут отражение при формировании приоритетов бюджетной политики на 2010 и последующие годы. 3. Обеспечение гарантий медицинской помощи В целях недопущения в кризисный период ухудшения показателей здоровья населе- ния получит дальнейшее развитие на территории области национальный проект «Здоро- вье», основной акцент которого будет направлен на формирование здорового образа жизни. Активная его пропаганда позволит нивелировать негативные социальные явле- ния, возникшие в условиях экономического кризиса. Реализуются меры, направленные на дальнейшее повышение эффективности про- филактических мероприятий в рамках реализации распоряжения администрации облас- ти от 08.12.2009 г. № 519-р «О совершенствовании работы по медицинской профилакти- ке, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни». Для снижения неэффективных расходов в здравоохранении проводится оптимиза- ция сети медицинских учреждений. Высвобождающимся медицинским кадрам создаются условия для трудоустройства в иных учреждениях здравоохранения. Будет реализовываться поэтапный переход от бюджетно-страховой модели финансирования к преимущественно одноканальной, когда большая часть ресур- сов поступает в нее по одному каналу — системе обязательного медицинского страхования. В целях стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения планиру- ется: — организовать мониторинг цен на лекарственные средства по утвержденно- му перечню и при необходимости вносить предложения по совершенствованию механизма ценообразования; — усилить контроль за соблюдением дистрибьюторами и аптечными органи- зациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на лекарствен- ные средства. В рамках развития государственно-частного партнерства предполагается более ак- тивное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Про- граммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи. Значитель- ный практический интерес представляет расширение участия частного капитала в орга- низации офисов частнопрактикующих врачей, а также привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологич- ной диагностике. Кроме того, в текущем году запланировано дальнейшее развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений, связанных с пи- танием пациентов, прачечных услуг, услуг по содержанию коммунального хо- зяйства лечебно- профилактических учреждений. Это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструк- туры, с другой стороны, стимулировать развитие малых частных предприятий. Одним из приоритетов региональной бюджетной политики является обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью. Бюджет областного фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год ут- вержден по доходам и по расходам в сумме 3,6 млрд. руб. с ростом на 5,3%. В расходной части бюджета фонда обязательного медицинского страхования пре- дусмотрено направить на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования в составе Программы государственных гарантий оказания населению Липецкой области бесплатной медицинской помощи в 2009 году 3 589 млн. руб., или 98,5% от общего объема расходов. В 2009 году территориальной программой обязательного медицинского страхования в расчете на 1 человека предусмотрен более высокий подушевой норматив (3129 руб.), чем фактически сложившийся в 2008 году (2959 руб.). 4. Повышение эффективности системы образования Одной из основных задач в сфере образования останется работа по оптимизации и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, государственной поддержки детства и до- полнительного образования. Для повышения эффективности системы образования на территории области про- должится реализация приоритетного национального проекта «Образование». Приоритетными направлениями работы в условиях кризиса будут являться: — создание базы данных, содержащей информацию о перечне программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями профессионального образования и образователь- ными подразделениями предприятий, для организации опережающего обуче- ния; — создание бизнес-инкубаторов, малых предприятий и других инновацион- ных структур в системе образования, которые станут местами трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования; — создание центров по содействию в трудоустройстве выпускников учрежде- ний профессионального образования; — работа с учреждениями профессионального образования по переподготов- ке кадров. 5. Усиление социальной защиты населения Меры социальной поддержки населения, оказываемые в области до начала кризиса, в 2009 году будут не только сохранены, но и усилены с учетом инфля- ции. Увеличен размер адресной помощи с 200 до 300 руб. в месяц в расчете на одного че- ловека и ежемесячного пособия на ребенка со 100 до 150 руб. На эти цели из бюджета области будет направлено 195 млн. руб. и 128 млн. руб. соответственно. Усилены меры социальной защиты малоимущих слоев населения по оплате жилищ- ных и коммунальных услуг. Субсидирование граждан осуществляется в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг. Величина нормативной площади жилого помещения при федеральном стандарте со- циальной нормы площади жилого помещения в размере 18 м 2 общей площади жилья на 1 гражданина в области составляет 18, 22, 33, 42 м 2 в зависимости от состава семьи и места проживания, а для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире, в коммунальной квартире, в общежитии, и граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях, равна фактически занимаемой ими общей площади жилья, но не менее соответствующего регионального стандарта нормативной площади жилого поме- щения. Для дополнительной целевой помощи населению при расчете жилищно-коммуналь- ных субсидий при федеральном стандарте максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном дохо- де семьи в размере 22% применяется региональный стандарт на уровне 10%, 15% и 22% в зависимости от среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума. В 2009 году на оплату предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг в областном бюджете предусмотрены субсидии в сумме 380,3 млн. руб. Отдельным категориям граждан установлена мера социальной поддержки в виде льготной оплаты содержания жилых помещений и коммунальных услуг в пределах нор- мативов их потребления. В 2009 году на предоставление льгот населению в областном бюджете предусмотре- ны финансовые средства в сумме 576,8 млн. руб., что на 22% выше уровня 2008 года. Всего на мероприятия по социальной защите населения из областного бюджета в 2009 году планируется направить 3,7 млрд. руб. С 1 января 2009 года осуществлен переход на новые системы оплаты труда, фонд оплаты труда для всех бюджетных учреждений увеличен на 7,5%. В областном бюджете на эти цели дополнительно предусмотрено 1,2 млрд. руб. 6. Государственная поддержка сферы занятости В режиме немедленного реагирования в области принимаются меры по снижению напряженности на рынке труда. Задача органов государственной власти области — обеспечить полноценное соблю- дение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работ- ников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения ра- ботников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям. Организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в свя- зи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. Кроме того, проводится ежедневный мониторинг планируемого высвобождения ра- ботников предприятий области и численности безработных граждан. Важнейшими направлениями антикризисной политики является реализация меро- приятий по содействию занятости населения. В рамках программы антикризисных мер для поддержки занятости населения облас- ти на 2009 год предусматривается: — опережающее обучение и трудоустройство 1,45 тыс. работников организа- ций, находящихся под риском увольнения. Переобучение будет проходить в со- ответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перс- пективе конкретных профессий; — создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 4,6 тыс. незанятых граждан; — финансовая поддержка 0,4 тыс. безработных граждан, планирующих орга- низовать собственное дело; — оказание адресной поддержки не менее 1,5 тыс. человек для переезда в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и времен- ного характера. Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 171,3 млн. руб., в том числе: — субсидии из федерального бюджета — 162,8 млн. руб.; — средства областного бюджета — 8,5 млн. руб. Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит даль- нейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населе- ния. Продолжится работа по информированию работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения и о ситуации на рынке труда. Организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала. Обновление банка вакансий осуществляется еженедельно. В 2009 году за счет открытия новых производств и модернизации существую- щих предполагается создание 4,6 тыс. рабочих мест. Всего на постоянную и вре- менные работы может быть трудоустроено 28,6 тыс. человек. Для обеспечения приоритетного права граждан, проживающих в области, на трудо- устройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников. В рамках антикризисного Совета области создана и действует рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законода- тельства в сфере оплаты труда, которой еженедельно проводится мониторинг по выпла- те заработной платы, формируются графики для предприятий по погашению просрочен- ной задолженности по ее выплате. Активизировано проведение комплексных проверок на предприятиях, где допущена задолженность по выплате заработной платы, по результатам которых к руководителям предприятий и юридическим лицам принимаются меры административной ответствен- ности, выносятся предписания об устранении нарушений, по необходимости материалы передаются в прокуратуру. 7. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала Администрация области будет осуществлять постоянный мониторинг ситуации на предприятиях, являющихся ключевыми для экономики области, с тем чтобы предотвра- тить как массовые увольнения, так и утрату накопленного за годы роста производствен- ного потенциала. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность и производительность труда, инвестировавшие в развитие производства и создание но- вой продукции, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на государствен- ную поддержку. Поддержка предприятий будет осуществляться при условии взятия ими на себя ряда обязательств: по повышению производственной эффективности, обес- печению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, безу- словному выполнению требований Трудового кодекса в части обязательств рабо- тодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного со- хранения рабочих мест для уязвимых категорий работников. Осуществляется мониторинг предприятий, вошедших в федеральный список систе- мообразующих организаций (ОАО «НЛМК» и 18 филиалов общефедеральных холдингов) в целях получения государственной поддержки из федерального бюджета в виде госга- рантий на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вло- жения, субсидирования процентных ставок, «вхождения» государства в капитал пред- приятий. В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий реги- онального значения, который утверждается Правительственной комиссией по повыше- нию устойчивости развития российской экономики. В него вошли 1148 организаций, в т. ч. 14 предприятий Липецкой области. На региональном уровне антикризисным Советом области утвержден пере- чень системообразующих предприятий регионального значения, включающий 16 предприятий. Сформирована система мониторинга за состоянием этих пред- приятий. По результатам мониторинга предложения о необходимости оказания государственной поддержки отдельным предприятиям будут выноситься на за- седания Комиссии по отбору предприятий регионального значения для предо- ставления государственных гарантий области и объектов залогового фонда об- ласти в условиях кризиса в обеспечение исполнения обязательств по кредитам. Деятельность этой комиссии будет максимально прозрачна и для предприятий, и для населения. В целях повышения доступности банковских ресурсов в качестве мер государствен- ной поддержки определено предоставление государственных гарантий и объектов зало- гового фонда предприятиям регионального значения в условиях кризиса в соответствии с принятыми законами Липецкой области от 18.03.2009 г. № 252-ОЗ «О порядке предо- ставления активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области, в обеспечение исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым организациями ре- гионального значения, в условиях кризиса» и от 18.03.2009 г. № 253-ОЗ «О порядке пре- доставления государственных гарантий Липецкой области по кредитам, привлекаемым организациями регионального значения, в условиях кризиса». В областном бюджете на 2009 год на обеспечение государственных гарантий Липецкой области предусмотрено 435 млн. руб., средства залогового фонда — 600 млн. руб. На минимизацию влияния мирового кризиса, стабилизацию экономики направлен комплекс мер по стимулированию внутреннего спроса и импортозамещению. Особое внимание будет уделяться развитию секторов, наиболее перспектив- ных в плане наращивания внутреннего спроса. В качестве приоритетных направ- лений для оказания государственной поддержки в рамках областной целевой комплек- сной программы «Развитие промышленности Липецкой области на 2009—2011 годы» определены направления развития машиностроения: производство комплекту- ющих для бытовой техники, производство сельхозтехники и оборудования, про- изводство автокомпонентов, а также производство готовых металлических из- делий. Рассматривается вопрос о выделении из областного бюджета в 2009—2011 го- дах 260 млн. руб. (в 2009 году — 50 млн. руб.) для оказания господдержки в виде субси- дирования процентной ставки по кредитам, направленным предприятиями этих видов деятельности на приобретение и монтаж оборудования, строительно-монтажные и пус- коналадочные работы. Реализация данных направлений позволит увеличить объем про- изводства к 2012 году на 11,4 млрд. руб. (более 50% от объема производства машин и оборудования в 2008 году), создать более 2 тыс. рабочих мест. В целях стимулирования предприятий, осуществляющих разработку и внедрение ин- новаций в производство, включая мероприятия по повышению энергоэффективности, техническое перевооружение, внедрение, сертификацию менеджмента качества, реали- зацию планов реформирования и финансового оздоровления, в областном бюджете на 2009 год предусмотрены 24,2 млн. руб. в рамках областной целевой комплексной про- граммы «Развитие промышленности Липецкой области на 2009—2011 годы». Стабилизация текущей финансовой ситуации предприятий в условиях кризиса при- обретает наибольшую актуальность. В этой связи особую значимость имеет финансовое оздоровление предприятий. В целях снижения налоговой нагрузки на предприятия, реа- лизующие планы реформирования и финансового оздоровления, рассматривается воп- рос о внесении изменений в законы Липецкой области от 29.05.2008 г. №151-ОЗ «О при- менении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» и от 27.11.2003 г. № 80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» в части предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим реализацию планов реформирования и финансового оздоровления. Реализуется комплекс мер, утвержденный распоряжением администрации области от 02.03.2009 г. № 91-р «О реализации плана мероприятий по продвижению продукции липецких предприятий на внешние рынки в 2009—2010 гг.», по продвижению продукции товаропроизводителей области на внешний рынок, стимулирования экспортной де- ятельности. В рамках утвержденного плана в районах области проводятся выездные за- седания с целью информирования руководителей предприятий области об основных формах и направлениях государственной поддержки экспорта промышленной продук- ции, предусмотренной в федеральном бюджете. При содействии Липецкой торгово-промышленной палаты создан клуб экспортёров области, используются торгово-политические меры, информационно-консультацион- ные, организационные и др. Продолжится реализация проектов по созданию и развитию особых экономи- ческих зон федерального и регионального уровней, на создание объектов инфра- структуры которых в 2009 году из областного бюджета планируется направить около 160 млн. руб. В особой экономической зоне федерального уровня «Липецк» зарегистрировано 15 резидентов, до конца 2009 года планируется увеличение числа резидентов до 21, объем заявленных инвестиций составляет 50 млрд. руб., будет создано более 4,5 тыс. рабочих мест. В особых экономических зонах промышленно-производственного типа регионально- го уровня зарегистрировано 8 участников с общим объемом инвестиций 19,1 млрд. руб., будет создано более 1,5 тыс. рабочих мест. 8. Развитие инвестиционного потенциала Государственный спрос на продукцию и услуги предприятий будет также под- держиваться через реализацию запланированных инвестиционных проектов, ре- ализуемых в рамках областных законов и программ. В 2009 году в экономику области за счет всех источников финансирования планиру- ется инвестировать более 93 млрд. руб. капитальных вложений на уровне прошлого года, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней — 23,8 млрд. руб. Их доля уве- личится с 14 до 26%. Из федерального бюджета по адресной инвестиционной программе продолжится строительство корпусов Липецкого и Елецкого государственных университетов и других объектов федеральной собственности, развитие Липецкого аэропорта, строительство и реконструкция автомобильных дорог и объектов инженерной ин- фраструктуры ОЭЗ «Липецк». Всего на эти цели из федерального бюджета будет на- правлено 21,2 млрд. руб. За счет средств областного фонда софинансирования расходов в сумме 425 млн. руб. продолжится капитальный ремонт и строительство объектов муниципальной собственности, социальной инфраструктуры в микрорайоне «Университетский» и благоустройство территорий муниципальных образований. В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории области, в рамках Закона Липецкой области от 25.02.1997 г. № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области», предусмотрена государственная поддержка в виде: — льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций (в 2009 году — 163 млн. руб.); — государственных гарантий области по инвестиционным проектам для осущест- вления инвестиций в форме капитальных вложений (в 2009 году — 65 млн. руб.). Реализация закона позволит инвестировать в экономику области 2,8 млрд. руб., бу- дет создано 520 новых рабочих мест. В целом реализация инвестиционных проектов в 2009 году осуществляется в соот- ветствии с заявленными бизнес-планами за счет собственных и кредитных средств. Финансовая устойчивость системообразующих предприятий дополнительно будет поддерживаться в рамках областного законодательства. Сумма предпола- гаемой государственной поддержки составит 70 млн. руб. В соответствии с Законом Липецкой области от 29.09.2004 г. №127-ОЗ «О залоговом фонде Липецкой области» уже предоставлено в качестве обеспечения банковских кре- дитов объектов залогового фонда — 2,7 млрд., в т.ч. в 2009 г. — 65 млн. рублей. В целях облегчения доступа хозяйствующим субъектам к кредитным ресурсам бан- ков почти во всех муниципальных районах и городских округах сформированы муници- пальные залоговые фонды на общую сумму свыше 668 млн. руб. Окончание на 6-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz