Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 73/23451/ 11 АПРЕЛЯ 2009 3 Наталья Мекаева убеждена: искусство принадлежит народу. ПРОЕКТ | Липецкая областная филармония создает филиалы в районах Моцарт в глубинке Елена Бредис Не думаю, что выдающие- ся музыканты и актеры, приезжающие на гастроли в Липецк, кривят душой или льстят, когда, проща- ясь, говорят, что не ожида- ли встретить в провинции такую тонкую, понимаю- щую и чуткую публику. Вот лишь один маленький пример: шикарный столич- ный бомонд, посещающий концерты классики в Доме музыки, непременно аплодирует между частями сонат, сюит, симфоний. А чему удивляться? Они ведь пришли засвидетель- ствовать свое присутствие на концерте известного ис- полнителя. Пришли, пото- му что это престижно, пото- му что новый наряд проде- монстрировать хочется. А что там играют — дело де- сятое. Руки пианист опу- стил, значит, пора хло- пать. А вот в Липецке вы с таким невежеством и неу- важением не столкнетесь. Впрочем, так было далеко не всегда. Рассказывает ди- ректор и художественный руководитель Липецкой об- ластной филармонии Ната- лья МЕКАЕВА. — Поклонники высо- кого искусства наверняка помнят те времена, когда у нас на концертах Ойстраха или Ростроповича могли си- деть от силы человек двад- сплошь бескультурные не- вежды. Это тот же снобизм, с каким к липчанам отно- сятсянекоторые московские артисты. Вот почему сегод- ня одно из направлений на- шей работы— это организа- ция филиалов филармонии в районах. —Но, насколько я знаю, во все времена артисты фи- лармонии ездили с концер- тами по всей области, и в красных уголках выступа- ли, и даже перед утренней дойкой… —Выступали.Унасдаже шутка такая есть: концерт передутреннейдойкойначи- нали с романса «На заре ты ее не буди». Но ведь это про- фанация. Ну собрали народ наскоро, заставили его слу- шать. Какой в этом смысл, какая отдача? Это что, при- общение к культуре? С от- крытием филиалов работа строится по-другому. —А в чем принципиаль- ное отличие? — Во-первых, мы ста- ли привозить в районы ар- тистов из Москвы, Ростова, Воронежа, других крупных городов. Во-вторых, прохо- дят концерты в залах домов культуры. Понимаете, это ведь совершенно иная атмо- сфера, иной настрой публи- ки. Только за январь—фев- раль этого года мы открыли восемь филиалов, а всего их сейчас четырнадцать. —Наэтиконцертымогут попасть только жители рай- онного центра? — Не угадали. На кон- церты привозят детей и взрослых из поселков и де- ревень. Начиналось все со встреч с главами админи- страций, с начальникамиот- делов культуры. Признать- ся, я сама не очень верила в успех. Кто, думаю, будет со мной сейчас, во время кри- зиса, об этом говорить? И была просто потрясена тем, с каким пониманием отнес- лось к этой идее руковод- ство большинства районов! Главу лев-толстовской ад- министрации Евгения Ва- сильевича Котова мне даже убеждать не пришлось—он сразу с воодушевлениемпод- держал этоначинание. Кста- ти, Евгений Васильевич яв- ляется большим ценителем скрипичной музыки, живо- писи, посещает все концер- ты и выставки. И началь- ник отдела культуры и ис- кусства этого района Татья- на Федоровна Павликова с огромной энергией включи- лась в эту работу. Ведь надо подыскать менеджера, кото- рый бы организовывал зри- телей, распространял биле- ты, вел просветительскую деятельность. И сейчас там на концертах зал на две- сти человек полон. Многие трогательно благодарят: «Мы так завидовали, что в Липецке есть культурная жизнь, а теперь и у нас по- явилась возможность к ней приобщиться!»Ядаже виде- ла, как люди плакали. — А от главы админи- страции многое зависит? — Ну конечно. Элемен- тарно: ведь надо организо- вать транспорт, который бы привез людей на концерт со всего района, из самых от- даленных деревень, и отвез обратно. Это ключевой мо- мент, без которого все теря- ет смысл. Вот почему я так признательна за понимание. Прекрасно нам работа- ется в Усмани с главой ад- министрации Владимиром Михайловичем Мазо и на- чальником отдела культуры АлександромВикторовичем Дрютовым. С каким рвени- ем взялся помогать нам гла- ва Добровского района Ана- толий Иванович Глазунов! Или вот еще пример. Каза- лось бы, Измалково — отда- ленный район. Я туда ехала, не питая особых надежд. Но Владимир Александрович Коршиков, глава админи- страции, немедля отклик- нулся на нашу просьбу. Как и начальник отдела культу- рыАлександр Иванович Оч- касов. Так же замечательно сложилось все и в Красном. Вдумайтесь, ведь это даже не город. Но знаете, как тамна- родпошелнаконцертыклас- сической музыки? Разуме- ется, если бы не поддержка главы района Игоря Анато- льевича Долгополова, ниче- го бы не получилось. —Выходит, мы действи- тельно страдаемнекоторым снобизмом, когдапозволяем себе думать: «Да кому там, в деревнях и селах, нужна классика...»? — А я с этого и начала наш разговор: люди тянут- ся к искусству. Конечно, мы много концертов адресуем прежде всего детям. Важно цать. Сегодня о таком про- сто страшно подумать, да и верится-то с трудом. Но ведь было, было… И не потому, что серьезная музыка в ге- ниальном исполнении была нужна только этим двум де- сяткам. Я убеждена, что та- кая потребность есть у боль- шинства людей. — Тогда в чем же дело? Почему эта потребность ча- сто остается нереализован- ной? — Да потому что в лю- дях ее надо открыть! Как че- ловек может узнать, что ему очень может нравиться Мо- царт, еслионникогдаМоцар- тане слышал?Амыподсовы- ваем молодежи попсу, кото- рую она с готовностью «про- глатывает», а потом хвата- емся за голову: «Ах, они та- кие бездуховные, они такие ограниченные, в них столь- ко грубостии агрессии!»Лю- дей к настоящему искусству надо приучать постепенно, желательно с детства. Вот та- кая постепенная, кропотли- ваяработаидаетрезультаты. Потому-тосегоднявЛипецке на концертах классики всег- да полные залы. Это не мгно- венное массовое прозрение и не чудо озарения. Простомы ставили перед собой просве- тительские задачи и решали их. И у нас уже зрители не станут хлопатьмежду частя- ми сонаты или сюиты. — Иными словами, вы достиглипоставленнойцели иможете, как говорится, по- чивать на лаврах? — Ни в коем случае! Не надо забывать, что наш кол- лектив называется област- ной филармонией. Да, в Ли- пецкемногое изменилось, но развеможнона этомостанав- ливаться? Разве в районах живут люди второго сорта? Большая и непростительная ошибка думать, будто там заложить основу, на кото- рой будет построено здание. И в районах уже отмечают: увеличился приток детей в музыкальные школы. Бо- лее того, сейчас на многие профессиональные празд- ники стали приглашать ар- тистов нашей филармонии. Растет интерес к классике. Ну должны же мы что-то противопоставлять вездесу- щей попсе! Не делая этого, мы просто лишаем человека выбора. По сути, наша зада- ча проста: всего лишь сде- лать серьезное искусство до- ступным в любом уголке на- шей области. —Немогу в конце нашей беседы не спросить: гран- диозный план с постанов- кой оперы «Борис Годунов» остается в силе? — Да, работа кипит во- всю. На закрытие сезона мо- сковская«Новаяопера»при- возит сто пятьдесят шесть человек: солистов, хор, ор- кестр. Действо будет прохо- дить на Соборной площади. Хорошая подзвучка, боль- шие экраны. Мы не смогли бы сделать такой подарок липчанам, если бы не все- сторонняя помощь замести- теля главы областной адми- нистрации Людмилы Кура- ковой. В условиях кризиса это особенно ценно. Неменее существенно и то, что в ны- нешней сложной ситуации нам продолжает помогать наш генеральный спонсор ОАО «Индезит». Сохранить культуру и искусство мож- но только общими усилия- ми. Верю: нам это удастся. Олеся Растегаева Нашел человек корягу. Другой бы ее и не заметил, мимо прошел. А этот подо- брал, домой принес и уже по дороге понял, что имен- но из нее получится: такой чудной, забавный мужичок, сидящий на суку. Может, леший, а может, просто де- ревенский житель, который гулял, гулял по лесу да и присел передохнуть. Между прочим, из кор- ней, коряг, капа (так назы- ваются необычной формы наросты на дереве) можно вырезать не только фанта- стические фигурки, фоль- клорных персонажей, под- ставки для цветов, но даже объемные плакаты, полити- ческие карикатуры, агитки. К примеру, одна из пер- выхподелоклипчанинаВла- димира ГеоргиевичаКружи- хина называлась... «При- ватизация». Огромный ко- рень, где-то в метр высо- той, он превратил в метафо- ру, символ, а вернее, в ал- легорию девяностых годов минувшего столетия. С об- наженной женщиной (по замыслу художника, это ТВОРЧЕСТВО | Талант не терпит пауз Деревянная приватизация — Россия), чья голова в па- сти змея, с жирным котом, ожидающим добычи (это За- пад), с бедолагой, что тянет- ся за кускомхлеба. Весь этот перестроечныймир распола- гается на маленьком клочке земли, где ни рожь, ни пше- ницу не посеешь. Скульптуру Кружихину заказали коммунисты. Од- нако забыли ее забрать. Она оказалась первой и един- ственнойработой, выполнен- ной Кружихиным на заказ. Что за ней никто не пришел, Владимир Георгиевич не ту- жит. Ему нравилось приду- мывать эту композицию, он хорошо потренировална ней свою фантазию и руки. Но в дальнейшем пла- катным жанром уже не за- нимался. Его больше тянет не к сатире, не к злободнев- ности, а к философии. Есть у художника «Покаяние грешника». Очень неожи- данная вещь: нога, а на ней держится, как на шее, че- ловеческая голова.Нупрямо Сальвадор Дали! А толкует автор свое творение пример- но так: вот, мол, человек на жизненномпутивсепотерял, даже себя самого. Иосталась ему лишь нога для послед- него шага... Мрачновато, но любопытно и поучительно. А главное — смотрится. Все вышло так выразительно. Кто же он, Кружи- хин? Нет, не художник- профессионал. До пенсии был инженером-геологом. А геолог близок к природе, он ее чувствует и понима- ет. Потому-то, наверное, и увлекся Владимир Георги- евич корнепластикой. Под- сматривает в природе что-то примечательное, включа- ет фантазию и создает впе- чатляющие вещи. Началось это без малого полтора десят- ка лет назад. Мастерскую он устроил на балконе. Приоб- рел инструменты, ну и кни- ги, чтобы как следует овла- деть техникой резьбы. А во- ображения ему, как вы уже убедились, не занимать. Вскоре работыКружихи- на едва помещались в квар- тире. И он начал щедро раз- даривать их друзьям. А чего скупиться?Он—художник, значит, еще сделает. Идей, слава Богу, хватает, да и ма- териал в прямомсмысле сло- ва под ногами лежит. Работает Кружихин над несколькимипроизведения- ми одновременно. Ведь каж- дое требует весьма долгого времени. А тут вдруг обна- руживает другую занятную чурку, что-то такое особен- ное в ней ему мерещится. — Тогда я сразу берусь за нее, чтобы промелькнув- ший образ не стерся, не уле- тучился, — рассказыва- ет мастер. — А то иной раз глянешь на незаконченную вещь, и тебе неожиданно со- всем иная мысль приходит. Понятно, тут же начинаешь ее воплощать. Материал он собирает везде — на улице, во дворе, в саду, случается, и в лес ез- дит. Предпочитает корни и кап. Но не пренебрегает и гнилушками — из них по- лучаются очень эффектные произведения. — Дерево — оно живое. От него даже тепло идет. У него приятная на глаз и на ощупь текстура, с ним хо- чется возиться. А лак и мо- рилка сохраняют его от пор- чи и придают вещи краси- вый оттенок. У Владимира Георгиеви- ча золотые руки. Он все для дома делает сам: столы, сту- лья, рамки для фотографий. И таких искусных изделий вмагазинах не купишь. Экс- клюзив. Не ремесло, а ис- кусство. Правда, сейчас у Кружи- хина возникла трудность с мастерской. Ион, и егожена уже не молоды, им нелегко подниматьсяна пятый этаж. Вот и обменяли большую трехкомнатнуюквартиру на «двушку» на первом этаже. — Здесь балкона нет, — сказал он, — так что прихо- дитсяждать тепла, чтобыра- ботать на улице. У меня есть задумка — хочу изобразить аллегорию кризиса... Но художник не теря- ет времени. Талант не тер- пит остановок и пауз. Нель- зя пока делать деревянные скульптуры — Кружихин берется за рисунки. Так ска- зать, набивает руку, благо для графики никакого от- дельного пространства не требуется — только бумага да гелиевые ручки. А там, может, и маслом писать по- пробует. ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА Михаил Абрамов Преодолев за шесть с не- большим часов на само- лёте 4725 километров, се- годня рано утром «Метал- лург» прибыл в Читу, где уже в 12.00 по московско- му времени встретится с одноимённым клубом. Плотность в турнирной таблице в данный момент такова, что каждый тур вно- сит серьёзные изменения в расстановку сил в первом дивизионе. Стоило «Метал- лургу» одержать первую победу, как он в мгновение ока поднялся с 18-го ме- ста на 10-е. А «Чита», усту- пив дома «Салюту-Энергии» 1:3, наоборот, скатилась с ФУТБОЛ | Накануне тура Матч в Забайкалье 14-й строчки на последнюю, 20-ю. Впрочем, турнирное положение команд пока до- статочно условно. К приме- ру, в случае победы сегод- ня читинцы сравняются с липчанами по набранным очкам. Мы же надеемся, что «Металлург», почувство- вавший вкус победы, не остановится на достигну- том. Соперник, прямо ска- жем, ему по силам. Где, как не в поединках с равными командами, набирать дра- гоценные очки? Будем на- деяться, что именно так рас- суждали игроки и тренеры «Металлурга», отправляясь в Забайкалье. БЛИЦ-ОПРОС: ПРО- ГНОЗ НА МАТЧ Сергей СУХОМЛИНОВ, инспектор МОА «Чернозе- мье», бывший футбольный арбитр: — Первая победа, да ещё одержанная на чу- жой территории, несомнен- но, должна добавить «Ме- таллургу» уверенности. Команда может раскре- поститься, ведь задача- минимум на выездные мат- чи выполнена. Мне кажет- ся, психологическое пре- имущество в предстоящем поединке будет на стороне липчан. «Чита», проиграв- шая в предыдущем туре, не имеет права на ещё одну осечку. Не правда ли, зна- комая картина? В той же ситуации после первого тура оказался и наш «Ме- таллург». Как вы помни- те, следующую встречу он не выиграл. Не добьются победы и читинцы. Более того, мне представляется, что команда из Забайкалья —одна из слабейших в пер- вом дивизионе. Во всяком случае, в её составе извест- ных футболистов я не знаю. «Металлургу» по силам одержать вторую победу. Поставлюна счёт 2:1 в поль- зу «сталеваров», для кото- рых не станет помехой даже длительный перелёт и ше- стичасовая разница во вре- мени. Ал екс андр СИВЕЦ, игрок мини-футбольного клуба «Липецк»: — «Металлург» прибав- ляет по ходу сезона. Это оче- видно. Так что, думаю, в Чите липчане сыграют вни- чью—1:1. На стороне хозя- ев — родное поле, поддерж- ка болельщиков, часовой пояс. Однако по уровню ма- стерства читинцы «сталева- рам» уступают. Что-то в стиле Сальвадора Дали? Новая работа Владимира Кружихина. Даже названия пока нет. ЧЕЛОВЕК НЕДЕЛИ | Педагог Ирина Арнаутова : «Дети могут преобразить город» Софья Вобликова На днях в центре развития творчества детей и юно- шества «Советский» со- стоялся конкурс детских проектов благоустрой- ства областного центра «Липецк-дизайн-2009». Самое деятельное участие в его организации прини- мала Ирина Арнаутова — педагог-организатор цен- тра. По версии «Липецкой газеты» Ирина стала чело- веком недели. — Ирина, расскажите о конкурсе. В чем его главная идея и кто участники? — Конкурс проводится на базе нашего центра уже девять лет, статус городско- го он получил в 2006 году. Его цель — привлечь моло- дежь к решению экологиче- ских проблем. Ежегодно в нем участвуют школьники Липецка в возрасте 13-17 лет. Популярность конкурса растет: если четыре года на- зад соревновались шесть об- разовательных учреждений города, то сегодня их уже было семнадцать, они пред- ставили 25 работ. Состяза- ние проходило в виде защи- тыпроекта. Кстати, впервые эта процедура транслирова- лась в Интернете. — «Детские проекты по благоустройству города» — звучит необычно.Что пред- ставляют собой конкурсные работы? — Они очень разные по качеству исполнения, но в каждой из них содержится конкретное предложение, как сделать лучше окру- жающее пространство. Для детей это, прежде всего, школа. Поэтому соревнова- ние проводится по четырем номинациям: учебные по- мещения, рекреационные зоны, административные помещения и пришколь- ная территория. Последняя, кстати, вызвала наиболь- шийинтерес участников—в ней свои проекты предста- вили конкурсанты от один- надцати образовательных учреждений. Оригинальные цветники, «альпийские гор- ки», искусственные водое- мы и даже небольшой фон- тан—все это, по мнениюре- бят, может сделать школь- ные дворы красивее, уют- нее. Ценность проектов и в том, что дети не просто фан- тазируют, а досконально продумывают, как все это может быть воплощено на практике, проводят насто- ящие исследования, дела- ют экономические расчеты. —И какова дальнейшая судьба проектов? Как часто они реализуются? — К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Все упирается в финансирова- ние. Кстати, в 2006 году наш конкурс стал обладателем муниципального социаль- ного гранта. Было бы здо- рово давать эти гранты са- мим юным авторам лучших дизайн-проектов для вопло- щенияих замыслов вжизнь. Это дало бы мощный воспи- тательный эффект. — Какие места в горо- де, по вашему мнению, яв- ляются образцами благо- устройства и что еще нужно усовершенствовать? —Разумеется, централь- ные улицы Липецка дают пример того, как должен выглядеть современный, ухоженный город. Но нуж- но привести в такое же до- стойное состояние террито- рии микрорайонов. Особен- но тревожит засоренность улиц, скверов, дворов после зимы. Еду вечером домой на Силикатный — столько му- сора вдоль дороги! Конечно, сейчас пройдут субботни- ки, все это уберется и… сно- ва начнет накапливаться. Чтобы такое не происходи- ло, мало разового меропри- ятия. Банально, но справед- ливо: бережное отношение к окружающей среде воспи- тывается с малых лет. И, на- деюсь, наш конкурс вносит в эту кропотливую работу свой вклад. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Ирина Викторовна Арнаутова. Родилась 19 мая 1982 года в Липецке. Училась в школе № 11 (поселок Сили- катный), гимназии № 12. Выпускница естественно- географического факультета Липецкого государственно- го педагогического университета. С 2004 года работает в ЦРТДиЮ «Советский». Замужем. Увлечения: цветовод- ство и… работа. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Михаил Покровский Продолжаются творческие встречи журналистов «ЛГ» с читателями в рамках акции «Библиотеки и «Липецкая газета». Очередная из них состоя- лась в библиотеке поселка Сырский Рудник. Здесь мы в который раз ЧИТАТЕЛЬ—ГАЗЕТА | Обратная связь Все возрасты покорны убедились: у «Липецкой га- зеты», изданий для детей и юношества «Золотой клю- чик» и «Молодежный вест- ник», «Липецкой спортив- ной газеты», входящих в Издательский дом «Липец- кая газета», много поклон- ников. И с каждым днем их становится больше, по- скольку к названным доба- вились два новых издания: журналы «Итоги недели» и «Петровский мост», посте- пенно обретающие свою чи- тательскую аудиторию. О дне сегодняшнем об- ластных газет и журналов, входящих в Издательский дом «Липецкая газета», о планах на будущее расска- зал собравшимся замести- тель главного редактора «ЛГ»Владимир Грязнов. Он особо подчеркнул, что наша печатная продукция адресо- вана читателям всех возрас- тов, профессий, увлечений и предпочтений. Как и на предшествую- щих встречах, журналисты познакомили собравшихся с частью экспонатов фотовы- ставки, посвященной 90-ле- тию«ЛГ», старейшего изда- ния в области, рассказали читателям о книгах, выхо- дящих в серии «Библиотеч- ка «Липецкой газеты». Не осталась в долгу и би- блиотека: ее работница На- дежда Малинкина подари- ла журналистам свое стихо- творение, посвященное «Ли- пецкой газете». ЧИЧИКИН Константин Степанович На 88-м году жизни скончал- ся ветеран Великой Отечествен- ной войны, заслуженный юрист РСФСР, бывший председатель Ли- пецкого областного суда Констан- тин Степанович Чичикин. Ушелизжизни энергичный, от- зывчивый, мудрый человек. Он родился 10 июня 1921 года в селеГудовоДобровскогорайонаЛи- пецкой области. В 1941 году, после окончания средней школы, поступил учиться в Рязанское артиллерийское учи- лище. Сразу после училища млад- ший лейтенант Константин Чичи- кин был направлен в 842 артилле- рийскийполк309 стрелковойдиви- зии, где вначале занималдолжностькомандира взвода, а за- тем—заместителя командира батареи по огневой части. В мае 1942 года, участвуя вжесточайших боях, К.С.Чичикин был тяжело ранен и в июне 1943 года вернулся домой. После окончания Московской юридической школы в 1946годуонбылизбраннароднымсудьей2-гоучасткаСасов- ского районаРязанскойобластии совмещалработу с учебой во Всесоюзном юридическом институте. В марте 1951 года Константин Степанович Чичикин избирается народным су- дьей Чаплыгинского района. Через три года, после образо- вания новой—Липецкой области, в состав которой вошла и территорияЧаплыгинскогорайона,КонстантинСтепанович занялпост заместителяпоотделународныхсудоввУправле- нии юстиции. В 1956 году К.С.Чичикин был избран снача- лазаместителем, азатемпервымзаместителемпредседателя облсуда.В1963годурешениемсессииобластногоСоветадепу- татов трудящихся он был избран председателемЛипецкого областногосуда,которыйвозглавлялболее23лет.В1974году ему было присвоено звание «Заслуженный юрист РСФСР». В 1986 году Константин Степанович ушел на пенсию. Находясь в отставке, он принимал активное участие в жизни судейского сообщества Липецкой области и вел ак- тивную общественную работу — был заместителем пред- седателя областной организации ветеранов Великой Оте- чественной войны. На всех занимаемых должностях его отличали высокие деловые и личные качества, требовательность к себе и под- чиненным, внимательное отношение к людям. За своюмноголетнююратнуюи трудовуюдеятельность Константин Степанович Чичикин награжден орденами: Отечественной войны I и II степени, «Знак Почета», Крас- ной Звезды и медалями. Светлая память оКонстантине СтепановичеЧичикине, отважном и благородном сыне Отечества, верно служив- шем ему до последних дней жизни, навсегда сохранится в наших сердцах. Липецкий областной Совет ветеранов войны и труда Областной Совет депутатов Администрация Липецкой области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz