Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Дима С. Диме 10 лет, он уче- ник 3-го класса. Учится мальчик средне. Но есть любимый предмет — русский язык. Преподает его замечательная учительница Ири- на Владимировна, к которой вос- питанникшколы-интерната отно- сится с большим уважением. Ино- гда мальчик шалит, но кто в его годы без этого обходится. Улыбчи- вый, жизнерадостный парнишка, хорошо ладит со сверстниками. Родные кДиме не приходят. Но он терпеливо продолжает ждать. ТамараТ. Светловолосая, голу- боглазая девочка. Косыей заплета- ют подруги и воспитатели. Растет стремительно, но такая пока тро- стиночка. Тамарочка любит петь, учится играть на пианино. Еще ей нравится рисовать. От темныхкра- сок она перешла к светлым, чему очень рады воспитатели. Девоч- ку можно часто увидеть в библио- теке. Хочет стать парикмахером. У нее три старших брата и сестра. Но забирать на праздники Тамару некому. Все они — «выпускники» детского дома. Виталий С. Симпатичный лю- бознательный мальчишка, хоро- шо учится, играет на кларнете. В школу-интернат он переехал из детского дома. Братьев и сестер нет. Родителей—тоже. По словам Виталия, они от него отказались. И напрасно: честный парнишка растет, внимательный. Успеш- но заканчивает третий класс. За- мечательно поет. Без уговоров ис- полнил песню «Бескозырка бе- лая». С другими воспитанниками посещал святые места, с поездка- ми связанытеплые воспоминания. Алина Б. Алине 10 лет. Воло- сы у нее темные, а глаза голубые. Любит играть в куклы. С учебой пока не в ладах, но она мечта- ет поступить в медколледж, где нужны знания и терпение. Али- на старается подтянуться в уче- бе, стать сильнее физически: уже съедает всю кашу. Воспитатели и социальные педагоги работают с девочкой и теперь она уже реже плачет, охотнее ходит на допол- нительные занятия.Иногда ее проведывает тетя. Маме, кото- рая живет в селе, не до Алины. Папы нет. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 71/23449/ 9 АПРЕЛЯ 2009 3 ФОТО КРИСТИНЫ ИВАЩЕНКО ПОДРОБНОСТИ | Ценители народного творчества побывали в фольклорной экспедиции Три уголька от сглаза Кристина Иващенко, преподаватель Липецкого областного колледжа искусств им. Игумнова, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» С первых дней новорож- денный младенец в старой русской деревне, сам о том, естественно, не ведая, становился участником обрядов, пришедших из седой древности, приду- манных нашими предками еще в языческие времена... Только что появившего- ся на свет малыша заверты- вали в отцовскую рубаху и помещали отцу на колени — чтобы отец любил. А по- том ребенка клали на шуб- ный пиджак мехом нару- жу—чтобы богатство было. Его купали в корыте с «про- бежной водой», куда отец опускал монетку и янтарь, бабка сыпала зерна ржи и овса, а от сглаза бросали три уголька. После купания но- ворожденного сразу подно- сили к материнской груди и желали: «Дай Бог кому ребенка родить, тому и кор- мить». До шести недель его пеленки на улице не суши- ли. А чтобы он вел себя спо- койно, не плакал, клали в угол под веник, приговари- вая: «Как веник на одном месте лежит, не слышно его и не видно, так и младенец пусть смирно спит, по но- чам не ревит». Лишь после шести недель его крестили, он получал имя. В этих обычаях перепле- таются поэзия и магия, му- дрость и простодушие, игра и глубокая серьезность. О нихучастникифольклорной экспедиции Липецкого об- ластного колледжа искусств имени Игумнова узнали от жительниц села Екатери- новка Нины Николаевны Карлиной и Нины Тимофе- евны Зобниной. Впуть-дорогупо добровс- ским селам и деревням мы отправились в конце янва- ря. Есть в таких поездках за старинными песнями, за забытыми традициями и об- рядами особый азарт, ожи- дание, предвкушение боль- шихималеньких открытий. И, честно сказать, мне при- ятно, что вместе со мной у народных исполнителей, у хранителей памяти гостят совсем молодые, даже юные студенты. Они не по книж- кам, а воочию убеждаются, насколько самобытна наша фольклорная культура, на- сколько бережно и вместе с тем по-своему поют разные люди, жители разных мест даже уже знакомые мело- дии. Мало того: самые та- лантливые исполнители во- обще никогда не повторя- ются, всякий раз предлага- ют какие-то вариации. Эта вариативность песенного мышления народа и была двигателем в развитии род- ного нашего фольклора. Она составляет, может быть, и главную его прелесть. Прагматичные люди спросят: зачем это все нуж- но? Я отвечу на вопрос во- просом: а зачем нам вооб- ще нужны музыка, поэзия, фотографии бабушек и пра- бабушек, память о том, что наша страна и нашнарод су- ществуют, творят, трудятся, поют, сражаются, веруют не сто, не двести лет, а тысяче- летия? Добровская поездка уда- лась. Впечатления большие. И прежде всего они связа- ны с людьми и их судьба- ми. Вот, к примеру, есть в Замартынье такой человек — Пётр Алексеевич Прохо- ров. Сейчас ему 57 лет, а ро- яльную гармонь он впервые взял в руки только в сорок. Самне может объяснить, по- чему вдруг в зрелом возрас- те его потянуло к этому ин- струменту. Но тут стоит, на- верное, вспомнить высказы- вание ученого А.С. Кабано- ва о том, что народное искус- ство — прерогатива зрело- го человека, и чем он стано- вится старше, тем полнее и глубже понимает его. Пётр Алексеевич пора- зил нас своей игрой на ро- яльной гармошке, энергети- кой, своим «заводом». Слу- шаешь его и чувствуешь: он и гармонь — единое це- лое. Кстати, Прохоров соз- дал в своём селе трио: под его аккомпанемент поют его сёстры Наталья Васильев- на Прохорова и Мария Ва- сильевна Голикова. Трио из Замартынья уже побывало несколько раз с концерта- мивМоскве, Воронеже, Ель- це, Липецке. Передачи с его участием показывались по центральным телеканалам. Согласитесь, если бы на- родное искусство сегодня никому не было интересно и необходимо, вряд ли кол- лектив Прохорова пользо- вался бы такой популяр- ностью. Его репертуар ти- пичен для современного липецко-тамбовского погра- ничья: «Канарейка», «Про- стые страдания», «Матаня», «Семеновна», «Плясовая». В трио придумали новуюча- стушечнуюформу «Стёжки- дорожки». Она возникла, когда ансамбль готовился к выступлениямв честь 60-ле- тия Великой Победы. Ини- циатором стала Наталья Ва- сильевна Прохорова: Стёжки-дорожки, дальняя степь, Ножки потёрла жалезная цепь. Но мы собираем, если угодно, коллекциониру- ем не только музыкальный фольклор, но иместные обы- чаи. Вот и в том же селе ста- рожилы рассказали нам о совершенно новом варианте обычая «кумиться на Трои- цу», когда молодые девуш- ки, поднявшись на горку, скатывали яйца и присма- тривались: чьё яйцо с чьим стукнется, те считались ку- мами. А вот Антонина Васи- льевна Мозгунова (она ро- дом из Екатериновки) вос- становила, припомнила Рождественскую колядку, которую услышала от ба- бушки ДьяковойАнастасии Андреевны: Пришла коляда Вперёд Рождества, Вперёд масленцы- Раскарасленцы. Коляда, коляда, Дай пирога, А не дашь пирога — Корову за рога. Коляда, коляда, Дай пышку, А не дашь пышку — Быка за лодыжку. Анастасия Николаевна Мигунова из Трубетчино — кладезь народной мудрости и памяти. Встреча с таким человеком для фольклори- ста — большая редкость и радость. Всё, что быни дела- ла баба Настя — пела, пля- сала, рассказывала, игра- ла, — во всём сквозила лю- бовь к жизни и людям. Из- вестное изречение гласит: талантливый человек та- лантлив во всём. Вот и наша баба Настя не переставала нас удивлять своими дарова- ниями. Частушки под печ- ной заслон — пожалуйста. Частушки и страдания под балалайку — сколько угод- но. И все это молодо, краси- во, заразительно. Даже если бы в деревне Никольская мы ничего ин- тересного не обнаружили, то само путешествие в неё оставило бы неизгладимый след. Дорога, занесенная снегом, сани, запряжённые лошадкой по имени Ласточ- ка, которая промчала нас с ветерком…Сейчас здесьжи- вут лишь два десятка чело- век. Домов много, но боль- шинство пустые. Раз в неде- люприезжает трактор с про- дуктами. Кругом только бе- лый снег и тишина. После шумного города ощущение непередаваемое. Здесь впервые за двад- цать лет экспедиционной работы мы узнали об обы- чае голосить по покойнику на… свадьбе. Мария Ана- тольевна Карлина, расска- завшая об этом, и сама уже не застала этого обряда, но воспроизвела его по воспо- минаниям своей мамы. Ког- да подъезжает поезд жени- ха за невестой, то их сразу в дом не пускают. В сенях у стены на лавке ложится че- ловек, изображающий по- койника. Здесь же, в сенях у двери, стоят человека три, в ступе толкут пшено, по- ясняют, что для поминаль- ных блинцов, «покойника» накрывают как положено и начинают голосить: Ой, милая ты моя дружичка, Да и оставил ты меня горюшечку, И куда ж мне теперь деваться! Все это наводит на раз- мышления об особой связи в народном сознании люб- ви, семьи и смерти… Мы еще долго будем вспоминать об этой экспе- диции, слушать записи, просматривать фотографии и пытаться постичь духов- ные тайны и загадки наших предков… Баба Настя не переставала удивлять участников экспедиции своими талантами. На манер самонадеянного французского короля главный редактор газеты «Русь Святая» Игорь Сорокин может сказать: «Газета — это я». Но в его словах не будет ни само- надеянности, ни гордыни. Напротив: ему бы навер- няка хотелось, чтобы в шта- те редакции были и репор- теры, и очеркисты, и фото- корреспонденты, и ответсе- кретарь, и корректор. Толь- ко денег в обрез, поэтому он сам и пишет, и редактиру- ет, имакетирует, ивылавли- вает опечатки, и хлопочет о распространении. Зато сколько поначалу более громких периодиче- ских изданий за шестнад- цать лет приказали долго жить.А«РусьСвятая», «все- российская общественно- историческая, литера - турная и краеведческая православно-христианская народная газета», продол- жает выходить. У нее есть круг читателей и за предела- миЛипецкойобласти.Игорь Трофимович, к примеру, как зеницу ока бережет письма из Джорданвилля (США), где находится пра- вославный Свято-Троицкий монастырь. «Спасибо за га- ЮБИЛЕЙ | Редактору уникального российского издания исполнилось 75 лет С пером и верой зету «Русь Святая»!» — эти слова тамошнего митропо- лита Лавра пересекли оке- ан, пол-Европы и легли на рабочий стол Сорокина в за- валенной книгами кварти- ре, где он делает очередной номер. Когда без малого пятьде- сят лет назад уже опытный инженер-электрик Сорокин приехал налаживать и пу- скать первый в СССР пяти- клетевой стан непрерывной холодной прокатки на Но- волипецком металлургиче- ском, он понятия не имел, что незнакомый, далекий Липецк станет для него, ко- ренного уральца, родным. Он участвовал в проектиро- вании и наладке крупней- ших производств НЛМК, других ведущих предприя- тий области. За доменную печь № 6 Сорокин награж- ден медалью «За трудовую доблесть». Апотом ему дове- лось создавать у нас филиал ВНИПИ«Тяжпромэлектро- проект». Он был первым его директором. И как-то незаметно на- ряду со всем этим Игорь Трофимович пристрастил- ся к краеведению, журна- листике. Опубликовав в на- шей газете в 1980 году пер- вую свою статью — об исто- рииПетровского спуска, Со- рокин опять-таки не пред- полагал, что придет день и он подпишет в свет старто- вый номер «Руси Святой». Замысел ее возник из же- лания приобщить людей к Православию, дать неофи- там путеводную нить к зна- ниям о вере, культуре, под- вигах предков. Энергия у Сорокина фе- номенальная. Ее хватало и хватает не только на газету, где он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он был депута- том Липецкого горсовета, способствовал возвраще- ниюХристорождественско- го собора верующим, ини- циировал и провел в обла- сти первые Дни славянской письменности и культуры (1992 — 1993 гг., за это был, так сказать, награж- ден поездкой в Грецию, на родину Кирилла и Ме- фодия)и международные Есенинские чтения. Соро- кин возглавлял Фонд воз- рождения часовни Петра и Павла в Липецке. Так мало того: кроме «Руси Святой», он еще издает и газету «На- родный лечебник». Вы поверите, читатель, что у этого неуемного чело- века, лауреата премии Со- юза журналистов России, — семидесятипятилетний юбилей? Вот и нам с трудом верится. Но на всякий слу- чай мы Игоря Трофимови- ча поздравляем. А главное —желаем его газете верных читателей, а ему — творче- ского вдохновения и здо- ровья. Журналисты «ЛГ». P.S. 10 апреля в 17 ча- сов в областной научной би- блиотеке состоится встре- ча читателей с главным редактором газеты «Русь Святая» Игорем Сороки- ным. ВСЕ ДЕТИ – НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Сергей Малюков На этой сцене пел когда-то Кобзон, шутил Пуговкин, играли «Веселые ребята». Сегодня липецкий Дом культуры «Рудничный» напоминает старый корабль из известной песни Макаревича, скром- но доживающий свой славный век у тихого причала. Со стен здания кусками сыплется штукатурка, об- нажая кирпичную кладку, протекает кровля. В фойе старые деревянные кресла, под ногами скрипучие по- ловицы, на стене объявле- ния о курсах брейк-данса и арабских танцев. Если быне эта современная деталь, то невозможно отделаться от ощущения, что время здесь остановилось лет двадцать назад. — Этот ДК морально устарел еще до начала стро- ительства, — рассказыва- ет директор Дома культу- ры Сергей Лапин. — Про- ект создавался в пятидеся- тых. СтроилДКхозяйствен- ФАКТЫ НАЛИЦО | Из монолога культработника Старый ДК просит о помощи ным способом завод «Цен- тролит» с многочисленны- ми отступлениями от пер- воначального проекта. Тог- да поселку шахтеров был остро нужен свой очаг куль- туры, строителей подгоня- ли: давай-давай быстрей, потом устраним недодел- ки. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так и сто- ит ДК почти 35 лет без ка- питального ремонта. По- селок развивается, строят- ся новые дома, рядом от- крылась современная шко- ла № 23, благоустраивался прилегающий парк, и лишь наше здание сохраняет свой неприглядный вид, слов- но осколок прошлого. Как можем выкручиваемся, из собственных средств латаем дыры, делаем текущие рабо- ты, но этого мало. Понятное дело, привлечь народ в такой «храм куль- туры» задачка не из лег- ких.Молодежь предпочита- ет модные развлекательные комплексы, среднее поколе- ние коротает время у теле- визора за просмотром бес- конечных сериалов. Мента- литет людей за прошедшие 10 — 15 лет здорово изме- нился, новые сомнительные ценности для многих до- роже старых форм культ- работы. Регулярно посеща- ют ДК, скорее по инерции, лишь те, кому за 45 — 50. Под стать основному кон- тингенту посетителей и со- трудники — 80 процентов из нихпенсионеры.Из 38че- ловек лишь трое моложе 30. С каждым годомжелающих нести в массы разумное, до- брое, вечное становится все меньше. С деньгами у культ- работников и раньше было негусто, а сейчас и подавно. — Молодежь приходит, видит, в каком антураже ей приходится работать, и на- долго не задерживается.Мо- лодым сейчас нужны усло- вия, перспективы, а что мы можем им предложить?— с грустью рассуждает Лапин и продолжает: — Для того чтобы осваивать современ- ные формы работы, нужна соответствующая база. А у нас оборудование обновля- лось уже больше 12 лет на- зад. Нет возможности пове- сить даже нормальный за- навес, не говоря уже о све- те и звуке. В таком положе- нии рассчитывать приходит только на энтузиазм. Но на нем, как известно, далеко не уедешь. Городские вла- сти знают о наших пробле- мах и неоднократно обеща- ли помочь. У нас готов план реконструкции здания, пре- вращающий его в много- функциональное учрежде- ние культуры. Начало ра- бот планировалось на 2009 год, но теперь из-за кризи- са перспективы весьма ту- манны. Грустно становит- ся, когда в городе один за другим появляются феше- небельные заведения, де- нег на посещение которых хватит далеко не у каждого липчанина, а мы остаемся ни с чем… Откровенно гово- ря, мне не ясно, как мы бу- дем жить дальше. Большие надежды в от- расли связывают с перехо- дом культобъектов в но- вый статус автономных учреждений культуры, от- крывающий широкие воз- можности для финансово- экономической деятельно- сти. Однако пока слишком рано делать выводы, на- сколько эффективна будет работать новая модель. — Безусловно, нужно уметь считать и зарабаты- вать деньги, но превращать это в главную цель культ- работников было бы непра- вильно, — уверен Лапин. — Все-таки самая важная наша задача — воспиты- вать творчеством. Не могу себе представить, как мож- но жить без самодеятельно- сти. В нее приходят по зову души и остаются на долгие годы. Уже выросло целое поколение молодых людей, смотрящих на культработ- ников как на неудачников: мол, если вы такие умные, что ж такие бедные. А ведь мы имеем дело с самой тон- кой, самой чувствительной субстанцией — человече- ской душой. Нет, не поду- майте, я совсем не против новых подходов к органи- зации культурной работы. В свое время активно стре- мился заняться хозяйствен- ной деятельностью, создать на базе ДК рекламное агент- ство, полиграфический цех, но мешали административ- ные препоны. Сейчас их, надеюсь, станет меньше. Жизнь не стоит на месте. Власти должны четко сфор- мулировать, чего они хотят от культработников на со- временном этапе, вырабо- тать точные нормативы их деятельности. Без этого ре- форма вряд ли удастся. Ду- маю, это тема целого ряда серьезных совещаний с при- влечением широкого круга специалистов. Но, несмотряна все труд- ности, Лапин рук не опуска- ет и надеется на лучшее. Со- хранять оптимизм помогает творчество. Уже 25 лет Сер- гей Иванович играет в ан- самбле «Забытые мелодии». — Кризис в первую оче- редь в головах людей, нуж- но не паниковать, а рабо- тать, тогда и результат бу- дет. А хорошая музыка по- может в любой ситуации, — уверен он. ПОСЛЕСЛОВИЕ Ситуацию с ДК«Руднич- ный» «Липецкой газете» прокомментировал предсе- датель городского департа- ментакультурыВикторДол- гих: «Ремонт ДК стоит в на- шихпланахнапервомместе. Начать его в этом году поме- шало отсутствие средств в муниципальном бюджете. К сожалению, эта статья рас- ходов подверглась секвести- рованию. Темнеменеемыне отказываемся от своих обе- щаний. Как только негатив- ная ситуация в экономике будет преодолена и появят- ся свободные средства, сра- зу же начнется реконструк- ция Дома культуры». Михаил Абрамов Маленький спортивный подвиг, совершённый ли- пецким «Индезитом» по ходу чемпионата, позволил команде пробиться в вось- мёрку сильнейших, кото- рая продолжит борьбу за медали. Напомню, сезон липчан- ки начали с восьми пораже- ний кряду. Естественно, в тот момент ни о каком плэй- офф речи не шло. Однако кропотливаяработаигроков, тренерскогоштаба, руковод- ства клуба принесла резуль- тат, заставившийговоритьоб «Индезите» как о команде с характером. В оставшихся 14 встречах наши девушки одержали 11 побед. Послед- няя, обеспечившая команде место в восьмёрке, была до- быта в Одинцово в противо- стоянии с чемпиономРоссии — «Заречьем-Одинцово». В первом круге липчанки, как казалось тогда, сенсационно обыграли лучшую команду России на своей площадке. После матча наставник го- стей Вадим Панков прилюд- ВОЛЕЙБОЛ | В воскресенье стартует плэй - офф Первый матч в Одинцово но пообещал взять реванш во втором круге. Не вышло! Двухчасовая битва на парке- те одного из лучших волей- больныхкомплексов страны завершилась победой клуба из Черноземья—3:2 (24:26, 25:23, 23:25, 26:24, 15:9). Вот как прокомментиро- вал этот поединокнаставник «Индезита»Ришат Гилязут- динов. — Игра была нервной и напряжённой. Счёт партий говорит сам за себя. Всё ре- шалось в концовках — кто меньше ошибался, тот и вы- игрывал. А вот на тай-бреке мы были явно сильнее, сы- гралипрактическиидеально. Счетверга, посленебольшого отдыха, начнёмподготовкук первомуматчуплэй-офф, ко- торый состоится 12 апреля. Победив чемпиона, «Ин- дезит» не только попал в плэй-офф, но и сумел из- бежать в первом раунде встреч с грозным москов- ским «Динамо». Соперни- ком липчанок станет всё то же «Заречье-Одинцово», что можно считать приемлемым вариантом.Ведьвнынешнем сезоне «Индезит» уже дваж- дыобыгрывалподмосковную команду. Первый матч 1/4 финала пройдёт в Одинцово. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz