Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
“ 4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58-59/23436-23437/ 25 МАРТА 2009 Сегодня работники культуры России отмечают свой профессиональный праздник. В этой отрасли в Липец- кой области трудится 5390 человек. Это специалисты самых разных направлений: актеры, музыканты, орга- низаторы самодеятельного и народного творчества, библиотекари, музейные работники, педагоги и админи- страторы. Все они объединены любовью к творчеству и вносят свой вклад в сохранение духовного наследия и развитие культурной самобытности нашего края. Что значит быть работником культуры в наши дни? На этот вопрос «Липецкой газете» отвечают и признанные мэтры, и молодые таланты. Сегодня — День работников культуры Российской Федерации Нести доброту в души людей Александр ВАГНЕР, народный художник Рос- сии, скульптор, председа- тель Липецкой областной организации Союза худож- ников России: —То, что я родился и вы- рос в творческой среде, — огромная удача. Искренне благодарен своим родным за то, что они научили меня ви- деть красоту в окружающем мире, воплощать свои чув- ства в художественные обра- зы. Я счастлив оттого, что за- нимаюсь своим любимым де- ломичтомне удалось продол- жить нашу творческуюдина- стию. Помню, как в раннем дет- стве я испытывал неистовое желание лепить из пластилина. Когда стал старше, искрен- не восхищался своимотцом-художником, оченьмногое дало мне общение с дядей-архитектором. Для меня моя профес- сия — это еще и продолжение семейных традиций. Живо- пись, музыка — да, я люблю все это, но именно скульпту- ра позволяет мне полностьюраскрыться. Вдохновляет окру- жающий мир, все, что происходит вокруг меня. Бывает, что-то прочтешь, увидишь, задумаешься, и в голове из раз- розненных картин складывается четкий образ. В последнее время все больше влечет история, хочется сделать что-то яркое, масштабное. У скульптуры особая миссия. Она не только украшает город, но и формирует вокруг себя архи- тектурное пространство, воспитывает, заставляет задумать- ся о серьезных вещах. В этом году мы отмечаем 50-летие Липецкой областной организации Союза художников Рос- сии. Экспозиции, представляющие лучшие работы липец- ких мастеров, увидят не только в районах области, но и в со- седних регионах. А мы уже готовимся к новым выставкам. Творцу нельзя останавливаться, почивать на лаврах. Ху- дожник должен всегда находиться в поиске. Сергей БОБРОВСКИЙ, художественный руководи- тель Государственного академического театра драмы имени Льва Толсто- го: —Культура делает из нас людейв самомвысокомсмыс- ле этого слова. Кто знает, что бывышло из меня, если быне задушевные беседы в детстве с мамой и бабушкой, первое знакомство с Библией... Без каких-тонравственныхоснов наше общество рискует вер- нуться к пещерному уровню, поэтому честь и хвала темра- ботникамкультуры, которые вопреки всем трудностям не- сут в мир свет и доброту, слы- шатБогаине устают служить музам. Культура, искусство—это, пожалуй, единственная возможность поделиться с окружающими радостью бытия, показать, что, несмотря ни на что, наш мир — это удиви- тельное место для жизни. Здорово, что рядом есть едино- мышленники, искренне считающие, что духовные ценно- сти выше материальных. Благодаря им, просыпаясь каж- дое утро, хочется творить, проникать в тайны мироздания, видеть в обычных вещах подлинную красоту. Хочу поже- лать всем коллегам стойкости. В мире, где масс-культура стремится вытеснить подлинное искусство, уничтожить ценности, накопленные человечеством за всюсвоюисторию, у нас особая миссия — защитников духовности. Лариса САМОЙЛОВА, заместитель директора областной универсальной научной библиотеки, заслуженный работник культуры РФ: — В библиотекари я при- шла… из книгочеев. Читать научилась еще в четыре года. В детстве родители часто были заняты на работе, а я развлекалась тем, что наобум открывала книги из домаш- ней библиотеки. Так в шесть лет прочла стихи Валерия Брюсова, и хотя ничего в них не поняла, но гармония слов меня заворожила. После школы заявила ро- дителям — не буду возиться с формулами или железками, хочу работать с людьми. Так и поступила в 1967 году в Краснодарский институт культу- ры, о чем еще ни разу не пожалела. Моя профессия дает удивительную возможность полу- чить знания о культурном наследии человечества, духов- ных ценностях окружающего мира и в то же время позво- ляет лучше узнать человека. Долгое время я проработала заведующей библиотечнымотделом, вот где настоящаяшко- ла человеческого общения! Все люди разные, каждый по- своему интересен. Встречаются очень стеснительные, за- крытые личности, которые в библиотеке теряются перед обилием каталогов и не могут даже объяснить, какая ин- формация им необходима. Редко, но все же попадаются и откровенные хамы. И с каждым читателем библиотекарь обязан установить контакт, помочь найти нужную литера- туру. Это такинтересно, но, в тоже время, трудно.Мы, люди старой школы, придаем этому огромное значение, ведь че- ловек — как Вселенная, скрывает в себе множество тайн и загадок, уважать надо любого читателя вне зависимости от его возраста, образования и интеллекта. Мы должны воспи- тывать души людей, прививать стремление к самосовершен- ствованию. Так хочется, чтобы этот настрой сохранился и у более молодых коллег. На работу к нам приходят настоя- щие энтузиасты, ценители печатного слова. Кстати, люди думают, что библиотекари много читают на работе. Это не так, с литературой мы знакомимся дома, в свободное время, а на работе обслуживаем читателей. Я несколько раз перечитывала «Войну и мир», и всякий раз менялись любимые герои — в юности это была, конеч- ноже, Наташа, позднее Пьер Безухов, Андрей Болконский, сейчас мне более интересны авторские отступления самого Толстого. Это же настоящее счастье —находить в любимой книге что-то новое. Желаю каждому из вас испытать его. Анатолий БЕЗДЕНЕЖНЫЙ, народный артист России, солист Липецкой филармо- нии: — Вся моя жизнь — это служение русской культуре, русской песне. После окон- чания музыкального учили- ща меня позвали в Липецк, местной филармонии нужен был тенор, и с 1969 года моя жизнь, мойталант отданыли- пецкому зрителю. Я очень благодарен судьбе, что попал в этот благодатный край. Именно здесь я стал настоя- щимпрофессионалом, почув- ствовал, что такое любовь слушателей. Наверное, нет такого уголка на карте обла- сти, где бы я не побывал. В месяц давали до 30 концертов. Сколько раз бывало: приезжаешь на полевой стан, мужики сидят в ватниках, мерзнут, а тывыходишь в легком элегант- ном костюме, с галстуком-бабочкой, в лакированных шти- блетиках, начинаешь петь, и твоя эйфория, упоение прекрас- ной музыкой постепенно передаются зрителям. Успех всег- да успех, неважно, Кремлевский это дворец или неотапли- ваемый сельский клуб. Когда даришь людям радость и свет, сам получаешь огромное удовольствие. Я— счастливый че- ловек, с русской песней объехал многие уголки матушки- России, выступал и за рубежом. Довелось петь даже в Вати- кане передПапойРимским.Ивезде я старался выразить сво- им голосом теплоту ишироту души нашего народа. Я—рус- ский человек и горжусь этим. Искренне считаю, что ни один народ не обладает таким могучим духовным и культурным потенциалом, как наш. Русская песня для меня— основа основ. Ее невозможно петь без любви, сразу чувствуется фальшь. Было много за- манчивых предложений, но я остался в родной филармо- нии. Здесь прекрасная творческая атмосфера, мы все как одна семья. А когда занимаешься своим любимым делом в окружении друзей — что может быть лучше? Без сцены я просто не могу представить своюжизнь. Бывает, у тебя пло- хое настроение, все валится из рук, но выходишь к зрите- лям и сразу забываешь про свои проблемы, целиком отда- вая себя песне. Ради этого чувства и стоит жить. Думаю, все работники культуры согласятся со мной. Леонид МИЛОВАНОВ, художественный руководи- тель государственного ансамбля танца «Казаки России», заслуженный артист России: —Работниккультуры—в первую очередь врачеватель человеческих душ, помогаю- щий людям вспомнить о сво- их лучших качествах. Слава Богу, Россия вопреки всем недругам жива, сегодня воз- рождается патриотизм, а лю- бовь к Отчизне для большин- ства наших сограждан — не пустой звук. В русский каза- чий танец я влюбился еще в школе, реакция публики на наши выступления и на Ро- дине, и далеко за ее пределами убеждает, что я не ошибся в выборе профессии. Любовь зрителей, на мой взгляд, глав- ный критерий оценки творческого человека. Коллеги, ру- ководство часто бывают субъективны в своих пристрасти- ях, а вот народ не обманешь. Без трудолюбия, желания па- хать «до седьмого пота» в нашей профессии ничего не до- бьешься. У кого-то больше таланта от Бога, у кого-то мень- ше, но если ты готов упорно трудиться, чтобы достичь сво- ей цели, у тебя все получится. Работники культуры—очень ранимый народ. Им особенно нужны доброе слово, благо- дарность. Ведь слово лечит, а губит нас человеческое равно- душие. А своим коллегам хочу пожелать сохранять опти- мизм и продолжать заниматься своим важным делом. И не такие трудные времена переживали всем миром! Что будет, если все мы уйдем торговать на рынок? Ничего хорошего, одичает народ от бескультурья. А когда в жизни есть место прекрасному, то никакой кризис не страшен. Галина ШЕЛЯКИНА, руководитель ансамбля танца «Родничок» областно- го Дворца культуры, заслу- женный работник культуры РФ: — Мне кажется, стремле- ние заниматься творчеством всегда идет от сердца, люди приходят в культуру не за го- норарами, а по зову души. На первый взгляд, культработ- ник — веселая профессия, но за кажущейся легкостью и весельем стоит титанический труд. Служение музам поми- мо всего прочего обязывает заниматься воспитанием нравственности. Это для про- фессиональных артистов главное—развлекать, у нас иные задачи. Вокруг еще нема- ло безобразий, и мы, работники культуры, должны сделать все от нас зависящее, чтобы мир стал чище. Так хочется ви- деть, чувствовать реальные результатынашего труда. Меня по-настоящему волнует судьба нашей русской культуры. Слишком много в последнее время появилось на экране на- носного, ненастоящего, дешевой попсы. По-моему, это неу- важение к культуре. Нужно бережнее относиться к нашим традициям, чтобы сохранить души в чистоте. Всю сознательную жизнь я занимаюсь творческой рабо- той. «Родничку» не так давно исполнилось сорок лет. А ка- жется, совсем недавно я 18-летней девчонкой начинала за- нятия в ДК на Тракторном. Помню, с каким трепетом гото- вилась к каждой репетиции, хотелось быть примером для детей во всем. И когда к нам пришел первый успех, когда почувствовала, что коллектив любят зрители, я поняла, что правильно выбрала профессию. Владимир ОРЛОВ, юный композитор, лауреат и дипломант всероссийских и международных музыкаль- ных конкурсов, город Елец: —Музыка окружала меня с детства. Мой дедушка—из- вестныймузыкант и дирижер Владимир Валяев, к сожале- нию, не дожил до моего рож- дения, но память о нем всегда чтилась в нашей семье. Мама рассказывала, что когда я мальчикомкапризничал и от- казывалсякушать, успокоить меня могли только звуки Па- ганини. Привыкнув к ним, я уже сам показывал рукой на магнитофон и требовал перед обедом классику. К фортепьяно впервые подошел, наверное, года в четы- ре. Сначала мне нравилось просто перебирать клавиши, по- том стал стараться запоминать определенные мелодии. Правда, раньше я очень хотел играть на скрипке: нравилось, как это делаетШерлокХолмс в фильме. Лет вшесть уже на- чал сочинять небольшие пьесы. Помню, после просмотра мультфильма, в котором герои прячутся во время грозы на чердаке, сел и написал произведение «Страхи». Меня вдохновлял окружающий мир — увижу красивое облако, и в душе рождается мелодия. Мама прислушива- лась кмоим сочинениями потихоньку стала их записывать, показывать педагогам. Я очень благодарен директору му- зыкальнойшколы№1Анне Протопоповой, моим учителям Нине Мовсесян, Наталье Тюриковой, Игорю Надеждину за то, что они увидели во мне композиторские способности и развили их. В семь лет за пьесу «Токатино» я стал лауреатомконкур- са молодых композиторов России «Рябиновые грезы», пред- седателемжюрикоторого былкомпозиторЮрийСаульский. Самые яркие воспоминания у меня связаны с участием в Ольга ВОЛОКИТИНА, народный мастер России: — Знаете, как сильно от- личаются дети, занимающи- еся народным творчеством, от обычных школьников? Они гораздо собраннее, серьезнее, самостоятельнее, что ли. По- началу мое увлечение рома- новской игрушкой было про- никнуто каким-то детским чувством, что тыприкасаешь- ся к настоящему чуду. Из обычного куска глины после ловких движений рук появ- ляется смешная зверушка… Благодаря учителямВиктору Маркову, Ивану Гункину игрушка стала смысломмоей жизни. Чем больше работа- ешь, тем больше понимаешь, как много еще предстоит сде- лать для развития старинного промысла. Все сюжеты рома- новской игрушки дороги моему сердцу, но, конечно, как у каждого мастера, у меня есть свой индивидуальный почерк. Говорят, мои «романушки» курносые, как и я. Со своими свистульками я уже побывала на многих выставках в Рос- сии и за рубежом, стала лауреатом Всероссийского конкур- са молодых гончаров-игрушечников в Твери, получила бронзовую медаль молодежных Дельфийских игр в Ярос- лавле в номинации «Сохранение художественных промыс- лов». Здорово, что с каждым годом интерес к народным тра- дициям растет. Если поначалу на выставках люди удивлен- но спрашивали, где делают таких романушек, то сейчас по- является все больше знатоков и коллекционеров традици- онного искусства. И, что особенно радостно, дети с удоволь- ствием занимаются лепкой. Я чувствую, что могу сыграть в их жизни такую же роль, как и мои наставники, и пони- маю, насколько важно то, чемя занимаюсь. Хочется верить, из ребят вырастут мастера, достойные Маркова и Гункина. Старинный промысел будет жить. Владимир БЕЛОЛИПЕЦКИХ, заведующий отделом историко-краеведческой работы Грызловского поселенче- ского центра культуры и досуга Долгоруковского района, заслуженный работник культуры РФ: — Быть культработником для меня означает являться хранителем народных традиций. В наш музей часто приез- жают гости из разных мест, регулярно заглядывают школь- ники. Глядя, как светятся их лица, когда они надевают ста- ринные костюмы, держат в руках предметы старины, пони- маешь, что занимаешься важным и полезным делом. Попал я в культуру почти случайно. Как и многие, в мо- лодости увлекался самодеятельностью, ездил с друзьями на лошадях по окрестным селам, устраивал концерты. Когда возникла идея сделать в нашем селе клуб, меня, как иници- атора, назначили его директором. Ввосьмидесятые, видя, какпостепенно уходит в прошлое традиционный крестьянский быт, решил сделать в селе му- зей. Постепенно набралась приличная коллекция—больше шести тысяч экспонатов. Каких только находок у нас нет! Вот не так давно принес- ли каменную скульптуру, изображающую мамонта, кило- граммов на сорок. Сейчас определяем ее датировку. Экспо- наты, конечно, важны, но не меньшее значение имеет и че- ловеческое общение. У нас в музее проходят семейные поси- делки, Рождественские встречи, праздники отмечаем всем миром. Молодежь к нам тянется. Представляете, в кружок плетения кружев, который ведет наша сотрудница, с удо- вольствием ходят не только девчонки, но и трое мальчиков — значит, не исчезнет это древнее искусство. Культработа — это как праздник для души. Делать добро людям трудно, но ты и сам при этом ощущаешь ни с чем не сравнимую ра- дость. Екатерина КУДИНА, руководитель детско- юношеского фольклорного ансамбля «Авсень» села Бреславка Усманского района: — Разве может что-то сравниться по эмоциональ- ной силе и выразительности со старинными народными песнями? Услышав их, раз и навсегда попадаешь под оба- яние нашей исконной куль- туры. В этих песнях и ра- дость, ипечаль, и необъятная широта русской души. Моя бабушка, Галина Кучеренко, профессиональныймузыкант и педагог, с детства привила мне вкус к хорошей музыке. В семье звучала и классика, и современные произведения, но больше всего мне запали в душу народные песни. Полу- чается, что запела я раньше, чем заговорила. Бабушка ста- ла моей первой учительницей вокала. Потом мои способно- сти развивали Александр Дрютов, Валентина Грибанова, Галина Сысоева. В свободное время с единомышленниками записываем фольклор в экспедициях по селамУсманского района и все- го Черноземья. А чтобы эти старинные песни могли услы- шать как можно больше людей, мы при нашем ДК органи- зовали ансамбль «Авсень». Авсень в славянскоймифологии — Бог времени года. Я надеюсь, что под его покровитель- ством ребята раскроют свои таланты. Коллектив у нас мо- лодой, но мы сумели заявить о себе и в России—доказатель- ство чему дипломпервой степени на Всероссийскомконкур- се детских фольклорных коллективов в Пскове, и за рубе- жом — аналогичный диплом в номинации «Фольклорные ансамбли» на международном фестивале «Пражский звез- допад». Успех вдохновляет на еще более упорную работу. Хочется, чтобы о нашей народной культуре узнали далеко за пределами малой родины. В этом я вижу свою главную задачу как работника культуры. Как говорится, пока жива песня народная, жива Россия! Александр ФОМИН, главный инженер отдела кинофика- ции МУ «Межпоселенческий координационно- методический центр» Елецкого района: —Наша сфера не терпит халтуры. Если, к примеру, сле- сарь может переделать брак, то в нашей работе это не полу- чится. Нельзя обманывать ожидания зрителей. Подлинное искусство ни с чем не спутаешь. Если зрители выходят из зала кинотеатра с горящими глазами, значит, фильм попал в точку. Раньше на экране появлялись добрые фильмы, за- трагивающие тонкие струны человеческой души. Эти кар- тины учили жить и любить. Потом, в девяностые годы, на экраны хлынул мутный поток голливудских и местных по- делок. Как говорится, ни уму, ни сердцу. И хотя сейчас отечественное кино переживает не лучшие времена, все же выходят достойные картины. Не забуду, как комок подсту- пил к горлу, когда в «Сибирском цирюльнике» император произнес, обращаясь к юнкерам: «Цените и любите русско- го солдата». До слез пробрала гордость за сынов Отечества. Такие фильмы надо смотреть на большом экране. Основное направление моей деятельности — развитие киносети в елецкой глубинке. Народ на селе сейчас живет непросто, развлечений мало. В таких условиях кино по- прежнему является важнейшим из искусств. У селян долж- на быть возможность смотреть фильмы разных жанров, от классики в рамкахшкольной программыдо интересных но- винок. Калейдоскоп липецких талантов: «Гуляй, станица!»: бравые хлопцы и красны девицы из «Казаков России»; юного пианиста Даниила Шведко называют «Моцартом-вундеркиндом»; «Липецкий сувенир» — визитная карточка «Родничка». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Клавдия МАЛЮТИНА, начальник отдела культуры администрации Становлян- ского района: — Я — счастливый чело- век. Всю жизнь занимаюсь своимлюбимымделом. Кто-то гонится за длинным рублем, кто-то за красными диплома- ми и громкой должностью, а мы, культработники, всегда несем добро в души людей. Что может быть выше этого? В культуре я уже не один де- сяток лет, хорошо знаю всех наших мастеров. В 22 года мне, совсемюной выпускнице филфака пединститута, пред- ложили стать завотделом культуры. Так я окунулась с головой в эту яркую, ни на что не похожую жизнь. Много лет прошло с той поры. Успела поработать и на партийной, и на административной работе, но убеждена: все в этоммире происходит не случайно. С чего начинала, к тому и пришла. Мне не стыдно перед людьми за нашу работу. Каждое такое мероприятие, будь то смотр, конкурс или концерт, собира- ет полный зал. А все потому, что артисты наши работают не для галочки, а чтобы устроить становлянцам настоящий праздник. К нам идут и ветераны, и молодежь, и интелли- генция, и обычные сельские труженики. Когда после кон- церта говорят «спасибо, благодаря вам мы узнали, как за- мечательно могут выступать наши артисты», на сердце ста- новится тепло. Нашглава района понимает, насколько сей- час важна культура, всячески поддерживает наши начина- ния. Поэтому жители с уважением относятся к культуре. А работники мои — настоящие патриоты, хоть и маленькая у них зарплата, но не уходят, а продолжают дарить радость зрителям. Низкий поклон им за это. международных конкурсах в Санкт-Петербурге. В2005 году стал лауреатом конкурса «Я — композитор», познакомил- ся с самим Андреем Петровым, написавшим столько заме- чательных мелодий. Год спустя — Гран-при московского фестиваля «Окно в Европу». А разве можно забыть волне- ние перед самым первым концертом в Доме музее Тихона Хренникова летом прошлого года?! Это же настоящее сча- стье—дарить со сцены своюмузыку людям. Твердо решил: закончу школу и буду учиться на композитора. Восхища- юсь талантом Хренникова, Скрябина, Рахманинова, Про- кофьева, хочется быть достойным этих великих имен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz