Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Александр Овсянников Время скоротечно. Вроде бы совсем недавно на рынке липецких электрон- ных СМИ стало одним участником больше – в эфир вышла областная телерадиокомпания «Липецкое время». А 23 февраля этому событию исполняется уже пять лет. Все эти годы «Липецкое время»находится в постоян- ном поиске, в развитии, ищетиреализуетновыетвор- ческие проекты. Телерадио- компания стала частьюжиз- ни области и непременным свидетелем ее событий, до- стижений и побед. На теле- визионнойкухнемысегодня беседуем с директором «Ли- пецкого времени» Петром ИГНАТОВЫМ. — Петр Иванович, вы создавали телерадиокомпа- нию«снуля». Сложноедело? —Неясоздавал, амысоз- давали. Идея принадлежит главе администрации обла- стиОлегуПетровичуКороле- ву.Пятьлетназадименноего дальновидность, прозорли- вость сыграли решающую роль. Он еженедельно кон- тролировал ситуацию, помо- гал. С благодарностью вспо- минаю его заместителей, ру- ководителей областного Со- вета депутатов, коллег, бла- гожелательное отношение и помощь липецких партне- ров. Помню, как в первый месяц работы ходил по всем местнымтелерадиокомпани- ям, соответствующим феде- ральным структурами спра- шивал у генеральных дирек- торов совета, с чего начать. Никто меня тогда не выста- вил за порог. Были конкрет- ныепредложения, практиче- ская помощь. Именно со- вместный труд и позволил в относительно короткие сро- ки сделать телерадиокомпа- нию. Своюмиссию я бы счел весьма скромной. —Ивсеже, есливернуть- сякисториивопроса: как вы думаете, зачем пять лет на- зад понадобилось создавать еще одну областную телера- диокомпанию? Ведь на тот момент вЛипецке было свое телевидение, в том числе и государственное… —Во-первых, хочу уточ- нить: у области не было сво- ей телерадиокомпании. Так получилось, что во всемЦен- тральномфедеральномокру- ге одними из последних в стране приступили к созда- ниюсобственныхрегиональ- ных телестудий. В то время как в Сибири, на Урале они уже давно и плодотворно ра- ботали. Достаточно сказать, что Ханты-Мансийская окружная телерадиокомпа- ния «ЮГРА» развилась за короткий срок так, что те- перь снимает полнометраж- ные художественные филь- мы, молодежные,юмористи- ческие, мультипликацион- ные сериалы, детские игро- вые телесериалы, готовит музыкально - развлекатель- ныйконтент. Причемсовсем иного направления и содер- жания, нежелифедеральные телеканалы. В Краснодар- ском крае краевой губерн- скийтелеканал«НТК» («Но- вое телевидение Кубани») годназадперешелнакругло- суточное (!) вещание. А мы в Липецке иногда дискутируем:нуженлимест- ный телеканал или же сэко- номить на нем?Имногимне- вдомек, что, помимо обеспе- ченияна территориивсейоб- ластиработыуже22передат- чиков для телеканала «Звез- да»+«Липецкое время», мы сегодняотвечаемза заведомо убыточные социальные про- екты «Радио-Спорт» и теле- ЮБИЛЕЙ | Телеканалу « Липецкое время » — 5 лет Эфир профессионалов канал «Спорт». Вы не пове- рите, но, дожив доХХI века, внекоторыхуголкахСтанов- лянского, Добринского, Ча- плыгинского районов, да что там говорить — в райцентре Хлевное, не все могли смо- треть телепередачи из Ли- пецка. Итолько с созданием нашейтелерадиокомпаниии при помощи Липецкого ОРТПЦ жители теперь зна- комятся с липецкими ново- стями и программами. —Успех любого дела за- висит от хорошей команды. Какие требованиявыпредъ- являете к тем, кого берете на работу? — Всем говорю: вы не должны быть балластом в коллективе.Ужечерезмесяц этопочувствуете сами, акол- леги вас раскусят на другой день.Иделоне в том, что гра- мотность предпочтительнее безграмотности. Это же жи- вой эфир. Здесь столько сла- гаемых хорошего репорта- жа, что любая, даже самая «отредактированная» се- рость видна невооруженным глазом. — А какими качествами должен обладать руководи- тель телерадиокомпании? — Определенный набор требований, полагаю, уни- версален. — Что для вас личный пример? —Любоетвоерасхолажи- ваниемоментальнопередает- ся подчиненным. Поэтому надо работать, а не делать вид. У нас в коллективе не- которые тоже вначале пола- гали, что мужья или жены должны их ожидать к ужи- ну в определенное время. На телевидении, на радио даже думать о размеренном, бес- стрессовом графике — бес- перспективное занятие. Ре- портаж по выходным, мон- таж до позднего вечера, по- стоянные вводные «надо!» — вот это наше. —Интересно, идя в теле- визионную журналистику, вы знали о ее «прелестях»? — На то они и «преле- сти», что невероятно притя- гательны. Если однажды имел возможность окунуть- ся вжурналистское ремесло, не откажешьсяуже никогда. Если, конечно, хочешь стать профессионаломэфира, с ко- торым бы считались не толь- ко в редакции, но и в обще- стве. Чего я всегда желаю своим сотрудникам. — А вот говорят, что на- стоящая журналистика се- годня умирает… — Многие СМИ вынуж- деныучитыватьизменившу- юся психологию людей и от- давать экран или газетную полосу во власть принципа «клипового мышления». Кроме того, за последние годы изменились подходы к журналистике—в нее сегод- ня даже в главные редакто- ры идут все без страха и со- мнений. Иные теперь и тех- нологии сбора информации. Прошли времена информа- ционного голода. При том обилии пресс-конференций, пресс-релизов, пресс-служб, Интернет-сайтов и целых Интернет-порталов в том же Липецке журналисту совер- шенно не надо ломать голову при подготовке репортажа. Потому они и стряпаются «на одну колодку». — Какие телеканалы смотрите? — Все. Я просто сверяю, что мы упустили, а в чем вы- играли. — С кем легче работать —смужчинамиилиженщи- нами? —Приятнее — с профес- сионалами, я не делю их по половому признаку. Плохо работать с лентяями, потому что за них приходится все либо делать самому, либо пе- рекладывать их работу на трудолюбивых, грамотныхи ответственных сотрудников. А вообще, я страшно не люблю лодырей. Вырос в простойкрестьянской семье. Очень рано, в десятом клас- се средней школы, остался без отца. Деревня. Трудно- сти. Бедность. Я— старший в семье. У мамы, простой труженицы, помимоменяна руках были еще двое млад- ших. И с тех пор мне никто не переставляет ноги… — Что, по-вашему, глав- ное в работе руководителя телерадиокомпании? — Все главное! Очень важнымсчитаюсобрать кол- лектив единомышленников, для которых компания—не просто место работы, а ча- стичкадуши.Чтобыкаждый доказывал: не ты в коллек- тиве, а ты для коллектива. — По какому поводу в минувшем году у вас было хорошеенастроениенарабо- те? — От осознания, что ста- ли чуть дружнее, что стано- вимся профессиональнее. Подросли эфиром и в будни, и в выходные. Сегодня не стыдно заколлектив. Он спо- собен на многое. И лучшие наши репортажи впереди. — На кого из журнали- стовфедеральных телекана- лов вы профессионально ориентируетесь в своей ра- боте? —На тех, чьипрограммы смотрят. Хотя сейчас, пожа- луй, меньше таких «мая- ков». Да и приоритеты с воз- растом меняются. — Современное телеви- дение не ругает только лени- вый. Справедливо ли? —Очень сложный и объ- емный вопрос. Прежде всего —оно очень разное. Сегодня у многих жителей области есть спутниковые антенны («тарелки»), а в городе—до- ступ к кабельным сетям. И в первом, и во втором случае телезритель уже имеет ре- альнуювозможность прини- мать у себя дома до 50 и бо- лее каналов. Например, смо- треть и анализировать теле- видение, которое обслужива- ет систему и работает с мас- совым потребителем. Или «нишевое», специализиро- ванное ТВ. Оно направлено наопределеннуюаудиторию, удовлетворяет ее потребно- стивразвлечении, просвеще- нии. На развлекательномТВ есть «агрессивное телераз- влечение». Здесь талантливо навязываетсянеобходимость скандала, криминала, слу- хов, страха. И все это вместе на телеэкране искрит, кри- чит, блестит, подтанцовыва- ет, хихикает, хамит, кривля- ется… — Вместо того чтобы… —Продолжу словами за- ведующей кафедрой телеви- дения и радиовещания фа- культета журналистики МГУАнныКачкаевой, кото- рую довелось слушать со- всем недавно на одном из ав- торитетныхжурналистских форумов. Задачи телевиде- нияАнна Григорьевна видит не только в том, чтобы «за- влекать, развлекать и отвле- кать, но и информировать, задавать вопросы, сомне- ваться, критиковать, расска- зывать об острых проблемах и, конечно, помогать людям находить ответына вопросы. Как всякая коммуникация ТВ должно быть посредни- ком между обществом, все- ми его институтами имежду людьми. Ктоже против теле- видения досуга?! Просто у телевидения есть еще и об- щественнаямиссия. Дело не в ограничении аполитичной «гламурности», которой противостоит «агрессивная криминальность». Это две стороныодноймедали. Дело в том, что содержательно на современном телевидении нарушен разумный баланс — между игрой на пороках, страстях, безысходности, по- казом демонстративной ро- скоши, скандалов и образа жизни звезд шоу-бизнеса и восхищением человеческим достоинством, мужеством, порядочностью, милосерди- ем, трудом». Напомню, что этомнение высокого профессионала. И вам, наверное, небезынте- ресно узнать, что думает спе- циалист по телевидению Качкаева о еще одномпласте современного ТВ — регио- нальных студиях.Их она на- зывает «другим» ТВ: «Там нет карнавальности и«боль- шого стиля». Там иногда очевидно обслуживание — либо кого-то из власти, либо какого-то владельца. Но там же (на региональном ТВ) очевиднее и собственная ин- тонация, и включенность в жизнь сограждан». По дол- гу службы мне довелось по- бывать на некоторых луч- ших региональных студиях страны. И везде мы с колле- гами сходились во мнении, что нельзя бесконечно тупо показывать господ баско- вых, пригожиных, киркоро- вых, галкиных.Нельзя еже- дневно держать телезрителя «на игле» страстей, немыс- лимых человеческих исто- рий, невероятных ситуаций. Кнам в телерадиокомпанию недавно зашел талантливый режиссер одного из ведущих центральных каналов. Я у него спрашиваю: «Михаил, а почему ребята с вашего ка- нала звонят нам только в по- исках информации с сенса- ционным оттенком?Почему вас неинтересует, например, наша Липецкая особая эко- номическая зона? Их же в стране всего две. А наш Но- волипецкий комбинат в Ев- ропе самый крупный. И как сейчас металлурги кризис переживают?» —И каков был ответ? — Тот, о котором я дога- дывался. Сегодня и на круп- ных федеральных каналах дефицит серьезных авторов, сильных аналитиков, доку- менталистов, техже полити- ческих обозревателей. Амо- лодым, в том числе и редак- торам, что интересно? Не- давно в одномиз районов на- шей области под колесами легкового автомобиляпогиб- ла … овца. Началась судеб- наятяжба. Судвынеснеожи- данное решение. Не успело оно вступить в законную силу, как наутро его напере- гонки, взахлеб комментиро- валивсеСМИ. Отместныхдо центральных! Паломниче- ству в этот район журнали- стов и «популярности» участников спорнойистории позавидовалабылюбаямега- «звезда». И таких репорта- жей масса. — Но ведь современный зритель очень внимателен. Он умеет не только наблю- дать, но и анализировать. И, неудовлетворившисьобщим положением дел на телеви- дении, все чаще выбирает длясебяальтернативныеис- точники информации: Ин- тернет, радио или те же га- зеты, журналы. — Чтобы региональное ТВне скатилось до унифици- рованной формулы развле- чения массового телезрите- ля, до откровеннойфальши, местечковости и убогости мыслей персонажей, оно должно быть, извините, той «резервацией», которая бы служила альтернативой гла- муризации, тотальной по- шлости и одинаковому взгляду на жизнь. На исхо- де прошлого года мне на пресс-конференциипосчаст- ливилось задать свои два во- проса президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву на встрече с пред- ставителями региональных СМИ России. Один был та- ков: «А как вы относитесь к региональным СМИ? И ка- куюроль отводите имв усло- виях экономического кризи- са?» Смысл ответа главы го- сударства уместился едва ли не в одно предложение: «От- вожу выдающуюся роль». И я вспоминаю обраще- ние к липецкой прессе руко- водителей области. А смысл его в том, что есть в нашей непростой жизни люди сла- бые духом, и во время кри- зисов именно им нужна под- держка словом. Разве такие обращения и оценки не обя- зывают ко многому? — Телевидение — это прямой показатель состоя- ния нашего общества. Все последние годы оно работа- ло в режиме понижающей селекции, воспитывая и «прикармливая» ту потре- бительскую аудиторию, ко- торуюэто устраивает. Высо- гласны с такой оценкой? — Вы правы. И сегодня мыу себя в телерадиокомпа- нии все чаще задумываемся: а кто у нас формирует эфир? С первых дней мы взяли курс на то, что новое телеви- дение должны делать новые люди. Мне казалось, что на- учить снимать, монтиро- вать, а корреспондентов — писать тексты легче, неже- ли переучивать. И, в прин- ципе, на деле так оно и есть. Однако на этом пути прихо- дится преодолевать серьез- ные трудности. С одной сто- роны, современный вчераш- ний студент отличается от выпускника вуза прошлого. Он—более активен, прагма- тичен. Его мобильность по- зволяет лучше ориентиро- ваться в жизни. Но в то же время современная моло- дежь все же менее образо- ванная, более поверхност- ная. Низок общий культур- ный уровень. Меня очень беспокоит, что сегодняшние молодые журналисты зача- стую работают по схеме «сказал — и забыл». Они легкомысленны в таком по- нимании, как ответствен- ность за сказанное слово. Не всегда понимают, какими знаниями необходимо обла- дать для того, чтобы быть успешными в профессии. Цинично звучит, но часто молодые людижелают толь- ко либо славы, либо денег. И по этой причине отправля- ются покорять Москву, рас- считывая на успешную ка- рьеру. А очень хотелось бы, чтобыу ребят было еще и по- нимание того, зачем они пришли в журналистику, для кого собираются рабо- тать. В других редакциях эту проблему «доучивания» мо- лодых коллег, дополнения их теоретического багажа рассказами из собственного опыта и практики, советами и подсказками традиционно решали старшие товарищи, «зубры», «телевизионные волки». Традиционно на ста- рожилах редакций лежала миссияобученияколлег про- фессиональной этике. И, та- ким образом, реализовыва- лась преемственность поко- лений. Принципы привива- лись естественным путем воспитания «ребенка» му- дрыми «родителями». Учи- тывая, что с опытными учи- телямиунас в телерадиоком- пании негусто, школу про- фессииприходится внедрять буквально по крупицам. И поройнепростобываетдосту- чаться до сотрудника: если тылюбишь своюпрофессию, должен отдавать ей себя все- го.Я, например, непонимаю репортера, комментатора или ведущего новостей, ко- торый всем своим видом иной раз демонстрирует, что он или «временщик», или «давно все знает». Вместо того, чтобы самодисципли- нироваться, регулярно сле- дить, как работают другие, и постоянно подтягивать свой уровень к тому, которого до- стигли успешные коллеги. Явсеже полагаю, что работа на ТВ — это не ремесленни- чество. Это постоянный упорный труд. О каком про- явленииБожьейискрымож- но вести речь без каждоднев- ного творчества, без трениро- вок, без умной редакторской правки, наконец! — За что чаще всего на- казываете подчиненных? — За непрофессиона- лизм. —Сегоднямного говорят о необходимости разгосу- дарствления СМИ… —Не вижу причин отка- зываться от государствен- ных СМИ. Наверное, об этом мечтают те, кому очень не терпится заполучить себе этот достаточно мощныйме- дийныйресурс: длярешения бизнес-задач, достижения политических целей или же устранения конкурентов на рынке коммуникационных услуг. Модернизировать этот сектор — нужно, опре- делять четкие правила игры —необходимо, увеличивать его конкурентоспособность —жизненно важно, но отка- зываться от него—бессмыс- ленно! — На каком телеканале «Липецкое время» вещает сегодня? — На телеканале «Звез- да». У нас солидный эфир в будни с 19 часов, в выходные — с 10 и с 16 часов. Кстати, потенциальная аудитория телеканала «Звезда»по стра- не составляет более 61 мил- лиона человек, охват веща- ния — 1 509 городов и насе- ленных пунктов из 79 регио- нов России. У нас в области «Липецкое время» на «Звез- де» принимают все города и районы, а также территории соседних областей. Так что смотрите«Липецкое время». И критикуйте, если считае- те, что работаем плохо. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Дружная команда «Липецкого времени». Почти все, остальные — на задании. № 34-35/23412-23413/ 20 ФЕВРАЛЯ 2009 И. Неверов Одни литераторы безу- держно экспериментиру- ют, играют со словом и смыслом, одевают апока- липтические сюжеты в шутовские наряды, разво- дят по разным углам текст и духовность, творчество и нравственность. Другие весело болтают о себе, любимых. Онине сомневаются: вся- кий пустячок, приключив- шийся с ними, достоин обна- родования вЖЖ. Атретьи… Ну эти уперто и старомодно рассказываютисториио дру- гих людях, живших иживу- щих, о мире, который нуж- дается в постижении, объяс- нении и надежде. По моим наблюдениям, эти архаисты окопались в провинции.Написанноеими может быть сильнее, слабее, но его не упрекнешь в легко- весности, несерьезности, ту- совочном бездумье. Так пи- шет вот уже четверть века, если не дольше, и липецкий прозаик Александр Влади- миров. КНИГИ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ | Выбор ориентиров Дело о наследстве На бумагу так и рвутся пафосные штампы типа «возвращение к корням», «обращение к истокам». Не знаю, как обойтись без них. Ведь в только что изданной книге «Пути Господни» Владимирова чуть ли не все ключевые персонажи рано или поздно действительно воссоединяются с «малой родиной», отчимдомоми ве- рой. В романе «Ковчег», к примеру, вполне обживший- ся в г ород е инжене р - прокатчик Кирилл Тернов уезжает в деревню и восста- навливает избу, построен- ную прадедом. В принципе так же поступает в повести «Обида» (пожалуй, самой удачной, цельной и убеди- тельной в сборнике) молодой человек, недавний детдомо- вец Алеша Колесов. Даром что в селе, где он появился на свет, его, сына скрывше- гося от ссылки или расстре- ла кулака, никто не ждет. Возвращение, впрочем, не обязательно бывает бук- вальным, физическим. Ху- дожник Рябинин из давшей название всей книге повести «Пути Господни», после больничной койки, отчая- ния, страха перед вплотную подступившим концом, осо- знает: он непростительно долго был отчужден от спа- сительного наследства ми- нувших поколений — пра- вославной веры. Конечно, мотив возвра- щения в нашей литературе сам по себе не нов. Но при- мечательно и, скорее всего, не случайно то, с каким по- стоянством пульсирует, по- вторяется он в произведени- ях Александра Владимиро- ва, разделенных десятиле- тиями. Пока кто-то продол- жает упиваться разрывом между словом и духом, пока торжествует беспочвен- ность, когда уже никто ни- куда и никогда не способен возвращаться, потому как любые ориентиры и направ- ления потеряны, провинци- альный литератор с трога- тельным упорством пытает- ся противостоять блуждани- ям без смысла, пустоте и не- подлинности существова- ния. У него точно обозначе- ны время и место. У него ге- рои рождаются, любят, му- чаются, строят, воюют, уми- рают на родной земле, а не в условных декорациях притч и мифов. Думаю, какие-то худо- жественные слабости «Пу- тейГосподних» в определен- ной мере искупаются пре- жде всего этим обстоятель- ством. Они не мешают вос- принимать то, о чем пове- ствует Александр Владими- ров, всерьез, поскольку чув- ствуешь достоверность из- начального посыла. Скорее всего, старые вещи, включенные в книгу, он сегодня написал бы ина- че. Прежде всего «Ковчег». Роман явно рождался под влияниемне только мощной энергетики «деревенской прозы», но и некогда зачи- танных до дыр «народных исторических эпопей» напо- добие «Тени исчезают в пол- день». В «Ковчеге» десяток сюжетных линий, по воле повествователя мы то и дело перемещаемся из конца двадцатого столетия в его начало, в годы революции или в военные сороковые. Ощущаешь, сколько усилий потрачено автором, чтобы все без зазоров подогнать, сомкнуть, замкнуть, оправ- дать общим замыслом. Зато стоит ближе кфина- лу Тернову-младшему, по- следнему в роду трудолюби- вых крестьян и честных во- инов, взяться за возрожде- ние деревенского дома, мысль о поте на писатель- ском челе у читателя уже не возникает. История строи- тельства обретает сильное и ровное дыхание. Еще более впечатляет «Обида». Тридесяткалетна- зад в книгах о драматиче- ских перипетиях коллекти- визации нечасто встреча- лись такие «классовые вра- ги», как отец Алексея Коле- соваМаркел. Если сын нахо- дит свой дом, то отец теряет. Он превращается в бомжа, уходя от несправедливой кары за то, что сумел стать, как говорится, справным, крепким хозяином. Гнев, жаждамести, потерянность, безнадежность любых попы- ток что-либо переменить — все в Маркеле переплелось, наслоилось и вылепило его поистине горькую, страш- ную и, несмотря на небез- грешность этого человека, незаслуженнуюсудьбу.Пра- во, стоит удивиться, что по- весть о нем прорвала-таки оцепление советской цензу- ры и пришла к читателю аж в 1980 году! Том «Пути Господни», помимо трех произведений крупного жанра, содержит пять небольших рассказов. В них явственно улавлива- ешь, кто был и остался для Александра Владимирова образцом и учителем. Он признается, что в свой срок испытал потрясение от Бу- нина. Кому как, а мне это воз- вращение (опять возвраще- ние!) к прозрачности, ясно- сти, человечности традици- онной русской прозы, эта «архаика» куда симпатич- нее, чем готовность, задрав штаны, бежать по следам Владимира Сорокина или бойких трепачей с интерне- товских блогов… X Окончание. Начало на 1-й стр. На недавнем совещании, где подводились итоги рабо- ты строительного комплекса области в 2008 году, прозву- чала следующаямысль: гла- ва района должен быть про- рабомнастройках.Ненаблю- дателем, но активнымучаст- ником процесса. В качестве положительногопримерана- зывалсяЧаплыгинский рай- он, который сегодня являет- сялидероминдивидуального жилищного строительства в области. Между тем в неко- торых муниципалитетах со- мневаются в реальности до- стижения намеченных рубе- жей. С таким настроением и в самом деле далеко не уе- дешь. Но есть и другая оценка ситуации. Генеральный ди- ректор ОГУП «Свой дом» Виктор Щербаков считает, что нужно строить как мож- но больше индивидуальных домов, и это вполне осуще- ствимая задача. Есть област- ные жилищные программы, которые никто не отменял, и наши предприятия могут в них участвовать. Будут вы- деленыбюджетные средства, вероятно, и банковские кре- диты для этой цели станет легче получить, и найти по- купателяне составит трудно- стей. В нынешних экономи- ческих условиях получать заказы на строительство усадьб выгодно. В первую очередь малым предприяти- ям. Директорфирмы«Пена- ты» Владислав Тонких ска- зал, что он уже рассматрива- ет предложение от инвесто- ров о строительстве более де- сятииндивидуальных домов в Грязинском районе. Если раньше, признавался он, фирму не интересовали ма- лоэтажные дома, то теперь они готовы браться за их возведение. Перспективы усадебного строительства очевидны. Су- мела ведь Белгородская об- ласть добиться в нем впечат- ляющих результатов. У нас тоже есть и резервы, и воз- можности для этого. Наш строительный комплекс мо- жет сделать существенный шаг вперед, если руководи- тели строительныхпредпри- ятийосвободятсянаконец-то от «точечной» психологии в строительстве и начнут воз- водитьне только высотки, но и усадебные поселки. P. S. «Липецкая газета» намерена взять под кон- троль ход выполнения про- граммы индивидуального жилищного строительства и регулярно освещать на сво- их страницах результаты проделанной работы. Усадебный приоритет \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz