Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
Хочу быть услышанным Ведущий рубрики Исаак РОЗЕНФЕЛЬД Алексей Маликов, г. Липецк. Думаю, что о липецких летчиках, о нашем Авиа- центре знает вся страна. Много лет сотни летчиков из всех военных округов и групп войск осваивали здесь новые типы самоле- тов. В свое время через каждые 3-5 лет самолет- ный парк обновлялся, пополнялся. Нужно было переучиваться. Мнепосчастливилосьслу- жить в Авиацентре. В дека- бре 1973 года меня перевели сюда из группы советских войск в Германии. Почти де- сять лет был на чужбине, на переднем крае, в непосред- ственнойблизостиотНАТО… И вот родные места. Хотя во- енная служба везде напря- женная, но все-таки это уже не «передовая»… В Авиацентре все подчи- нялось полетам. Они прохо- дилииднем, иночью.Летчи- кимимелигодовойналет110 и более часов, постоянно со- вершенствовали свое мастер- ство. Как раз шло массовое перевооружениестроевыхча- СОВРЕМЕННЫЕ МЕМУАРЫ | Фото из домашнего архива Герои войны, герои мирных дней стейновымисамолетамисиз- меняемойгеометриейкрыла. И не случайно каждый год Авиацентр посещал Главно- командующий ВВС Главный маршалавиацииП.Кутахов. Вообще благодаря своей службе я узнал замечатель- ных людей. Командовал тогда нашим Центром генерал-лейтенант ИванДмитриевич Свиридов, участник Великой Отече- ственной войны. Это он9мая 1945года сбилпоследнийфа- шистский самолет над Пра- гой… Иван Дмитриевич был заслуженным военным лет- чикомСССР, награжденмно- гими орденами и медалями. А родился он в селе Добрин- скогорайонаЛипецкойобла- сти. И в дальнейшем в Липец- ке осваивалимногоновыхса- молетов, давали путевки в небо летчикамвсех строевых частейВВС. За полвека здесь освоено свыше сорока новых типов самолетов. В Центре проходил службу тридцать один Герой Советского Сою- за. Сейчас в Центре служат Герои России. Одиннадцать летчиков-космонавтов пере- учивались у нас на новую авиатехнику. В июне 1980 года по при- глашению командования в Авиацентре побывал леген- дарныйГеройСоветскогоСо- юза Михаил Петрович Девя- таев. На фронте он был сбит в бою, в бессознательном со- стояниипопалвфашистский плен. Его склоняли к измене Родины. Но Девятаев отверг подлые предложения. После издевательствипытоклетчи- ка отправили в концлагерь Заксенхаузен на верную ги- бель. Он попытался совер- шитьпобег, но еговыдалпре- датель. Девятаева уже долж- ны были отправить в крема- торий. Но один из пленных помог ему сменить номер узника. Под чужим именем Михаил Петрович остался жив. А бежать ему все равно удалось. Это случилось на острове Узедом, где пленных заставлялизасыпатьна аэро- дроме воронки после бомбе- жек, рыть траншеи… Он по- добрал надежных людей, тщательно подготовился и 8 февраля 1945 года, угнав не- мецкийсамолет, вместе с еще девятьюузникамивозвратил- ся на Родину… Его рассказ произвел на молодых авиаторов Центра сильнейшее впечатление. Позже я оказался в местах, где Девятаев был в плену, и даже написалонемиегопод- виге рассказ. Герой Советского Союза Михаил Девятаев с ветеранами Липецкого авиацентра (1980 г.). Елена Вагина, заведующая отделом истории Липецкого областного краеведческого музея. В Доме-музее Георгия Плеханова – филиале Липецкого областного краеведческого музея, отмечающего в этом году столетний юбилей, — раз- вернута новая экспозиция «Оптимистическая траге- дия». Наверняка ее посетите- лям многие из трех сотен экспонатов знакомы. Они издавна демонстрировались в разделе, посвященном со- бытиям Октябрьской рево- люции, и призваны были отразить романтическую ге- роикудвадцатых-тридцатых годов, стать как бы визуаль- нойпараллельюк строчке из революционной песни «Мы наш, мы новый мир постро- им». Был ли этот пафосный настрой неправдой? Разуме- ется, нет. Но и утверждать, что это была всяправда о том времени, нельзя. На сей раз хотелось, что- былюдиполучилиболеепол- ноепредставление опроисхо- дившем, почувствовали сложность и контрастность эпохи, в которой хватало и веры, и крови, и ненависти, и романтики, и прозы, и страданий. Маяковский не зряведьназывалреволюцию и великой, и копеечной, и звериной. В фонде музея немало живописных, графических, скульптурных произведе- ний, связанных с теми года- ми. То, что для экспозиции выбран флигель Дома-музея первогопропагандистамарк- сизма в России Плеханова, по-своему знаменательно. Революционеры грезили о грядущей свободе, братстве, справедливости. Когда всма- триваешься в скульптурные портреты героя Граждан- ской войны Кочубея или ле- г е н д а р н о й А н к и - УРОКИ МИНУВШЕГО | Какого цвета история ? Пафос трагедии, трагедия пафоса пулеметчицы, созданные на- шим земляком художником Измалковым, вряд ли мож- ноусомнитьсявискренности имужестве такихлюдей, как они. Да и стойкость персона- жейработыдругогомастера, Мазура, «Чекисты», их пре- данность идее очевидны. Но оборотнойсторонойэтойпре- данности была беспощад- ность к врагам— и не внеш- ним, не иноплеменным за- хватчикам, а к соотечествен- никам, преимущественно русским людям. Миллионы жертв, море крови между двумянепримиримымибере- гами — красным и белым… А после жесточайшей Гражданской войны надо было восстанавливать стра- ну. Самый важный лозунг времени — «Пятилетку — в четыре года!» Между тем в период революций и войн люди отвыкли от повседнев- ного упорного труда. Потре- бовались пропагандистские усилия, маяки, энтузиасты, на которых призывали рав- няться. Одним из них был липецкийуроженец,шахтер Алексей Стаханов. Передовиков славили, поощряли. В том числе и на такой крупной новостройке, как Новолипецкий метал- лургический завод. Имдава- ли грамоты(иногда рукопис- ные), земляной заем (то есть за работу во внеурочное вре- мя люди получали бумагу вроде облигации, по нейпро- изводилось премирование). Для отличившихся ударни- ков существовали даже спе- циальные магазины с дефи- цитными товарами. Но стройки все равно не- редко велись медленно. И тогда вместо пряника в ход пускали кнут. В плохой ра- боте, а то и в саботаже могли обвинить любого.Почемуре- монтидет вяло?Нет оборудо- вания, мало специалистов? Нет, это вредительство! По- чему стены в бараках сыре- ют?Обвинения сыпались на- право и налево. К примеру, некто В. Котельников ездил за границу? Значит, шпион. Приговор не подписываете, твердите, что не виноваты? Жену в тюрьму. Ах, она ге- роиня, орденоноска?Ерунда, посидит. Пусть мужпризна- ется, что вредитель, —отпу- стим. Примерно такая судьба постигла одну из первых коммунистокЛипецкаНата- лью Павловну Агте. Ночью подняли с постели, все пере- рыли, ничего не нашли, од- нако ценности изъяли. Об этом свидетельствуют доку- менты, есть акт обыска. «Одевайтесь, возьмите вещи: мыло, смену белья, теплые носки». Но Наталье Агте все это не потребовалось. Приго- вор тройки не заставил себя ждать: расстрел. Жертвами становились не только те, кто на виду, ру- ководители разного ранга, интеллигенты вроде краеве- дов братьев Труновых, один из которых заложил основы нашего музея. За что-то по- страдали даже рабочие- конюхиСокольского завода. Постепенно разраста- лась, забираявсевсвоируки, новая бюрократия. В одно и тоже времяжилиичерствые чиновники, свысока посма- тривавшие на просителей из крестьянилирабочих, идей- ствительно преданные идее, бесстрашные, увлеченные люди вроде нашего земляка, полярного летчика, спасше- го челюскинцев, Героя Со- ветского Союза (Золотая Звезда № 6) Михаила Водо- пьянова. Случалось, разуме- ется, что их пути очень свое- образно пересекались. Скажем, того же Водо- пьянова выбрали депутатом ВерховногоСовета отЛипец- ка иЛипецкого района. Ина него сразу обрушились тыся- чи писем. Жаловались род- ственники, бывшие друзья, крестьяне, рабочие, служа- щие — в общем, земляки. Кого-то без винырепрессиро- вали, кого-то выгнали из квартиры, кому-то не дают инвалиднуюколяску, с кого- то взимают лишний налог. Отрезали землю, не удается устроить ребенка в пионер- лагерь, назначили малень- кую пенсию — лавина про- блем. Люди, отчаявшись ре- шить их на месте, в органах, для этого предназначенных, все надежды возлагали на депутата-Героя: помоги! Во- допьянов не успевает даже просмотреть всю почту. Ра- ботал секретариат. Какие-то вопросы снимались одним письмомс автографомлетчи- ка, на какие-то уходил не один годпереписки с инстан- циями. В экспозиции есть личные вещи Водопьянова и копии некоторых писем. Другая драматическая страницаистории—коллек- тивизация. Вроде бы хоро- шее дело—повысить произ- водительность труда на селе, стране нужен хлеб. Но вновь мы обнаруживаем все ту же жесткую, а вернее — жесто- кую схему: одни провозгла- шаются(вероятно, вполнеза- служенно) передовиками, например,Баскакова,Дымо- ва, Булатова (в экспозиции можно увидеть их фото), а других (незаконно, незаслу- женно, несправедливо) вы- шибают из колхозов «за вре- дительство», беспощадно раскулачивают, отбирают нажитое — не только мель- ницу, крупорушку, скот, но и самыйнехитрыйкрестьян- ский скарб. Все это опять же демонстрируется в музее. Наконец, участь верую- щих, духовенства.Оказалось мало отобрать у церкви цен- ности, как заявлялось, в пользу голодающих, надо было непременно еще и над- ругаться над мощами свя- тых. Множество липецких священников расстреляно, сослано в лагеря, церкви от- даны под хозяйственные нужды, а потоми вовсе пору- шены. Это тоже честно, без прикрас мы постарались по- казать в своей экспозиции. Мыпрошлое не превозно- симине развенчиваем. Цель выставки«Оптимистическая трагедия» — передать дух эпохи, уйтиот односторонно- сти, идеализациипрошлого, от черно-белых схем. Смо- трите, думайте, сопоставляй- те. Ведь далеко не все уроки истории и по сей день поня- ты и усвоены. Первый комиссар просвещения Липецкого Совдепа Наталья Павловна Агте. Плакатная патетика нечасто совпадает с реальной жизнью. Николай УСИК, заслуженный юрист России Уже много лет не уходит у меня из памяти этот исключительный случай, когда отец пятнадцатилет- него подростка взял на себя роль прокурора на процессе собственного сына. Дело было громким. Пя- теро восьмиклассников в лесной полосе изнасиловали женщину. Они признали свою вину. За их преступле- ние полагалось наказание до десяти лет лишения свобо- ды. Конечно, совершенное ими отвратительно. Но, как правило, родители даже са- мых жестоких преступни- ков, особенно молодых, про- сят суд о снисхождении, пы- таются найти хоть какие-то смягчающие обстоятель- ства, объяснения, признают свою вину как воспитателей за случившееся. Согласи- тесь, это естественно. Но на сей раз отец, участвовавший в процессе в качестве закон- ного представителя сына, призванный защищать его интересы, грозным, возму- щенным тоном потребовал, чтобы суд назначил «этому негодяю» (так и сказал: не- годяю) самое строгое, пре- дельное наказание. Я смотрел на взрослого, сильного мужчину и не мог понять, как он решился про- изнести такое. Причем без тени боли, горечи. Из дела было видно: он всегда оста- вался в стороне от повсед- невной жизни своей семьи. Ему и в голову не приходи- ло, что сын нуждается в нем, в его дружбе, внимании, поддержке. Не выдержав, я сказал этому человеку, что ему по- везло: если бы такое же дело рассматривалось не в Рос- сии, а в одной из тех евро- пейских стран, где по зако- ну за уголовное преступле- ние несовершеннолетнего ответственность несет и его отец, сидеть бы этому непре- клонному обвинителю на скамье подсудимых рядом с подростком. Мы часто и тревожно го- ворим о безотцовщине. И не без оснований. Эпидемия безотцовщины, когда дети растут в неполных семьях, у нас чрезвычайно распро- странена. Ежегодно в Рос- сиирасторгается около мил- лиона браков. Из тридцати миллионовживущих в стра- не детей десять миллионов воспитываются без отцов. Это большая беда, если угод- но, государственная пробле- ма. Но вряд ли возможна другая статистика: сколько семей, в которых отцы есть, но вместе с тем их как бы и нет. Они отсутствуют, при- сутствуя. По крайней мере, дети от них далеки, и хоро- шо еще, еслииспытываютпо отношениюк ним только от- чуждение, а не страх. Меж- ду тем такое происходит сплошь да рядом. Инередко все начинается еще в те дни, когдаженщина, жена вына- шивает ребенка. У мужчи- ны, мужа уже в этот момент возникают либо равноду- шие, либо раздражение из- за того, что беременность су- пруги нарушила привыч- ный, удобный ему уклад жизни, создала всякого рода осложнения и хлопоты. Поневоле вспомнишь мысль Маркса, которую ЗАМЕТКИ СУДЬИ | Семейный ракурс Эпидемия безотцовщины даже немарксисты должны были бы усвоить с юного возраста: «Вас никто не при- нуждал к вступлению в брак, но если вступили, из- вольте жить с семьей и под- чиняться законам брака». Но, знаете, в том, станет ли мужчина хорошим отцом, возьмет ли он на себя свою особую, мужскую ответ- ственность за семью, за де- тей — и отнюдь не только и не столько материальную, — в огромной мере зависит от женщины. Расскажу в связи с этим еще одну историю из судеб- ной практики. Идет суд над старшеклассником, обо- кравшим ночью несколько стоявших у дома автома- шин. Законный его предста- витель на процессе — мать. Я тогда еще подумал: поче- му же эту роль взяла на себя она, а не отец? Ну ладно, до- пустим, он водитель, она бухгалтер, может быть, ре- шили, что ей легче будет за- щитить сына. Однако я уже понимал: в их доме отец не считается главой. У супру- гов подрастают два сына, а в семействе царит матриар- хат. Муж, в сущности, там как третий мальчик, по- слушно ждет, что скажет, что велит предпринять в лю- бой ситуации жена. На суде я об этом сказал женщине. Хотите, чтобы ваши сыновья не стали на- стоящими мужчинами – продолжайте в том же духе. Только прикиньте: хватит ли у вас сил решать и делать все и за всех? То, что один из сыновей уже нарушил за- кон, говорит об одном: на него вамнедостало времени. А мужу вы отказали в праве быть главой семьи, не помог- ли ему завоевать авторитет у детей. Я видел, как опу- стил голову сидевший среди публики отец, на которого устремились глаза всех при- сутствовавших. У одного из русских классиков есть любопытное замечание, что влюбленно- му юноше стоило бы пред- ставить себе очаровавшую его девушку через тридцать, сорок лет семейной жизни постаревшей, поседевшей.И спросить себя: сумеет ли он любить ее и такую? А я бы взял на себя смелость не- сколько изменить этот во- прос и переадресовать его какраз представительницам прекрасного пола: в пору первых встреч, романтич- ныхсвиданийс будущимму- жем вы не пытались мыс- ленно увидеть, почувство- вать, каким он станет от- цом? Готов ли он к роли гла- вы семьи? Признаюсь: я с большой опаской отношусь к ранним бракаммежду ровесниками. Убежден: оптимальный ва- риант — если муж старше жены лет на шесть-восемь. Он должен быть более зре- лым, опытным, с установив- шимся характером, да, на- конец, просто уже чего-то добившимся в профессии. Тогда он не превратится в робкого, пришибленного «подкаблучника», иженщи- не с детьми будет с ним спо- койно и надежно. Кстати, в Европе, особенно в Сканди- навии, такой возрастной разрыв между супругами —норма, неписаный закон. Была когда-то неглупая пьеса со смешным, но мно- гозначительнымназванием: «Мужчины, носитемужские шляпы!» Вот именно. Муж- чине, мужу, отцу капоры не к лицу. Нина Цыганова, директор Липецкой областной юношеской библиотеки, заслуженный работник культуры РФ. Недавно я была приглаше- на в Государственную Думу на заседание Комитета по поддержке и развитию библиотек, который воз- главляет Борис Грызлов. В диалоге депутатов и извест- ных библиотековедов, естественно, речь зашла о катастрофическом падении интереса к чтению. А это ведь, по сути, инди- катор падения качества об- щего культурного и образо- вательного уровня в стране. Особенно тревожно за моло- дых. Книге становится все сложнее бороться с Интерне- том, телевидениемикомпью- ЛЮДИ И КНИГИ | Лекарство от бескультурья Возвращение слова терными играми. Что де- лать? …Помню, как волнова- ласьактрисаСветланаЛисов- ская, перелистывая томик Анны Буниной. Стихи она помниланаизусть.Но сейчас ей предстояла в юношеской библиотеке непростая встре- ча с молодежью, которая, по всей вероятности, и слыхом не слыхивала о поэзииБуни- ной. Ведь в школе это «не проходят». Сегодня класси- ческая поэзия, поэзия души не популярна. Десятки достойных книг теряются среди тысяч ярких обложек разноликого чтива. Вобществепропалвкусксло- ву, к классике и талантли- вым современным русским авторам. — Много лет назад мы с мужем сажали на колени сына и читали ему вслух. Традиция такого чтения до сих пор жива в нашей семье. Сейчас сын — мой первый слушатель и критик. Эта фраза Светланы Ли- совской, по-моему, объясня- ет, почему ныне угасает по- требностьвкниге.Она закла- дывается в семье. А сегодня главной «няней» для боль- шинства подрастающих лю- дей стал телевизор. Вместе с директором одной из лучших липецких школ-гимназий Вячеславом АлександровичемКотельни- ковым (с ним нас связывает многолетнее сотрудничество) мыстаралисьпонять: почему все-таки сегодня дети и под- ростки читают все меньше? — Первым в школе но- вичков встречает учитель младшихклассов.Ондолжен научить ребенка не только читать, но и любить чтение. А принуждение, обязаловка могут навсегда отбить охоту к познанию мира через кни- гу, —размышляетВячеслав Александрович. Да, чтение — труд души. Иоченьредкосемилетнийре- бенок оказывается терпели- вым и усидчивым. Ему бы- стро надоедают вереницы значков на странице. Застав- лятьчитать?Угрожатьнака- заниями, плохими оценка- ми?Нутогдаонпростовозне- навидит книгу… Тут, конечно, важен союз учителей и родителей. Когда дома старшие читают, то и малыш тянется к книге. А в начальных классах интерес к ней у него только укрепит- ся.Кстати, еслибольшинство детей в классе любят читать, то остальные будут стараться не отстать от них. Ну а дальше свои пробле- мы. Всреднейшколе интере- суются многими источника- ми информации—Интерне- том, ТВ, фильмами. Книга как бы отходит на второй план. Но литература-то вхо- дит в число обязательных предметов, надо прочитать программные произведения. А «обязательное», повто- рюсь, вызываетуподростков сопротивление. Но главное — программа по литературе не соответствует возрастным интересам учеников. А учи- тель верит ей, как царю- батюшке. И это зря. У каж- дого поколения свои литера- турные герои. Вот мы с одно- классниками с трудом пони- малитрагедиюРаскольнико- ва. А теперешним школьни- кам он гораздо ближе, они ему сочувствуют, сопережи- вают. Изменились времена, изменились взгляды… Вообщеже дляпробужде- ния интереса к литературе, как говорится, все средства хороши. Можно строить ее урокивформеигр, викторин, приглашать актеров и чте- цов, даже создать театр кни- ги. Когда по ТВ показывали экранизацию«Идиота»,мас- са народа впервые открыла эту книгу. А сериал о жизни Есенина вызвалумногихин- терес к его поэзии. То есть сегодня человек лучше, легче воспринимает визуальную информацию. Хочется почитать о том, что ты уже видел. Хотя в этом есть изначальный изъян: персонажи романа предста- ют перед тобою такими, ка- кимиихпоказалина экране. Значит, нет нужды в чита- тельском воображении. И тем не менее… Недавно в нашей библио- теке появились стеллажи с аудиокнигами. Это тоже один из способов привлечь подростков к литературе. Думаю,надоискатьидей- ствовать активнее. В частно- сти, пересмотретьшкольную программу. Стоит и поо- щрять активное чтение в школе. Так, например, дела- ет Котельников. Перед нача- лом учебного года на доске объявлений вывешивают приказдиректора сблагодар- ностью «лидерам чтения». Ихдаже поощряют дополни- тельными каникулярными днями. —Акакже! Ведь онитру- дились, отрывали время от отдыха, сна, прогулок,—за- мечает Вячеслав Алексан- дрович. …Заслуженная артистка России Светлана Лисовская закрылатомикБуниной.Она посмотрела на лица «ком- пьютерных» детей и начала читать стихи поэтессы нача- ла ХIX века. Ее волнение, ее увлеченность передавались залу. Он слушал вниматель- но и неравнодушно. Может, это всего важнее, когда чело- век глаза в глаза заражает других своей страстью, за- ставляет почувствовать ма- гию стиха, боль, грусть, ра- дость, любовь тех, кого уже давно нет на земле, но кто оставилнамсвои«слова, сло- ва, слова»… В заключение — мнение детскогопсихолога, директо- ра Центра психического раз- витияребенка«Мирдетства» Александры Михайловны Поминовой: — Многие сегодня отка- зались от чтения книг. Но компьютер не может заме- нить книгу. Воспитывая ребенка, сто- ит помнить: люди делятся на кинестетиков (тех, кто вос- принимает мир через осяза- ние, прямой контакт с пред- метами) и визуалов (тех, кто воспринимает мир на уровне зрения). Первый тип будет охотнее читать, второмупро- щеилегчепосмотретьфильм. Нельзяпросто заставлятьви- зуаловчитать.Лучшепомочь имосознать, чемполезночте- ние, заинтересовать их. ФОТО ИЗ АРХИВА ЛИПЕЦКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ПЛАКАТ ИЗ АРХИВА ЛИПЕЦКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ 5 28-29/23406-23407/ 13 ФЕВРАЛЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz