Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

12 ФЕВРАЛЯ 2009 | № 27/23405/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Валерия Хващевская, агентство «Столица» специально для «Липецкой газеты» Мировой экономический кризис затронул практически все сферы нашей деятельно- сти, не обошел стороной и кино. Если в прошлом году в России было снято около 100 фильмов, то в данный момент это число стремится к нулю. Генеральный директор «Мос- фильма» Карен Шахназаров откровенно рассказал нам о сегодняшней ситуации в кино. — Карен Георгиевич, «Мос- фильму» совсемнедавно, в кон- це января, исполнилось 85 лет. Но большого празднования что- то не замечено было. Вывообще как-то будете отмечать эту дату? — Действительно, дата се- рьезная. Но мы не хотим устра- ивать никаких концертов с пес- нями вроде «Ленин — наш ру- левой». Хотя я сам не против Ленина и не хотел, чтобы его куда-то там из Мавзолея выно- сили — я в этом плане ортодок- сален. Мы отметили 85-летие своими делами. Например, вве- ли в строй большую монтажно- тонировочную студию. До этого было просто огромное полураз- рушенное здание. Сейчас, кста- ти, там Федор Бондарчук пи- шет вторую часть «Обитаемого острова». Ивсёмывосстановили из своих средств. Тут я должен подчеркнуть, что «Мосфильм» не получает какого-либо финан- сирования извне. —Яслышала, что собирают- ся объединить киностудиюиме- ни Горького и «Мосфильм»… — Действительно, такая идея была, и она довольно долго звучала. Но я спокойно к этому относился, потому что—как бу- дет, так и будет. На все воля Бо- жья… Я вам больше скажу: хо- тели объединить все киносту- дии в России под «Мосфильм». Хотя, например, по отноше- нию к «Ленфильму» это было бы сложно сделать — это же не нефтяные вышки. Сейчас все эти идеи заглохли. И хорошо. У меня у самого никогда не было желания объединить это все в одно целое. Ведь у каждой ки- ностудии — свой особенный ха- рактер… — Как, по-вашему, повлиял на российское кино распад Со- ветского Союза? — Распад Советского Сою- за повлиял на кино катастро- фически! В середине 90-х годов мы пришли к полной остановке киноиндустрии в стране. У нас кино просто не существовало! В советские же времена кино — это был очень сложный, но не- плохо работающий механизм. Если говорить о фильмах того времени, то я считаю, что они гораздо лучше даже тех, кото- рые существуют сейчас. Но это — отдельная тема. Так вот, по- сле развала Советского Союза пришлось начинать все с нуля. Студии былипустые. Яочень хо- рошо помню 1994 год. Я снимал в Сан-Франциско свой фильм «Американская дочь». Чудом нашел тогда на него деньги. Монтажделал на «Мосфильме». Это была единственная картина, которая вышла в том году. Я вы- ходил в коридор на киностудии покурить — и можно было кри- чать: «Ау!» — никто бы не от- кликнулся. Никого не было, и по «Мосфильму» бегали… бро- дячие собаки! Процесс возрож- дения «Мосфильма» можно от- нести и к процессу возрождения кино в России—мывсе-таки не- мало вложили в эту копилку. В России практически с нуля, за- ново была построенамощнаяки- ноиндустрия. С точки зрения технологии сейчас российское кино, это ямогу совершенно точ- но сказать, не уступает никако- му другому в мире. — Сейчас во всем мире тема номер один — экономический кризис. Как это отразилось на «Мосфильме»? АКТУАЛЬНО | Что ждет кино в ближайшем будущем Конец фильмам? Кадры из фильмов К. Шахназарова «Всадник по имени смерть» и «Исчезнувшая империя». — В целом «Мосфильм» не- плохо себя чувствует. Сейчас у нас находится много фильмов в монтажно-тонировочном пери- оде (процесс монтажа и озвуче- ния — прим. автора ). И только за счет этого мы до сих пор дер- жимся на плаву. Но я понимаю, что если сегодня не снимают ни- чего, то завтра и в монтаже со- вершенного ничего не будет. Я вам могу сказать, что на сегод- няшний день на территории «Мосфильма» не идет ни одной съемки художественных филь- мов. И это не только у нас так. Я разговаривал с ребятами из компании «Кодак», именно на эту пленку в основном снимают большинство кинокартин, так вот они сказали, что на сегод- няшний момент продано столь- ко пленки, сколько требуется только на один фильм. Что бу- дет происходить дальше — по- кажет время. Но уже сейчас есть беспокоящие меня явления. На- пример, на «Мосфильме» по- явилась безработица. Съемоч- ные группы, которые находят- ся в творческомштате, сидят без денег. Ведь их зарплата зависит от фильма, который они снима- ют. Сейчас находятся без работы и достаточно серьезные специа- листы. Я думаю, что и у актеров проблемы — снизилась и у них зарплата. Тут еще отразился тот факт, чтоМинистерство культу- рыне выработало программу го- сударственной поддержки кино — не дают гранты на съемки. —Будут ли в таких условиях сниматься блокбастеры? —Может, и будут, но в очень малом количестве. Приток де- нег в кино сильно сократился. Частный бизнес практически полностью ушел из кино. Год назад многие бизнесмены вкла- дывали деньги в кино практиче- ски без возврата—и таких при- меров масса. Вкладывали боль- шие суммы—по несколькумил- лионов долларов. Я думаю, что вот этот факт сильно развратил наше кино. — Есть мнение, что кризис пойдет нашему кинематогра- фу на пользу. Мол, если денег будет меньше, то фильмы ста- нут качественнее — отсеется все слабое... — Да, есть такое мнение, и есть факты, подтверждающие это: денег не было, а создавали великое кино, и его смотрели все. Но проводить параллель: есть деньги — нет шедевров и нет денег — есть шедевры— это как-то сомнительно. Шедевры рождаются тогда, когда в обще- стве есть богатая внутренняя ду- ховная жизнь. А я в нашем об- ществе такой сейчас не вижу. И мне кажется, что в том, что есть, неможет созретьшедевр. И здесь вопрос даже не в деньгах… —Вы сказали, что по техни- ческому уровнюмыне уступаем ведущим киностудиям мира. А по творческому? — По творческому… Чест- но? Я считаю, что у нас — сла- бое кино, ниже среднего уров- ня. И его значение в мировом кинематографе сейчас очень невелико. С точки зрения твор- ческого потенциала — совет- скимфильмаммы сейчас значи- тельно уступаем. Приведу про- стой пример. Когда я пришел на «Мосфильм» в середине 70-х годов, там работали выдающие- ся режиссеры: Бондарчук, Ря- занов, Гайдай, Шукшин, Кли- мов, Кончаловский. Были и мо- лодые, в самом расцвете лет: Да- нелия, Наумов, Михалков. Вот я вам привел десяток режиссе- ров. Помимо них, было еще ре- жиссеров двадцать хороших, но, грубо говоря, классом пони- же. И это было только на одном «Мосфильме». Но, кроме того, были «Ленфильм», киносту- дия имени Горького, Свердлов- ская киностудия…Внациональ- ных республиках были мастера. Как минимум — 50 режиссеров экстра-класса! А сегодня вы не назовете и пятерых. На самом деле, кино — это личность, фа- милия, и с этим ничего не по- делаешь. То есть у нас все в по- рядке с технологиями, а с твор- ческой стороной — очень много проблем. Но, с другой стороны, технологии — это все земное, а творчество — это все на небе- сах — то, что дается свыше. Мы с вами сидим сейчас — и не по- нимаем, почему в одни време- на рождаются Шукшин и Тар- ковский, а в другие — никто не рождается. Как можно объ- яснить, что в 1924 году в стра- не — полностью разрушенной, где ничего, кроме войныиразру- хи, не было, —появилась плея- да режиссеров, которые потряс- ли мир и до сих пор его потряса- ют?! Я говорю об Эйзенштейне, Довженко, Пудовкине… — Безрадостная какая-то картина получается… — Есть, конечно, талантли- вые ребята, но их очень мало. Это не означает, что на всем надо ставить крест. Это означа- ет только то, что надо работать. Может, когдамырешимвсе свои проблемы, мы по праву займем хорошее место в мировом кине- матографе.Ивыеще не забывай- те одну вещь: я выражаю только свое мнение. — Какие фильмы могли бы вывыделить запрошедший год? — Я на эти вопросы прин- ципиально не отвечаю. Меня об этом часто спрашивают. Но я го- ворю: «Извините, я—директор студии, а не критик, чтобы оце- нивать». Конечно, у меня лично есть какие-то критерии и оцен- ки. И при личной встрече я это- му продюсеру или режиссеру все скажу в лицо, но публично высказывать — это неправиль- но. Может, когда перестану сни- мать, я и стану кинокритиком. Замечу: хорошим критиком. — Тогда скажите, какими критериями оценки фильма вы сами руководствуетесь? — Давайте я вам приведу один пример — и вы сами пой- мете. Был такой фильм, «Ан- глийский пациент», он получил «Оскар». Для меня этот фильм перестал существовать после того, как герой — после деся- ти дней, проведенных в пусты- не, — приходит к людям и про- износит: «Где эта девушка?»Так не бывает! Если человек столь- ко времени был без воды — он в первую очередь захочет пить. И это понимает любой школь- ник... Может, я слишком строг, и мне скажут: «Да ладно, ты придираешься. Ну не попросил он воды — зато у него есть лю- бовь!» Но для меня такие вещи важны. Это то, что называется правдой. И мне хочется, чтобы она была и в искусстве. ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ Карен Шахназаров на съемках фильма «Исчезнувшая империя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz