Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

10 ДЕКАБРЯ 2009 № 236/23614/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих в спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе». 1976 год. Талант Алисы Фрейндлих раскрылся в театре имени Ленсовета. В спектакле «Таня», 1963 год. Алиса Фрейндлих в роли Москалевой в спектакле «Дядюшкин сон» БДТ. 2008 год. Тамара Мотаева, агентство «Столица», специально для «ЛГ» Всегда и сейчас Алиса Бруновна выглядит шикарно. Стройная, легкая, молодая! И как режиссер Эльдар Ряза- нов углядел в ней ту самую «мымру» — оста- ется загадкой. Ясно одно: пригласив Фрейндлих на главную роль в фильме «Служебный роман», Рязанов не ошибся! Красавица Фрейндлих сыгралаКалугину так, что взбудоражила всю страну — актрисе мешками при- ходили письма от зритель- ниц.Женщиныблагодари- ли Алису Бруновну — вслед за ее героиней они побежали в парикмахер- ские, магазины одежды, чтобы привести себя в по- рядок. Многие признава- лись, что Калугина им по- могла стать счастливыми… Не папина дочь ДляАлисыФрейндлих самый престижный ресто- ран не ресторан, если там не подают сливочного мас- ла. Его актриса стала счи- тать лакомством и симво- лом благополучия еще в детстве. АлисеФрейндлих было семь лет, когда нача- лась блокада Ленинграда. Вместе с мамой Ксенией Федоровной она пережила ужасы войны. Испытания тех лет воспитали в Алисе Фрейндлих скромность в запросах, бережливость. Родители девочки рас- стались еще до начала вой- ны. Отец Алисы, извест- ный актер Бруно Фрейнд- лих, спасаясьотгоненийна этнических немцев, уехал в эвакуациювТашкент.Он вернулся оттуда с новой женой, которая была про- тив его общения с первой семьей. Встречи отца и до- чери не были частыми, но сыграли большую роль в жизниАлисыФрейндлих. — Когда я решила по- ступать в театральный ин- ститут, руководитель дра- матического кружка, где я занималась еще школьни- цей, знаменитая актриса БДТМарияАлександровна Призван-Соколова попро- сила папу замолвить за меня словечко, — расска- зывает нам Алиса Брунов- на. —Однако папа сказал: «Как же я смогу пореко- мендовать свою дочь, если я не видел, на что она спо- собна?» М а р и я П р и з в а н - Соколова, которая любила Алисуиверила в ее талант, переживала за то, что при- емнаякомиссияне заметит маленькой девочки. Одна- ко этого не произошло. Фрейндлих поступила. Училась успешно, но ма- ленькой хрупкой юной актрисе в театре достава- лись роли мальчиков… Все изменилось, когда в театр имени Комиссар- жевскойпришелрежиссер Игорь Владимиров. — Его пригласили в наш театр поставить два спектакля: «Время лю- бить»и«Случайные встре- чи», — вспоминает Алиса Бруновна. Эта встреча в жизни актрисы не была случай- ной. С красивым и талант- ливым режиссером у нее начался служебный ро- ман… Творческий союз — Игорь Петрович пригласил меня в театр Ленсовета, где он служил главным режиссером, — рассказывает Алиса Бру- новна. — Считаю, что ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Алиса Фрейндлих отметила юбилей Королева для режиссеров именно благодаря Игорю Петровичу я состоялась как актриса — он помог мне раскрыться в творче- стве. Владимиров был стар- ше Фрейндлих на 16 лет, и даже когда они создали семью, Игорь Петрович и Алиса обращались друг к другу на «вы». Дочь Варвара появи- лась у них, когда Фрейнд- лих было уже 33 года. В декрете она была недолго — спустя несколько меся- цев после родов вышла на сцену. — Так получилось, что я отдавала себя работе. Дома нас с Игорем Петро- вичем было не застать. Поэтому-то Варя с детства сама хозяйничала. Союз Алисы Фрейнд- лих и Игоря Владимирова распался. Причина весьма распространенная в арти- стической среде: Игорь Петрович был известным ловеласом, и Алиса Бру- новна всегда знала об этом. Однако наступил такой момент, когда, по призна- нию актрисы, поведение мужа уже «не было симпа- тичным». После разрыва Алиса Фрейндлих еще не- сколько лет работала под руководством бывшего су- пруга. А потом перешла в Большой Драматический Театр. И начала все с нуля — ведь там были свои при- мы… Но вскоре заняла до- стойное место среди таких артистов, как Светлана Крючкова,КириллЛавров, Олег Басилашвили… Дочь Варвара выбрала профессию мамы, однако решила, что семья у нее будет на первом месте. У АлисыБруновныдвое вну- ков—17-летнийНикита и 15-летняя Аня. Анна и Командор Игорь Владимиров был против того, чтобы его жена и прима театра Лен- совета Алиса Фрейндлих отвлекалась на съемки в кино.Поэтомукиноработ у Алисы Бруновны не так много. Но какие это роли! В 1974 году на экраны страны вышел фильм «АннаиКомандор» сВаси- лием Лановым и Алисой Фрейндлих в главных ро- лях. Пронзительная и тра- гическаяисторияоначаль- нике военного научного института, прозванного Командором, и его жене Анне. —Это была первая и, к сожалению, последняямоя встреча с Алисой в кино, — рассказывает нам Васи- лий Лановой. — Очень жалею, что мы с ней и ра- ботой в театре не были связаны, посколькуживем в разных городах. Но об Алисе Фрейндлих я и до встречи, конечно, знал. Я видел ее в театреЛенсовета в нескольких спектаклях —иэтобылавеликолепная работа! Режиссер Евгений Хринюк снимал картину «Анна иКомандор» в Кие- ве на киностудии имени Довженко. Емупредложи- ли украинскую актрису, ноХринюкстоялнасмерть заФрейндлих.Алисабыла стройной, хрупкой. Иког- да министру культуры УкраинскойССРпоказали ее пробы, он сказал: «Да шо ж це ты дивку таку найшев, така худа, ни на шо дивитыся!» Но когда фильм был готов — ми- нистр посмотрел, покачал головой и сказал: «Яку ж я мог велыку глупость зробыти!»… А потом был юбилейный вечер Алисы, — продолжает Василий Лановой. — И я впервые объяснился ей в любви стихами Пушкина: «Я вас люблю — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд на- прасный, И в этой глупо- сти несчастной У ваших ногяпризнаюсь!»Онадол- го смеялась... А недавно, когда мне исполнилось 75 лет,БДТрешилобязатель- но отметить на своей сцене мой юбилей. Алиса его вела. Человеческая лю- бовь, которуюмыиспыты- вали друг к другу на съем- ках, не померкла за 30 лет! Я ее зову Рыжулей — как в фильме. А она каждый раз говорит: «Да ну вас, Василий Семенович!»… Мымра! Анна Австрийская в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», мать главной героини в «Жестоком ро- мансе», Снежная Королева в сказке «Тайна Снежной Королевы», Ольга Тумано- ва в «Женской логике» — навернякаукаждогозрите- лянайдетсялюбимаягерои- ня в исполнении Фрейнд- лих. Однако актерским шедевром, заслужившим всенародную любовь, оста- етсямымраКалугина—ге- роиняАлисыФрейндлихиз «Служебного романа». — Пьесу «Сослужив- цы» писали для театра, — рассказывает нам режис- сер Эльдар Рязанов. —Ия вообще не собирался ее ставить в кино, потому что у нее была замечательная театральная жизнь: пьесу поставили 134 театра, Ка- лугину играли самые раз- ные актрисы в разных го- родах.Апотомпьесуочень хорошо поставил Борис Кондратьев в театре Мая- ковского. Роль Калугиной там прекрасно играла Га- лина Анисимова. Сделали телеверсию спектакля. Но когда я увидел спектакль на пленке, он мне не по- нравился. Тогда-то я и ре- шил снимать фильм «Слу- жебный роман». Это как раз произошло после за- вершениясъемок«Иронии судьбы». Было точно из- вестно: Калугину играет Фрейндлих,Новосельцева — Мягков, Самохвалова — Басилашвили, Рыжову —Немоляева. Потому что все артисты, занятые в «Служебномромане», про- бовались на фильм «Иро- ния судьбы». А с Фрейнд- лихядавномечталпорабо- тать, но не получалось. Я видел ее в спектаклях «Таня»,«ДульсинеяТобос- ская»,«МалышиКарлсон, которыйживетнакрыше» и других. Она везде играла потрясающе! Было ясно, что это великая театраль- ная актриса. Театр она прекрасночувствовала, а в кино были сложности. В театре все играется в один вечер, а в кино — малень- кими сценками по три- пятьмесяцев.Сценическое действие развивается по- следовательно, акиноино- гда снимают «задом напе- ред»: могут сначала снять что-то из финала, потом —изсередины,нуидругие отличия. Поэтому, когда приглашалАлису, ядумал о том, как ей создать усло- вия, близкие к театру. И мы снимали «Служебный роман» длинными куска- ми, а не короткими эпизо- дами, не переснимали спе- циально крупные планы — на площадке работали сразу три оператора, сни- мая с разных точек. Полу- чалось, что актрису ничто неотвлекаетотигры—она почувствовала себя почти так же, как в театре… Актриса считает эту роль одной из своих люби- мых. Хотя в жизни «мым- рой» она никогда не была. — Никогда не жалею денег на качественные кремы, на уход за волоса- ми. У меня всегда должна быть прическа, я придер- живаюсь определенного стиля в одежде. Это мои главные правила, — гово- рит Алиса Фрейндлих. В75 лет она полна сил. В БДТ практически ни один спектакль не обхо- дится без ее участия. Ак- триса играет в антрепри- зе. Недавно вышел новый спектакль «Уроки танго и любви» с АлисойФрейнд- лих и Варварой Владими- ровой в главных ролях. В немАлиса Бруновна игра- ет пожилую танцовщицу. — У меня были про- блемы и со связками, и с глазами, и с позвоночни- ком. С такими болезнями, кажется, трудно оставать- ся в профессии… Но, как говорила одна актриса: «Пока при мне мои ноги и моя косметичка — я могу работать», —шутит Али- са Фрейндлих. — Мой служебный роман с теа- тром продолжается… ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ, ИЗ АРХИВА БДТ ИМ. Г.А. ТОВСТОНОГОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРА В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz