Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 227/23605/27 НОЯБРЯ 2009 4 Софья Вобликова На открытии Дворца профсоюзов в 1967 супруги Уваровы, Александр и Мария, тогда участники Липецкой областной филармонии, пели песню… «Враги сожгли родную хату». «Такая тематика у нас была, военная», —по- ясняет Мария Павловна в ответ на невольные улыбки. Прозвучала и ещё одна песня, их коронная: «Ой, мороз, мороз». Исполните- ли, провожаемые по обыкновению аплодисмен- тами, ещё не знали, что через два года они вернутся сюда —чтобы создать свой коллектив, народный ансамбль русской песни «Россиянка». В этом ноябре «Росси- янка» отметит свой соро- ковой юбилей. Об истории её рождения и становления мы вспомнили вместе с Ма- рией Павловной Морозовой- Уваровой и первыми участ- ницами ансамбля. — Мария Павловна, как возникла идея создания ан- самблянароднойпесни«Рос- сиянка»? — Такое предложение сделал нам наш давний зна- комый по Воронежскому русскому народному хору Володя Соколов. Он встре- тил нас осенью 1969 года в Липецке, кудамывернулись после двухлетней работы в Амурской филармонии. Во- лодяв это времяуже возглав- лял во Дворце профсоюзов танцевальный коллектив и, посколькуплановнабудущее у нас никаких не было, при- гласил во дворец. Предложе- ние было неожиданным, мы боялись, что не справимся. Но нас так тепло приняли и во дворце, и в областном со- вете профсоюзов! Квартиру сразу пообещали. Конечно, мы согласились. — Вы двадцать лет пели в Воронежском хоре, были солисткой. Такой опыт, чего ЮБИЛЕЙ | Сорок лет назад был создан ансамбль русской песни « Россиянка » Песня как судьба вам было бояться? —Выступатьвхореисоз- давать коллектив с нуля — этовсё-такиразныевещи.Но воронежской хор стал целой эпохой в моей жизни. По- ступила я туда в 1943 году. Там подружилась с Марией Николаевной Мордасовой, познакомилась с Андреем Петровичем Мистюковым, встретила своего будущего супруга Александра Ми- хайловича. За это время я для нас двоих сочинила песню «Ой, мороз, мороз». Правда, когда её на пла- стинку записывали, меня не спросили, кто автор, так она и пошла как русская на- родная. Она принесла нам огромный успех, по 3-4 раза её в концерте на бис испол- няли. Но коллеги наши это воспринялипо-своему. Знае- те, в искусстве без зависти не бывает. И нам пришлось уйти из хора. Потом шесть лет странствовалипоразным филармониям, выступали в Чувашии, Удмуртии, Ли- пецкой области, на Дальнем Востоке. — С чего же началась история «Россиянки»? — Дали объявление о том, что1ноябрябудетнабор в ансамбль ребят и девчат. И вот мы с Сашей сидим, ждём молодёжь на прослушива- ние.Ипришла…одна только девушка. Это была Валя Суханова, ныне Канаева. Её мы приняли. А больше ни- кто так и не объявился—ни в этот раз, ни на следующие репетиции. Пришлось в ито- ге нам самим идти по обще- житиям, там искать наших будущих артистов. Набрали человек двадцать. Вспоминает Мария Толкачёва: — Собрали нас, девчат, в красном уголке. Мария Павловна с Александром Михайловичем поговорили с нами, прослушали, при- гласиливодворец.Мнетогда 21 год шел. Сама я из села Пружинки. Очень любила песни русские, раздольные, о России. Работала свар- щицей в две смены. А репе- тиции — четыре раза в неделю. Отработаю, сниму робу брезентовую, домой прихожу, думаю — нет, не пойду сегодня никуда. А по- том время близится к репе- тиции, сама себе скажешь: «Не расслабляйся, Маша». И идёшь, поёшь! — Кроме набора других проблем не возникало? — Проблемы только на- чались. Ведь пришли люди с уже сформированными голосами, пели все, как при- выкли: одни в нос, у других горловойзвукбыл, утретьих — зажатый, у четвёртых — плавающий. Столькоработы было! В декабре — новая не- приятность: карантин из-за гриппа, воткаксейчас.Отпу- стилиансамбльдо11января. Вернулось в этот день всего семь человек. Вновь при- шлосьидтипо общежитиям. НашлаТанюЗахарову,Валю Коробову… Много хороших девочекнабрали.Авот ребят всегдаменьше было.Начали снимиучитьпеснипоплану. Как же трудно было, когда мыразучивали движения! И вот наш первый концерт, на 10-йшахте.Послушалимыс Сашей, вернулисьдомой—и я в слёзы. Муж меня успо- каивал: что ты плачешь, всё же сразу не сделаешь. Вспоминает Алексан- дра Догаева: — В ансамбль я пришла пообъявлению.Мнетогда29 лет исполнилось. До этого в деревне жила. Соседняя деревня в двух километрах. И вот поёшь под гармош- ку, а из другой деревни по- том спрашивают: «Шур, ты пела? Мы слышали». И пластинки я покупала. По ним и Марию Павловну с Александром Михайло- вичем узнала. Потом всё никак не могла поверить, что занимаюсь у «той са- мой Морозовой». На первом концерте нашего ансамбля я солировала в песне «На семнадцатом году». Мария Павловна мне всё из-за ку- лис показывала: улыбайся, мол, Шур, улыбайся. Губы вот так растягивает, а я думаю, чего это она по- казывает. Мне бы слова не забыть, какая там улыбка. —Икогдажек«Россиян- ке» пришёл первый успех? — Уже в 1973 году ан- самбль занял первое место наобластномфестивале«Мо- лодые голоса». Но когда мы послушали свою работу, поняли — чего-то не хвата- ет. Александр Михайлович предложил сделать народ- ные музыкальные инстру- Ни с чем не сравнимое обаяние русской песни... Александр Косякин Он выглядел жалко. То, что был он не в грубой тюремной робе, как у нас, а в чистеньких выглажен- ных полосатых штаниш- ках, усугубляло общее тягостное впечатление. Впрочем, даже «воры в законе» за решеткой выглядят всегда понуро. В американском суде всем арестованным дают полосатые штанишки, кем бы он ни был — главой ма- фии, школьным учителем, подающим надежду спорт- сменом. Поэтому и наше- му российскому пареньку, подающему большие на- дежды в фигурном катании Андрею Лутаю, их тоже выдали. В Штаты он прибыл на соревнования в рамках под- готовки к Олимпийским играм. Он кандидат в сбор- ную. А еще, как уверяют американские полицей- ские, здорово пьет. Однаж- ды так надрался в баре, что угнал чужую машину, не имея водительских прав. Да еще оказал сопротивление при задержании. Четыре преступления сразу вмени- ло следствие российскому спортсмену. Наше консульство, фе- дерация катания, руко- водство команды, трене- ры, конечно, бросились на выручку (что вполне естественно), но в интервью набежавшим журналистам стали говорить странные в этой ситуации вещи (что противоестественно). Что Андрей вообще не пьет. Его просто опоили, что он держится достойно, а все болельщики с ним и на- деются, что он выйдет из испытания с честью (!). Понятно, что и залог в сто тысяч долларов сразу нашли, но пленника выпу- стили и без денег. Теперь он в гостинице. В обычных, тренировочных штанах. Худо дело, если этот талант- ливый паренек успел лиз- нуть пирога популярности, нюхнуть успеха, поэтому как он выберется из всего этого испытания, еще не- известно. Иногда в прессе появля- ютсяностальгические, псев- допатриотические статьи о бывших кумирах, которых срезала слепая Фемида. Вот посадили когда-то за- мечательного певца Заха- рова (он кому-то в драке что-то повредил), а вышел ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ | Такие футбол , хоккей , теннис и т . д . нам не нужны Мальчик в полосатых штанишках он уже другим человеком, и оказалось, что причал по имени эстрада отошел от него навсегда. А еще рань- ше судьи сломали судьбу выдающемуся футболисту Стрельцову, отсидевшему за изнасилование. Подтекст такой: если бы не посадили, мы бы на мировых чемпио- натах ого-го как выступали. А вот Лев Яшин за всю свою блестящую карьеру (он по- прежнему считается луч- шим вратарем мира) никого даже… не обматерил. … Случившееся в Аме- рики по времени совпало с поражением наших футбо- листов от сборнойСловении. Закономерного вполне. Ко- нечно, в спорте все может быть. Но тут наши оказа- лись слабее. Два удаления с поля — как раз и говорят об этом. И как ни утешай теперь себя («А все-таки здорово ребята играли, вы- кладывались…ИГус Ивано- вич молодец, не попрекнул игроков …»), а четыре года для российского футбола, а значит, и для страны, пош- ли коту под хвост. И четыре года грядущих — пойдут, увы, по тому же адресу! Обидно. И тут уж волей- неволей начинаешь вспоми- натьпоследние публикации. Например, в «Комсомол- ке», которая накануне от- ветственнейшей игры со словаками «засветила» в ресторане наших звезд — Аршавина и Павлюченко. И даже опубликовала их снимки. Конечно, если бы тот же Аршавин забил гол с подачи Павлюченко, мы бы посмеялись над газетой. Но они не забили… Мы, болельщики, вооб- ще имеем право задавать су- ровые вопросы. Во-первых, потому что материмся у телевизора, когда они ТАК играют. И, во-вторых, по- тому что болельщики — те же налогоплательщики, а сборная обходится бюджету в очень хорошие деньги. Вот эти вопросы: а мо- жет, некоторые игроки так «зазвездились», что в со- ставе сборной играют в дво- ровыйфутбол, оберегая свои «золотые» ноги и платино- вые зубы? «Неудобные» вопросы, кстати, мы имеем право задать и липецким тренерам, потому что на содержание «Металлурга» в это кризисное время тра- тятся большие бюджетные деньги. Между прочим, кризис у нас не только в экономи- ке, он в российском спорте вообще и в футболе в част- ности. У нас всякий тренер долго и мучительно вы- бирает игроков, при этом заранее знает: голова все равно будет болеть. Она и болит которую пятилетку у всей футбольной России. Популярный вид спорта дав- но ничем не отличается от любого другого бизнеса: те же закулисные переговоры, ставки, откаты, спонсоры с горящими глазами. Игро- ков, как элитныхжеребцов, выбирают лошадиные ба- рышники, платят и ставят в стойло. Но и сами «кони» после этого быстро становят- ся «привередливыми». Речь, разумеется, не только о футболе. Вспом- ним, сколько скандалов сопровождало наших тен- нисисток, боксеров, за кото- рыми всегда тянулсяшлейф многомиллионных кон- трактов и прочих торгово- закупочных операций. Беда, как мне кажется, со- стоит в том, что звездам все прощается. Сдуваем с них пылинки, как с китайских фарфоровых болванчиков, и говорим«ути-пути», когда они садятся на свои подгуз- ники. Вспомним решающий матч с командой Уэльса за право поехать на другой чемпионат мира. Да, сопер- ник тогда повел себя плохо. Но наш защитник-патриот Евсеев повел себя еще хуже, ведь он обматерил публично весь Уэльс. Анаша страна, в лице пылких болельщиков, разумеется, долго довольно ржала и тянула вверх палец: молодец, как он им врезал! Так чего жмы хотели от ны- нешних звезд, которых уже разобрали по заграничным клубам и которых опреде- лили в небожители? Больше всего общество должны удручать лжи- вость и воинствующее хам- ство опрохвостившихся звезд, потому что они по- дают пример молодым, тиражируют порок. Каж- дый может оступиться, но как он к этому сам отне- сется — вот в чем вопрос. Если бы вышел виновный, бухнулся бы на колени — простите, люди русские, бес попутал! — на него бы по-другому и смотрели. Так ведь не водится за на- шими звездами такого! Вот и наш паренек в Америке не признал себя виновным. Машину по пьяни угнал, с полицейскими подрался, но чтоб со зла… Если даже этот парниш- ка состоится в будущем как спортсмен, если он научится делать на льду четыре обо- рота с какой-нибудь под- круткой, все равно эти его полосатые штанишки не забудутся… Красочные рекламные щиты с изображением дивана «Пушэ», который «всем по душе», не остави- ли равнодушной житель- ницу Липецка М. И она отправилась по указанно- му адресу в ООО «Эмби- енс», которое в качестве посредника принимало заказы на эти диваны, поступавшие из Рязани. Деньги у нее приняли в марте, обещав в мае доставить товар на дом. Но в назначенный срок диван липчанка не получи- ла. В «Эмбиенсе» сослались на трудности с поставками и попросили подождать. Прошло лето. А «Пушэ» так и не украсил квартиру гражданки М. В сентябре она обрати- лась в суд Левобережного района, потребовав в ис- ковом заявлении взыскать с ООО «ЭМБИЕНС» деньги за неисполнение договора купли-продажи, неустойку и компенсацию морального вреда. Простое, казалось бы, дело в ходе процесса обросло странными подробностями. В качестве ответчиков БДИ!| Слушание дела откладывается Суета вокруг дивана были привлечены директор и учредитель ООО «Эмби- енс». Вину свою они, одна- ко, отказались признать, заявив, что за возмещением ущерба следует обращать- ся… в Удмуртию. Именно там живет бизнесмен, кото- рому они буквально накану- не судебной тяжбы продали свое предприятие. Им возразили: деньги-то у покупательницы брали они. Да, согласились от- ветчики, но перечислили их поставлявшему им мебель рязанскому предприятию. После чего из Липецка в Рязань ушел запрос. Оттуда сообщили: неправда, денег за диван «Пушэ» фирма не получала. Тогда директор и учредитель сказали, что произошло какое-то недо- разумение. Сейчас слушание дела отложено. Ответчикам дана возможность собрать доку- менты, подтверждающиепе- речисление денег в Рязань. Как закончится процесс, трудно сказать. Но некото- рые уроки из этой истории можно извлечь уже сейчас. Урок первый. Истица сама создала проблемы себе и правосудию, поддавшись на уговоры директора «Эм- биенса» и согласившись несколько месяцев ждать исполнения обязательства. Документы за это время пересланы в Удмуртию. Нельзя с уверенностью ска- зать, целы они или нет. А самое главное, обратить взыскание указанной в иске суммына доходыпроданной фирмы нет возможности. Ивторойурок.Унассейчас всевозможных посредников — как грибов после дождя. Есть и недобросовестные. Поэтому надо быть особен- но осторожным. Попросите работников фирмы показать вам документы, в том числе и учредительные. Ознакомь- тесь с лицензией. Загляните в книгу жалоб и предложений. Поинтересуйтесь, много ли у фирмы клиентов. Довольны ли они выполнением заказов, качеством услуг. Это обезопа- ситотнеприятныхсюрпризов, вроде того, который так огор- чил липчанкуМ. Подготовили Александр Шепелев, помощник судьи Левобережного районного суда г. Липецка. Вячеслав Искорнев, корр. «Липецкой газеты». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Денис Коняхин Пока футбольный «Метал- лург» находится в отпуске и в ожидании предстоящего совета учредителей (по словам президента клуба Бориса Чумарина, он может состояться на следующей неделе), хоккейная команда продолжает играть в регулярном чемпионате. ХК «Липецк» последние матчи проводил на своей площадке против потенци- ального лидера зоны «За- пад» пензенского «Дизеля». По признанию специали- стов, этот коллектив явля- ется одним из главных пре- тендентов на первое место не только в западном диви- зионе, но и во всей высшей лиге. Тем не менее липчане дали фавориту настоящий бой в первой встрече. То одна, то другая команда попеременно выходили впе- рёд, но не смогли выявить СПОРТ | Команда бьется за очки Липчане дали бой лидеру победителя в основное вре- мя — ничья 4:4. В овертай- ме зрители, активно поддер- живавшие нашу команду, голов не увидели, а в серии буллитов точнее оказались хозяева льда, одержав сен- сационную победу. Шайбы у ХК «Липецк» забросили Евгений Монс, Семён Ко- куёв, Роман Костромин и Алексей Кулагин, а един- ственный реализованный буллит — дело рук Алексея Князева. Стоит отметить и голкипераАнтонаШустова, не позволившего ни одному из троих оппонентов переи- грать себя в послематчевой серии штрафных бросков. На следующий день «Ди- зель», разгоряченный не- запланированной потерей двух очков, обеспечил себе победу ещё в первом перио- де, забросив три безответ- ныешайбы. Окончательный счёт поединка — 6:2 в поль- зу гостей. У липчан отличи- лись Николай Казаковцев и ЕвгенийМонс. В турнирной таблице ХК «Липецк» за- крепился на восьмом месте. И. Неверов «Сотри случайные чер- ты…» Даже небольшой знаток поэзии легко вспомнит, что там дальше у Александра Блока: «… и ты увидишь — мир прекра- сен». Всю жизнь стирал эти случайные черты пора- зительный владимирский художник Петр Дик. Он и метод-то свой называл «вы- читанием случайностей», наследуя принцип древне- русских иконописцев, кото- рых изучал и любил. Но, добираясь до сути, сердцевины бытия, он от- крывал в ней не столько гармониюкрасоты, сколько томительную неразреши- мую загадку, тревожность, то ли тайную угрозу, то ли космическое равнодушие к хрупкому, беззащитно- му, уязвимому человеку. В его произведениях царит печальная нескончаемая тишина. Люди, чьи мер- цающие фигуры в длин- ных белых, черных, серых одеждах чуть размыты, бес- контурны, вслушиваются в нее. Как будто надеются уловить звук, голос, шепот, способный если не все объ- яснить и утешить, то хотя бы рассеять неизвестность. Они всматриваются в серо- пепельное пространство, готовое, кажется, их погло- тить, растворить. Они уда- ляются от нас топо тропинке в сером поле, то по ночной дороге, нещедро освещенной луной, то под моросящим дождем к белеющему впе- реди храму. Но, похоже, и самое короткое расстояние до церкви им преодолевать вечность. И целую вечность будет идти дождь. И целую вечность они не смогут за- крыть зонты над головами. В сумрачном, безмолв- ном, словно кем-то заворо- женном и заторможенном, как в сновидении, мире у человека лишь одна опора и защита — другой чело- век. Оттого у Дика старики, матери, отцы так крепко прижимают к себе детей, а наставники пытаются пре- рвать вселенскую тишину негромким словом, скло- няясь к обступающим их ученикам. Оттого так нежен сам художник, когда изо- бражает детей. Умаленькой девочки белый платок на плечах похож на крылья. Подросток со свитком на фоне красного, самого лю- бимого мастером после чер- ного, серого, белого—цвета, напоминает иконописный лик. А у взрослых настой- чивый, повторяющийся жест — обнять, заслонить, уберечь, спасти то, что лю- бишь, тех, кого любишь. Манера Петра Дика впи- тала традиции разных куль- тур. Он учился у Феофана Грека и японцев, причем не только у художников, но и поэтов, в танках и хокку которых, по его словам, запечатленымгновенья веч- ности. Впрочем, сам Дик скорее хотел передать веч- ность мгновения. Он, не- мец по крови и русский по рождению и судьбе, не чуж- дался метафизики. Однако в его работах нет ничего головного, рассчитанного- просчитанного. Все про- пущено через сердце. А в итоге он стал крупнейшим мастером двадцатого века, ни на кого не похожим, по- коряющим и знатоков, и профанов. Его выставка в Центре изобразительных искусств в Липецке была бы сенсацией влюбой столице—вМоскве, Париже, Берлине. Произ- ведения Петра Дика давно ВЫСТАВКИ | Петр Дик : до самой сути Мгновенья вечности, вечность мгновений уже хранятся в Третьяков- ке, Русском музее, Музее имениПушкина, вМюнхен- ской картинной галерее… И то, что Кира Лимонова, супруга умершего семь лет назад народного художника России, и его сын решили показать восемьдесят тво- рений Петра Гергардовича у нас, — редкое для липчан везение. Кстати, это вторая экспозиция Дика на нашей земле — первая прошла в Доме Мастера и тоже была организована нынешним арт-директоромЦентра изо- бразительных искусств Та- тьяной Нечаевой. Посетители выставки, высказываясь о творчестве Дика, с трудом подыскива- ют слова. Сильное, мощное? Пожалуй, эти эпитеты тут как-то не звучат. У духа, души, мысли, сострадания нет все-таки накачанных мускулов. А именно дух и человечность захватывают людей, что переступают порог этой потрясающей экспозиции. менты — гусли, жалейки, свирели—ииспользоватьих вномерах.Исталзаниматься этим. В качестве материала использовал древесину ста- рыхпианино—онакрепкая, сухая. Ходил, искал, у кого негодные пианино есть. Но бесплатноихвсёравноникто не отдавал. Самые дешёвые стоили 150 рублей. У нас же зарплата тогда была по сто двадцать. А надо было ещё струны покупать, краски, клей…Иногдаоставалисьбез копейки. Но как радовались инструментам! Как дети маленькие. А в 1975 году, после того как ансамбль вернулся из поездки в ГДР, ему дали звание народного. В 1977 году «Россиянка» сталалауреатомВсесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Мы сделали номер «Русские мелодии», в которомбылизадействованы все инструменты, которые Александр Михайлович соз- дал за четыре года. Все были в восторге! Вспоминает Зарема Скуратова: — У меня в роду русские народные никто не пел, и родилась я не в деревне. Но в самодеятельности я уча- ствовала. Однажды, высту- паяна каком-тофестивале, услышала «Россиянку», и так она мне понравилась, что я перешла в этот кол- лектив. Голос у меня был не народный, академический. Но Мария Павловна меня «перековала». Ансамбль стал длянас вторымдомом. Я работала медсестрой, де- журила и в ночь, и сутками. Но репетиции старалась не пропускать. Мама моя возмущалась. На работе спрашивали: мол, вам там платят, что ли? Супруги оченьпо-разномуотносились к такому увлечению своих жён. Вплоть до того, что иные ставили перед выбо- ром: илисемья, илиансамбль. Пересиливала русская на- роднаяпесня. Это«заболева- ние» лечениюне поддаётся... * * * В жизни «Россиянки» было ещё немало побед, успешных выступлений и просто замечательных со- бытий. Например, именно она познакомила Валентину Коробову и Анатолия Са- вина, Валентину Суханову и Михаила Канаева. Дочь последних, Ирина Рома- ненко, в 2003 году, после трагической гибели Алек- сандра Уварова, возглавила коллектив.АвырослаИрина в«Тараторочках»—детском коллективе-спутнике «Рос- сиянки», появившемся у неё в 1986 году. Каждый год взрослыйансамбльпринима- ет новых участниц — юных «тараторочек». А бывает, чтопростоприходиткто-тосо стороны—потомучто любит петь. Сейчас в ансамбле 25 человек, людисамыхразных профессий: продавцы, кули- нары, строители, студенты… Объединяет же их предан- ность русской песне. Сегодня в репертуаре ансамбля множество пе- сен разных уголков Рос- сии. Причём, исполняя их, «россиянки» стараются передать ту манеру пения, которой отличается каждая область. Особенную пре- лесть их номерам придают те инструменты, которые создал в своё время Алек- сандр Уваров. Услышать их можно будет и на юби- лейном концерте, который состоится 28 ноября в об- ластном Центре культуры и народного творчества. По русскому обычаю отмечать сорокалетие не принято, но в «Россиянке» нашли спо- соб обойти это «правило»: праздновать будут 35-летие «правления» четы Уваро- вых и пятилетие — Ирины Романенко. Два праздника действительно лучше, чем один. Да и слушателям это выгодно: они смогут воочию убедиться, что в ансамбле старые традиции прекрасно уживаются с новыми вея- ниями. А значит, «Росси- янка», как и русская песня, по-прежнему молода. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz