Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
№ 226/23604/ 26 НОЯБРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Сергей Говорухин : «Война стала разменной темой» Сергей Малюков «Я не могу идти в ногу со временем. Может, потому, что у меня одна нога. А другая осталась на войне. Сначала казалось: нога, а вышло, что весь я остался там...». Так написал о себе писатель и кинорежиссер Сергей Говорухин. Сын известного кино- режиссера Станислава Го- ворухина и актрисы Ка- занского театра имени КачаловаЮноныКаревой, закончив в 1988 году сце- нарныйфакультетВГИКа, в качестве военного корре- спондента работал в зонах боевых действий в Таджи- кистане, Чечне, Афгани- стане и Югославии. Уча- ствовал в десятках боевых операций. В 1995 году в Чечне в результате тяже- лого ранения потерял ногу. Награжден несколь- кими правительственны- ми наградами — орденом Мужества, орденомСергия Радонежского 3 степени, медалью «За отвагу» и другими. Дебютировал документально-публи- цистическим фильмом о первой чеченской кампа- нии «Прокляты и забы- ты», снял документаль- ную ленту «Сочинение на уходящую тему». Автор сборниковпрозы«Мутный материк» и «Никто, кроме нас…», ряда публикаций в литературных журналах. Член Совета при Прези- денте России по содей- ствию развитию институ- тов гражданского обще- ства и правам человека. Экранизация своей пове- с т и «Ни к т о , к р о м е нас...»— первый художе- ственный фильм Сергея Говорухина. Картина в первую очередь о любви, а не о войне, считает он. Ре- жиссер представил ее ли- пецкой публике в рамках российско-итальянского кинофестиваля «Творим культуру!». После показа СергейГоворухин ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты». —Сергей Станиславо- вич, насколько автобио- графичен образ главного героя картины ? —Для меня искусство в первую очередь— это возможность поговорить со зрителем по душам, я стремился снять искрен- ний, немного старомод- ный фильм о любви, о че- ловеческих отношениях, а не антивоенную агитку или памфлет. Не стоит проводить параллели между мной и главным героем фильма Левашо- вым. Кино — это кино, я был ранен в Чечне, а не в Таджикистане, и у меня в жизни не случалось такой красивой любовной исто- рии, как у героев фильма. Важно, что зрители сегод- ня не ушли с сеанса. Зна- чит, то, о чем мы хотели сказать, тронуло их, и наши усилия не были на- прасны. —О войне в Таджики- стане в середине девяно- стых сейчас мало кто знает. Насколько она была оправданна? — С 1979 года, с мо- мента начала войны в Афганистане, вот уже тридцать лет не прекра- щаются боевые действия за пределами России с участием России и на её территории. Насколько была оправданна та вой- на? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос. ВАфганиста- не за какие-то выгоды в геополитике было запла- чено ценой жизни тысяч наших соотечественни- ков, что, с моей точки зрения, абсолютно без- нравственно. Война в Тад- жикистане стала продол- жением афганской. Нуж- но было защитить наши южные границы от мод- жахедов и наркоторгов- цев, у нас просто не было другого выбора. Там сра- жалась наша лучшая мо- лодежь, настоящий цвет нации. Те, кто не мог и не хотел откупиться от ар- мии и прожигать жизнь в клубах, умирая от передо- зировок наркотиков. У меня нет к этим ребятам вопросов. —Главный герой кар- тины «Никто , кроме нас...» операторЛевашов отправляется на тад- жикско-афганскую гра- ницу снимать фильм, но вскоре откладываеткаме- ру в сторону и берет в руки автомат. Междуна- родная хартия журнали- стов запрещает прини- мать участие в боевых действиях на чьей-либо стороне. Может ли репор- тер быть объективным, если он уже принял одну из сторон конфликта? — Да, такая хартия есть, но она всеми нару- шается. На войне невоз- можно по-другому. Война вызывает к жизни, а по- том сама держится на каких-то первородных инстинктах — с этим ни- чего не поделаешь. Нуж- но определиться, с кем ты. Левашов не зря гово- рит такие слова: «Мыведь в одной связке. Только они там, а я здесь. А так не бывает. Если они там, то и я должен быть там и снимать их работу, в ка- кой бы войне они ни уча- ствовали. И если потом кто-нибудь поднимет за них полный стакан водки — в этом будет и моя за- слуга». Я не вижу в этом какого-то противоречия. — В последнее время выходит немало россий- ских картин, в той или иноймерезатрагивающих военную тему. Насколько они вам интересны? — Война стала благо- датной разменной темой. Тольколенивыйне снима- ет фильмы про это. А вот загнать кого-нибудь в зону боевых действий, чтобы человек пропустил всё через себя, невозмож- но. Но всё равно снимают. Федор Бондарчук — наш главный поденщик на эту тему. Такое кино со спец- эффектами вместо харак- теровиискренних эмоций мне неинтересно. Мы на войну-то уезжали не по- тому, что нам адреналина не хватало, а потому, что элементарно скучали по человеческим отношени- ям, которые для этого мира большая редкость. — Сейчас много гово- рят о том, как вывести российское кино из кри- зиса. Председатель союза кинематографистов Рос- сии Никита Михалков, выступая на кинофести- вале в Липецке, предло- жил возродить систему государственного заказа, сняв на бюджетные день- ги масштабные римейки классических картин — «Александр Невский», «Суворов»… А что вы ду- маете на этот счет? — Мы из кризиса, по- моему, никогда не вый- дем. Я оптимистических прогнозовнепитаю. Скла- дывается плачевная си- туация. Думаю, вы так или иначе в курсе того, что происходило на съез- дах Союза кинематогра- фистов: борьба между Хуциевым и Михалко- вым. Михалков —мастер хорошо продуманных этюдов, пробивающих на фальшивую слезу, как всегда, всех обскакал и обыграл и стал секрета- рём Союза кинематогра- фистов. Был создан Совет по кинематографии, и теперь они хотят все день- ги, которые нам раньше давало Министерство культуры на производ- ство фильмов, забрать и распределять сами. А это значит, что будет выхо- дить 15— 20 картин в месяц с хорошим бюдже- том: не по миллиону, а миллионов по 5— 10 дол- ларов, и это будет то самое кассовое кино. Мы оста- емся без возможности что-то сказать миру. Всё будет сосредоточено в ру- ках Михалкова, и он по своим—по Бондарчукам, по Кончаловским- млад- шим и прочим — будет раздавать средства, а они будут снимать «Антикил- леров» , «Обитаемый остров» и так далее. Дру- гой перспективы я не вижу. Ведь «Суворов», уповая нашим чиновни- кам от кино, нынче пло- хой фильм. Нужно снять что-то такое, перенасы- щенное спецэффектами, компьютерной графикой, вбухать денег. Смотреть это всё равно никто не будет — но это не важно, зато люди хорошо погре- ют на этом руки, потому что они снимают с одной конкретной целью — на этомзаработать. Никаких нравственных постулатов за этимне стоит. Коммер- ция убивает художника. Тот же режиссер Бортко пока не понял, что кино —это средство для покуп- ки дорогихмашин и квар- тир, снимал очень при- личные фильмы: и «Со- бачье сердце», и «Афган- ский излом», и «Единож- ды солгав». Так же и с Владимиром Хотиненко, который снял в 1988 году совершенно шедевраль- ный фильм «Зеркало для героя»: его просто бери и ставь на полку сокровищ- ницы мирового кино. А сейчас всё решают деньги, они дают спокойно спать по ночам и порождают безумные творческие мысли… — А кто из современ- ных отечественных ре- жиссеров вам близок? —Из последних работ произвели впечатление «Александра» Сокурова, «Остров» Лунгина, его «Царя» я еще не видел, «Живи и помни» Про- шкина, «Юрьев день» Се- ребренникова, «Заяц над бездной»Кеосаяна. Очень понравился «Живой» мо- его друга Александра Ве- лединского, который сни- мался здесь, в Липецке. Есть хорошие фильмы, интересные режиссеры, но такое кино, к сожале- нию, не может дойти до зрителя. Снять кино — тяжелейший труд, а орга- низовать нормальный прокат — еще сложнее. В кинотеатрах сегодня со- бирается публика, при- выкшая смотреть боевики под хруст поп-корна. На телевидении тоже все не- просто. «Никто, кроме нас...» купил «Первый канал», заплатил деньги, но почему-то не показы- вает. Картина должна была выйти в рамках «За- крытого показа», но в но- вом телесезоне программа еще не выходила. Остают- ся фестивали, подобные этому, и интернет. Как продюсер своих фильмом я против бесплатного ска- чивания из сети, но как режиссер понимаю, что у многих это единственная возможность увидеть фильм. —В разговоре вы ста- раетесь избегать таких громких слов, как «па- триотизм», ими сейчас оперируют многие по по- воду и без повода. Не хо- тите заболтать важное? — «Патриотизм»—не просто затасканное слово. Не помню, кто это сказал: «Патриотизм — это по- следнее прибежище не- годяев». Вот они и под- нимают это определение на щиты, поскольку па- триотизмдляних удобная разменная монета, ко- зырь, который можно вытащить в тот или иной момент.Мне гораздо боль- ше нравится слово «граж- данственность». Я всегда ощущал себя сыном своей Родины, стремясь сделать все для ее блага. Другое дело — нужно ли ей это… — Помогала ли вам в жизни ваша фамилия? — Скорее, мешала, но менять уже поздно. Япро- вел свое детство в Казани, отец жил в Одессе. Мы редко пересекались с ним. Да, я жил в творческой среде, и это, естественно, повлияло на выбор про- фессии. Ничего удиви- тельного, что дети идут по стопам родителей. Но у отца свой взгляд на твор- чество, свой путь, у меня — свой. — Сложная прокат- ная судьба вашего по- следнего фильма не от- билажелание заниматься художественным кино? —Кино у нас снимают больные люди. Если за- болел этим, значит, на- всегда. Сейчас я экрани- зируюсвоюповесть «Мут- ный материк». Наверное, из-за названия работа идет сложно. Снимаю я очень медленно, хорошо что сам продюсирую свои фильмы, иначе конфлик- тов на съемочной площад- ке не избежать. Надеюсь, к концу следующего года картина будет закончена. А там кто знает… Постер к фильму Сергея Говорухина «Никто, кроме нас...» ФОТО АЛЕКСЕЯ ХВАЛИНА NSK.KINOAFISHA.INFO
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz