Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
№ 213/23591/ 6 НОЯБРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Говорящие, разумные живот- ные – Петух, оглашающий хлев то апокалиптическими откровениями Иоанна Богос- лова, то песней «Riders on the storm» группы «Doors» или бессвязными обрывками радионовостей, мечтающая о крыльях Свинья, мудрая старая Лошадь, философству- ющая о смысле жизни и любви, глуповатая, вечно беременная Корова и верный хозяину Пес — стали цен- тральными фигурами в новой постановке Липецкого акаде- мического театра драмы имени Льва Толстого. Пьеса «Очень простая исто- рия» молодой киевлянки, вы- пускницысценарногофакульте- та ВГИКа Марии Ладо (до это- го известной как автор сцена- рия сериала «Две судьбы»), по- жалуй, самое востребованное се- годня произведение современ- ной драматургии. За пять по- следних лет его поставили по- рядка сорока театров. Главный режиссер академического теа- тра драмы Сергей Бобровский, чтобыизбежать путаницы с еще одной своей работой — «Обык- новенной историей» по одно- именному роману Ивана Гонча- рова—назвал свой новый спек- такль «АнгелМарии». Автором костюмов и декораций стал его постоянный соавтор, новоси- бирский художник Евгений Ле- мешонок. СюжетМарииЛадо действи- тельно предельно прост. Дере- венские влюбленные Даша (Ма- рия Колычева) и Алексей (Вла- димир Юрьев) тайком встреча- ются в хлеву. Даша беремен- на, однако ее отец, работящий и довольно зажиточный по де- ревенским меркам хозяин дво- ра (Сергей Бельский), катего- рически против их отношений. Он ненавидит своего соседа ал- коголика и бездельника (Мак- сим Дмитронченков) и не допу- скает даже мысли, что его дочь может породниться с сыном ту- неядца и пьяницы. Известие о будущем ребенке Даши приво- дит его в ярость. Надо отвезти дочь в город сделать аборт, ре- шает глава семейства с молча- ливого согласия хозяйки (Ека- терина Бельская). Даша, жела- ющая сохранить ребенка, по- началу и слышать не хочет об аборте, но почти сдается под на- тиском родителей. Смиряется со своей незавидной участью и Леша, готовый на все, лишь бы ему позволили встречаться с Да- шей.Жизнь еще неродившегося человеческого дитя в опасности. Животные, с тревогой наблюда- ющие за развивающейся на их глазах драмой, решают спасти его во что бы то ни стало. Все действие спектакля про- исходит в дощатом хлеву, что усиливает и без того явные би- блейские аллюзии. Мир обла- дающих, по мнению автора, ду- шой животных противопостав- лен жестокому, прагматичному миру людей. Романтичная Сви- нья (Алевтина Коваленко), на- СВЕТ РАМПЫ | В Липецком академическом театре драмы снова премьера Ангел из хлева поминающаямечтательнуюпро- винциальную барышню, грезит о крыльях, мечтает увидеть мир за пределами хлева и нежно и трогательно любитХозяина. По- зер и балабол Петух (Александр Скачков) благодаря близости к радиоточке мнит себя талантом иинтеллектуалом, польщенный сравнением с попугаем.Мудрая, уставшая от жизни старая Ло- шадь, еле передвигающаяся по сцене с помощью лыжных па- лок (безусловная актерская уда- ча народной артистки России Зинаиды Румянцевой), тщетно пытается понять мотивы люд- ских поступков. Все обитатели хлева, даже флегматичная Ко- рова (Зоя Кречет) и вечно мель- тешащий под ногами Пес (Вла- димир Борисов), оказывают- ся чище и искреннее своих хо- зяев. Безгрешным, простодуш- ным животным неясно: что же такое деньги и для чего понадо- билось убивать «теленка, жере- бенка, щенка, поросёнка»? — Это называется искус- ственное прерывание беремен- ности. — А как это? — Да вот так. Везут тебя, Корова, в больницу и прерыва- ют там тебе беременность при помощи медицинских инстру- ментов. — А зачем это? Зачем? Не- понятно. — Не знаю. Но так делают только люди. Чтобы достать денег на по- ездку в город, Хозяин собствен- норучно закалывает влюблен- ную в него Свинью, умираю- щую с душераздирающим кри- ком, и разделывает тушу. Но неожиданным образом сбыва- ется ее сокровенная мечта. По- пав на небо, Свинья становится ангелом, обретая крылья. Уже в новом качестве она возвраща- ется в родной хлев. — После смерти все живот- ные ангелами становятся, все, даже крокодилы. А вот люди не все. Вы знаете, там так мало людей среди нас, только дети, маленькие люди. Чтобыспастижизнь ребенка Даши нужен ангел-хранитель, объясняет Свинья. — А как узнать, кто он? — Понимаете, когда кто- нибудь умирает, то кто-то рож- дается — это закон жизни. И вот если тот, кто умер, ста- новится ангелом, то он и есть ангел-хранитель того, кто ро- дился. — А если они не попадают ыв ангелы? — Тогда тот, кто родился, живет без ангела-хранителя, и жизнь у него ой как несладка. —Так ты, Свинья, и умерла. — Ну да, но только я ангел- хранитель совершенно другого человеческого детеныша, ко- торый родился очень далеко и весь черный. — Батюшки, горе-то какое. — Ну ничего, зато у него есть я. — А для нашего, кто умер? Кто ангел-то его, а? — Нет у него никакого ан- гела. — Почему это? — Да потому что он еще не родился. — Что делать-то? —Для того чтобы кто-то ро- дился, надо, чтобы кто-то по- мер. Нужна искупит ельная жертва, но кто окажется спо- собен на нее? Так незамысло- ватая бытовая история превра- щается в философскую притчу о смысле бытия. «Жить без любви быть мо- жет просто, но как на свете без любви прожить?» — зада- ют себе вечный вопрос челове- ческие герои «Ангела Марии», а режиссер спектакля — зри- телям. Можно ли осуждать за пьянствожалкого соседа, слом- ленного смертью жены и раз- валом деревни недавних лет? Кто — деловитый, но бездуш- ный хозяин или горький про- пойца с широкой душой и любя- щим сердцем—достоин нашего сочувствия и сострадания? Сер- гей Бобровский с помощью яр- ких, возможно, кого-тошокиру- ющих выразительных средств ведет оживленную полемику о том, что же есть Добро и Зло в современном мире. Предвидя упреки режиссеру за весьма необычную трактовку религиозных символов, можно процитировать православного публициста Алексея Залесско- го: «Идейный смысл пьесы не- сомненно христианский: вспо- минаются слова Христа: «есть последние, которые будут пер- выми» (Лк. 13,30) и «Нет боль- ше той любви, если кто поло- жит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Пьеса Ладо, выра- жая наивное, детское представ- ление о земноминебесноммире, является как раз той формой и тем языком, с помощью кото- рых можно сказать современ- ной молодежи о добре так, что- бы добро получило отклик в ее сердцах». Стоит добавить, что, несмо- тря на серьезность заявленной темы, «АнгелМарии» получил- ся легким спектаклем, со мно- жеством ярких комедийных мо- ментов, музыкальных номеров и, что самое главное, счастли- вым финалом. Все два дня пре- мьеры в зале театра не было сво- бодных мест, а значит, посла- ние режиссера и труппы дошло до адресата. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА Реклама
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz