Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

№ 212/23590/ 3 НОЯБРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Юрий Бухаров Среди наших земляков, благодаря которым липец- кие края известны далеко за пределами России, есть одна по-своему загадочная личность — видный поэт начала XIX века Михаил Васильевич Милонов. С одной стороны, его на- зывают «предшественни- ком Пушкина», оказавшим большое влияние на твор- чество гениального русско- го поэта, а с другой — сти- хотворения самого Милоно- ва ныне мало известны. Ибо при жизни его вышел всего один поэтический сборник: «Сатиры, послания и дру- гие мелкие стихотворения», увидевший свет в Петербур- ге в 1819 году. Другиеже его произведения остались в ру- кописях, в настоящее вре- мя утраченных. В творче- ском наследии многих вид- ныхпредставителейрусской литературы сохранилось не- мало упоминанийо Милоно- ве, о его оригинальных по- ступках, метких характе- ристиках, острых высказы- ваниях и эпиграммах, при этом о жизни поэта в под- робностях мало что извест- но. Даже само место, где ро- дилсяМихаилВасильевич, в точности указать весьма за- труднительно. Практически во всех справочных изданиях био- графические сведения при- водятся крайне скупые. Из них явствует, что родился М. В. Милонов 5 (16) марта 1792 года в именииПридон- ский ключ Задонского уез- да Воронежской губернии, где и провел детские годы, а скончался 17 (29) октября 1821-го в Петербурге. Отец его, несмотря на то, что не был богатым помещиком, отличался высокой культу- рой и образованностью. До- служился он до чина кол- лежского советника, а так- же состоял в одной из весьма распространенных тогда ма- сонских лож и имел обшир- ЗЕМЛЯКИ | Загадочная жизнь поэта Михаила Милонова Предшественник Пушкина ные связи в Москве и Пе- тербурге. Благодаря этому в 1803 году Михаил Мило- нов поступил в Московский университетский благород- ный пансион, где, кстати, учился и будущий создатель «Горя от ума» А. С. Грибое- дов. По окончании «при пу- бличных экзаменах полу- чил две книги, серебряную и золотую медали и одобри- тельный лист за отличные успехи в науках», как писал журнал «Русская старина». Акроме того, имяМилонова было записано в числе луч- ших выпускников пансиона золотыми буквами на мра- морной доске. Затем учеба в самом Мо- сковском университете, сте- пень кандидата, переезд в Петербург, государствен- ная служба в различныхми- нистерствах и департамен- тах, знакомство и сближе- ние с Вяземским, Жуков- ским, Батюшковым, Гне- дичем, Тургеневым, Мерз- ляковым, Грамматиным... Такпоэт довольно быстро во- шел в круг именитых лите- раторов. Его оригинальный поэтический талант, стрем- ление к созданиюнового ли- тературного языка (что по- том станет главной заслу- гой Пушкина) быстро наш- лимногочисленных почита- телей. И уже в 1807—1809 годах Милонов печатался в «Утренней заре» и «Вест- нике Европы», в петербург- ских журналах, а в 1810 году его приняли в члены знаменитого столичного «Вольного общества люби- телей словесности, наук и художеств». После увольнения со службы Михаил Милонов жил то в задонском име- нии (с 1815 по 1818-й), то в Петербурге, сильно нужда- ясь в деньгах. Кроме того, он тяжело болел эпилепси- ей и отличался «излишним служением Вакху», как в те времена предпочитали на- зывать пристрастие к алко- голю в кругах дворянской «золотой молодежи». Впро- чем, по тогдашней моде это тоже добавляло известно- сти. Особенно если сопрово- ждалось какими-нибудь не- обычными поступками и па- мятными высказываниями великих. Вот, например, один из эпизодов, связанный с Ми- лоновым и Гнедичем (зна- менитым переводчиком го- меровских поэм), запись о которомсохранилась в руко- писях А.С. Пушкина: «Са- тирик Милонов пришел од- наждык Гнедичу пьяный по своему обыкновению, обо- рванный и растрепанный. Гнедич принялся увеще- вать его. Растроганный Ми- лонов заплакал и, указы- вая на небо, сказал: «Там, там найду я награду за все мои страдания...» — «Бра- тец, возразил ему Гнедич, посмотри на себя в зеркало: пустят ли тебя туда?»... Но есть и еще более характер- ные дневниковые записи. Как, например, такая, при- надлежащая В. Н. Карази- ну: «Вот эпиграмма (сказы- вают, Милонова — извест- ного поэта, члена Общества любителей словесностииху- дожеств), котороюменя, так сказать, осрамили в столи- це сей! Она сделана на Сенат илина вывеску гг. сенаторов и Комиссии законов». Речь шла о нашумевшем тогда остром четверостишии Ми- лонова: «Какой тут правды ждать. В святилище закона! Закон прибит к столбу, И на столбе корона». Вообще острого сатири- ческого пера его побаива- лись многие. В этом литера- турномжанреМилонов счи- тался непревзойденным. Но вместе с тем большие надеж- ды он подавал и в области поэзии «философической». Егонесохранившуюсяпоэму «Сотворение мира» с боль- шим интересом ожидал А. С. Пушкин, об этой же поэ- ме упоминает иА. Е. Измай- лов в некрологе оМилонове: «Он начал писать, но не кончил комедию «Опекун- стихотворец» и поэму «Со- творение мира». Начало сей последней читал он неодно- кратно друзьям своими ска- зывал, что уже окончил пер- вуюпеснь, но, к сожалению, не нашлось после него руко- писи оной. Это самое лучшее из егопроизведений, которо- му равного в семроде поэзии мы у себя еще не имеем». У поэта был непростой характер. С одной стороны, порывисто-«гусарский». Не случайно во время Оте- чественной войны 1812 года Милонов хотел попасть не просто в ополчение, а в «полк бессмертных гусар». Но помешало слабое здоро- вье и стесненность в сред- ствах. А с другой стороны, перед нами задумчивый ро- мантик, лирические сти- хотворения которого про- низаны мотивами «вечных вопросов» бытия. Произве- ли они на раннего Пушкина настолько глубокое впечат- ление, что позднее, в пору создания «Евгения Онеги- на», многие милоновские черты, по воле автора рома- на, в стихах обрел один из главных его героев — «по- клонник Канта и поэт» Вла- димир Ленский. Под стать характеру была и внешность поэта. Вот как, например, опи- сал ее в своих мемуарах Н. Гольц-Миллер: «Лицо Ми- лонова было умное и чрез- вычайно выразительное... Он был светлый блондин, волосы у него были курча- вые и никогда не причесан- ные... В глазах его видна была светлая мысль, а на устах постоянно мелька- ла грустно-саркастическая улыбка. Когда же на него находили веселые мину- ты, он говорил увлекатель- но и с особенным воодушев- лением». Сделана эта запись была по воспоминаниям о встре- че в именииДубки во Влади- мирской губернии, где Ми- лонов гостил у своего род- ственника Бехтеева. А где же в наших краях находилось то милоновское имение, в котором будущий поэт родился и провел нема- ло лет? Вот тут и возникает главная сложность. Все упо- минания об этом указыва- ют, что имение Придонский ключ находилось в пяти вер- стах от Задонска. А в про- изведениях самого Мило- нова приводится целый ряд весьма характерных пей- зажных подробностей. Как, например: «В тени дубравы ток виющий, О сын венчан- ных мохом скал, Со ребр их в Дон лиющий Свой пени- стый кристалл! К тебе, При- донский ключ целящий, Близ коего отшельникжил, И твой поток журчащий Из камня источил, Иду в часы полдневна зноя...». Под эти описания отчасти подходит урочище «Скит» с его источ- ником — но там никаких «скал» нет и в помине. От- части подходят так называ- емые Донские беседы, с ко- торыми также связаны пре- дания о некоем отшельни- ке — но располагались в те времена они на территории Елецкого уезда Орловской губернии. Наконец мне довелось найти еще одно, относяще- еся к XIX веку, свидетель- ство, согласно которому «Михаил ВасильевичМило- нов род. 1792 г. в Воронеж- ской губернии в 5 верстах от Задонска, в селе Пана- рьине». Как легко понять, речь идет о нынешнем Па- нарино — однако и до Боль- шого, и до Малого расстоя- ние от города гораздо мень- ше. Тем не менее можно за- ключить, что где-то в райо- не Донских бесед, где грани- ца Задонского уезда захва- тывала донское правобере- жье, имение Милоновых и располагалось. По крайней мере о том, что именно Донские бесе- ды воспел поэт в своих про- изведениях, вывод можно сделать вполне однознач- ный. Однозначный вывод можно сделать и о том, что судьба ближайших род- ственников Михаила Ми- лонова тесно переплетена с историей задонского края. Так, мать поэта Праско- вья Петровна была похо- ронена в северной от Вла- димирского собора сторо- не Задонского Богородиц- кого монастыря, рядом со своей матерью Аграфеной Дмитриевной Семеновой. Что касается сестры поэта Александры Васильевны (26 апреля 1789 — 1 июля 1861), которой Милонов посвятил многие свои сти- хотворения, то она была женой доктора медицины и хирургии Андрея Бог- дановича Цеэ. Ее с Задон- ском и загородным имени- ем Придонский ключ так- же связывают многие годы жизни. Ли т о г р афи я и з жу р н а л а «Благонамеренный», 1821 г. Сергей Малюков Экзотическим коктейлем из фламенко, фанка, авангардного джаза, роскошного женского вокала порадовал липец- кую публику четырнадца- тый международный музыкальный фестиваль «Джазовая провинция», состоявшийся в конце минувшей недели. Два дня на сцену областного Центра культуры и народ- ного творчества выходили звезды джаза мировой величины. «Липецк—уникальный город. Благодаря поддерж- ке областного управления культуры и искусства мы имеем возможность регу- лярно знакомить публику с интереснейшими музыкан- тами. Такое отношение вла- сти к культуре можно на- звать образцовым», — от- метил вдохновитель фести- валя, заслуженный артист России Леонид Винцкевич. Лучший показатель по- пулярности «Джазовой про- винции» — два дня аншла- га. Приученная за 14 лет к высочайшему уровню ис- полнителей, публика не осталась разочарованной и в этот раз. Отец и сын Винц- кевичи (фортепиано и саксо- фон) с американской ритм- секцией продемонстриро- вали виртуозное владение приемами традиционного джаза. Они представили не- сколько композиций из сво- его нового альбома. Бурей аплодисментов зал встретил появление на сцене живойлегендыотечественно- го джаза, народного артиста России Алексея Кузнецова. Солидныйвозрастгитариста, игравшего со многими звез- дами российской сцены, аб- солютно не отразился на его концертной форме и безуко- ризненной технике исполне- ния.Под звукиего старой ги- тарызрителисловноперенес- лись на полвека назад, ощу- тив ни с чем не сравнимую магию настоящей музыки. На следующийденьмэтр дал мастер-класс игры на гитаре в училище искусств. Неожиданным, но при- ятным сюрпризом для всех стало выступление дуэта ги- таристов «Роман и Ромеро» в составе обладателя Латин- скойпремии«Грэмми» 2008 года американца испанско- го происхождения Эрнана Ромеро и россиянина Рома- на Мирошниченко. Строго говоря, музыку фламенко, которую играет дуэт, с джа- зом роднит разве что страст- наяимпровизация, но зрите- ли, особенно дамы, не мог- ли устоять перед обаянием и темпераментом музыкан- ФЕСТИВАЛЬ | Звезды мировой величины в Липецке Все краски джаза тов. Ромеро, внешне здоро- во похожий на актера Брю- са Уиллиса, околдовал пре- красную половину зала по- вадками настоящего мачо. Мужчин, несомненно, порадовали нордическая джазовая дива Виктория Мортенсен в сопровождении квартета скандинавскихму- зыкантов и чувственная ис- полнительница джазовых стандартов Эрли Леонард из столицы черного джаза и блюзаНовогоОрлеана.Кста- ти, аккомпанировало Эрли трио одного из лучших рос- сийских барабанщиков Ев- гения Рябого. Весьма впечатляющим оказалось выступление экс- периментального «Круглого бэнда» — лауреата конкурса «Хрустальная нота»—Алек- сея Круглова, поразившего продемонстрированнымивоз- можностямисаксофона.Ако- рифеи американского джа- за из квартета Тони Симоро- зи безупречно отыграли про- грамму, соединяющую джа- зовые гармонии с ритмами фанка. «Джазовая провинция» дает почувствовать пульс со- временного джаза. Главное достоинствофестивалявтом, что к нам приезжают самые актуальныемузыканты, луч- шие в своем жанре, без вся- ких скидок на провинцию. Я счастлив, чтомнеудалосьсы- грать на одной сцене с тита- номджазаМайкломЭллисом. Отакойвозможностираньше можнобылотолькомечтать!» —поделился своим мнением липецкий музыкант Андрей Ананский. «14-йфестиваль стал сво- его рода музыкальной пали- трой, показав публике все краски джаза. Здорово, что в залеснованебылосвободных мест. Это вдохновляет про- должать начатое дело попу- ляризации джаза. Надеюсь, что в следующем году нас ждут не менее интересные концерты», — подвел итоги фестиваля в беседе с журна- листом «Липецкой газеты» бессменный липецкий орга- низатор «Джазовой провин- ции», солист липецкой об- ластной филармонии Игорь Верещагин. Ольга Бочкова Победить хотели все. Пи- лоты, обгоняя соперников, не жалели ни кузовов, ни двигателей. Накал борь- бы был таким, что не обо- шлось без происшествий. У спортсмена из Москвы на ходу открылась дверь, у гонщика из Курска и вовсе загорелся двигатель. Но дежурившие у трассы спа- сатели были начеку. Они выручили и пилота, и его автомобиль. Все закончи- лось благополучно. Зрители болели тоже азартно. И хотя криков вро- де «давай-давай!» со смо- тровой площадки не доно- силось, эмоции выдавали напряжение в глазах муж- чин и нервные заломы рук пусть и немногочисленных болельщиц. А происходило это в ми- нувшее воскресенье во вре- мя четвертого, финального этапа открытого чемпиона- та области по автокроссу на полигоне технических ви- дов спорта близ селаЛенино. — На этот раз на старт вышли 60 человек. Это зна- АВТОКРОСС | Завершился открытый чемпионат области На предельных скоростях ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА чительно больше, чем на предыдущих этапах, — от- метил в беседе с корреспон- дентом «ЛГ» заместитель главы администрации Ли- пецкой области Александр Коробейников. —Число по- клонников этого вида спор- та постоянно растет. Несмо- тря на областной статус со- стязаний, в них принимают участие гонщики из других регионов. Спор за награды, поми- мо липчан, вели пилоты из Тамбова, Курска, Рязани, Орла, Саранска, Костромы, Москвы и Подмосковья. Интересно, что на этом этапе впервые разыгрывал- сяКубок, учрежденный гла- вой администрации обла- стиОлегомКоролевым. Еще одна особенность нынешних соревнований — участие в них детей в возрасте от ше- сти до двенадцати лет. На- пример, за звание чемпи- она боролся шестилетний (!) липчанин Клим Комба- ров. Для него это был пер- вый в жизни заезд! И хотя он не занял призового ме- ста, уступив победу восьми- летней ВалерииКузнецовой из подмосковных Химок, зато вполне удачно преодо- лел сложный участок трас- сы в 520 метров. Судя по составу участни- ков чемпионата, автоспор- ту свойственна семействен- ность в лучшемсмысле этого слова. Участие в гонках от- цов и детей—обычное дело. Как, допустим, для семьи Мурашкиных из Липецка. Правда, здесь эстафета пе- редавалась не от отца к де- тям, а наоборот. — Меня автогонками увлекли сыновья — Илья и Олег, — признался гла- ва семьи Олег Мурашкин. — Вообще-то я водитель со стажем, но за руль спортив- ного автомобиля впервые сел только в 54 года. И сра- зу моложе себя почувство- вал. Нам повезло, что в об- ласти есть отличная гоноч- ная трасса. В других регио- нах такой нет. Далеко не у каждого най- дется 800 тысяч рублей на приобретение собственно- го гоночного автомобиля вроде «Хонды». Но наши пилоты-умельцынаучились приспосабливать под гоноч- ные обычные отечественные авто: укрепляют подвеску, кузов, ветровое стекло, ме- сто водителя оснащают спе- циальным креслом с супер- прочными удерживающими ремнями — и болид готов. Вфинальном состязании было разыграно 12 комплек- тов наград. Первые места в классах Д2-Юниор, Д2-Н и Д2-1600 завоевали липчане Вячеслав Алешин, Андрей Михайленко иИльяМураш- кин соответственно. Лишь в классе Д2-Классика победа досталась гостю — тамбов- чанину Андрею Артемову. Эти же гонщики ста- ли победителями и по ито- гам всего чемпионата. В ко- мандном зачете победа до- сталась липчанам Андрею Михайленко и Вячеславу Алешину, представлявшим ДЮСАШ ВОА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Александр Дементьев «Новое Время» — и то, и другое слово с заглавной буквы — закавычено не случайно. Так называлась ведущая «политическая русская газета», которая издавалась в Санкт- Петербурге. Почила в бозе после Октябрьской рево- люции. Выходила гигант- ским по тому времени тиражом почти в сто тысяч экземпляров. В ней публи- ковал свои фельетоны Антон Чехов… И надо же, номер «Но- вого Времени» — пожел- тевший и ветхий от вре- мени, а потому аккурат- но склеенный на месте сги- бов скотчем — вдруг ока- зался в руках журналистов «Липецкой газеты». Как газетно-корреспондентский раритет просматриваем страницы «...Времени». Вот информационный «офи- циоз» типа: «Его импера- РАРИТЕТЫ | О чем может рассказать школьный музей От «Нового Времени» — к преданьям старины торское высочество вели- кая княгиня Елисавета Маврикiевна съавгустейши- ми детьми отбыла 10-го мая изъС-Петербурга въСтрель- ну на летнее проживание». Те же заботы предстояще- го летнего времени тяготи- ли, судя по объявлениям- рекламе (кстати, достаточно обширной), не только «авгу- стейших особ». Здесь же ря- дом читаем, что семейство ищет «нанять на лето бар- скую усадьбу въ сухой, го- ристой и лесистой местно- сти». К сим запросам при- совокупляется и последнее пожелание — «Дом не ме- нее 10 комнат». Так отдыха- ли во времена «Нового Вре- мени» старые русские госпо- да, вольно иневольно в клас- совых противоречиях при- ближая Октябрьскую рево- люцию. …Номер «Нового Време- ни», многие другие экспо- наты дореволюционной и советской поры, предметы крестьянского и мещанско- го быта времен коллективи- зации, военного лихолетья и построения коммунизма бережно собраны и хранят- ся в музее школы елецкого села Талица. Действует он с 2002 года, для чего под му- зей отведен самый большой в учебном заведении класс. Заполнялся он раритета- ми по принципу: с сельско- го миру — по экспонату. И талицкий сельский мир ко всему оказался щедрым на дары. Они поступали от ба- бушек и дедушек, их внуков иправнуков—выпускников и учащихся школы — для музея, в руки, конечно же, их учительнице, организа- тору и хранителю этой та- лицкой «кунсткамеры» Ли- дииМеркуловой. Такипере- кочевали из сундуков, чула- нов, сараев в школьный му- зей реальные преданья ста- рины и быта земляков. Но- мер «Нового Времени»—из тех же даров. Но ошибаетесь, если ду- маете, что место в самодея- тельном краеведческом му- зее только каким-то архи- старинным и диковинным предметам. Ведь все, что уже стало историей, — это уже раритет. Например, не- отъемлемые атрибуты рус- ской печи — заслонка, за- гнет, чугунки длящей-каш. Или предметы самоварно- го чаепития, при котором обязательно присутство- вали на столе щипцы для колки сахара. А старинные изделия местных мастериц- рукодельниц — вышивка, кружево. Даже домотканые половики, расстеленные по музею,—это тоже уже рари- тет. Где их сейчас увидишь? Какне встретишь керогазов- примусов и многого друго- го... Ушло их время. Вот такие преданья ста- рины в эпоху нового, без ка- вычек, времени открылимы в музее школы села Талица, за что спасибо хранительни- це экспонатов Лидии Нико- лаевне Меркуловой, кото- рая, между прочим, отве- чает в школе за всю воспи- тательную часть. А воспи- тание ребят начинается и с уважительного отношенияк истории своих предков, сво- его села. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА В музее никогда не бывает пусто. Гонка без приключений не бывает...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz