Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

№ 211/23589/ 31 ОКТЯБРЯ 2009 6 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК «ЛГ» о профсоюзной жизни Спрашивайте ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Направление работника в командировку В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работода- теля на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной рабо- ты. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осущест- вляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командиров- ками не признаются. Не является служебной командировкой направле- ние работника на перепод- готовку и повышение квалификации. Следует отметить, что Трудовой кодекс запрещает направлять в командировки беременных женщин и работников до 18 лет. Кроме этого, закон определяет круг работни- ков, которые направляют- ся в командировки только с их согласия. Это: женщи- ны, имеющие детей в возрасте до 3-х лет; матери и отцы, воспиты- вающие без супруга детей в возрасте до пяти лет; работники, имеющие детей-инвалидов; работ- ники, осуществляющие уход за больными членами семьи в соответствии с медицинским заключени- ем; отцы, воспитывающие детей без матери; опеку- ны (попечители) несовер- шеннолетних и инвалиды. Основанием для на- правления в командировку является служебное задание по форме Т-10а, которое определяет место назначения, куда направляется работник, срок командировки, ее цель и утверждается руководи- телем организации. На основании служебного задания издается приказ о направлении в команди- ровку, а на основании приказа выписывается командировочное удосто- верение. Последнее может и не выписываться, если работник должен возвра- титься из служебной командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован. В соответствии со ст. 167, 168 ТК РФ при направ- лении в командировки работникам гарантирова- но сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расхо- дов, связанных с команди- ровкой. Работодатель обязан возместить работнику расходы на про- езд, расходы по найму жилого помещения, суточные, иные расходы, произведенные с разреше- ния или ведома работода- теля. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года№749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, которое применяется с 25 октября 2008 года. Новшество данного документа —это необходимость утвержде- ния коллективным договором (или локаль- ным нормативным актом) предельных сумм расходов. Следует отме- тить, что полученная от работодателя сумма суточных освобождается на основании п. 3 ст. 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физиче- ских лиц за каждый день нахождения в командиров- ке: на территории Россий- ской Федерации – в разме- ре, не превышающем 700 рублей; за пределами Россий- ской Федерации – в разме- ре, не превышающем 2500 рублей. Для бюджетников, финансируемых за счет федерального бюджета, применяется Постановле- ние Правительства РФ от 02.10.2002 г. №729. За счетфедерального бюдже- та расходы осуществля- ются в следующих разме- рах: наемжилого помеще- ния – в размере фактиче- ских расходов, но не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии документов, подтверждающих расхо- ды, – 12 рублей в сутки; суточные – в размере 100 рублей за каждый день нахождения в командиров- ке; проезд к месту коман- дировки и обратно. Расходы, превышаю- щие установленные размеры, а также иные (например, компенсация стоимости питания, расходы на такси и тому подобное при условии, что они произведены с разре- шения работодателя), возмещаются организаци- ями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от пред- принимательской или иной приносящей доход деятельности. По истечении трех рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки работник обязан представить авансовый отчет об израсходованных подот- четных суммах с прило- жением подтверждающих документов. Тамара ЛЕОНОВА, главный правовой инспектор ФПЛО. Александр Хаустов Любопытно было бы посчитать, сколько по- здравлений прозвучит в адрес Игоря Ивановича Ба- тищева 8 ноября, когда он будет отмечать свое 60-ле- тие? Ведь круг его друзей и знакомых давно уже перешагнул границы нашей области. О нем рассказывали многие газеты и журналы, радио и телевидение… Окрестили дети Директор специальной коррекционной общеобразо- вательной школы для сле- пых и слабовидящих детей ( о бще о бра з о в а т е льной школы-интерната), заслу- женный учитель РФ, народ- ный учитель России, отлич- ник народного просвеще- ния, председатель Всерос- сийского совета директоров интернатов подобного типа, победитель Всероссийского конкурса менеджеров, обла- датель других наград и зва- нийИгорьБатищев еще и за- несен на областную Доску почета. Труднее всего, на мой взгляд, было достичь звания «батя». Именно так велича- ют его воспитанники – быв- шие и настоящие. Но этого титула он не добивался и во- обще никак не ожидал. Так окрестили его дети, называ- ли сначала за глаза, а потом и в открытую. Батищев не стал с ними спорить, пере- убеждать. И ходит в этом особо почетном, пусть и не официальном, звании вот уже 19 лет. В ожидании директора Встретиться с Батище- вым было нелегко, слишком занятый он человек. То в за- городном лагере какие-то вопросы решает, то выехал по делам за пределы обла- сти, то на совещании… Но вот свершилось. Приезжаю в школу, а секретарь разво- дит руками — только что отъехал, срочно вызвали в Фонд имущества. Звоню ди- ректору. «Помню-помню, буду через полчаса, вопрос, похоже, недолгий»,—изви- няется Батищев. Любую ситуациюможно использовать во благо. Пока нет директора, брожу по ин- тернату. Коридор украшен стендами, плакатами, стен- газетами. Читать их не про- сто интересно, а очень инте- ресно: здесь — вся история школы-интерната в лицах. Выхожу на улицу. На спорт- площадке мальчишки лет десятипод контролемучите- ля физкультуры гоняют мя- чик.Все, какобычно–азарт, радостные и огорченные вос- клицания. Лишь спустя вре- мя до меня доходит — в футбол-то играют…слабови- дящие. Вот вам и как обыч- но! — Главное достижение нашего коллектива в том, что все выпускники остают- ся, так сказать, при деле. Они успешно поступают в вузы, средние специальные учебные заведения. Никто не стоит с протянутойрукой. Зарабатывают собственным трудом, даром что инвали- ды. Такова позиция коллек- ДОСКА ПОЧЕТА | Он должен быть везде и всюду Батя, батяня, Батищев… тива работников интерната —с детства привить ребятам навыки, умение, научить всему, что пригодится в дальнейшейжизни,—имен- но об этом говорит и добива- ется Батищев со своей ко- мандой педагогов и меди- ков. Престижный интернат Что же представляет со- бойшкола-интернат?Солид- ный учебно-оздоровитель- ный комплекс, где дети по- лучают образование, лечат- ся, отдыхают —школа, ме- дицинскиекабинеты, спаль- ные корпуса, столовая, зим- ний сад, загородный лагерь «Звездный»… Повсюду — современное оборудование и оснащение. Минувшим ле- том здесь начал действовать первый и пока единствен- ный в России детский сад, где малышей-инвалидов (полностью слепых) с трех- летнего возраста готовят к школе. Этот интернат — един- ственныйпо своейчисленно- стисредиподобныхвРоссии, здесь 350 воспитанников. А когда-то было всего 140. Ин- тернат престижныйнастоль- ко, что родители из других областей, где есть такие же учебные заведения, старают- ся добиться направления ре- бенкаименнов Липецк. Этот интернат — ведущий в Рос- сии, и сюда приезжают за опытом из Тамбовской, Кур- ской,Орловскойидругих об- ластей. —Мы вообще-то работа- ем в автономном режиме, — рассказывает Игорь Ивано- вич. — Такое, знаете, ма- ленькоегосударство.Причем не только бюджетными сред- ствами пользуемся, но и самизарабатываем.Как?На- пример, сдаем в аренду для совещаний разные помеще- ния загородного лагеря, про- даем всемжелающим путев- ки и так далее. Ну а в целом хозяйство у нас громадное. На протяжении 12 лет, пока ребенок находится в интер- нате, даем ему все необходи- мое—образование, лечение плюс обуваем и одеваем. Каждый каприз Много ли сейчас таких школ, где действуют десят- ка четыре секцийи кружков по самым разным направле- ниям, интересам и увлече- ниям?Авот эти ребята в сво- бодное время занимаются танцами, хоровым пением, рукоделием, шахматами, играют в духовом оркестре и инструментальных ансам- блях, реализуют свои талан- ты в театральной студии «Паяц» и изостудии «Вдох- новение»… Ни один год не обходится без новых дости- жений и побед воспитанни- ков интерната в российских и международных конкур- сах. —Не слишком ли много кружков и секций? — спра- шиваю. —Работаем под каждого конкретного ученика. Вот недавно у нас появилась де- вочка, которая желает учиться игре на скрипке. Что ж, научим! Или, к при- меру, захотели ребята зани- маться авиамодельным спортом. Видите вот эту за- мечательную модель? Дело рук наших воспитанников. Мечтаете заняться картин- гом? Пожалуйста! Футбо- лом? Вот вам тренер, вперед! Неплохо было бы отдохнуть на природе? Открыли кру- глогодичный загородный лагерь отдыха в добровском селе Горицы на 250 мест. Но улыбка сменяется грустью в лице, Игорь Ива- нович вздыхает: —Надо помнить, что это — не просто дети, большин- ство из них — инвалиды по зрению, сироты, от которых отказались родители.Поэто- му мы обязаны восполнить пробелы в их жизни. Помо- гать стараемся так, чтобы дети особо этого не замеча- ли, жалость ведь тоже ни к чему… Сострадать и помогать Сострадать и помогать – это идет с детства. Как толь- ко об этом заходит речь, Игорь Иванович сразу же вспоминает Грязи, где ро- дился и вырос, родных и близких, прежде всего свою бабушку Марию Тарасовну —мать отца. И рассказыва- ет о ней с особой любовью, гордостью: —Она постоянно жила с нами и сыграла особую роль в моей жизни. Образование у бабушки было всего четы- р е к л а с с а ц е р к о в н о - приходской школы, закон- чила-то она ее с отличием. Представьте, ей было 80 лет, а она все до одной басни Крылова знала наизусть. Математические задачки как орешки щелкала. По- скольку бабушка была глу- боко верующей, то и многие молитвы, разумеется, знала наизусть. Память у нее была просто феноменальная! Где- то до четвертого класса она со мной занималась, много- му научила… Но главное — привила доброту, порядочность, со- страдание. Тепло вспоминает Бати- щев и о дедушке – Матвее Васильевиче, и об отце, оба трудились на железной до- роге, о матери Елене Васи- льевне — тоже обычной ра- бочей. Уважаемые в селе были люди. Ведь родители — участники Великой Оте- чественнойвойны, амать до- шла даже до Берлина. Заложенные в семье до- брые качества, бабушкины заповеди сказались на всей последующейжизниИгоря. Доброта, честность, поря- дочность, активность…В со- ветские времена это замеча- лось и отмечалось. Игорь был, по-нынешнему, лиде- роммолодежи, а тогда—се- кретаремкомитетакомсомо- ла в школе, профтехучили- ще, на местном пищевом комбинате. Все время — на острие каких-то добрых, хо- роших дел. Трудился мастером про- изводственного обучения в профтехучилище, заочно за- кончил педагогический ин- ститут. В 28 лет стал заме- стителем директора по учебно-производственной работе одного училища, а уже через год директором другого. На такие должно- сти, как правило, назначали бывших секретарей райко- мов партии, председателей райисполкомов. Вучилище, которое было строительного профиля, все у Игоря Ивановича получи- лось неплохо, пусть и при- шлось изрядно поломать го- лову. Дело в том, что кон- тингент «пэтэушников» по- добрался отнюдь не безуко- ризненный, многие состоя- ли на учете в милиции. Но за шесть лет работы Бати- щева в должности директо- ра ситуация кардинально изменилась. Сумел он как- то ненавязчиво отвлечь мо- лодежь от худых дел, пере- ключив на добрые — спорт, художественную самодея- тельность, общественную работу. И это заметили в верхах. Последовала почетная по темвременамкомандировка за рубеж — в Республику Мозамбик, где Батищев два года работал советником ди- ректора учебного центра, ру- ководителем группы совет- ских специалистов. Когда вернулся, его назначили ди- ректоромшколы-интерната, где он и трудится по сей день уже 19 лет. Повезло же детям! —Впринципе, этоназна- чение произошло чисто слу- чайно, – вспоминает Бати- щев, — меня планировали назначить на другую долж- ность. Но там человека еще не проводили на пенсию. И мне неожиданнопредлагают возглавить интернат, о су- ществовании которого я даже и не знал. С первых дней работы в новом статусе Игорь Ивано- вич, как опытный работник системы профобразования, сразу же решил: для инва- лидов по зрению надо подо- брать такие профессии, ко- торые будут конкурентоспо- собны. Немедленно побывал в министерстве, съездил в московский и свердловский интернаты для слабовидя- щих детей. В итоге выбрал два направления для своего заведения – музыка и меди- цина. В Липецке Батищев убеждает чиновников от об- разования, чтобыинтернату выделили дополнительные единицы музыкальных ра- ботников. Создает отделе- ние, где и поныне воспитан- ники получают начальное музыкальное образование, продолжить которое могут в Курском специализирован- номмузыкальномколледже- интернате или в Липецком областном колледже ис- кусств. Так же было и с другим направлением – профессией массажиста. Уже в старших классах ведется подготовка по профессии «младший ме- дицинский работник». А за- тем выпускников направля- ют в Кисловодский меди- цинскийколледж-интернат, где они углубляют профес- сиональные знания и навы- ки. Связь не теряется Как часто бывает? Выш- ли выпускникииз стен учеб- ного заведения и… забыли о них. —У нас не так, — возра- жает Батищев. — Сейчас и здоровый-то человекне всег- да может устроиться в жиз- ни, а у нас 80 процентов ре- бят – инвалиды, да еще есть и сироты. Никто из наших выпускников в подвалах не прозябает, все при деле. Мы знаем все о каждом своем выпускнике: где он, чем за- нимается, чего достиг. И это – достижение коллектива. Ну а есливсеже случают- ся крайние ситуации, на- пример не устроился нигде бывший воспитанник? Тог- да «батя» Батищев берет та- кового на работу в... интер- нат, на ту же загородную базу отдыха «Звездный». Кого дворником, кого рабо- чим оформит… И трудятся ребята, и тут же получают зарплату. Бывшие воспитанники часто звонят Батищеву — делятся радостями и горе- стями. Знают, что Игорь Иванович всегда и практи- ческую помощь окажет, и морально поддержит. —Мне непонятно и обид- но, когда государство тратит большие средства на детские дома, а как вышел оттуда че- ловек, то о нем сразу забы- вают. Так не должно быть, — убежден Батищев. Каков сам, таков и коллектив Для Батищева не суще- ствует четких разграниче- ниймежду рабочимиднями, выходными и праздниками. —Унас из 350 воспитан- ников полторы сотни нахо- дятся в интернате круглосу- точно. Как же я их оставлю вне поля зрения? Случают- ся нештатные ситуации, требующие моего личного вмешательства. Вот недав- но, например, случился сбой в энергосистеме. А ведь в столовой — электроплиты, надо, чтобы ребята не оста- лись голодными. Да, рабо- чий день закончился, но я тут же вернулся в интернат. Приходится постоянно дер- жать руку на пульсе… Но для чегоже тогда дру- гие сотрудники, специали- сты? Не справятся? —Да что вы! – восклица- ет Батищев. —У меня заме- чательные люди трудятся, я горжусь своим коллекти- вом. Но…просто сам я такой человек, должен быть везде и всюду. Как выяснилось, мо- бильный и коммуникабель- ный не только сам Игорь Иванович. Он и коллектив подобрал соответствующий. Это — 200 с лишним чело- век, это — и молодость, и опыт, и энергия, и задор – все сразу. В школе-ин- тернате трудятся начинаю- щие педагоги, заслуженные учителя РФ, отличники на- родного образования, лауре- аты премий имени Шмако- ва и Москаленко, победите- ли национального проекта «Образование». Большин- ство имеют высшую квали- фикационную категорию. — У нас нельзя быть не- педагогом, — подчеркивает Батищев. — Начиная от охранника и уборщицы, дворника и сантехника – все своего рода педагоги. Когда принимаючеловека на рабо- ту, сразу предупреждаю и разъясняю, какое у нас заве- дение, какие дети. Отноше- ние к воспитанникам долж- но быть основано на любви, внимании и заботе. Поэтому случайные людивколлекти- ве не задерживаются. Очередная задумкаБати- щева — дистанционное обу- чение в интернате, которое планируется уже в следую- щем году. Недалеко от сто- лицы такой метод уже три года действует. Батищев усаживает своих сотрудни- ков в школьную «ГАЗель» – и в подмосковную Кубин- ку, перенимать опыт. Нет сомнений, у Батищева все получится. Как и с другой задумкой. На базе интерна- та открывается филиал Мо- с ко в с ко г о с оциа л ь н о - гуманитарногоинститут для инвалидов. Все формальные вопросы, считай, решены, согласованы с администра- цией области, департамен- том образования. Механизм запущен. А у выпускников интерната рождается еще один шанс, еще одна пер- спектива – учиться в вузе и в родных стенах. Семья – крепкий тыл Едва ли не круглосуточ- но Батищев – в делах. Толь- ко каково от этой активно- сти семье, близким? — Успеваю все делать — и на работе, и в семье. У домочадцев ко мне претен- зий нет. Ну что делать, та- кой у меня характер, — не устает повторять Батищев. Его супруга, ЗинаидаАн- дреевна, сейчас на пенсии, а в свое время трудилась глав- ным технологом на мебель- номкомбинате.Можетбыть, оттого, что была руководи- телем, к делу мужа относит- ся с пониманием. Вырастили и воспитали Батищевыдвоихдетей.Дочь Татьяна пошла по стопам отца – живет и работает, правда, в Ростове, но в та- ком же интернате социаль- ным педагогом и учителем истории. Сын Дмитрий за- кончил институт, отслужил в армии и тоже работает — инженером по госзакупкам. — За него у меня особая гордость, — говорит Игорь Иванович. — У парня и в мыслях не было «откосить», как сейчас выражаются, от армии. Нет, говорит, пойду служить. Каждый нормаль- ный мужчина должен через это пройти. Сейчас Дима успешно трудится, активен в жизни. Не преминул Игорь Ива- нович похвастаться и внуч- кой Алиной, которая учит- ся в десятом классе гимна- зии и души не чает в дедуш- ке, как, впрочем, и он в ней. Особая благодарность —Батищев, зачем ты все время чего-то добиваешься, чего-то хочешь? Да ты всего уже достиг в этой жизни! – сказал как-то знакомый чи- новник. — А я не могу по-друго- му, —твердит в ответ Игорь Иванович. – Это — образ моей жизни, хобби, как угодно называйте… Наверное, лучшим отве- том на недоуменный вопрос того чиновника стали бывот такие родительские слова признания и благодарности, специально переписанные мною в блокнот с одного из стендов в коридоре интерна- та: «Вот уже два года наш ребенок окружен вашей за- ботой и лаской, вашим тер- пением и добротой. От те- плоты ваших сердец оттая- ло и его маленькое сердечко и потянулось к людям. Сле- зы снова наполняют глаза, когда мы приходим в шко- лу и видим, как он весело бе- жит по коридору, болтает с ребятами или тянет на уро- ке руку. Но это – слезы ра- дости, слезы счастья, за ко- торые вам всем огромное ро- дительское спасибо и беско- нечная благодарность!». Это высказывание мыи оставим как последнийштрих к пор- трету Игоря Батищева. X Окончание. Начало на 5-й стр. И откуда только силы брались у ребят? Да и не только силы. Сумели кон- курсанты продемонстриро- вать народу и свои актер- ские способности, когда им пришлось переодеваться в костюмы для выполнения командного домашнего за- дания (в нем участвовали по пять человек). На помощь были призваны и русские народные сказки, и Сергей Михалков с его дядей Сте- пой…В общем, потрудились ребята на славу. Судьи судили довольно строго, не делая скидок на волнение конкурсантов. Порой ребята-девчата в пылу соревнований забыва- ли ответы даже на простей- шие вопросы — таким был накал борьбы. Но вот все оценки вы- ставлены, баллы посчита- ны. Можно подробнее ска- зать и о победителях. Уди- вительно, но обычное расхо- жее мнение заключается в том, что в профсоюзные ли- деры идут в основном муж- чины. В этом конкурсе вось- ми молодым парням проти- востояли, правда, всего две девушки, но одна-то и ста- ла победителем. Сначала хочу привести слова напутствия еще нео- крепшим, но столь громко заявившим о себе молодым лидерам, прозвучавшие из уст членов жюри. «Уже сегодня молодежь испытывает к профсоюзам хорошие чувства, и это здо- рово, — так начал свое вы- ступление Александр Конь- шин. —Финал показал, на- сколько молодые люди под- готовлены для обществен- ной работы. И насколько себя в ней видят». «Сегодня я увидел нашу творческую молодежь. Для осуществления профсоюз- ной деятельности комбинат подготовит достойные ка- дры, в этом нет сомнения. Сегодняшний конкурс по- радовал меня тем, что ребя- та научились работать в ко- манде, а это дорогого сто- ит», — признавался со сце- ны, подводя итог конкурса, Андрей Швецов, замести- тель председателя ГМПР. «Несмотря на то, что я представитель работодате- ля, который, как принято, должен стоять к профсоюзу в оппозиции, я очень высо- ко оцениваю этот конкурс и не сомневаюсь, что он будет продолжаться и в дальней- шем»,—такие слова сказал Сергей Мельник. А теперь подведем ито- ги: третьего места удосто- ен Петр Грязнев, Анатолий Малюков стал вторым, а вот Анастасия Трунина за- няла место первое. По- здравляем! Комбинат… веселых и находчивых ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Милада Федюкина С необычного Урока мужества для второкласс- ников елецкой гимназии № 97 начался цикл меро- приятий, приуроченных к очередной годовщине присвоения Ельцу почетно- го звания Город воинской славы и празднованию 65-летия Великой Победы. Дата и место проведения урока были выбраныне слу- чайно. Вконце октября гим- назия отметила 95-летие со дня рождения бывшего учи- теля истории, Героя Совет- ского Союза Николая Роли- на. В гимназии историка- фронтовика помнят. В от- крытом здесь два года назад Музее боевой славы одну из первых экспозиций посвя- тили Герою. Ему же был по- священ и Урок мужества в музее гимназии, гостем ко- торого стал внук учителя- фронтовика Максим. Заметим: фасад учебного заведения украшают триме- мориальные доски — трем Героям Советского Союза. И каждый переступивший по- рог гимназии узнает, что в тридцатые годы здесь учил- сяИван ГеоргиевичМешков —комсорг батальона 109-го стрелкового полка, получив- шийв 1945 году высокое зва- ние Героя посмертно (сегод- К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ | Урок мужества для гимназистов Герои всегда с нами ня в гимназии учится прав- нук героя, второклассник Миша Стуканов. — Прим. автора ). С 1947 по 1955 гг. учился будущий командир пассажирского «Як-40» Гражданского воздушного флота СССР Иван Кашин, ставший Героем в мирное время. Мало кто знает, что самолетИванаАндреевича в начале семидесятых был за- хвачен террористами, и опе- рация по обезвреживанию преступников прошла ус- пешно во многом благодаря мужеству и высокому лётно- мумастерству пилота. И, на- конец, с 1955 по 1974 год в гимназии № 97 преподавал историю Герой Советского Союза Николай Ролин. Директор гимназииВера Пирогова любит повторять слова отечественного исто- рикаКарамзина, особо акту- альные именно в наше вре- мя: каждый человек, кото- рый чтит и знает историю своих предков, достоин иметь Отечество. Этой запо- веди и следуют гимназисты. Вместе с руководителем му- зея Татьяной Зацепиной ре- бята активно занимаются поисковой работой. Не так давно приняли участие в установке памятника пионе- ру-герою Вите Орлову, по- гибшему в ходе Елецкой операции во время боя у села Екатериновка. А накануне юбилея Ге- роя Советского Союза Нико- лая Ролина старшеклассни- ки с учителями побывали на его родине. Вместе с ними ез- дил на Орловщину и внук Максим. В гимназию верну- лись с новыми архивными материалами, фотоснимка- ми военных лет и свидетель- ством о рождении, которые и пополнили экспозицию музея. По материалам, в нем собранным, ребята изу- чают биографию Героя. … Родился он незадолго до революции в селе Пол- Успенье Краснозеренского района Орловской области. Окончил Курский учитель- скийинститут, работал учи- телем, директорствовал в неполной средней школе. В начале тридцатых годов он начал служить в Красной Армии. Окончил Харьков- ское военное авиационное училище, с октября 1941 года—на фронтах Великой Отечественной войны. Штурман эскадрильи бом- бардировочного авиаполка старший лейтенант Ролин совершил более двухсот бо- евых вылетов на разведку и бомбардировку войск про- тивника. Последний полет выполнил 8 мая 1945 года. Спустя месяц ему было при- своено звание Героя Совет- ского Союза. После войны служил в авиации, выйдя в запас в звании майора, при- ехал в Елец, где до самого выхода на пенсию работал историком. Умер ровно тридцать лет назад. Узнаваянепо учебникам о героическом прошлом страны и своей малой роди- ны, гимназисты по-особому воспринимают это самое прошлое. Апедагоги гимна- зии делают все возможное, чтобыне прерывалась связь времен и поколений. ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ Герой Советского Союза Николай Михайлович Ролин; его внук Максим (справа) и правнук Героя Советского Союза Ивана Георгиевича Мешкова Миша Стуканов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz