Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
№ 209/23587/29 ОКТЯБРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ Тамара Мотаева, агентство «Столица», специально для «ЛГ» Знаменитый режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич готовит- ся отметить свое 75-летие. В его творческом багаже — два десятка картин. Но фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» — самый яркий из них, самый запоминающийся, самый всенародно любимый. —Я очень старался, чтобы он получился именно таким, — го- ворит Георгий Эмильевич. — Ведь мушкетеры спасли мне жизнь, и я очень хотел их за это отблагодарить. Это был мой долг чести—и я его исполнил! Царский подарок Беда подстерегла его в дале- ком Узбекистане в 1948 году: 14-летний Жора получил тяже- лую травму, которая на два года приковала его к постели. Он был в гипсе от грудидопят. Родители всеми силами боролись за жизнь единственного сына. А он слабел день ото дня. И с каждым днем огонек в его глазах становился все тусклее… Интерес к жизни таял—а как без него справиться сболезнью?Итогдамамепришла в голову спасительная мысль. «Давайя тебе почитаю»,—пред- ложила она сыну. — У нас дома была огромная библиотека — старинная, — вспоминает Георгий Эмильевич. —Мой папа в Санкт-Петербурге на распродаже купил часть биб- лиотекиимператораАлександра III. Коммунисты ее распродава- ли, и уникальные книги расхо- дились с лотков—полузасыпан- ные снегом, поэтому обложки не у всех сохранились. Среди книг императорабылиироманыАлек- сандра Дюма — ведь коммуни- сты его не издавали. У нас было три книги — «Три мушкетера», «Виконт де Бражелон, или Де- сять лет спустя» и «Двадцать лет спустя».Ибыла половина книж- ки — вторая просто не сохрани- лась — «Граф Монте-Кристо». Я сам читать не мог, поскольку весь был в гипсе—книги читала мнемама. За два года она вслухи по нескольку раз сначала прочла ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Георгия Юнгвальд - Хилькевича в детстве спасла от смерти книга « Три мушкетера » Мушкетерский долг —Пришлосьмногоработать, чтобы стать профессиональным художником — несмотря на то, что в архитектурном я считал- ся лучшим, — говорит Георгий Эмильевич. — Это гению ниче- го не надо делать, а человеку со способностяминадо оченьмного работать, чтобы из своего талан- та что-то выжать. Георгий Эмильевич скром- ничает. Он был очень популяр- ным художником в Средней Азии. Увидев работы студента Юнгвальд-Хилькевича, режис- сер «узбекского МХАТа»—теа- тра имени Хамзы — Александр Гинзбург пригласил его офор- мить спектакль «Почта» по пье- се Рабиндраната Тагора. Поста- новка сразувызвалафурор, была удостоенапрестижнойтеатраль- ной премии. — После этого я стал полу- чать бесконечные заказыи за че- тыре десятка лет оформил боль- ше 200 драматических и балет- ных спектаклей в Средней Азии и России, — рассказывает Геор- гий Эмильевич. А еще Юнгвальд-Хилькевич почти двадцать лет ставит номе- раЮриюКуклачеву—знамени- томуна весьмир укротителюко- шек, которые, как известно, гу- ляют сами по себе и мало подда- ются дрессуре. —Когдаяснималв1986 году детский музыкальный фильм «Выше радуги», то на роль ска- зочногоперсонажаИванаИвано- вича пригласил Юру Куклачева —этогоклоунаяпросто обожаю! Наша дружбаи совместнаярабо- та продолжается до сих пор, я, можносказать,вырастилзамеча- тельного молодого клоуна — это сынЮры Дмитрий Куклачев. Кино, касса и КГБ Однажды в Москве Георгий Эмильевич увидел объявление о наборе абитуриентов на Высшие режиссерские курсы. — Не имея никакого плана, яотправилсяпоступать,—вспо- минает Георгий Эмильевич. — Представил свои работы, рисун- ки—и поступил! Первойрежиссерскойработой Георгия Эмильевича стал фильм «Опасныегастроли»оперевозкев предреволюционнуюРоссиюору- жия. И его он решил снимать не- пременно с опальным Владими- ром Высоцким в главной роли. — А я делаю только то, что хочу, и с выбранного пути меня не свернуть, — говорит режис- сер. — Тогда мне долго присы- лалиизвестныхактеровнаместо Высоцкого, яотстаивалВолодю. А спасла мой замысел изменив- шаяся на короткий промежуток времениполитическаяобстанов- ка в стране.Какмне сказал заме- ститель председателя Госкино Владимир Баскаков: «Надо изо- брести советские джинсы. Надо, чтобы революционные фильмы привлекали людей. Давай де- лай свой фильм… с этим хрипу- ном…». И мы сделали такой ре- волюционный фильм — по вос- поминаниям Коллонтай, между прочим,—чтотамнеупоминает- ся ниЛенин, ни Сталин, ни ком- мунистическая партия. И люди повалилинакартину! Этоменяи спасало—государствоменядои- ло, как корову, получая милли- оны рублей кассовых сборов, и смотрело сквозь пальцы на мою безыдейность... Очередиукасс не раз спасали режиссера и его актеров от обви- нений в «антисоветчине». —Помню, мы снимали «Три мушкетера», — рассказывает Георгий Эмильевич. — И вдруг меня вызывают вКомитет госбе- зопасности и показывают распе- чатки разговоров моих артистов в номере гостиницы — самой лучшей во Львове и, как оказа- лось, прослушиваемой. А там… Боярский пародирует Брежне- ва — причем гениально! А Ду- ровпоследнимисловамиобзыва- ет Ленина…И все это — в самые застойные времена!Мне кое-как удалось оправдать актеров. Но звание народного артиста Льву Дурову тогда так и не дали—он получил его только в 1990 году… Семья СбалеринойНадиройМирза- евой режиссер познакомился на съемках картины «Узник замка Иф»поромануАлександраДюма «Граф Монте-Кристо». 17-лет- няяНадира сыграларольналож- ницыГайде. Георгий Эмильевич к тому времени был уже дваж- дыженат, у него была 28-летняя дочь Наталья от первого брака. Но именно в третьем браке — несмотря на большую разни- цу в возрасте и прочие условно- сти—Георгий Эмильевич обрел настоящее счастье. —Домаясверхпокладистый, —говорит он.—Мне важнеелю- бовь,чемсвоеторжествовчем-то! В преддверии 75-летнего юбилея легендарный режиссер —вновьвработе, заняттеатраль- ными проектами. — Так, что даже любимую жену и дочь вижу редко... Рабо- таю всю ночь над эскизами и все равно встаю рано утром, чтобы отвезтиНину вшколу—немогу потерятьдаже этиполчаса обще- ния с дочерью по дороге. И снова о мушкетерах Фильм «Возвращение муш- кетеров, или Сокровища кар- динала Мазарини» Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял уже не по роману Александра Дюма. Историю о том, как мушкетеры возвращаются с того света, что- бы помочь своим детям, режис- сер написал сам. —Когда я был на гранижиз- нии смерти—мушкетерывыта- щили меня с того света. А в этой картине яихвытащил с того све- та, чтобы они помогли своим де- тям. Так что теперь мы квиты… мне все романы о мушкетерах. А потом—всепроизведенияЭмиля Золя, Стендаля, других писате- лей…Огромное количество лите- ратуры, которое я бы никогда не прочитал—еслибынемое беспо- мощное состояние. Потому что я былоченьподвижнымребенком. Иеслибынеболезньиэтовынуж- денное чтение книг, стал быфут- болистомилиартистомбалета. А так стал режиссером… Выжил — работай! Мушкетеры вернули ему жажду жизни. Остальное сдела- лиродители: онипродаливсе, что было, чтобы купить на ташкент- ском «черном рынке» дефицит- ные лекарства для сына. —Что я выжил после общего сепсиса — это уникальный слу- чай, — рассказывает Георгий Эмильевич. — Мне был необхо- дим пенициллин. Одна ампула этого лекарства американского происхожденияна «черномрын- ке» стоила 600 рублей. По тем временам это были сумасшед- шие деньги! Мои родители зара- батывали мало: мама — балери- на, папа—оперный режиссер. И они распродали все, что накопи- ли за жизнь, чтобы купить мне антибиотик. И я выжил! А когда немного пришел в себя, папа мне сказал: «Мы все продали, поку- паятебе лекарство. Теперь тыпо- моги нам. Ты должен работать». Папа — умнейший воспитатель, это я теперь понял, а тогда оби- жался на него. Он научил меня главному: работать! Я стал рас- писывать костюмы для театра. Мне сделали специальный сто- лик, чтобы я мог работать лежа. Мама — балерина и художник по росписи ткани — показала мне техникуросписи. Закаждый сделанныймной костюм я, как и остальные художники Ташкент- ского театра оперы и балета, по- лучал деньги… Театр и кошки Он мечтал стать художни- ком.Но посколькухудожествен- ного вуза в Ташкенте не было, поступил в архитектурный. Но как только в городе открыли театрально-художественныйин- ститут, Георгий тотчас перевел- ся туда, с последнего курса —на первый.Потом, правда, его пере- вели сразу на третий. Мушкетеры 30 лет спустя! Слева направо: Игорь Старыгин, Вениамин Смехов, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Михаил Боярский, Владимир Балон и Валентин Смирнитский; с домашним питомцем йоркширским терьером Джеком; любовь всей своей жизни Георгий Эмильевич встретил в 52 года. Его избраннице балерине Надире Мирзаевой было 17 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz