Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

охотнее всего, по словам Ни- колая Пороховника, запечат- левают на кинопленке восточ- ные и всякие прочие единобор- ства. Ну, еще бы! В одном фла- коне — интрига, экшн, спорт и балет — вспомним пластику спортсменов, то кошачью, то обезьянью, все эти заворажи- вающие танцы, предшествую- щие точному и жесткому прие- му... Правда, невольно прихо- дит на память явно окрашенная обидой реплика, если не ошиба- юсь, Петра Болотникова: зря, дескать, футбол считается бо- лее зрелищным, чем легкоат- летические соревнования. Да что может быть увлекательнее, когда один убегает, другой до- гоняет! А сверх того бег, прыж- ки в высоту или в длину и про- чие легкоатлетические дисци- плинычище, благороднее игро- вых, поскольку в них все реша- ют твои личные качества и под- готовка, силовое давление со- перника не может тебе поме- шать их проявить. Но в том-тоидело, что теперь самым кинематографичным и притягательным оказались как раз силовое давление, кулач- ные аттракционы, в которых, по воле авторов, верх над пло- химипарняминепременно одер- живают хорошие. Добро долж- но быть с кулаками. Вот и вся, так сказать, мораль множества спортивных фильмов, снятых за океаном.Мордобойи экстрим —безошибочный выбор, гаран- тияприличных сборов. Вопрос о нравственности и безнравствен- ности насилия, настойчиво зву- чавший в великолепном старом японском фильме «Гений дзю- до», нынешних создателей бое- виков мало занимает. Они привычно эксплуатиру- ют набор из шаблонов и схем: обаятельный американский ге- рой с накачанными мускулами и грустными глазами на муже- ственном лице в какой-нибудь далекой стране втянут в под- польные бои без правил либо на- мерен отомстить за друга, бра- та, убитогонаринге звероподоб- ным азиатом. Одолев массу про- тивников, он в финале встреча- ется с кровожадной и узкогла- зой грудой мышц, вновь гото- вой убивать. И, понятно, суро- во расправляется с душегубом. А попутно еще и кого-нибудь спасает — в большинстве слу- чаев невинную жертву в обли- ке тут же влюбляющейся в него блондинки. И уходит все с тем же опечаленно-мужественным взором в следующий фильм, чтобы там повторить то же са- мое с начала. На этих немудре- ных сюжетах в свое время заво- евал звездный титул, например, симпатягаЖанКлодВанДамм. Естественно, устроителям «Атланта» небезразлично, по какому пути пойдет наше кино о спорте. Будет ли оно завоевы- вать и развлекать аудиторию суперкрутизной, прославлять культ силыили продолжит дру- гие традиции. Вообще в российской исто- рии слишком много было поне- дельников, когда мы все реша- линачать сызнова, с чистого ли- ста. Такой вариант не исклю- чается и для фильмов о спор- те. Кстати, сам проект «Атлан- та» родился в крайне неблаго- приятные не только для спор- тивного, но и для всего отече- ственного кино годы, когда оно находилось в упадке. Фе- стивалю предстояло поспособ- ствовать возращению на экра- ны спортивной тематики. Но какими будут принципы этого нового спортивного кинемато- графа? Может, и вправду надо держать равнение на зарубеж- ные образцы? Вон сколько рос- сийских режиссеров с учениче- ским восторгом и усердием ко- пируют американцев! Продюсе- ры и кинотелекомпании даже покупают право на использо- вание — с известной долей ру- сификации — тамошних про- ектов типа «Моей прекрасной няни» и «Закона и порядка». Но и снимая как будто бы свое, незаемное, у нас сплошь да ря- дом повторяют стиль, приемы, фабульные ходы, а в конечном счете — всю нехитрую филосо- фию чужих боевиков. Соблазн подражания ве- лик. На фоне современных эф- фектных спортивныхшоу из-за океана наши советские ленты о спорте кажутся чересчур пост- ными, простодушными, дидак- тическими, начиная с неког- да любимых и детьми, и взрос- лыми мультяшек «Необыкно- венный матч», «Шайбу! Шай- бу!» и заканчивая «Первой пер- чаткой», «Запасным игроком», «Ценой быстрых секунд»… На д о при з н а т ь с я : мы почему-то не очень преуспели в создании действительно яр- ких игровых фильмов на спор- тивномматериале. Спустя годы смотреть их то ли неловко, то ли попросту скучно. Истории о за- знавшихся «звездах», коих то- варищи и общественность пере- воспитывают и ставят на место, или об упрямых слабаках, бла- годаря скромности и трудолю- бию поднимающихся на побед- ный пьедестал, кажутся (да не кажутся, так оно и есть!) безна- дежно архаичными. То есть как будто бы ни наследовать тут не- чего, ни продолжать. Конечно, странно, что спорт у нас загоняли преимуществен- но в комедийный формат. При- думывая очередной сюжет, сце- наристы, похоже, чересчур по- слушно выполняли волю на- чальства, требовавшего опти- мизма, мажора и вообще—что- бы всегда и везде «побеждала дружба». Идеи, реальные дра- мы и конфликты, которые под- сказывала сама спортивная жизнь, кого-то, вероятно, сму- щали, если не пугали. И все-таки, когда за дело брались талантливые люди, иногда что-то получалось. До- пустим, блистательный дра- матург Леонид Зорин напи- сал сценарий «Секундомер». И фильм по нему сняли серьез- ный и умный. Несправедливо, наверное, не вспомнить карти- ну «Третий тайм», основанную на подлинных событиях, когда в оккупированном Киеве нем- цы устроили матч своих футбо- листов с командой «Динамо». Они не сомневались, что дина- мовцы не осмелятся его выи- грать, и арийцы продемонстри- руют свое превосходство над «славянами-недочеловеками». Но киевляне победили, хорошо понимая, что ждет их после фи- нального свистка. Былии другие любопытные, по крайнеймере в замысле, кар- тины: кинороманы об авиаторе Уточкине, которого сыграл пре- красный актер романтического складаОлег Стриженов, о леген- дарномборцеИванеПоддубном, о великом шахматисте Алехи- не. Правда, в итоге получались картины-середнячки, ни одна из них не дотягивала до уров- ня лучших отечественных лент, собиравших полные залы и по- лучавших награды на кинофе- стивалях. Тем не менее о самих этих попытках грех забывать. Да и те пусть примитивные спортивные комедии обладали все-таки безусловным достоин- ством: они были добрыми, че- ловечными, в них, как ни кру- ти, утверждались благородные, если угодно, олимпийские иде- алы, а не готовность делать ка- рьеруипобеждать любойценой. Так что какой-никакой, а собственный опыт у наше- го спортивного кинематографа есть. Ион встраивается в тради- циювсего отечественногоискус- ства. Но захотим ли, сумеем ли мы на него опереться? Судя по «Атланту», многие хотят и пы- таются. И, как часто случается, игровому кино дорогу прокла- дывает, направление указыва- ет кино документальное. Его се- годня создают люди, влюблен- ные в спорт, знающие его изну- три. Разве не примечательно, что в качестве продюсера ряда документальных картин высту- пил не кто иной, как прослав- ленный хоккеист ВладимирПе- тров? Спортивные знаменито- сти частенько плавно переко- чевывали со спортивных арен и беговых дорожек в съемоч- ные павильоны. В некогда на- шумевшем, обошедшем экра- ны всего мира киносериале о Тарзане сыграл известный ат- лет. В «Серенаде Солнечной до- лины» не только красиво ката- лась, но и мило улыбалась в ка- меру популярная фигуристка. Да и тот же Ван Дамм оказался отнюдь не безнадежным акте- ром. И у нас такое бывало. Ска- жем, вполне удачно снимался в кино талантливый боксер Кон- стантин Градополов. Но чтобы спортсмен не сни- мался, а сам начинал делать кино… Такого я что-то не при- помню. Владимир Петров — редкое исключение из правил. Он приехал на «Атлант» в Ли- пецк как член фестивального жюри. И на встрече с журна- листами рассуждал о близости кино и спорта. «Я, —сказал он, — убеждал в этом одного моего преподавателя, когда учился в Высшей тренерской школе. И то, и другое — зрелища. И в ки- нотеатре, и на стадионе есть пу- блика, есть исполнители — ар- тисты или футболисты, хокке- исты, теннисисты, и там, и там своирежиссеры, только в спорте режиссераназывают тренером». Логика, согласитесь, без- упречная. Особенно если доба- вить к перечисленному динами- ку, эмоции, острый, драматиче- ский сюжет, свойственные лю- бомуматчу, пожалуй, вбольшей степени, чем самому интригую- щему, увлекательномуфильму. Ивсеже кино притянулоВлади- мира Петрова не этим. Так вы- шло, что в короткий срок ушли из жизни выдающиеся масте- ра, его учителя — Сологубов, Трегубов, Александров, Альме- тов… — этот невеселый список болельщики продолжат сами. Теперь увидеть их можно лишь на экране. Поэтому, думая в первую очередь о молодых зри- телях, Владимир Петров и при- шел в кинематограф. И взял- ся за документальные ленты о лучшем в мире хоккейном тре- нере Анатолии Тарасове, о Бо- брове и Яшине, о своем товари- ще по звену Валерии Харламо- ве. Принял они участие в работе над фильмами-портретами еще ряда замечательных спортсме- нов, прежде всего, хоккеистов. Сейчас у него в проекте — кар- тина о братьях Рагулиных. Да- леко не все в курсе, что у мощ- ного защитника ЦСКА и совет- ской сборнойАлександра Рагу- лина были братья, тоже незау- рядные спортсмены. Наверное, это наиболее пер- спективный подход к возрож- дению спортивного кинемато- графа — начинать с личности. Сосредоточить внимание на че- ловеке спорта, ловить в объек- тив не мышцы, а лица, судьбы, подлинные драмы. Они куда интереснее наших надуманно- благостных старых комедий и крутых, жестких, но тоже да- леких от правды, от жизни, от спорта приключений Ван Дам- ма и Джеки Чана. № 204/23582/22 ОКТЯБРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА И. Неверов Когда-то Карел Чапек объяс- нил, чем отличается детектив от остальной литературы. Детектив — это если нас интересует только одно: кто украл, кто убил? А если автор и читатель хотят понять, что творится в душе убийцы либо сыщика, то получается уже не детектив, а «Преступление и наказание». Попробуем размышлять по аналогии. Собственно, что такое спортивное кино? Кино о спор- тсменах, о тренировках, сорев- нованиях, голах, очках, секун- дах?Но тогда почемумыне обо- значаем отдельными рубриками фильмы о лекарях, токарях, пе- карях, министрах, домашних хозяйкахибомжахизночлежек, не именуем эти картины «меди- цинскими», «министерскими», «ночлежными» и так далее? Похоже, изначальное пред- назначение фестиваля спор- тивных фильмов «Атлант», прошедшего в Липецкой обла- сти, как раз в том и заключает- ся, чтобы показать и доказать: его участников волнует то, что испокон веков лежало в основе большой литературы, театра, кинематографа — взаимоотно- шения человека с миром, Бо- гом, судьбой. И не так уж важ- но, что человек этот одет в спор- тивную форму. Такую задачу продеклариро- вал уже в стартовом своем обра- щении гендиректор «Атланта», он же режиссер и руководитель ТПО «Новый кинематограф» Николай Пороховник. Потом то же самое он повторил и на пресс-конференции для липец- ких журналистов: главное для нас — личность с ее радостями и проблемами. Эта программа определя- ла отбор фильмов для конкурс- ного показа. Конечно, в числе 85 документальных и игровых работ из 27 стран были и лен- ты чисто пропагандистские (да- ешь здоровый образ жизни!), и инструктивные (как держать шест для прыжков, как бежать на лыжах). Ивсе-таки ставка де- лалась на художественную со- ставляющую, а значит—на пси- хологию, этику, социальность плюс эстетическую выразитель- ность и новизну. Уже названия некоторых картин свидетель- ствовали о творческих претен- зиях сценаристов и режиссеров: «Человек Иван Ярыгин» (че- ловек, а не спортсмен!), «Пре- одоление. Жизнь после трав- мы», «Подвиг военный — под- виг спортивный»... «Атланту» десять лет. Боль- шуючасть этого срока он пропи- сан не в столицах, а в провинци- альном Липецке. Что, разуме- ется, нельзя считать явлением рядовым, если учесть, что речь идет о фестивале международ- ного формата. Тут безусловная заслуга начальника областного управленияфизкультуры, спор- та и туризма Владимира Демен- тьева. Он в свое время и пригла- сил «Атлант» к нам на постоян- ное место жительства, разуме- ется, заручившись не просто со- гласием, но активной поддерж- кой региональной власти и, в первую очередь, главы регио- на Олега Королева. В нынеш- нем году фестиваль собрал ки- нематографистов, спортсменов и обычных любителей спор- та и кино на липецкой земле в шестой раз. Приветствуя его участников, гостей, организа- торов как добрых друзей, Олег Королев подчеркнул: «Ника- кой кризис не смог поколебать эту дружбу». Внимание мастеров экрана к спорту легко объяснимо. Ка- кой зрелищный материал, ка- кой драматизм, какие характе- ры! Особенно привержены авто- ры этих фильмов к игровым ви- дам — футболу, хоккею — или боксу, борьбе. Кстати, сегодня ПОСТФАКТУМ | В Липецке прошел кинофестиваль « Атлант » Такова спортивная жизнь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz