Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 185/23563/ 25 СЕНТЯБРЯ 2009 3 За 70 лет аудитории университета становились вторым домом для 50 тысяч студентов. ЮБИЛЕЙ | Елецкому классическому университету имени И . А . Бунина – 70 лет «Сильная Россия – умная и образованная страна» нашем университете откры- лось 10 новых факультетов. И на сегодняшний день бо- лее десяти тысяч студентов очного и заочного отделений ЕГУ обучаются по 50 специ- альностямв такихнаправле- ниях, как естественные на- уки и математика, гумани- тарные и социальные науки, образование и педагогика, культура и искусство, эко- номика и управление, сфера обслуживания, сельское хо- зяйство, информатика и вы- числительная техника. Так что Липецкая область с по- мощью трех государствен- ных вузов, находящихся на ее территории, в том числе и нашего, решает все кадро- вые проблемы. —Однимиз показателей конкурентоспособности вы- пускников (а следовательно, и самого вуза) является вос- требованностьмолодых спе- циалистов на рынке трудаи, главное — их трудоустрой- ство по специальности. А это, согласитесь, зависит от качества подготовки и от уровня профессиональных знаний и навыков. — Безусловно. И над ре- шением именно этой зада- чи работают 19 факульте- тов и более сорока кафедр нашего университета. Глав- ное направление — внедре- ние современных учебных информационных техноло- гий, которые как раз и дают возможность повысить ка- чество подготовки будущих специалистов в тойилииной сфере. С одной стороны, мы занимаемся практической подготовленностью студен- тов, для чего в вузе серьез- но пересмотрены програм- мыпроизводственных прак- тик. С другой — осущест- вляем подготовку специа- листов с учетом потребно- стей региона и созданием в области особых экономи- ческих зон промышленно- производственного типа «Тербуны», «Чаплыгин- ская», агропромышленного типа«Астапово», туристско- рекреационных зон «Елец», «Задонщина». С крупными промыш- ленными предприятиями сотрудничаем на договор- ной основе: утверждены программы совместной де- ятельности с ОАО «Елец- гидроагрегат», ОАО «Энер- гия», ОАО «Гидропривод»; ведется творческое сотруд- ничество с Елецким отде- лением Юго-Восточной же- лезной дороги филиала ОАО «РЖД». А в последнее вре- мя в ЕГУ успешно реали- зуются договоры о сотруд- ничестве не только с пред- приятиями Липецкой обла- сти и Ельца, но и рядом за- рубежных фирм. В качестве примера достаточно назвать научно-образовательное со- трудничество с немецкой фирмой «CLAAS». Наши зарубежные партнеры ор- ганизовали на базе сельско- хозяйственного факульте- та центр, в котором ежегод- но проходят подготовку по- рядка пятисот человек для работы на современных об- разцах сельхозтехники этой фирмы. Плюс к тому наши студенты экономфака вме- сте с сельхозфаком стажи- руются на предприятиях и заводах этой фирмы. И уже четвертый год подряд мы по приглашениюнемецкой сто- роны становимся участни- ками всемирной выставки сельхозтехникивГанновере. Еще одним видом подго- товки современного конку- рентоспособного выпускни- касталосозданиенабазеЕГУ бизнес-инкубатора. Выиграв пятьлетназад грант админи- страции Липецкой области, мы закупили технику, отре- монтировали помещение и сталиоткрыватьмалыепред- приятия. Сегодня это пять коммерческих фирм самых разных направлений. — Каковы же резуль- таты? — Созданный на базе факультета дизайна центр «Арт-декор» только за про- шлый год выпустил порядка ста наименований сувенир- ной продукции, рекламиру- ющей старинный город, про- дажа которой осуществляет- ся через сеть городских ма- газинов и университетский киоск, а ателье на томже фа- культете обеспечивает ко- стюмами участников худо- жественной самодеятельно- сти, артистов студенческого театра «Тетис». Совсем ско- ро появится на факультете и малое предприятие по вы- пуску кружевной сувенир- ной продукции. Так что сту- денты не только набивают руку в мастерстве, проходят практику, но и учатся зара- батывать деньги. — Валерий Петрович, за девять лет в старинном Ельце сложился «универси- тетский округ», естествен- ными границами которого стала конкретная историко- культурная территория, а стержнем Елецкий госуни- верситет – не просто учеб- ное и научное заведение, но градо- и системообразую- щий центр, формирующий культурно-образовательную среду древнего города. Елец и ЕГУ имени И. А. Бунина теперь уже невозможно от- делить друг от друга... — Совершенно верно. Начнем с наиболее акту- альной экономической со- ставляющей. Бюджет уни- верситета сегодня — это бо- лее четырехсот миллионов рублей, или одна четвер- тая бюджета города. На эти средства живут и трудят- ся одиннадцать тысяч пре- подавателей, сотрудников, студентов — по сути, деся- тая часть Ельца! А если в наши подсчеты добавить их семьи, то получится, что на треть Елец напрямую свя- зан с вузом. Еще пример. В дни юби- лейных торжеств ЕГУ от- крывает три новых корпуса. Такого крупномасштабного строительстване велниодин российский вуз! А ведь на эти объекты было потрачено более двухсотмиллионов ру- блей, деньги остались в горо- де, амыобеспечилифронтом работ ряд городских строи- тельных организаций. Еще один момент: ЕГУ не толь- ко построил самый круп- ный, на 800 мест, концерт- ный зал в Ельце, но взял- ся в столь сложное время за другой, куда более трудный проект и смог изменить лицо центральной улицы старин- ного города, решив пробле- му брошенного долгостроя. Силами ЗАО «Промжил- строй» на месте заброшен- ного остова здания мы соз- дали уютный и один из со- временных учебных корпу- сов, в котором вместе с об- щежитиемдля аспирантов и факультетомжурналистики будут располагатьсяиновые нанолаборатории физмата. А вуз будет продолжать ве- сти строительство: уже зало- жен нулевой цикл последне- го объекта университетского комплекса—библиотеки на миллион экземпляров. — Но пока мы косну- лись только экономической составляющей «универси- тетского округа». А ведь, по сути, именно ельчане в свое время были первыми, кто на региональном уров- не увидел в образовании не- обходимое условие сохра- нения культурных, истори- ческих традиций не только конкретных территорий, но всей России в целом. — Научные работы на- ших преподавателей способ- ствовали тому, что на прак- тике идея Национального парка «Бунинская Россия» была реализована на новом витке — в развитии ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Елец». Впрочем, мое мнение таково, что рано или поздно мы все равно вернем- ся к идее создания в реги- оне «Бунинской России», ибо любая городская зона ограничена по своей сути. Иное дело, когда в пределах ВСЕЙ области мы сможем показать в полной мере ве- ликолепие историческое, природное, краеведческое нашего края. Тем более, наши ученые разработали программу, которая вклю- чает самые разные направ- ления — от восстановле- ния, сохранения, изучения и популяризации памятни- ков истории и культуры, историко-культурных тер- риторий, природных и ан- тропогенных (ландшафт- ных) комплексов и объек- тов до просветительской, культурно-массовой и обра- зовательной деятельности. Кстати, эта опора на историко-культурное на- следие, а также на уникаль- ность историко-культурной территории в свое время определила такую страте- гию развития ЕГПИ, кото- рая, с одной стороны, по- зволила в полной мере рас- крыться специфике и твор- ческому потенциалу каж- дой кафедры, факультета, а с другой—послужила осно- вой для интеграции науки и учебно-воспитательного процесса. А все вместе соз- давало предпосылки для плодотворного сотрудниче- ства, в том числе и на меж- дисциплинарном уровне — профессоров и преподавате- лей, аспирантов, студентов, учителей школ, деятелей культуры. —ВалерийПетрович, се- годня много говорят, в том числе и на самом высоком уровне, о роли науки в раз- витии нашего государства. А как, по-вашему, в совре- менном обществе стимули- руется интерес к научной и любой иной творческой де- ятельности? — Современное положе- ние науки в России меня, как ученого и руководителя вуза, неустраивает, посколь- ку это одна из причин тормо- жения на пути к инноваци- онному развитию. Не устра- ивает в том плане, что на се- годняшний день возможно- сти занятия наукой у нас и за рубежом совершенно раз- ные. Впоследние годы, прав- да, наметились подвижки к улучшению ситуации (уве- личилось количество гран- тов для молодых ученых, размеры премий, стипен- дий), но это не решает об- щей проблемы. Сегодня мо- тивация получения высше- го образования в нашем об- ществе не соответствует сво- ей сути. В обществе отсут- ствует атмосфера, стимули- рующая интерес к научной илюбой творческой деятель- ности—печальная характе- ристиканашихднейвпроти- вовес России 20-30-х годов, 50-70-хгодовпрошлоговека. А когда стали финанси- роватьнаукуменее 4процен- тов, случился резкий интел- лектуальный обвал. Теперь же получается, что сиюми- нутные проблемы вдруг ста- новятся главными. Поясню. Сейчас, к примеру, в стране дефицитрабочихкадров.По- жалуйста, решайте пробле- му, но не за счет снижения мотивации к высшему об- разованию. Ведь еще совет- скими временами было до- казано, что выпускник вуза даже на рабочем месте тру- дится с большей отдачей и производительностьютруда. Повышениекоторой, кстати, — как раз та задача, о кото- роймного сегодняговорится. Решить ее, я уверен, помо- жет именно повышение об- разовательного уровня. — Так какая она, силь- ная Россия? Это богатая, умная, образованная или умелая страна? — Я бы богатство не вы- носил на первые позиции. Вспомним тот же Китай, страну, может, и не столь богатую в финансовом от- ношении. Но именно она смогла-таки поставить обра- зование на службу государ- ству.Нашистудентыбылина стажировке в КНР и смогли воочию увидеть, сколь высо- ка мотивированность обуче- ния у тамошней молодежи. Быть студентом в Китае не только престижно, но требу- етогромнойнапряженнойра- боты—иещесредств.Мытут сокрушаемся о перегрузках школьников и студентов, а в Китае рабочий день студента длится с 8 утра до 22 вечера. Так чего же удивляться эко- номическому прорыву стра- ныитому, что даже вуслови- ях экономического кризиса она чувствует себя достаточ- но уверенно. — Но нам не надо копи- ровать ни западные, ни вос- точные образцы. Я уверен, рано или поздно главной на- циональной идеей россия- не поставят развитие отече- ственного образования и на- уки. Ибо только то государ- ство сможет достичь проры- ва в своем развитии, кото- рое серьезно относится к об- разованию и использует все его возможности для повы- шения нравственного, эко- номического, оборонного по- тенциала.Поэтомумойответ на ваш вопрос: сильная Рос- сия — была и остается Рос- сией умной и образованной. Милада Федюкина Уникальным явлением назовут, вполне возможно, спустя годы появление в древнем Ельце классического универси- тета. Девять лет, пролетевшие с той поры, доказали – ре- шение оказалось верным. Небольшой, на сто с небольшим тысяч жителей, провинциальный город превратился в крупный университетский центр. А сам елецкий вуз вошел в золотой фонд Российского образования, был награжден международной премией – Золотой медалью и дипломом Ассоциации промышленности Франции за высокие темпы развития. Дважды – в 2005 и 2009 годах – ЕГУ удостаивался наград Международной Академии качества и маркетинга. Среди отличий же руководителя университета доктора педагогических наук, профессора, академика Междуна- родной славянской Академии информатизации образова- ния, члена-корреспондента Петровской Академии наук, члена Клуба ректоров Европы Валерия Кузовлева — по- четная награда «Ректор года», медаль имени Сократа — по представлению Европейской ассоциации бизнеса «За интеллектуальный вклад в развитие современного обще- ства». А также высшая национальная награда обществен- ного признания – орден имени А. С. Макаренко. Накануне юбилейных торжеств ректор ЕГУ имени И.А. Бунина Валерий Петрович КУЗОВЛЕВ стал гостем «Липецкой газеты». —Напомню, что семиде- сятилетие — это всего лишь одна из дат, которые сегодня отмечаются нашим универ- ситетом, — без особых всту- плений начал нашу беседу Валерий Кузовлев. — Свой отсчет учебное заведение ве- дет с открытия в 1879 году женской гимназии, постро- енной на средства елецких купцов. А это уже 130 лет. В 1919 году на ее базе соз- дается рабочий факультет (90-летие которого мы так- же не можем обойти внима- нием), а в 1939 году — бук- вально накануне Второйми- ровой войны — появился учительский институт. Пер- вые его выпускники, едва получив дипломы, ушли на фронт. Многие из них от- важно воевали и после по- беды вернулись к препода- вательской деятельности, пришли на кафедры, чтобы готовить учительские кадры для народного образования страны. Год 1953-й — это очередная веха в жизни елецкого вуза: учительский институт становится педа- гогическим, развивается за- очное отделение, появляют- ся первые доктора наук, рас- тет число дипломированных работников. Особенно подчеркиваю, именно педагогический ин- ститут своеймасштабнойис- следовательской деятельно- стьюв литературномкраеве- дении (общественность Со- ветского Союза многим обя- зана ученымЕГПИ, открыв- шим миру и России имя но- белевского лауреата Ивана Бунина и давшим такое на- правление, как бунинове- дение), заложил основы для того, чтобыв биографиивуза появилась еще одна отправ- ная точка. Девятого октя- бря 2000 года решением ак- кредитационной коллегии Министерства образования России ЕГПИ был присво- ен статус государственного университета, и в ХХI век мы вошли Елецким госу- дарственнымуниверситетом имени И. А. Бунина. За годы своей деятель- ности наш вуз выпустил бо- лее 50 тысяч специалистов самой гуманной профессии на земле — учителей. Вы- пускники вуза успешно тру- дились в разных уголках СССР и сегодня продолжа- ют достойно представлять альма-матер во многих ре- гионах России, за ее преде- лами (более чем в шестиде- сяти странах мира). Свыше тысячи из них награждены медалямии орденами, носят звания заслуженного учите- ля РСФСР и России, работа- ют в различных отрасляхна- родного хозяйства. — И все же был момент, когда однажды извечный «гамлетовский» вопрос: быть или не быть? — встал и перед елецким вузом. Этот переломный момент совпал с началом вашей ректор- ской карьеры. Какую анти- кризиснуюпрограмму пред- ложил Валерий Кузовлев в 1987 году и каков «бизнес- план»руководителяунивер- ситета в XXI веке? —На тот момент нашвуз входил в десятку самых ма- леньких пединститутов Со- ветского Союза. Министер- ство на выбор предложи- ло два варианта: либо за- крыть, либо изменить под- готовку специалистов. Мы выбрали путь развития: на всех факультетах стали го- товить кадры для малоком- плектных школ. Основной упор делался на подготовку универсальных педагогов, способных обучать школь- ников из сельской глубин- ки нескольким предметам, компенсируя тем самым не- хватку учительских кадров. И наше ноу-хау оказалось наиболее успешным вариан- томиз имевшихся на тот мо- мент в стране. Мы развива- ли и поддерживали направ- ление дошкольного воспи- тания. И даже позже, когда по стране стали сокращать «ненужные» факультеты дошкольного воспитания и закрывать «за ненадобно- стью» детские сады, мыпро- должали готовить специали- стов смежных профессий… Но вы правы — новый статус университета обязы- вает решать более сложные и масштабные задачи, глав- ная из которых — полное удовлетворение потребности региона в кадрах. Для чего только за первые три года в Сергей Малюков Туристы бывают разные. Одним для полного счастья достаточно палатки, костра и гитары, другие видят десяток недостатков в роскошном пятизвездоч- ном отеле. И к каждому клиенту сотрудники турагентства должны найти свой подход, хотя это порой очень непросто. Заместитель директора туристического агентства «Магазин Путешествий», выпускницаПрезидентской программы 2009 года Ксе- ния Панина недавно верну- лась изМосквы, где она уча- ствовала в семинаре «Удо- влетворение запросов потре- бителей», организованном Федеральным ресурсным центром по организации подготовки управленческих кадров и японским центром при МГУ. О том, чем инте- ресен восточный опыт и как он соотносится с российски- ми реалиями, она рассказа- ла «Липецкой газете». —Ксения, в чем, на твой взгляд, заключается специ- фика туристического бизне- са в России, как наша прак- тика соотносится с между- народной? — Турбизнес, пожалуй, как никакой другой, за- висит от множества разно- образныхфакторов.Нанего, ТУРИЗМ | Липчане осваивают передовой опыт Не экзотикой единой... помимо, естественно, эконо- мической ситуации в стране и платежеспособности насе- ления влияют погода (как в месте проживания, так и в месте отдыха), экология (чи- стота моря, воздуха), поли- тическая обстановка, слухи и мнения случайных зна- комых, негативная инфор- мация в СМИ и Интернете, курс валют, нестабильность цен на турпродукты (были случаи, когда клиентыотка- зывались от туров из-за раз- ницы в стоимости путевки в 200 рублей отжелаемой или оттого, что тур был слишком дешевым!). И, пожалуй, самое важ- ное—изменчивость настро- ения клиентов. Людям свой- ственно колебаться, менять свои планы. Сегодня супру- ги счастливы и хотят отдо- хнуть вместе, завтра ссорят- ся и отменяют бронь. Если на Западе привыкли плани- ровать отдых за много меся- цев вперед, то у нас же зача- стую это происходит спон- танно. Учитывая все это, менед- жеру по продаже туров при- ходится быть одновременно хорошим психологом, под- бирающим «ключик» даже к самому трудному клиен- ту, опытным аналитиком, просеивающим сотни пред- ложений в поисках подходя- щего, бухгалтером, момен- тально производящим рас- четымыслимых и немысли- мых вариантов, а еще… поэ- том. Да-да, от того, насколь- ко талантливо вы воспое- те ту или иную страну либо конкретный отель, напря- мую зависит ваш професси- ональный успех! — Как прошел обмен опытом с коллегами на се- минаре, что нового удалось почерпнуть? — Несомненно, участие в Президентской программе ипостпрограммнаяработа, в рамках которой проводился этот семинар, дали мне нео- ценимый опыт. Ты вырыва- ешься из загруженных буд- ней, получаешь новую ин- формацию, свежую «пищу для ума». Ведь самые боль- шие открытия происходят именно во время дискуссий на семинаре и при общении с его участниками. В первую очередь я по- няла то, что мы пока еще сильно отстаём в организа- ции туристического бизне- са от той же Японии. К со- жалению, в России до сих пор многие компании не до- рожат по-настоящему свои- ми клиентами. В то же время японцы стараются предугадывать желания потребителей, вся- чески угождать им. К при- меру, сотрудники отеля «Ритц Осака» имеют разре- шение на любые действия и траты в пределах 2000 дол- ларов, чтобы клиент остал- ся доволен. Представляете, как приятно их постояль- цамполучить неожиданный подарок! Они дорожат каждым клиентом, тщательно запи- сывая все их пожелания—в каких тонах должен быть оформлен номер, на какую сторону будут выходить окна, какие блюда подать за ужином… Возвращаясь в отель, человек чувствует себя как дома. О таком об- служивании у нас покамож- но только мечтать. Но к это- му идеалу надо стремить- ся. Это особенно важно сей- час, когда в области реали- зуется программа развития туристско-рекреационных зон «Елец» и «Задонщина». Я верю, что через несколько лет мы сделаем качествен- ный рывок на этом попри- ще! Слава о достопримеча- тельностях липецкого края и о первоклассном сервисе будет идти далеко за преде- лами региона. Михаил Абрамов Открыв сезон четырьмя выездными матчами, ХК «Липецк» предстал перед родными зрителями. Наша команда встречалась с ХК ВМФ из Санкт-Петербурга. Шесть очков, набранных в гостях, настраивали по- клонников липчан на пози- тивный лад. Да и соперник, при всёмкнему уважении, к грандам высшей лиги не от- носится. Однако первый до- машний «блин», к сожале- нию, вышел комом. Болельщики, истоско- вавшиеся по ледовым бата- лиям в «Звёздном», запол- нили дворец больше чем на- половину. Перед началом матча его участников и зри- телей приветствовал пред- седатель городского Сове- та депутатов Валерий Си- нюц. Он же произвёл и пер- вое символическое вбрасы- вание шайбы. Увы, на протяжении всех 60 минут игры эта са- маяшайба упорно отказыва- лась влетать в ворота «воен- ныхморяков».Липчане вла- дели заметным преимуще- ством, нанесли по воротам соперника несколько десят- ков бросков, но пробить гол- ХОККЕЙ | Неудача на домашнем льду Не справились с волнением кипера ХКВМФИльюЕжо- ва так и не сумели. А вот гости в первом пе- риоде дважды преуспели при игре в неравных соста- вах. Сначала Александр Щербина убежал от защит- ников в меньшинстве и красиво переиграл вратаря «жёлто-красных» Антона Шустова. А за две (!) секун- дыдо окончания первого пе- риода Илья Гребенников от- личился в большинстве. Не- смотря на все усилия лип- чан, счёт до финальной си- рены больше не изменился. 2:0 – победа ХК ВМФ. Повторный матч также сложился дляХК«Липецк» неудачно. Кисходу 10-й ми- нуты хозяева проигрыва- ли – 0:2. Правда, Алексей Кулагин возродил интригу, сократив разрыв в счёте. Но во второй двадцатиминутке в воротах нашего голкипе- ра Дмитрия Шамыгина по- бывали ещё две шайбы. Всё, что удалось липчанам, это выиграть третийпериод бла- годаря точному броскуМак- симаКолесникова. 2:4 – вто- рое подряд поражение ХК «Липецк». Главный тренер нашей команды Виктор Семыкин на послематчевой пресс- конференции отметил орга- низованнуюигру соперника. — Очень жаль, что мы не смогли порадовать своих болельщиков ни в первом, ни во втором матче, — ска- зал Семыкин. — Играли против очень хорошей, бы- строй, цепкой и организо- ванной команды. Навер- ное, игры могли сложить- ся по-другому. Забей мы, играя «пять на три» мину- ту двадцать четыре секун- ды в первом матче, возмож- но, результат был бы дру- гим. Хотя следует признать, что в обеих встречах сопер- ник был быстрее нас. Пи- терцы вышли на лёд с бле- ском в глазах, с огромным желанием победить. Из тех команд, с которыми мы встречались в этом сезоне, ХК ВМФ — лучшая. Про- игрывать всегда неприят- но, вдвойне неприятно де- лать это дома. Я недоволен результатом и самой игрой, но хоккей есть хоккей, и по- беждает сильнейший на се- годняшний день. В нашем случае противник был от- кровенно сильнее. Остальные встречи тура завершились так: «Рысь» —«Дизель»—2:4, 2:3, «Хи- мик» — ТХК – 4:1, 0:6, ХК «Рязань» — «Крылья Сове- тов» — 3:0, 1:10, «Титан» —ХК «Саров» — 5:1, 1:3. Очередные матчи ХК «Липецк» проведёт на своём льду сегодняи завтра против ТХК (Тверь). Начало игр – в 18.30 и 17.00. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Каждый человек хотя бы однажды выбирал свой туристический маршрут.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz