Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
24 СЕНТЯБРЯ 2009 | № 184/23562/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Известному актеру исполнилось 75 лет Служебный роман Олега Басилашвили Тамара Мотаева, агентство «Столица», специально для «ЛГ» В свои 75 лет Олег Басилашвили невероят- но элегантен. Впрочем, как и все его знаменитые герои — управленец Самохвалов, пианист Громов, чиновник по особым поручениям граф Мерзляев. — У меня нет любимых ролей в кино, потому что каждая роль как ребе- нок, и одну выделить невозможно, — говорит сам Олег Басилашвили. —Но у меня есть люби- мые режиссеры… С одним из них — Эльда- ром Рязановым — у него даже состоялся «служеб- ный роман». А потом знаменитый режиссер дал любимому актеру одну страшную расписку, в которой обещал… Но об этом — чуть ниже. Фото на снегу — Впервые я увидел Олега в спектакле «Мо- льер», который поставил Сергей Юрский в БДТ, — рассказываетЭльдарРяза- нов. —Юрский играл Мо- льера, а Басилашвили — Людовика XIV, «короля- солнце». Играл блиста- тельно! После спектакля я зашел поздороваться с Юрским в гримуборную — она была у них с Баси- лашвили общая. Я сказал тогда Олегу: «Я не пони- маю, почему я не снимаю вас в своих картинах?» — «Я тоже этого не пони- маю»,—ответилОлег. Так началась наша дружба. Сразу после этого я при- гласил его вкартину«Иро- ния судьбы, или С легким паром» на роль Ипполи- та… Однако сыграть в ново- годнем кинохите Рязано- ва уБасилашвилине полу- чилось. — У Олега умер отец, — вспоминает Эльдар Ря- занов. — И следом — еще одна беда: умер актер БДТ ЕфимКопелян. В реперту- аре театра начались пере- становки, и Басилашвили оказался загружен под за- вязку. Мы снимали ново- годнюю историю ранней весной, и я понял: чтобы захватить «зимнюю нату- ру», придется снимать другого актера. И роль Ипполита блистательно сыграл Юрий Яковлев. Правда, в «Иронии судь- бы...» Олег Валерианович все-таки появляется в ма- леньком эпизоде. Случи- лось это так: когда Олега утвердили на роль Иппо- лита, его сразу же сфото- графировали для эпизода, где Лукашин выбрасыва- ет в окно фотографию Ип- полита, а Надя фото под- нимает. Мы отсняли этот эпизод с портретом Баси- лашвили! Мыже не знали, что его не будет в картине. И этот эпизод так и вошел в фильм. На общем плане ляпсуса не видно, но если увеличить изображение, то вы увидите прекрасно- го Басилашвили… Обаятельный мерзавец — Но я сохранил па- мять о Басилашвили и пригласил его в «Служеб- ный роман», — рассказы- вает далее Эльдар Ряза- нов. — Самохвалов — ба- ловень судьбы: он приехал из-за границы — такой импозантный, элегант- ный, у него везде свои люди. У него красавица жена…Но здесь важна сте- пень карикатурности об- раза. Олег—артист разно- сторонний. И в его испол- нении карикатурность ка- рьериста еле-еле заметна. Это говорит о том, что он — большой мастер. Дру- гой артист на его месте по- казал бы такого мерзавца, на лице которого было бы написано: «Я—негодяй». А Басилашвили показал мерзавца, которого не так просто раскусить. Та самая расписка Эльдар Рязанов хотел снимать любимого арти- ста и в следующей своей картине — «Гараж». Од- нако ленинградец Олег Басилашвили опять был привязан к театру и не смог сниматься в Москве. Зато следующая работа Рязанова начиналась именно с Басилашвили —роль графаМерзляева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» режис- сер писал для Олега Вале- риановича. Рязанов пред- ложил Басилашвили сы- грать влиятельного ин- тригана. Актер даже тог- да вшутку обиделся на ре- жиссера—мол, все время мне предлагаешь играть мерзавцев… —На премьере фильма «О бедном гусаре замолви- те слово» я расчувствовал- ся, — вспоминает Эльдар Рязанов. — По- смотрел, как хо- рошоиграетОлег, и взял да и напи- сал ему расписку, что буду снимать его в каждой кар- тине. Потом я за- думал «Вокзал для двоих». И помню, шел по коридору «Мос- фильма», а на- встречу мне Олег. Я ему говорю: « Т ы з н а е ш ь , Олег, боюсь, я предложу тебе одну работу в но- вой картине». А он заявляет: «А ты не бойся. У меня есть твоя расписка, и я точ- но знаю, что ты будешь снимать меня». Мы, ко- нечно, рассмея- лись… Во всех моих дальней- ших решениях не расписка имела силу, а талант Олега. Этот портрет Олега Басилашвили встречает гостей в фойе Большого драматического театра в Санкт-Петербурге. Олег Басилашвили в роли Князя К. в спектакле «Дядюшкинсон» (БДТ), приз—«Лучшаямужская роль»нафестивале«Золотаямаска»в2009году. Таким Эльдар Рязанов впервые увидел Олега Басилашвили (в ролиЛюдовика XIV в спектакле БДТ «Мольер»). Любовь с Гурченко В «Вокзале для двоих» актер блестяще сыграл пи- аниста Платона Громова, который готовится взять на себя винуженыиотпра- виться в тюрьму отбывать наказание. На вокзале он встречает официантку Веру. Ее сыграла неподра- жаемая Людмила Гурчен- ко. После говорили, что Гурченко и Басилашвили конфликтовали на пло- щадке. Ничего подобного! —Об Олеге Валериано- вичеямогу говорить беско- нечно, — рассказывает Людмила Марковна. — Именно так—об Олеге Ва- лериановиче. В фильме «Вокзалдлядвоих»мысы- грали любовь с большой буквы.Эточувствопришло к нашим героям впервые в жизни, а у каждого эта жизнь прошла непросто и ох как невесело. Сыграли большуюлюбовь, ана«ты» такине перешли!Меняна- всегда поразил такой ред- кий дар — уметь держать дистанцию и меняться, оставаясь самим собой. Как точно нас соединил Эльдар Рязанов! Мне так нужно было услышать от героя, которого игралОлег Валерианович: «Вера! Вы — прекрасны!» От Веры я скажу вам, Олег Валериа- нович: «Спасибо, дорогой! Мне таких слов никто ни- когда не говорил». Воланд Олег Басилашвили не только не боится играть негодяев и изменников, но даже роль предводителя темных сил Воланда в «Мастере иМаргарите» не смутила актера. — Когда люди говорят о какой-то мистике в их жизни, связанной с уча- стием в фильме «Мастер и Маргарита»: пленки ис- чезли, или что-то другое, —этопиар,—откровенни- чает Олег Валерианович. — Ведь гениальное произ- ведение Булгакова не свя- зано с библейской истори- ей. Михаил Афанасьевич заранее говорит, что Ие- шуа — не Иисус Христос, отец его не плотник, а си- риец. И Воланд — не сата- на, онпомогает творить до- бро, карая зло. Другое дело, что в фильме нельзя объять все, что написано в книге. Но мистики в этом нет. И я ничего не боялся. Единственное, что сделал, —так это, будучи в Киеве, пошел вКиево-Печерскую лавру, чтобы получить благословение на работу в фильме «Мастер и Марга- рита». Но дверь в восста- новленную церковь была закрыта. Пошел в другую — там тоже заперто… Тут ко мне подходит служи- тель храма и говорит: «А вы не хотите нашу новую церковь посмотреть?» — «Так она же закрыта» — «Ну пойдемте, посмо- трим». Мы подходим к этой закрытой двери, у ко- торой я уже стоял, — и вдруг она распахивается! Я посчитал это благим зна- ком. Чужой марафон Режиссер Георгий Да- нелия долго искал актера на роль талантливого, но бесхарактерного совре- менника, который мечет- ся между женой и любов- ницей, страдая сам и за- ставляя их страдать вме- сте с ним. — Андрей Бузыкин — человек, который боится сделать кому-то неприят- ное, который не может ни на что решиться, и от это- го всем становится только хуже, — рассказывает Ге- оргийДанелия.—ИБаси- лашвили в роли этого че- ловека я не представлял — он мне казался власт- ными уверенным в себе. И тут помог случай: как-то я подвез Олега на своей ма- шине — и вдруг увидел другого Басилашвили: кепка набок, улицу не мо- жет перейти, какой-то рас- терянный, в общем, самый настоящий Бузыкин… И он блестяще сыграл эту роль! Правда, когда мы озвучивали картину , очень расстраивался — во всех сценах нашгерой как бы не на первом плане: жена—Гундарева, любов- ница — Неелова, сокурс- ница — Волчек, сосед — Леонов, а Бузыкин — Ба- силашвили вроде бы в тени. А я ему говорил: «Олег, эти люди появи- лись и исчезли, а ты все время в кадре. Ведь первая линия все равно за тобой!» И, к счастью, он это потом увидел и уже не ревновал к другим актерам… Бузыкин стал именем нарицательным, «Осен- ний марафон» прозвали первым фильмом муж- ских ужасов, а на кинофе- стивале в Сан-Себастьяне он получил главный приз. Семья Во время работы над фильмом «Осенний мара- фон» у Олега Басилашви- ли была одна сложность. Он не понимал, почему его герой так мучается. А все потому, что сам Басилаш- вилиникогда не былнаме- сте Бузыкина. Вжизни он — верный муж и пример- ный семьянин. Познакомившись с красавицей журналист- кой Галиной Мшанской, Басилашвили не стал упу- скать случая. Он настой- чиво ухаживал за девуш- кой, вокруг которой всег- да была толпа поклонни- ков. Идобился ее располо- жения. Их дочери, Ольга и Ксения, пошли по сто- пам матери. Ольга работа- ет на петербургском теле- видении, а Ксения — на радио «Эхо Москвы». В этом году Ксения по- дарила родителям первую внучку. —Вмоейжизнипояви- лось новое существо, кото- рое что-то требует. Оно требует! Давай, давай! —с нежностью говорит Олег Басилашвили. — Ей уже восьмой месяц пошел. Мы сейчас всей семьей живем на даче под Петербургом. Я гуляю с внучкой, разго- вариваюс ней. Это счастье! * ставка действительна для вклада «Прибыльный» в долларах США и евро, на срок от 181 дня и до 270 дней. Остальные условия вклада «Прибыльный»: валюта вклада — рубли, доллары США, евро. Срок вклада от 91 дня до 1 года. Мин. сумма — 100 000 рублей, 5 000 долл. США/евро, без пополнения. %-ная ставка зависит от суммы и срока вклада: в рублях от 15,5% до 16,5% годовых, в долл. США/евро от 11,5% до 12,5% годовых. %% выплачиваются в конце срока путём присоединения к основной сумме вклада. При досрочном закрытии % выплачиваются по ставке вклада «До востребования». Налогообложение по вкладу производится в соответствии с действующим законодательством. Реклама ОАО «ПРБ» Генеральная лицензия Банка России № 1730. Подробную информацию можно получить по тел. (4742) 28-11-07 или на сайте www.prb.ru ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ И ИЗ АРХИВА БДТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz