Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

17 СЕНТЯБРЯ 2009 № 180/23558/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Тамара Мотаева, корреспондент агентства «Столица», специально для «Липецкой газеты» У Владимира Меньшова в этом году два юбилея: сам режиссер 17 сентября отмечает 70-летие, а его легендарному фильму «Москва слезам не верит» недавно исполнилось 30. Путь к успеху Это событие отмечалив столичномки- ноклубе «Эльдар». Собралось множество гостей, а именинниками были Владимир Меньшов и актрисы, сыгравшие главные роли: Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова… Когда под аплодисменты собравших- ся создатели фильма-юбиляра разрезали огромный торт в виде сталинской «вы- сотки», «хозяин» киноклуба Эльдар Ря- занов сказал: — Пусть ваша жизнь будет такой же прекрасной, как и судьба этого фильма! — До слез приятно слышать сегодня искренние слова в честь картины, — взволнованно произнес Владимир Мень- шов. — «Москва слезам не верит» попа- ла в какой-то нерв. Мое сердце и сердца всех ее создателей, оказалось, бьются в унисон с чем-то главным, важнейшим. Оно не описывается в словах, но присут- ствует в нашей жизни. И это мне очень дорого! Незадолго до этого юбилея нам уда- лось побеседовать с Владимиром Мень- шовым. Наверное, и приближение кру- глой даты, да и сами прожитые годы на- страивали собеседника на философский лад. —Мойжизненный опыт подсказыва- ет, что-то вроде судьбы в нашей жизни существует, — сказал Владимир Вален- тинович. —При том, что я человек нере- лигиозный, я чувствую, что есть какие-то высшие силы, они помогают. Но кому-то судьба—как попутный ветер в паруса, а кому-то — как встречный… Москва, которую молодой Меньшов полюбил с первого взгляда — сойдя с астраханскогопоезданаПавелецкомвок- зале, — не ответила ему сразу взаимно- стью. Ее пришлось завоевывать. — Улыбкой судьбы я считаю посту- пление во ВГИК именно на курс Михаи- ла Ромма, — говорит Владимир Мень- шов. Правда, чтобыпринять в своюмастер- скую Меньшова, Ромм был вынужден ввести новую форму обучения — аспи- рантуру при кафедре режиссуры. Первую его учебную работу —фильм к 50-летиюВГИКа—признали слишком крамольным. И решили уничтожить — смыть с пленки. — Это был какой-то чиновничий пе- репуг! — вспоминает Владимир Мень- шов. —А как бы этот фильм сейчас при- годился к нынешнему 90-летнему юби- лею ВГИКа! БитымМеньшов оказывался потомне раз. Ему доставалось и от кинокритиков, и от чиновников от культуры… А народ все его фильмы принимал с любовью. «Любовь и голуби» Первый же его фильм «Розыгрыш» принес Меньшову и народную любовь, и ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Известному актеру и режиссеру исполняется 70 лет Москва увидела слезы Меньшова Счастливая семья: Владимир Меньшов, Вера Алентова и маленькая Юля; тот самый «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит»; Владимир Меньшов с внуками Таисией и Андреем. ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА МЕНЬШОВЫХ успех. За картину о школьниках ему дали Государственную премию. Потом была «Москва слезам не верит», а следом за ней еще одна картина, получившая всенародное признание,—«Любовь и го- луби» с Александром Михайловым, Ни- ной Дорошиной и Людмилой Гурченко в главных ролях. Фильм снимали в Карелии. И это было чудесное дляМеньшова время: ведь он ребенком жил на русском Севере, от- куда отца потом перевели на работу в Астрахань. — Северяне — особые люди, — гово- рит Меньшов. — На Севере сохранилась русскость в чистом виде — особенно в те времена, когда я там рос. Это места, куда не дошли татаро-монголы, не смешались с нами. И когда мы снимали «Любовь и голуби»—мыдушой отдыхали. Все вспо- минают тот период, как волшебство какое-то. Япотом возвращался в тот дом, где живут герои фильма Кузякины. Это был настоящий дом, нам пришлось толь- ко деревянный настил во дворе постро- ить, как в сибирских домах. После нас тамчто-то сгорело, достраивалось, но дом таким родным и остался… Просто любовь С красавицей ВеройАлентовойМень- шов познакомился в школе-студии МХАТ. Завязался роман, о котором мно- гие их друзьяне догадывались. Вотноше- ниях Меньшова и Алентовой были и со- всем непростые моменты, когда супруги расходилисьижилиотдельно друг от дру- га. Но все эти испытания только укрепи- ли их любовь. — В 1989 году, когда отмечалось 10-летие фильма «Москва слезам не ве- рит», я пригласил Владимира Меньшова в передачу, ведущимкоторой я был, «Ка- мера смотрит в мир», — вспоминает журналист-международникИгорь Фесу- ненко. — Интервью записывали у меня дома. Помню, как Владимир Валентино- вич вошел, сел, он нервно так двигался. Спросил: «Увас есть телефон?». Яему дал телефон. И он позвонил жене: «Верочка, ты не волнуйся, все в порядке. Я у жур- налиста Фесуненко. Сейчас я поговорю и приеду». Положил трубку, сказал: «Все, як вашимуслугам». АкогдаМеньшов уе- хал, моя жена сказала мне горько: «Вот видишь, как человек любит свою жену. Вот так надо строить семейную жизнь!». Москва слезам не верит В руки Владимира Меньшова попал сценарий Валентина Черных о судьбах трех провинциалок. Он поначалу отнес- ся к такой истории скептически. Но по- том доработал текст, начал поиск акте- ров. Перепробовал, кажется, всех самых лучших: на роль Кати—Ирину Купчен- ко, Маргариту Терехову. На роль Гоши — и Виталия Соломина, и пробовался сам. —Когда ВладимирМеньшов предло- жил мне сыграть слесаря Гошу, я дал ав- томатически отказ—просто потому, что в то время не хотел больше сниматься в кино, —рассказывает Алексей Баталов. — В следующий наш разговор с Влади- миромВалентиновичем он сказал то, что мне сразу понравилось: «Физика же играл? Ирабочего играл? А здесь как раз все вместе!» Я посмотрел сценарий и по- нял, что там не требуется чистый проле- тарий, а нужен человек со сво- ими мыслями, с чувствами, с неправильными поступками. Такой рабочий выбивался из общих стандартов в советском кино… В результате чего мно- гие замечательные эпизоды были вырезаны из фильма, а те, что остались, подверглись критике. Например, тот, где я выпиваю — в плаще на голое тело… — У меня было полное от- чаяние: когда картина вышла на экраны, ее так ругали! — вспоминает Вера Алентова. — Имне было так горько не толь- ко за себя, но и за своего не- счастного мужа, который, мне казалось, совсем не достоин та- кого битья, которое ему устро- или!.. А когда в 1980 году Амери- канская академия киноискус- ства номинировала фильм «Москва слезам не верит» на премию «Оскар», Владимира Меньшова просто не пустили в США. —Уже после я узнал, что на меня писались доносы,—гово- рит Владимир Меньшов. — Я считался неблагонадежным и был невыездным… Когда картину объявили лучшим иностранным фильмом, за ста- туэткой «Оскара» вышел… чиновник из посольства СССР. Большие интриги и мелкие пакости чиновников и коллег режиссер вспоми- нает с иронией. В тот звездный год успех фильма «Москва слезам не верит» зат- мил все плохое. —Если «Розыгрыш» был популярен больше средимолодежи, то «Москва сле- зам не верит» — это запруженные пло- щади перед кинотеатрами, мешки пи- сем со словами восторга и благодарно- сти, —вспоминает Владимир Меньшов. —Все это создавало постоянное ощуще- ние праздника… В 1981 годуМеньшов второй раз стал лауреатом Государственной премии СССР. Счастливчик — Себя я чувствую счастливым, как правило, задним числом, — говорит Владимир Меньшов. — У меня такое было, когда я после долгих попыток был принят в театральное училище. И ког- да Ромм меня к себе взял. И после три- умфа фильма «Москва слезам не верит» — растянутое во времени счастье… И моя женитьба… Сам момент счастья — немного размазанный: ты боишься, что что-то сорвется, не случится. И только по прошествии лет понимаешь, что это была одна из счастливых минут в твоей жизни. Фильмов, где сыграл Меньшов- актер, намного больше, чем тех, кото- рые снял Меньшов-режиссер. Он и мар- шал Жуков в «Ликвидации», и предво- дитель светлых сил Гесер в «Дозорах» Тимура Бекмамбетова. А недавно Мень- шов снялся в фильме «О, счастливчик!», который еще не вышел на экраны — в нем он сыграл человека со сверхъесте- ственными способностями. — А вы можете назвать себя счаст- ливчиком? — спросили мы Владимира Валентиновича. — Да! — сказал режиссер. В его гла- зах показались слезы…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz