Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

“ № 169/23547/ 1 СЕНТЯБРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 2 хе мягко бормотало радио. В момент рекламы гром- кость усилилась, и все по- сетители салона прослуша- ли мини-поэму от магазина цветов, объясняющую пре- имущества хорошего бу- кета перед школьным ран- цем. «…Но цветы, хотя б три штучки, ты училке по- дари!» — радостно вос- кликнул в завершение не- видимый чтец, и в зеркаль- ном отражении я замети- ла, как сидевшая в сосед- нем с Гришей кресле дама болезненно поморщилась. Видимо, она как раз и была «училкой». Мне в своё время тоже довелось сеять «разумное, доброе, вечное». Тогда я, между прочим, совсем не понимала педагогов, пре- подававших в классах у своих собственных детей. Сейчас же, как представ- лю, что кто-то другой по- ведёт моего ребёнка даль- ше по пути познания мира, так ревность и просыпает- ся. Вспоминаю те мгнове- ния, когда вдруг что-то ме- нялось в атмосфере клас- са, простое занятие пре- вращалось в нечто особен- ное, урок начинал звучать, лететь, и думаю — а будет ли так у моего сына? Кем будут те люди, у которых он одиннадцать лет будет учиться, под чьим влияни- ем он будет взрослеть? Что ж я — не доверяю своим бывшим коллегам? Вроде доверяю. Достоверно знаю, что хороших учителей на- много больше, чем других. И не уезжает мой Григорий за тридевять земель, каж- дый день будет возвращать- ся домой — вот, пожалуй- ста, воспитывай, учи, как сама хочешь. В чём же про- блема? Кстати, в дни букетного жертвоприношения я ста- ралась всё это благоухаю- щее добро оставить в шко- ле: ехать первого сентября в переполненном троллей- бусе через полгорода с во- рохом хризантем, роз, гла- диолусов — по меньшей мере, неловко. Да и не хо- телось услышать за спи- ной обидное «училка». Тем не менее к Ольге Валенти- новне, своей первой учи- тельнице, с пустыми рука- ми Гриша идти не должен. «Ой, ну что вы сразу про учительницу! Ей этот букет меньше всего нужен. Глав- ное, чтобы он ребёнка ва- шего порадовал», — такой неожиданно мудрый со- вет я услышала в магазине цветов от девушки, прини- мавшей заказ. И вот теперь в руках у Григория яркая конструкция из жёлтых и оранжевых гербер, какой- то пушистой травки и цвет- ных карандашей. Он се- рьёзен и, как кажется, со- вершенно спокоен. Вот его тёплая ладошка уже вы- скользнула из моей ладо- ни: он и ещё несколько де- сятков первоклашек стро- ятся на линейку. В фигур- ках в тёмных, строгих ко- стюмах есть что-то незна- комое, непривычное, почти взрослое. В этом-то всё и дело. Наши малыши выросли. И школьная ступенька — пер- вая из тех, что уводят их всё дальше от детства. Но не от нас. Просто нам, родите- лям, теперь нужно тоже не- множечко подрасти. Софья ВОБЛИКОВА Цветы для первоклашки Свой первый в жизни День знаний я встречала в… больнице. И моё коричне- вое шерстяное платьице с белым фартучком провисе- ло в шкафу нетронутым до конца месяца. Глядя на него, мои родные, понят- ное дело, впадали в печаль и уныние. Сегодня уже я поведу своего сына в школу. В пер- вый раз. Наследник мой, слава Богу, бодр и, судя по тому, как он зычно, по- мужски вопрошал с утра на всю квартиру о место- нахождении его носков, — очень даже здоров. Только отчего-то мне хочется поса- дить его, упирающегося, к себе на колени, прижать — крепко-крепко — и… Ведь не на фронт же его прово- жаю? Побродив по вирту- альным полям Интерне- та, можно понять, что одно из основных чувств, владе- ющих родителями перво- классников, — страх. Раз- нообразные порталы напе- ребой успокаивают папаш и мамаш, дают кучу полез- ных советов. Иные наход- чивые специалисты пред- лагают даже купить спе- циальные курсы и тренин- ги по сходной цене, призы- вая не отпускать ребёнка в первый класс, пока «вы не прочитаете ЭТО». Атмос- фера, в общем, боевая. Но я не боюсь возможных труд- ностей с учёбой, проблем в отношениях с учителями и тому подобного. Я ревную. Впервые это прояви- лось, когда мы с сыном ещё только выбирали ему школьный костюм. На пу- фике в примерочной сирот- ливо сбились в комок «га- вайская» рубашка, хули- ганские бриджи с вытерты- ми коленями. А над этим, на вешалке солидно развер- нули плечи несколько пид- жаков. В один из них ре- бёнок уже облачился. Вид худенькой шейки, торча- щей из строгого белого во- ротничка, подпёртого гал- стуком, вызвал лёгкое по- щипывание у переносицы. Изображение на секунду расплылось. Когда же всё пришло в норму, стало оче- видным, что сам Григорий собой, костюмом и галсту- ком весьма доволен и для пущей красоты хотел даже выпустить последний по- верх пиджака. В кресле парикмахера он тоже не выглядел удру- чённым. Вёл весьма свет- скую беседу с мастером о предстоящих переменах в его жизни. В густом от жужжания фенов, запа- хов шампуня и лака возду- Точка зрения обозревателя Анастасия Демчева Десятки велосипедистов пронеслись по улицам Долгоруково. Развеваю- щиеся флаги, лучезарные улыбки, азартный блеск в глазах участников вело- пробега. И это несмотря на то, что в колонне было немало людей отнюдь не молодых. Велопробег — часть культурно-развлекательной программы празднования Дня Долгоруковского рай- она, отметившего в минув- шую субботу 81-й год рож- дения. Словом, до ста еще далеко. Для района совсем молодой возраст. По традиции централь- ным событием стало откры- тие Доски трудовой славы. Почетная галерея портре- тов людей, внесших замет- ный вклад в развитие родно- го края, обновилась. Среди героев—оператормашинно- го доенияАФ«Свишенская» Нина Копаева, в прошлом бригадир СХПК «Заря», а ныне победитель областно- го конкурса среди индивиду- альных предпринимателей в номинации «Лучший фер- мер» Юрий Карташов, врач- педиатр МУЗ «Долгоруков- КРАЙ РОДНОЙ | И труд , и песня Первые сто лет — не возраст скаяЦРБ»ВераАнищенко… Звание «Почетный граж- данинДолгоруковского рай- она» присвоено председате- люобластного совета ветера- нов Леониду Рощупкину. В 70-х годах Леонид Никифо- рович возглавлял штаб по выполнению «двухлетки» механизации животновод- ческих ферм и «трехлетки» по строительствукультурно- бытовых объектов в райо- не и многого добился в этой работе... Во всех уголках цен- тральной площади Долго- руково в день рождения рай- онакипелажизнь. Выставка народных ремесел с резьбой по дереву, вышитыми кар- тинами, плетеными кор- зинами, привезенными из сел Стрелец, Братовщина, Меньшой Колодезь, где бе- режно хранятся секретыма- стеров народного творчества и ремесла, с отменными ла- комствами долгоруковских хозяюшек. Праздник «Окрошки» собрал массу ценителей ста- ринного напитка. Опре- Гостей встречали хлебом-солью. В шахтерском поселке Сырский Рудник на окраи- не Липецка традиционно два праздника сводят воедино. Вот и в минувшие выходные здесьширокоотметили иДень поселка, иДеньшахтера. Жителям предложили много интересного. Любители футбола на- блюдали за состязаниями учащихсяшкол№6 и№23. На улице Базарной в рам- ках конкурса социальных проектов открылась детская игровая площадка. Муни- ципальный грант достал- ся руководителю местного предприятия «Агросервис» ИвануЧернышову. Немало, впрочем, сделал для Сыр- ского и директор управля- ющей компании «Сырская» Николай Дергунов, также отмеченный на празднике. А на площади перед ДК «Рудничный» чествовали тех, кто отличился в благо- устройстве. Главный приз — сертификат на бесплатное получение цветочной расса- ды в МУ «Зеленхоз» — вру- чен обитателям домов№5 по улице Монтажников и № 17 по переулку Речному. Они очень стараются, чтобы по- селоксталуютнееикрасивее. Завершился праздник концертом, вечерней диско- текой и фейерверком. А В ЭТО ВРЕМЯ… Праздник в шахтерском поселке X Окончание. Нало на 1-й стр. Е. РЕВЕНКО: То есть это общее поступление? Д. МЕДВЕДЕВ: Это кон- солидированные расходына систему образования. Это, конечно, беспрецедентная сумма, если сравнивать та- кого рода расходы с ситуа- цией в 90-е годы. Это не зна- чит, что мы закрыли все во- просы. Но, в любом случае, в системе образования есть деньги и есть желание эти деньги правильным обра- зом расходовать. Поэтому я считаю, что мынаходимся в такой промежуточной фазе, мы уже не на самом дне, но нам еще очень многое пред- стоит сделать для того, что- бы создать современную си- стему образования. Е. РЕВЕНКО: Сейчас больше всего, пожалуй, го- ворят о ЕГЭ — о Едином госэкзамене. Теперь в вуз из школы можно поступить только после сдачиЕГЭ. Как я понимаю, главная, гене- ральная идея — это урав- нять возможности абитури- ентов из крупных городов и из глубинки. Получилось, Дмитрий Анатольевич? Д. МЕДВЕДЕВ: Вы знае- те, я сейчас представил себя на месте тех, кто поступал в университеты и высшие учебные заведения в этом году, я им завидую. Е.РЕВЕНКО: Завидуете? Д. МЕДВЕДЕВ: Зави- дую. Объясню почему. По- тому что когда я поступал, наверное, и когда вы посту- пали в университет, в выс- шее учебное заведение, у нас был довольно серьез- ный стресс, как принято го- ворить, мандраж перед эк- заменами. Мало того, что в школе отсдавался, так еще и нужно прийти в высшее учебное заведение и сдать эк- замены там, а там масса не- определенностей, масса са- мых разныхфакторов и про- сто обычное волнение перед экзаменом, и потом, давай- те не будем закрывать глаза на то, что было совсемнедав- но имного лет назад, когда я поступал. Блатные, те, кто поступают по звонкам и за деньги. И они создавали си- туацию, когда, по сути, они оттирали часть хорошо под- готовленных ребят, потому что они же, естественно, за- бирали на себя часть мест. В нынешних условиях все-таки очень многое за- висит от самого ученика, от самого абитуриента. Как бы ни критиковали, допустим, нынешнюю систему Еди- ного госэкзамена, она не- идеальна, она работает со- всем немного и, естествен- но, еще нуждается в совер- шенствовании, но все-таки эта система: а) направлена против коррупции; б) делает сампроцесс сда- чи гораздо более прозрач- ным; и в-третьих, эта систе- ма уравнивает тех, кто учит- ся в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столич- ных городах. Уже в этом ее большое прогрессивное значение. Есть, конечно, и опреде- ленные сложности, заклю- чающиеся в том, что люди подают заявления в разные институты, в разные уни- верситеты, причем некото- рые подают их десятками, и так далее. Е. РЕВЕНКО: Дмитрий Анатольевич, появился даже такой термин — «об- разовательный туризм». Представляете, это десятки [вузов] человек успевал обе- жать. И получались какие- то гигантские очереди и не- разбериха. Д. МЕДВЕДЕВ: Вы знае- те, это, конечно, издержки. Я думаю, что с этим мож- но справиться. Во-первых, люди не очень верили, от- кровенно скажем, что в уни- верситет можно поступить без экзаменов, вступитель- ных экзаменов, только на основе ЕГЭ, потому что под- спудно сидело ощущение, что в какой-то момент госу- дарство примет другое реше- ние и заставит сдавать экза- мены. Это первое. И второе. Действитель- но, было желание обежать все и вся. Я думаю, что здесь можно поставить аккурат- ный барьер. Я дам поруче- ние нашему Министерству образованияопределить, мо- жет быть, предельное коли- чество высших учебных за- ведений, куда можно пода- вать заявления, будет это пять или десять, но вот про- сто, чтобыздесь какой-то ба- рьер присутствовал. Но в це- лом это все равно побужда- ет к такому активному по- иску. Я считаю, что это не очень плохо. И, наконец, самое глав- ное, мы же знаем, что да- леко не все, кто поступа- ет, в конечном счете способ- ны учиться. Поэтому это-то как раз и есть главный тест —неважно, в какой универ- ситет ты поступил, самое главное — в нем удержать- ся. Помните, как раньше го- ворили?Сдалпервуюсессию —уже все, прописался, стал нормальным студентом. Вот и сейчас будет то же самое, только в еще более серьез- ном масштабе. Е. РЕВЕНКО: Ну а вот еще одна проблема, напри- мер: достаточно большое ко- личество льготников, вдруг появились десятки тысяч, об этом писали, липовых справок о льготах, также по- бедители каких-то различ- ных олимпиад. Там, шутка ли дело, 13 тысяч человек. Д. МЕДВЕДЕВ: Да, с этим нужно разобраться. Липовые справки—это дело подсудное, как, опять же, говорят в народе. Поэтому нужно просто с привлече- нием правоохранительных органов посмотреть, кто и чего предъявлял, и дать по рукам. Тот, кто притащил такую справку, тот должен быть отчислен. А тот, кто выдавал, допустим, справ- ку без основания, должен быть привлечен к ответ- ственности. Чтоже касается олимпи- ад, то это дело более слож- ное, и здесь это в значитель- ной мере ответственность самих ректоров и регионов. Если они проводят олимпи- ады, будьте добры, проводи- те их на нормальномуровне, потому что у нас, действи- тельно, далеко не все олим- пиады показывают самый высокий уровень. Но, с другой стороны, то, что у нас их много, само по себе это неплохо. Это все- такизаставляетнашихдетей принимать участие в таких соревнованиях. Нужно про- сто провести жесткую гра- дацию, какая олимпиада на что дает право. И вот в этом случае это будет работать. Е. РЕВЕНКО: Но может ли, действительно, цеховая олимпиада, например, если так можно выразиться, рас- пространяться как льгота на поступление в любой вуз? Д. МЕДВЕДЕВ: Вот это абсолютно правильно. Я ду- маю, что, может быть, не всякая олимпиада должна давать карт-бланш на по- ступление в любой вуз. Но в тоже время есть олимпиады такого уровня, которые уже так давно себя хорошо заре- комендовали, что участие в них предопределяет самый высокий уровень подготов- ки абитуриента, самый вы- сокий уровень подготовки школьника. Но еще раз по- вторяю, это вопрос саморе- гуляции, ректоры должны здесь встретиться и в рам- ках своего союза принять решение, какая олимпиада на что дает право, а мы по- сле этого утвердим это соот- ветствующими актамиПра- вительства. Е. РЕВЕНКО: То есть, если я правильно понимаю, новая система ЕГЭ, она все- таки еще новая, она будет еще корректироваться? Д.МЕДВЕДЕВ:Конечно, она будет корректировать- ся, но в целом я, возвраща- ясь к тому вопросу, который вы задали, отвечу достаточ- но оптимистично: я считаю, что эта система показала свои лучшие черты. И если мы обратимся к такой упря- мой вещи, как статистика, хотя в нее не все верят, тем не менее у нас практически все абитуриенты, кто посту- пал в высшие учебные заве- дения, считают эту систему хорошей и справедливой. И 70 процентов их родителей. Это немало. Ну, посмотрим. Е. РЕВЕНКО: Это оправ- данное испытание для моло- дых людей, ЕГЭ? Д. МЕДВЕДЕВ: Конеч- но, оправданное. Я считаю, что каждый человек должен проходить в своей жизни какие-то испытания, ина- че он не сформируется как личность, он не сможет про- демонстрировать свои луч- шие качества. Поэтому и финальный ЕГЭ, и те госу- дарственные экзамены, ко- торые проходят до того, они формируют характер. Ясчи- таю, что это правильно. Е. РЕВЕНКО: Дмитрий Анатольевич, а что с си- стемой профессионального технического образования, ПТУ? Это почти уже на са- мом деле забытая аббреви- атура. Эта система будет жить, как-то развиваться, или она тихо как-то умрет, исчезнет? Д. МЕДВЕДЕВ: Среднее специальное образование нужно обязательно, пото- му что мы нуждаемся в вы- сококвалифицированных рабочих, в тех, кто связал свою жизнь с нормальным производительным трудом. Но образование это долж- но быть современным, пол- ноценным, на базе действи- тельно хороших, функцио- нальных средних учебных заведений. Туданужно день- ги вкладывать. Мыкогда-то этим занимались и в рамках нацпроекта и договорились тогда о том, что будем фи- нансировать средние специ- альные учебные заведения, те же самые ПТУ, в пропор- циях: часть—федеральный бюджет, часть — регионы. Получилось очень неплохо, особенно когда мы добави- ли туда еще третью состав- ляющую: бизнес тоже дол- жен вкладывать туда день- ги. Потому что именно для бизнеса это как раз, может быть, самое важное. Ия счи- таю, что даже процесс при- обретениявот таких средних учебных заведений крупны- ми бизнес-структурами или их соучастие в финансиро- вании — это вполне пози- тивный процесс. Если, до- пустим, среднее специаль- ное учебное заведение, про- фессиональное учебное заве- дение существует при круп- ном комбинате, ничего в этом плохого нет. Оно гото- вит для себя кадры. И я по- сещал такие учебные заве- дения. Они очень хорошего уровня. Внекоторых из них, хотя это совершенно непра- вильно, учатся даже люди с высшим образованием. Е. РЕВЕНКО: Но, как я понимаю, модернизация, о чем говорили вначале, без качественного образования вряд ли возможна? Д. МЕДВЕДЕВ: Но это очевидно абсолютно. У нас здесь неплохие шансы. Не нужно «посы- пать голову пеплом», счи- тать, что у нас в 90-е годывсе развалилось. И сейчас есть финансовые трудности. Мы все-таки костяк образова- тельнойсистемысохранили. Вы знаете, когда я раз- говариваю с иностранными коллегами, они все абсолют- но говорят: «Да, у вас много проблем; у вас в экономике есть свои сложности; у вас производственная база уста- рела. Но у вас какое образо- вание! Вамобязательнонуж- но все это сохранить». Е. РЕВЕНКО: Дмитрий Анатольевич, ну а теперь о самом высшем образовании. По вашей оценке, как здесь обстоят дела? Я имею в виду и количество вузов, и качество образования, и коммерциализацию в этой сфере. Д. МЕДВЕДЕВ: Выска- жу свой взгляд на этот во- прос, это не только взгляд Президента, но и взгляд че- ловека, который достаточно долгое время учился, потом преподавал. Я считаю, что у нас такая система высше- го образования, которая на- ходится в движении, ска- жем так аккуратно. Если в 60-е годы у нас было около 500, наверное, высших учеб- ных заведений, то сейчас их значительно больше, под две тысячи. Очемэто говорит?О том, что, во-первых, появи- лись новые частные учебные заведения, и, во-вторых, о том, что пока мы еще не соз- дали оптимальной системы, которая должна быть соз- дана в ближайшие, может быть, несколько десятков лет, если серьезно говорить. Это первое. Второе. Далеко не во всех высших учебных за- ведениях одинаковое каче- ство образования. Если за такие традиционные госу- дарственные учебные заве- дения, вузы я уверен, не- смотря на сложности, кото- рые существуют всегда, то за некоторые частные учеб- ные заведения я бы не пору- чился. И если в 90-е годы на работу принимали челове- ка просто по «корочке», вот написано там: красный ди- плом, специальность, допу- стим, та же самая юриспру- денция, однипятерки стоят, ну и, пожалуйста, вперед. Е. РЕВЕНКО: Совершен- но верно, обязаны принять, да? Д. МЕДВЕДЕВ: Не толь- ко обязаны принять, они к этому довольно спокойно от- носились, потому что была вера в то, что любое учебное заведение, которое называ- ется университет, дает хоть какой-то базовый набор зна- ний, то сейчас все уже разо- брались: важно не то, что на- писано, а что человек полу- чил в университете. Поэто- му я считаю, что нельзя си- туацию напрягать и форси- ровать, искусственным об- разом ликвидировать, до- пустим, эти учебные заведе- ния, которые не вполне гото- вы к тому, чтобы давать об- разование. Но какая-то ре- организация должна проис- ходить, и естественным пу- тем слабые учебные заведе- ния должны присоединять- ся к сильным учебным заве- дениям, и это, в общем, нор- мальный, абсолютно пози- тивныйпроцесс. Кстати ска- зать, мы использовали та- кого рода прием и при соз- дании новых образователь- ных центров, когда к более сильным университетам присоединялись вузы, где, может быть, более сложная ситуация. Бытует мнение, что у нас самое большое в мире коли- чество студентов. Это не со- всем так. Есть ряд наших соседей, где плотность сту- дентов значительно выше, чем у нас, хотя мы кое-кого и опережаем. Например, Со- единенныеШтатыАмерики имеют меньше студентов, чем мы, если рассчитывать исходя из пропорции на 10 тысяч населения. Е. РЕВЕНКО: Ну а что касается окружных универ- ситетов, вы, еще будучи в Правительстве, сами кури- ровали эту идею. Как здесь обстоят дела, идет ли стро- ительство, готовятся ли ка- дры, как идет оснащение? Д. МЕДВЕДЕВ: Да, там на самом деле кое-что уда- лось сделать, это действи- тельно была часть нацио- нального проекта. Мы со- здали два крупных окруж- ных университета: Сибир- ский и Южный. Они гото- вят сейчас кадры. У них в целом, несмотря на трудно- сти, многое уже получается. Мы дали туда довольно зна- чительное финансирование. Сейчас они занимаются со- зданием как бы новых кон- туров университета, занима- ются созданием таких кам- пусов, где будет проходить и учеба, и отдых, и так далее. Но самое главное, что мы все-таки постарались улуч- шить само качество обра- зования. Потому что смысл был в чем? Конечно, важно, где учится студент. Но еще важнее, кто его учит. Поэ- тому мы старались собрать там наиболее сильных про- фессоров, старались сделать так, чтобы возникла так на- зываемая образовательная мобильность, чтобы лекции приезжали читать из других высших учебных заведений, по-хорошему, и из-за грани- цы тоже. И вот здесь в це- лом, я считаю, кое-что уда- лось. Это неплохой пример. Сейчас мы его развиваем. Помимо вот этих федераль- ных университетов созда- ются национальные иссле- довательские университе- ты, которые, прежде всего, направлены на инновации, на то, чтобы создавать но- вые технологии, изобрете- ния, делать открытия. И на это предусмотрены деньги в нашем бюджете. Е. РЕВЕНКО: Еще о деньгах и образовании. Со- всем недавно по вашей ини- циативе был принят закон о малых предприятиях при вузах. Какие ожидания с этим связаны? Смогут ли вузы зарабатывать сами? Д. МЕДВЕДЕВ: Я наде- юсь, что смогут. Этот закон давался не без труда. Мне даже пришлось власть упо- требить для того, чтобы его быстро приняли. Поэтому я надеюсь, чтоуже осеньюнач- нется создание такого рода специальных предприятий при вузах. Для этого теперь есть вся нормативная база. Я полагаю, что в общем тудаможет быть трудоустро- ено до 30 тысяч новых вы- пускников, то есть тех, кто оканчивает высшие учеб- ные заведения.Может быть, не сразу. Но, самое главное, у этих предприятий долж- ны появиться возможности для того, чтобы зарабаты- вать деньги. При этом чело- век не выбывает из самого учебного заведения. Он мо- жет продолжить свою науч- ную карьеру. Здесь нужно будет, конечно, следить за порядком, но идея мне ка- жется весьма и весьма благо- приятной. Посмотрим, что получится. Е. РЕВЕНКО: Дмитрий Анатольевич, в своем пер- вом Послании вы сказали, что система образования влияет не только на лич- ность — формирует сам об- раз жизни народа, передает новым поколениям ценно- сти нации. Вот в таком слу- чае особая роль появляется в преподаваниии в развитии такой науки, как история. А у нас, как известно, взгляд на историю часто менялся. Что у нас сейчас с историей? Д.МЕДВЕДЕВ:Чтокаса- ется преподавания истории, действительно было очень много нареканий, особен- но в 90-е годы, но и сейчас все-таки вопросы задаются. С чем это связано? Есть аб- солютно объективные тому причины. Мы когда-то учи- лись по учебникам истории, которые были утверждены определеннымобразом, про- ходили жесткую идеологи- ческую обкатку, утвержда- лись, что называется, на са- мом верху и давали некие целостные представления о том, что было в прежней жизни, что было в истории России, да и всегомира. Сей- час учебников много, и от этого в какой-то момент за- кружилась голова, возник- ло ощущение того, что исто- рия смотрится абсолютно по-разному. Это объектив- ная часть. Есть и субъективная. Она заключается в том, что далеко не все новые учебни- ки истории, которые, допу- стим, были созданы, оказа- лись равного качества. Про- сто разные люди их писали, с разными возможностями, разными, извините, способ- ностями и разными пред- ставлениями. Зачастую это были учебники, если хоти- те, написанные назло: «Вот был такой взгляд на исто- рию, а на самом деле исто- рия была другой, и я вам ее расскажу». Это плохо, потому что в голове у школьников в результате этого возник- ла каша. Я считаю, что мы должны в этом вопросе на- вести порядок. Для этого решения, в общем-то, при- няты. Сейчас такого рода учебники проходят эксперт- ную оценку, причем это не экспертиза одного ученого, пусть даже самого выдаю- щегося, а экспертиза круп- ных научных центров, та- ких, как Академия наук. И только после этого этот учеб- ник или учебное пособие мо- жет быть рекомендовано для использования в школе. Ну а то, что в школе можно ис- пользовать разные учебни- ки, я считаю, в конечном счете это неплохо, но это и создает особую ответствен- ность для преподавателя истории за то, какой учеб- ник он выберет и рекомен- дует для изучения нашим маленьким гражданам, на- шим детям. Вопрос скорее в том, что- бы абсолютно очевидные вещи все-таки одинаково толковались в этих учебни- ках. Нельзя называть чер- ное белым. Нельзя назы- вать, допустим, агрессором того, кто оборонялся. Нужен качественный рывок Николай Рощупкин О борьбе с безработицей в условиях финансового кризиса говорил вчера с журналистами в пресс- центре администрации Липецка директор город- ского Центра занятости населения Вячеслав Фролов. Ситуация непростая. Только в нынешнем году 180 предприятий областно- го центра уведомили служ- бу занятости о вынужден- ном сокращении рабочих и специалистов. Об увольне- нии были предупреждены около 4400 человек. Более тысячи сотрудников фирм переведенына неполный ра- бочий день. Многие отправ- лены в отпуска без сохране- ния заработка. И все-таки, по словам Вячеслава Фролова, уро- вень безработицы в Липец- ке остается невысоким. Он не превышает 1,27 процента трудоспособного населения. При этом напряженность на рынке труда составляет 1,1 человека на одну вакансию. НаучетевгородскомЦен- тре занятости стоят 3154 без- работных. 67 процентов из них — женщины. Каждый третий — молодой человек до30лет.Лицапредпенсион- ного возраста составляют 11 процентов. 64 процента без- работных—люди с высшим и средним профессиональ- ным образованием. Вместе с тем заметно снизился уро- вень «хронической» безрабо- тицы, когда нуждающиеся МЕСТНОЕ ВРЕМЯ | Кризис и занятость Как помочь безработному ищут места более года. Центр формирует банк вакансий. Сегодня в нем 3700 мест. Как заметил его директор, наиболее востре- бованы квалифицированные медработники, воспитатели детсадов, педагоги дошколь- ного образования, военно- служащие по контракту, ми- лиционеры, дворники, убор- щицы, санитарки, почтальо- ны. Возросла потребность в водителях, слесарях, га- зоэлектросварщиках, ка- менщиках, электромонте- рах. Согласно городскойпро- грамме антикризисных мер по поддержке занятости на- селенияведетсяорганизация общественных работ, людям оказывается содействие в от- крытиисобственногобизнеса и переобучении. Так, в этом году в общественных рабо- тах было занято около тыся- чи человек. Они трудились или трудятся в учреждени- ях дошкольного образова- ния, физкультуры и спорта, здравоохранения, в системе ЖКХ, подразделениях де- партаментакультурыисоци- альной защиты, на предпри- ятиях пассажирского транс- порта. 2,34 миллиона ру- блей выделено безработным для организации собствен- ного дела. Таких отважных набралось 65 человек. —В условиях спада про- изводства, но для сохране- ния кадрового потенциала предприятий Центр орга- низует опережающее пере- обучение работников, нахо- дящихся под угрозой уволь- нения, — заключил Вячес- лавФролов.—Намечено пе- реобучить 1259 человек, за- траты составят 5,7 миллио- на рублей. делить, какой же вкуснее — «Красный» или «Яблоч- ный», «Медовый» или «Рус- ский», — было непросто. А на сцене — свой кон- курс. За звание «Краса Дол- горуково» боролись пять очаровательных претен- денток. Знания по истории родного края девушки про- демонстрировали не менее успешно, чем угощение зри- телей и членов жюри аро- матной домашней выпеч- кой или исполнение восточ- ных танцев и трогательных песен о любви. А корона до- сталась Олесе Боевой. Еще один конкурс — «Две звезды», чью идею устроители позаимствова- ли у ТВ. Работали аттрак- ционы, выступали самоде- ятельные артисты, бойко торговали потребкоопера- торы и частные предприни- матели, гремела музыка на танцевальной площадке. И эффектная точка в конце — фейерверк. ФОТО ВИКТОРА САМОХИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz