Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Былое Ведущий рубрики Исаак РОЗЕНФЕЛЬД Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и «Липецкой газеты» Алена Алексеева «Иду я, значит, по Дво- рянской», считайте, вслед за Барыбой замятинским. «Липовая аллея, жужжа- нье пчел». Так и «Бары- ба, очумелый, шатался по городу, присаживаясь на всех лавочках Дворянской. Что ж теперь дальше-то, а? Что ж теперь? Куда?» Ну, лично мне все туда же — по маршрутам глав- ного героя повести Евгения Замятина «Уездное». Ан- фим Барыба отправился в путь по улицам Лебедяни век назад, видимо, в тот са- мый день, когда автор начал о нем писать. Лебедянский колорит в этой повести так ярко вы- ражен, что родной Замяти- ну город очень легко узнать и сегодня, тем более что он не так уж сильно изме- нился. Бывшая Дворян- ская — сегодня Советская, но это по-прежнему глав- ная улица города… Прой- дем вниз по Дворянской, к Ново-Казанскому собору, вокруг которого распласта- лась базарная площадь, со- хранившаяся здесь с дав- них времен. Как выгнал неуча Ан- фимку отец, так он, «не- слух, заворотень», и стал до- бывать себе пропитание на базаре. «…Шнырял он меж- ду поднятых кверху белых оглобель, жующих овес ло- шадей, без устали молотя- щих языком баб…» «Утром, в веселый ба- зарный день, перед остро- гом, перед местами присут- ственными — визг поросят, пыль, солнце; запах от возов с яблоками и лошадей; спу- танный, облепленный ба- зарным гамомколокольный звон—где-то идет крестный ход, просят дождя». А острог — вот он. По улице Мира дойдём к пло- щади Ленина, пересечём её и увидим: на высоком бе- регу Дона стоит серое ста- рое здание присутствен- ных мест и тюремного зам- ка. Там сейчас размеща- ются учебные кабинеты торгово-экономического техникума… С начала XIХ века на этой торговой Сен- ной площади, где стояли каменная соборная церковь Казанской Иконы Божьей Матери и красивый Хри- сторождественский храм, Ольга Красникова Продолжаем знакомить читателей с улицами областного центра: Комарова Владимира Михайловича, расположена в селе Сселки. Комаров В.М. (1927 — 1967), космонавт, дважды Герой Советского Союза, погибший при завер- шении программыполета на корабле «Союз-1». Коммунальная, находит- ся в центре города, в Совет- ском районе. Коммунальная площадь, прежнее название Троицкая площадь (до 16 ноября 1918 года), расположена в центре города. Коммунистическая, пре- жде улица Маленкова (с 28 сентября 1950 года до 20 ав- густа 1957 года), расположе- на в районе в районе ЛТЗ. Комсомольская, прежде улица Советская (до 25-26 января 1936 года), располо- жена в бывшем селе Дикое. Комсомольская, нахо- дится в поселке Дачный. Комсомольский проезд, находится в бывшем селе Дикое. Кондарева Семена Алек- сеевича, прежде улица На- родная, а раньше до 18 ноя- бря 1966 года — Кедровая, расположена в районе ЛТЗ. Кондарев С.А. — уроженец города Ельца, в годы Вели- кой Отечественной войны был разведчиком, неодно- кратно переходил линию фронта. При выполнении бо- евого заданиявфеврале 1942 года он вместе с В. Огневым иК.Шаталовой был схвачен и после пыток казнен. Конечная, находится в районе кольца Трубного за- вода. Константиновой Ксении Семеновны площадь, распо- ложена в Правобережном районе, территория парка жилого района «Сокол». Прежде улица Клубная (до 23 апреля 1965 года). Кооперативная, ранее улицаим.8Марта, затемули- ца Рябинина (с 25-26 января 1936 года до 7 сентября 1937 ПРОГУЛКИ ПО ЛИПЕЦКУ | Табличка на вашем доме На улице Космонавтов... года), расположена на терри- тории бывшего села Дикое. Коперника Николая пе- реулок, расположен в райо- не завода «Свободный со- кол». Н. Коперник (1473 — 1543)—польский астроном, создатель гелиоцентриче- ской системы мира. Короленко Владимира Галактионовича, прежде улица 4-я Пятилетка (до 21 мая 1965 года), расположе- на в бывшем селе Студенки, в районе Студеновского ка- рьера. Короленко В. Г. (1853 — 1921) — выдающийся русский писатель и обще- ственный деятель. Космический переулок, расположен в районе завода «Свободный сокол». Космодемьянской Зои Анатольевны расположена в Левобережном районе го- рода. Космодемьянская З.А. (1923 — 1941) — героиня- партизанка, казненная не- мецкими оккупантами. Космонавтов, находится в центре города, в Советском районе. Космонавтов, располо- жена в селе Сселки. Космонавтов, находится в селе Желтые Пески. Космонавтов площадь (с 10 апреля 1968 года), нахо- дится перед областным ДК. Костенко Федора Яков- левича переулок, располо- жен в центре города, парал- лельно улице Фрунзе. До 1959 года это была Комсо- мольская площадь. Костен- ко Ф.Я. (1896 — 1942), генерал-лейтенант, в период Елецкой наступательной операции возглавлял опера- тивную группу войск, осво- бодившую Елец и еще 400 населенных пунктов. Котовского Григория Ивановича, прежде улица Тухачевского (с 25-26 янва- ря1936 года до 11июня1937 года) и улицаКарлаМаркса, расположена в бывшем селе Дикое. Котовский Г.И. (1881 — 1925) —известный советский военачальник пе- риода Гражданской войны. Коцаря Сергея Леонидо- вича в новом 29 микрорайо- не города Липецка, пройдет между улицами Свиридова, Стаханова, Белана. Коцарь С.Л. (1935—2000)—доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, с 1986 по 2000 годы — ректор Липецкого поли- техническогоинститута (тех- нического университета). Кочеткова Алексея Гав- риловича, прежде улица Полтавская (до 23 апреля 1965 года), расположена в районе завода «Свободный сокол». Кочетков А.Г. (1918 —1942)—уроженецселаСо- ловые Чаплыгинского райо- на. Принимал участие в вой- не с белофиннами. Во время ВеликойОтечественной вой- ны воевал в составе парти- занского отряда, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кочубея переулок, пре- жде (до 21мая 1957 года) 3-й Школьный переулок, распо- ложен в бывшем селе Дикое. КочубейА.И. (1893—1919) — герой Гражданской вой- ны. Кошевого Олега Васи- льевича.КошевойО.В. (1926 — 1943) — Герой Советско- го Союза, один из руководи- телей известной подпольной организации «Молодая Гвардия» в Краснодоне. Краеведческая, находит- ся в поселке Сселки. Крайняя, расположена в Советском районе. Крайняя, находится в селе Подгорное. Красивая, расположена в поселке Матырский. Красина Леонида Бори- совича, расположена в рай- оне ЛТЗ. Красин Л.Б. (1870 — 1926) — известный рево- люционер, советский пар- тийный и государственный деятель. Красная, прежде улица Буденного (до 8 октября 1957 года), расположена в районе села Студенки. Красноармейская, пре- жде улица Н. Мичуринская (до 21 мая 1957 года), была расположена в бывшем селе Дикое. Прекратила суще- ствование с 1970 года. Краснодарская, прежде улица Московская (с 18 ав- густа 1967 года до 15 июня 1977 года), расположена в поселке Казинка. Краснодонская, располо- жена в районе тракторного завода. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ | Вслед за героем Замятина Где шатался Барыба… какое-то время сохранялись следы старых крепостных укреплений. Присутствен- ные места, о которых есть строчка у Замятина, рас- полагались как раз между этих церквей. И хотя к на- чалу ХХ века от последних крепостных рвов ничего уже не осталось, центр города с двухэтажным зданием при- сутственныхмест и тюрьмой все еще называли острогом. А вот простое здание на углуЛенина иПочтовой. Те- перь это городская средняя школа № 2. А в начале про- шлого столетия в нем распо- лагалось уездное училище. Сюда отправлялЕвгений За- мятин своего Барыбу на за- нятия. Анфим здесь «сидел основательно — года по два в одном классе». Лебедянь, как и многие города, делилась на слобо- ды. Перед старым Казён- ныммостом рукавом вправо по реке начиналась Покров- ская слобода, в честь церк- вушки Покрова Пресвятой Богородицы. Сам Евгений Замятин жил на улочке, ве- дущей к церкви (Ситнико- ва, 14), а отец его, ИванДми- триевич, служил в ней свя- щенником. Не только в сво- ей автобиографии писатель запечатлил ныне стертую с лица земли церквушку, «далекий прозрачный звон» которой «легким, стеклян- ным, августовским утром» так ему запомнился, но и в «Уездном» мы тоже нахо- дим воспоминания о ней. «По праздникам над бакла- шинским двором, на вер- ху переулочка, звонила По- кровская церковь — и от звона было еще лютее Бары- бе. Звонит и звонит, в уши гудит, перезванивает». По- сле революции от церкви не осталось и кирпичика. Отсюда не так уж дале- ко до дома знаменитой Че- ботарихи. Эта женщина ре- альная, и как оказалось, она была тетушкой Михаи- ла Пришвина. Лично её За- мятин не знал, но, к приме- ру, купаясь в реке, мог на- блюдать, как «катитЧебота- риха дальше по пыли, обле- пляя линейку — одно целое с ней, грузное, плывущее, рессорное. Так на своих но- гах без колес —никто Чебо- тариху на улице не видел». Дом изменился, новые хозяева отремонтировали его, переделали до неузна- ваемости. Но по-прежнему стоит он на высоком, гроз- ном фундаменте, в его дворе сохранились краснокирпич- ные развалиныкожевенного завода, упомянутые Замяти- ным в повести. Но возвратимся пока на Дворянскую. Где разгу- ляться Анфимушке, как не в трактире?.. «…ПришелБа- рыба в чуриловский трак- тир. Ну и место же веселое, о господи! Шум, гам, огни. Половые белые шмыгают, голоса пьяные мелькают спицами в колесе». В начале XX века трак- тиром в конце Дворянской владел богатый купец И. А. Чурилин. Сегодня это зда- ние (Советская, 91) делят по- полам МУП «ЖКХ» и мага- зин «Универсальный». «Не вывезет на базаре — побежит Барыба в Стрелец- куюслободу.Гдепешком, где ползком — рыщет по задам, загуменникам, огородам». Вот она, Стрелецкая сло- бода. Вниз по улице Макси- ма Горького к мосту через реку Дон, все так же тянут- ся славные маленькие доми- ки, здесь, как и век назад, основательно занимаются домашним хозяйством, зе- мельными наделами. Теперь, еслине спускать- ся вниз к реке, а свернуть налево и идти прямо, то мы найдем Стрелецкий пруд. О нем у Замятина: было Бары- бе «в ту пору годов пятнад- цать, а то и побольше. Вы- сыпали уж, как хорошая озимь, усы, и бегал с други- ми ребятами на Стрелецкий пруд—глядеть, какбабыку- паются». Да, теперь в пруду не искупаться. От него оста- лась неглубокая лужица. А «у самого края пру- да на стрелецкой слобод- ской стороне присуседилась Апросина избенка. Ниче- го себе, теплая, сухая. Под скобку стриженная соло- менная крыша, окна из сте- кольных зацветших верш- ков»… Кто сейчас угадает, какой именно домик имел в виду автор? После всех странствий и страданий «непристой- ный, шатущий, бредет (…) Барыба. Как будто и сам не знает — куда. А ноги несут — в монастырь. Да куда же еще?» Пойдем и мы, наве- стим это прекрасное место, ведь у монастыря из повести Замятина — облик и реаль- ная история Лебедянского Свято-Троицкого мужского монастыря. Сегодня это дей- ствующаяженская обитель. «Стена зубчатая, позарос- шая мхом, будочка вроде со- бачьей, у обитых железных ворот…» В стенах его спо- койствие и прохлада. «Низенькая, старая, му- драя церковь—во имя древ- него Ильи. Видала виды: оборонялась от татаровья, служил в ней, говорят, про- ездом боярин Федор Рома- нов, в иночестве Филарет, в решетчатые окна глядят старые липы… Старые, ху- дые, большеглазые угодни- ки жмутся по стенам от ма- хающего руками бородато- го, громоздкого Евсея». Церковь в книге изобра- жена довольно живопис- но — её несложно узнать… Только сегодня она пусту- ет. Старый храм, а в недав- нем прошлом «склад сель- скохозяйственного техни- кума», обосновавшегося на территории Лебедянского Свято-Троицкого монасты- ря в советские годы, ждёт своего возрождения. Окраина Лебедяни. В стороне от городскогошума, почти сразу за последними огородами бывшей Мона- стырской слободы— тот са- мыйМонастырский лес, лю- бимое место гуляния горо- жан. В нём гулял когда-то и сам и Замятин. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Некоторые историки считают, что Замятин хоть и «пришёл в русскую ли- тературу из провинции, но провинцию не любит». Но так ли это? Сколько его произведений посвяще- но провинции! А в родную Лебедянь писатель наведы- вался ежегодно вплоть до эмиграции. Но дадим слово самому прозаику: «Я родился и прожил детство в самом центре Рос- сии, в ее черноземном чре- ве. Там, в Тамбовской гу- бернии, есть городок Лебе- дянь, знаменитый когда-то своими ярмарками, цыгана- ми,шулерами—икрепким, душистым, как яблоки, рус- ским языком. Я до сих пор помню неповторимых чуда- ков, которые вырослииз это- го чернозема: полковника, кулинарного Рафаэля, кото- рый собственноручно стря- пал гениальные кушанья; священника, которыйписал трактат о домашнем быте дьяволов; почтмейстера, который обучал всех языку эсперанто и был уверен, что на Венере — жители Вене- ры — тоже говорят на эспе- ранто… Эти чудаки 90-х го- дов живы и до сих пор. Не удивляйтесь: их местожи- тельство в моем первом ро- мане «Уездное». В замятинских произве- дениях слишкоммного люб- ви к «озябшим» душой геро- ям уездной России, чтобы числить их по разряду чи- сто сатирических. Автор публикации многое почерпнул из книг «Замятинская энциклопедия — Лебедянский текст» Надежды Комлик и «Лебе- дянь от А до Я» Валерия Акимова. Елена Алешина Знакомство с талантливым умельцем для этих людей— праздник. Они отправля- ются в дальние и ближние экспедиции, чтобы оты- скать в глубинке редкие образцы глиняной посуды и вышивок, полотенец и игрушек, прялки, коврики, кружева. Для искусствоведа Ната- льи Прямковой одна из са- мыхпамятныхвстреч—спо- томственным гончаром Ива- ном Федоровичем Гунки- ным. Он мастерил замеча- тельныеигрушки—вродебы простые, а на самом деле — на зависть выразительные, гротескные, самобытные. —То была редкая удача, — вспоминает Наталья Ан- дреевна и вдруг улыбается: —Мы с ним разговорились, а он в это время налепил нам разные забавные фигурки. В основном зверей. Потом сле- пил казака на коне и назвал его «мильцианьером». По- том немного посидел, поду- мал и спросил у меня: «А енералов лепить можно?» «Конечно, можно», — отве- чаю. «Ане посадють?»«Нет, не посадят, Иван Федоро- вич». Оказывается, в моло- дости они с братом угодили под стражу за то, что прода- валивЛипецке своих глиня- ных «енералов». Судьба свела Прямкову с Гункиным задолго до того, какНаталья Андреевна воз- главила муниципальный музейдекоративно-приклад- ного и народного искусства. Тогда просто никакого тако- го музея не было. Но был огромный интерес к народ- ному искусству и желание сохранить то, что рождено умными руками мастеров. Гункин сегодня стал ле- гендой. Его уже нет на све- те, но сделанные им фигур- ки восхищают и случайных зрителей, и искушенных це- нителей. В музее они зани- мают почетное место. Из нашейжизни, из оби- хода исчезает, да уже исчез- ТРАДИЦИИ | Народное искусство Найти и сберечь ломногое, чтоиспоконвеков необходимо было в хозяй- стве, украшало дом, забав- ляло ребятишек. Да и сами ремесла, благодаря которым все это делалось, вымирают. Ну кому придет в голову нынче ткать одежду, лепить горшки, вращая гончарный круг, для себя либо на про- дажу, коли и платье, и посу- ду, и все прочее легче легко- го купить в магазине? —Содной стороны,—го- ворит Прямкова, — в эпоху технического прогресса та- когородапромыслывродебы не нужны. С другой — мы утрачиваем какую-то очень важнуючасть своей истории икультуры, традиции, сфор- мированные веками. Вот мы и стараемся что-то сберечь, отыскиваем, изучаем, а глав- ное — показываем людям, чтобызнали, помнили, не от- рывались от родных корней. Музей вырос из Центра искусства для детей и юно- шества. Центр так расши- рилсяи окреп, такпополнил свои коллекции, что его ре- шено было преобразовать. А в 2000 году музей уже стал членом Ассоциации музеев России. На днях его коллектив отпраздновал новоселье, пе- ребравшись в специальное обустроенное для него поме- щение на улице Космонав- тов. За тринадцать лет здесь собрали уникальный фонд, в котором свыше трех тысяч экспонатов. В том числе очень редких. Так, ценность коллекции народных жен- ских костюмов превосходит ценность подобных коллек- ций и нашего, и тамбовско- го краеведческих музеев. Один из залов отдан соб- ственно народному творче- ству. Здесь особая атмосфе- ра древности и тайны. Ната- лья Андреевна и ее коллеги долго продумывали дизайн. Огромные — во всю стену — черно-белые фотографии конца XIX — начала ХХ. А манекены в крестьянских одеждах словно «выходят» из этихфото. Вокруг посуда, игрушки, полотенца, прял- ки и прочая домашняя утварь. О тайне я написала не случайно. Каждый узор, со- четание цветов, любая зве- риная фигурка имеют сим- волическое значение, связа- нысо славянскоймифологи- ей. Казалось бы, такой про- стой, всем знакомый рису- нок на ковре: разноцветные ромбы, «вложенные» один в другой, а в центре крест. Между тем это — символ солнца. Дуб — символ кре- пости, птица — вестник с неба. Наши предки окружа- ли себя оберегами, воспроиз- водя их на предметах быта и одежды. Многие экспонаты —плод колоссального труда и терпения. Сколько време- ни и сил нужно было, чтобы соткать и украсить вышив- кой один костюм! Недаром вещи из натуральной шер- сти, сделанные долгими зимними вечерами неутоми- мыми женскими руками, служили долго, передава- лись из поколения в поколе- ние. — Однажды нам две ба- бушки передали удивитель- ную женскую одежду, — рассказывает Наталья Ан- дреевна. — Она осталась от их умершей сестры. Оказы- вается,матушка сшилакаж- дой из трех дочерей к свадь- бе полный комплект одея- ний. И представьте: ни за- платочки, ни пятнышка за столько лет—редкая береж- ливость! А другая пожилая жен- щина подарила музею по- крышку, ту самую, которой накрывали в праздники ее колыбель, колыбели ее семи братьев и сестер и колыбель- ки уже ее собственных семе- рых детей. Второй зал — выставоч- ный. Сегодня в нем разме- щается экспозиция «Гонча- ры России». Здесь демон- стрируются керамические работы как традиционные, выполненные по старинной технологии, так и автор- ские. В третьем зале мы ско- ро сможем увидеть совре- менные декоративные рабо- ты. Но пока он пустует. Уже не первый год при музее функционирует клуб лоскутного шитья «Лада», побеждавший на многих конкурсах. А в планах — создать школу ремесел с на- стоящими мастерскими. —Мы не будем учить ро- списи под хохлому или гжель, — говорит Наталья Андреевна. — Если промы- сел родился в одном месте, то там он и должен жить, «перетягивать» его куда-то еще не стоит, ничего хоро- шего не получится. Унас до- статочно местных, родных промыслов. Скажем, рома- новская и добровская кера- мика, на ней и должно осно- вываться обучение. Будем приглашать и мастеров, до- пустим, по плетению из лозы. А самая большая меч- та — восстановить технику ткачества, сделав копии с имеющихся станков. № 162/23540/ 21 АВГУСТА 2009 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО АЛЕНЫ АЛЕКСЕЕВОЙ ФОТО АЛЕНЫ АЛЕКСЕЕВОЙ Виктор Елисеев, краевед, член СЖ РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина Многие населенные пун- ктыобязанысвоиминазвани- ямирекам,накоторыхраспо- ложены. Издревле человек оседална речныхберегах, где легчебыловыживать,апорой и спасаться от набегов врага. В Добринском районе реке Матренка «обязаны» своими названиями сразу четыре се- ления — Верхняя, Средняя, Малая и Нижняя Матренки. От реки Байгоры пошло на- звание грязинской Княжей Байгоры. Немало у нас и поселе- ний типа Подгорная, Под- горное, то есть расположен- ные под горою. А сколько Казинок—и не счесть. Зна- ете, почему? Потому что было в русском языке слово «казистый» — пригожий, хороший, удобный. Паршиновка, Троекуро- во, Барятино, Фомина- Негачевка, Дурово, Пушки- но,Борисовка,Паниноимно- гие другие напоминают об именахпервопоселенцевили помещиках, которые этими селами владели. Боринское получило имя от одного из основателейжелезоделатель- ногозаводавнашемкрае.По- рой села называли и по хра- мам — Тихвинка и Богоро- дицкоевДобринскомрайоне, ряд селений с названиемНи- кольское во многих местах. В советские годы появились было, да исчезлиВодопьяно- во, Молотово. Сохранились, стали привычными Ленино (бывшееРоманово),ЛевТол- стой. У каждой эпохи свои названия.После1917 годана картепоявилисьНовыйСвет, поселок Светлый, Светлая Поляна, Первое Мая, Про- летарский, Политотдел, Ко- оператор. Уникальны названия Пушкари в Усманском райо- не,Казаки вЕлецкомрайоне, СолдатскоевТербунскомрай- оне. Это свидетельства, что первопоселенцамиздесьбыли пушкари-артиллеристы, ка- заки, солдаты.Тожеис елец- кимиЧеркассами.Кегоосно- ваниюпричастныукраинцы- казаки, которых в России в ХVII веке именовали не ина- че как черкассы. Некоторые названия — плод творчествапомещиков, дававших волю своим при- чудам и капризам. Так, до- пустим, на добринской зем- ле возникло село Благодать. Поселок Добринка От Благодати до Нового Света Вот она, современная и все же такая замятинская Лебедянь: Стрелецкая слобода, Ильинская церковь, Стрелецкий пруд, а на краю пруда ни дать ни взять Апросина избенка...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz