Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

20 АВГУСТА 2009 | № 161/23539/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Валерия Хващевская, агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты» Режиссер, сценарист и продю- сер Павел Лунгин в этом году отмечает 60-летие. Каждый его фильм — событие. А вот о самом режиссере известно очень и очень мало. А ведь о Лунгине можно было бы снять захватывающий многосерий- ный фильм, который стал бы откровением для поклонников его творчества. А серии могли быть такими… Серия первая. Детство ПавелЛунгинродилсяв твор- ческойсемье,мама—переводчик иностранной литературы, папа —сценарист.ЛилианаМаркович (девичьяфамилияегоматери) пе- реводила книги с французского, немецкого и шведского. Неожи- данный успех и известность ей принесли переводы книг Астрид Линдгрен «МалышиКарлсон» и «ПеппиДлинныйчулок». Сейчас нароссийскомтелеканаледемон- стрируется фильм «Подстроч- ник» с участием в главной роли Лилианы Лунгиной. Отец, Семен Лунгин, писал сценарии к кинофильмам. Его картинызналавсястрана:«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Трое в лодке, не считая собаки», «Розыгрыш». Как рассказывает Павел Лунгин, самое яркое воспомина- ние из детства—встреча с писа- тельницей Астрид Линдгрен. Она специально приехала в Со- ветский Союз, чтобы лично по- знакомиться с женщиной, кото- рой доверили перевод ее всемир- но известных книг. — Астрид Линдгрен была безумно высокого роста, — рас- сказывает Лунгин. —Мне было лет десять, и я тогда не совсем осознавал, кто это — ведь у нас часто бывалиразные люди, в том числе и довольно известные. Астридже признавалась, что нигде вмире онане пользовалась такой большой популярностью, как в России. И все это—благо- даря Лилиане Лунгиной. —Маме часто помогал отец, — рассказывает Павел Семено- вич. — Он, например, мог под- сказать интересную реплику — такую, чтобыбыло смешно даже ребенку. В детстве у Павла Лунгина был заметный речевой дефект — он сильно заикался. — Когда учитель вызывал менякдоске, яужасно волновал- ся, — рассказывает Павел Семе- нович,—иот этого такзаикался, что иногда прикусывал губы до крови…Сейчас-тоя заикаюсьна- многоменьше.Наверное, этообъ- ясняется тем, что я поборол все своикомплексы—потомучто за- икание почти прошло именно тогда, когда ко мне пришел успех. Хотя психологи говорят, что заикаются те люди, которым есть что сказать. Наверное, это про меня. Мне действительно есть что сказать. Но чаще всего я это делаю через свои фильмы. Серия вторая. Личное Про личную жизнь Павел Лунгин рассказывать не просто не любит, а терпеть не может. Именно потому, что с ней у него все в порядке. Елена, супруга Лунгина, — директор школы фотографииимультимедиа име- ни Александра Родченко. Они редко появляются вместе. Но на закрытии Московского между- народного кинофестиваля, жюри которого возглавлялЛун- гин, шли рука об руку. — Я не ношу обручального кольца,—признаетсярежиссер. — Но это ничего не значит, по- тому что я его вообще никогда не надевал. Считается—еслимуж- чина не носит кольца, он может изменить своей жене. Хотя из- менять можно и с кольцом на руке. Я же своюжену очень лю- блю, и она знает об этом. Просто в советские времена, когда мы с Леной поженились, не было та- кого культа свадьбы. Я даже фо- тографу в загсе заплатил, чтобы он нас не снимал, и марш Мен- дельсона попросил не играть. А ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | О личной жизни звездного режиссера без секретов Неизвестный Павел Лунгин сейчас, наоборот, свадьба — главное событие в жизни, ее нужно отметить с размахом, на нее долго копят деньги, покупа- ют дорогие кольца. А кольцо — это все-таки внешний аксессуар. Я вообще не люблюносить укра- шения. Единственное, что у меня есть — это браслет на пра- вой руке, он из Афонского мона- стыря. У Павла Лунгина — два сына. Старшему, Александру, — 37 лет, а младшему, Ивану, — 30. —Ониобаужевзрослыеижи- вут своейжизнью,—говоритПа- вел Семенович. — Я им сейчас больше как друг, а не как отец. Может быть, когда они росли, я был не очень хорошим отцом, но сейчас у нас прекрасные отноше- ния. Старший сын пишет сцена- рии.Младшийсталхудожником. Иван Лунгин уже организо- вал несколько своих выставок. Сам он говорит, что живописью решил заняться после того, как побывал у отца на съемкахфиль- ма «Линия жизни». — Я увидел, как постанов- щик картины что-то быстро и красиво рисовал на картоне, — рассказывает Иван. — В ту ми- нуту я и определился с будущей профессией. Старший сын — Александр Лунгин — стал драматургом и сценаристом. Первая его работа увидела свет в 2003 году — это был телесериал «Зачем тебе али- би?». А недавно на экраны ки- нотеатров вышла картина «Го- рячие новости» по его сценарию. Серия третья. Отец и дети Какоказалось,ПавелСемено- вич был против кинематографи- ческой карьеры старшего сына. —Я не хотел, чтобымои дети пошли по этой стезе, — объясня- ет он, — и всячески старался от- вестиихотнее.Нонеполучилось. Видимо, это у нас в роду. Я ведь тоже не сразу стал режиссером —учился на другом факультете. Мой отец был известным сцена- ристом, но онсчитал, что вСовет- ском Союзе творить свободно не- возможно.Онбылуверен,чтомне надо идти в науку, а не занимать- ся написанием сценариев. Родители уговорили Павла Лунгина поступать вМГУна фа- культет математической и при- кладной лингвистики. —Да, у меня были способно- сти к математике и к языкам, —признается режиссер.—Но я находил эти занятия безумно скучными, учился без особого энтузиазма и желания. А так как учеба не вызывала интере- са, то все свободное время я про- водил с друзьями. Но он собрался силами — и, на радость родителям, окончил университет. Хотя мечту стать режиссером и сценаристом не оставил. И уже через несколько лет — в 1980 году — окончил Высшие сценарные курсы в ма- стерскойМихаила Львовского и Георгия Данелия. Стал сценаристом и млад- ший брат Павла Семеновича Ев- гений. Он тоже решил пойти по стопам отца и окончил ГИТИС. Серия четвертая. Франция Когда началась перестройка, ПавелЛунгиннаписал сценарий к художественному фильму о себе и о своем поколении — «Такси-блюз». Деньги на съем- ки картины дал французский продюсер. И после награды на кинофестивале в Каннах — что сам Лунгин считал из разряда чудес — фильм «Такси-блюз» стал популярным во Франции. — Мне стали давать деньги на кино, — рассказывает Павел Лунгин, — и мы с семьей перее- хали во Францию. Но жил я всегда на две страны. Он так и не стал иностран- цем. Все егофильмы—оРоссии: «Луна -парк», «Олигарх», «Свадьба», «Бедные родствен- ники», «Остров»… А последние четыре года Па- велЛунгин больше временипро- водит в России. — Когда я жил во Франции — поправился на 25 килограм- мов, — говорит режиссер. —Но не от хорошей жизни, а наобо- рот: потому что у меня была де- прессия. Я хорошо знал язык, у меня все получалось, но чего-то не хватало—мне казалось, что- то важное проходит мимо меня. Я вернулся — и понял, что и на родине можно найти средства для хорошего кино. Фильм «Остров», который стал его откровением, Лунгин снял, уже «вернувшись домой». Но самой значимой своей рабо- той 60-летний режиссер считает фильм «Царь», который только готовится к выходу на экраны. В этой картине сыграл свою по- следнюю роль любимый актер Лунгина Олег Янковский. Серия пятая. «Царь» Это картина о временах прав- ленияИвана Грозного. ПетрМа- монов играет Грозного, Олег Ян- ковский—митрополитаФилип- па. В России эту киноленту по- кажут только в ноябре. —Мыпредставилифильмна Каннскомфестивале, —расска- зывает режиссер. — Зрители по-разному восприняли его: одни плакали, а другие уходили из зала. Думаю, что фильм будет многим понятен. Он близок к исторической реальности даже в текстах: монолог митрополита Филиппа взят из жития этого святого, речи Ивана Грозного — из его многочисленных пи- сем. Я, конечно, много раз смо- трел фильмЭйзенштейна «Иван Грозный». Икак режиссер хоро- шо представляю, в какой обста- новке делал эту картину Эйзен- штейн. Это был государствен- ный заказ Сталина. И он ушел от воспевания царя в эстетику. Я же постарался войти в психо- логию. Вместе с Петром Мамо- новым мы пытались нащупать какие-то психологические осо- бенности самого Ивана Грозно- го. Например, мало кто знает, что царь был восемь раз женат. Идаже при его власти он был от- лучен от церкви после четверто- го брака. В монахи он был по- стрижен уже после смерти… Ушел изжизни, так и не уви- дев готовую картину, Олег Ян- ковский. —Я был в Каннах, представ- лялтамнашфильм, когдаузнал, что Олега Ивановича не стало, — вспоминает Павел Лунгин. — Я пытался улететь в Россию, чтобыпопастьнапохороны, про- ститься с Олегом, но билетов ни на один рейс не оказалось, даже с пересадкой…СОлегоммымеч- тали вместе делать новое кино. Он говорил, что эта роль у него — особенная, таких у него ни- когда не было. Ведь она практи- чески без слов — построена на взглядах, молчании. Так сы- грать мог только Янковский… Павел Лунгин тоже решил погрузиться в тишину, молча- ние — чтобы осмыслить проис- ходящее вокруг, прочувствовать время и его данность. Чтобы по- том прийти к зрителю и сказать ему самое важное… Павел Лунгин отметил 60-летие в узком семейном кругу. Съемки фильма «Царь». Павел Лунгин репетирует сцену с Олегом Янковским. Павел Лунгин вместе со своей супругой Еленой на дорожке Московского международного кинофестиваля. Июнь, 2009 год. ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz