Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
“ Небо одно на всех № 155/23533/ 12 АВГУСТА 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 2 X Окончание. Начало на 1-й стр. Сначала, с годин стари- ны глубокой, это —Воскре- сенская соборная церковь, в которой, по преданию, проездом через Елец бывал Петр I, а потом—Вознесен- ский собор. Заметим, к на- чалу его сооружения в горо- де с населением в 27 тысяч человек уже было семнад- цать церквей. Но богатый экономически купеческий Елецимелна новый, внуши- тельных размеров хрампол- ное право. Ведь уже во вто- рой половине девятнадца- того века он, по свидетель- ству историков того време- ни, мало в чем уступал гу- бернскому Орлу и считался одним из лучших уездных городов России. Но вернемся к истории сооружения храма, обра- тившись к «Очеркам исто- рии Елецкого уезда» чле- на Орловского губернского статистического комитета Николая Ридингера за 1865 год, к разделу, посвященно- му елецким церквям: «…Еще в 1800 году кти- тор старой соборной церкви Федор Софронович Попов предлагал обществу при- няться за постройку ново- го собора и стал заготовлять камень; потом в 1815 году орловский епископ Доси- фей выдал для сборов на по- стройку собора снурованную книгу. В 1824 г. орловский епископ Гавриил одобрил план собора итальянской архитектуры; храм должен был иметь 147 аршин дли- ны (104,37 м — Прим. ред. ). Но по разным причинам постройка собора по этому плану не состоялась. В 1841 году ктитором был избран Ив. Герас. Петров, и с этих пор деятельно начали забо- титься о постройке собора… При смете собор должен был стоить 564 259 руб. ас- сигнациями и постройка его должна была окончить- ся через семь лет. Кирпи- ча для него потребно было 10 000 000 штук. При заложении фунда- мента разрыто множество могил, потому что на этом месте было прежде кладби- ще и находилась церковь во имя св. Кирика и Улиты». Постройка собора прохо- дила сложно, поэтомуизатя- нуласьонаначетыредесятка лет. Двадцать из них отдал возведению храма упомяну- тый Ридингером Иван Гера- симовичПетров, после смер- ти которого его место занял купец Александр Петрович Петров, заведовавший ра- ботами восемь лет. А завер- шил их дело сын Алексан- драПетровича—Александр Александрович, за что был удостоен звания почетного гражданина Ельца. Сумма той первоначаль- ной сметы на сооружение, внутреннюю отделку ги- гантского храма оказалась многократно заниженной. «Снурованная книга» по- полнялась записями о по- жертвованиях все 75 лет. Они собирались как в самом Ельце, так и по всей России. Иэто былине толькокупече- ские, а значительной частью народные деньги. Украшать храм были приглашены знаменитый живописец Алексей Корзу- хин и художник, академик Клавдий Лебедев, который шесть лет трудился в нем над росписью иконостасов, стен и колонн. …Но вновь обращаемся к Ридингеру. В своих «Очер- ках» за 1865 год он писал: «До настоящего времени со- бор этот окончательно еще не отстроен…» В это время его сооружение было в са- мом разгаре. Однако окон- чательно не отстроен он и ко времени своего освящения в 1889 году. Не все из заду- манного проектом архитек- тора Тона было выполнено в полном объеме, хотя и в та- комвиде представляет собой выдающееся строение. И до сего дня собор оста- ется недостроенным. Так, не была возведена колоколь- ня храма, которая должна была подняться на семь ме- тров выше креста главно- го соборного купола. Ответа на вопрос, почему это про- изошло, нигде в исследо- ваниях по истории главно- го елецкого храма найти не удалось. Однако, помнится, уже в наши дни в городе ви- тала идея всем миром и ме- тодом народной стройки за- вершить строительство собо- ра в полном проектном объ- еме — поставить недостаю- щую колокольню. Может быть, в знамена- тельную годовщину освя- щения собора эту идеюстоит возродить? И завести новую «снурованную книгу»?.. Слово пастыря ПротоиерейВасилийРО- МАНОВ, благочинный пер- вогоЕлецкого округа, насто- ятель Вознесенского кафе- дрального собора: — Вознесенский собор в Ельце является оплотом православия и одной из крупнейших православных святынь России. Он украша- ет как сам град Елец, так и всюЛипецкуюобласть. Этот храм не только историче- ский памятник, он еще яв- ляется духовным центром. Со времени его освящения в августе 1889 года и по ны- нешнее время внемслужило около семидесяти священ- ников. Среди них такие вы- дающиеся служители церк- ви, как Сергий, будущий митрополит Одесский, ар- химандрит Исаакий Вино- градов, схииеромонах Не- ктарий (Николай) Овчин- ников — врач, схиархиман- дрит Валерий (Марчук) и многие другие. Храм был закрыт в 1931 году и открыт лишь по- сле Великой Отечествен- ной войны в 1947 году. Со- бор вновь стал наполнять- ся людьми — люди, поте- рявшие веру, но не поте- рявшие дорогу к храму, под сводами полуразрушенно- го собора обретали веру и старались устраивать свою жизнь по-православному. К этому устроению нормаль- ной жизни людей приводи- ли опытные священнослу- жители, которые сами по- терпели гонение за веру, выжили и другим гонимым стали помогать своими со- ветами и проповедями. В особенности это относит- ся к иеромонаху Сергию, будущему митрополиту Одесскому, к архимандри- ту Исаакию, который имел дар рассуждения и прозор- ливости, а также к блестя- щему старцу схииеромона- ху Нектарию. В наше время, конечно, нет уже таких старцев в на- шем соборе, но дух молитвы и дух их подвигов среди на- рода не забывается, да ведь у Бога нет «мертвых, но все живи», так и они продолжа- ют быть молитвенниками за свою паству. Ныне собор хорошеет — ведется его реставрация, так как он стал теперь и вто- рым в области кафедраль- ным собором. Собор име- ет, кроме Воскресной шко- лы, еще и свою гимназию. Продолжается дело настав- ления и просвещения, ко- торое приводит к Богу и со- бору ребят из других школ, старших людей — их роди- телей. А это уже духовная благотворительность, ко- торая неотъемлема от со- бора и которую уничтожа- ли на протяжении всего пе- риода советской власти. Но уничтожить добродетель не- возможно! Бог поругаем не бывает! Празднуя юбилейную дату — 120-летие освяще- ния Вознесенского собора, нужно не забывать и о его прихожанах, которые с са- мого начала его бытия бла- гоукрашали храм. Да, вре- мена лихолетья изменили многое. Но после открытия собора снова теже люди бла- гочестивые наполнили храм иконами и жертвами, кото- рыми благоукрашается со- бор и по сей день. За все это наша первая и главная бла- годарность Господу Иисусу Христу, а также и всем тру- женикам собора и жертво- вателям. Молитва наша в эти дни, хотя и благодарственная, но вместе с тем и проси- тельная: «Господи, сохрани Храм сей и далее, чтобы он освя- щал жизнь нашу еще более и глубже, чтобы мы через Святой Храм сей возрож- дались сами, возрождали в православии наших детей и жили бы все в мире, со- гласии единой православ- ной семьей, продолжая со- зерцать в нашем родном го- сударстве истинно право- славный, патриотический народ». Дорога к храму Роман Черешнев ВВС — гордость России. Для Липецка этот празд- ник дорог вдвойне. Именно в нашем городе находится Центр боевого применения и переучивания лётного состава Военно-воздушных сил имени Чкалова. В качестве авиацентра он существует с 1960 года. В томже году здесь был создан учебный отдел, где прошли подготовку более 50 тысяч офицеров различных спе- циальностей. На новую ави- ационнуютехнику именно у нас переучивались одиннад- цать лётчиков-космонавтов СССР. В Центре проходили службу тридцать два Героя Советского Союза и России. Сейчас Центр — основ- ная база исследования бое- вых возможностей самолё- тов МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30 и их мо- дификаций. Наработки, на- копленные в ходе летных экспериментов, становятся достоянием всех ВВС. С августа 2007 года нача- лись опытно-войсковые по- лёты многофункционально- го авиационного комплек- са Су-34. Как становятся асами — Липецкий авиацентр уникален. Он вообще такой один на всю Россию, — не скрывая гордости, расска- зал мне командир Первой авиационной эскадрильи подполковник Александр Казиев.—Нашиасыне толь- ко сами совершают боевые полёты, но и переучивают коллег из других частей, по- могаютимповышатьмастер- ство. Да вдобавок мы ведём, считайте, научную работу. Сегодня — День Военно - воздушных сил России ПОЗДРАВЛЕНИЕ Славные традиции остаются на должной высоте Уважаемые ветераныВоенно-воздушных сил! Товари- щи солдаты, сержанты, старшины, прапорщики, офицеры и служащие Липецкого авиагарнизона! 12 августа 2009 года в России отмечается День Военно-воздушных сил. Созданные в начале ХХ века, они на протяжении всей своей истории успешно защища- ют воздушные рубежи нашей Родины. Весомый вклад в развитие отечественной авиации вносит Липецкий ави- ацентр, который по праву считается одним из лучших соединений ВВС России. Сегодняшнее поколение липец- ких авиаторов успешно решает задачи по изучению спо- собов боевого применения фронтовой авиации и пере- учиванию лётного и инженерно-технического состава. Высокое мастерство, мужество, постоянное совершен- ство профессиональных знаний и навыков всегда отли- чают липецких авиаторов и позволяют с честью решать поставленные задачи. Мы гордимся тем, что наш Центр находится на терри- тории Липецкой области. Авиационная история Липецка имеет глубокие корни и славные боевые традиции. Липец- кому авиагарнизону, образованному на заре отечественно- го воздухоплавания, уже более 90 лет. Всё это время ави- ация является неотъемлемой частью жизни Липецка. Вы- ражаюискреннююпризнательность руководителямЛипец- кой области и городаЛипецка за понимание нелёгкого рат- ного труда и всестороннююподдержку нашего авиацентра. Поздравляю с праздником и желаю личному соста- ву, ветеранам Военно-воздушных сил здоровья, энергии, оптимизма и новых успехов в службе и труде на благо на- шей Родины! Генерал-майор Александр Харчевский, начальник 4-го ордена Ленина Краснознамённого Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. То есть проверяем технику, вооружение, на что они спо- собны. Лётчик строевой ча- сти занят одним: несением боевого дежурства, его дело —перехват самолётов. Али- пецкие «соколы» не только способны выполнить любую задачу, но и научить этому товарищей. Мы исследуем тактиче- ские приёмы. Они сильно изменились с начала девя- ностых годов. Истребители четвёртогопоколения позво- ляют попадать по целям не входя в зону поражения. Ра- бота с ними требует особых навыков. Понятно, это про- сто так не дается. Для срав- нения: норма налёта обыч- ного лётчика ВВС — 20 ча- сов в год. Наши превышают норму в два-три раза. Кто прокладывает курс Штурман эскадрильи майор Дмитрий Саломатин: —Лётчик иштурман ле- тают на фронтовых бомбар- дировщиках Су-24 вместе. Штурман просчитывает курс, время, остатки топли- ва, контролирует параметры во время полёта. При вы- ходе на цель штурман дол- жен опознать её через при- цел. Тогда командир экипа- жа пускает ракеты. Потом с помощью средств объектив- ного контроля, записей мы устанавливаем, попала ли ракета в цель. Перед взлетом все расчё- ты вводятся в электронном виде в бортовой компьютер. Но иногда уже в деле он от- казывает. Все прочие при- боры работают, а он «зави- сает». И тут уже все ложит- ся на штурмана. Ему при- ходится в уме просчитывать все параметры. Если види- мость хорошая, то летим по карте, сравнивая её с мест- ностью, а когда плохая, ле- тим по памяти. Штурманов готовят толь- ко в одном училище страны —Челябинском.Честно ска- зать, я мечтал стать лётчи- ком.Ноучилищештурманов былорядом—ясам челябин- ский. А небо — оно одно на всех. Так и сталштурманом. По приборам и приметам Заместитель начальни- ка метеослужбы майор Ан- дрей Сингур: — Прогнозы нашей метеослужбы оправдыва- ются за сутки не меньше чем на восемьдесят процен- тов. А наблюдение за пого- дой ведётся круглосуточно. Дежурный синоптик дела- ет прогноз на лётную сме- ну. Причем прогноз сугу- бо авиационный, специфи- ческий. Например, мы ука- зываем облачность в баллах — от одного до десяти. Рас- слоённость облаков, то есть нижнюю границу и верх- нюю, — по слоям. Кстати, самые опасные для авиато- ров облака — вертикально- го развития. Их высота до 12 километров. Прогнозируем и лётно-метеорологические условия. Ну там, дождь, град, снег, метель. В общем, мы должны предупредить лётчика, ка- кие неприятности с пого- дой где и когда могут его поджидать. Сами понима- ете, как это ответственно и сложно. Несколько лет на- зад в одном из авиаполков, который дислоцируется на Северном Кавказе, был слу- чай. Пилоты Су-25 приняли решение снизиться у горно- го ущелья. Облачность была сплошная, десятибалльная. И они потерпели аварию, не успев сманеврировать при виде внезапно выросшей пе- ред ними горы. Оба погибли. Прогнозы, которые даёт метеослужба, фиксируют- ся на магнитофоннуюленту. То есть в случае возникнове- ния внештатных ситуаций есть возможность прогноз прослушать и еще раз разо- браться, что к чему. Реаль- ное состояние погоды также документируется. Уже боль- ше двух десятилетий в Ли- пецкеметеослужба отслежи- вает изменения погоды еже- часно. Это, кстати, имеет и научный интерес. К слову, я верю в неко- торые народные приметы. В те, что сбываются. Напри- мер, на Ильин день в Липец- ке всегда идёт дождь, после него устанавливается про- хладнаяпогода. Этомытоже учитываем. Но главное, ко- нечно, — показания при- боров и опыт метеорологов. Неизлечимая болезнь Старший лейтенант ме- дицинской службы, врач авиационного полка Антон Сериков: — Медик в первую оче- редь контролирует состоя- ние здоровья лётчиков, быт, питание. Здесь свои особен- ности. Вызнаете, что за один полёт лётчик теряет два ки- лограмма веса? Эту потерю необходимо восполнить. По- этому липецким лётчикам рекомендуется высококало- рийное питание. Они ведь постоянно летают. Другаянаша забота—за- щита от воздействия вред- ных факторов. Любая фигу- ра пилотажа—это перегруз- ка для организма. Вес тела пилотаувеличиваетсявовре- мя выполнения фигур пило- тажа в шесть раз! Соответ- ственно и вес крови растет. Другие вредные факто- ры — высотные расстрой- ства, гипоксия, то есть не- достаток кислорода, вибра- ция,шум. Чтобыминимизи- ровать воздействие всего это- го, существуютгермокабина, компенсирующий костюм, защитный шлем, кислород- ная маска. Но из-за средств защиты тоже возникают сложности.Например, вкис- лородной маске газ подаётся под давлением, а человек-то может говорить только на выдохе. Приходится лётчи- кам учиться говорить, прео- долеваядавлениекислорода. Что еще добавить? Разу- меется, в авиационном пол- ку есть лазарет и всё необ- ходимое для лечения все- го спектра заболеваний. Но одну болезнь лётчиков мы лечить не умеем и не сумеем никогда. Эта болезнь —лю- бовь к небу. Лётчики, служившие в Липецком авиацентре: 9 участвовали в учениях по испытанию атомной бомбына Тоцком полигоне в 1954году, 9 первыми продемонстрировали боевые возможностифрон- товых бомбардировщиков Су-24 в учениях «Весна-75», 9 первыми в истории фронтовой авиации совершили пере- лёт в США на самолётах Су-27 в 1992 году, 9 проводили совместные лётно-тактические учения с пи- лотамиЮАР, где после 36 учебных боёв одержали 36 побед, 9 в 2007 году впервые на боевых самолётах Су-27 и Су-30 де- монстрировали групповойпилотажиманевренный воздуш- ный бой на авиакосмическом салоне «МАКС-2007», 9 9 мая 2008 и 9 мая 2009 годов участвовали в воздушном параде над Красной площадью в Москве. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Сергей Кибальниченко Вчера в администрации области состоялось совеща- ние, посвященное размеще- нию государственного и муниципального заказа. Вице-губернатор Вячеслав Щеглеватых особо подчер- кнул, что этой теме в настоящее время уделяется особое внимание. — На закупку товаров и услуг в консолидирован- ном бюджете региона пред- усмотрено свыше двенадца- тимиллиардов рублей,—за- явил он. — Каждую копей- ку необходимо использовать с максимальной эффектив- ностью, что позволит нам не только сэкономить зна- чительные средства, но и обеспечить предоставление качественных бюджетных услуг. С основным докладом на совещании выступил на- чальник областного управ- ления по ценам и контро- лю в сфере размещения го- сударственных заказов Эду- ард Зубков. «В федеральное законодательство на про- АКТУАЛЬНО | Госзакупки по - новому Бюджет счет любит тяжении последних лет по- стоянно вносятся измене- ния, направленные на уси- ление роли государствен- ных заказчиков, повыше- ние их ответственности за использование бюджетных средств», —подчеркнул он. В такой ситуации, по мне- нию докладчика, первосте- пенное внимание следует уделить планированию гос- заказа. На совещании речь шла не только о проблемах сегод- няшнего дня, но и о ближай- ших перспективах. С июля 2010 года, какизвестно, вво- дятся общероссийские элек- тронные площадки для про- ведения торгов. Нововве- дение позволит расширить круг поставщиков, усилить конкурентную борьбу меж- ду ними. По словам Вячес- лава Щеглеватых, государ- ственные заказчики долж- ны полнее использовать от- крывающиеся возможно- сти. Уже сейчас необходи- мо начать подготовку спе- циалистов, которые смогут работать в новых услови- ях. Соответствующую про- грамму поручено разрабо- тать управлению государ- ственнойслужбыикадровой работы обладминистрации. Виктор Строков В областном Совете нача- лась подготовка к очеред- ной сессии, которая предпо- ложительно пройдет на будущей неделе. Вчера заседали сразу три парла- ментских комитета. Комитет по социальным вопросам одобрил ряд по- правок в закон «Об обеспе- чениижильемветеранов, ин- валидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Теперь выделятьжилье участникам иинвалидамВеликойОтече- ственнойвойныбудутиз рас- чета 36 квадратных метров на человека, прежняя нор- ма — 22 квадратных метра. Соответственно увеличится и размер жилищных субси- дий для названной катего- рии льготников. В настоя- щее время на приобретение жилья им выделяют поряд- ка 600 тысяч рублей, а по но- вымнормам будут выплачи- вать околомиллиона. Вместе с тем в соответствии с феде- ральным законодательством жилищные субсидии будут предоставляться только тем льготникам, которые вста- ли на учет до первого мар- та 2005 года. Таковых в Ли- пецкой области 137 человек. Парламентский комитет по законодательству и пра- вовым вопросам утвердил поправки в Устав Липецкой В ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ | Идет подготовка к сессии Изменения в Устав области. Теперь региональ- ный парламент сможет соз- давать совещательные икон- сультативные органы. Ново- введениепозволитширепри- влекать общественность к законотворческой работе. В Устав также вносятся изме- нения, обязывающие парла- ментариев, работающих на постоянной профессиональ- ной основе, предоставлять сведения о доходахиимуще- стве. К тому же им будет за- прещено участвовать в каче- стве защитникаилипредста- вителяпо административно- му, гражданскому или уго- ловному делу. Парламентский коми- тет по науке, образованию, культуре, спорту, делам се- мьи и молодежи поддержал законопроект «О правовом регулировании отношений в сфере сохранения, использо- вания, популяризации и го- сударственной охраны объ- ектов культурного наследия (памятниковисторииикуль- туры Липецкой области)». Документ определяет поря- док учета объектов культур- ного наследия и установки информационных надписей и обозначений. Арендатор, который вкладывает соб- ственные деньги в сохране- ние памятников, может рас- считывать на полную ком- пенсациюзатратизбюджета. Комитет рассмотрел так- же кандидатуры педаго- гов, которые будут удосто- ены в этом году областных премий. Виктор Манаенков Как известно, по инициа- тиве главы региона Олега Королева на территории Липецкой области форми- руются несколько особых экономических зон регио- нального уровня промышленно- производственного типа. Они находятся сейчас на разных стадиях развития. В Тербунах, например, работы идут полным ходом, в Данкове — все только на- чинается. Именно проект планировки ОЭЗ «Данков» рассматривался вчера в об- ластной администрации на заседанииНаблюдательного совета. Руководил его рабо- той первый вице-губернатор Юрий БОЖКО. Отмечалось, что положе- ние дел с созданием особых экономических зон в Ельце, Тербунах, Чаплыгине, Дан- кове требует пристального внимания. Главное, что тор- мозит реализацию проек- тов, — неподготовленность инфраструктур. Некоторые потенциальные резиденты проявляют к ОЭЗ большой интерес, но отсутствие до- рог, различных коммуника- ций отпугивает их. ОЭЗ «Данков» площа- дью355,4 гектара с этой точ- ки зрения находится в более выгодной ситуации, говори- лось на заседании. Там есть линия электропередачи, два водопровода, нет проблем с газификацией и с очистны- ТОЧКИ РОСТА | Курс на государственно - частное партнерство Как найти инвестора ми сооружениями. Так что затратына прокладку инже- нерных сетей будут не столь значительные. Но это на бу- маге. В реальности пока не ясно, как решать проблему с реконструкциейподстанции «Дон», потому что она от- носится к федеральному ве- домству. Есть вопросы и по эффективному использова- нию всей площади ОЭЗ, что- бына свободныхместах дей- ствовали еще ипредприятия малого бизнеса. В ходе об- суждения проекта было вне- сено предложение открыть здесь и свою газогенератор- ную установку. В целом же с учетом некоторых предло- жений и пожеланий проект планировки ОЭЗ «Данков» членами Наблюдательного совета был принят. В повестке дня совеща- ния стоял и вопрос о финан- сировании особых экономи- ческих зон регионального уровня. И здесь помимо фе- дерального и областного ис- точников акцент был сделан на привлечение капитала частных компаний. Началь- ник управления инвести- ций и международных свя- зей области Игорь Маленко внес предложение о проведе- нии дополнительной эмис- сии акций ОЭЗ, у которых сейчас стопроцентный госу- дарственный капитал. Тог- да инвестор, став владель- цем пакета ценных бумаг, будет заинтересован в ско- рейшем финансировании строительства коммуника- ций. Такое государственно- частное партнерство пойдет экономике области только на пользу. Факты о Липецком авиацентре z Липецкие лётчики освоили свыше сорока основных ти- пов пилотируемых и беспилотных летательных аппара- тов: реактивные «первенцы» Ил-28 и МиГ-15 и все после- дующие серийные самолёты фронтовой авиации, а также беспилотные средства разведки типа «Стриж», «Рейс» и «Крыло». z За большой вклад в научную разработку проблем боево- го применения авиационных комплексов и средств пораже- ния сорок военнослужащих получили учёную степень кан- дидата наук. z За время существования Центра выполнено более двух тысяч научно-исследовательских работ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz