Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

№ 152/23530/ 7 АВГУСТА 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Александр Косякин, обозре- ватель «Липецкой газеты» Президент России Дми- трий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культу- ры, истории религии и основ светской этики. «Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться», — сказал Медведев на одном из последних совещаний. Как подчеркнул прези- дент, ученики и их родите- ли должны самостоятель- но выбирать предмет обуче- ния. «То есть это могут быть основы православной куль- туры либо основы культу- ры мусульманской, иудаиз- ма, буддизма». Для тех, кто захочет изучать всемногооб- разие российской религиоз- нойжизни, может быть раз- работан общий курс по исто- рии крупнейших традици- онных конфессий, считает президент. И, наконец, по его словам, возможен тре- тий вариант: те, кто не име- ет определенных религиоз- ных убеждений, должныпо- лучить право изучать осно- вы светской этики. Конечно, хочется ду- мать, что в наших краях, по крайней мере в средней Рос- сии, с ее традиционнойрели- гиозной ориентацией, люди будут выбирать веру пред- ков. Но как быть с практи- кой преподавания «Основ православной культуры», которая сложилась в нашей области? В ближайшее вре- мя мы получим на это от- вет, но дискуссий, судя по Интернету, не избежать. Слишком давно идут споры, слишком много тут бывало крайностей. Я хорошо помню жало- СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ | Как изучать основы религиозной культуры Ключ к амбарному замку атеизма бу родителей из одного села — там набожная учитель- ница сняла со стены клас- са портрет Ленина и повеси- ла икону. При всей видимой искренности поступка пе- дагога выглядел он, как бы сказать помягче... неадек- ватным той ситуации, что сложилась тогда в обществе (шли девяностые годы). Но все же де-юре получалось, что Ильич висел (и кое-где висит до сих пор) на стене на, так сказать, законных основаниях, а вотХристос... Дикость—на взгляд челове- ка верующего, но с кондачка такие проблемы не решить. Тем более, что к дико- стямкуда более глобальным народ, общество в сплошь православной стране при- выкли как-то странно бы- стро, а вот отвыкать не спе- шат. Рубили на папертях иконы, грабили ризницы, предавали, не моргнув гла- зом, Помазанника Божие- го... Ведь на будущих уро- ках религии (какую бы ни выбрали дети) придется вни- кать и анализировать эту свою историю. Если быть до конца честным. Потому что изучать на уроках будут не Закон Божий, не Коран, не Талмуд, а все-таки историю этих религий. Теперешние разногла- сия по поводу каких-то мо- ментов прошлого, конеч- но же, отнюдь не учебно- педагогические только. А — концептуальные. Из-за тумана в мозгах и учебных программах в сознание де- тей закладывается путани- ца Божьего дара с яични- цей. Кпримеру, учебникпи- шет об инициаторах репрес- сий, погромах, ГУЛАГе ран- ней советской эпохи, но поч- ти в каждом школьном дво- ре стоит памятник тем са- мым инициаторам, к кото- рым в назначенный день не- сут цветы. Разумеется, я не призываю валить памятни- ки, ни в коем случае! Я говорю сейчас толь- ко о путанице, которая мо- жет теперь усилиться, если президентские рекоменда- ции кинутся выполнять со всех ног, не подключая на- уку. Ведь очевидно, что вся предоктябрьская исто- рия — сплошь православ- ная с известным лозунгом «За веру, царя иОтечество», а после — откровенно атеи- стическая. Сколь же умно и тактич- но должен выводить к свету из этих дебрей детей педагог (неважночего—мусульман- ства или православия)! Важ- ную вещь сказал президент: «Преподавать все эти пред- меты должны только свет- ские педагоги». Вот это, по- следнее, принципиально. Сужу по собственному вну- ку. Он ходил в воскресную школу Богородицкого мо- настыря, и монахи сумели заинтересовать его предме- том. А вот вшколе с факуль- тативом«Основыправослав- ной культуры» не залади- лось. Иуже через пару заня- тий внук заскучал. Матуш- ка, присланная в школу из монастыря, тоже старалась, но язык с классом найти не смогла. Одной веры и зна- ний оказалось мало. Конечно, и вмонастырях есть грамотные монахи, а на приходах — батюшки. Но у них свои послушания, и обу- чение детей в число приори- тетов часто не входит. Тако- ва реальность. Но будут на- верняка проблемыи со свет- скими педагогами. Их еще самих учить предмету надо. Какому? Уверен, в право- славной России это будут те же «Основы православной культуры». Или — христи- анства. Зачем изобретать вело- сипед, лучше уж его усо- вершенствовать. Вот тут, можно предвидеть, снова начнутся проблемы, ведь Игорь Капустин Федеральный молодежный политический лагерь «Гвардия-2020» стал хорошей площадкой для обучения тех, кто в обозри- мом будущем возьмет судьбу России в свои руки. Перед молодогвардейцами выступили известные представители политиче- ского бомонда. Участники лагеря с жадностью впитывали озвученные мысли и идеи, встраивая их в свои жизненные программы. Неизгладимое впечатление на них произ- вело общение с руководи- телем проекта «Кадровый резерв — профессиональ- ная команда страны», советником председателя Высшего Совета партии «Единая Россия» Юрием Котлером. По окончании лекции с ним побеседовал корре- спондент «Липецкой газеты». — Юрий Юрьевич, вы рассказывали молодогвар- дейцам о возможностях са- мореализации в рамках проекта. Не могли бы пове- дать об этом и нашим чита- телям? —Проект «Кадровый ре- зерв — профессиональная команда страны» был запу- ПЕРСОНА | Руководитель проекта « Кадровый резерв — профессиональная команда страны », советник председателя Высшего Совета партии « Единая Россия » Юрий Котлер : «В Никольском собралась креативная молодежь» щен год назад. Дело в том, что партия «Единая Рос- сия» активно нацелена на привлечение новых людей для решения амбициозных задач, стоящих перед стра- ной. Реализация масштаб- ных планов требует каче- ственно иного подхода к ка- дровой политике. Это озна- чает отказ от «сватовства и кумовства, личной предан- ности и угодничества», вы- явление тех, кто не толь- ко профессионален в своей сфере, но и обладает актив- ной гражданской позицией. Разработчики и идеоло- ги проекта постарались сде- лать его понятным и про- зрачным для действующих и потенциальных участни- ков, широкой общественно- сти, всех заинтересованных лиц. В результате сформи- рована обширная база дан- ных, насчитывающая более 20 тысяч анкет. Эта база дан- ных может быть использо- вана на всех уровнях власт- ной и партийной вертика- ли. Она также открыта для государственных корпора- ций и общественных орга- низаций. По результатам те- стирования более пяти ты- сяч человек были отобраны для собеседования. По ито- гам интервью 1343 претен- дента стали победителями, включенными в кадровый резерв. Их ожидает интен- сивная работа. Для нас важно и то, что мы отработали методоло- гию отбора, ведь поиск тех, кто может сделать завтраш- ний день России лучше, про- должается. И в Никольское меня пригласили для того, чтобы проинформировать молодых о проекте и вовлечь их в него. —Как оцените реакцию слушателей? — Она меня порадовала. Я увидел активных, умных людей, способных адекват- но оценивать окружающую действительность и свое ме- сто в ней. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Молодог- вардейцы, собравшиеся в Никольском, оказались не менеевосприимчивыми, чем те, кто слушал мои лекции на Селигере. Радует и то, что аудиториявНикольском дала обратную связь. При- чем содержание диалога по- лучилось конструктивным. Молодые люди выступили с рядом креативных идей. Например, участница изАл- тайского края обозначила серьезную проблему: в Рос- сии есть много талантливых людей, лишенных доступа к Интернету. А участие в на- шем проекте и начинается с заполненияанкетына сайте. Стало быть, намнадо отрабо- тать механизм привлечения к участию в проекте и такой молодежи. Слушатели лекции так- же просили поделиться ме- тодологией — для реализа- ции собственных проектов в других сферах. Например, по оптимизации работы со- циально значимых предпри- ятий. Идей у молодых хва- тает, теперь важно грамот- но их использовать. —Что важно для реали- зации своих способностей? Что бы вы посоветовали участникам лагеря и тем, кто только готовится вый- ти на политическую сцену? — Прежде всего, учить- ся. Надо по максимуму ис- пользовать предоставляе- мые возможности для раз- ностороннего обучения. Второе, что важно в этом возрасте, — не бояться де- лать ошибки, набивать себе шишки. Когда как не в мо- лодости можно эксперимен- тировать?! Если вектор раз- вития личности задан вер- но, то ошибки — это эле- мент обучения, приобрете- ния опыта. — Какое впечатление произвел на вас лагерь «Гвардия-2020» в целом? — Мне здесь очень по- нравилось. Лагерь предо- ставляет молодым неоцени- мую возможность общения не только друг с другом, но и с уже состоявшимися по- литиками. Приятно, что ру- ководство вашего региона придает большое значение раскрытию способностей молодого поколения. Это я понял в ходе встречи с гла- вой администрации Липец- кой области Олегом Петро- вичем Королевым. Поэтому закономерно, что лагерь раз- местился именно на липец- кой земле. Идея проведения лагеря «Гвардия-2020» сама по себе хорошая, ее реализация со- ответствует замыслу. Надо бы сделать подобные фору- мы традиционными. Поче- му бы молодогвардейцам не встретиться вНикольскоми в следующем году? Николай Москаленко, ветеран треста «Спецстрой» В шестидесятые- восьмидесятые годы на Новолипецкий комбинат часто приезжали специа- листы из Японии, Канады, Соединенных Штатов, Китая, Венгрии, Чехии, Польши и других стран. И все они в один голос восхищались качеством строительства металлурги- ческих объектов и сроками их возведения. «Это же фантастика!» — часто можно было услышать от иностранцев. Строитель- ный комплекс области в самом деле был и остается одним из лучших в стране. Достаточно сказать, что среди строителей, своими руками превративших не- СОВРЕМЕННЫЕ МЕМУАРЫ | « Спецстрой »: школа качества и профессионализма Из плеяды созидателей большой уездный город в крупный промышленный центр, было шестнадцать (!) Героев Социалистического Труда. А Дмитрий Емелья- нович Кузьменко был еще и Героем Польской республи- ки, где он после войны по- могал восстанавливать ме- таллургическую промыш- ленность. Значительный вклад в общее дело внесли и специа- листы треста «Спецстрой», без участия которого бо- лее сорока лет (с 1961 года) в области не строился ни один объект. Организован он был на базе СМУ-5 тре- ста «Липецкстрой», а пер- вым его руководителем стал Аминад ИсааковичШварц- бург. Появление организа- ции, специализировавшей- ся на инженерных комму- никациях, было связано с резким увеличением про- мышленного и гражданско- го строительства после об- разования Липецкой обла- сти. «Спецстрой» прокла- дывал водопроводы, кана- лизационные сети, тепло- трассы, газопроводы, авто- мобильные и железные до- роги, трамвайные пути. С появлением треста замет- но увеличились объемы строительства, сократи- лись сроки введения объек- тов в эксплуатацию, улуч- шилось качество выполня- емых работ. В коллективе работали мастера высочайшего клас- са. Герой Социалистиче- ского Труда Иван Андрее- вич Сушков мог на своем драглайне (экскаваторе с «болтающимся» ковшом) поднять со дна котлова- на спичечную коробку, не зачерпнув грунта. Он был наставником экскаватор- щиков, учиться профес- сиональному мастерству к нему приезжали со всей об- ласти. Нельзя не сказать и об Иване Ивановиче Абаш- кине, руководившем СУ «Мехземстрой». В годы во- йны он командовал инже- нерным батальоном, зада- чей которого было собрать оружие и технику, остав- ленную противником на поле боя. Трудно поверить, но у Ивана Ивановича было всего четыре класса обра- зования. Зато он был ода- рен талантом организатора — с любым человеком мог найти общий язык, зараз- ить его трудовым энтузи- азмом. Ему всегда поруча- ли практически невыпол- нимые задания. Со своим коллективом он мог за два дня убрать весь строитель- ный мусор вокруг огром- ного промышленного объ- екта, другому руководите- лю на его месте не хватило бы и недели. В рамках небольшой статьи невозможно назвать всех строителей, с полной отдачей сил трудивших- ся в тресте «Спецстрой». Ограничусь лишь несколь- кими именами. Это — Вла- димир Захарович Кунин, Борис Иванович Гостеев, Алексей Иванович Полстя- нов,ЮрийМихайловичГор- батых, Юрий Васильевич Пантюхов, Юрий Михай- лович Пучков, Владимир Саввич Музыка, Иван Гри- горьевич Карпенко, Виктор Иванович Иванов, Нико- лай Федорович Кобзев, Ни- колай Александрович Мо- скалев, Василий Иванович Стебенев. За трестом были закре- плены Краснинский и Ста- новлянский районы. На их территории он участвовал в строительствежилых домов и сельскохозяйственных объектов. А для своих ра- ботников «Спецстрой» по- строил в Липецке 800 квар- тир, пять общежитий, а так- же базы отдыха «Островок» и «Лукоморье» на берегу Матырского водохранили- ща, где в течение года бес- платно отдыхали работни- ки треста. И, пожалуй, самое глав- ное. За все время не было та- кого случая, чтобы трест не выполнил план работ. По его вине ни разу не срыва- лись сроки сдачи объектов в эксплуатацию. Памятни- ками тресту «Спецстрой» останутся объекты, постро- енные его коллективом в Липецкой области. Наши успехи объясняются еще и тем, что коллектив посто- янно ощущал заботу со сто- роны руководителей обла- сти и города. Пользуясь случаем, хо- тел быпоздравить всех стро- ителей с профессиональным праздником. Желаю им и их близким здоровья, теп- ла, уюта, счастья и надеж- ды на достойное будущее в жизни. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА среди противников изуче- ния православия есть такие киты, как академик Гинз- бург, телезвезда Познер и другие. Конечно, офици- альные лица государства не станут повторять революци- онно звучащую фразу: «Да- ешь православное образова- ние!» Не все так было про- сто с этим и в старой Рос- сии. И семинарские бунты были, и зубрежка, и зубо- тычины на тех самых уро- ках под иконами — вспом- ним классиков. Словом, су- етиться — так, чтобы с по- слезавтрашнего дня (ближе к обеду!) было что-то введено в учебную программу, нель- зя, но определиться, кажет- ся, пора, давно пора. И тут надо обратиться к собствен- ной истории. И все! Да, есть 14-я статья Кон- ституции, она о том, что все религиозные объединения равны перед законом. Од- нако куда же уйти от совер- шенно бесспорного факта: в истории России Правосла- вию принадлежит особая роль. При этом надо при- знавать и то обстоятельство, что и другие конфессии со- ставляют часть России. Но в сравнении с христианской судьбой страныони отступа- ют на вторые позиции. Кстати, тут скажу, что постоянные спорыо русских и «русскости» также упира- ются в вопрос Веры. Русски- мимы стали только благода- ряПравославию. А это озна- чает, что государство, при- знавая равенство конфес- сий, вправе отдавать предпо- чтение тем религиозным ор- ганизациям, которые внес- ли наибольший вклад в ста- новление этого государства. Пример взаимоотношений светской власти и духовной в нашей Липецкой области как раз это и подтверждает. Иновые президентские ини- циативы никак не разруша- ют такого баланса. Но в выборе чего бы то ни было, в том числе и учебного предмета для собственного ребенка, должен быть имен- но... выбор. И выбор этот в массе своей, скорее всего, будет за православным уро- ком. Но в принципиальном плане с религиеведением в стране была до сих пор пу- таница. Из закона об образо- вании выдуло даже само по- минание о религиозном обу- чении (то есть внешкольной программы—пожалуйста!), в то же время в законе о сво- боде совести раздел о рели- гиозном образовании есть. Эти два закона—как ко- рабли, идущие параллель- ным курсом: впередсмотря- щий может помахать кол- леге флажком, а капитан дать приветственный гу- док соседу — и все! Где вы, юристы-разработчики, ау?О чемдумаете, господа депута- ты? Все эти нестыковки по- стоянно провоцируют заду- шевные, подчай с калачами, разговоры о «светском ха- рактере» образования, иден- тифицируя его с понятием «атеистическое». Но ведь и это глупость! Светский- то он по организационно- правовой структуре. Между прочим, в миро- вой практике, на которую мы все время оглядываем- ся, религиозное образова- ние рассматривается как элемент права на свободу совести. Но это так, к сло- ву. И еще один пример, и тоже к слову. В кавказских наших республиках давно и смело преподают основыму- сульманства, и это никого не напрягает. И вот с пода- чи президента открывается новый этап в деле религиоз- ного образования. Но начи- нать все равно придется по- сле того, как с емкого поня- тия «духовно-нравственное воспитание» мы снимем за- ржавевшийамбарныйзамок пещерного атеизма. С этим, думаю, ни буд- дист, ни правоверный еврей спорить не станут. Михаил Абрамов Неожиданное продолже- ние получил матч 18-го тура зоны «Центр» второго дивизиона «Елец» — «Факел-Воронеж», состо- явшийся 18 июля и закон- чившийся победой гостей со счётом 3:1. Поводом для более де- тального рассмотрения об- стоятельств проведения по- единка стал рапорт инспек- тора матча Михаила Петро- ва из Москвы, в котором, в частности, есть такая за- пись: «После окончания игры в судейской комна- те директор «Ельца» Кисе- лев Ю.А. в присутствии су- дейской бригады и инспек- тора угрожал главному су- дье. Суть угрозы — при пе- ресечении границы города в вашей машине найдут нар- котики». Что же вывело из себя обычно корректного и спо- койного Киселева? С его точки зрения, главный су- дья этой встречи Максим Корешков из Саратова явно симпатизировал воронеж- цам. Сразу после финаль- ного свистка представитель «Ельца» подал апелляцию по четырём эпизодам. Пе- реполнила же чашу терпе- ния Киселёва просьба ин- спектора матча… не пода- вать протест. — Инспектор для того и существует, чтобы объек- тивно оценивать судейство, — отмечает директор «Ель- ца». — А он ни с того ни с сего стал выгораживать су- дей, защищать их! Это меня и возмутило. Я сказал, что это абсурд. И затем привел пример: столь же абсурдной выглядела быситуация, ког- да при выезде из нашего го- рода в машине у судейской бригады нашли бы нарко- тики. Это была просто шут- ка. Никому угрожать я не собирался. Впрочем, одними «нар- котическими» угрозами Александр Дементьев В ночь со вторника на среду в Ельце был обворован музей Ивана Бунина. Про- пажу обнаружили его со- трудники, придя утром на работу. Одно из окон, выхо- дящих на улицу Горького- Рождественскую, было раз- бито. Ихотя музей находит- ся на сигнализации, звонка на дежурныйпульт в ту ночь не поступало. На место происшествия была вызвана милиция. Бе- глый осмотр музейных фон- дов показал, что похище- СИТУАЦИЯ | Угрожал ли судьям директор ФК « Елец »? Шутка обернулась скандалом дело не ограничилось. Про- веряется информация, что главному судье поединка Максиму Корешкову пред- ставители обеих команд предлагали денежное воз- награждение за обеспечение нужного результата. В случае подтверждения факта попытки или подку- па судей и инспектора мат- ча клубам грозят серьезные санкции вплоть до исключе- ния из числа участников со- ревнований. Российский футболь- ный союз уже создал ко- миссию, которая занима- ется расследованием матча в Ельце. Ее возглавил пре- зидент ПФЛ Николай Тол- стых. В состав комиссии вошли еще 6 человек: ге- неральный директор РФС Алексей Сорокин, дирек- тор по проведению соревно- ванийРФССергейКуликов, генеральный директорПФЛ Андрей Соколов, помощ- ник генерального директо- раПФЛпо безопасностиМи- хаилКоршун, руководитель судейско-инспекторского отдела РФС Александр Ра- зинский и президент КФА СергейЗуев. Как видим, раз- бираться с этой скандальной ситуацией будут чиновники самого высокого ранга. — Главная наша задача — объективно рассмотреть дело и применить необхо- димые санкции, — отметил Николай Толстых. —Каки- ми они будут, станет ясно после окончания работы ко- миссии, которая затем пере- даст материалы на рассмо- трение высшим футболь- ным органам, уполномочен- ным выносить окончатель- ное решение. Мы сделаем все возможное, чтобы про- тивостоять негативным яв- лениям в российскомфутбо- ле. Нашнастрой—дать объ- ективную, жесткую оценку нарушителям регламента, в какой бы форме ни была бы сделана попытка повлиять на результат матча. Если по- надобится использовать воз- можностиправоохранитель- ных структур, мы ими вос- пользуемся. В музее Бунина побывали воры ны книги, картины, ико- ны, личные вещи писателя. Какие именно, в интересах следствия не разглашается. Но в любом случае, как счи- тает директор музея Тамара Кирющенко, для бунинове- дов и поклонников творче- ства писателя эти потери не- оценимы. Не исключено, что по- хитители выполняли чей- то криминальный заказ. Но на все вопросы ответит расследование, которое ве- дет милиция. А бунинове- ды надеются, что бесцен- ные раритеты вновь ока- жутся на своих музейных местах. ФОТО С САЙТА AEN.RU

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz