Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
30 ИЮЛЯ 2009 № 146/23524/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Милада Федюкина Елецкому театру танца «Эльта» недавно «стук- нуло» 25! И теперь по возрасту коллектив догнал своих исполните- лей. Четверть века жизни на сцене на изломе эмоций, творческого поиска и чувственного порыва. Жизни, отмеренной часами изнурительных репетиций, и все лишь для того только, чтобы за краткие минуты танца слиться в единое целое со зрительным залом. И потом, когда едва умол- кнут звуки, на короткое мгновение успеть уло- вить, прочувствовать волшебство неповтори- мой тишины. «Ничего более странно- го в своей жизни я не ви- дел. Это — совершенный симбиоз танца и танце- вального театра. А какое точное взаимодействие! Очень напряжённые бы- стрые сцены и отсутствие всяких глупостей, смазли- вости, сентиментально- сти, обнажённых тел и спецэффектов. Всё проду- мано до мелочей...»,—это искреннее признание сде- лал однажды классик со- временного модерна, зна- менитый швейцарский танцор Пабло Вентура по- сле просмотра выступле- ния «эльтовцев». Они танцуют именно так – четко, самодостаточ- но, законченно. И вовсе не ради иллюзорной минуты славы. И не для известно- сти или «звездного» успе- ха стирают ноги в кровь на ежедневных многочасо- в ы х т р е н и р о в к а х - репетициях... Они на сце- не дышат, любят, страда- ют – живут, как умеют, и танцуют, как живут. Но все же, что движет этими безумцами, поло- жившими на алтарь Тан- ца свою жизнь? За поис- ком ответа мы пришли к руководителю коллекти- ва, заслуженному работ- нику культуры РФ Ирине МОЖИНОЙ. Благодаря этой хрупкой женщине елецкий театр танца «Эль- та» за свои 25 успел стать 19-кратным обладателем Гран-примеждународных и всероссийских конкур- сов и трижды – золотым призером «Дельфийских игр» (в Волгограде, Киши- неве и Ярославле). —ИринаОлеговна, вас всюду окружают успех, признание, аплодисменты и награды. Какие из них – самые дорогие, и когда она пришла — та самая, первая, победа? —Не берусь ставить оценки: наверное, чем тя- желее нам доставалась на- града, тем она ценнее и значимее. А впрочем, я сейчас это очень отчетли- во поняла, – если спроси- те, даже и не отвечу, ког- да победа нам давалась легко. Мы всегда честно боремся за каждый балл. А когда была первая победа? Победа – она же не кубок, не грамота. Это само выступление, та тон- кая нить, что невидимо связывает тебя с залом. Но я могу точно назвать, ког- да это произошло впервые. Это было девять лет назад на профессиональном фе- стивале «Платформа». Он длился месяц и шел в не- скольких городах: в Вол- ПЕРСОНА | Заслуженный работник культуры России Ирина Можина — о творчестве и любви Танец длиною в жизнь гограде, Москве — с пере- ездом во Францию. Его участники выступали, да- валимастер-классы, обме- нивались опытом. Мы по- казывалипостановку «По- роги вниз». Я зашла к све- тооформителю, откуда было видно не только сво- их ребят, но и весь зал. И вот открывается занавес – и ты попадаешь в совер- шенно иной мир. Сорок пять минут гробовой ти- шины.Но вот стихают зву- ки – а тишина продолжа- ет висеть. Ни одного хлоп- ка. Ты ничего не понима- ешь. Как восприняли? Это провал? Это… Что ЭТО? И тут после тишины– взрыв аплодисментов. И ребята четыреждывыходятнапо- клон. —Четверть века назад и страна была иной, и мы сами – как ни крути – от- личались от нас же ны- нешних. Однако, согласи- тесь, отношение к танцам было стабильно одинако- вым независимо от обще- ственных или политиче- ских формаций: балов- ство, по мнениюбольшин- ства. Так что решиться «пойти в танцоры» мог только уж совсем отчаян- ный человек. Не проще ли вам было выбрать более универсальный, пусть ине творческий путь в жизни? —Я любила и люблю свое дело, люблю искус- ство. И главное – только потому, что искусство тебя не предает. Вот именно по- этому, а не ради почестей и наград я уже столько лет занимаюсь танцами. Нет, живу ими. Так правиль- нее. Мое собственное «при- шествие» в танцевальное направлениеначалось…со спорта. Я в детстве была очень гибким ребенком. И вполне закономерно, что моя учительница физ- культуры буквально за руку привела меня в сек- цию гимнастики. Со вре- менем я смогла уловить тонкую связь между ис- кусством и спортом. И од- нажды, выполняя номер под музыку Бетховена, в какой-то момент я впер- вые пережила полёт сча- стья. Спортивная карьера закончилась в звании кан- дидата в мастера спорта по спортивной гимнастике. В том, что я уехала посту- пать в Орловское культур- но-просветительное учи- лище (ОКПУ) на хореогра- фическое отделение. За- тем окончила факультет дошкольной психологии Елецкого пединститута. Такое сочетание не слу- чайно: мы занимаемся со- временной хореографией в стиле пост-модерн. Амо- дерн в свою очередь очень тесно переплетен с психо- логией и философией. Быть может, судьба сложилась бы как-то ина- че и карьера выстроилась бы более счастливо для меня как исполнительни- мира. Современное «кли- повое»мышление нивели- рует глубину эмоций, де- лая поверхностным не только ощущения, но вос- приятие самой жизни… —Знаете, бывает, смо- тришь на ребенка и пони- маешь: такая глубина в че- ловеке кроется, он может сделать то, что никто боль- ше не повторит. А бывает, ребенок с прекрасной пла- стикой от природы, а в душе – ни-че-го. Вот это страшно. Ведь тогда – без внутреннего стержня –мы будем обречены на фаль- шивые чувства, эмоции… Чтоже касается техни- ки, то выштудировать тан- цевальные па, добитьсяот- точенности – это, конечно, немало. Но далеко не всё. А вот если меня понима- ют, что я хочу донести до них, тогда и начинается работа. Вначале я сама по- казываю, как вижукомпо- зицию. И это не набросок. Я еще раз повторюсь, что- бы именно танцевать, а не делать движение ради дви- жения. Чтобы сотворить произведение , нужно душу вложить, отдать ча- стицу себя самого. Вот по- чему я убеждаю своих уче- ников — если нечего ска- зать, лучше не говори. Но коли переполняют мысли и чувства, то каждое дви- жение становится вспле- ском. У современной хоре- ографии бескрайние воз- можностидля создания об- разов. — За 25 лет вами вос- питано не одно поколение танцоров. А знаете ли вы, кем стали они, вчерашние мальчишки и девчонки – ваши «молодые ветра»? — Я слежу за их судь- бами, со многими созвани- ваемся постоянно. Боль- шинство разъехались по свету, многие сами стали педагогами. Мои ученики работают в Беларуси и Ру- мынии, преподают в Ар- хангельской области. Есть ребята, которые поступи- ли в университеты Санкт- Петербурга и Москвы на хореографические отделе- ния. И каждый – своя осо- бая страница в жизни теа- тра. — Ирина Олеговна, вам удалось создать свой театр и заставить провин- циальногожителя понять и полюбить такой непро- стой стиль как постмо- дерн. Вампокорились сце- ны европейских и россий- ских фестивалей. Награ- ды, успех – у «эльтовцев» есть все. Но, кажется, ваш собственный потенциал полностью до конца еще не реализован. Ведь, при- знайтесь, наверняка, вас переманивали, звали… —Конечно, приглаша- ли… И сложилось многое быиначе…Но знаете…По- стараюсь объяснить. Вот ты родил свое детище, со- здал его с нуля. Вылепил. И он, твой ребенок, тебе поверил. И мои артисты именно потому так ис- кренне танцуют на сцене, что однажды смогли дове- риться. Поэтому делятся со мной и со зрителем сво- им самым сокровенным, даря себя самих, оставляя в танце свою душу. Да, признаюсь, в моей жизни было несколько раз, когда я уже почти со- глашалась уехать. Но при- ходила на репетиции и ви- дела ИХ глаза. И возвра- щалась домой в смятении. Говорила себе: «Не могу». И оставалась. И теперь не жалею об этом. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Фрагмент выступления елецкого театра танца «Эльта». школе же была и «проба пера» в роли хореографа: опыт оказался более чем удачный. Так что не было ничего удивительного в цы (а к тому были все пред- посылки – Прим. автора ), но жизнь распорядилась по-другому. Я оказалась необходимой своей семье – здесь, в Ельце. Не разду- мывая, яприехалакмаме, которой нужна была в тот момент моя помощь. В 1984 году пришла рабо- тать в городской Дворец культурыпреподавателем хореографии. Собственно, с этого момента и появил- ся наш театр, и существу- ет по сей день. —И сразу на сцене за- звучал постмодерн? — Я не задумывалась тогда, просто танцевала, движением выражая са- мое себя и все, что проис- ходило со мной. И ребят тому же учу. Но была, ко- нечно, и сейчас еще оста- ется любимая музыка... Порой она ждет своего часа и десять лет, а потом как вспышка – да! – толь- ко теперь я готова сделать под нее номер. На данный момент этоЮрийШевчук «Это все, что останется по- сле меня». Или вот стави- ли мы «Голос» на музыку «PINK FLOYD». Почему эта группа? Все просто: когда мне было плохо, я ставила всегда одну и ту же кассету. Под эти ком- позиции можно смеяться и плакать, грустить, ме- таться – быть откровен- ной с собой самой. Я вы- брала эту музыку в основу театральной постановки, которую посвятила своей маме. Понадобилось время, чтобы самой понять, про- чувствовать и суметь ска- зать то, что в итоге смогли увидеть зрители. В ре- зультате «Голос» стал гимном Женщине, пере- жившей войну.Женщине с нелегкой судьбой, сумев- шей сохранить внутрен- нюю красоту и целост- ность. Премьера состоя- лась два года назад, но у нас в репертуаре есть и другие жанровые поста- новки. Это «Стык» — о вечной проблеме отцов и детей, это «Пороги вниз» — о потере духовного на- чала в погоне за карьерой и благополучием. Это «Молодые ветра» и, нако- нец, «Глаз» с доминирую- щей темой хаоса…И каж- дая постановка – о каж- дом из нас, о нашем совре- менном мире. Причем вот что заме- чательно: каждый зри- тель открывает в наших образах-постановках что- то свое. —Гофман однажды увидел тайну музыки в том, что она находит неис- сякаемый источник там, где умолкает речь. В чем ваш источник вдохнове- ния? — В самой жизни, в чувствах, в переживани- ях. Мне интересно и важ- но рассказать зрителю о самой жизни. О ее стран- ностях. Где жестокость, красота, простота, непо- нятность нашего мира на- прямуюсвязаныс ощуще- ниями самого человека. Как он воспринимает этот мир, как чувствует людей вокруг себя и как, нако- нец, понимает самого себя. Бывает, эмоции на- столько перехлестывают, что уже ничего другого не остается, как выплеснуть их, выговориться тем са- мым. И ничего нет более красноречивого, чемязык нашего тела. Так что для самовыражения никакого иного способа, нежели со- временная хореография, представить просто невоз- можно. — Но тогда ваши вос- питанники должны быть настроенына вашу волну. Тут мы возвращаемся вновь к тому, что у поко- лениямолодых сегодняш- них и тех, что были чет- верть века назад, абсо- лютно разное восприятие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz