Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

23 ИЮЛЯ 2009 | № 142/23520/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков В минувшее воскресенье показом спектакля «Обыкновенная исто- рия» по одноименному роману Ивана Гончарова в постановке главного режиссера Сергея Бо- бровского (о чем уже сообщала «Липецкая газета») академический театр драмы завершил свой 88-й сезон. Об актуальности русской классики, тонкой грани, отделяющей реальность от фантасмагории, планах на новый сезон и многом другом Сергей Бобровский рассказал журналисту «Липецкой газеты». —СергейАлександро- вич, вот и закончился ваш первый сезон в Липецке. Оправдались ли ожида- ния, все ли удалось вопло- тить в жизнь? —Я доволен, что рабо- ты у меня впереди непоча- тый край, предстоит сде- лать еще многое. Как и каждый режиссер, при- ступая к постановке, ты питаешь надежды на то, что это нужно артистам, публике. В процессе рабо- ты мы подпитываем друг друга, заряжаясь творче- ской энергией. Я думаю, что мы с труппой становимся все ближе и ближе. На первый сезон я, прежде всего, ста- вил себе задачу ответить на вопрос: нужен ли ты этому пространству, и не- обходимо ли тебе оно? Сейчас я ощущаю себя ча- стью сильной команды, и «Обыкновенная история» — это некий итог нашего взаимодействия, новый этап в современной исто- рии театра. — Почему вы взялись за Гончарова? Почему «Обыкновенная исто- рия», а не более знаковый «Обломов»? Чем вас при- влек этот материал? — Как часто бывает, помог счастливый случай. В прошлом году по пути в Сибирь я встретился вМо- скве со своими однокурс- никами по «Щуке». Один мой приятель из Мини- стерства культуры пред- ложил — есть проект к юбилею Гончарова, день- ги на постановку, но те- атр, которому его отдали, не тянет, возьмешься? Я тут же созвонился с на- шим директором, и, все обдумав, мы приняли предложение. Еще один однокурсник, Миша Смо- ляницкий, сразу же при- ступил к созданию сцени- ческой версии — роман очень объемный, при- шлось выделить самые значимые линии. В спек- такле около 40 персона- жей, заняты практически все наши актеры. Работать с такимиавто- рами, какГончаров, глубо- ко погружаясь в их мысли и образы, — огромное на- слаждение, настоящийрай познания. Хочется ведь разговаривать не с идиота- ми, но спонимающейауди- торией, аклассикипредла- гают особыйвзгляднамир, своюсистему самовыраже- ния. Нам долго внушали, чтоклассики— этозастыв- шиевбронзеизваяния, ана самом деле их души живы вечно. «Обыкновенная история», написанная 150 лет назад, актуальна и се- годня. ПЕРСОНА | Главный режиссер Государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Сергей Бобровский : «Стараюсь жить без масок» Три поколения ее ге- роев совершают одни и те же ошибки, характерные для всех нас. Племянник проходит путь к успеху дорогой ценой потери сво- его сердца. Чувства толь- ко мешают на пути на- верх, хочешь преуспеть в жизни — наглухо закрой все сердечные клапаны, стань безразличным, как обладатели знаменитой «американской» улыбки, за которой пустота. Ци- вилизация превращает нас в человеко-роботов, уничтожая чистый, слег- ка наивный взгляд на мир. Законы цивилиза- ции конфликтуют с са- мой природой человека. Изначально нам дается рай простых вещей, а мы своими руками строим вокруг себя действую- щую модель ада. Важно всегда помнить о своей душе. Если она не разви- вается—это и есть персо- нальный апокалипсис. — «Обыкновенная история», как и ваша предыдущая работа — гоголевская «Женить- ба», наполнена тонкими мистическимимотивами. На сцене, словно в филь- мах Дэвида Линча, ре- альность плавно перете- кает в фантасмагорию… — Мы живем в про- странстве фантасмаго- рии. Разве Гоголь — ре- альность, он ведь словно с Луны свалился, все его произведения на грани между реальным и фан- тастическим. Бог — это же великая тайна, его нельзя понять, оперируя законами материального мира. Гончаров, на мой взгляд, развил мотивы Гоголя, показав несколь- ко реальностей, миров внутри человеческой души. Это своего рода ма- гический реализм. Безу- словно, хочется, чтобы публика поняла твой за- мысел, но без тайны нельзя, без нее слишком скучно. В «Обыкновен- ную историю» я ввел странного персонажа, ко- торого нет у Гончарова. Это своего рода дух Пе- тербурга, его совесть. Да, это мистический образ, но он делает действие бо- лее выпуклым. Толстой, Гончаров, Тургенев, Го- голь, Пруст пишут так, что хочется погружаться с головой в их мир, не ища скрытых смыслов, а наслаждаясь словом и стилем. Мне действительно очень близко творчество Дэвида Линча. Недавно п е р е с м о т р е л « Т в и н Пикс», снова поразив- ший меня странным соче- танием причудливой игры со зрителем и мощ- ной энергетики, идущей от, казалось бы, совер- шенно заурядных обра- зов. Сейчас я читаю кни- гу Линча, подаренную мне одним акт ером, «Поймать большуюрыбу. Медитация, осознан- ность, творчество», в ко- торой он описывает мето- ды погружения в свой внутренний мир, с помо- щью медитации раскры- вающие творческий по- тенциал личности. Очень интересно, заставляет за- думаться о многом. Безу- словно, есть замечатель- ные фильмы, в которых все понятно, такие как «Белое солнце пустыни», и от этого они не стано- вятся хуже. А вот Шек- спир весь пронизан тай- ной, как он мог найти та- кой язык? Вот где Бог, вот где красота… Говорят, Бог есть лю- бовь, но любовь — это не- что воздушное, ускольза- ющее как эфир, ее нельзя потрогать. И человек не может жить без воздуха, точно также, как без люб- ви и тайны. — Давайте теперь по- говорим о более земных вещах. Одной из главных задач в начале сезона вы называли строительство труппы. Удалось ее ре- шить? —В течение сезона мы ни с кем не расстались. Напротив, труппа попол- нилась пятью хорошими актерами—народным ар- тистом России Михаилом Янко, заслуженным арти- стом России Владимиром Кравченко, Владимиром Борисовым из Новосибир- ска, Алей Коваленко и Андреем Литвиновым. Думаю, я сделал правиль- ный выбор. Каждый из них на своем месте. Я стремился найти актеров, которые бы не боялись ра- ботать как ломовые лоша- ди, неся на себе реперту- ар. Строительство труппы будет продолжаться. Есть молодые ребята, которые еще не определились, из- за этого театр лихорадит. С другой стороны, есть предложения от молодых актерских пар из Бийска, Рязани. Главное — не ошибиться, понять, что за человек перед тобою, ис- кренен ли он илиже скры- вает что-то под маской. —А вы часто пользуе- тесь масками? — Пытаюсь этого не делать. Профессия помо- гает видеть за маской под- линную человеческую сущность. Я стараюсь жить так, чтобы душа и совесть были чисты, сле- дуя этическим нормам, изложенным в Ветхом и Новом Заветах, хоть это и непросто. В молодости ис- кал себя, примерял всяче- ские маски, но потом по- нял, что становлюсь про- тивен сам себе. Мне не хо- телось бы сейчас изобра- жать из себя этакого счастливчика, баловня судьбы. Лучше быть яс- ным, простым и понят- ным, как старые русские интеллигенты, подлин- ные аристократы духа. — Теперь, когда труп- па усилилась, как будет подбираться репертуар в новом сезоне? — В оставшиеся до от- пуска дни хочу основа- тельно над этимподумать. 25 июля приступаем к ре- петиции пьесы молодого драматурга Марины Ладо «Очень простая история». Это своего рода притча, почти сказка о том, ради чего стоит жить человеку. Не хочется ограничивать- ся одной лишь класси- кой, есть немало другого интересного материала. К нам должен приехать Ис- кандер Сакаев из «Алек- сандринки», провести с актерами занятия по био- механике. Будем вести пе- реговоры о постановке им здесь спектакля. Он очень интересный человек и ре- жиссер, надеюсь, наше со- трудничество удастся. Всего же в сезоне будет не менее шести премьер, из них обязательно два детских спектакля — юные зрители для нас очень важны. Завершит- ся сезон, скорее всего, снова классикой. Это бу- дет своего рода итог, по- пытка понять, какмыраз- виваемся. Думаю, появят- ся и экспериментальные работы на малой сцене — нельзя стоять на месте, нужно пробовать, искать. —В этом году юбилей- ные 25-е «Липецкие теа- тральные встречи» впер- вые проводились в новом формате, с участием всех театров области. Это ваша инициатива? — Я р а д , ч т о мы наконец-то все смогли в первый раз собраться вме- сте, посмотреть друг на друга, обменяться мнени- ями. Это правильно, это по совести. Я за объедине- ние коллег на всех уров- нях. Что нам делить? Фе- стиваль должен быть по- лезен участникам, а не превращаться в какой-то формальный ритуал. Мне было очень интересно по- общаться на театральных встречах с Анненским, Ремизовым, завязать какие-то новые контакты. Думаю, фестиваль помо- жет искать новые формы, интересные всем — и участникам, и зрителям. — «Обыкновенную историю» уже пригласи- ли на всероссийский фе- стиваль «Герои Гончаро- ва на современной сцене», который состоится в сере- дине ноября этого года в Ульяновске, на родине классика . А еще планиру- ются гастрольные поезд- ки? — Да. Спектакль для детей «Дюймовочка» в се- редине октября пригла- шен в Воронеж на между- народный театральный фестиваль «Театр детства и юности — ХХI век». Есть и другие планы. Га- строли — это важнейшая часть жизни театра, ведь работаем мы для зрите- лей. Без творческого обме- на невозможно предста- вить нормальную теа- тральную жизнь. У нас уже был пробный обмен с Тамбовом. Теперь будем договариваться с другими соседями о взаимных по- ездках хотя бы на 2-3 дня. Уверен, такой опыт будет полезен всем нам. —Уже решили, как бу- дете проводить первый от- пуск на новом месте? — Уеду в деревню. Хочу вслушаться в тиши- ну и ощутить самого себя. Сцена из спектакля «Обыкновенная история». Цветы от восторженных зрителей. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz