Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Окончание на 10-й стр. № 15-16/23393-23394/ 28 ЯНВАРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ | Документы ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее — Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее — Работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее — Проф- союзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нор- мативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию Липецкой области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения в 2009-2011 годах. Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определе- ния и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учётом интересов сторон социального партнёрства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнёрства. Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области сис- темы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие ор- ганизациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективнос- ти в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглаше- ние рассматривается сторонами как основа для переговоров при заключении терри- ториальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Липецкой области. Обяза- тельства и гарантии, включённые в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищённости ра- ботников. Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генераль- ного соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийс- ким объединением работодателей и Правительством Российской Федерации и Со- глашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Коорди- национным Советом руководителей объединений промышленников и предпринима- телей (работодателей) в Центральном федеральном округе. Обязательства сторон, включенные в данное соглашение, выполняются ими в по- рядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нор- мативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области. I. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Стороны совместно: 1.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйство- вания, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регио- нального продукта, укреплению экономического и финансового положения органи- заций, повышению жизненного уровня населения области. 1.2. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств оте- чественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. 1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора эконо- мики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводи- телям мер государственной поддержки и льгот. 1.4. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития отечественного товаропроизодства и предпринимательства. Содействуют продвиже- нию продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок. 1.5. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по вопросам бюджетной и на- логовой политики, вносят свои предложения в проекты программ социально-эконо- мического развития Липецкой области. 1.6. Разрабатывают меры по развитию системы земельных отношений на терри- тории области в соответствии с законодательством. 1.7. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-эконо- мической деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций раз- личных отраслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания. 1.8. Способствуют продвижению имиджа Липецкой области как региона с разви- той промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечаю- щую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов, активно укрепляющего свои пози- ции в международной и межрегиональной системе связей, через обмен делегация- ми, презентации области перед потенциальными партнерами, организацию и учас- тие в зарубежных, российских и областных конференциях, выставках, семинарах. 1.9. Содействуют реализации Программы добровольного переселения соотечес- твенников, проживающих за рубежом. Администрация: 1.10. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономи- ческой ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перс- пектив развития. Разрабатывает программы социально-экономического развития области и организует их реализацию. 1.11. Формирует заявки на участие в федеральных программах, способствующих экономическому и социальному развитию области, и организует реализацию меро- приятий этих программ на территории области. 1.12. Способствует разработке Стратегических планов социально-экономическо- го развития муниципальных образований до 2020 года, включая сельские поселения. 1.13. Совершенствует нормативную правовую базу, регулирующую инвестицион- ную деятельность. Осуществляет меры государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты. 1.14. Продолжает взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ, Ми- нистерством экономического развития РФ по вопросам совершенствования внешне- экономических связей региона. 1.15. Осуществляет комплекс мер по защите и поддержке товаропроизводителей области при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию. 1.16. Осуществляет финансовую поддержку хозяйствующих субъектов произ- водственной сферы и сферы обслуживания в рамках областных целевых программ в соответствии с законом области об областном бюджете и иными правовыми актами области. 1.17. Осуществляет поддержку и стимулирование развития научно-технического потенциала в учебных учреждениях высшей школы, научных и производственных ор- ганизациях. 1.18. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития аг- ропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепления материально-технической базы сельского хозяйства. 1.19. Предусматривает в областном бюджете ассигнования на развитие агропро- мышленного комплекса. С целью обеспечения продовольственной безопасности на- селения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности про- изводства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализации программ «Социальное развитие села до 2012 года», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012 годы». 1.20. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способс- твует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, тор- говыми, перерабатывающими предприятиями. 1.21. В целях наращивания продовольственных ресурсов области, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения оказывает финансовую под- держку личным подсобным хозяйствам в рамках областных целевых программ. 1.22. Проводит в пределах предусмотренных бюджетных средств финансирова- ние мероприятий по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. 1.23. Оказывает содействие и осуществляет контроль за выполнением обязатель- ных условий реструктуризации задолженности организаций агропромышленного комплекса области в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоров- лении сельскохозяйственных товаропроизводителей». 1.24. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, ус- лугами создает благоприятные условия для развития торговли, предпринимательс- тва. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем расширения заготовительной деятельности, проведения розничных ярмарок в горо- дах и районах области, на межрегиональных и международных выставках. 1.25. С целью насыщения рынка товарами (услугами) местного производства, со- здания дополнительных рабочих мест, увеличения вклада малого и среднего пред- принимательства в пополнение доходной части областного и местных бюджетов в рамках областных программ оказывает поддержку малому и среднему предпринима- тельству во всех секторах экономики. 1.26. Содействует сохранению и развитию сети организаций бытового обслужи- вания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоох- ранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта различных форм собственности и ведомственной принадлежности. 1.27. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пре- делах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железно- дорожного транспорта в пригородном сообщении. Содействует созданию условий по доступности авиауслуг населению. 1.28. Содействует обеспечению населения области доступным по стоимости жильём, увеличению объемов жилищного строительства, совершенствованию рынка жилья. 1.29. Осуществляет меры, направленные на повышение качества и оперативнос- ти оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения сис- темы «одного окна» и электронного обмена информацией. Работодатели: 1.30. Принимают меры по обеспечению прибыльной работы организаций, созда- нию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий. 1.31. Осуществляют освоение новых конкурентоспособных товаров, расширение видов и качества услуг. Принимают меры по внедрению менеджмента управления ка- чества на предприятиях. Участвуют в выставках и ярмарках на территории области, в других регионах России и за ее пределами. 1.32. Разрабатывают и реализуют бизнес-планы в целях привлечения капиталов для инвестирования инновационной деятельности. 1.33. Не допускают задержки уплаты налогов и сборов, платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды. 1.34. Регулярно информируют работников о финансово-хозяйственной деятель- ности организаций, принимаемых мерах по развитию производства, беспрепятс- твенно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы: 1.35. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития области, городов и районов, целевыми про- граммами развития отраслей и предприятий. éÅãÄëíçéÖ íêÖïëíéêéççÖÖ ëéÉãÄòÖçàÖ Ì‡ 2009-2011 „Ó‰ ˚ ÏÂÊ‰Û ‡‰ÏËÌËÒÚ  ‡ˆËÂÈ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË,  ‡ˆËÂÈ Ô  ÓÙÒÓ ˛ ÁÓ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË, Ó· ˙ ‰ËÌÂÌË fl ÏË  ‡·ÓÚÓ‰‡ÚÂÎÂÈ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË 1.36. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через кол- лективные договоры, соглашения, конкурсы, общественные смотры. 1.37. Принимают активное участие в снижении социальной напряженности. С це- лью предотвращения несанкционированных митингов и забастовок, приводящих к дестабилизации экономики, проводят разъяснительную работу среди работников предприятий. 1.38. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями Трудового кодек- са Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников. 1.39. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсо- юзным организациям, членам профсоюза по вопросам занятости, охраны труда, тру- дового законодательства . З ащищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, её реорганизации. Работодатели и профсоюзы: 1.40. Проводят консультации с органами государственной власти в установлен- ном порядке по вопросам защиты интересов организаций, потребителей против ус- тановления необоснованно завышенных цен (тарифов) и ставок на услуги естествен- ных монополий на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее Комиссии) и при необходимости направляют предложения в соответствующие уполномоченные органы. II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Стороны совместно: 2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в ре- шении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения нега- тивных последствий реструктуризации отраслей экономики, создания новых эффек- тивных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения ка- чества и конкурентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчения последствий долговременной безработицы. 2.2. Участвуют в работе областного координационного комитета содействия за- нятости населения. 2.3. Проводят текущее и перспективное прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специальностях в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации заблаговременной их подготовки . 2.4. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве , в т.ч. через развитие организаций, осуществля- ющих микрофинансовую деятельность на селе. 2.5. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку вы- свобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприя- тий. 2.6. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряжен- ности в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При определении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями: а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с числен- ностью работающих 15 и более человек; б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: — 50 и более человек в течение 30 календарных дней; — 200 и более человек в течение 60 календарных дней; — 500 и более человек в течение 90 календарных дней. 2.7. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования чело- века труда, поднимают престиж массовых профессий через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предоставляют особо отличившихся ра- ботников к награждению государственными и областными наградами, чествуют луч- шие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся наилуч- ших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности. 2.8. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и ак- ции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоуст- ройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реа- лизации государственной политики занятости. 2.9. Совершенствуют и развивают единую систему профессиональной ориента- ции среди учащихся и выпускников школ, учреждений начального и среднего про- фессионального образования («школа» — «базовое предприятие» — «профессио- нальное образовательное учреждение» — «предприятие»). 2.10. Содействуют расширению объёма и перечня видов оплачиваемых обще- ственных работ с целью обеспечения временной занятости населения . 2.11. В целях удовлетворения потребностей областного рынка труда в кадрах и повышения качества их образовательного процесса: — проводят реструктуризацию сети начального и среднего профессионального образования; — участвуют в разработке системы взаимодействия высших учебных заведений с работодателями; — участвуют в создании системы поддержки научных школ и ведущих учебных ву- зов региона. Администрация: 2.12. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости на- селения. Разрабатывает и реализует программы содействия занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учётом ситуации на рынке труда. 2.13. Способствует реализации мер, направленных на повышение качества и кон- курентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляет прогноз потребности организаций в подготовке квалифицированных кадров для экономики области на 5-летнюю перс- пективу. 2.14. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повыше- нию квалификации работников предусматривает в проекте областного бюджета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства. 2.15. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников обра- зовательных учреждений, лиц предпенсионного возраста и др.). 2.16. Содействует организации общественных работ и временной занятости не- совершеннолетних граждан в свободное от учебы время, участвует в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профес- сиям и специальностям, востребованным на рынке труда. 2.17. Принимает меры по укреплению учебно-материальной базы и повышению качества подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального об- разования области. 2.18. Информирует население о состоянии и перспективах развития рынка труда, трудовых ресурсов и кадрового потенциала области. 2.19. Реализует полномочия Российской Федерации в области содействия заня- тости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. 2.20. Осуществляет регулирование использования на территории области иност- ранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством. Работодатели: 2.21. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабочих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, не допускают массового вы- свобождения работников. 2.22. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации тре- бованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве — первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населе- ния. 2.23. Принимают меры при планируемом сокращении работников по максималь- ному обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников за счет перепро- филирования производства, переобучения, введения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством. 2.24. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации пер- сонала на производстве, содействуют работникам, желающим повысить квалифика- цию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специальность, вос- требованную на предприятии. 2.25. Осуществляют прогнозные расчеты потребности в работниках на перспективу. 2.26. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использова- ния иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам. 2.27. Предоставляют оплачиваемые рабочие места для временного трудоуст- ройства безработных и несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Выделяют и создают рабочие места в счет квоты для граждан, особо нуждающих- ся в социальной защите. 2.28. Оказывают материальную помощь сокращаемым работникам согласно ус- ловиям коллективного договора. 2.29. Содействуют развитию базы начального профессионального образования. Взаимодействуют с учреждениями начального профессионального образования по вопросам подготовки кадров. 2.30. При проведении процедуры банкротства включают в ликвидационные ко- миссии представителей профсоюзных организаций. 2.31. Содействуют трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах. 2.32. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательны- ми учреждениями: — предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики; — обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осущест- вляют доплату наставникам; — предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессиональ- ного цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производс- тве, устанавливают им доплаты; — определяют стипендиатов среди учащихся профучилищ и лицеев и выплачива- ют им стипендию, установленную за счёт средств предприятий; — обеспечивают учащихся спецодеждой и при необходимости спецпитанием во время производственной практики; — оказывают помощь в подготовке учебных заведений к новому учебному году и работе в зимних условиях. 2.33.Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудо- вой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопре- емникам, а в случае ликвидации предприятия — архивным органам. Работодатели и профсоюзы: 2.34. В случае массового увольнения работников предпринимают согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих уволь- нению. 2.35. При разработке коллективных договоров предусматривают дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации при сокращении числен- ности или штата работников. Профсоюзы: 2.36. Участвуют в выработке дополнительных мер по защите трудящихся при мас- совых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и со- зданию новых рабочих мест. 2.37. Вносят в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массо- вым высвобождением работников. 2.38. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, пре- доставления предусмотренных законодательством, коллективными договорами льгот и гарантий. 2.39. Осуществляют контроль и принимают меры в организациях за необоснован- ным и массовым применением срочных трудовых договоров. 2.40. При увольнении работников по сокращению штатов контролируют выполне- ние работодателями гарантий, льгот и компенсаций высвобожденным работникам, предусмотренных действующим законодательством и коллективными договорами, соглашениями, а также способствуют недопущению подмены увольнения по этой причине увольнением по собственному желанию либо соглашению сторон. 2.41. В целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства представители профсоюзной организации участвуют в соб- рании кредиторов организации должника. 2.42. Информируют членов профсоюза о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости. 2.43. Оказывают материальную помощь безработным членам профсоюзов, вы- свобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей. III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Стороны совместно: 3.1. Рекомендуют устанавливать размер минимальной заработной платы работ- ников предприятий и учреждений, независимо от их организационно-правовой фор- мы собственности, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях, на уровне не ниже прожиточного минимума, утверждённого администрацией области для трудоспособ- ного населения. 3.2. Принимают в пределах своей компетенции меры, направленные на рост за- работной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни на- селения области и снижение масштабов бедности. 3.3. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно устанавливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирующие размеры различ- ного вида выплат работникам, закреплялись в коллективных договорах, соглашениях. 3.4. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Ориентируют- ся при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организа- ций, применяющих тарифные системы оплаты труда, на оптимизацию удельного веса тарифа в заработной плате не менее 60%. 3.5. Разрабатывают предложения и осуществляют практические действия по: — регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, настоящего соглашения, отраслевых тарифных соглаше- ний, коллективных договоров; — обеспечению своевременной выплаты стипендий и пособий, заработной платы работникам, повышению реальных доходов населения, ликвидации и недопущению в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы. 3.6. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работни- ков в области трудовых отношений и социальных гарантий. 3.7. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольно- му вступлению застрахованных лиц в правоотношения по обязательному пенсионно- му страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопитель- ную часть трудовой пенсии. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области. Администрация: 3.8. Принимает меры по поэтапному повышению размера оплаты труда работни- ков бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, с сохранением над- бавок, доплат и компенсаций с целью приближения ее к уровню средней заработной платы по области. 3.9. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджет- ных отношений между Липецкой областью и муниципальными образованиями Липец- кой области предусматривает средства на: — повышение заработной платы, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций работникам областных государственных учреждений; — компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных уч- реждений Липецкой области в установленном законодательством порядке; — компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспече- нию проезда льготных категорий населения; — материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учебе; — оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области. 3.10. Обеспечивает реализацию нормативных актов по прожиточному минимуму в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Фе- дерации». Проводит оценку уровня жизни населения. 3.11. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и пуб- ликацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Липецкой области и по основным социально-демографи- ческим группам населения. Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения. 3.12. Обеспечивает переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы области. 3.13. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в об- разовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета. Работодатели и профсоюзы: 3.14. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в дейс- твующие договоры и соглашения, предусматривая в них: — ежегодное реальное повышение заработной платы, уровня жизни работников; — обязательства по увеличению удельного веса заработной платы в затратах на производство и реализацию выпускаемой продукции, предоставление услуг; — формы, системы оплаты труда, размеры минимальной оплаты труда, ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников; — условия, размеры и порядок выплаты компенсации за условия труда, отклоня- ющиеся от нормальных, а также стимулирующих выплат; — размеры тарифной ставки 1 разряда не ниже установленных в отраслевых со- глашениях; — размеры оплаты нерабочих праздничных дней в соответствии со ст.112 ТК РФ; — применение систем нормирования труда (норм выработки, нормированных за- даний, норм обслуживания и нормативов численности); — сроки выплаты заработной платы; — размеры и порядок индексации несвоевременно выплаченной заработной пла- ты, оплаты отпусков, выплат при увольнении и других выплат. Работодатели: 3.15. Устанавливают размер тарифной ставки 1 разряда (оклада) рабочих, заня- тых в нормальных условиях труда, не ниже предусмотренных областными отраслевы- ми соглашениями с обязательным включением в коллективные договоры. 3.16. Обеспечивают первоочерёдность выдачи начисленной заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации организации). 3.17. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда. 3.18. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и кон- троля , общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требова- ний законодательства и нормативных актов о труде . 3.19. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выплаты зара- ботной платы на срок более 15 дней — простоем по причинам экономического или организационного характера, возникшим по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачи- вают его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. 3.20. При наличии финансовых средств предоставляют работникам, нуждающим- ся в жилых помещениях, безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций. Профсоюзы: 3.21. Участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов по социаль- но-экономическим вопросам. 3.22. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов о труде. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допус- кающих нарушение трудовых прав работников. 3.23. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы до- биваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды с индексацией, предусмотренной коллективным договором, отраслевым соглашением, но не ниже уровня, установленного действующим законодательством. 3.24. Проводят работу по выполнению работодателями отраслевых соглашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли. 3.25. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привле- чении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства. 3.26. Включают в коллективные договоры организаций всех форм собственности условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законода- тельства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz