Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 140/23518/ 21 ИЮЛЯ 2009 3 X Окончание. Начало на 1-й стр. Народ едет сюда не только в выходные, но и в будние дни, не смущаясь ни лет- ним цветением воды (ох уж эта докучная сине-зеленая водоросль!), ни перегоро- дившими пляжи железны- ми высоченными заборами, чьи хозяева уверены: закон, воспрещающий «прихвати- зацию» территорий на рас- стоянии до двадцати метров от уреза воды, писан не для них… Сегодняуже труднопове- рить, что всего тридцать лет назадникакогоморя унас не было. Еще труднее, однако, представить, что не так дав- но находились горячие го- ловы, предлагавшие от во- дохранилища... избавить- ся. Разговоры на сей счет пошли после того, как ру- ководство комбината объ- явило: Матырское водохра- нилище ему отныне без на- добности. Благодаря новым технологиям предприятию вместо пяти с лишнимкубов ежесекундно достаточно по- лутора. А стало быть, не ре- зон оставлять водоем на сво- ем балансе. Слава Богу, руководство области, поддержанное фе- деральным центром, дей- ствовало иначе — дально- видно и ответственно. Рас- ходы по водохранилищу частично взяла на себя Мо- сква, но в основном, разуме- ется, — регион. Деньги по- надобились немаленькие. Комбинат оставил, мягко говоря, неидеальное на- следство. Дренажные ка- налы и скважины, призван- ные уберечь от разрушения девять с половиной кило- метров земляной плотины, выработали свой ресурс, за- росли, стали неэффектив- ными. Тело плотины под- тачивали родники. В кана- лах даже обосновались бо- бры. Обустраивая свое бо- бриноежитье-бытье, они за- валивали их деревьями. Да и основное ГТС с пятью за- творами, двумя водовыпу- сками и всем прочим пред- стояло привести в порядок. Тогда же впервые за тридцать лет специалисты исследовали дно. Их диа- гноз: оно сильно заилено, поднялось, двадцать восемь процентов площади превра- тились в мелководье. Эту предысторию с любо- пытными подробностями и комментариями я услышал под неумолчный плеск волн Раскинулось море широко... Липецкого моря от замести- теля руководителя Донско- го бассейнового управле- ния — начальника отдела водных ресурсов по Липец- кой области Михаила Ми- халева. Вместе со мной его слушателями были участ- ники выездного заседания президиума региональной организации Всероссийско- го общества охраны приро- ды. Точнее, не столько слу- шателями, сколько собесед- никами—ведь большинство из них сами занимаются во- просами гидрологии. Мы объехали полдюжи- ны точек, осмотрели ключе- вые объекты, вдоволь полю- бовались прелестью пейза- жей, подышали свежестью воды и леса, но также и по- расстраивались, даже повоз- мущались. С удовольствием убе- дились: на ГТС — образцо- вый порядок. Не зря, види- мо, когда встал вопрос экс- плуатации водохранили- ща, при управлении эколо- гии и природных ресурсов области было создано ОГУ «Гидротехнические ком- плексы». Под его опекой сегодня, кромеМатырского, еще сто пятьдесят гидротех- нических сооружений, в том числе в прошлом бесхозные. Я смотрел, как из-под приоткрытого всего на пять сантиметров затвора сильно и неукротимо падает вода. Она бежит, точно лента бес- конечного конвейера, за- вивается белыми барашка- ми, и чудится, что скорость ее невозможно погасить ни- чем. Но уже через несколь- ко десятков метров, пром- чавшись под виадуком, она попадает в невозмутимую гладьМатыры, которая лег- ко подчиняет ее своему соб- ственному древнему природ- ному ритму. Во время паводков, силь- ных ливней специалисты ГТС, случается, открывают два, три, четыре, а то и все пять затворов. Это гарантия, что не произойдет каких-то ЧП, что обойдется без под- топлений в недальних насе- ленных пунктах, располо- женных в низинах. Активисты ВООП зате- яли эту поездку не как экс- курсию для расширения кругозора. Они лет пять на- зад среди первых забеспо- коились о том, что будет с Липецким морем. Их сиг- налы, письма, адресован- ные Олегу Королеву, навер- няка сыграли свою роль. — К нашим предложе- ниям руководство области очень восприимчиво, — го- ворила мне председатель местной организации ВООП Наталья Пешкова. — А что касается самой идеи рекре- ационной зоны, то она весь- ма своевременная и пер- спективная. Сделать предстоит ко- лоссально много. Но глав- ное — начало положено. Кроме ремонта дренажной системы, других ГТС идут работы по углублению дна. Да, пока не в техмасштабах, как хотелось бы,—мывиде- ли один-единственный зем- снаряд, что вряд ли позво- лит ликвидировать обшир- ные участки мелководья в короткие сроки. Но, веро- ятно, интенсивность усилий будет нарастать. Особенно когда закончится подготов- ка самого проекта рекреаци- онной зоны. Я все допытывался у моих спутников, что они считают самым сложным в осуществлении задуман- ного. Ответы мне понача- лу показались неожидан- ными. Нет, у них вызыва- ет наибольшую обеспокоен- ность не нехватка средств и сил. Труднее всего, говори- ли они, справиться с перма- нентным захламлением бе- регов и покончить с цинич- ным пренебрежением Во- дным кодексом РФ. — А вы не удивляйтесь. Технические решения будут найдены. Средства – тоже. Можно ожидать, например, прихода частных инвесто- ров. А вот как остановить людей, устраивающих по- мойку в березовом или со- сновом лесочке вблизи сво- их дач, непонятно. Как за- ставить милых отдыхаю- щих не бросать на пляже баклажки, банки и прочий мусор, который так неслож- но сунуть в пакет и довезти до контейнера, неизвестно. В сущности, психоло- гия «авторов» этих свалок и владельцев уже поминав- шихся заборов одинаковая. Мне удобно, а на всех про- чих — плевать. Заборы перерезают пля- жи, перекрывают берег. Один такой, длинный, с колючей проволокой на- верху, мы увидели напро- тив базы отдыха «Коопера- тор». Он доползает до самой воды, где его завершает гор- дое и строгое предупрежде- ние: частная собственность. Проезд и проход воспрещен. До чего же хорошо усвоили некоторые наши соотече- ственники и земляки, как оно священно, право част- ной собственности! Зато на- счет прав остального насе- ления, хотя бы техже отды- хающих, у них в памяти яв- ный пробел. Я поинтересовался у одного из участников засе- дания — начальника Ли- пецкого филиала Азово- Донского бассейнового управления Евгения Бар- башина, какие законы и правила преступил хозяин забора. Оказалось, несколь- ко. Скажем, нанес ущерб не- рестилищу, перекрыл пляж до самого уреза воды… — А вы какие-то меры по этому конкретному фак- ту принимаете? — Я обратился в ряд ин- станций, включая приро- доохранную прокуратуру. Туда переданы соответству- ющие документы. Жду ре- акции. Мы все ее ждем. Не мо- жет же создание рекреаци- онной зоны наталкиваться на заборы, какими бы кру- тыми и неуязвимыми ни чувствовали себя те, кто их понастроил! ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Софья Вобликова Стоит признаться: увидев лет пятнадцать назад на улицах Липецка первые афиши «Казаков России», автор этих строк наивно полагала, что нас ждут гастроли столичных звезд. Само громкое название казалось знакомым, уже где-то слышанным, про- славленным. Единствен- ное, что удивляло, так это частота визитов гостей. Чем уж им так, думалось, наш город понравился? Чуть позже все, конечно, прояснилось. И оказалось, что Государственный ан- самбль танца «Казаки Рос- сии»—наш, липецкий, кол- лектив, что его создатель, художественный руководи- тель и главный балетмей- стер, заслуженный артист РФЛеонид Милованов – ко- реннойлипчанин. Это былне стольужчастыйслучай, ког- да слова «гордость» и «вос- хищение» наполнились ре- альным, а не отвлеченным смыслом. Вчера Леонид Петрович встретил свой шестидеся- тый день рождения. Сегодня в Липецком академическом театре драмы имени Толсто- го состоится концерт, посвя- щенный этой круглой дате. А накануне корреспондент «ЛГ» встретился с юбиля- ром и, кроме прочего, задал вопрос, интриговавший его уже больше десяти лет. — Леонид Петрович, «Казаки России» уже ста- ли визитной карточкой Ли- пецкой области. Но как вы решились взять столь гром- кое название? Не липецкие, не донские, а сразу – Рос- сии. ВотКубанский казачий хор – знаменитый, со сто- летними традициями. А тут все с нуля начиналось, и та- кой замах! — Я работал и в Кубан- ском хоре, и в ставрополь- скомансамбле танца. Кубан- ские казаки, терские, здесь – донские. И у меня роди- лась идея: почему бы все это не объединить?Мне коллеги говорили:мол, тычто,Мило- ЮБИЛЕЙ | Леониду Милованову – 60! Казак лихой, орел степной ванов, столицуказачьюздесь себеустраиваешь?Ну, столи- ца не столица, а истоки ка- зачества — у нас. Это не я, это история говорит. С Дона все пошло, с наших мест. «А ответственности не боишь- ся?»—спрашивали. Нет, не боюсь. Страшнее было, ког- да в конце семидесятых из Липецка уезжал в Красно- дар—меня в Кубанский хор пригласилибалетмейстером. —Почему? — Здесь я работал на самодеятельной сцене. В какой-то момент почувство- вал, что уже тесно. Энер- гия из меня так и рвется, а проявить её вроде и негде. Но вот так сразу уйти из са- модеятельностивпрофессио- налы– страшно. Есть барьер определенный. Потом было проще. И когда перешел в «Ставрополье»художествен- ным руководителем, и когда решил в Липецк вернуться. Я уже был профессионалом, не сомневался, чтотворчески справлюсь. Другое дело — быт. Поначалу дали нам об- щежитие на Соколе. Все раз- бито, раскурочено, живого места не было. Ребята, арти- сты, сами все восстанавлива- ли, красили, белили. Транс- порта не было. Везде своим ходом надо было добирать- ся. Это очень утомляло.При- ходил домой—просто выру- бался. Замертво падал. — А как же домашние ваши относились к таким переменам?Когда выперво- классныеколлективыостав- ляли, чтобы уйти, по сути, в никуда. —Но я уходил создавать свой ансамбль! У меня вот это чувство созидания про- сто зашкаливало. Чувство- вал, что Господь дал мне шанс. А жена моя, Гали- на Николаевна, — сама во- калистка, мой единомыш- ленник. О трудностях мало думали, на ходу все реша- ли. Главная цель была—со- здать коллектив. Артистам спасибо. Они поверили в меня. Из Ставрополья поло- вина коллектива со мной уе- хала! Это тоже помогло. Ког- да нам старое здание «Октя- бря» дали, мы там сами все обустраивали. Тросы натя- гивали для сцены. Она уни- кальна–какбыв воздухе ви- сит на этих тросах. Это что- бы мягче было, чтоб колени не уставали, чтоб баланси- ровочка была. Но там капи- тальный ремонт требуется, и вот пока мы его никак не осилим. А вообще у нас всег- да находились друзья, кото- рые поддерживалии словом, и делом. Это и семья Борцо- вых, иНиколайВладимиро- вичКарасиков…Сейчас тра- диции продолжает его сын Сергей. С областным управ- лениемкультурытворческое взаимопонимание налади- лось, связываемнашипланы на будущее. Отдельно хочет- ся поблагодарить Олега Пе- тровича Королева. За то вре- мя, что он областью руково- дит, мы получили основное развитие. Ведь мало создать коллектив — надо вперед двигаться. И он в этом нам всегда помогает. — А когда состоялось самое первое выступление «Казаков»? — Через год после того, как мы в Липецк приехали. В Москве презентация про- шла, в ЦКЗ «Россия». Это был октябрь 1991 года. — Непростое время. А когда почувствовали, что «Казаки» твердо встали на ноги? — Пожа луй , ко г д а пошли планомерные зару- бежные гастроли, где-то с се- рединыдевяностых.Нас вез- де принимали просто на ура. — Вас никогда не упре- кали, что вы делаете став- ку на стереотипы? На Запа- де традиционное русское ис- кусство воспринимаетсякак экзотика. Атут как раз каза- ки с усами да чубами, шаш- ки, пики… — По избитой дороге мы точно никогда не шли. Хотя песни, мелодии, движения берем из традиционного на- родного искусства, но мы развиваем все это. Искус- ство не должно быть закон- сервированным. Хорошо, конечно, что есть коллек- тивы, которые хранят исто- ки.Но архаика в нетронутом виде привлекательна только дляспециалистов.Большин- ствуже зрителей нужно све- жее слово. У нас, например, вокал очень подвижный, ор- кестровки интересные. Сак- софон порой используем, а значит, джазовые мотивчи- ки могут проскользнуть, и современные ритмыпрослу- шиваются. Некоторые даже что-то из «Пинк Флойда» улавливают. Эти элементыв музыке и создают акценты, дают новые краски. Нас ино- гда называют большимказа- чьим балетом. Считаю, это признание нашего высокого уровня профессионализма. — Но до какой меры можно традиции «модерни- зировать»? — Разумеется, грань очень тонкая, надо чувство- вать ее. В модерн мы не уй- дем никогда – корни не пу- стят. Но ощущение совре- менности должно быть. Вот взять ансамбль танцев наро- дов мира. Они имеют огром- ный успех, но за счет еще того, что сделал Моисеев. Движения вперед нет. «Бе- резка» также – высочайший профессионализм, но за- стывший на месте. Мне нра- вится сейчас хор Пятницко- го. Там вот эта свежесть чув- ствуется, новые краски есть. —У вас самого с чего на- чалось увлечение танцем, казачьей культурой? — Все с детства пошло. Отец на гармошке играл, первый гармонист был. От него и брат мой старший, Анатолий, любовь к музы- ке взял, стал руководите- лем музыкальным, получил звание заслуженного арти- ста. Мы с ним вместе начи- нали, поднимали здесьцели- ну. Потом ему по состоянию здоровья пришлось уйти. В танец же попал случай- но, в двенадцать лет — это все-таки уже довольно позд- но. До того я в футбол гонял, даже в нашей юношеской команде «Металлурга» не- множко играл. Боксом за- нимался, на коньках бегал. Нормальное мальчишеское детство. И драки, конечно, были. Отстаивали свой го- лос, формировали сами себя. Тогдане было такого опекун- ского отношения к детям, как сейчас. Да нас у матери четверо было, всех не обере- жешь.Мысамиискали себя, свой путь. Потому что поня- ли: кроме нас нашу судьбу никто не сделает. — В начале года вы взя- ли своеобразное шефство над Можайской колонией для несовершеннолетних… —И над Усманской. Мы тамдва раза вмесяц занятия проводим. — Зачем вам, вашим ар- тистам это надо? Зачем тра- тить время, силы? — Вроде бы и не нужно. Но я считаю – мои артисты согласны со мной в этом, — что мы должны делать что- то еще полезное для обще- ства. Это такие же дети. Да, они оступились, их лишили свободы не за шалости — за преступления. Но есть сре- ди них те, кто действитель- но случайно попал в такую ситуацию, кто остро пере- живает, не знает, как быть дальше. Может, с нашей по- мощью они луч света уви- дят, может, у них тяга к ис- кусству проснется. Главное, какимчеловек выйдет из ко- лонии: изменившимся или нет. И если мы одного-двух спасем — значит, не зря ра- ботали. —Вы объехали с гастро- лямимир, ивезде вас прини- мают очень тепло… — Конечно, это прият- но... Уж на что англичане чопорные, и те забывают обо всем, хлопают, даже виз- жат. Наши соотечественни- ки бывшие тоже очень близ- ко все к сердцу восприни- мают. Помню, после высту- пления одна женщина по- дошла со слезами, призна- лась: я почувствовала гор- дость за то, что я русская, за свою страну. Вообще, это очень важно. Мы ведь несем зрителямне просто свое уме- ние, а образ России, показы- ваем мощь нашего народа. — В гастролях, навер- ное, много всяких курье- зов происходит. Приходи- лось ли казакам преодоле- вать какие-то дополнитель- ные трудности, чтобы не ударить в грязь лицом пе- ред зрителем? — Постоянно. Вот мы только из Греции верну- лись.Мало того, что там сце- на была жесткой – бетон, сверху фанеркой прикры- тый, так еще посреди высту- пления вырубился свет. Как раз вокальная группа пела. Ну, не растерялись, побли- же к авансцене подошли и под два баяна в полной тем- ноте продолжили. Зал как взорвался! Артисты наши, несмотря ни на что, работа- ют с полнойотдачей. Втакой раж входят, что однажды мне даже вопрос «умный» задали: вы, мол, что, перед выступлением выпиваете? Так, мол, на трезвую голо- ву выкладываться невоз- можно. — Какой же напиток вы предпочитаете в свободное время? — Чай. С травками. Только времени свободно- го у меня мало. С семи утра до позднего вечера на рабо- те, перед концертами – до ночи, без выходных. Ну, баня иногда бывает. На ло- шади тоже люблю катать- ся. Только давно ужее не ви- дел, наверное, соскучилась. Через пару дней вот едем в Словению. А в планах есть даже Мексика. —Свиного гриппа не бо- итесь? — А мы его шашкой по- рубим! Надежда Белая В нашей области есть несколько литературных мест, связанных с именами писателей, которые уже ушли, но которых помнят и любят их земляки. Это измалковское село Черна- ва, родина известного советского поэта Павла Шубина, это Добринский район, где родился поэт Адольф Беляев, это елец- кие Казаки, где 25 октября 1930 года появился на свет журналист, писатель и поэт с всероссийской славой Михаил Глазков. Впервые день памяти Михаила Глазкова на его ро- дине отметили четыре года назад с легкой руки главно- го редактора районной газе- ты «В краю родном» Марга- риты Быковой. Ее инициа- тива была поддержана рай- ЗЕМЛЯКИ | В елецком селе Казаки почтили память Михаила Глазкова Жизнь после жизни онной и сельской властью, отделом культуры во главе с Надеждой Сомовой, а так- же областной организаци- ей Союза писателей России. Все эти годы на малую родину Глазкова собирают- ся гости из других регио- нов, из соседних районов, городов и сел. Многие из них хорошо знали Михаи- ла Глазкова. В июле 1987 года завер- шились его земные дни и началась жизнь после жиз- ни, которая именуется па- мятью. Особенно трепетно относятся к ней близкие и родные Михаила Глазко- ва: они по-прежнему ощу- щают его присутствие, его воздействие. Самыми до- рогими людьми были для него дочь Оксана Глазкова и жена Татьяна Ивановна, которые на этот раз приуро- чили свой приезд в Казаки к дню памяти писателя. От- чего встреча приобрела сер- дечную, родственную ноту. Официальная часть прошла у дома писателя на улице Тихонова, а потом гости пе- реместились поближе к реч- ке Гаточке, ставшей источ- ником его вдохновения. Пр оф е с с и о н а л ь ный «цех» поэтов представляли Борис Шальнев, Алла Ли- нёва, Эмма Меньшикова, Сергей Жеребятьев, Миха- ил Маскаев и земляк поэта, уроженец Елецкого района Василий Бутов. После их выступлений эстафету подхватили мест- ные стихотворцы — Алек- сандр Фомин, Надежда Пашинцева, Николай Го- ляков, Ирина Щипилева, Александра Камынина, а также Любовь Карасева из Становлянского района. Прозой приветствовал со- бравшихся член Союза рос- сийских писателей Ана- толий Коновалов. От лица власти выступили глава Казацкой сельской адми- нистрации Геннадий Ива- нов, тоже, кстати, знавший Глазкова и живший с ним на одной улице, и предсе- датель сельсовета Николай Семенихин. В тот день звучали стихи Михаила Глазкова, воспо- минания о его жизни и ра- боте журналистом в Ярос- лавле и Ельце. Ольга Бочкова Унесло течением... За прошедшие выходные на водоемах области пострада- ло несколько человек, четверых спасти не удалось. В субботу водолазы спасательной станции «НЛМК» пришли на помощь двум молодым людям, которых унесло течением на надувном матрасе. Оба были сильно подшо- фе. Одного мужчину спасли после падения с катамарана. Как рассказали в пресс-службе ГУМЧС по Липецкой об- ласти, четыре несчастных случая на воде произошли в не- оборудованных для купания местах. В Липецке утонули двое липчан, 21 и 39 лет. Первый — ночью в районе «сол- датского» пляжа, второй посреди дня запутался в водорос- лях в районе спиртзавода. В прудах сел Ситовка Липецко- го района и Паниковец Елецкого района погибли местные жители 44 и 32 лет. После бури Синоптики, дававшие для «ЛГ» краткосрочный прогноз в начале прошлой недели, упомянув вероятность локальных ливней и бурь, оказались правы. Грозовые фронты пронес- лись по территории области в выходные дни, где-то пролив- шись благодатным дождем, а где-то в буквальном смысле слова наломав дров. В субботу село Синявка Грязинского района оказалось в эпицентре урагана. Стихия, бушевавшая менее часа, при- чинила значительный материальный ущерб и создала не- мало хлопот аварийно-спасательному отряду ГУ МЧС Рос- сии по Липецкой области. Сорвана кровля с нескольких до- мов, поваленыдесятки деревьев, оборвана линия электропе- редачи. Село на несколько часов оставалось обесточенным. Аварийно-спасательный отряд совместно с отделени- ем пожарной части № 19 ночью и на следующий день зани- мался расчисткой дорог и территории от упавших деревьев. Цветы — за талант и преданность народному искусству. ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА ЛЕОНИДА МИЛОВАНОВА А нам на море далеко ехать не надо! ПРОИСШЕСТВИЯ Софья Вобликова Новая постановка по повести Гончарова «Обык- новенная история», осуществленная в Липец- ком академическом театре драмы имени Толстого, приглашает зрителей в непростое путешествие по двум мирам. Предпремьерный показ драматическойкомедии (так обозначен жанр спектакля) состоялся в прошедшее вос- кресенье. Тем самым был за- вершен88-й театральный се- зон. За четыре часа на сцене развернулась история деся- тилетнего преображения Александра Адуева, вос- торженного и романтичного юноши, в блестящего дель- ца. Приехав из провинции в столицук своему дяде, моло- дойчеловекполонрадужных надежд.Но егомечтамииде- алам уготовано суровое ис- пытание — столкновение с ПРЕМЬЕРА | « Обыкновенная история » на липецкой сцене В двух мирах обыденностью и прагматиз- мом столичнойжизни. Разо- чарованный Александр уез- жает в родное имение. Но до- рога в мир, где влюбленные рвут в пруду желтые цветы, а в небе беззаботно реет воз- душныйзмей, ужепотеряна. Адуев возвращаетсявПе- тербург, чтобыстатьнаконец победителем, обрести богат- ство и славу. Только холод- ный блеск успеха племянни- ка уже не порадует его учи- теля — дядюшку, который слишком поздно понял, что засушенный цветок порой дороже всех ценных бумаг. Художественнымруково- дителем проекта выступил народный артист России Ле- онид Хейфец. В спектакле, поставленном главным ре- жиссеромтеатраСергеемБо- бровским, занятавсятруппа. Главные ролиисполняютЕв- гений Азманов, студент Ли- пецкогофилиала РАТИ (ГИ- ТИС), и заслуженныйартист России Владимир Кравчен- ко. Официальная премьера намечена на первое октября.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz