Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

№ 138 /23516/ 17 ИЮЛЯ 2009 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 1. Введение Концепция развития социального добровольчества в Липецкой области на 2009 - 2012 годы (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федера- ции, федеральными законами «Об общественных объединениях», «О благотворительной дея- тельности и благотворительных организациях», «Об основах социального обслуживания насе- ления в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Феде- рации и Липецкой области, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институ- тов гражданского общества. 2. Основные понятия, используемые в Концепции В целях Концепции используются следующие основные понятия: добровольный труд (работа) — безвозмездный труд, осуществляемый человеком на осно- ве свободного выбора в организациях социальной сферы или в составе организованной груп- пы, действующей в гуманитарных целях; добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда; добровольческая деятельность — способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом; социальное добровольчество — добровольческая деятельность и добровольный труд, на- правленные на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества; молодежное добровольчество — практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказы- вающая социализирующее влияние на субъект деятельности; семейное добровольчество — добровольческая деятельность и добровольный труд двух и более членов одной семьи; добровольческие ресурсы — совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, про- фессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы; добровольческая организация — некоммерческая организация, привлекающая к своей де- ятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты; система поддержки социального добровольчества — комплекс мер, мероприятий и спе- циализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и разви- тие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государствен- ных ресурсов; добровольческий центр — государственное учреждение, оказывающее полный комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в обла- сти социального добровольчества в Липецкой области; агентство добровольной помощи — организация, действующая на территории муници- пального района (города) Липецкой области, оказывающая полный комплекс информацион- ных и консультационных услуг организациям и гражданам в области социального доброволь- чества; координатор добровольцев — ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координа- цию их деятельности; технологии организации добровольной работы — совокупность методик по привлечению, организации работы и поддержке добровольцев; добровольческая программа — гуманитарная программа, ориентированная на потребно- сти граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации являет- ся добровольная работа людей, а главной задачей — эффективная организация доброволь- ной работы; добровольческая акция — мероприятие одной или нескольких добровольческих организа- ций, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добро- вольцы. Понятия и термины, используемые в Концепции, не указанные в настоящем разделе, при- меняются в значениях, определенных федеральным законодательством и иными нормативны- ми правовыми актами. 3. Анализ состояния социального добровольчества Для анализа состояния социального добровольчества важно учитывать: труд добровольцев, то есть услуги, которые они оказывают, и мотивацию добровольческой деятельности в социальной сфере; деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органа- ми государственной власти и иными субъектами правоотношений; проблемы в области развития социального добровольчества. Основными принципами социального добровольчества являются: свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме до- бровольческой деятельности и добровольного труда; личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества; реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом; ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности и доброволь- ного труда; отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность и добровольный труд, социально полезный другим людям, потребность применения профессионального и жи- тейского опыта (молодые пенсионеры); потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (люди с высшим образованием, специалисты в гуманитарных областях); потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные. В социальной сфере Липецкой области наблюдается положительная динамика развития добровольчества. Добровольческая деятельность лежит в основе функционирования неком- мерческого сектора. Почти две трети жителей Липецкой области вовлечены в общественную деятельность. Общественные организации реализуют социально значимые проекты и про- граммы, основа которых – добровольческий труд членов общественных объединений и заин- тересованных граждан области. На сегодняшний день области применения добровольной работы граждан многообразны: поддержка социально незащищенных групп населения, помощь и услуги пожилым людям, под- держка семей с детьми, больными специфическими, тяжелыми заболеваниями, профилактика алкоголизма и наркомании, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, помощь ин- валидам, лицам, отбывающим наказание и вышедшим из мест заключения, и др. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, ле- жит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому че- ловеку: потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потреб- ность применения профессионального и житейского опыта (молодые пенсионеры); потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (люди с высшим образованием, специалисты в гуманитарных областях); потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные. В последние годы среди мотивов добровольцев стали преобладать более прагматичные, такие как: проба себя на пути к профессии; потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (моло- дежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений); профессиональный интерес для карьерного роста (молодые специалисты); потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требую- щими специфического лечения, и пр. Разнообразию мотивов добровольцев соответствуют разнообразные виды доброволь- ческих работ и услуг. Современная добровольческая деятельность и добровольный труд жи- телей Липецкой области в социальной сфере могут быть направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации (инвалидность, особые индивидуальные потребности, свя- занные с преклонным возрастом или тяжелой хронической болезнью, сиротство, безнадзор- ность, бездомность, вынужденное переселение, безработица, депрессия и др.), так и на ре- ализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан (просвещение, развитие личности, укрепление семьи, досуг, духовное развитие, профилактика и охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического со- стояния граждан и др.). Совместные действия некоммерческих организаций в области развития добровольче- ства демонстрируют способность негосударственных организаций к позитивной консолида- ции усилий как в целях активизации граждан, так и в целях создания новых моделей и механиз- мов развития добровольной работы. При наличии в Липецкой области значительных челове- ческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопив- ших определенный опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие социального до- бровольчества требует решения определенного спектра проблем, а именно: отставания действующего законодательства в области социального добровольчества от развившейся практики деятельности добровольческих некоммерческих организаций, напри- мер, отсутствия единой нормативной базы для использования добровольного труда в негосу- дарственных и государственных организациях социальной сферы; отсутствия инфраструктуры добровольческой деятельности на региональном и муници- пальном уровнях; отсутствия механизмов системной поддержки добровольческой деятельности; несовершенства стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда; препятствия ориентации социальных учреждений на широкое использование труда добро- вольцев вследствие ответственности, лежащей на руководителях данных учреждений, за кли- ентов и качество предоставляемых услуг в рамках действующих стандартов, норм и правил; отсутствия в бюджете государственных учреждений социальной сферы статьи расходов, предусматривающей затраты на реализацию добровольческих инициатив; отсутствия методического обеспечения организации добровольной работы; нехватки информационной и консультационной поддержки в этой области; отсутствия системы профессиональной подготовки кадров для квалифицированной орга- низации добровольной работы и управления добровольцами; неэффективности взаимодействия между субъектами правоотношений в области добро- вольчества, которая препятствует межсекторной интеграции социальных технологий и консо- лидации ресурсов, в том числе человеческих; недостаточности финансовой поддержки со стороны государства для развития добро- вольчества. Решение вышеперечисленных проблем становится возможным в результате взаимодей- ствия органов государственной власти и негосударственных организаций. 4. Цели, задачи и принципы развития социального добровольчества в Липецкой области Социально-демографическая ситуация и социально-экономические изменения, происхо- дящие на современном этапе в стране, диктуют необходимость развития новых подходов к ре- шению социальных проблем. В настоящее время общество нуждается в создании механиз- мов, позволяющих гражданам быть включенными в решение социальных задач. Добровольче- ская деятельность является одним из таких механизмов, отражающих сопричастность и соли- дарность граждан, социальную значимость их работы, развивает личную инициативу и ответ- ственность для решения общественных проблем. Целью развития социального добровольчества в Липецкой области является создание условий для максимально возможной реализации социальных потребностей населения Ли- пецкой области в процессе социально-экономического развития Липецкой области. Для достижения цели необходимо осуществить комплекс организационных, законодатель- ных и экономических мер, направленных на формирование системы поддержки социально- го добровольчества в Липецкой области. Основными задачами развития социального добро- вольчества в Липецкой области являются: совершенствование законодательства Липецкой области и формирование целостной си- стемы нормативной правовой базы добровольческой деятельности, партнерских отношений между органами государственной власти Липецкой области и добровольческими организаци- ями в процессе реализации общих социальных задач; развитие инфраструктуры поддержки добровольчества в Липецкой области на городских и районных уровнях, обеспечивающей полный комплекс услуг в сфере добровольчества; создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов добро- вольной работы; совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития добровольчества; обеспечение системы поддержки и развития молодежного добровольчества; создание финансовых условий развития добровольчества, включая привлечение внебюд- жетных источников и совершенствование бюджетного регулирования, позволяющих обеспе- чивать стабильное финансирование затрат, связанных с организацией и поддержкой создава- емой системы стимулирования добровольческой деятельности и добровольной работы; содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества. Формирование системы стимулирования, поддержки и развития социального доброволь- чества в Липецкой области строится на следующих принципах: доступность участия и равен- ство граждан, представляющих все слои населения в процессе развития социального добро- вольчества (информационное, организационное, территориальное и др.): гарантированность участия граждан в добровольческой деятельности в социальной сфере без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения; ответственность некоммерческих и государственных организаций социальной сферы за организацию квалифицированного управления и обеспечение адекватных условий для добро- вольной работы граждан. 5. Основные направления развития социального добровольчества в Липецкой области В целях достижения поставленных задач развитие социального добровольчества в Липец- кой области планируется осуществлять по следующим направлениям: 5.1. Совершенствование действующего законодательства Липецкой области в области социального добровольчества Расширение правовой базы добровольчества является необходимым условием развития гражданской активности населения Липецкой области и эффективного взаимодействия госу- дарственных и негосударственных организаций социальной сферы. Совершенствование законодательства Липецкой области должно осуществляться в со- ответствии с действующим федеральным законодательством, ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетными направлениями развития гражданско- го общества. 5.2. Формирование инфраструктуры и механизма поддержки социального добровольчества в Липецкой области Важным условием современной социальной политики, административного и социально- го реформирования является необходимость государственной поддержки в создании усло- вий для организации жизни общества таким образом, чтобы люди могли свободно реализо- вать свой собственный потенциал, взяв на себя часть ответственности, тем самым расширяя ресурсную базу социальной сферы. Формирование инфраструктуры поддержки добровольчества в Липецкой области должно осуществляться на городских и районных уровнях. Для этого необходимо: возложить на существующие учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Липецкой области, функции по поддержке и развитию доброволь- чества. Данная деятельность должна включать формирование информационной и научно- методической базы развития добровольной социальной работы, подготовку кадров для орга- низации добровольных работ, вовлечение, поддержку и стимулирование представителей всех слоев общества и возрастных категорий для участия в общественно полезной деятельности, уделяя особое внимание развитию молодежного и семейного добровольчества; разработать механизм поддержки, обеспечивающий возникновение инфраструктуры и ее функционирование. Инфраструктура поддержки добровольчества включает в себя следующие учреждения: добровольческий центр, обеспечивающий базовый комплекс услуг в сфере стимулирова- ния, поддержки и развития добровольчества, прежде всего информационную и методическую поддержку, предоставление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для исполнения на основе добровольной работы, подготовку кадров для орга- низации добровольной работы, предоставление добровольцев для выполнения работ в Липец- кой области; агентства добровольной помощи, действующие на районном уровне, обеспечивающие стимулирование и поддержку добровольчества и осуществляющие деятельность по организа- ции добровольной работы на территории каждого муниципального образования Липецкой об- ласти. Необходимым условием реализации Концепции является формирование механизмов фи- нансового обеспечения. В этой связи требуется: проведение анализа потребности финансовых и иных ресурсов, связанных с организацией и поддержкой создаваемой системы стимулирования добровольческой деятельности, реали- зацией мер и мероприятий Концепции; разработка экономически обоснованной методики определения социально-эконо- мической эффективности добровольного труда в социальной сфере, которая должна базиро- ваться на стандартах и критериях оценки эффективности добровольной работы в социальной сфере и учитывать сопоставление затрат на организацию добровольной работы и экономиче- ского эффекта, достигнутого в результате безвозмездного добровольного труда. 5.3. Создание системы профессиональной подготовки кадров В настоящее время квалификация руководителей негосударственных организаций в обла- сти добровольной работы в социальной сфере явно недостаточна, вследствие чего имеющие- ся добровольческие трудовые ресурсы далеко не всегда используются эффективно. При этом и в государственных учреждениях социальной сферы практически отсутствуют подготовлен- ные специалисты по организации добровольной работы, вследствие чего эти учреждения не получают добровольческих ресурсов общества. Однако как в некоммерческом секторе, так и в государственных учреждениях социальной сферы уже сформировано понимание того, что ор- ганизаторы и координаторы добровольцев должны иметь специальную подготовку. Подобная деятельность требует знаний технологий организации добровольной работы и навыков в об- ласти социальной работы, социального и некоммерческого менеджмента, специальной подго- товки в области организации досуговой деятельности и клубной работы, организации массо- вых мероприятий, связей с общественностью и т.п. В некоммерческом секторе существует опыт разработки и реализации обучающих про- грамм для руководителей некоммерческих организаций и организаторов добровольной рабо- ты, который целесообразно использовать. Но для создания системы профессиональной под- готовки кадров в области социального добровольчества этого явно недостаточно. Необходимо создание обучающих программ, обеспечивающих проведение данной дея- тельности на профессиональной основе, системной базе знаний и практического опыта. Деятельность по преодолению проблемы подготовки кадров следует начать с разработки первичной, оптимальной на сегодняшний день, модели программы обучения и методического обеспечения организации добровольной работы в социальной сфере. К началу практической реализации системы поддержки социального добровольчества на городских и районных уровнях ее учреждения должны быть укомплектованы квалифицирован- ными кадрами в области организации добровольной работы граждан. Для этого необходимо разработать и поэтапно реализовать программу подготовки и переподготовки кадров в обла- сти привлечения и управления добровольческими ресурсами. Такую работу необходимо про- вести совместно с высшими учебными заведениями, центрами повышения квалификации ка- дров Липецкой области и общественными организациями, реализующими подобные обучаю- щие программы для некоммерческих организаций. В дальнейшем разработка такой программы может быть включена в состав программ под- готовки специалистов по социальной работе, специалистов в области государственного и му- ниципального управления, в области общественной, благотворительной, некоммерческой де- ятельности. 5.4. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития социального добровольчества Актуальная социально-экономическая ситуация, содержание и характер проводимых в Российской Федерации реформ предъявляют новые требования ко всем участникам процес- са реформирования и развития социальной сферы. Решающим фактором, влияющим на ста- бильность и развитие общества, становится сотрудничество. От способности к общему виде- нию проблем и путей их решения, способности к практическому взаимодействию органов го- сударственной власти и управления, государственных и негосударственных организаций со- циальной сферы и жителей Липецкой области зависит качество жизни в Липецкой области. В процессе развития такого взаимодействия решающей является роль органов государ- ственной власти Липецкой области. Эта роль предполагает прежде всего государственную поддержку социального добровольчества, такую как: включение социального добровольчества в приоритеты социальной рекламы; поощрение и стимулирование добровольцев и добровольческих организаций социальной сферы как на основе проведения профильных конкурсов в сфере добровольчества, так и на основе представления к наградам отличившихся добровольцев и добровольческих организа- ций; долевое участие, субсидирование и предоставление грантов устойчивым и эффективным добровольческим социальным программам и проектам; содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества. Необходимо государственное стимулирование процесса разработки и реализации со- вместных добровольческих программ государственными и негосударственными организаци- ями социальной сферы, программ, ориентированных на расширение социальной помощи и услуг населению посредством развития социального добровольчества. Это будет способство- вать: дополнительному привлечению ресурсов в социальную сферу Липецкой области, в том числе внебюджетных средств; профессиональной ориентации населения Липецкой области, прежде всего молодежи, для занятости в социальной сфере; взаимному обучению и расширению видов обслуживания населения в различных учрежде- ниях социальной сферы. В Липецкой области, как и в Российской Федерации в целом, на базе действующего ре- гионального и федерального законодательства накоплен значительный опыт взаимодействия и партнерства органов государственной власти с общественными и некоммерческими орга- низациями, созданными и работающими с участием добровольцев в таких сферах, как соци- альная помощь нуждающимся группам населения, образование, здравоохранение, культу- ра, молодежная политика, экология и др. Эффективность процесса дальнейшего развития до- бровольчества зависит как от уровня сотрудничества некоммерческих организаций между со- бой, так и от уровня взаимодействия некоммерческих организаций с органами государствен- ной власти. При условии создания системы поддержки и стимулирования добровольчества последнее будет широко использоваться в реализации социальной политики, прежде всего в области социальной защиты населения и работы с молодежью. При этом рост эффективно- сти добровольного труда достигается за счет предоставления всем слоям общества широких возможностей реализовывать свои индивидуальные и социальные потребности через квали- фицированное управление как в организациях общественного сектора, так и в государствен- ных учреждениях социальной сферы. Необходимо создать условия для преодоления проблем, связанных с деятельностью государственных учреждений, на базе которых осуществляется или может осуществляться добровольная работа и реализация добровольческих инициатив. Перспективным фактором для развития социального добровольчества является межотрасле- вое взаимодействие исполнительных органов государственной власти Липецкой области в та- ких сферах, как социальная защита населения, молодежная политика, образование, культу- ра, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение. В первую очередь необходимо раз- работать механизм информационного взаимодействия указанных субъектов правоотношений. Основанием и опорой для реализации такой стратегии служит политика Правительства Рос- сийской Федерации в части, касающейся определения приоритетных направлений развития организаций гражданского общества. Задача содействия развитию гражданского общества должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера. 5.5. Обеспечение системной поддержки молодежного добровольчества Важнейшим аспектом при создании системы стимулирования, поддержки и развития мо- лодежного добровольчества должно стать внедрение в практику учебных заведений и моло- дежных организаций Липецкой области специальных разноуровневых просветительских и прикладных программ, направленных на вовлечение молодежи в общественную жизнь и уча- стие в деятельности организаций социальной сферы. Такие программы должны предусматри- вать разработку и реализацию конкретных действий, стимулирующих интерес молодежи к до- бровольчеству. В целях использования добровольческого потенциала молодежи для развития социальной сферы Липецкой области необходимо: разработать и осуществить среднесрочную информационно-просветительскую програм- му для молодежи Липецкой области, ориентированную на информирование и мотивирование молодых людей к добровольческой деятельности в социальной сфере. Реализация програм- мы возможна в форме факультативного курса в учебных заведениях, молодежных организаци- ях и подростковых клубах; создать организационные условия для обеспечения возможности проведения практик уча- щихся средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений Ли- пецкой области на базе организаций и учреждений социальной сферы. Рабочими механизма- ми для этого должны служить структурные элементы системы поддержки социального добро- вольчества городского и районного уровней; выявлять лучший практический опыт организации молодежного добровольчества в соци- альной сфере, содействовать его распространению и стимулировать повышение качества ор- ганизации молодежной добровольной работы в социальной сфере, например посредством проведения районных и общегородских конкурсов; учитывать при разработке программы обучения и методического обеспечения по органи- зации добровольной работы в социальной сфере опыт подготовки специалистов по организа- ции добровольной работы молодежи в социальной сфере; осуществлять поддержку массовых молодежных добровольческих акций городского уров- ня, направленных на социально полезную деятельность; разработать механизм, позволяющий использовать добровольный труд молодежи в учреждениях социальной сферы. Использование молодежного добровольного труда в организациях и учреждениях соци- альной сферы Липецкой области позволит расширить их ресурсные и сервисные возможно- сти. При этом участие молодежи в добровольном труде будет влиять на процесс ее воспита- ния, в частности: способствовать получению информации о социальной жизни Липецкой области, пробле- мах и нуждах населения, развитию жизненного опыта и повышению ответственности молоде- жи за будущее Липецкой области; пробуждать чувства сострадания, милосердия, заботы, воспитывать толерантность; развивать гражданское самосознание и предоставлять возможность получения навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; стимулировать профессиональную ориентацию и профессиональное развитие, тем самым способствовать личностной устойчивости и социализации молодежи. Существующая между- народная и российская практика использования молодежных добровольческих ресурсов в со- циальной сфере подтверждает востребованность молодежного добровольчества и необходи- мость его поддержки и развития. 6. Принципы, механизмы и условия реализации Концепции В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимо- действия, в соответствии с которым максимально используется потенциал общественных объ- единений и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления в Липецкой об- ласти, а также духовно-нравственный опыт и авторитет религиозных конфессий. Механизмами реализации Концепции являются: принятие правовых актов, направленных на создание системы поддержки добровольче- ства в Липецкой области на краткосрочный и среднесрочный периоды; разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на соответству- ющие годы; проведение мониторинга процесса создания и деятельности инфраструктуры поддержки добровольчества на городском и районном уровнях; создание системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами. Условиями реализации Концепции является наличие: ресурсного обеспечения, включающего финансовые ресурсы, предусматриваемые в бюд- жете Липецкой области; территориальных ресурсов, то есть определение местонахождения центра поддержки до- бровольческих инициатив и агентств добровольной помощи; имущественные ресурсы, в том числе разработку и подготовку обоснований и предложе- ний для поиска помещений под размещение создаваемого добровольческого центра; кадровые ресурсы, предусматривающие выявление имеющихся специалистов и подго- товку кадров для организации работы добровольцев на основе разработки комплексных про- грамм повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и социальных работников; информационно-методические ресурсы, включающие сбор, классификацию и распро- странение информационных и методических материалов и технологий, формирование и под- готовку сертифицированных групп специалистов — координаторов, консультантов, лекторов и тренеров в области добровольчества. 7. Заключительные положения Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов: формирования целостной устойчивой общественно-государственной системы поддержки социального добровольчества; внедрения опыта организации добровольной работы негосударственных организаций в деятельность государственных учреждений социальной сферы; расширения спектра и объема социальной помощи и социальных услуг, предоставляемых населению Липецкой области, повышения их качества; повышения эффективности социальных программ и деятельности государственных и не- государственных организаций социальной сферы; повышения уровня общественной активности населения Липецкой области, вовлеченно- сти граждан в решение социальных задач; активизации молодежи посредством вовлечения в общественную и профессиональную за- нятость в социальной и общественно полезной сфере на основе добровольчества; совершенствования деятельности некоммерческих организаций и форм их взаимодей- ствия с органами государственной власти в интересах социально-экономического развития и укрепления гражданского общества. В перспективе реализация Концепции будет способствовать: созданию возможностей для поэтапного увеличения притока добровольческих ресурсов в социальную сферу; снижению потребительского настроя граждан и социальной напряженности в обществе, а также повышению культурного уровня населения; воспитанию молодежи в духе гражданственности и заботы; формированию позитивного общественного мнения по отношению к социальной полити- ке Липецкой области; снижению финансовых бюджетных затрат при расширении спектра и объема оказываемых социальных услуг и увеличению категорий и численности граждан, получающих эти услуги. № п/п Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственные исполни- тели 1 2 3 4 1. Формирование инфраструктуры и механизма поддержки социального добровольчества в Липецкой области 1.1 Проведение мониторинга потребностей государственных и негосударственных организа- ций социальной сферы в добровольческих ресурсах ежегодно управление внутренней политики ЛО 1.2 Анализ потребности финансовых и иных ресурсов, необходимых для организации работы инфраструктуры поддержки социального добровольчества 2009 год управление внутренней политики ЛО 1.3 Разработка методических рекомендаций по организации деятельности инфраструктуры поддержки добровольчества на городских и районных уровнях 2009 год управление внутренней политики ЛО 1.4 Разработка критериев оценки и методики определения социально-экономической эффективности добровольной работы в социаль- ной сфере 2009 год управление экономики администрации ЛО 1.5 Разработка механизма представления в добровольческий центр информации о потребно- сти государственных учреждений социальной сферы в добровольческих ресурсах 2009 год управление внутренней политики ЛО КонцепцияразвитиясоциальногодобровольчествавЛипецкойобластина2009-2012годы Приложение 1 к постановлению администрации области от 15.06.2009 г. № 206 Постановление администрации Липецкой области № 206 от 15.06.2009 О добровольческом движении в Липецкой области С 13 по 19 апреля 2009 года в Липецкой области состоялась «Неделя молодежного слу- жения», которая стала ярким примером добровольчества в различных направлениях деятель- ности. В добровольческой акции приняли участие 12,5 тысячи представителей подростков и молодежи, проведены 292 мероприятия, экономический эффект которых составил 4,8 млн. руб. В соответствии сфедеральными законами№82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объ- единениях», №135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворитель- ных организациях», №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населе- ния в Российской Федерации», Законом Липецкой области № 124–ОЗ от 31.08.2004 «О бла- готворительной деятельности в Липецкой области» и целях повышения уровня общественной активности населения Липецкой области, создания дополнительных условий, способствую- щих эффективному решению социальных проблем, администрация Липецкой области поста- новляет : 1. Одобрить Концепцию развития социального добровольчества в Липецкой области на 2009 - 2012 годы (приложение 1). 2. Утвердить план мероприятий на 2009 - 2010 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Липецкой области на 2009 - 2012 годы (приложение 2). Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ Приложение 2 к постановлению администрации области от 15.06.2009 № 206 План мероприятий на 2009-2010 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Липецкой области на 2009-2012 годы 1 2 3 4 2. Создание системы профессиональной подготовки кадров 2.1 Анализ кадрового потенциала для создания и развития инфраструктуры поддержки социально- го добровольчества 2009 год управление внутренней политики ЛО 2.2 Разработка программы подготовки и переподго- товки кадров в области организации доброволь- ной работы в социальной сфере 2010 год управление внутренней политики ЛО, управление образования и науки ЛО 3. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития социального добровольчества 3.1 Разработка примерного перечня услуг и видов работ, предоставляемых на основе добровольной работы граждан в государственных организациях социальной сферы 2009 год управление труда и занятости ЛО, управление социальной защиты населения, управление здравоохра- нения ЛО, управление экологии и природных ресурсов ЛО, управление культуры и искусства ЛО, управление физической культуры, спорта и туризма ЛО, управление лесного хозяйства ЛО 1 2 3 4 3.2 Разработка методических рекомендаций по организации и использованию добровольного труда в организациях социальной сферы 2009 год управление внутренней политики ЛО 3.3 Организация и проведение цикла семинаров и круглых столов с руководителями некоммерче- ских организаций по вопросам социального добровольчества 2009-2010 годы управление внутренней политики ЛО 4. Обеспечение системной поддержки молодежного добровольчества 4.1 Организация и проведение информационных кампаний по развитию добровольчества в молодежной среде 2008-2009 годы управление по делам печати, телерадиовеща- ния и связи ЛО 4.2 Проведение смотра-конкурса «Доброволец года» Ежегодно управление внутренней политики ЛО 4.3 Оказание поддержки в организации и проведе- нии молодежных акций и мероприятий «День молодежного служения», «Весенняя неделя добра», «День добровольцев» Ежегодно управление внутренней политики ЛО 4.4 Разработка специальной комплексной програм- мы развития добровольчества для подростковых и молодежных клубов 2010 год управление внутренней политики ЛО 4.5 Организация и проведение цикла семинаров и круглых столов с руководителями молодежных общественных объединений по вопросам молодежного добровольчества 2009-2010 годы управление внутренней политики ЛО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz