Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

16 ИЮЛЯ 2009 № 137/23515/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков «Актер театра кукол больше, чем просто артист. Он должен не только уметь создавать образы, но еще и быть психологом, тонко чувствующим душу ребенка», — убежден народный артист России Вадим Жуков. За сорок лет работы в Липецке руководителем Государ- ственного театра кукол он поставил десятки интереснейших спек- таклей, воспитал в своей труппе множество ярких творческих индивидуаль- ностей и добился того, что театр кукол сегодня располагается в прекрас- ном здании, похожем на сказочный дворец. Сегоднямастер отмеча- ет свой 75-летнийюбилей, а накануне он ответил на вопросыжурналиста «Ли- пецкой газеты». — Вадим Васильевич, постановщик кукольных спектаклей — профессия редкая и необычная. Что привлекло вас в ней? —Как это часто в жиз- ни бывает, помог обрести профессию счастливый случай. Я рос в Крыму в семье военного и о сцене даже не мечтал. Хотя от- лично помню, какое силь- ное впечатление произвел на меня спектакль «Ко- варство и любовь», кото- рый я смотрел с родителя- ми в Симферопольском те- атре. Игра актеров, костю- мы, декорации — мне ка- залось, что я попал в но- вый, фантастическиймир. Как-то с друзьями безби- летниками проскочили в театр кукол, тоже было здорово, пока нас не вы- толкали взашей. Потом была война… Отец пропал без вести на фронте, маму в марте 42-го расстреляли фашисты за связь с парти- занами, я остался сиротой. Меня воспитала замеча- тельная русскаяженщина ЕкатеринаОсиповна Суси- на, нянчившая еще мою маму. Жили трудно, ну а кому было легко в после- военное время? В детстве я мечтал стать моряком, в классе отвечал за шефские свя- зи с ВМФ, дружил и пе- реписывался с матроса- ми. Команда крейсера «Молотов» даже хода- тайствовала о принятии меня юнгой на корабль, однако, когда выясни- лось, что в войну я нахо- дился на оккупированной территории, о службе на флоте пришлось забыть. Даже командующий Чер- номорским флотом гене- рал Октябрьский ниче- го не смог сделать — та- кие были тогда порядки. Поступил в ремесленное училище, на пару с другом Юрой Южным (впослед- ствии известным москов- ским конферансье) стал вести концертные про- граммы. Однажды глав- ный режиссер Симферо- польского театра кукол Тарпания увидел нас на сцене ДК и пригласил в спектакль «Витя Малеев в школе и дома». Первый театральный опыт, види- мо, оказался удачным, и нас пригласили перейти в театр на работу. В фев- рале 1953 года меня при- няли в труппу. Поначалу было тяжело и непривыч- но — сцена длилась счи- танные минуты, а репети- ции с куклой — несколь- Народный артист России Вадим Жуков : «Я прожил жизнь не зря» ко часов. Болели мыш- цы с непривычки, на гла- за наворачивались слезы, несколько раз порывался уйти. Так прошел год… Но со временем я понял, что попал в театр, близ- кий мне по духу. Увидел восторженные глаза де- тей, почувствовал, с ка- кой радостью восприни- мают они происходящее на сцене, и остался. Главный режиссер как-то сразу увидел во мне режиссерские способ- ности, стал привлекать меня в качестве своего ас- систента, потом доверил ставить самому. Я жил театром, пропадал в це- хах, спорил с художника- ми, обсуждая декорации, взрослые люди постепен- но стали прислушиваться ко мне. Даже в комиссию по отбору актеров меня включили. Как-то при- шла поступать на работу симпатичная девушка. Мне она сразу пригляну- лась. «Надо брать»,— го- ворю я комиссии. А через три года, в 1957, мы по- женились. Так что судь- ба мне подарила не толь- ко профессию, но и заме- чательную жену. У нас двое детей – дочь Татьяна и сын Александр, внуки, уже появились правнуки. — А как из солнечно- гоКрыма оказались вЛи- пецке? — Тоже благодаря стечению обстоятельств. Жили мы тогда в малень- кой, сырой 12-метровой комнатке. Дочка болела, и врачи посоветовали сме- нитьклимат. Сталрассма- тривать предложения из городов, где мне готовы были предоставить рабо- ту и нормальное жилье. ВЛипецке работал знако- мый по Симферополю ре- жиссер, по его приглаше- нию приехал, осмотрел- ся. Честно говоря, не по- нравились условия — те- атр ютился в крохотной комнатке — и методы ра- боты. Я вернулся домой, а через два года, в 68-м, меня позвали в Липецк вновь — труппа развали- лась, профессиональные артистыбезжилья быстро разбежались по другим городам. Я решил строить театр с чистого листа. К этому времени уже успел получить в Ленинграде специальность режиссе- ра, закончив театровед- ческий факультет. Начи- нать с нуля всегда непро- сто. К счастью, областные власти всячески поддер- живали мои начинания, дали хорошую трехком- натную квартиру в цен- тре, помогли решить во- прос с жильем для приез- жих артистов. Так посте- пенно в Липецке стал ор- ганизовыватьсясовремен- ный театр кукол. — Какое дело за свою многолетнюю творче- скую карьеру вы считае- те главным? — Думаю, я прожил жизнь не зря. За несколь- ко лет удалось собрать коллектив, в котором не было двух одинаковых ар- тистов. Укаждого—ярко выраженная индивиду- альность, и, что самое важное, все они очень до- брые люди, искренне лю- бящие детей и свою про- фессию. Я сделал ставку на молодежь. В поисках подходящих актеров при- шлось объездитьмного те- атральных студий. Сразу сказал ребятам: обещаю вам любовь зрителей, но будет трудно, как ни в одном театре Советского Союза. Не все согласились на такие условия, но кто поверил мне, никогда об этом не пожалел. Конеч- но, состав труппы с го- дами менялся, особенно часто исчезали юные ак- трисы— их увозили с со- бой на край страны люди романтических профес- сий — геологи, военные. Жалко было с ними рас- ставаться, но ничего не поделаешь – жизнь есть жизнь. Я считал своим первейшим долгом облег- чить положение артистов, дать им возможность спо- койно заняться творче- ством. Нам удалось под- готовить серию интерес- ных во многом новатор- ских работ «Армянская легенда», «Ищи ветра в поле», «Иван Царевич и Серый Волк». В театр по- тянулись зрители, длянас это стало настоящей побе- дой— начинали ведь при полупустых залах. Кро- ме выходных стали рабо- тать по пятницам, власти помогли организовать по- ездки детей из городских школ, зал переполняла радостная детвора. Очень волновался, когда к нам приехала комиссия мо- сковских критиков, от- смотрела репертуар и, не сказав ни слова, уеха- ла в столицу. Ну, думаю, все, сейчас надают нам по шапке. А через неко- торое время пришло изве- стие: за спектакль «Ищи ветра в поле» мы удосто- ились премии Министер- ства культуры СССР. По- лучили около 3 тысяч рублей, сумасшедшие по тем временам деньги. А разве можно забыть га- строли в Москве? При- везли три лучших спек- такля. Руководитель Мо- сковского государствен- ного театра кукол Сергей Образцов хоть и серьез- но хворал в то время, но пришел посмотреть один из них. Очень долго бе- седовал с каждым арти- стом, сказал потом всем: «Вадик собрал удивитель- нуютруппу – голосистую, владеющую профессией, все у вас в порядке, есть и изюм, и перец, и мука!» Вообще я считаюОбразцо- ва своим учителем. Этот уникальный человек за- ложил основы современ- ного отечественного теа- тра кукол, превратив его из ярмарочного развле- чения в настоящее искус- ство. Почему-то он всегда благоволил ко мне, еще в юности советовал серьез- но заняться режиссурой, часто подробно разбирал мои идеи, в чем-то под- держивая, в чем-то обо- снованно критикуя. Это счастье, что мне довелось общаться с таким чело- веком. — Ваш коллектив не- однократно выезжал на зарубежные гастроли. В те годы такой чести удостаивалась далеко не каждая труппа. Что из этих поездок запомни- лось больше всего? — Выехать за рубеж было действительно очень непросто. Обком партии, контролировавший иде- ологию, разрешил зару- бежные гастроли лишь с третьего раза, хотя о теа- тре уже говорили по всей стране. Больше всего запом- нилась африканская эк- зотика. Нас послали в тур по Замбии, Мозамби- ку иАнголе. В Замбии на- чались военные действия, какая-то очередная рево- люция, переехали в Ан- голу, там тоже неспокой- но, взрывы, теракты, пе- рестрелки, работали в за- крытых школах и госпи- талях под охраной кубин- ских десантников, а вот в Мозамбике все было хоро- шо.Больше всего запомни- лось, какпринималипьесу «Волк и Поросенок» в пе- реполненном зале. Спек- такль шел с переводом на португальский, и зрите- ли, среди которых было немало взрослых, практи- чески все понимали. Ког- да Волк запел, в зале раз- дались восторженные вы- крики «Майкл, Майкл» — чем-то его пластика аф- риканцам напоминала Майкла Джексона. Дело дошло до ключевой сце- ны — Поросенок прячет- ся в бочку. В зале — ди- кий грохот и треск. Поду- мал — взорвалась бомба, испугался, гляжуиз-за ку- лис — зал пуст. Я опешил от неожиданности, по- том вижу люди потихонь- ку вылезают из-за кресел. Как мне потом рассказа- ли, умозамбикцев высшая точка проявления эмоций — сесть на пол. Вот такие они удивительные люди. Еще очень приятно было выступать на междуна- родном фестивале в Поль- ше, там мы взяли глав- ный приз. Местные газеты все удивлялись, как в рос- сийском провинциальном городе появляются такие спектакли. — А для какой ауди- тории интереснее рабо- тать–для детскойили для взрослой? —Безусловно, главные мои работы – для детей. Но и для взрослых очень интересно ставить спек- такли, открываютсяновые возможности. Так, в свое время была очень попу- лярна «Божественная ко- медия». На классическом материале мы сделали острую, сатирическую по- становку, припася фигу в сторону обкома партии.Но тамеё за всем этимантура- жем, похоже, не заметили. А вот когда я собрался ста- вить «До третьих петухов» Шукшина, разразился на- стоящий скандал. Несмо- тряна всемоидобрые отно- шения с начальством, мне резко сказали — «не сове- туем». И я прислушался, кто знает, какие послед- ствия для всей областимог повлечь слишком смелый спектакль, сколько голов бы слетело. — Что для вас важно сегодня, на новом этапе развития театра? — Для меня главное, что всю жизнь я занима- юсь своим любимым де- лом, даря радость людям. Как-то в разгар перестрой- ки на очередном совеща- нии чиновникименя спро- сили: «ВадимВасильевич, а вы как собираетесь пе- рестраиваться?» А я от- ветил: «Знаете, если ро- яль хорошо работает, за- чем его перестраивать, так и звук можно испортить». Если наметил цель, то иди кней до конца, не сворачи- вая в угоду конъюнктуре. Я счастлив, что у нашего театра после стольких лет мытарств наконец-то поя- вился красивый уютный дом, куда с удовольстви- ем приходят дети. Сей- час в театре новый глав- ный режиссер, заслужен- ный артист России Олег Пономарев – человек мо- лодой, творческий, увле- ченный. Чему-то он учит нас, что-то сам перенима- ет. Мое дело будет продол- жено, и это главное. «Липецкая газета» присоединяется к много- численным поздравлени- ям и желает Вадиму Жу- кову здоровья и творче- ского долголетия!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz