Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
№ 15-16/23393-23394/ 28 ЯНВАРЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Александр Косякин Этот материал написан для того, чтобы мы еще раз напомнили сами себе — ка- кой силой обладаем и что может она в годину любых испытаний. (От автора) àÍÓÌ ˚ Ô ÓÒ fl ÚÒ fl ‰ÓÏÓÈ... — Представляете, эта иконочка к нам, в обитель, будто просилась... Даже сту- чала—стук-стук,—говорит матушка, и глаза ее сияют. —А теперь она даже посвет- лела... Инокиня Христина под- ходит к иконе святителя Николая и крестится: —Вот, видите? История вышла такая. В домовойцерквиБогородице- Тихоновского женского мо- настыря (обычной комнате бывшей совхозной конторы, приспособленной для служ- бы) стараниями сестер и прихожанпоявилось немало икон, а образа Николая Чу- дотворца не было. Вот и пришлось обратиться к пра- вящему архиереюЛипецкой иЕлецкойепархииепископу Никону. Владыка благосло- вилвзятьиконувБогородиц- ком мужском монастыре. Монах вынес матушкам две — на выбор. А после, при встрече, рассказал историю. В помещении, где хранятся образа, постоянно раздавал- сялегкийстук.Нопосле того как матушки забрали икону святителя Николая, стук прекратился. В монастыре, который только-только возобновляет свою жизнь, каждый такой случайвоспринимаютодина- ково: Господь дает знакСвое- го невидимого присутствия в мире видимом, осязаемом. А значит, никакие трудности не страшны. Здесьже, рядом с иконой Николая Чудо- творца, находится другая — Живоносного источника — так она десять дней миро- точила, следымиро видныдо сих пор. А еще в обители случилосьчудо возвращения домойобраза святогоцелите- ляПантелеймона. Этуикону и все, что с ней было связано, я хорошо знал, поэтому рас- скажу об этом подробней. Уэтойобителинаокраине Задонскаособая,трагическая судьба. Она дольше всех де- ржалась и больше всех по- страдала — за то ей особое Божье покровительство... В тридцатом году, когда три действовавших в округе монастыря были уже закры- ты,пришелчередиБогороди- це-Тихоновского женского. До того уже было несколько набегов. Не со стороны степ- няков-кочевников, асосторо- ны местных «товарищей». Послеизъятиявсехценностей последняя пожива была ужи вовсе жалка: «ветхое одеяло — одно, дерюги хлопковые —две,примус—один,старых юбок — шесть» и т д. Ризы, окладыиконивсе,чтоблесте- ло, варварыдавноободрали, а вот на сами иконы внимания не обратили, для них они былипростораскрашенными досками.Игуменьюисвящен- никамонастырячерезтридня расстреляли в Елецкой тюрь- ме, над самим монастырем кружили вороны и летели перья от растерзанных поду- шек. Вот тогда-то из разграб- ленного алтаря темным вече- ром Татьяна Михайловна РублеваиконуцелителяПан- телеймонаивынесла.Сначала прятала, тайком молилась, а потом поставила в красный угол в избе. Там она и стояла до последнего времени, иког- да мы приходили проведать ее, больную, первое, чтовиде- ли, войдя в дом, —лик цели- теляПантелеймона,крупную, старинную икону афонского письма. Татьяна Михайловна приходилась моей теще тет- кой. Она много претерпела в этой жизни, не разгибаясь работала «за палочки» вкол- хозе, поднимала его после войны, и я сейчас очень жа- лею, что так редко слушал ее рассказы... А дочери своей она завещала после своей смерти передать образ в мо- настырь. Так Нина и посту- пила — икону проводили крестнымходоми встретили в монастыре под звон коло- колов. После реставрации она заняла свое достойное место в храме. Возвращение, обретение икон — явление в Русской Православной Церкви древ- нее и всегда заметное, благо- датное и, как теперь сказали бы, знаковое. Вот, например, история обретения одной из последних икон, названных «Державная». Именно она, если так можно выразиться, «отвечает»навопрос: почему умерла в семнадцатом году монархия в России? Потому что она предала своего царя, Помазанника Божиего, зна- чительнаячастьнародаутра- тила веру в Бога, Богоуста- новленную власть — а у та- кого народа царство отнима- ется.Таковацерковнаяточка зрения на события тех лет. При этом важно понимать, что Господь не отбирал сво- боды выбора у людей, Он попустил (позволил) событи- ямразвиваться так, как того ВЕРА | « Я возвращуся к вам , домашние иконы ...» ( Е . Баратынский ) éÍÓ¯ÍÓ Í ÅÓ„Û хотелисамилюди, чтобыони на собственном опыте убеди- лисьвбезумиисвоихдеяний. Так умные родители разре- шают ребенку притронуться к огню, чтобы он навсегда запомнил, как это опасно... Так вот, символом лише- ния царства стало обретение именно 2 марта 1917 года, в день отречения Государя от престола, иконы Божией МатериДержавнойвподмос- ковномселеКоломенское. Ее нашлиподстарымидосками. Раньше этот образ никто никогда не видел, и вотБого- родица явилась людям — в царской одежде, сидящаяна троне с Младенцем — Иису- сом Христом — на коленях. В руках Ее— символы царс- койвласти: скипетридержа- ва. То есть Господь показал людям, что царство земное —не естьделорукчеловечес- ких, что оно не от мира сего и что скипетр и держава, выпавшие из рук Государя, были приняты самой Де- ржавной Владычицей и За- ступницей Руси Пресвятой Богородицей Марией. А нашажизнь с техпор вомно- гом пошла по поговорке — без царя в голове... Кстати. Каждый год в нашей области бывает крес- тным ходом чудотворный образ иконы Песчанской Божьей Матери. У нее похо- жая история. Святитель Иосаф увидел во сне забро- шенный ветхий храм, а в углу среди кучи мусора раз- личные иконы. От одной из них исходил ослепительный луч света. После пастырь долго объезжалцерквиокру- ги, пока не нашел ту, что увиделво сне. Это былов селе Пески Изюмского уезда. В короткие срокиикона сдела- лась почитаемой в России, изливаяна верующихобиль- ные чудеса. Именно этот об- раз во время империалисти- ческой войны благословил Иосаф доставить на фронт, в Ставку. «Господь, — сказал старец,—послал эту войну в наказание людям за грехи их, и только одна Матерь Божия может теперь спасти Россию, нужно, чтобы Ее и другие святые иконы крест- ным ходом прошли бы вдоль фронта...» В «Воспоминани- ях» товарища обер-прокуро- раСвященногоСинодакнязя Жевахова (это ему лично поручила Императрица до- ставить образ на фронт) под- робно рассказывается, как «встретили»икону вСтавке. Без должного почтения, царюо прибытиине доложи- ли («Государь — в загоне, — писал князь ... Государь одинок и не имеет духовной поддержки...»), крестного хода не организовали — в общем, кругом уже была карусельпредательства, тру- состии отступления от веры. Чем все обернулось для Рос- сии, известно. Предвижу насмешливые возражения:какже, состоял- сябыкрестныйход—ивойну бы выиграли... Обратимся, однако, к фактам истории. Крестные ходы всегда пред- варяли битву русских с ино- земцами. Так было при обо- роне Пскова от литовцев, ко- торой, между прочим, руко- водилуроженецнашегокрая князь Шуйский. («В осаду для обороны Пскова из Пе- черской обители вышли чу- дотворнаяиконаУмиленияи старая медная хоругвь» — такначинаетсвойочеркбело- эмигрантЛ. Зуров).Такбыло в стане Дмитрия Донского после благословения препо- добногоСергияРадонежского перед Куликовской битвой. Известно заступничество за Россию перед татарами по молитвам христиан Влади- мирской, Елецкой икон Божьей Матери. Суворов не начиналниодногопоходабез общегомолебнапередобраза- ми. Служили его и перед Бо- родинским сражением, это хорошо показано в фильме «Война и мир» — помните, как Кутузов на виду у всей армии становится перед ико- ной Смоленской Божьей Ма- тери на колени? Издавна за- ступницей Руси считается Казанская икона Богороди- цы. Петр Первый молился перед ней вместе со всем рус- скимвойскомвканунПолтав- ской битвы... И в годы Вели- кой Отечественной войны покров Богородицы над рус- ским войском подМосквой, в Ленинграде и Сталинграде помог выстоять, победить. Такподробномыговорим об этих иконах не только потому, что каждая из них — раритет и реликвия Пра- вославного мира, а потому, что они есть вомногих домах христиан и каждый может по вере, по молитвам своим ощутить их чудодействен- ную силу. Авотнекоторыеиз знаме- нитых икон нашего края. Владимирская — храмо- вая икона Владимирского собора Задонского Богоро- дицкого мужского монасты- ря, небеснаяигуменьяобите- ли. Расположена справа от алтаря.Этооднаиз современ- ныхкопийсамойзнаменитой на Руси иконы—Владимир- ской Божьей Матери, напи- санной евангелистом Лукой на столешнице, за которой трапезничал Иисус Христос. С этого образа и был сделан список, который попал в нашикраяи с которого, собс- твенно, и начинался монас- тырь (1610 год).Иконане раз спасалазадонцевотэпидемий холеры, останавливала пожары,помогала болящим, у ее образа молились, специ- ально приезжая в Задонск, цари, иерархи Церкви, вид- ные люди Отечества. Образ (оригинал) утрачен после разгрома монастыря в двад- цатые годы. Икона Божьей Матери Елецкая.Празднованиеуста- новлено 11 января. По цер- ковному преданию, была об- ретена еще в 1060 году. Точ- ных сведений о ней не сохра- нилось. Но известно, что Бо- городицананейбылаизобра- жена сМладенцемна руке. В результате многочисленных набегов образ был утрачен. Новый был написан при вое- воде Нащекине в 1735 году и установленвцерквиНиколая Чудотворца на Аргамачьей горе. Копии с этой иконы дваждыельчанепреподноси- ли в подарок царской семье. Один из старинных списков иконы находится сегодня в Вознесенском соборе Ельца, слева от амвона. Казанская икона Богоро- дицы в Чаплыгине. Находи- ласьвхраме селаКривополя- нье. Тамоднаждыиначалось ее чудесное свечение. Позже образ крестным ходом был перенесен в монастырь Ра- ненбургская пустынь. И здесь икона вдруг снова на- чала светиться... Вообще у «великих чу- дотворных» не только своя судьба, но и свой, говоря мирским языком, профиль, своя особая благодать, рас- пространяемаянаопределен- ные сферы человеческой жизнедеятельности. Влади- мирская молит Господа о судьбе державы, в ее «веде- нии» государственно-поли- тические и общественные судьбы России. Казанская — заступница Отечества пе- редвсякимврагом.Иверская покровительствует москви- чам. Или такой пример. На току задонской фирмы «Вы- сокие технологии» я увидел прошлымлетомикону «Спо- рительница хлебов». Ее по- дарил директору Николаю Григорьеву владыка Никон. И, представьте себе, урожаи в этом хозяйстве самые вы- сокие в районе! К слову, там же летом прямо в поле, у комбайнов, батюшка бли- жайшего прихода совершил молебен у иконы «Неупива- емая Чаша», помогающей против пьянства. В хозяйс- тве с этим вроде бы нормаль- но, но рассудили: уборка все-таки, береженого Бог бережет... Разумеется, это вовсе не значит, что простой человек не может просить помощи у любой иконы в своей нужде — «стучите да откроется»... О любви и почитании икон на Руси свидетельству- ют их названия. Вслушай- тесь в эту музыку: «Умягче- ние злых сердец», «Всех скорбящихрадость», «Взыс- кание погибших», «Утоли моя печали», «Умиление», «Нечаянная радость»... Во все времена иконы, особенно чудотворные, путе- шествовали по России. И се- годня они идут крестными ходами, летят самолетами, едут поездами, плывут паро- ходами. Их берегут, их охра- няют от расплодившихся на Руси злодеев — помните, с какими предосторожностя- ми показывали в прошлом году верующим Тихвинс- кую, Казанскую—брониро- ванные автомобили, сейфы, спецохрана. А вот для срав- нения. До революции очень часто путешествовала Ивер- ская, она ездила поМоскве и днем, и ночью — по домам, по всяким присутственным местам—буквально по зака- зам. Посещения расписыва- лись на две недели вперед. А ведь одного золота в окладе было более пуда. «Иверское сердце, червон- ное, горит»—писалаЦвета- ева. Между прочим, сопро- вождали карету со святыней всего один (!) иеромонах и один городовой на запятках. И все! Конечно, тогда была другая Россия, боголюбивая и богобоязливая. Каждый год иконы путе- шествуютипонашемукраю. Из разныхмонастырейкнам и далее идут крестные ходы. Какие и куда ожидаются в нынешнем — о том лучше спросить в управлении Ли- пецкой и Елецкой епархии. Но самыммногочисленным, с большим составом икон, традиционно является крес- тный ход из Воронежа в За- донск ко дню памяти святи- теля Тихона Задонского (25- 26 августа). Такой же в это время, только менее внуши- тельный, идет в Задонск из Липецка. êÛÒÒ͇ fl ¯ÍÓ· ËÍÓÌÓÔËÒË Иконопись — одно из са- мых древних искусств на земле. У нас на слуху имена Феофана Грека, АндреяРуб- лева, ДаниилаЧерного. По- истине великие имена ХV века! Но иконопись на Руси появилась раньше. Это было связано, в первую очередь, с принятием христианства. В числе первыхпросветителей былибратьяКириллиМефо- дий.Последний, кстати, был не просто переводчиком- книжником, а и иконопис- цем. «Второе пришествие Христово» и «Страшный суд» — его работы. А уже в 1083годудляросписиКиево- Печерской лавры прибыли из Грециимастера. Имв уче- ние был отдан родителями юноша, в будущем извест- ный иконописец Алипий Печерский. Вот с этого все и началось. Как раньше писали ико- ны?Прежде чемприступить к работе, долго постились, молились, исповедовались, причащались. И уж потом, надев чистые одежды, начи- нали с Господом. Суть этого творчества заключалась в стремлении начинающего войти узкими вратами пос- лушания и воздержания в духовную сферу, которая позволит бороться со злом внутри себя. То есть это был прежде всего диалог сБогом. Живопись же как таковая —это другое, тамвсе чувства напогляд (в хорошем, конеч- но, смысле слова), вот поче- му не всякий даже самый талантливыйхудожник смо- жет написать икону, пере- дать чувства Богородицы, которые можно определить как радость святой печали: мать знает заранее, что сын ее вырастет и примет муче- нический конец за все чело- вечество... Откуда берутся иконы сегодня? Сравнительно недавно была освящена Богоявленс- кая церковь в селе Панико- вец под Задонском. Храм восстановила “Аврора”—аг- рофирма предпринимателя СергеяУваркина (онарестав- рирует еще пять церквей в ЗадонскомиЛипецкомрайо- нах). На ее средстваже были приобретены и новые соф- ринские иконы, много икон. Все они добротного письма, дорогие, но... Но они, как говорят верующие, ненамо- ленные еще. Каки самхрам. Потому-то нет в нихпока той теплоты, что ощущается у старых образов, доставших- ся еще от твоих стариков. Да и где теперь взять старые иконы? Иногда кажется, что в потемневшихдоскахотража- ется полузабытое, но знако- мое лицо бабушки, которая пекла тебе весной «жаворон- ков», собирала медяки ребя- тишкам, что заваливались гурьбой рождественским ут- ром «Христа прославить», и, жалеючивнука, подставляла свою руку под отцовский ре- мень — чтоб ему, бедокуру, досталось поменьше... Глядя на старые иконы, вспомина- ешь, каконаустраиваласьна выскобленных половицах передзажженнойлампадкой, какгорячопросилаГосподаи за сына, и за невестку, и за заболевшуюкорову, и за здо- ровье деток-внуков, ичтобне было войны... Помню, как переживала баба Настя, тетка моей мате- ри, разлуку — вот точное слово!—с однойиз стариных икон: взялаиотдалаплемян- нику на время, бес попутал. «Ведь она мамина!» — при- читала тетка. Икона в домне вернулась, тетка заболела, а племянник погиб при стран- ных обстоятельствах. Русские иконы в послед- нее время стали доходным бизнесом для спекулянтов, не могли не стать, ибо цен- ность их во все времена была неоспорима. Их крадут из храмов, взламывая ночами запоры, и переправляют за границу.Итамнаши зацело- ванные предками образа превращаются в лоты, по ним стучит молоток аукцио- ниста и шарят глаза знато- ков. Но у них есть другая цена, хорошо известная вся- кой старухе, еженощно мо- лящейсяпередликомСпаси- теля. Длянее икона—окош- ко к Богу. Сколько может стоить окошко к Богу? А любовь? А Вера? А жизнь? Главнаязаботанашихстарух — даже не как бы прокор- миться, а как бы прикупить лампадного масла, чтоб до Пасхи хватило... Главное открытие—«Богмилостив», главная хвала — «Слава Тебе, Господи!». Им легко жить на свете и легко поми- рать. Несмотря на реформы и мировой финансовый кри- зис. Потому что они давно приготовились. К встрече с Ним.Помню, какуходилаиз жизни раба Божия Татьяна, с которой я начал рассказ. Она семьлет былаприкована к постели и все эти годы чи- тала молитвы угодникам, смо т р е вшим н а н е е с икон,беседовала с ними, проясняла для себя свою жизнь и просила их за нас, грешных. И ей было хорошо —ниодного стона, ниодного ропота от нее так и не услы- шали. И ушла совсем тихо, смиренно, словнокалитку за собой прикрыла, — во сне... А иконы возвращаются. Все равно возвращаются. Они не могут жить в заперти, в за- пасниках, в целлофане у коллекционеров или в пыль- ных мешках грабителей. И когда они возвращаются в дом Божий, их встречают с почестями, как родных. Я видел это однажды в Тихо- новском женском монасты- ре, что в пяти верстах от За- донска. Таможенники пере- давали обители изъятые у контрабандистов иконы, и сам наместник с сестрами стояли у ворот на коленях... Так откуда же берутся иконы? Прежде всего — и это, наверное, самоелучшее, чего можно желать, — от пред- ков, по духовному завеща- нию. Тут все продумано и все поБожьемуПромыслу—на- моленныйобраз, благослове- ние, завет, любовь, память... Для многих же нынешних молодоженов первыми ико- нами становятся венчаль- ные, которыми их благосло- вили либо родители, либо священник. Вот они-то те- перь и могут стать основани- емновой семейной духовной традиции — от отца — к сыну, от матери — к дочери и так далее. В селе Никольское Ус- манского района восстанав- ливали храм святителя Ни- колая. Служба проходила в приспособленном помеще- нии, но сюда уже принесли старые домашние иконы местныежители, были среди них и древние — святителя Николая Мир Ликийского, апостолов Петра и Павла. И уже по-другому звучали мо- литвы, и свет иначе светил... Примерно так происходит в любом открытом приходе: какие-то иконы жертвуют сами люди, а какие-то воз- вращаются домой. Они и должны возвращаться! В Покровской церкви села Ре- пец, построеннойпопроекту Растрелли (ее сожгли по ду- рости наши же солдаты в войну), полностью раскры- той, в одном из приделов, куда не долетают каплидож- дя, сельчане устроили ма- ленький иконостас. Он не освящен даже, а люди при- ходят сюда и молятся... Каких-то специализиро- ванных иконописных мас- терскихвмолодойЛипецкой и Елецкой епархии нет. По- немногу реставрируют ико- ны в Задонском Богородиц- коммонастыре триматушки — Захария, Людмила и Иг- натия. Только одна из них закончилаЛипецкуюшколу лаковойминиатюры, осталь- ные и вовсе не имеют худо- жественного образования. Но Господь помогает! Работа идет. Хотя это и непростая работа. На одном из столов я увидел... противогазы.Иног- да приходится надевать — лаки, краски, сами понима- ете... При духовном центре “Возрождение”, что дейс- твует в Доме культуры Сту- деновского рудоуправления в Липецке, работает школа иконописи.Учатся здесь молодые и взрослые, закон- чившие худграф и не брав- шие прежде кисть в руки вовсе. Причем не всегда у профессионалов получается лучше, чем у начинающих, иконопись — особый вид искусства. Конечно, покупать ико- ны нужно только в церков- ных лавках, в монастырях, где всяпродукцияосвящена. В ином другом случае образ будет безблагодатным. К тому же в обычных магази- нах, а также и частники не- редко продают неканоничес- кие, неправославныеизобра- жения святых. èÓ˜ÂÏÛ ËÍÓÌ ˚ Ô·˜ÛÚ? Кажется, чудеса обновле- ния, мироточения, происхо- дящие сиконамивпоследнее время, множатся день ото дня. Впрочем, судить не бе- русь...Приведу здесьподроб- ный рассказ Володи Макси- мюка, журналиста усманс- кой газеты “Новая жизнь”, человека искреннего и поря- дочного: “В селе Новоугляновка под Усманью верующие на свои средства купили домик и обустроили его какцерков- ный. Были куплены и ико- ны, а некоторые подарил священник села Крутч-Бай- гора отец Петр (Чепрасов). Одна из них оказалась очень древней. На большом холсте (размером примерно 130 на 90) изображен Господь Все- держитель.Отвременихолст сталчерным, акраскинанем потемнели, и письмо едва проявляло изображение вос- седающегонапрестолеХрис- та Спасителя, держащего в левой руке книгу, а правой — благословляющего. — Когда я впервые уви- дел эту икону, — рассказы- вал мне староста прихода Николай Капустин, — то краски были так темны, что я не мог прочитать текст на страницахраскрытойкниги, не было видно, чтоизображе- но у подножия престола. Когда церковный дом был открыт, икону перенес- ли туда и установили в цент- ральной части алтаря. И вот одна из прихожанок, Тамара Ушакова, зашла сюда, чтобы взять малярной краски для покраски заборчика, и... — Мне показалось, что икона светится. Краски ста- ли вдруг проявляться все четче ичетче. Час от часа она становилась все ярче. Своими впечатлениями делилась и прихожанка На- талия Лазенкова: — Когда просветлела и обновиласьиконаВседержи- теля, я была в отъезде. Когда вернулась, зашла в дом — а там такое чудо! Лик Христа светел, и глаза светятся, и сияние над головой. Ав кни- ге текст легко читается: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаво- лу и ангелам его». Я сам не только внима- тельно выслушал рассказы прихожан-новоугляновцев, но и побывал в церковном доме, где помолился перед чудеснойиконой.Изображе- ние на древнем холсте дейс- твительно светится необы- чайно, а краски проявились так, что видно золотоешитье облаченияГоспода.Чудесное обновление иконыприхожа- не расценивают как добрый знак благоволенияих трудов по восстановлению прихо- да. Говорят, в старой дорево- люционной России обнов- ленные и мироточащие ико- ны можно было по пальцам перечесть. Сегодняиконыне только обновляются, но и «плачут» во многих уголках России. Немало таких при- меровивнашемкрае.Вспом- ним, как два года назад, весной, замироточилииконы в Великокняжеской церкви Ельца—сначала «Христос в терновом венце», затем на иконах алтарных дверей ар- хангела Гавриила и архи- стратигаМихаила.Азаними и небольшие образа четырех евангелистов и Благовеще- ния Пречистой Девы Марии на царских вратах. А еще раньше в этомхрамемирото- чило деревянное распятие. Много писали газетыомиро- точащихиконах в домеЕвге- ния Павлинова. У него они сначала обновились, а потом замироточили. Чудо снима- ли несколько фоторепорте- ров... Объясненийэтимявлени- ям обычно дается множест- во, но общей точки зрения нет. Говорят лишь, что «пла- чут» в основном молодые иконы и те, что стоят в част- ных домах. В самом деле, пока не было слышно, чтобы мироточила Владимирская в Третьяковке или Неупива- емая Чаша в Иоанно-Бого- словском монастыре под Рязанью. Вообще чудес, свя- занных с иконами, множес- тво. Но что удивительно — верят в них неохотно. Порой нам легче поверить в даму треф или кофейную гущу, чем в чудо истинное. Совре- менный человек охотно до- пускает, что в его квартире может шалить барабашка, способныйподнятьнавоздух сервант, а вот чтоб ангел иконуизпожаравынес—это уже«однабабушкасказала». Так и живем — иконы пла- чут, амысмеемся...По «про- свещенным» понятиям и крещенская вода освящена какими-то мифическими ионами серебра (якобы с креста священника — это в проточной-то воде!), а вовсе неблагодатиюБожией...Для верующегоже человека чудо —это еще одно утверждение в вере. Людей же принципи- альных, всегда все и всюду подвергающих сомнению, знающих законы бытия по учебнику, приглашаю про- комментировать одно только (нокакое!) чудо—сошествие БлагодатногоОгня. Каждый год много веков подряд в одно и тоже время—на пра- вославную (подчеркнем это особо) Пасху, в присутствии православногоже патриарха в иерусалимскийхрамГроба Господнясходит огонь.Кото- рый не жжет руки в первые минуты. Сотни ученых де- сятки лет пытались найти отгадку, но так ничего и не сказали. Ни-че-го. Потому чточудо.Иононеобъяснимо. Таки с иконами.При этомне стоит думать, что молитва перед самой скромной икон- кой, выполненной пусть даже типографским или фо- тографическим способом, бесплодна. Уже мы знаем примеры, в том числе и в Липецке, когда чудеса явля- ет и фотография иконы. И даже напечатанный ее образ в газете (вот почему нельзя заворачивать в такую газету колбасу с рыбой и даже вы- брасыватьвмусорнуюкорзи- ну)! Случаи изменения ти- пографского изображения были с Иверской иконой Божьей Матери, иконой царственных мучеников — когда их привезли на Афон, они стали по-особому све- титься. К слову, существует специальная комиссия по изучению религиозных чу- дес (ею описаны более 400 случаев), в нее входят солид- ные ученые. Несколько лет назад слу- чился пожар в московском Манеже, в огне сгорело все, мыэто виделипо телевизору. Все, кроме... иконыСпасите- ля. Она стояла на столике в переговорной комнате. Стол сгорел полностью, а икона абсолютно не пострадала, лишь углы слегка закопти- лись. Огонь остановился пе- ред образом! Так было и с задонской святыней — ико- ной Владимирской еще в де- вятнадцатом веке — храм тогда весь сгорел, а образ не пострадал. Правда, он был утрачен в богоборческие вре- мена, и кто знает, где эта икона, что с ней и когда вновь будет обретена. На все воля Божья, Его Промысел, Его святое Откровение... Возвращаются к жизни храмы, выправляются поко- сившиеся кресты, оживают алтари, и на стенах появля- ются иконы. Их приносят «батюшке» старухи, сумев уберечь во время погромов и шальных перестроек. Стару- хи завещают любимые свои иконыдетямивнукам, аесли Бог не дал их, то Церкви. И они твердо знают, что Там— их ждет встреча с Тем и с Теми, кому они усердно мо- лились всю свою жизнь, ка- кой бы она ни выходила. Иконы остаются нам как са- мое дорогое наследство, — чем больше «окошечек», тем больше света. Наша справка ä‡ÍË ËÍÓÌ ˚ ÒÚ‡‚ fl Ú ‚ Ò‚ fl ÚÓÏ Û„ÎÛ Обычно — иконы Спасителя, Богоматери, святителя Николая (как особо почитаемого на Руси), святого, именем которого вы названы, а также особо почитаемых вами святых. Число не имеет значения, можно иметь сколько угодно, сколько душа просит, только отношение к иконам должно быть всегда почтительное. Их нельзя располагать вблизи телевизора, рядом с непристойными картинами и фотографиями. Если образ пришел в негод- ность (не видно лика, утрачено живописное поле и рес- таврировать нет возможности), то икону сжигают в церковной печи. l ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz