Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

9 ИЮЛЯ 2009 № 132/23510/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА И. Неверов Четыреста восемнадцать моноспектаклей (композиций, театрализованных лекций — не в названии суть) дал, приезжая в Липецк на протя- жении нескольких лет, артист и просветитель из Санкт- Петербурга Анатолий Низов- цев. — Говоришь, он из Санкт- Петербурга? А может, с Луны? Надоведьдодуматься: онитащат- ся от попсовых текстов, а он им Есенина. Они путают Бородин- скуюбитвусКурской, аонимпро краснодонское подполье… Он—этоНизовцев.Они—это школьники, подростки.Атемпе- раментныйкомментарийяуслы- шалотучительницы, котораяна- всегда разочарована в своей про- фессии и навеки обижена на сво- ихучеников.Учительницапыта- етсятоскливорассказывать оПе- треПервом, декабристахирефор- мах Александра Второго, учени- ки скучающе пропускают все это мимо ушей. Уроки превращают- ся в бесконечную вялотекущую позиционнуювойну ее тоскииих скуки, оживляясьблагодарятем- пераментным окрикам «Вы там, на третьейпарте, прекратитераз- говаривать!» или «Петров, еще одна такая выходка, и ты отпра- вишься к директору!». Вообще-то я бедную историч- ку понимаю. Аудитория у нее и вправду, мягко выражаясь, не- благодарная. Я вот тоже однаж- ды был ошарашен, когда широ- коплечий симпатичный старше- классник, без пяти минут вы- пускник, поделилсяинформаци- ей, что военный совет в Филях ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА | Не ради аплодисментов ... Право на память устроили на пару Кутузов иЖу- ков. Но Низовцев тихо и упрямо верит: нетподростка, которогоне тронут строчки Есенина или Вы- соцкогоитрагическая, страшная судьба молодогвардейцев. Он приходит к ним поведать о тех, кого любит, передкемпреклоня- ется, окомзнает неменьше, если небольше,маститыхлитературо- ведов и историков. Он хочет про- биться сквозь броню равноду- шия, невежества, неосведомлен- ности. Бывая на его спектаклях, я, не буду скрывать, всякий раз бо- юсь провала, гудения вимпрови- зированнойаудитории (чаще все- го—школьномклассе, кабинете техучилища, колледжа с черте- жами каких-нибудь станков на стенах), пустых глаз, грозящих бунтом и шумным голосованием ногами. А он не боится. Задумчиво расставляет фотографии, разве- шивает на доске картинки, соби- рается с мыслями и, наконец, произносит первые фразы, не- громко, мягко, чуть нараспев. Личнояубедился: с этимине- управляемыми пацанами и ко- кетливыми девицами пусть не сразу, но что-то происходит. Как будто бинокль навели на рез- кость.Какбудтовневнятном, по- началу постороннем гуле их окликнули по именам. Мало того: даже мне, есте- ственно, и роман Фадеева когда- то прочитавшему, и замечатель- ныйфильмСергеяГерасимоване по одному разу в детстве посмо- тревшему, становится все инте- реснее то, о чем говорит Анато- лий Алексеевич. В сущности, главным героем его краснодонской программы оказывается молодогвардеец, ославленный как предатель. На самом деле этот молодой парень выдержал все пытки (Низовцев не щадит публику и не смазыва- ет подробности выпавших на его долю страданий), но никого не выдал и не предал. Сюжет выстраивается строго и просто. Чем ближе трагиче- ский исход, тем словно бы тише звучит голос Анатолия. О муче- ническом кресте, о смерти и по- смертной трагедии вольно или невольно оболганного человека нельзякричать.Ате, ккомуНи- зовцев обращается, уловят все, даже если он будет говорить ше- потом, настолько чуткая тиши- на устанавливается в зале. У Низовцева есть про- граммы, посвященные Эдит Пиаф, Владимиру Высоцко- му, Есенину,Фредди Меркюри. Поколению neхt, привыкшему «оттягиваться» и «зажигать» на дискотечных тусовках то под попсовую музыку, то под тяже- лыйрок, этиперсонажилибо да- леки, либовообщеневедомы.Од- нако вполне вероятно, что после моноспектаклей нашего питер- ского гостя подростки поставят их записи, осознав, что было и есть на свете нечто кроме «ране- ток» и «фабрикантов». Что касается «Молодой гвар- дии», то для Низовцева это, по- жалуй, самая дорогая програм- ма в его репертуаре. Историк по образованию, он еще студентом взялся заисследование окрасно- донцах. Многое из того, о чем он говорит, почерпнутонеизчужих книг, а из бесед с оставшимися в живых подпольщиками и род- ными погибших. Низовцев был знаком чуть ли не со всеми сви- детелями этой трагедии. Возить по городам России свои моноспектакли, в том чис- ле о «Молодой гвардии», он на- чал еще во времена, когда само понятие патриотизма попало под подозрение (вы помните: па- триотизм — последнее прибе- жище... и так далее), а военно- патриотическое воспитание с легкой руки либералов и обли- чителей любой идеологии ассо- циировалось с милитаризмом, тоталитаризмом и агрессивным мышлением. Низовцев не поддался эпиде- мии беспамятства и нигилизма. Он решил и решился сохранить Театристорическогопортрета, до девяностых годов существовав- шего при министерстве то ли об- разования, то ликультуры. Вме- сте с ним просветительством на сценических подмостках зани- малось еще где-то полтора десят- ка актеров. Был и режиссер, былипрофессиональные авторы. Понятно, что в постперестроеч- ной России они стали не нужны. И лишь Низовцев не захотел от- ступать и уступать, сделав ТИП театром одного актера. В каких только городах Рос- сии не доводится ему гастроли- ровать. В Липецке он бывает ре- гулярно. Здесь у него есть уже давние друзья — артисты, педа- гоги,журналисты. Сюдажителя города на Неве тянет по многим причинам. Кроме всего прочего, для него небезразлично, что Петербург-Ленинград и Липецк связаны именем Петра Первого, крупнейшими событиями пе- тровской эпохи. На днях артист отметил свой юбилей. Поздравления он полу- чал со всехконцов страны.Пусть эти беглые заметки о нем станут еще одним поздравлением чело- веку, который так настойчиво следует своему призванию про- светителя. Елена Бредис Кризис есть кризис. Кто-то стал меньше зарабатывать. Кто-то вообще потерял работу. Кто-то боится, что это может произойти с ним завтра. Но лезущая со всех сторон на тебя реклама продолжает призы- вать: покупайте, покупайте, покупайте, да при этом еще преимущественно импортное! Создается впечатление, что люди, создающие рекламные ролики, живут на какой-то другой планете, в ином изме- рении. Нет, какие-то перемены и у них происходят. Например, осо- бый упор стали делать на всевоз- можные скидки. Но на что?! На дорогущие вещи, которые сегод- ня мало кто может себе позво- лить. Вроде шикарных мебель- ных гарнитуров или импортных автомобилей. По мне, так что пятьсот тысяч, что четыреста — разницаневелика, посколькувсе равно не набрать. Вообще складывается такое ощущение, что наша реклама ориентирована исключительно на очень зажиточное сословие. Я имею в виду не тех, кто и сейчас стабильнополучаетхорошуюзар- плату, дающую возможность учить детей, лечиться, питаться, одеваться, отдыхать. Короче, не- плохо жить и благодарить за это судьбу.Новрядлиполезно сегод- ня так настырно твердить даже имс экрана, чтоонидостойныдо- рогойимпортнойкосметики, что близкийчеловекдолжендоказы- ватьсвоюлюбовькженщинеспо- мощью бриллиантов и что те же самыебриллианты—лучшийпо- дарок дочери перед выпускным вечером. Приличный заработок честногопредпринимателя—это не бешеные деньги нефтяного олигарха. Егонабриллиантымо- жет и не хватить… Нуладно,мылюдивзрослые. А молодежь, а дети? Они же эти ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ | На кого рассчитана телереклама ? Рецепты и комплексы от Юли слоганы за чистую монету при- нимают.Икакпотомприкажете объяснять девочке, что она до- стойна гораздо большего, чем французская косметика, и это «большее» просто не имеет отно- шения к материальным ценно- стям?Каквнушить сыну, что его человеческая суть никоим обра- зом не зависит от наличия у него автомобиля и от марки этого ав- томобиля? Очень трудно, знаете ли, противостоять беспардонно- му теленатиску. А есть и вовсе оскорбитель- ные картинки и тексты. Вы ви- дели ролик, рекламирующий подсолнечное масло? Там пока- зана рука, несущая корзинку с буханкойхлеба, пакетоммолока и бутылкой этого самого масла. И другая рука, катящая теле- жку, полную разнообразных де- ликатесов, но все с тойже бутыл- кой масла. А за кадром звучит примерно следующее: «Вкусы у насмогут быть разными, нопри- страстие к этому маслу — неиз- менно». Да при чем тут вкусы! Намже демонстрируют разницу в толщине кошельков. Это почти то же, что весело советуетЮлияВысоцкаявпере- даче «Едим дома»: «Ты только не поленись купить оливковое масло «Борхес»! У него совер- шенно необыкновенный вкус, его тут ничем не заменишь!» Я-то, может, и не поленюсь, сбе- гаю в магазин. Но вот сколько оно, родимое, стоит?! Боюсь, ежели его купить, то у меня в корзинке не будет уже ни хлеба, ни молока… Вообще, «Едим дома», иду- щая воскресным утром, когда какраз всясемьязавтракает, на- сквозь пропитана скрытой ре- кламой. Рекламируются и про- дукты, и всевозможная импорт- наябытоваятехника, икакие-то необыкновенные японские ножи. Все мило, ненавязчиво, какбывскользь…Просто вскры- ваем неизменный пакетик с са- латом фирмы «Белая дача» (очень сочный и полезный сала- тик!), добавляемнорвежской се- мужки и… оп-ля! Аппетитное блюдо уже готово. При этом умалчивается, чтопакетиксала- та (которогоихватит-то на одно- го человека) обойдется в сто с лишним рублей. Про норвеж- скую семгу я молчу. Понимаю, кто-то именно так и питается дома. Но большая-то часть наро- да завтракает по-другому! И вот когда среднестатистическаярос- сийская семья жует бутерброд с колбасой, котораямясомне пах- нет, ей это пиршество по телеви- зору и показывают! Какие про- блемы, ребята? Выи домаможе- те есть не хуже, чем в ресторане. Но тут как быупускают из виду, чторежиссерАндронМихалков- Кончаловский не мог жениться на всех российских женщинах. Ему иЮлии хватает. Ладно, оставим то, чем нас потчует телереклама. Все равно намврядлиудастся этопопробо- вать.Но обратите внимание, как именно нас потчуют. Это же це- лая наука—сделать товар брэн- дом. И тут даже не так важно убедить в его уникальных каче- ствах. На них вы можете и не клюнуть, особенно соотнесясце- ной. Гораздо эффективнее иной ход. Вспомните, допустим, ре- кламу очередныхбульонныхку- биков. Вам что показывают, о чем рассказывают? О том, из ка- ких «усилителей вкуса» и все- возможных«Е»онисостоят?Ни- чего подобного! Мы видим уют- ную семью, добрую, дружную, душевную, за столом. И не оста- ется сомнений: этот уют, эти улыбки рождены, прежде всего, благодаря бульонному кубику в кастрюльке.Нукакна это не ку- питься, какнеустремитьсязата- ким семейным счастьем? Наборнужных«кнопочек» у нихвполненаучноподобран.Что правитмиром?Правильно, секс, деньги,жажда власти. Казалось бы, какое отношение это имеет ко всяким жевательным резин- кам, дезодорантам, шоколад- кам? Оказывается, самое непо- средственное.Намазалсямужик новым средством от пота, и за ним уже несется толпа покорен- ных его запахомдевиц, готовых от страсти растерзать его на ку- сочки. «Сделал паузу, скушал «Твикс» — и тут же понял, что девушекможноменять, какпер- чатки. Но больше мне нравится реклама«Простамола»: «Просто будь мужчиной!» Выходит, вся мужская сущность только в той самой функции и заключается? Даже рекламу минеральной воды можно сделать сексуаль- ной!Ах, какчувственноподстав- ляет девушка лицо и другие ча- сти тела под струи минералки! Конечно, повторять эти фокусы вы не станете. Но на уровне под- сознаниянеобходимаясвязьуже образовалась.«Кнопочку»нажа- ли. Еенажимают, навязываяно- вое мороженое, новые духи, но- вые гелидлядуша…Иувас тоже возникаетжелание,чтобы«ваша кожа была рада», чтобы «такую кожу не надо было прятать под одеждой». А главное, вроде как уже и не надо интересоваться, чем новый гель отличается от того, который стоит на полочке в ванной. Пиарщики беззастен- чиво эксплуатируют нашу неиз- бывнуюнаивностьистрастькно- вым «тятюшкам». Как у папуа- сов. Но что я все о женском да о женском. Гляньте, каких муж- чинснимаютврекламечегобыто ни было! Сильных, успешных, разъезжающихнашикарныхав- томобилях, сидящих в суперсов- ременных офисах. Короче, «до- стигявысшейвласти…»и«живу на яркой стороне». Опятьже, не- принципиально, что рекламиру- ется: шампунь от перхоти, новая бритва, средстводляращенияво- лос (словно бы лысые не могут быть успешными!) Потребителя дрессируют, как мышонка в ла- боратории: купи такую бритву — станешь успешным, сменишь оператора мобильной связи — сделаешься начальником в ро- скошномофисе. Конечно, все это ненапрямую.Нозацепочкаоста- ется. И постепенно складывают- сястереотипыповеденияипотре- бления. Интересно: что все-такииме- ется в виду под «яркой сторо- ной», на которой всех призыва- ют жить? Ролики меняются ча- сто: это и молодежные тусовки, и все те же престижные офисы, роскошный отдых… Героем та- койрекламыврядлиможетбыть молодой человек, читающий книгу или сидящий на концерте классическоймузыки. Действи- тельно, разве ж это «яркая сто- рона жизни»? А то вдруг на ТВ возникают какие-то жуткие вампирысжелтымисветящими- ся глазами. Они, видите ли, по ночамне спят, аобщаютсяпомо- бильникам. Кто же это себе та- кую жизнь позволить может? Молодымночьюнадо спать, что- бы днем учиться, взрослым — чтобыработать. Или у нас много рантье развелось? И еще одно постоянно возни- кающее впечатление. В телено- востяхпоказываюттоосвящение нового храма, то праздничную службу, топроповедь священни- ка.Итутже реклама, чтособлаз- няет нарушать любые заповеди и установки. Чревоугодничай, прелюбодействуй, будь коры- стен, копи сокровища здесь, на земле… И — завидуй, завидуй ближнему, который всего уже добился. И это на фоне дискус- сий о возрождении духовности, о возвращении к вере. Воистину общество потребления неизбеж- но превращается в общество са- моистребления, прежде всего, духовного, как заметил острый современныйфранцузскийписа- тель Бегбедер. Знаете, что еще удивляет? Что во времена засилия масс- культа совершенно не реклами- руются хорошие новые книги, новые спектакли, новые диски с классикой. Может, у авторов и режиссеров, издателей и произ- водителейпростонетденегнаре- кламу? Но тогда пусть хозяева каналов сделают просветитель- ские программы! Почему сегод- ня их показывают только по «Культуре»? Вконце концов, не пора ли и развлекательным ка- наламхотьизредкаделатьчто-то социально-полезное.Однимкро- вавым боевиком, одной дебиль- ной комедией меньше, пропу- стить денек «спаривания» в «Доме-2», и, глядишь, найдется времядляпознавательныхираз- вивающих передач. Развиваю- щих ум и душу, а не комплексы неполноценности. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz