Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
3 4 июля 2008 г., № 129 (23257) Ведущая рубрики — Ирина КОБЗЕВА . ÇÂ‰Û ˘ ‡ fl Û· ËÍË — à Ë̇ äéÅáÖÇÄ №299 èÓ‚Ó‰ ‰Î fl ‡ÁÏ ˚ ¯ÎÂÌËÈ Пропал венерин башмачок óÚÓ ÓÒÚ‡‚ËÏ ‚ÌÛ͇Ï? «Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние... Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа — человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде...» Слова из монологаУльяны Громовой. Им начинается прекрасный роман Фадеева, которым зачитывались когда- то и взрослые, и дети. Востор- гаясь белой кувшинкой, Уля настраивала подругу и других молодогвардейцев на лири- ческий лад, хотя вся страна полыхала в то время заревом войны, вздрагивала от разры- вов бомб и гула самолетов. Но даже в такое страшное время девушки думали о пре- красном. Им хотелось жить, радоваться… Этот отрывок из романа я вспомнил совсем недавно. Начало купального сезона в наших местах по времени совпадает с массовым цветением желтой кубышки, белой кувшинки и других водных расте- ний, оказавшихся по воле браконьеров в Красной книге. Тяжелая рука человека, не знающая устали, напрочь изве- ла красивые цветы, оставив потомкам лишь картинки на страницах Книги. «Любители» природы, не знающие осо- бенностей водных растений, охапками несут домой чудом уцелевшие экземпляры, чтобы через каких-то десять-пят- надцать минут выбросить их увядшими в мусорную корзи- ну. Мы проявляем особую жестокость по отношению к ок- ружающему миру. Вспомним хотя бы подснежники, напо- минающие своей красой синь неба. В период их цветения любители легкого заработка с огромными баулами отправ- ляются в добровские и сенцовские леса, чтобы оборвать все, что попадается под руку, и продать букетики за какие-то тридцать сребреников. Неуемное желание наживы оказы- вается сильнее совестливости. Важнее и полезнее для чело- века — созерцание. Постойте несколько минут на берегу тихой заводи или цветущей полянки и унесите в своей па- мяти необычную встречу, наполнившую ваше сердце радос- тью и теплом. Однажды я сказал об этом острой на язык торговке, до- стающей из корзиныне успевшие распуститься подснежни- ки. И получил от нее малоутешительный ответ: «А что тут такого, на следующий год цветов станет еще больше». Для подкрепления своих слов она процитировала незнакомый афоризм, похожий на стишок: «Тот, у кого в руках цветы, плохого совершить не может». Можно было согласиться с торговкой, если бы подснеж- ники она вырастила своими руками на своем садовом учас- тке. Через неделю снова встретил эту барышнюна Централь- ном рынке. На этот раз с ландышами. Цветов не становится больше! Они исчезают потихоньку. Отступают перед неуемной человеческой жестокостью. В былые времена берега Гущиной Рясы украшал прекрасный венерин башмачок, своим соцветием похожий на антуриум из семейства ароидных. Башмачок исчез. Как исчезла и лесная фиалка, которой восхищался когда-то Иван Сергее- вич Тургенев. По свидетельству современников, он, будучи вдали от родной Орловщины, дарил друзьям скромные фи- алковые букетики. Эти цветы его земляки использовали как целительные растения от коклюша и каменной болезни. Моя прежняя знакомаяУльяна Севастьяновна Слепокурова из Липецкого района владеет секретом приготовления си- ропа из листьев лесной фиалки. Он помогает людям, стра- дающим судорогами. Читателям «Домостроя» крупно повезет, если они слу- чайно встретят лесную фиалку или венерин башмачок. Эти цветыуже уничтожены. Анашидетиивнуки смогут увидеть их только на страницах Красной книги. Василий МЕДВЕДЕВ. г. Липецк. ùÚÓ ËÌÚ ÂÒÌÓ! Почему мы так говорим? Очень часто, воспитывая своих детей, мы говорим: вот всыплю тебе по первое число. Ребенок не понимает, что это значит, да и родители тоже. Оказывается, в былые времена в школахучениковпороликаждуюнеделю, независимооттого, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Про человека небогатого, укоторого нет квартиры, маши- ныисберегательнойкнижки, говорят: голкак сокол. Таквот, в этом выражении речь идет не о птице, как считают многие. «Сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугуннаяболванка, закреплен- ная на цепях. Ничего лишнего! Несчастного, обиженного, беспомощного человека назы- вают сирота казанская. Сирота — понятно. Но почему «ка- занская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после за- воеванияКазаниИваномГрозным.Мирзы(татарскиекнязья), оказавшисьподданнымирусскогоцаря, старалисьвыпросить унего всяческие поблажки,жалуясьна свое сиротствои горь- кую участь. Бывают люди, которые за что ни возьмутся, все у них выходит шиворот-навыворот. Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позор- нымнаказанием. Во временаИвана Грозного провинившего- ся боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Очень обидно, когда вас водят за нос. Обманывают то есть и не выполняют обещаний. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за про- детое в нос кольцо. И заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Никому не хочется оказаться в роли козла отпущения. Чужая вина, сваленная на плечи, тяжкий груз. История это- го выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самымкак быперекладываяна него грехи всего народа. Затем козла изгоняли в пустыню. Прошло мно- го-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Кто из нас не любит поточить лясы? Лясы (балясы) —это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сна- чала«точитьбалясы»означаловестиизящную,причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. По материалам сайта beselez. co.il Недавно в художественном отделе Елецкого краеведческого музея прошла необычная выставка кукол из коллекции Ирины Павловны Сметанкиной, доцента кафедры педагогики начального обучения ЕГУ имени И.А. Бунина. Люди, далекие от ку- кольной темы, считают, что коллекционированиемигру- шек занимаются те, кто не- доигралв детстве. Этоне так. Состоятельные и не очень состоятельные люди всего мира приобретают кукол не менее охотно, чемживопись и старинные монеты. Очень крупные и знаменитые кол- лекции собрали голливудс- кие звездыДемиМуриГрейс Келли. Прекрасные коллек- ции — у Андрея Макареви- ча, Ольги Кабо, Александра Лившица. Куклы Ирины Павлов- ны, конечно, проще. В ее коллекции нет супердоро- гих экземпляров, в смысле авторских. Очаровательные игрушки Сметанкиной куп- лены в обычных магазинах. Но дело не в этом. — У каждой из моих ба- рышень свой неповторимый характер и свое лицо,—рас- сказывает Ирина Павловна. —Они очень похожи на лю- дей, с которыми я обща- юсь. —Яобратила внимание, что в вашей коллекции нет ни одной Барби. Почему? — Кто-то любит импрес- сионистов, кому-тонравится Шилов, кому-то Брегель, а я люблюживых, характерных кукол. Барбине вызывает во мне эмоций. Японимаю, что эта кукла с домиком, наря- дами, машинами, посудой, женихом. Но, согласитесь, в ней нет изюминки. Все де- вушки этого типа — одина- ковые. Акукла должна быть особенной, единственной в своем роде. —Когда и как выначали собирать свою коллекцию? — Сейчас у меня сто двадцать девять кукол. Со- бирать их я начала пятнад- цать лет назад, когда учи- лась в аспирантуре вМоскве. Пошла с мужем в магазин и в игрушечном отделе увиде- ла нечто такое, что застави- ломеня остановиться—про- давцы играли в кукол: по- правляли им наряды, при- чески, разговаривали с ними. Там-то я и выбрала своюпервуюкуклу. Дальше —покатился снежный ком. Друзья, знакомые стали приносить мне игрушки. В этом году у меня был юби- лей, и мне подарили 13 ку- кол. — У вас небольшой дом. А коллекция занимает це- лую комнату. Не жалко жизненного пространства, и не ворчат ли на вас домаш- ние? — У нас дома матриар- хат, — смеется Ирина Пав- ловна.—Ярешаю, что и как устроить. А если серьезно, то в нашей семье учитыва- ются интересы каждого че- ловека. Когда мой сын зани- малсямузыкойиунего была своя группа, мы помогали ему организовывать фести- вали, покупали инструмен- ты. Муж—художник-само- учка. Пишет интересные картины. Для него приобре- таем краски, книги, посо- бия. Унас творческая семья, поэтому никто не ворчит, а только радуется за другого. — Ирина Павловна, за- чем ребенку вообще нужны игрушки? Я вас спрашиваю не как хозяйку кукольной коллекции, а как педагога. — Через игрушку дети входят во взрослую жизнь. Они примеряют на себя роли ì‚ΘÂÌÌ ˚ È ˜ÂÎÓ‚ÂÍ Кукольный мир Ç ÍÓÎÎÂ͈ËË à ËÌ ˚ 臂ÎÓ‚Ì ˚ ëÏÂÚ‡ÌÍËÌÓÈ ÒÚÓ ‰‚‡‰ˆ‡Ú¸ ‰Â‚ fl Ú¸ ÍÛÍÓÎ папы, мамы. Учатся дру- жить с соседями, сживотны- ми. Кукла в детской игре действует как человек. С одной стороны, ребенок от- ражает в ней свой опыт, с другой — воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Нужно только контролиро- вать процесс и давать детям то, что принесет радость, новые знания. К сожале- нию, современные родители устраняются от воспитания, они загружены работой, проблемами. Требует ма- лыш новую игрушку — на, только отвяжись от меня. И не важно, кто окажется в руках у ребенка: монстр или какой-нибудь бездушный пикемон. Главное, чтобы дитя не плакало. Из детско- го мира уходит красота. Вы посмотрите, какими каран- дашами в основном рисуют наши дети? Темными. Нуж- но кричать SOS. Психологи давно доказали: в этом слу- чае нервная система ребенка находится в напряженном состоянии. — А вот ваши куклы, несмотря на то, что они не редкие, а, скажем так, се- рийные — очень добрые со- здания. Когда смотрела выставку, подумала, где вы их находите? Ведь в магази- нах отыскать куклу «с ли- цом» практически невоз- можно, потому что все они на одно лицо? —Выправы: выбор боль- шой, а выбрать трудно. Но нужно стараться. Сейчас есть игрушки, которые учат ребенка считать, говорят ему приятные слова: я тебя люб- лю, я тебя поцелую. Правда, в моем случае все иначе про- исходит. Выбираюне только я, но и куклы выбирают меня. Уменя есть барышня, самая большая кукла, в кап- роновом платье. У нее фиал- ковые глаза. Таквот. Однаж- ды я хотела купить себе кое-что из одежды, но по дороге заглянула в отдел игрушек.Ичувствую, кто-то на меня смотрит. Десять минут смотрит.Пятнадцать. В конце концов, я увидела мою девочку, она была за- ставлена другими игрушка- ми. Мы с ней обнялись и ушли. Этот подарок я себе сделала на День учителя. — Говорят, в любой кол- лекции должен быть экзем- пляр, который держит все собрание, объединяет. Как правило, этостариннаявещь с энергетикой, с историей. У вас такая кукла есть? — Конечно. Самая доро- гая кукла, в смысле памяти, — нарядная девочка из па- пье-маше. Когда-тоонабыла очень красивой. Розовое платьице,носочки,кружева, ленточки… Эту куклу купи- ламнемама, когда я училась в седьмом классе. Есть гру- зинский мальчик, ему уже почти шестьдесят лет. Есть так называемый пупс, иг- рушка моей мамы. Ему—за семьдесят. И авторская кук- ла у меня есть. Одна. Ее сде- лали на нашем факультете дизайна. — Ирина Павловна, в России сейчас модно кол- лекционировать кукол. Бо- гатые и успешные люди платят огромные деньги за эксклюзивныемодели—ты- сячи долларов. Наряды обеспеченных барышень изукрашеныбриллиантами, расшиты золотыми и сереб- ряныминитями. Они дороги и неотразимы. Вамхотелось бы приобрести для своей коллекции дорогую куклу? —Я не гонюсь за дороги- ми моделями. Да у меня и денег таких нет. Но я не за- цикливаюсь: всехплатьев не купишь, всех туфель не из- носишь. Все, что в мире продается, иметь нельзя. Просто надо радоваться каждому дню и тому, что дает тебе Бог. Беседовала Ирина КОБЗЕВА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Куклы так похожи на людей... êÓ‰ÓÏ ËÁ ‰ÂÚÒÚ‚‡ Вот пуля пролетела... Нет, эта шальная пуля предназначалась не мне. Ее выпустил из пистолета растерявшийся от волнения милиционер вдогонку задержанному на месте преступнику, который каким-то образом вырвался из рук большой группы цепко державших его стражей порядка. А случилось это белым днем в самом центре небольшого южного городка, где я учился тогда, насколько помнится, в восьмом классе. Схематически это нелепое и трагическое по своей сути событие, ставшее следствием халатности и непрофессио- нальных действий милиционеров, выглядело так. Когда упомянутый уже преступник пустился наутек, я со своим одноклассником подходил к зданию почты, расположенно- му на перекрестке двух улиц, примыкающих к вокзальной площади. Милиционеры открыли огонь по беглецу, но он резко свернул влево, и пули, посланные по прямой, полете- ли в нашу сторону. Одна из них просвистела буквально в нескольких сантиметрах от моего уха, другая попала в ногу пожилой женщине, поднимавшейся по лестнице, ведущей в почтовое отделение. Я видел, как она, охнув от боли, по- валилась на ступени, и перепуганные прохожие бросились ей на помощь. Сопровождаемая руганьюи грубыми выкриками погоня продолжалась уже по улице, проходящей перпендикулярно той, по которой мы шли. Раздалось еще несколько выстре- лов. К счастью, на этот раз обошлось без жертв. Не постра- дал, как оказалось, и сампреступник. Вскоре все участники этой шумной и бестолковой операции показались из сосед- него квартала ипо тойже улице, где началась погоня, пошли обратным путем к расположенному неподалеку зданию райотдела милиции. Нам, мальчишкам, интересно было наблюдать за этой развернувшейся на наших глазах остросюжетной ситуаци- ей, сильно смахивающей на кадры из приключенческого фильма. Все происходящее настолько увлекло нас, что мы не успели даже по-настоящему испугаться... Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. èÎÓ ı Ó„Ó Ì ÔÓÒÓ‚ÂÚÛÂÏ! О пользе фруктов и овощей î ÛÍÚ ˚ Ë Ó‚Ó ˘ Ë ÒÓ‰Â Ê‡Ú ÌÂÓ· ı Ó‰ËÏ ˚  ‰Î fl ÊËÁ̉ fl ÚÂθÌÓÒÚË ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ËÚ‡ÏËÌ ˚ , ÏËÌ ‡Î¸Ì ˚  ÒÓÎË, ۄ΂Ӊ ˚ , ·ÂÎÍË, ‡ÒÚËÚÂÎ¸Ì ˚  ÊË ˚ Есть продукты, которые мы покупаем очень редко или никогда не покупаем. Вспомним хотя бы те овощи и фрукты, которые наши мамы и папы заставляли есть, а мы упорно отказывались. Например, морковку. А жаль! Они помогают укрепить здоровье без рецепта врача. Польза таких продуктов проверена многолетним применением, а некоторых — буквально веками. Киви. Сейчас это до- статочно популярный плод, но не до такой сте- пени, чтобы все мы начи- нали с него свой завтрак. Одно киви в день покры- вает суточную норму ви- тамина С, который, как известно, укрепляет им- мунную систему, крове- носные сосуды, повышает сопротивляемость организма всевозможныминфекциям, помогает организму бороться со стрессом. Кроме того, киви содержит много магния, мине- ральных солейкалия иклетчатку, выводящуюиз организма холестерин. Кроме того, киви нормализует пищеварение. Клюква. Эта ягода незаменима при простудах — она оказываетжаропонижающее действие, убивает вирусыпри острых респираторных инфекциях. Употребление этих це- лебных ягодок понижает давление у гипертоников, укреп- ляет десны, усиливает секреторную деятельность поджелу- дочной железы. Изюм. Вкусный и питательный продукт, обладает мно- гими полезными свойствами. Изюм оказывает укрепляю- щее действие на нервную систему, способствует подавлению гнева, улучшает работу сердца. Изюм содержит вещества, останавливающие рост бактерий, которые вызывают кари- ес и заболевания десен. Брокколи. Это прекрасный поставщик витаминов С, РР, К, U и бета-каротина. Аскорбиновой кислоты (витамин С) в брокколи почти в два с половиной раза больше, чем в таких признанных поставщиках этого витамина, как цитрусовые. Кроме того, брокколи — ценный источник минеральных веществ: по содержаниюкалия, кальция, фосфора, натрия, железа она конкурирует со своей ближайшей родственницей —цветнойкапустой, превосходя ее в два разапо содержанию не только минеральных солей, но и белка. Еще за брокколи закрепилась слава известного борца с раком—из-за селена, которым этот продукт особенно богат. Соб. инф. ÇÁ fl ÎË ÎÓÊÍË-ÔÓ‚‡ ¯ÍË Борщ с ботвой свеклы (летний) Подготовленные коренья и лук нарезать ломтиками, черешки свеклы — кусочками размером 2-3 сантиметра, и все вместе пассеровать с жиром. Промытые листья свеколь- ной ботвыразрезать на части. Кабачкиикартофель очистить от кожицы и нарезать ломтиками. В кипящую воду, овощ- ной отвар или мясной бульон положить пассерованные овощи, довести до кипения, добавить листья свекольной ботвы, картофель и варить 15—20 минут. За 8—10 минут до окончания варки положить нарезанные кабачки, поми- доры, соль и специи (лавровый лист, перец). Заправить борщ уксусом. Подавать борщ со сметаной и зеленью. Разговорыихожденияво сне, о чем пишет читатель- ница, в далекие времена были объектами суеверных толков. Эти непонятные тогда явления (особенно снохождение) объясняли воздействием Луны на мозг спящего человека. До сих пор есть специальный тер- мин—лунатизм. Говорили, что лунатики будто бы взби- раются на крыши домов, ходят по карнизам или над пропастью. При этом они проявляют поразительную ловкость, но если их «разбу- дить», то они могут сорвать- ся. Все этиявленияобъясни- мы с научной точки зрения. Ученые установили, что в работе головного мозга здо- рового человека в течение ëÓ‚ÂÚÛÂÚ ‚ ‡˜ Луна не виновата ÇÓ ÒÌ Π˛ ‰Ë Ì ÚÓθÍÓ ‡Á„Ó‚‡ Ë‚‡ ˛ Ú, ÌÓ Ë ı Ó‰ fl Ú «Мой десятилетний сын стал разговаривать во сне. Онможетночьювстать, сделать что-нибудь и потом уснуть даже не на своем месте. Утром он ничего не помнит. Иногда во время ночного хожде- ния удается его разбудить, но он плохо ориентиру- ется, хотя обычно подчиняется моему предложе- нию лечь в постель. По совету знакомой пробовала класть перед кроватьюна ночьмокруютряпку или ставила таз с водой, чтобы сын, спуская ноги с кро- вати, проснулся. Но это не помогает. Е. А.» суток постоянно происходит непрерывное взаимодейс- твие основных нервных про- цессов — возбуждения и торможения. Днем преобла- дает возбуждение. Головной мозг посылает импульсы к рабочим органам и систе- мам. Человек бодрствует, активно участвует в трудо- вых процессах, мыслит, принимает пищу. Однако деятельность не может со- вершаться непрерывно. Ну- жен отдых. Теперь вступает в свои права торможение. Оно постепенно усиливает- ся, захватывает мозг все больше и больше. Наконец весь головной мозг оказыва- ется охваченным торможе- нием, за исключением жиз- ненно важных центров, ве- дающих дыханием, работой сердца. Сознание выключа- ется, человек спит. Но случается и так, что при общем глубоком тормо- жении некоторые участки головного мозга не прекра- щают свою деятельность. Причин тому несколько. У здоровых людей это силь- ные переживания перед сном или в течение дня, на- пряженная умственная ра- бота. У страдающих каки- ми-либо заболеваниями — болезненные процессы в различных участках голо- вного мозга. Например: ос- таточные явления после ушиба головы, после воспа- ления мозга или его оболо- чек. При неполном сне, чаще у детей, могут появиться сноговорения. Обычно они кратковременны, длятся несколько секунд или ми- нут. Это отдельные слова или фразы, выражающие возражение, удивление. Однипроизносят слова гром- ко, другие говорят тихо, невнятно. Набор слов лишен логической связи. Иногда во время сноговорения с ребен- ком удается вступить в кон- такт. Продолжая спать, он отвечает на вопросы, согла- шается, возмущается. Разговорыво сне нередко сочетаются с хождением. Человек среди сна сидит в постели или прохаживается по квартире. Затем снова засыпает, а утром удивляет- ся, когда ему рассказывают о ночном происшествии. Итак, нарушения сна тесно связаны с деятельнос- тью нашего организма и подлежат лечению почти во всех случаях. Выбор лече- ния, назначениелекарствен- ных средств — все это дела- ется только врачом. Сын читательницы нуж- дается в обследовании для уточнения диагноза. Сного- ворения и снохождения встречаются при различных заболеваниях, в частности при невротических состоя- ниях и в начальной стадии эпилепсии.Поэтомуребенка следует показать детскому психиатру или неврологу. Стоит только добавить, что во всех детских поликлини- ках областного центра орга- низован психиатрический прием. Юрий ГОЛУБЕВ, врач-психиатр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz