Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Не успел еще затихнуть гул выпускных вечеров, а в профессиональных образовательных учреждениях области уже заработали приемные комиссии. Мы решили узнать о том, чем живут сегодня учебные заведения сферы культуры в области, какие проблемы их беспокоят, что они предлагают своим абитуриентам. Таланты липецкие... В этом году Липецкому об- ластному колледжу искусств имени Игумнова исполняется полвека. На сегодня это самое крупное образовательное уч- реждение культуры в области. Ежегодно колледж готовит более ста музыкантов, балетмейстеров, режиссеров и библиотекарей. Вот и в этом году из его стен выйдет 86 молодых профессионалов. А на смену им уже приходит новое поколение. Чтобы узнать, что их ждет, чемживет сегодня это учеб- ное заведение, мы отправились в колледж накануне вступитель- ных испытаний. Уже подходя к главному кор- пусу колледжа, попадаешь в незримое облако звуков. Приглу- шенное разноголосье духовых, клавишных, струнных инстру- ментов разносится и по коридо- рам, где вскоре будут маяться сомнениями и тревогами аби- туриенты. В этом году колледж готов принять 120 человек на очное обучение и36—на заочное. Цифры набора по сравнению с прошлым годом остались пре- жними — области по-прежнему нужны специалисты творческих профессий. Правда, насторожила фраза, оброненная одним из на- ших собеседников при разговоре о популярности того или иного отделений: «На хореографию у нас даже конкурс есть: впрошлом году — два человека на место». Увы, конкурсом среди аби- туриентов, пусть и самым мини- мальным, сегодня может похвас- таться далеко не каждое учебное заведение культуры. ВЛипецком же колледже кроме хореографии востребовано театрально-режис- серское отделение (здесь у препо- давателей тоже есть возможность отобрать более способных), ди- рижерско-хоровое. Более-менее справляются с набором фортепи- анное отделение, теориимузыки, «духовики» и «эстрадники». Хуже всехдело, пожалуй, обстоит у«народников». Об этойпроблеме сказано много. Преподаватели колледжа пытаются решить ее, привлечь молодежь. В этом учеб- ном году, например, провеликон- курс, собравший ребят из разных районов области. Выступали они неплохо, есть и одаренные дети. Но появятся ли они после девя- того-одиннадцатого класса перед приемной комиссией колледжа? Преподаватели сомневаются. Больно уж туманны перспекти- вы даже у самого талантливого выпускника. Есть и еще один момент—ка- чество набора. Почти на все отделения колледжа (кроме те- атрального и библиотечного) при- нимаются ребята со специальной подготовкой за плечами, закон- чившие музыкальную, художес- твенную школы. Но давно уж не секрет, что уровень подготовки абитуриентов — и специальной, и общей — в последние годы падает. «Первое испытание для поступающих — грамотно напи- сать заявление. Справляются не все», — иронично замечает от- ветственный секретарь приемной комиссии Игорь Душинин. Однако в уныние в колледже не впадают, даже, напротив—от- крывают новые специальности. В этом году, например, решили готовить кукольников — есть у областного театра кукол потреб- ность в свежих кадрах. Курс из восьмичеловекбудет вестинарод- ный артист РФ ВадимЖуков. Повод порадоваться препода- вателям дают и студенты. «Наши ребята — украшение всех празд- ников города и области. Ни один не обходится без их участия», —улыбается заместитель дирек- тора колледжа по методической работе Елена Шляхтина. Заяв- ляют о себе юные липчане и на профессиональных конкурсах— всероссийских, международных. Этот год был особенно удачен для начинающей саксофонистки Светланы Ивановой, взявшей гран-при Пятого открытого детс- ко-юношеского конкурса испол- нителей на духовых и ударных инструментах в Петрозаводске, а также получившей бронзовую медаль на седьмыхДельфийских молодежных играх. Но Светлана закончила пока лишь второй курс, а среди выпускников этого года тоже есть таланты, отме- ченные, например, стипендией областной администрации:Юлия Бессонова, Елена Самойленко, Сергей Ноздрин. Правда, тра- диционная для выпускников этого колледжа премия имени Игумнова в этом году никому не достанется — слишком высока планка этой награды. Темнеменее ежегодновыпуск- никиЛипецкого колледжа посту- паютввысшиепрофессиональные учебныезаведения, средикоторых и Российская академия театраль- ногоискусства, иМосковскаякон- серватория имени Чайковского, Санкт-Петербургская академия искусств, консерваторииРостова, Саратова. Конечно, их немного — тех, кто ради своего призва- ния готов рискнуть, продолжить развивать данный Богом талант, несмотря ни на какие трудности. Но они есть, а значит, есть и на- дежда на будущее. Главное — не дать ей угаснуть. …и елецкие Два центральных события совсем недавно прошли красной линией по жизни Елецкого госу- дарственного училища искусств имени Тихона Хренникова. Пре- жде всего, это, конечно, юбилей композитора, который отмечался в нашей области. В концертной программе музыкального фес- тиваля училище искусств было представлено широко. Второе событие—получение нового ста- туса учебным заведением. После недавней аттестации оно имену- етсягосударственнымколледжем искусств имени Хренникова. Обучение здесь ведется по трем специальностям: хоровое дирижирование (повышенный уровень), инструментальное исполнительство (повышенный уровень): фортепиано, инстру- менты народного оркестра, ор- кестровые духовые и ударные инструменты, и живопись (базо- вый уровень). Не так давно были еще отделения, где готовили ди- зайнеров среды и реставраторов. Пришлось закрывать. Первое — за отсутствием спроса на спе- циалистов (в фондах колледжа до сих порждет своего часа множес- тво невостребованных проектов, разработанных студентами для города в целом и его улиц). Вто- рое не потянули из-за отсутствия высококвалифицированного специалиста, аттестованного государственной комиссией (в Москве она такая единственная), который имеет право работы с произведениями искусства. Обычный дипломированный преподаватель, по сути, может трудиться только в подмастерьях у прошедших аттестацию. Такой опытный наставник был в учили- ще искусств, и ребята тянулись к этой профессии — на недобор никто не жаловался. Потом по ряду причин специальность «за- морозили». Впрочем, все может измениться уже в ближайшее время. Надежды колледжа свя- заны с одной из выпускниц, решившей продолжить дело реставраторов в Ельце. «Тогда, — говорит директор Александр Меркулов, — будет возобновлен и набор студентов». Пока же жизнь идет своим чередом: учеба, концертные вы- ступления. Недавно в колледже провели мониторинг и сами уди- вились: за год студенты музы- кального отделения выступили около сотни раз. Если учесть, что год от года число первокурсников неуклонно сокращается (общее число студентов колледжа умень- шилось с 129 до 105 человек, а когда-то здесь обучалось и более 170), на каждую студенческую душу приходится по одному кон- церту и даже больше. Творчество — несомненно вещь хорошая, но отвлекает от учебы, сокрушаются педагоги. С другой стороны, они понимают: у ельчан не так уж и много этих встреч с искусством. Аначинающие музыкантыдарят землякамтакуювозможность. Да что тамземлякам. Рассказывают, приехали с концертом клас- сической музыки в одно село. Очевидно было с самого начала — репертуар был выбран на бо- лее подготовленного слушателя, поймут ли селяне? Оказалось, сомнения напрасны. Зал, затаив дыхание, внимал живым звукам фортепиано и потом взорвался овациями. Люди поняли серд- цем. А это дорогого стоит. И все же вернемся к учебе. Учиться в колледже, как гово- рят сами педагоги, интересно, но сложно. Потому-то многие студенты просто «сходят с дис- танции». И дело не в отсутс- твии желания «грызть гранит науки». Ребята приходят на вступительные экзамены слабо подготовленными. Главная при- чина в том, что дополнительное образование стало лишь неким придатком к общему курсу наук, упало до уровня кружка, обычно- го хобби. Впрочем, более детально эта тема освещена в материале о го- родском конкурсе юных пианис- тов, размещенном в этом номере «У семи муз». На таком общем фоне оста- ется только порадоваться за вы- пускников Елецкого колледжа искусств, которые и трудоустра- иваются по специальности, и—в большинстве своем — остаются на родной земле, уезжают в села нашего региона, где им сразу же предоставляется жилье. Елена МОСКАЛЕНКО. Милада ФЕДЮКИНА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 2 июля 2008 г., № 127 (23255) 6 êÂÔÓ  Ú‡Ê Ô  ‰ ˝ ÍÁ‡ÏÂÌÓÏ Абитуриенты и музы íӘ͇ Á  ÂÌË fl Новый Игумнов пойдет в бухгалтеры? ÇÏÂÒÚÓ ÔÓÒÎÂÒÎÓ‚Ë fl Í „Ó  Ó‰ÒÍÓÏÛ ÍÓÌÍÛ  ÒÛ ÔˇÌËÒÚÓ‚ Очередной ежегодный городской конкурс юных пианистов прошел очень уж незаметно и для большинства липчан, и для СМИ. Действительно, что это за событие, чтобы о нем писать и говорить? Другое дело, если бы в городе тоже стали поджигать машины, если бы обнаружили подпольный бордель или наркопритон. О таких новостях твердили бы по радио, снимали телевизионные сюжеты, писали в газетах. А тут ребятишки на пианино играли. Кому это интересно? Неплохо бы, конечно, сообразить, что эти самые «ребятишки», которые весь год готовились к конкурсу, не ку- рили в подвалах и на чердаках травку, не «тусовались» возле пивных ларьков, не приставали к одиноким прохожим с просьбой: «Мужик, дай закурить». Они были заняты делом. Если угодно, творчеством. Но у нас уже давно уста- новилась мода на «плохие новости», на несчастья, катастрофыи преступления. А то хорошее, доброе, что происходит совсем рядом, воспринимается как что- то неважное, скучное, пресное. А тем временем этот, казалось бы, «проходной» конкурс—хороший повод поговорить и о судьбе русской фортепи- анной школы, и о культуре в целом, и о том, что сегодня происходит с нашими детьми, да и с нами. Моя собеседница —член жюри конкурса, преподаватель Липецкого областного колледжа ис- кусств Лариса СИМОНЕНКО. — Если бы я попросила вас в не- скольких словах сформулировать впе- чатления от выступления ребят, что бы вы сказали? — Проделана очень большая работа июными пианистами, и их педагогами. Мне бы не хотелось здесь давать чисто профессиональные оценки тому или иному конкурсанту: дети старались, готовились, и уже одному этому можно порадоваться. —Для члена жюри вы высказывае- тесь очень обтекаемо… —На то есть свои причины. Уровень музыкального образования неуклонно падает год от года. Причем это касается не толькомузыкальныхшкол, нои сред- них специальных учебных заведений, вузов. Ладно, оставим в стороне Мос- ковскую консерваторию и Академию имени Гнесиных. Но вы знаете, что на периферии творческие вузыготовыпри- нимать чуть ли не всех подряд? Раньше, когда у нас была так назы- ваемая «уравниловка», престижность работы измерялась не заработками, а тем, что ты даешь обществу. И тогда профессия музыканта считалась благо- родной и привлекательной. Теперь все по-другому: зарплата определяет выбор жизненного пути. Акто из родителей за- хочет, чтобы его ребенок получил столь низко оплачиваемую профессию? — Но если у ребенка талант, дар Божий, грешно же закапывать его в землю?! — Взрослых волнует другое. И я могу их понять. Знаете, как бывает обидно, когда музыкально одаренные ребята после колледжа поступают на экономические факультеты или даже, учась у нас, параллельно получают бо- лее «земную» профессию? Ведь эти по- тери невосполнимы для фортепианного искусства, да и в целом для российской культуры. Мы сегодня создаемкакое-то странное общество бухгалтеров и нота- риусов. Не знаю, каким оно будет, но мне кажется, что без культуры вообще никакое будущее невозможно. — Вернемся все-таки к ситуации в музыкальных школах… — А почему только музыкальных? Сейчас у родителей четкая установка: ребенок должен заниматься тем, что ему пригодится для жизни. Ну, еще тем, что его отвлечет и развлечет, ины- ми словами — позволит расслабиться. Многочасовые занятия с репетиторами для подготовки к ЕГЭ — это святое, даже если через год он все забудет и не сможет справиться ни с одним тестом. Но высокие баллыпо ЕГЭ—это пропуск для получения «выгодной» профессии. А что такое занятия музыкой? Это бесконечный труд, который не сулит материальных благ. Зачем же чаду на- прягаться?Пусть лучше на компьютере поиграет, «отдохнет». Сегоднямало кто задумывается над тем, что музыкаль- ное образование — это, прежде всего, развитие души. Да что там говорить, разве душа многих волнует? Вот и ока- зываются педагоги музыкальныхшкол между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, надо, чтобы ученик демонс- трировал результаты, а с другой — его нельзя перегружать требованиями, а то родители из школы заберут. Так что низкий поклон преподавателям за то, что все-таки удается сделать в нынеш- них условиях. — Картина выглядит совсем песси- мистичной… Неужели прославленная отечественная исполнительскаяшкола сойдет на нет? — Всем нам хочется надеяться на лучшее. Ведь тяжко даже думать о том, чтовнедалекомбудущемвсяроссийская культура сведется к «фабрикантам», а у молодыхисполнителей заветноймечтой станет победа не на конкурсе Чайковс- кого, а на «Евровидении». Но пока что национальными героями становятся призерывторого, а не первого. Дима Би- лан, например. Между тем были време- на, когда Вана Клиберна знал весь мир, а не только Россия. Остается надеяться, что эти времена вернутся. Но зависит это уже не от педагогов-энтузиастов, не от количества талантливых ребят, а от политики государства. Беседовала Елена БРЕДИС. В этом году народному хореог- рафическому ансамблю «Сельча- ночка» исполняется четверть века. За это время было много ярких вы- ступлений, побед и на региональ- ных, и на всероссийских состязани- ях. Только в прошлом году, напри- мер, коллектив стал дипломантом Всероссийского праздника русского народного танца имени Устиновой и областного фестиваля хореогра- фии. Но главное достижение — это сотни воспитанников, каждому из которых «Сельчаночка» открыла кра- соту и секреты волшебного искусст- ва танца. Для некоторых увлечение хореографией перешло в професси- ональное «заболевание»: они стали балетмейстерами, артистами мно- гих известных коллективов. А у исто- ков ансамбля стоял бессменный ру- ководитель «Сельчаночки» заслу- женный работник культуры РФ Васи- лий Леонов. — У меня вся семья была музы- кальная: родители, сестра, четыре брата. Один из них стал профессио- налом по бальным танцам. Другой выбрал степ. Я хотел, вообще-то, на хоровое отделение поступить. По- том увидел хореографию — и заго- релся, — рассказывает Василий Се- менович. Поступил он в Задонское культ- просветучилище легко — ведь еще ребенком, бывая на деревенском «пятачке», он мог лихо бить «дробь», выполнять разные элементы народ- ного танца. Одним словом — талант. Теперь эту искру он зажигает в дол- горуковских ребятах. — Детей беру с девяти лет, но в этом году решили записывать с семи — развиваются они с каждым годом все быстрее, — рассказывает Лео- нов. — Какой подход у меня? Раз- ный. Вначале-то я всех глажу, а по- том, если что — могу и окоротить. Вообще, стремлюсь быть откровен- ным с детьми. И не только на заняти- ях за ними наблюдаю, но и по жизни: как в школе учатся, как ведут себя. В свое время Василий Семенович возглавлял Долгоруковский ДК, за- тем, после окончания Тамбовского института искусств, отправился в Москву. Танцевал в ансамбле песни и пляски под руководством заслужен- ного артиста РФ Василия Губина, за- тем в Тольятти был репетитором ан- самбля «Жигулевские зори». Был зна- ком с легендарным Игорем Моисее- вым. Но судьба сложилась так, что Леонов вернулся в Долгоруково. Жа- леет ли об этом? Трудно сказать, ведь в недавно состоявшейся беседе он сетовал совсем по другому поводу: — Завтра одиннадцать ребят выпускаю. До слез жалко расста- ваться. Такие способные, настоящие виртуозы. Девчонки шестьдесят че- тыре на месте крутят, а тридцать два им, вообще, ничего не стоит. Да и ребята трюкачи. Не печальтесь, Василий Семено- вич. В руках настоящего мастера даже скромные способности за- сверкают всеми гранями таланта. А значит, у «Сельчаночки» впереди еще много успехов. Ольга ПОНОМАРЕВА. û·ËÎÂÈ «Сельчаночка» — 25 лет в танце ФОТО ИЗ АРХИВА ВАСИЛИЯ ЛЕОНОВА Хореографический ансамбль «Сельчаночка». Среди коллективов, выступивших на музыкальном фестивале имени Тихона Хренникова, был и ансамбль песни и пляски МВД России. Думаю, многие липчане удивятся, узнав, что между прославленным столичным коллективом и нашей областью существует связь. В числе его артистов есть, например, Александр Белгородцев — выходец из села Долгоруково, чей путь на большую сцену начался с местного коллектива «Сельчаночка». 6 è  ‰ Ô  Âϸ  ÓÈ Останься человеком, человек 12 Ë ˛ Î fl ‚ Ä͇‰ÂÏ˘ÂÒÍÓÏ ÚÂ‡Ú   ‰  ‡Ï ˚ ËÏÂÌË ã¸‚‡ íÓÎÒÚÓ„Ó Á  ËÚÂÎË Û‚Ë‰ fl Ú ÌÓ‚ ˚ È ÒÔÂÍÚ‡Íθ ÔÓ Ô¸ÂÒ ÄÎÂÍ҇̉  ‡ LJÏÔËÎÓ‚‡ «è  Ó ˘ ‡ÌË ‚ Ë ˛ Ì» Это постановка заслуженного артиста России Николая Чебыкина. Липецкие поклонники театра его хорошо знают как режиссера многих спектаклей по произведениям современных драматургов, в частности, «Аделаида» Жени Унгарда, «Черное молоко» Василия Сигарева, «Лист ожиданий» и «Дочки-матери» Александра Марданя, «Кукла для невесты» Александра Коровкина и других. Его интерес к Александру Вампилову не случаен: большинство нынешних российских авторов, пишущих для сцены, так или иначе испытали на себе влияние этого автора и в плане чисто творческом, и, может, в еще большей мере — в нравственном. Вот — что сказал «ЛГ» сам Николай ЧЕБЫКИН. — Чем был обусловлен наш выбор? Честно признаюсь , обидно, что в последние три де- сятка лет этот талантливейший писатель, в сущности, классик отечественной драматургии двадцатого века, не шел на на- шей сцене. Хотя театр имени Толстого не без успеха прини- мал участие в 2001 году в фес- тивале современной драматур- гии имени Вампилова на его ро- дине в Иркутске. Побывали мы тогда на месте трагической ги- бели мастера. Там, на берегу озера Байкал, где он утонул, не дожив до своего 35-летия, уста- новлен обелиск. У его основания всегда лежат живые цветы... Работая над пьесами нового поколения драматургов, я, ес- тественно, постоянно думал об их связи с выдающимися предшественниками. И убеждался в том, что молодые авторы при всей своей одаренности в чем-то пока слабее. У меня даже стало появляться ощущение, что они как-то повто- ряются и повторяют друг друга: в сюжетах, характерах, типажах... Чем больше я ставил новых пьес, тем сильнее тянуло меня к твор- честву Арбузова, Розова, того же Вампилова. Так появилась поста- новка арбузовской пьесы «Шестеро любимых». Ее время действия — 34-й год. История насквозь политизированная. Многие сегодня уже понятия не имеют, что такое МТС и прочие реалии и аббревиа- туры того периода. Но в этой пьесе есть страстная любовь и теплое человеческое участие не только в судьбе близких людей, но и всей страны. По-моему, это то, чего нам сейчас недостает. А теперь Вампилов. «Прощание в июне» — первая большая его пьеса. Написана в 1966 году. В этой комедии угадываются сю- жеты и мотивы почти всех знаменитых последующих произведе- ний этого драматурга — «Старший сын», «Утиная охота», «Провин- циальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске». Почти все главные герои ее — студенты. Как, к слову заметить, и совсем еще недавно те молодые актеры, что заняты в постановке. Думаю, тема выбора жизненного пути не может устареть. Мо- лодые всегда выбирают. Очень точно и емко сказал о сути вампи- ловского театра его друг, сверстник, знаменитый земляк Вален- тин Распутин: «Главный вопрос, который постоянно задает Вам- пилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во мно- гих житейских испытаниях, где трудноразличимы даже и противо- положности — любовь и измена, страсть и равнодушие, искрен- ность и фальшь, благо и порабощение...» К этому трудно что-то прибавить. Пожалуй, только одно: и в наши дни на главный вампиловский вопрос каждый отвечает по- разному, в меру своей духовности, достоинства, способности помнить о вечных и непреходящих человеческих ценностях. Записал Петр ОСИПОВ. ɇÒÚ  ÓÎË Комедия в летнюю ночь Как мы уже сообщали, в Липецке проходят гастроли Ростовского академического театра драмы имени М. Горького. Наш внештатный корреспондент встретился и побеседовал с художественным руководителем коллектива, народным артистом России Николаем СОРОКИНЫМ. — Николай Евгеньевич, понятна сугубо летняя, то есть комедийная направлен- ность вашего нынешнего гас- трольного репертуара. И все же — у вас идет горьковская «Васса Железнова». Почему бы именно ей не открыть ли- пецкие гастроли? — Год назад в Воронеже мы открывались как раз «Вассой Железновой», и спектакль имел успех. Но на сей раз мы решили сосредоточиться исключительно на комедиях. Хотя бы потому, что они — очень разные и, по- моему, могут дать достаточно полное представление о твор- ческом лице театра. Ряд из них — не чисто веселый, беззабот- ный жанр, они довольно серьез- ны по своему подтексту. — Скажите, а есть ли в те- атре постоянный режиссер? — Нет. Я считаю: лучше приглашать постановщиков — и опыт- ных, и молодых, которые талантливы и предлагают интересное видение той или иной пьесы. Зачем далеко ходить: четыре из шести спектаклей, привезенных к вам, поставлены режиссерами «со стороны». — Есть ли проблемы со зрителями? Не шутка ведь — иг- рать на трех сценах… — Заполняемость основного зала — не меньше 75 процентов. Это стандартно-максимальная норма для российских театров. Очень часто, особенно на премьерах, бывают аншлаги. Ростов — театральный город. Публика к нам приходит, конечно, неоднород- ная, но мы стараемся делать динамичные, красочные спектакли, чтобы каждую категорию зрителей не оставить равнодушной. — В Воронеже за последнее десятилетие вы выступали аж три раза, в Липецк же приехали спустя тридцать лет пос- ле предыдущих гастролей. Несколько досадное для мест- ных театралов обстоятельство... — Абсолютно согласен с вами, хотя инициатива, обмен гаст- ролями между Ростовом и Липецком должны быть взаимными, обоюдными. И наши артисты, убежден, испытают только радость от следующей скорой встречи с вашими благодарными зрителя- ми в отреставрированном Липецком академическом театре име- ни Толстого. Я думаю, такой момент должен обязательно настать. Записал Константин КЛЮТКИН. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz