Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
28 июня 2008 г., № 125 (23253) 3 —Откуда и куда лежит путь рос- сийских писателей? — В. Ганичев: — Если буквально, то в течение трех недель во время проведения Прохоровских чте- нийнамудалось посе- тить известные свя- тые места России. Были на мысе Херсо- нес в Севастополе, откуда пришло православие в Рос- сию, где крестили равноапостольно- го князя Владимира, посетили мес- та, где ступала нога апостолаАндрея Первозванного. Были на родине Иосаафа Белгородского. И вот до- шли до Задонска с его святынями. Липецкий край был выбран нами, конечно, не случайно. Здесь родина Бунина, Пришвина, здесь творили великие старцы— святитель Тихон Задонский, Феофан Затворник, Ам- вросий Оптинский, Силуан Афон- ский, Иннокентий Херсонский, многие другие подвижники благо- честия. Так что русскому писателю легко дышится на вашей земле. — Монастыри всегда манили, притягивали к себе русских писате- лей. Вспомним хотя быДостоевско- го, Лескова, Короленко, Толстого … Гоголь вообще мечтал постричься в монахи… Что стоит за этим явлени- ем? В. Ганичев: —А где же еще мож- но получить такой силы и свежести духовнуюподпитку, как не в монас- тырях? Ведь они издревле были и академией, и Думой, и школой хо- зяйствования, и лечебницей душев- ной. Писатель, да и вообще человек творческий, здесь должен чувство- вать себя по-особому. Святейший Патриархотмечал, что благотворная связь веры и творчества присуща отечественной словесности, которая справедливо признается одной из ведущих литератур мира. Уже пер- вое известное литературное произ- ведение «Слово о законе и благода- ти» митрополита Иллариона было проникнуто глубокойдуховноймыс- лью и представляло собой образец сочетания проповеди, художествен- ного слова и исторической премуд- рости... Апотом былишироко чита- емые трудыДимитрия Ростовского, стихи Ломоносова, Державина (его ода «Бог» переведена на восемнад- цать языков мира), переписка мит- рополита Филарета с Пушкиным (которую поэт оценил трепетными словами «И внемлет арфе Серафима в священном ужасе поэт...»). В этом ряду мыдолжныназвать, выправы, Гоголя как духовного писателя и, конечно, Достоевского. В последнее время в нашей лите- ратуре, в политике пытаются гово- рить на эдаком наднациональном «эсперанто», остапо-бендеровском наречии, тем самым утверждая без- духовность и безверие. В иноческой обители и даже на обычномприходе эта шелуха сразу слетает. Потому что монастыри — это наша древняя история, это сама Русь с ее мудрос- тью и печалью. К. Скворцов: — Полностью с этим со- гласен. Государство, если оно ответствен- ное государство, обя- зано учитывать исто- рический опыт и по- ощрять граждан изу- чать историю своей страны. А она тыся- чами невидимых нитей связана прежде всего с православием. Так же, какмы, нынеживущие, связаны с первохристианкой княгиней Оль- гой и ее внуком Владимиром Крас- ное Солнышко, который сумел вы- брать для себя, для своего народа, для Руси-России, для нас с вами веру. Раз и навсегда. Потом будет выбор благоверного князя Алексан- драНевского, непростой выбор, ведь немцы, которых он топил вЧудском озере, носили кресты и были хрис- тианами, только католиками… По- том будут поляки в Москве, Смута —и снова выбор…Итак далее и тому подобное. Вплоть до наших дней. Государство, если оно проводит объективнуюполитику, обязано как минимум учитывать вот эту статис- тку: по опросам, 80 процентов насе- ления России считают себя право- славными! Есть, есть у нас фунда- мент, на котором можно строить здание государственности. Духовное наследие предков, прежде всего святых отцов, представляет собой уникальную энциклопедию тончай- ших состояний человеческой души. Между тем именно в русской душе, как говорили старцы, всегда сели- лась опасность ко всяким перево- площениям, слишком часто она за- болевала мистическим непостоянс- твом. Как это мы чувствуем сейчас! Как аукается теперь России это не- постоянство... — Но ведь ситуация, кажется, выправляется. В городах и весях сегодня раздаются малиновые зво- ны, люди потянулись к алтарям, да и государство с его последними пра- вославными президентами явно занимает протекционистскуюпози- цию по отношению к Церкви Хрис- товой. Вот и писатели потянулись к храму, ведь не зря ваша высокая делегация приехала в Богородиц- кий монастырь? К. Скворцов: — Вы хотите ска- зать о поголовном прозрении? Но так не бывает. И «окаянные дни» для России еще, к сожалению, не кончились. Если смотреть правде в глаза, то массовый приток народа в храмы сегодня скорее свидетельс- твует не о вере, а об отсутствии опо- ры в жизни, о вдруг ушедшей почве из-под ног. Многие теперь идут в храм не каяться, а оправдываться —чувствуете разницу?Другие дейс- твительно надеются на спасение, но спасение—именно в этойжизни (но что она в сравнении с Вечностью?!). То есть спасение здесь и сейчас, как любят повторять телевизионщики. В Церковь часто бегут за «скорой помощью»: получил и снова забыл о своих духовных болячках. Между тем в нашем прошлом были не одни только революции, громкие победы и треск знамен на ветру. Были еще: тихая молитва в каждом доме (а не только в храме), родительское бла- гословение, без которого и шага от- рок не делал, была праведная, у мира на виду, жизнь святых отцов и их высокая педагогика. При этом они твердо знали, что у всех у нас один, как говорит Евангелие, Учи- тель — Христос. Вот те традиции, которые должныбыть востребованы сегодня. Ваш великий земляк свя- тительФеофан Затворник сравнива- ет святоотеческое наследие с тепли- цей, попав в которую, человек ощущает особуюживоноснуюатмос- феру, где он дышит оживляющим духовным воздухом. Постепенно такой человек начинает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмотря на кажущуюся «правиль- ность» его собственной жизни, име- ет прямое отношение к нему, что путь, накоторыйониуказывают, это и его путь. И в нем крепнет желание идти вперед, совершенствоваться, набираться опыта духовной жизни. Как же тут можно обойтись без мо- настыря с его ежесекунднымплачем о грешном мире? К сожалению, на судьбе России все еще сказывается эпоха безбожия, выбираться из ко- торой приходится всем. Мы, писате- ли старшего поколения, в наши юные годы были отлучены от Церк- ви и потому не понимали, о чем пи- шут Достоевский, Гончаров, не го- воря уже оШмелеве иНабокове. Мы только снимали верхний пласт на- шей литературы — и все. А. Романовский: —Конечно, всем нам не хватает знания отечественной лите- ратуры, разумеется, не только той, что «проходили в шко- ле». А если глубже, то и истории нашего государства. Ведь нравственные ценности были у нас сформированы еще в дохристианс- кий период (любовь к Земле, к мате- ри, почитание хлеба, родителей...). Именно они стали определяющими в воспитании молодого поколения, содействовали утверждению хрис- тианской морали на Руси, которая, по утверждению святых отцов, есть подножие Престола Господня. Так вот, о литературе. Она начи- налась письменами летописцев и монастырскими книжными школа- ми. Соответствующими и уникаль- ными по мировым меркам были и жанры—Жития святых,Патерики, Поучения, Слова и т.д. Что обо всем этом знают в современной школе? К. Скворцов: — Скажу о себе. Я написал несколько пьес о святых Георгии Победоносце, Константине Великом и совсем недавно — о свя- тителеИоанне Златоусте. Предвари- тельно прочитал все двадцать два тома его трудов. Иоткрыл для себя… новую планету. Я сам родился в го- роде Златоусте и, уверяювас, многие мои земляки (как и я в свое время) даже топонимику малой Родины не знают. О названии своего города думают: Златоуст — это золотые уста, это что-то связано с добычей золота…Вот куда укатилось гоголев- ское колесо от брички…Откровенно скажу: если бы я в юности узнал труды святого, я бы был другим че- ловеком. Я бы был добрее, мудрее, тоньше в оценках… —Эта фраза—«если бы я узнал в юности…» — объясняет многое. И ко многому нас, взрослых, ответс- твенных людей, обязывает. Вот су- ществует культурологический пред- мет «Основы православной культу- ры», который мог бы помочь делу воспитания молодежи, но который вызывает столько раздражения в определенных слоях общества. Мне доводилось участвовать в Рождест- венских (в Москве) и Глинских (в Троице-Сергиевой лавре) чтениях. И я помню ваши, Валерий Никола- евич, страстные выступления в за- щиту этого нового курса в русской школе. Тогда вроде колесо со скри- пом, но сдвинулось с места. Далеко ли удалось продвинуться? В. Ганичев: — Стоим на месте. Надежды, тут я согласен, были. Наши писатели — Бородина, Шев- ченко и другие—приняли активное участие в составлении учебников, рецензировании тем. В целом ряде областей—Белгородской, Курской, Кемеровской — предмет ввели в практикушкол не какфакультатив, а как обычный. Просто губернаторы приняли решение, взяли на себя ответственность, ивсе. Отзывыбыли прекрасные, но… В прошлом году было принято решение, которое за- ботится о том, чтобы «Основы…» растворились в других школьных программах—истории, литературе. У нас есть опасение, что дело кон- чится очередным обманом. Надо быть начеку. К слову, о литературе. 2 июня в стране случилось ЧП, которое мно- гие называют преступлением. Впер- вые экзамен по литературе вшколах на проводился. Предлог чиновники нашли смехотворный… Они смеют- ся, а нам не смешно… Здесь, в Ли- пецке, по этому прискорбному пово- ду мы приняли обращение к прези- денту и правительству. Ждем реак- ции. А. Романовский: — Оппонентам и чиновникам, очевидно, нужно почаще напоминать о такой тради- ции, как связь образования старой России с Православием, с христиан- ской культурой. Да, сегодня мы видим следы преемственности: от- крываются воскресные школы, да и православное образование получило гражданские права. Но это только первыешаги. Вспомним. До револю- ции, в начале прошлого века в Рос- сии существовало тридцать пять тысяч церковноприходских школ и школ грамоты, в которых проходи- ли обучение свыше одногомиллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников Российской империи. Но ведь, кроме этого, во всех началь- ных, средних и высших школах обязательно преподавался Закон Божий. К тому же была структура образования, светского и духовного: вслед зацерковноприходскимишко- лами следовали городские и духов- ные училища, затемшли гимназии, реальные училища, семинарии и, наконец, университеты и духовные академии. Духовное образование находилось в ведении Синода, но и светское было православно ориенти- ровано. А что сегодня? У некоторых при разговоре об «Основах право- славной культуры» в школе глаза кровью наливаются… — Недавно в монастырь приез- жала целая рота кадетов из Воро- нежского корпуса. На мальчишек смотреть приятно: выправка, учти- вость, глазки умные… А их коман- дир в интервьюрассказал, что у них в корпусе преподают Закон Божий (как в старорусских кадетских кор- пусах), и это вызывает в определен- ных слоях воронежского истеблиш- мента большое неудовольствие. Пока «прикрывает» корпус сам митрополит ВоронежскийиБорисо- глебский Сергий…Упрек у оппонен- тов всегда один и тот же — у нас-де по Конституции светское образова- ние. Так никто и не спорит. Но ведь насильно ни один предмет, тем бо- лее факультативный, вводиться не должен. Только — с согласия роди- телей и учеников. В. Ганичев: —Разумеется, дейс- твовать всегда нужно в границах правового поля. Однаждына каком- то форуме меня объявили председа- телем Союза православных писате- лей, имея в виду мою нынешнюю должность. Я бы рад, да не могу. В нашем Союзе есть люди и другой веры. Но это не мешает нам работать. Это нисколько не мешает мне с по- мощью сторонников стремиться к расширению православного про- странства, без которого у России нет будущего. Убежден, что прежде всего на координатах православия и можно строить политику государс- тва. У нас в Союзе большинство членов — православные. Более ста человек — священнослужители. Этим людям можно по-настоящему завидовать. Им в творчестве здорово помогает знание церковно-славянс- кого языка, историиЦеркви, трудов святых отцов, а это всегда такая глубина… Какое эпистолярное на- следство оставил святитель Тихон Задонский! Особый стиль письма был у Амвросия Оптинского. А ка- кие проповеди читал Иннокентий Херсонский… —Спрошу у гостя, у Александра Георгиевича, как ему со товарищи работается на Украине? А. Романовский: — Категоричес- ки не согласен со словом «гость». Какие мы гости, славяне, друг у друга? Правда, живу вХарькове, но являюсь членом Союза писателей России. Три года мы сотрудничаем с этим Союзом. Да еще приглашаем белорусов на свои концерты, семи- нары, конференции. У нас стало традицией проводить духовные ве- чера славянской музыки и поэзии. Участвуют профессионалы—солис- ты Харьковской оперы. Конечно, непросто работаетсянаУкраине, тем более сейчас. Но мы, писатели и —ещешире—творческая интелли- генция, свою миссию видим в том, чтобы сохранить славянскую душу, не позволить ортодоксам разорвать ее. А сделать это можно только в лоне Православия. —Какие впечатленияот посеще- ния задонской обители? В. Ганичев: — Лично мне сразу трудно найти точные выражения… Это надо подержать в себе. Потом придет аналитика, а пока… Мы на коленях стояли у храмовых икон, и каждый думал о своем… Затем мы подали записки о близких. Но глав- ное—приложились кмощам святи- теля Тихона. И такое в душе откры- лось — словами не передать. Ведь я бывал во многих известных монас- тырях — на Валааме, Соловках, в Оптиной пустыни имогу, как и каж- дый паломник, по-своему ощутить богоизбранность таких мест. Здесь экскурсоводы говорили: Задонск — Русский Иерусалим. Да, я это почувствовал. И за этот праздник души кланяюсь и благодарю. Слава Господу Богу. Беседу вел Александр КОСЯКИН. ë ‚Â ÓÈ Ë Ì‡‰ÂʉÓÈ Сохранить славянскую душу ÇÒÚ Â˜Ë Ì‡ ÎËÔˆÍÓÈ ÁÂÏΠСтолько писателей сразу не видела еще липецкая земля. Около ста человек — лучшие поэты, прозаики, драматурги, журналисты из разных уголков России прибыли в Липецк на Дни российской литературы. В первый же день они посетили Задонский Богородицкий мужской монастырь. Здесь и состоялась наша беседа. Представляем участников разговора. Валерий Ганичев — председатель Союза писателей России, замести- тель ГлавыВсемирного РусскогоНародного Собора, доктор исторических наук, профессор. Александр Романовский—проректор, заведующий кафедройАкадемии политическихнаукУкраины, академик, доктор педагогическихнаук, член Союзов писателей России и Украины. Константин Скворцов — писатель-драматург, г. Москва. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Делегация российских писателей—на родине предков Пушкина в селе Кореневщино Добровского района. ÄÍˆË fl Сделай доброе дело, земляк! è ˄·¯‡ÂÚ Ó·Î‡ÒÚ̇ fl ÒÚ‡ÌˆË fl Ô ÂÎË‚‡ÌË fl Í Ó‚Ë «Убедись, что тыздоров, и стань донором!»—таков девиз акции, которая проводится в июле областной станцией пе- реливания крови. Как говорится в переданном редакции в связи с этим обращении к липчанам, любойжитель региона в течение шести дней недели, включая субботу, может без очереди, проверив уровень гемоглобина у себя в крови, сде- лать доброе, бескорыстное и очень нужное дело — сдать кровь для больных людей, нуждающихся в ее переливании. При этом будет производиться полный анализ крови, ре- зультаты которого донор получит на руки. Не оставайтесь в стороне от этого начинания, дорогие земляки! Дополнительную информацию вы можете полу- чить по телефону 23-80-40, а также: e-mail:uzalo@lipetsk. ru. äÒÚ‡ÚË Акция «Будь здоров!», организованная областным цен- тром медицинской профилактики, состоялась 27 июня в загородном оздоровительном лагере «Прометей». Как сооб- щили агентству «Липецк-Инфоцентр» в центре медпрофи- лактики, в акции приняли участие 100 школьников в воз- расте от 10 до 15 лет. Специалисты центра провели с ребя- тами тренинги о безопасном поведении на воде и в лесу, беседу о профилактике отравлений грибами. Акция проходит в рамках масштабного областного ме- роприятия «Убедись, что ты здоров!». ì˜ÂÌË fl «Террористы» обезврежены Ç ÛÒÎÓ‚Ë flı , Ô Ë·ÎËÊÂÌÌ ˚ı Í ·Ó‚ ˚ Ï …Трое военнослужащих ранили двух офицеров и бежали с территории своей части с автоматическим оружием. Их попытались задержать, но они скрылись в здании средней школы села Сырское, сделав своими заложниками пятнадцать человек. Вряд ли, однако, вы уви- дите все это среди сенсаци- онных сюжетов какой-ни- будь телепрограммы типа «Чрезвычайное происшест- вие». В действительности ничего чрезвычайного, к счастью, не случилось.Прос- то в минувший четверг про- водились тактико-специаль- ные учения по освобожде- нию заложников. Организо- ваныонибылиоперативным штабом под руководством начальника Управления ФСБ России по Липецкой областиВладимира Верюти- на. В них участвовали все силовые структурырегиона, органывласти, а также спец- подразделение УФСБ РФ по Воронежской области. Получив информацию о «бегстве» троих военных и захвате «заложников», об- ластной оперативный штаб по согласованию с НАК принял решение о контр- террористической опера- ции. Задача была одна, сооб- щает пресс-служба УФСБ по нашей области: отраба- тывая различные вводные, добиться мирного освобож- дения заложников. Был предусмотрен и более жест- кий вариант действий. Осу- ществляя его, бойцы спец- подразделения проникли в здание, освободили «залож- ников» и обезвредили «тер- рористов». Одновременно были найдены и обезвреже- ны находившиеся в городе «пособникипреступников». В ходе учений отработаны также практические навы- ки в использовании новых технических спецсредств, в том числе по выявлению и нейтрализации взрывных устройств. Все условия проведения учебной операции былипри- ближены к боевым, от учас- тников требовались макси- мальная самоотдача и про- фессионализм. Подводя итоги, руководитель опера- тивного штаба в Липецкой области генерал-майор Вла- димир Верютин отметил возросший уровень подго- товки руководящего состава всех структур и поблагода- рил участников за слажен- ность и четкость действий. (Соб. инф.). Р. S. Управление ФСБ России по Липецкой облас- ти напоминает гражданам о «телефоне доверия». Если вы располагаете информа- цией об угрозах безопаснос- ти РоссийскойФедерации, о фактах или признаках пре- ступлений, относящихся к компетенции органов ФСБ, то можете в любое время сутокпозвонить потелефо- ну (4742) 237-000, а также передать имеющиеся у вас сведения по электронной почте е-mail: lipetsk@fsb. ru. Безопасность и конфиден- циальность таких обраще- ний гарантируются. Ç ÌËÒ‡Ê В любое мгновенье не поздно… Ç ãËԈ͠ÓÚÍ ˚ ·Ҹ ·Óθ¯‡ fl ‚ ˚ ÒÚ‡‚͇ ı Û‰ÓÊÌË͇-Î ˛ ·ËÚÂÎ fl Кажется, после эрмитажных выставок, после вернисажей всемирно знаменитых мастеров, от Древина до Фонвизина, от Шаховского до Шилова, удивить липецких поклонников изобразительного искусства уже нечем. Тем более предложив им экспозицию автора не только местного и мало кому известного, но к тому же вообще самодеятельного. Род занятий Нины Свиридовой никакого отношения к живописи не имеет: она тридцать лет работает санитарным врачом и говорит, что любит свою профессию. Когда на от- крытии выставки Нина Александровна отвечала на мои вопросы, то и тут ее настиг звонок мобильника — кто-то интересовался актом по приему какой-то скважины. И все-таки руководитель Центра современного искусст- ва Татьяна Нечаева пошла на риск и представила публике сразу пятьдесят шесть произведений непрофессионала, ос- ваивавшего навыки ремесла в студии при областномДворце культуры. Чутье и опыт Татьяне Ивановне не изменили: если угодно, произошла мини-сенсация—Нина Свиридова оказалась прирожденным художником. По формальным признакам ее творчество полагается числить по разряду искусства наивного, или, как его недав- но у нас называли, примитивного, припечатывая этим сомнительным эпитетоми гениальногоПиросмани, иРуссо. Однако в портретах, пейзажах, натюрмортах Свиридовой при всемих простодушии предостаточно дерзости, самобыт- ного взгляда на мир и людей. Они ничего не упрощают, передавая сложный, многослойный душевный отклик ав- тора на впечатления от реальности. Иные вещи поражают изощренностью средств выражения. Уже трудно сказать: то ли художник и вправду наивен, поскольку «академиев не кончал», то ли, наоборот, ему ведомы все секреты мас- терства, и он осознанно отказывается от них ради предель- ной, детской чистоты и раскованности. В этих картинах жи- вет та свобода, которой иные, облеченные зва- ниями и регалиями, жи- вописцы безуспешно добиваются годами. И хотя, по словам Нины Свиридовой, какие-то работы она писала и пе- реписывала месяцами, в них нет ни тени выму- ченности. Мазки ложат- ся, словно они сначала были подхвачены вет- ром, а уже потом опусти- лись на поверхность кар- тин. Дыхание ветра уга- дывается даже в натюр- мортах, это оно вдруг сгибает стоящие в вазе цветы, это оно переме- шивает и соединяет в новом своевольном по- рядке все краски, насы- щая живопись особой экспрессией. От д е льно можно было бы говорить о портретах. Нина Александровна назы- вает их не мудрствуя: «Николай», «Даша», «Наташа», «Диана». Но, похоже, о любом из своих персонажей она очень многое знает, многое передумала. Например, о Бори- се Николаевиче Петелине, школьном своем учителе, за чьими плечами — сталинские концлагеря. В нескольких работах Свиридова попыталась поведать о его судьбе, о его личности, не сломленной испытаниями. Она вообще благодарная ученица. С особым пиететом называет наставников в живописи — Елену Ненастину, руководителя студии при областном ДК Александра Лели- кова. Встретившись с ними уже зрелымчеловеком, матерью двоих подросших сыновей (один из них, кстати, стал сейчас профессиональным художником), Свиридова признательна обоим за то, что они не ломали ее индивидуальность, не мешали следовать принципу: «Я пишу, как дышу…». Естественно, мне интересно было понять: как она, вроде бы пропустив уже все сроки, решилась всерьез, не по-люби- тельски отдаться творчеству, выйдя за непритязательные рамки «хобби на досуге». — В школе у меня была «тройка» по рисованию, — рас- сказывала она мне. — Но я заканчивала вуз в Ленинграде. И влюбилась в этот город, в том числе в его картинные гале- реи, где впервые увидела «живьем», не на репродукциях и Шишкина, и Матисса. А за кисть взялась, когда привела в студию изобразительного искусства моего сына. И вот уже пятнадцать лет пишу картины. Пороюмучительно, трудно, но пишу. А Татьяна Нечаева добавляет: кто родился на свет ху- дожником, тому не уйти от этого предназначения. Вот и Нина Свиридова не смогла. И. НЕВЕРОВ. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Выставка НиныСвиридовой привлекла внимание многих липецких художников, деятелей искусства. óÚÓ ÒÎÛ˜ËÎÓÒ¸? Ночное ДТП è ‰Ò‰‡ÚÂθ ӷ·ÒÚÌÓ„Ó ÒÓ‚ÂÚ‡ êéëíé ÔÓÒÚ ‡‰‡Î ‚ ‡‚ÚÓ‡‚‡ ËË ДТП с тяжелыми последствиями произошло в ночь на 26 июня на автодороге Липецк—Данков, сообщили агентству «Липецк-Инфоцентр» в пресс-службе УВД по региону. Там уточнили, что в ав- томобиль «Волга», прина- длежащий Липецкому об- ластному совету РОСТО (ДОСААФ), врезался ВАЗ- 2107, 18-летний водитель которого выехал на полосу встречного движения. «На- ходившийся за рулем ГАЗ- 3102 мужчина 56 лет и во- дитель «Жигулей» от полу- ченных травм скончались на месте. Пассажир «Вол- ги» — председатель облас- тного совета РОСТО (ДОСА- АФ) Анатолий Ельчанинов — с различными травмами госпитализирован в Лебе- дянскуюЦРБ»,—добавили в пресс-службе. Подробности происшес- твия выясняют следователи ОВД по Лебедянскому райо- ну. «Липецк-Инфоцентр».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz