Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
Ç ÏË Ó‚ÓÏ Ï‡Ò¯Ú‡·Â 7 7 июня 2008 г., № 113 (23241) ç‡ ‚ÂÒ‡ ı Ô ‡‚ÓÒÛ‰Ë fl Когда сотрудник уволен незаконно Октябрьский районный суд г. Липецка согласился с врачом, что его уволили незаконно, но по ряду позиций и сам истец был не прав. Когда врач одной из городских поликлиник Сергей Чаб- рецов (имена и фамилии здесь и далее изменены) узнал о своем увольнении, то сильно возмутился. По его твердому убеждению, администрациябыла вкорненеправа, совершая такой жесткий шаг, — он трудился добросовестно, а если что и было не так, то в этом уж, извините, виновата адми- нистрация, которая не создает персоналу необходимых условий для эффективной работы. Но убеждениями, как говорится, сыт не будешь, и за помощью медик обратился в суд. В исковом заявлении Сергей пытался аргументированно объяснить незаконность объявленных ему дисциплинарных взысканийи затемувольнения, лишения надбавокк зарпла- те и требовал восстановить его в должности терапевта, взыскать с поликлиники деньги за время его вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. В суде внимательно изучили все документы. Вот прика- зыпо Сергею. Первыйиз них «влепляет» врачу выговор—за отказ от оказания медицинской помощи больнойПетровой, обратившейся на прием к терапевту с талоном, выданным в регистратуре. Есть свидетели, что так оно и было. Всесто- ронне изучив ситуацию, судья огорчает Сергея — увы, на- рушены должностные инструкции, обязанности и это вполне обоснованно влечет за собой дисциплинарнуюответс- твенность. Следующий приказ — выговор врачу за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а именно — четы- ре вызова на дом к пациентам остались необслуженными. Суд изучил внутренние правила по этому поводу, существу- ющие в поликлинике. Вызовы на дом врачами обслужива- ются практически весь рабочий день — с восьми утра до шести вечера, поскольку при поликлинике не создан пункт медицинской помощи на дому (хотя и есть приказ на сей счет управления здравоохранения г. Липецка). Сергей от- работал, согласно табелюучета рабочего времени, в тот день 8 часов, даже на 12 минут больше положенного. Обслужил 14 вызовов, оставшиеся оказались за гранью рабочего дня. Понятно, что людям надо помогать, на то и клятва Гиппо- крата дается, однако и врач ведь не железный, устает. За- коны, внутренние инструкции и распоряжения в тот день терапевт Чабрецов не нарушил. Так высветились грани очередного приказа в судебном заседании. Иначе говоря, этот выговор был незаконным. Чем же чреват следующий приказ? Сергея лишают на сто процентов квартальной премии за имеющийся выговор. Подобные действия предусмотрены внутренним положени- ем о порядке премирования работников поликлиники. Что же, выговор и на самом деле был в тот период, и тут работо- датель действовал вполне правомерно. Этот раунд истец проиграл. Что же дальше? Снова приказ, и снова — выговор. Сна- чала Сергей допустил диагностическую ошибку при осмот- ре больной Сидоровой, а в другой раз отказал ей в приеме. Суд, изучив ситуацию, заметил: насчет неверного диагноза нет никаких оснований утверждать, будто бы допущена диагностическая ошибка. Чтоже касается другого момента (когда Сергей не принял больную, потому что у нее не было талона из регистратуры), это не в пользу истца. Согласно внутриведомственной инструкции, если человек обращает- ся к врачу повторно, ему необязательно иметь талон, он должен быть принят в порядке «живой очереди». В итоге получается, что очередной выговор, объявленныйЧабрецо- ву, был правомерен. И новый приказ — выговор врачу объявляется за не- надлежащее исполнение должностных обязанностей, пре- дусмотренных дополнительным соглашением к трудовому договору об увеличении объема работы, связанной с допол- нительной диспансеризацией работающего населения, пенсионеров, диспансерное наблюдение отдельных катего- рий больных, проведение иммунизации населения. Но тут — заминка, не представлено никаких доказательств, что Сергей нарушал свои обязанности. Этот выговор в судебном заседании признается незаконным. И вот администрация поликлиники совершает послед- ний, решающий шаг и очередным приказом увольняет Чабрецова за неоднократное неисполнение без уважитель- ных причин трудовых обязанностей. Поводом послужило то, что в один из дней врач оставил необслуженными семь вызовов к больным на дом, сообщил об этом и, не объясняя причины, уехал с работы. На самомже деле, как выяснилось в судебном заседании, Сергей отработал положенное ему рабочее время, вызовов обслужил больше, чем предусмот- рено нормативами. А у администрации не оказалось ника- ких доказательств того, что он нарушил свои обязанности. Судья приходит к выводу, что истец Чабрецов к дисципли- нарной ответственности в виде увольнения привлечен неза- конно. Итоговое решение: признать часть приказов админист- рации незаконными, восстановить Сергея в должности врача-терапевта, взыскать в его пользу заработнуюплату за период вынужденного прогула, оплату сверхурочной рабо- ты, надбавку стимулирующего характера и компенсацию морального вреда (за незаконное увольнение). Дело это, по кассационным жалобам и истца, и ответчи- ка, еще раз рассматривалось уже в областном суде. Врач хотел доказать, что и другие приказы были незаконными, а представители поликлиники настаивали на своей правоте. Но в вышестоящей инстанции были беспристрастны. Опре- делением судебной коллегии по гражданским деламЛипец- кого облсуда решение Октябрьского районного суда было оставлено без изменений, а кассационные жалобы, разуме- ется, без удовлетворения. Взял кредит — отдавай вовремя Некоторые граждане все еще пытаются ловчить, когда берут кредиты, но банки исправно привлекают таковых к судебной ответственности. Вот и Георгий Топорников, когда у него возникли фи- нансовые затруднения, обратился за помощьювЛебедянское отделение Сбербанка РФ. Ему не отказали и выдали кредит на неотложные нужды — в размере 80 тысяч рублей — под 19 процентов годовых. Погашать эту сумму онмог в течение пяти лет. С ним, как и положено, был заключен кредитный договор, а поручителем выступил Сергей Пшеничников. Словом, решай свои неотложные нужды и потихоньку рас- плачивайся с банком. Так оно поначалу и было. Но пройти этот путь до конца у Георгия сил не хватило. И вот он прекратил ежемесячно отдавать положенные суммы. А зависло на нем еще ни мно- го ни мало, а 43 с лишним тысячи рублей. Но не хватило терпения ждать и у Сбербанка. В итоге в Лебедянском районном суде появился иск к ГеоргиюТопор- никову, а заодно и к его поручителю Сергею Пшеничнико- ву. Какдальше развивались события?По одномуиз наиболее распространенных вариантов. В судебное заседание прибыл представительСбербанка, но не явились ответчики, которым нечего, видимо, было сказать в свое оправдание. Впрочем, это не изменило хода событий. Дело рассматривалось в за- очном порядке, согласно статье 233 Гражданско-процессу- ального кодекса РФ. Судья напомнил о положениях и статьях Гражданского кодекса РФ, правилах договора займа, других нормах зако- нодательства, в соответствии с которыми банк имеет полное право на получение с заемщика и долга, и процентов на сум- му займа. О том, что ответственность за кредит несет не только тот, кто взял деньги в долг, но и поручители. Решение Лебедянского районного суда, как и предпола- галось, оказалось таким — взыскать солидарно с Георгия Топорникова и Сергея Пшеничникова основной долг по кредитному договору и просроченный основной долг, про- центы и просроченные проценты. Всего набежало 53 с лиш- ним тысячи рублей. Интересно, захочется ли после всего случившегосяПше- ничникову еще раз стать за кого-то поручителем? Александр ХАУСТОВ. Начнем с товарного вида, с упаковки. Даже самый хоро- ший товар рискует долго ждать своего покупателя, если он плохо упакован. На рынке тру- да так же: быстрее успеха до- стигает тот, кто правильно со- ставил резюме. Правильно — значит максимально удобно для пользования его адреса- том. В резюме должны быть указаны точная должность, на которую вы претендуете, обра- зование, опыт работы, про- фессиональные навыки, кон- тактная информация. Сегодня работодателям все реже нужны «многостаноч- ники», одновременно способ- ные быть и секретарем, и ме- неджером, и бухгалтером. В цене профессионалы своего дела. Резюме на две или более вакансий одновременно, как правило, в большинстве случа- ев отправляется в корзину. Единого резюме на все случаи жизни нет, каждый раз его надо подвергать изменениям в за- висимости от того, на какую должность вы претендуете. Все, что изложено в резюме, должно соответствовать заяв- ленной в вакансии должности и требованиям к ней, а также занимать не более одной стра- ницы и быть четко структури- ровано. Цель резюме — не рассказать о вас все, а лишь заинтересовать работодателя во встрече. Итак, резюме составлено. Начинайте активно информи- ровать о себе рынок труда. Са- мому заявить о себе работода- телю или предоставить такую возможность профессионалу- посреднику? Для этого важно знать, какими способами ищет сотрудников ваш потенциаль- ный работодатель. При всей разнице, которая есть между размерами и значением раз- ных компаний на рынке, по сути, все они подбирают пер- сонал двумя способами: само- стоятельно или через посред- ников. Самостоятельный поиск ведется через объявления в периодической печати, в Ин- ê ˚ ÌÓÍ Ú Û‰‡ Самая трудная работа ÔÓ‰ ˚ Ò͇ڸ ÔÓ‰ ı Ó‰ fl˘ Û ˛ ‚‡Í‡ÌÒË ˛ Вы приступаете к поиску новой работы. Неважно, что толкнуло на этот шаг, главное, что поиск работы — это, простите за каламбур, самая трудная работа из всех. тернете, как путем просмотра этих источников, так и путем размещения в них своих вакан- сий. Также с использованием личных ресурсов и связей: оповещая о вакансии подчи- ненных, знакомых, родствен- ников, партнеров по бизнесу. Подбор через посредников ве- дется агентствами по персона- лу, профессионалами, зараба- тывающими этим деньги. Начиная поиск работы, оповестите своих родных, зна- комых о том, что вы ищете но- вое место. Помните: поиск ра- боты по знакомству — это не поиск работы «по блату». Рас- сматривайте это лишь как до- полнительную (к тому же со- вершенно бесплатную, что не- маловажно) возможность ин- формировать о себе и узнать о вакансиях самому. Купив не- сколько разных газет и обзво- нив несколько компаний, вы поймете, какие конкретно из- дания подходят вашим жела- ниям. В некоторых газетах есть рубрики «Мини-резюме», где на платной основе публикуют- ся данные о соискателях. Воз- можно, есть смысл воспользо- ваться такой услугой, но не стоит забывать и о других воз- можностях оповестить о себе. Самый быстрый из всех, как для соискателей, так и для работодателей, ресурс — Ин- тернет. Все компании пользу- ются им как для того, чтобы разместить свое объявление, и для поиска резюме соиска- телей. Есть сайты по трудоуст- ройству, почти все они рассчи- таны на начальный уровень владения компьютером и не сложны в пользовании. Вы сможете как просматривать вакансии, так и разместить ин- формацию о себе, заполнив анкету на сайте или поместив там свое резюме. Типичная ошибка — это когда кадровое агентство вос- принимают как некую базу дан- ных, в которой резюме соис- кателя ждет своего часа. Это отнюдь не так. Обычно работо- датель обращается в агентства в четырех случаях: когда у него нет собственного отдела кад- ров, когда специалист нужен очень быстро и надо задейс- твовать все источники, когда отдел кадров перегружен ва- кансиями и не справляется са- мостоятельно, когда необхо- дим «редкий» специалист, най- ти которого под силу только профессионалам. Агентство работает на конкретный заказ и рассматривает резюме тех, кто отвечает требованиям за- каза. У рекрутеров просто не хватит времени на встречу с вами, если вы не отвечаете требованиям вакансии. В лю- бом случае нет особого прак- тического смысла просто рас- сылать «веерно» свое резюме по всем агентствам подряд, а затем ждать откликов. Высы- лайте резюме только туда, где, по вашему мнению, будете востребованы. А уже во время личной встречи в агентстве можете рассказать о дополни- тельном интересе к другим ва- кансиям и предложениям. Также никто не мешает от- править резюме в интересую- щую вас компанию, даже если она и не сообщала пока об от- крытых вакансиях. Во-первых, у вас есть шанс опередить со- бытия и с места в карьер запо- лучить желанного работодате- ля. Но даже если сразу трудо- устройство и не состоится, ваше резюме попадет в базу отдела кадров и в будущем обязательно пригодится. Денис КУЗИН. Базовая тарифная ставка должна индексироваться не реже одного раза в год про- порционально росту потреби- тельских цен на товары и услу- ги. Соглашением предусмот- рены и иные гарантии — до- плата за работу в ночное время в размере не менее 40 процен- тов тарифной ставки, оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере, а вре- мени простоя по вине работо- дателя — в размере не менее двух третей средней заработ- ной платы работника. Также é· ‡ÚËÚ ‚ÌËχÌË Дорожные рабочие ÔÓÎÛ˜ËÎË „‡ ‡ÌÚËË Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства установлена в размере 5300 рублей в месяц (ранее эта ставка составляла 2200 рублей), а наиболее квалифицированные рабочие теперь должны получать от 28 тысяч рублей. Такие обязательства предусмотрены Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2008 — 2010 годы, которое 21 мая прошло регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. установлено, что отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобожда- ет предприятия дорожной от- расли от оплаты в повышенном размере труда работников, за- нятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Компании обязаны также организовать питание сотруд- ников, осуществляющих рабо- ты на автомобильных дорогах, а также их проезд к месту вы- полнения работ и обратно. А направленным для выполнения монтажных , наладочных и строительных работ сотрудни- кам выплачивать за каждый день пребывания на месте производства работ надбавку к заработной плате в размере 50 процентов. Отраслевое соглашение подписали: Федеральное до- рожное агентство (Росавто- д о р ) , О б щ е р о с с и й с к и й профсоюз работников автомо- бильного транспорта и дорож- ного хозяйства, Общероссийс- кое отраслевое объединение работодателей в дорожном хо- зяйстве «АСПОР», Ассоциация дорожных проектно-изыска- тельскихорганизаций«РОДОС» и Российская ассоциация тер- риториальных органов управ- ления автомобильными доро- гами «РАДОР». Однако юриди- ческими участниками соглаше- ния станут практически все предприятия отрасли: Трудо- вой кодекс РФ определяет про- цедуру подписания таких доку- ментов «по умолчанию». Если компании-работодатели, осу- ществляющие деятельность в соответствующей сфере, в те- чение 30 календарных дней со дня официального опубликова- ния уведомления не направят в Министерство здравоохране- ния и социального развития России мотивированный пись- менный отказ, то они будут считаться присоединившимися к отраслевому соглашению. Причем предусмотренные ими гарантии будут действовать до конца 2010 года. По информации сайта fontanka.ru. Считается, если продавец не подойдет к посетителю ма- газина и не спросит, нужно ли ему что-то подсказать, то кли- ент может быть потерян. А про- давцу надо заставить его хоть что-либо купить. Например, штрафные санкции в сети ма- газинов сотовой связи предус- матривались также еще и за ошибки в документах и несдачу ежедневного отчета. Офици- альная зарплата у продавцов составляла 2 тысячи рублей, а все остальное — процент от продаж, поэтому многие со- трудники, отработав короткое время, уходят. Похожая ситуация для рын- ка труда в нашей стране не нова — такую историю может рассказать примерно полови- на российских работников. Трудовым кодексом РФ штра- фы запрещены, однако руко- водители компаний все равно находят способы штрафовать сотрудников де-факто, не вво- дя штрафов де-юре. Проще всего вводить штрафы там, где часть зарплаты выплачивается в конверте. В этом случае уре- зается именно неофициальная часть зарплаты. Такое чаще всего происходит в розничной торговле. Здесь менеджеры или сидят на процентах, или получают постоянную, но нигде не указанную сумму. Так посту- пают, например, в сетях по продаже сотовых телефонов. Однако и при полностью «белой» зарплате штрафовать работников можно без труда. Для этого применяется гибкая система зарплаты, когда со- труднику выплачивают некую постоянную сумму (часто не- большую) , а значительную часть зарплаты составляют премии и надбавки. Когда со- трудника хотят наказать, его лишают части премии: юриди- чески это не штраф, но суть та же. Этот способ чаще исполь- зуют топ-менеджеры промыш- ленных организаций и руково- дители небольших магазинов, предприятий сферы услуг, об- щественного питания, складс- ëËÚÛ‡ˆË fl От санкций никто не защищен ëÓÚ Û‰ÌËÍÓ‚ ·ÓΠÔÓÎÓ‚ËÌ ˚ ÓÒÒËÈÒÍË ı ÍÓÏÔ‡ÌËÈ ¯Ú ‡ÙÛ ˛ Ú Ì‡ ‡·ÓÚ Такие данные приводят специалисты компании «Анкор». Некоторые руководители считают, что штрафы позволяют дисциплинировать работников. Но на деле они часто не мотивируют сотрудника, а только озлобляют. ких комплексов. Руководитель правового департамента Федерации не- зависимых профсоюзов РФ, главный правовой инструктор труда Юрий Пелешенко ут- верждает, что введение штра- фов — это вопиющее наруше- ние Трудового кодекса РФ. Ра- ботодатель вправе применять только те виды дисциплинар- ных взысканий, которые пре- дусмотрены ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соот- ветствующим основаниям. Единственный случай, когда работодатель может потребо- вать от сотрудника не штраф, а компенсацию, это порча пос- ледним имущества организа- ции. Всем, кто пострадал от штрафных санкций, главный правовой инспектор труда со- ветует обращаться в суд. Толь- ко вину работодателя будет доказать непросто. Необходи- мы весомые доказательства. Например, трудовой договор, где указана зарплата (меньше, чем указанную сумму минус налог, работник получить не может). Но в случае с «серыми» зарплатами и лишением пре- мии доказать наличие штрафов не получится. Кирилл МИХАЙЛОВ. äÒÚ‡ÚË Специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) выяснили: 40 процентов наших работающих граждан боятся, что их могут уволить в любоймомент. «В трудовых отношениях либо работник заинтересован в получе- нии места, либо работодатель нуждается в привлечении необходимо- го ему работника, — пояснил директор Института социальной полити- ки и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов. — Тем работникам, на которых существует спрос, работодатель сам даст и хорошую зарплату, и гарантии. Другая политика должна быть по отношению к бюджетникам и к тем работникам, спрос на услуги кото- рых невелик. Очевидно, что у тех 40 процентов, что боятся потерять свое место, радужных трудовых перспектив нет. Поэтому здесь необ- ходима активная работа государства в сфере трудовой занятости». По мнению специалиста, более низкая трудовая защищенность низкоквалифицированных работников вполне адекватна сложившей- ся ситуации на рынке труда. Однако, по словам Сергея Смирнова, биржи труда могут понадобиться и профессионалам. Это может про- изойти в случае «перегрева» российской экономики: предприятия мо- гут начать волну массовых увольнений. И у государства должен быть готов четкий порядок трудоустройства большого числа безработных. Кроме того, исследователи ВШЭ выделили в качестве важной про- блемы распространенность дискриминации на российском рынке труда. Так, почти 55 процентов респондентов заявили, что возраст мо- жет стать основанием для отказа при приеме на работу. 45 процентов считают, что отказать могут и в силу проблем со здоровьем. Еще для 22,5 процента причиной возможной неудачи на собеседовании явля- ется статус иногородца. НАША СПРАВКА. Работников торговли чаще всего штрафуют за грязь на витринах или на рабочем месте, невежливое отношение или «неподход» к клиенту, несоблюдение корпоративного стиля в одежде, ошибки в кассовых и других документах. Офисные работники наказываются рублем за опоздание, ошибки в договорах или других документах, курение в не- оборудованном для этого месте или употребление спиртных напитков. Нападения на медперсонал В конце прошлой недели несколько десятков врачей провели манифестацию на- против здания министерства здравоохранения в Иерусали- ме. Собравшиеся требовали от министра здравоохранения ускорить принятие закона об ужесточении наказания за на- падения на медперсонал больниц. Мероприятие было организовано главами изра- ильского профсоюза врачей. Участники демонстрации про- теста также требовали от ми- нистерства здравоохранения четкого плана действий по снижению уровня насилия в больницах. Вслед за этим Ас- социация хирургов страны на- чала забастовочные санкции: в части больниц проводились только срочные операции. Ре- шение о забастовке было при- нято Ассоциацией после того, как в приемном отделении од- ной из больниц было совер- шено нападение на врача-уро- лога. Самая массовая в истории страны В мае жизнь в Греции была парализована самой массо- вой забастовкой в истории страны. 2,5 миллиона человек вышли на улицы, требуя отме- нить решение о приватизации государственных предпри- ятий. По заявлению прави- тельства Греции, продажа ак- ций госпредприятий ино- странным инвесторам помо- жет быстро и без последствий вывести экономику страны из кризиса. Лидеры профсоюзов, в свою очередь, считают, что такой ход может привести к сокращению рабочих мест и сотни тысяч людей могут остаться без средств к сущес- твованию. Профсоюзы требо- вали обнародовать стратегию приватизации и дать гарантии сохранения рабочих мест для сотрудников предприятий. Предыдущая забастовка по- добного масштаба проходила в Греции 13 декабря 2006 года. Грядет «авиационная буря» Для пассажирской авиаин- дустрии наступают тяжелые времена. Глава Международ- ной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бисиньяни в интервью Би-би- си сделал сенсационное заяв- ление, предупредив, что гря- дет «приличная буря». По про- гнозам IATA, уже в этом году авиаиндустрия вместо пред- сказанных ей прибылей поне- сет серьезные убытки. Что же так повлияло на ситуацию? IATA, представляющая авиа- компании, которые покрывают в общей сложности 94 про- цента всех мировых пасса- жирских авиаперевозок, объ- ясняет ухудшение финансовой ситуации своих членов резким ростом цен на топливо и об- щим ухудшением глобальной экономики. К этим двум «гене- ральным» негативным факто- рам прибавляется еще одно неудачно сложившееся обсто- ятельство, теперь уже отрас- левого масштаба. По неудач- ному совпадению именно сей- час, во время экономического спада, авиакомпаниям начи- нают поступать самолеты, за- казы на которые были сдела- ны на пике экономического бума. Джо в а н н и Б и с и н ь я н и убежден, что в скором време- ни стоит ожидать множества новых банкротств авиакомпа- ний. «Мы считаем, — заявил глава IATA, — что все прави- тельства, партнеры и профсо- юзы должны понять: это тре- вожный звонок, назрела чрез- вычайная ситуация, и переме- ны должны происходить очень быстро — только так можно будет выжить и остаться с прибылью». Что же предлага- ется предпринять в качестве экстренных мер? Междуна- родная организация воздуш- ного транспорта призвала правительства ограничить на- логообложение авиаперево- зок . Она также просит у профсоюзов не требовать слишком высоких зарплат для своих членов. Ни дня без профсоюзов Премьер-министр Украи- ны Юлия Тимошенко намерена каждую неделю проводить встречи с представителями профсоюзов. Об этом она ска- зала, выступая перед трудо- вым коллективом завода «Ар- сенал». «Я поставила задание: каждую неделю встречаюсь с д в у м я о б ъ е д и н е н и я м и профсоюзов», — подчеркнула она. Кстати, Тимошенко при- зывала профсоюзы активно участвовать в формировании условий приватизации и конт- роле за их исполнением. На- помним, что еще в марте пра- в и т е л ь с т в о У к р а и н ы и профсоюзы договорились о партнерстве и сотрудничест- ве, в частности, в подготовке проектов государственных программ социального и эко- номического развития, основ- ных направлений бюджетной политики. По информации электронных СМИ. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz