Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

28 мая 2008 г., № 105 (23233) 6 û·ËÎÂÈ Ради «прекрасной дамы» —музыки «Королевский вокальный турнир» — так называлось действо, состоявшееся в середине мая в областном Дворце культуры. Концерт не был «турнирным», то есть конкурсным. Липецкая государственная филармония, инициатор вечера, нашла очень верное данному событию опреде- ление. Действительно, кем, как не королем, считать народного артиста России Анатолия Безденежного в канун его 70-летия. А турнир — условное обозначение чередующегося выхода певцов, «соревновавшихся» в том, кто лучше поздравит юбиляра. Воистину королевский по нынешним временам подарок Анатолию Дмитриевичу от имени областной администрации преподнесла замести- тель ее главы Людмила Куракова, вручив ключи от новой квартиры. Поздравлявшие юбиляра певцы, понятно, не располагали подобными возможностями, но каждый из них смог за два-три номера продемонстрировать то, на что способен. В итоге получилась многоцветная палитра, составленная из известных классических оперных арий и русских народных песен. В юбилейном празднике участвовали и солисты Ли- пецкой филармонии — Зинаида Карандакова, Валерий Радченко, Сергей Блинков, и гости, представлявшие ведущие оперные театры страны — Александр Никитин (баритон, Мариинский театр), Анна Викторова (мец- цо-сопрано, Большой театр), Нурлан Бекмухамбетов (тенор, столичная «Новая опера»), Владимир Кудашев (бас, «Новая опера») и Александр Лукашевич (тенор, «Геликон-опера»). Некоторые приглашенные впервые встретились с юбиляром, но в этом как раз и заключа- лась интрига вечера. Сюрприз, кстати, удался: Анатолий Дмитриевич во время концерта не переставал удивляться вокальному мастерству новых знакомых. И проигравших в турнире не оказалось: всех исполнителей зал принимал восторженно. Слово о юбиляре: — Я, признаться, удивлена. Суметь сохранить твор- ческую форму, брать высокие ноты в столь почтенном возрасте, редкий среди теноров случай, — отметила Анна Викторова. Её, аспирантку Московской консерватории, недавно пригласили в Большой театр. Анну особенно привлекает русская оперная классика. Вместе с тем она не прочь блеснуть в шедеврах французских и итальянских авто- ров. —Анатолий Безденежный, увы, последний из могикан русской вокально-теноровой школы, — считает опытный Нурлан Бекмухамбетов, выпускник Саратовской консер- ватории. — Она заключается в выровненности тембрового регистра, когда и низкие, и высокие ноты звучат словно бы слитно, а не так, как будто принадлежат разным певцам. Сейчас, к сожалению, педагоги не доводят учеников до искомого «финала». Теноров-то достаточно, но по-на- стоящему знающих тонкости профессии — наперечет. Я искренне желаю юбиляру вокального и жизненного долголетия... Александр Никитин окончил консерваторию города на Неве, работал в театрах «Санкт-Петербург-опера» и «Зазеркалье», исполняет в Мариинке партии Роберто («Иоланта» Чайковского), Щелкалова («Борис Годунов» Мусоргского), Альфио («Сельская честь» Масканьи) и другие. Общение с Анатолием Дмитриевичем подытожил кратко и емко: «Мы сразу поняли друг друга с полуслова, прониклись душевной взаимной симпатией. Анатолий Дмитриевич—предельно искренний, доброжелательный, позитивно настроенный к собеседнику человек. Ему во всех отношениях можно только позавидовать». Константин КЛЮТКИН. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА «Королевский вокальный турнир» стал настоящим праздником для зрителей областного ДК. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Ельчанка Екатерина Селеменева представляла на конкурсе Липецкую область. Ксожалению,удержатьпальму первенства не удалось — на сцене областного Дворца культуры, где проходил конкурс, лучше всех себяпоказалакурянкаИринаФро- лова. Впрочем, наша участница — художественный руководитель ЦКД «Солидарность» Екатерина Селеменева отстала от победитель- ницы всего на один балл. Итоги напряженного и увлекательного соревнования мы подвели вместе с одним из его организаторов — директором областного Дома народного творчества Марией Сускиной. —Мария Васильевна, не обид- но, что«родные стены»непомогли нашей участнице? — За Катю мы болели очень горячо, но уступить достойному сопернику не зазорно. Тем более с такимнебольшимотрывом.Ирина Фролова — очень опытный работ- ник. Она возглавляет Рыльский центр культуры и досуга «Сейм», и в прошлом году ее учреждение было признано лучшимпоРоссии. УКурска намвообще есть чему по- учиться. Там, например, действует программа по возрождениюнарод- ного творчества, а заслуженные работники культуры получают доплату из регионального бюдже- та. Впрочем, интересныйопыт есть и у других областей—участников конкурса, например, у Белгород- ской. — Принимать таких гостей было, наверное, хлопотно? — Да, мы волновались. К нам приехали представители пяти регионов Черноземья, а потому хотелось показать себя в лучшем виде.Инамэто, пожалуй, удалось. Много лестных отзывов о липец- ком опыте услышали. Конкурс — значимое событие. Учитывая, что незадолго до негомыотметили наш первый профессиональный праздник, можно надеяться: в работниках культуры перестанут, наконец, видеть скоморохов ка- ких-то. Наши коллеги, особенно те, что работают на селе, решают серьезные социальные задачи и заслуживают такого же серьезно- го отношения к себе. Сейчас идут разговоры о необходимости еще одного национального проекта — «Культура». Хотелось, чтобы дело не ограничилось одними декларациями, а были приняты конкретные решения. — Вернемся к соревнованию. Что должны были сделать кон- курсанты, чтобызавоевать первое место? — Для начала победить в об- ластных состязаниях.Ана заклю- чительном, межрегиональном этапе они показали в основном то, что подготовили дома: разработку оригинального сценария на осно- ве литературного произведения, но с культработником в главной роли, постановку сценария и представление «Какая деревня, такая в ней обрядня». Здесь нужно было «оживить» картину какого-либо обряда, отражаю- щего местный колорит, бытовые традиции. Многие участники инсценировали сватовство, а вот куряне оказались оригинальнее всех — они показали городскую ярмарку. Еще одно испытание — блиц-турнир по языкознанию — проходило, так сказать, в режиме реального времени. Кон- курсанты должны были ответить на пять вопросов, показав хоро- шее знание языка и свободное владение его богатствами. В этом конкурсе, кстати, самые молодые участники соревнования—наша Катя иМариянДимов из Белгоро- да — опередили всех. — Мариян был единственный мужчина на конкурсе? —Увы! Сильнейшая половина человечества среди культработни- ков вменьшинстве.Ноуверена: бу- детнаштруд достойно оплачивать- ся, повысится престиж профессии — придут и мужчины. Ольга ПОНОМАРЕВА. èÓÒÎÂÒÎÓ‚ËÂ Í ÍÓÌÍÛ  ÒÛ Не надо видеть в культработнике скомороха Перед майскими праздниками в нашей области состоялся межрегиональный конкурс профессионального мастерства «Лучший работник Черноземья-2008». Это состязание проводилось в третий раз, но на липецкой земле — впервые. Честь принимать у себя лучших из лучших липчане заслужили благодаря победе в предыдущем соревновании Александра Черных — художественного руководителя поселенческого центра культуры и досуга «Солидарность» Елецкого района. Любовь кмузыке переда- лась ему по наследству. Его дед поехал в свое время в За- донск за коровой, а вернулся с… гармонью. Побранила его поначалу супруга, по- тужила, а потом — ничего, отошла. Прославился дед Анатолия Королькова на всю округу своей игрой, и ни одна свадьба без него не обходилась. Под звонкие разливы рояльной гармошки про- шло и детство Анатолия. Искусству игры он вы- учился самостоятельно, и с четвертого класса высту- пал на школьных вечерах. А чуть позже стал, как и дед, желанным гостем на любой свадьбе. Волновал- ся, конечно: вдруг в школе узнают — не похвалят. Но как людям радость не пода- рить? Ведь для того и поет в руках инструмент. — Гармошка — это же душа, без нее никак нельзя, — говорит Анатолий Ива- нович. Корольков стал профес- сиональным баянистом, од- ним из первых в Липецком районе. В этом качестве и в легендарном ансамбле Мис- тюкова «Трудовые резервы» работал, и во Всесоюзном смотре художественной са- модеятельности участвовал, где, кстати, диплом первой степени получил, и «в теле- визор попал» — редкая по тем временам честь. А вот любовь своюк инструменту, признается сейчасАнатолий Иванович, когда учился в музыкальной школе, в Липецком музыкальном училище, не афишировал. Потому что, увы, и тогда уже многие ровесники его относились к гармошке с пренебрежением: мол, де- ревенщина это. Сейчас же, сетует директор школы, положение еще хуже: по классу баяна даже в веду- щих учебных заведенияхне- добор, у молодежи гармош- ка давно не в почете, да и мастеров, способных создать хороший инструмент, почти не осталось. Но надежда на возрождение истинно народ- ного искусства есть: — Занимаюсь сейчас с одной девочкой, Машень- кой. Она ко мне с хоре- ографии перевелась. До этого, мать рассказывала, как услышит игру, так и стоит под дверью, слушает, словно завороженная. Так вот она такая цепкая ока- залась! И я уверен: её одну выращу, и то гармошка будет жить. А еще есть в школе це- лый ансамбль гармонистов — единственный в Рос- сии детский коллектив, в котором играют на ро- яльной гармони. Уже не раз он становился призе- ром областного фестива- ля «Играй, гармонь». И сегодня, как десятки лет назад, выступления само- го Королькова собирают благодарных слушателей. Значит, действительно, не все потеряно? Но хоть к звонкой пе- вунье Анатолий Иванович и испытывает пламенную страсть, забывать о других искусствах ему, директору школы, не положено. Судь- ба наградила его не только «гармоническим»талантом, но и педагогическим, и, так сказать, административ- ным. Музыкальную школу села Борино Корольков воз- главил всего несколько лет спустя после её открытия. Ему самому тогда было чуть больше двадцати, в шко- ле — неприспособленном помещении в шестьдесят пять квадратных метров óÂÎÓ‚ÂÍ Ò ÑÓÒÍË ÔÓ˜ÂÚ‡ Гармония жизни ФОТО СОФЬИ ВОБЛИКОВОЙ В прошедший Первомай по традиции обновилась галерея портретов «Трудовая слава Липецкой области». Среди её новых героев — директор Боринской детской школы искусств Липецкого района, заслуженный работник культуры РФ, гармонист Анатолий Корольков. — работали пять препода- вателей по классу баяна и фортепиано, обучавших полсотни ребят. Ауже через тройку лет в селе Ленино открывался первый филиал школы. Постепенно, бла- годаря инициативному ди- ректору, считавшему, что для сельских детей знать Чайковского и Баха столь же необходимо, как Пуш- кина и Шекспира, музы- кальные классы появились в десяти селах Липецкого района. Сейчас школа, об- ладающая самой развитой сетью филиалов, имеет ста- тус школы искусств. Ее девять отделений работают в здании площадью тысяча квадратных метров (полно- стью отремонтированном, кстати, в тяжелейшие де- вяностые годы). Более трех десятков преподавателей, почти четыре с половиной сотни учащихся. Победы в конкурсах, смотрах, фес- тивалях, выпускники, по- лучившие затем среднее и высшее музыкальное образование… — Это высокая честь, — говорит Анатолий Ко- рольков о своем «пребыва- нии» на Доске почета. Авообще-то, иметь в зем- ляках такого человека—это честь для всех нас. Софья ВОБЛИКОВА. Пока не поднялся зана- вес, они могут позволить себе немного расслабиться. Пройти до своего места на сцене, опираясь на палоч- ку, присесть, сложив на коленяхнатруженные руки, поговорить о детях да вну- ках, о застарелых болячках. Но зрители ничего этого не увидят — ни возраста, ни слабости. В свете рампы перед ними предстанет кол- лектив, на счету у которого немало творческих побед, а в запасе еще достаточно сил и желания дарить людям радость. Среднийвозрастучастни- ков вокального коллектива почтенный—около семиде- сяти лет. Но есть среди них и настоящие старожилы, например, Анастасия Игна- тьевна Брагина. С хором она связана три десятилетия, а с вокальным искусством — всю жизнь. Жена военного, она всегда выступала в во- инских частях. Когда мужа демобилизовали, семья Бра- гиных оказалась вЛипецке. АнастасияИгнатьевна снова запела, но уже в составе хора ветеранов. «Уже бросать надо — все же восьмой де- сяток разменяла, а жалко», — признается она. Хор объединяет около ç ÒÚ‡   ˛ Ú ‰Û¯ÓÈ ‚ÂÚ  ‡Ì ˚ Песне все возрасты покорны Это вновь подтвердил состоявшийся в начале мая концерт, посвященный 30-летию творческой деятельности народного хора ветеранов войны и труда на сцене областного Дворца культуры. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ пятидесяти преданных пок- лонников пения. Среди них — два участника Великой Отечественнойвойны,шесть тружеников тыла, ветераны труда. Вокальный коллек- тив — лауреат всесоюзных и всероссийскихфестивалей народного творчества, облас- тныхконкурсов«Салют,По- беда!» и «Крылья Победы», регионального фестиваля «Поют ветераны». Худо- жественного руководителя хора, дирижера Наталью Булгакову коллеги по ДК охарактеризовали так: «ма- ленькая, но очень сильная женщина». Впрочем, ее энергия заметна каждому, кто видит ее за работой. Решительный взмах руки — и хор «идет на штурм» весьма сложных произве- дений, среди которых не только песни военных лет, советских композиторов, народные композиции, но и творения классиков —Чай- ковского, Рахманинова. Столь разнообразный ре- пертуар позволяет найти дорогу к сердцу слушателей разных поколений. Хор выступает не только в Доме ветеранов, но и в детских домах, интернатах,школах, учреждениях культуры об- ласти. И везде принимают вокалистов по-особенному тепло, ведь не восхититься их любовьюкмузыке просто невозможно. Елена МОСКАЛЕНКО. í  ‡‰ËˆËË Экология души Если даже очень важную мысль часто повторять, она начинает терять свой первоначальный смысл. «Нам необходимо сохранить национальные корни», «Воспитание патриотизма невозможно без национальной идеи», «Мы обязаны беречь свою национальную самобытность»… А где эти корни, что это за идея, в чем заключается эта самобытность, — и не задумываемся. Говорим, пишем, размахиваем словами, как транспарантом. А потом сворачиваем его и ставим в пыльный угол, пока снова не понадобится. «Русская песня умирает», — с горечью констатирует Кристина Иващенко, преподаватель областного колледжа искусств и руководительфольклорного ансамбля «Воскресе- ние». Предвижу гневные протесты: «Как это умирает?! Есть русские народные хоры, эти песни звучат и на концертах оперных исполнителей, и на эстраде, пусть и в своеобразной обработке!» Кто же спорит? Просто сегодня мало кто знает, что же такое настоящая народная песня. Послушаем Крис- тину Леонидовну. —Я вовсе не устраиваю «преждевременные похороны». Просто постепенно уходят из жизни те старушки, которые могут вам спеть песни именно так, как они пелись в старину, передавались из поколения в поколение. Сейчас передавать некому. Я это знаю, потому что объездила самые забытые уголки нашей области. —Умногих бытует представление: то, что поют в дерев- не на завалинке, — это примитив… —Ну, смотря, кто поет, что поет и как. Настоящая рус- ская песня—это сложнейшее искусство. Чтобы достигнуть высокого уровня исполнения, нужны долгие годы труда. Ведь в русской песне с ее многоголосием обязательно присутствует импровизация, однако импровизируют-то тоже по определенным «законам». Своего рода это джаз, но только наш, русский. Однако же американский джаз нынче невероятно популярен в России, а вот свой фольклор — увы, нет. — Репертуар вы собираете сами? — Конечно! А потом еще и записываем, — не в студи- ях, а в нотных тетрадях, чтобы сохранить. Потом стара- емся издавать. Сегодня уже мало кто знает об обрядовой и песенной культуре нашей области. Например, бывает, что две деревни соседствуют, а обряды и песни в них совершенно разные! По музыкальной культуре можно проследить историю заселения наших территорий в 16-17 веках. Например, в Тербунском районе много от Смоленщины, в селе Вешаловка — от Владимирской и Тульской губерний. Однажды приезжаем в очередной раз, старушки поют уже известную нам песню, и вдруг в ней появляется верхний подголосок. Начинаем расспра- шивать: «Почему? Откуда? Разве у вас так поют?» «Нет, — говорят, — не поют, сами не знаем, почему вдруг». И та, что вдруг взяла на октаву вверх, тоже не знает, как это и почему у нее так спелось. Ладно, списываем все на случайность. А потом в селе Колыбельское тоже обнаруживаем такой подголосок, который лишь изредка появляется в песнях. И только потом начинаем понимать: да ведь это традиция русского Севера, и пришла она к нам вместе с переселенцами. Потом стала угасать, забы- ваться и совсем растворилась в местной культуре. Но и сегодня старушки нет-нет, да и споют так, как пели их прапрапрабабки из северных губерний. Это уже архетип говорит, никуда не денешься. Разве это не интересно, разве это можно потерять и забыть? — А как вы записываете песни? — Начнем с того, что надо как-то добраться до того или иного села. Понятно, что за свой счет, на автобусах, с пересадками, в пыли и грязи. А потом начинается еще более сложный этап: уговорить старушек собраться и спеть. Понятно, старенькие уже, больные, да и отвыкли. Но могут и ультиматум поставить: «По «телевизеру» покажете? Нет? Тогда петь не будем!» Приходится идти на уловки: начинаем петь сами: «Ой, девки, как же вы красиво поете!» Так у вас же, говорим, и учимся, за этим к вам и ездим, не хотим, чтобы это пропало. Гля- дишь, согласились, собрались, запели. Пишем сразу на несколько магнитофонов, каждый голос отдельно. Потому что в народной песне свои законы, отличные от законов академического пения, в ней каждый голос развивается совершенно самостоятельно. Дома я все это «расшифровываю», записываю нотами. В одну только Вешаловку сотню раз ездили, зато полностью записали их свадебный обряд. Это еще и наука. В песнях есть загадки, которые очень хочется разгадать. Я переписы- ваюсь с такими же фанатиками русского фольклора. Вот представьте, записи обрядов и песен села Вислая Поляна Тербунского района сохранились только у профессора Московской консерватории Гиляровой, а в самой Вислой Поляне сегодня те песни уже петь некому. Мы были там с концертом, и нас необыкновенно тепло принимали. Очень просили приехать в следующий раз с их песнями. Профессор Гилярова обещала передать мне записи, так что все удастся восстановить. — А в каких костюмах вы выступаете? — Когда погружаешься в эту старину, то физически невозможно надевать на себя что-то суррогатное «а ля рюс»! Поэтому во время поездок стараемся купить ста- ринную одежду, которая пылится в бабушкиных сун- дуках. Например, юбки и паневы у нас подлинные, из домотканой шерсти. Мне удалось в разных селах купить домотканое полотно, и из него мы шьем рубахи, стара- емся точно повторить и старинный фасон, и вышивки. У нас «экологически чистое» пение и должна быть «эко- логически чистая» одежда. Бывает невыносимо обидно, когда молодые говорят: «Мы все давно уже выкинули, сожгли». Люди не понимают, что выбрасывают и жгут свою историю. — Вы чувствуете, что ваш коллектив востребован се- годня? — Скорее, я чувствую, что мы обязаны делать то, что делаем. Потому что если не мы, то все это умрет вместе со стариками и старушками. Умрет наше прошлое, умрут наши корни. А востребованность… Откуда она может взяться, если большинство людей просто никогда таких песен не слышали? Как правило, на наших концертах равнодушных не остается. Но мы ведь не только поем. Очень много рассказываем из истории фольклора края. Объясняем, о чем та или другая песня, почему она поет- ся именно так, а не иначе, откуда тот или другой обряд. Кстати, как это ни парадоксально, но у сельской молодежи более презрительное отношение к родной музыкальной культуре, а вот городские ребята проявляют больший интерес. У нас в ансамбле есть детская и подростковая группы. Так вот мы, взрослые, не поем так здорово, как девчонки тринадцати-пятнадцати лет. У нас академичес- кое музыкальное образование, и мы сознательно должны перенимать манеру пения у старушек. А вот у девочек все происходит естественно и органично, они поют душой! Увы, сейчас такое время, когда нам говорят: «Вы должны зарабатывать деньги». Не знаю, как можно заработать на душевной потребности… Однажды после концерта к нам подошел один господин и спросил: «Сколько вы стоите?» Я сказала, что даем концерты бесплатно, пусть только покормят ребят перед обратной дорогой. А в душе подума- ла: да мы бесценны. Ведь никто в области не делает того, что делаем мы. Да и как оценить собственную историю и собственную культуру? Беседовала Елена БРЕДИС. ФОТО ИЗ АРХИВА АНСАМБЛЯ «ВОСКРЕСЕНИЕ» 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz