Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

24 мая 2008 г., № 102-103 (23230-23231) 6 Она прошла по живому телу народа, разделив его на два враждующих лагеря. У «красных» были свои идеалы, вера, представление о будущем Родины, у «белых» — свои. Даже век спустя непросто одних изобразить во всем правыми, других — во всем виноватыми. Непросто, а главное — несправедливо, исторически однобоко. Самым же с т оким и страшным выдался 1919 год. Илипецкийкрайне был исключением. Тысячи на- ших земляков сражались на фронте, кто — за мировую революцию и пролетарскую власть, кто — за царя и Оте- чество, кто— за демократи- ческую республику на за- падный образец. Летом того самого года боевые действия разгоре- лись непосредственно на территории нынешней Ли- пецкой области. Август 19- го. Белогвардейский корпус генерала Мамонтова про- рвалсяв тылКраснойАрмии и оказался на липецкой зем- ле. Взяв 22 августа Козлов, мамонтовцы повернули в сторону Раненбурга, Лебе- дяни, Ельца и устремились на юг, в направлении Воро- нежа. Влюбой войне больше всего достается мирному населению. Тем более — в гражданской. Степень вза- имного ожесточения была велика. Вот и мамонтовские войска действовали безжа- лостно. Расправы над пар- тийными и советскими ра- ботниками, вандализм, гра- бежи, насилие—всего этого хватало. Сотни нередко ни в чем не повинных людей по- гибли на виселицах, были расстреляны. В документах нашего архива есть свидетельства о том времени. «В 1919 году в июне ме- сяце стало известно, что Мамонтов совершает набег в тылу нашей Красной Ар- мии... Для борьбы с набегом Мамонтова был организован небольшой «рабоче-крес- тьянский» отряд, в который входили главным образом коммунисты города и дерев- ни... Отряд состоял из 50 человек, кроме этого в Ли- пецке находился военный отряд до 400штыков во гла- ве с т. Романовым... В пер- вых числах августа 1919 года Мамонтов подходил к Липецку и его разъезды были в 30 верстах (село Алексеевка Грязинского района). В это время из Ли- пецка были эвакуированы все учреждения по направ- лению к Ельцу... Но Липец- ка Мамонтов не коснулся, а ограничился захватом про- хода из села Доброго на Трубетчино, разъезды под- ходили к Липецку на рас- стоянии километров на 15 (крылом), направление Ма- монтов держал на Лебе- дянь. Во II половине августа Мамонтов, разграбив гг. Ле- бедянь, Елец, направился по направлению к Боринскому заводу...». Авот вырезка из елецкой газеты «Соха и молот» от 14 сентября 1919 года, в кото- рой описывается взятие го- рода Мамонтовым: «Тре- вожно проходило 31-е авгус- та в Ельце. Чувствовалось что-то необычное, грозное. Торгующие в праздник ма- газиныеще более усиливали это тревожнее настроение. Часам к трем улицы опусте- ли, отдельные прохожие куда-то спешили, тревожно переглядываясь с редкими встречными. Где-то вдали слышались орудийные вы- стрелы. Сперва редко, потом все чаще. Затрещал пуле- мет. Под Ельцом шел бой. По городу прошли отде- льные ч а с ти кр а с ных войск. Все смолкло на минуту. Потом опять. Опять пуле- мет. И со стороныАргамачи с музыкой вошли в город казаки под предводительс- твом генерала Мамонтова… Сейчас же, непосредственно за входом казаков в город, начался разгром и грабеж казаками советских магази- нов… Не было забыто и по- мещение партии, где они вступили в хозяйничество. Прикладами сбивались за- мки с магазинов, разбива- лись окна. Треск и гул стоял на Торговой. Стрельба за- молкла. На улице стали по- казываться перепуганные обыватели… казаки прода- вали обывателям тут же на- грабленные вещи». Гражданская война с ее голодом, разрухой, обесце- ниванием человеческой жизни вызвала резкий ска- чок преступности и банди- тизма. В это время усиленно функционируют каратель- ные органы — чрезвычай- ные комиссии, а введенная в 1919 году продразверстка, цель которой — более пол- ное обеспечение Красной Армии продовольствием, породила крупное крестьян- ское восстание против Со- ветской власти, получившее название «антоновского мятежа». Вот еще одна выдержка из архивных документов. «...Открылась гражданская война. Началась усиленная вербовка в партиюимобили- зация на фронты. Ряд всту- пивших начали скрываться, дезертировать... Когда началось дезер- тирство — появилась и бан- да, которая занималась гра- бежом, поджогами и убийс- твами. В Липецком районе появилась банда особенно после прохода Мамонтова — зимой было незаметно, а весной, т.е. с мая по ноябрь месяц, были сильные нале- ты на совхозы, Ивановская волость, бывш. золинское имение, плавевское имение. На эти совхозы шла банда Антонова, но взять не уда- лось им, т.к. были команди- рованы из Липецка партий- цы Ефанов и Лаврентьев и местная ячейка ВКП(б) и комсомольская, где секре- тарь был Хрюкин Козьма Григорьевич, недалеко от совхоза стоял наш отряд, с которым держали связь...» Однозначные оценкивос- ставших как бандитов, ес- тественно, обусловленытем, что процитированный доку- мент составлялся сотрудни- ками советского учрежде- ния. К осени 1921 года анто- новцы были разбиты... О тех далеких событиях сейчас размышляют пре- имущественно историки. Между тем помнить уроки Гражданской войнынеобхо- димо нам всем. Евгения СЕЛЕЗНЕВА, главный специалист ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области». чڇ Белые и красные Ñ‚ fl ÌÓÒÚÓ ÎÂÚ Ì‡Á‡‰ ̇˜‡Î‡Ò¸ É  ‡Ê‰‡ÌÒ͇ fl ‚ÓÈ̇, ÒÚ‡‚¯‡ fl Ó‰ÌËÏ ËÁ Ò‡Ï ˚ı Ú  ‡„˘ÂÒÍË ı ÒÓ· ˚ ÚËÈ ‚ ̇¯ÂÈ ËÒÚÓ  ËË Центральный музей вооруженных сил. Павел Соколов-Скаля. Триптих «Щорс» (1938). Впрочем, мы его понемножку уби- раем. Рвем колосья, шелушим, веем, толчем прямо в касках пшеничные зерна саперными лопатами и едим крупу. Какое-никакое, а подспорье. Мы окружены немцами. У нас нет ни- какого снабжения. Вот и перешли на подножный корм. Мы— это курсанты 2-го батальона 250-й курсантской стрелковой брига- ды. Офицеров среди нас не видно: они большую часть времени в деревне. А наше место здесь, в поле… Однаждыпод вечер приходит к нам лейтенант и говорит, что надо постро- ить ДЗОТ. Нашел место, указал раз- мер. Начинаем делать углубление для ДЗОТа. Ночью из деревни привезли хорошие дубовые бревна. Ради этого там разобрали баню и сарай. Уложили мыих в три наката, засы- пали сверху землей. Замаскировали травой и соломой. Перед амбразурой выпололи траву и пшеницу. Потом на земляной стол установили пулемет. Через несколько дней после этого курсантыиз соседней части обнаружи- ли впереди ДЗОТа участок с посевами гороха. И, голодные, рванули туда чуть ли не целым взводом. Немцы заметили их и открыли минометный огонь. Курсанты бросились бежать назад и как раз в сторону ДЗОТа. Так они его демаскировали. Когда немцы разогна- ли их, то принялись за нас. Начали со всех сторон обкладывать ДЗОТ мина- ми. Мои товарищи ушли в ближайший перелесок. Хотел было и я вслед за ними, да что-то мешало. Страх и долг боролись во мне. Ярешил: коли ужнемцы так стара- тельно уничтожают нашу огневую точку, значит, собираются наступать. Как же я побегу? И я остался в ДЗОТе. Я слышал, что гитлеровцы прико- вывали своих пулеметчиков к пулеме- ту. Ну а меня приковывать не надо. Я русский, я добровольно с моим «Мак- симом» готовлюсь встретить врагов. А они все ближе кладут мины вок- руг ДЗОТа. Господи, выдержат ли этот огонь наши три наката? И вдруг оглушительный взрыв: удар мины пришелся точно в цель. Пороховой дымнаполнилДЗОТ, посы- палась земля. Осматриваю себя: руки- ноги целы, весь я невредим. Невредим имой «Максим». Впорядке амбразура, а это главное. Выходит, три наката выдержали, оправдали себя… Ну, ду- маю, теперь идите сюда, голубчики, уж я вас встречу. После прямого попада- ния немцыпрекратили обстрел. Они не сомневались: огневая точка противни- ка уничтожена. Вечером, когда стемнело, пришли курсанты нашего взвода: —Амытебя уже похоронили,—го- ворят. Но я выжил. И в тот день, и позже, в других, не менее страшных обстоя- тельствах, всем смертям назло. От вой- ныуменяосталисьнапамятьнемецкий кинжал да протез ноги выше колена. Было еще два ордена: Красной Звезды иОтечественной войны I степени, меда- ли. Но воры выдавили стекло в окне и все украли… Дмитрий ДУРНЕВ. г. Липецк. á‡ÔËÒÍË ‚ÂÚ  ‡Ì‡ Вдвоем с «Максимом» Глубокая осень 1942 года в липецких краях выдалась теплая. Море поспевшей пшеницы. Колосья гнутся к земле под собственной тяжестью. Сроки жатвы давно минули, но у людей иная страда, им не до урожая. Фото из книги «Великая Отечественная война». «Максим» прошел две мировые войны. ê‡ÒÒ͇Á ˚ ‚‡ ˛ Ú ‰ÓÍÛÏÂÌÚ ˚ Одни играли хорошо, другие недурно Задолго до того, как в Ельце открылся полюбившийся горожанам театр «Бенефис», здесь ставились спектакли, проходили вечера и маскарады. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Орловской области. «4 Декабря 1870 года. Его Превосходительству господи- ну орловскому губернатору содержательницы Елецкого театра жены обер-офицерского сына Анастасии Андреевой Вельтищевой (по театру Васильевой) Прошение. Предполагая в декабре месяце сего года в арендуемом мною Елецком зимнем театре открыть маскарады и танце- вальные вечера и продолжить таковые, в дни законом доз- воленные, по первый день Великого поста будущего 1871 года, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходи- тельство разрешить мне открытие маскарадов и танцеваль- ных вечеров...» «...Дано сие от Елецкого полицмейстера содержательни- це здешнего театра, жене обер-офицерского сынаАнастасии Андреевной Вельтищевой, а по театру Васильевой, в том, что на открытие ею в зале театра в текущий зимний сезон маскарадов и танцевальных вечеров со стороны моей пре- пятствий не имеется... ...Я не встречаю препятствий к открытию в Елецком зимнем театре маскарадов и танцевальных вечеров в насто- ящую зиму на общих основаниях, на коих они разрешены в г. Орле, но с тем чтобы разрешение это не служило на бу- дущее время. Подпись губернатора (неразборчиво) 11 Декабря 1870 г.» Его Превосходительству господину Орловскому губер- натору елецкого полицмейстера рапорт. Честь имею донести Вашему Превосходительству, что в г. Ельце существует труппа актеров под управлениемжены обер-офицерского сынаАнастасииАндреевойВельтищевой, а по театру Васильевой, театр помещается в доме из дворян девицыМарииИвановойПоповой, труппа состоит из следу- ющих лиц: воронежскаямещанкаМарияЛукинаКонакова, по театру Колобова, дворянин Павло-городского уезда Ека- теринославской губернии Иван Григорьев Стеткевич, по театру Соловьев, воронежский купеческий сын Евгений Иванов Селиванов, по театру Онегин, и жена его Капитоли- на Михайлова, кашинский мещанин Тверской губернии Иван Косьмин Ермаков, нижегородский мещанин Антон Иннокентиев Афанасьев, по театру Нечаев, арзамасский мещанин АлександрМихайлов Милютин, липецкий меща- нин Иван Григорьев Кварталов, воронежский купеческий брат Николай Николаев Архипов, по театру Воронов, смо- ленский мещанин Сысой Степанов Чеботарев, по театру Орлов, житель города Кашина Эдуард Егоров Мондшейн, дворянка Смоленского уезда Пелагея Алексеева Букорева, по театру Славская, дочери коллежского секретаря Евгения и Татьяна Никоноровы Володерские, по театру Володими- ровы, из них Васильева, Мондштейн, Онегин и Кварталов исполняют на сцене свои роли хорошо, а остальные лица порядочно. Подпись полицмейстера (неразборчиво).» А вот как описывает в письмах к жене елецкий купец Михаил Иванович Ростовцев спектакль «Борис Годунов», поставленный в Елецком театре в 1899 году. «Милая моя, хорошая Шурочка! ...Вернусь назад про спектакль (Пушкин «Борис Году- нов»): впечатление все-таки у меня осталось хорошее, в осо- бенности при открытии занавеса, когда вышли все участвую- щие уже совсем готовые, в костюмах, кроме А. А. Петрова (исполнитель главной роли— В. З. ) и дам участвующих. Ста- ли полукругом, а Емельянов, который играл Басманова, во фракечиталзаметносвоего, аможетбыть,иобщегосочинения стихотворение, обратясь к бюсту Пушкина, довольно хоро- шему, гипсовомуилиещеизчего-либовообще, толькобелому, который стоял в середине сценына довольно высокомпьедес- тале-тумбе, около которого два стояло стража в старинном вооружении с бердышами, окруженными, кроме того, расте- ниями лавровыми деревьями, а над самим бюстом сзади, в виде гения, наклонясь слегка вперед, вся в белом, кисейном ... держала в руках дубовый венок над головой бюста стано- вого супруга; все время, когда говорилприветствиеПушкину Емельянов и кончая словами «мы возложим венок на главу великого поэта», в это самое время Звенигородская опускает держащий венок на голову Пушкина. Картина получилась довольно эффектная и красивая с торжественностью. Начался спектакль вместо назначенного 8 1/2 в 9 1/2 часов, было 9 картин, постановка была довольно медленна, так что закончилась в второмчасу, а мыприехали после часа второго. Публики было очень много, и жара была довольно ощутимая. Играли хорошо: А. А. Петров Бориса Годунова (костюмы очень хороши и заметно дорогие костюмы, чисто царские, начиная от сапог дошапки; дорогой парчи, с само- цветными камнями-стеклами, такая же и шайка, а другой его костюм бархатный полукафтан); Федора, сына его, Зве- нигородская, только недурно, дочь Ксению Буцкая барыш- ня; ГригорияДобычина племянник врал, порядочно; Пиме- на — М. Г. Калпенский, адвокат, довольно недурно; бояр играли слабо, Ветчинин Воротынского, Шуйского Гарин, Басманова Емельянов, а вместо Н. А. Рост играл Александ- ров Пушкина, игра которого мне понравилась; Марину иг- рала Ветчинина, совсем не Марина, а какая-то чародейка. Бродяг хорошо исполнили — Н.Н. Петров Варлаама, а Кривцов Мисаила. г. Елец Михаил Ростовцев». Подготовил Владимир ЗАУСАЙЛОВ, член Липецкого краеведческого общества. г. Елец. çÓ‚‡ fl ÍÌË„‡ По следам мятежа Событиям на Тамбовщине начала 20-х годов, получившим название «антоновщина», посвящено немало исследований. Как известно, тамбовское восстание длилось одиннадцать месяцев, хотя власти бросили все силы на подавление мятежа и буквально потопили его в крови. Коснулось все это и липецкого края. Книга нашего земляка уроженца села Дубовое Чаплы- гинского района Виктора Алексеевича Анцупова «Рассвет без солнца. Мятежные годы Тамбовщины: 1918-1922» (М., «Современные тетради», 2007. Серия «Созвездие Московс- кого меридиана») вносит свой вклад в осознание происхо- дившего. Это историко-документальное повествование позволяет понять драму российской деревни в годы Граж- данской войны, отрешиться от представлений об «антонов- щине» как «кулацко-эсеровском мятеже» и увидеть массо- вое антибольшевистское восстание, которое превращалось в крестьянскую войну. Оживляют историко-документаль- ный рассказ новеллы, рисующие судьбы крестьян-повстан- цев, руководителей как мятежных отрядов, так и комму- нистических и советских организаций. Автор ломает стереотипы в оценках руководителя крес- тьянского восстания Александра Степановича Антонова и его соратников и говорит о необходимости исторического и нравственного переосмысления давней трагедии. Свою точ- ку зрения он подкрепляет массой архивных документов. Первая часть книги — «Начало противостояния. Год восемнадцатый»—показывает растущее недовольство крес- тьянства большевистской властью, объективные и субъек- тивные причины этого. Во второй части — «Первые шаги. Год девятнадцатый» — раскрывается закономерность воз- никновения в Тамбовской губернии крестьянскихмятежей, так как именно здесь крестьянство испытало на себе всю тяжесть «крестового похода за хлебом». Третья — «Предел терпения. Год двадцатый» — воссоздает хронику событий, помогает уяснить формы антибольшевистского крестьянс- кого движения «кулацких банд». В четвертой — «Неволя и смерть. Год двадцать первый» — приводятся документаль- ные свидетельства о карательных действиях на территории губернии: массовых расстрелах, концлагерях с содержанием в них женщин, детей и стариков, сжигания и уничтожения артиллерийским огнем мятежных деревень, применения газов для выкуривания мятежников из лесов, изощренных пытках восставших. Людмила ПОВЕРНОВА, главный библиограф-краевед Липецкой областной универсальной научной библиотеки. àÁ ËÒÚÓ  ËË ‚ ˘ ÂÈ Хорошо забытое старое Обувь люди начали носить гораздо позже, чем одежду. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Ученые пришли к выводу, что в Древнем Египте, например, обувь была лишь у фараонов и их приближенных. Помимо кожи и дерева для ее изготовления использовались кора, волокна пальмы и даже исписанные свитки папируса. На подошвах сандалий изображали врагов, чтобы попирать их ногами. В Греции впервые стали кроить обувь для правой и левой ноги, до этого она изготовлялась по одному лекалу. Кстати, привычное для нас слово «сандалия» заимствовано именно из греческого (оно первоначально означало «деревянный башмак»), а к грекам, в свою очередь, пришло с Востока. Древние римляне предпочитали сандалии и полусапоги. Их изготовляли из кожи разных цветов и украшали сереб- ряными и золотыми бляшками. Бедняки и рабы в непогоду надевали деревянные башмаки. Собственносандалиизнатныеримляненосилитолькодома. Перед едойихснимали. Такчто выражение «снять сандалии» означало тоже, что у нас «пожалуйте к столу». Ведь вРиме во время еды возлежали на специальных ложах. Башмаки и сапоги, по представлениям давних времен, давали человеку силу, быстроту и ловкость. Поэтому аму- леты часто изготовляли в виде сапог и башмаков. ВВизантии знать носила закрытуюобувь. Простой народ был обут в подобие кожаных лаптей на сборке. ВконцеХII века вЕвропе появляютсяфеодальные гербы, впоследствии превратившиеся в фамильные. Иногда герб делился на две и даже на четыре разные по цвету части. В связи с этим возникла мода, когда правая и левая сторона одежды и обуви тоже были разноцветными, разделялись они, как на гербе, по вертикали на две половины, допустим, белую и красную. С середины ХIV столетия обувь феодалов делалась с уд- линенными носками. Иногда они достигали 50-70 см — в зависимости от общественного положения владельцев. Длинные носы мешали ходить: иногда их пристегивали цепочками к браслету у колена. Аеще украшалифигурками зверей, колокольчиками, миниатюрными зеркальцами. В ХV веке сапожное ремесло в Западной Европе было в числе самых распространенных. Весьма почитаемым оно стало на Руси. В Великом Новгороде в ХVI веке насчитыва- лось, например, около тысячи мастеров сапожного дела. Западноевропейскаямодаменялась: башмак сталкороче, по форме напоминая медвежью лапу или коровий нос; поя- вилась широконосая обувь с разрезами. В Венеции, законо- дательнице итальянской моды в ХVI веке, самые «продви- нутые» дамыносили туфли на высокой деревянной подстав- ке, иногда такой толстой, что трудно было передвигаться без поддержки, — толщина подошвы могла доходить до 55 см. Музей обуви в Париже. Обувь XVII века: пантфоли богатой дамы; английский башмак; ботинок из гробницы барона Гризбека в Краловце; котурн. Тот же век — время выдвижения на международную аренуИспании.Многие европейские страныследуют модам, создававшимся при испанском королевском дворе. Именно Испаниимолва приписывает изобретение дамских туфель на высокомкаблуке.Наиболее сильное влияние испанскаямода оказала на Францию. Но потом Франция сама становится законодательницеймод.Мужскойкостюмдополняли туфли и сапоги, причем в сапогах можно было явиться даже на бал (вспомним мушкетеров Дюма). Мода создавалась опять же при дворе и подчинялась строгому этикету и регламенту придворной жизни, складывавшейся из непрерывных праз- днеств. При Людовике XIV привилегией дворян становятся башмаки белого цвета с высокими красными каблуками. Ее ввел сам король, отличавшийся невысоким ростом. В XVII веке дамская обувь приобретает так называемый французский каблук — высокий, с характерным изгибом; этот каблук просуществовал более трех веков. Такие туфли требовали осторожной походки, мелких шажков. Шили их из дорогих тканей — бархата и парчи. XVIII век (его часто называют «галантным») ознамено- валсямодойнаизящество, хрупкостьиутонченность.Неуди- вительно, что тогданачалиносить обувьна высокихкаблуках с острыминосами—высотакаблука достигала 8-10 см.Прав- да, к концу столетия каблук укорачивается и, наконец, ис- чезает совсем, затоносыудлиняютсяи заостряются. Каблуки вновь появились лишь к 40-м годам нового века. В середине XIX столетия изменения в мужской обуви сводятся к форме носов. Часто носили штиблеты — плотно облегающую обувь из сукна или полотна на пуговицах, а также ботинки на кнопках или сошнуровкой. Сто лет ушло на создание резиновой обуви, пока в 1846 году в Англии не стали выпускать галоши из вулканизированной резины. Интересно, что в начале минувшего века женская обувь вернулась к моде XVIII столетия: туфли опять приобрели тонкий каблук и сильно выгнутый задник. 1920-е годы принесли с собой вышитые, инкрустированные и перелива- ющиеся лодочки из прюнели — плотной ткани, которую изготавливали из шелка, шерсти и хлопка. Повседневной обувью становятся высокие ботинки на шнурках или пуго- вицах. Десятилетием позже появились женские туфли из змеиной кожи, которую комбинировали с замшей, лаком или оленьей кожей. В моде были полуботинки из кожи крокодила и дикой козы. Разумеется, подобные изысканные вещи не были распро- странены в нашей стране, где большинство населения до- вольствовалось парусиновой обувьюна веревочнойподошве, «тонированной» зубнымпорошком, солдатскими ботинками и сапогами. Однако со временем новинки европейскоймоды проникают и к нам. 50-60-е годы—время увлечения туфля- ми на «шпильках». В 1970-х дамская обувь обогатилась высокой пробковой «платформой» (в связи с этим невольно вспоминаются старинные моды Венеции и Франции). Недавно у мужских и женских туфель и сапог вновь вытянулись, стали острыминосы. Какизвестно, новое—это хорошо забытое старое: родиной «носатой» обуви была Бур- гундия — королевство эпохи позднего средневековья, су- ществовавшее на территории Франции. Похоже, мода прошлых эпох остается неисчерпаемым источником идей для модельеров и дизайнеров. Татьяна ВЫСОЦКАЯ, старший научный сотрудник отдела фондов Липецкого областного краеведческого музея. БЫЛОЕ ëÔˆ‚ ˚ ÔÛÒÍ ãËÔˆÍÓ„Ó Ó·Î‡ÒÚÌÓ„Ó Í  ‡Â‚‰˜ÂÒÍÓ„Ó ÏÛÁ fl Ë  ‰‡ÍˆËË «ãÉ»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz