Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
5 21 мая 2008 г., № 99 (23227) «Щука» В юности Владимир Этуш, выросший в самом центре старойМосквы, меч- тал вовсе не об актерской карьере. Он хотел стать ре- жиссером. И даже поступал в ГИТИС на режиссерский факультет. Но не посту- пил. —Видимо, судьба отвела меня от этого шага, — гово- рит Владимир Абрамович. — Сейчас я точно могу ска- зать, что одно дело — рабо- тать с талантливой моло- дежью, совсем другое—ста- вить спектакли. Я и сейчас, имея такой опыт, не взялся бы за это дело. Поступил он на актерс- кий—в театральнуюшколу имени Щукина при театре имени Вахтангова. С перво- го курса Этуш ушел добро- вольцем на фронт. У него была бронь, но он не смог находиться в городе, за обо- рону которого отдавали жизни его ровесники, отцы и деды. В 1943 году он полу- чил тяжелое ранение. Моло- дой солдатик был так слаб, что из госпиталя его забира- ла мама. В родные стены он вернулся инвалидом второй группы. В 1945 Владимир Этуш окончил учебу и пос- тупил работать в театр име- ни Вахтангова. В том же годушкола была преобразо- вана в высшее театральное училище, а Этуш получил предложение стать там пре- подавателем. Ни своей «Щуке» (так студенты на- зывают училище, а ныне институт имени Щукина), ни театру Этуш не изменил ни разу за всю свою долгую жизнь. В 1987 году Влади- мир Абрамович стал ректо- ром училища. И отработал на этом тяжелейшем посту до 2003 года. Как говорят другие старожилытеатраль- ного вуза, именно благодаря его авторитету, мудрости и житейской смекалке учили- щу удалось пережить тяже- лые перестроечные годы и сохранить статус самого авторитетного театрального учебного заведения. Хотя сам Владимир Абрамович никак не может согласиться с тем, что в его родную «Щуку» теперь можно пос- тупить на коммерческой основе. Вдохнуть в человека талант невозможно ни за какие деньги — он уверен в этом. За годы преподавания в училище самонвсеголишь один раз набирал свой курс. Но все его ученики «выби- лись в люди», их знает вся страна — это Александр Збруев, Наталья Селезнева, Людмила Максакова… Личное Семейная жизнь актера была не такой стабильной, какпрофессиональная.Пер- вый раз онженился на хоро- шенькой студентке-перво- курснице Вахтанговского училища Нинель Мышко- вой. Как рассказывает сам юбиляр, брак этот был обре- чен. Молодая жена ушла от него к другому. Потом у Нинель было несколько браков, и все — скоротеч- ные… Служебный роман с актрисой Вахтанговского театра Еленой Измайловой закончился вторым браком. Но тоже недолговечным. А вот с переводчицей Ниной Крайновой Владимир Абра- мович прожил 48 лет. В этом браке родилась его единс- твенная дочь Раиса. Она пошла по стопам отца—ста- ла актрисой и некоторое время работала в театре Са- тиры. После смерти матери она уехала в Америку, где уже жила ее тетя, родная сестра Владимира Этуша. К сожалению, расставание с дочерью было сопряжено с семейным скандалом. Раиса тяжело пережива- ла смерть мамы и, узнав о том, что отец, не выдержав траурного срока, начал встречаться с молодой жен- щиной, повела себя очень воинственно. Она разорвала с отцом всякие отношения и лишила его возможности общаться с внуком. И лишь спустя много лет Раиса на- шла в себе силы сгладить конфликт. Отношения в се- мье возобновились, внуки общаются с дедом через оке- ан по телефону, шлют ему свои фотографии. Но вот приехать на юбилей отца Раиса все-таки не смогла... Любовь Владимир Абрамович не скрывает, что женился он практически сразу после смерти обожаемой супру- ги. — Моя сегодняшняя женаЛена долгие годыбыла моей поклонницей, — рас- сказывает Владимир Абра- мович, —ходила на все мои спектакли…Когда япришел домой после похорон, раз- дался телефонный звонок. Звонила Лена. Она спроси- ла: может она мне чем-то помочь? Так она появилась в моей жизни, чему я очень рад! Елена Горбунова моложе своего именитого супруга на 42 года. Она профессиональ- ная переводчица с английс- кого языка, но сейчас ее жизнь подчинена интересам семьи. —Без Лены я своейжиз- ни уже не представляю, — говорит Владимир Абрамо- вич.—Яникогда не идеали- зировал семейную жизнь, но это—лучшее, что может быть между мужчиной и женщиной. Разницы в воз- расте я не ощущаю—навер- ное, потому, что стариком себя не считаю. Я же до сих á̇ÏÂÌËÚ ˚  Á̇ÍÓÏ ˚  Щукин сын èÓ ı ËÚËÚÂÎ ˛ ÍÓÏÒÓÏÓÎÓÍ, ÒÔÓ ÚÒÏÂÌÓÍ Ë Ô ÓÒÚÓ Í ‡Ò‡‚ˈ ËÒÔÓÎÌËÎÓÒ¸ 85! ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ Кто скажет, что юбиляру под девяносто... Театр Вахтангова в этот день гудел, как улей. Наюбилей «товарища Саахова» собрался весь культурный бомонд – Михаил Швыдкой, Михаил Державин и Александр Ширвиндт, Владимир Зельдин, Юрий Яковлев, Эльдар Рязанов, Юрий Соломин, Иосиф Кобзон. Между мэтрами носилосьплемямолодое —студентытеатральногоинститута имениБорисаЩукина, которые кюбилеюбывшего ректора, — а ныне художественного руководителя учебного заведения, профессора—отнеслисьсовсейответственностью. Им выпала честь не только отнести-принести, но и принять участие в «капустнике». Кстати, сам виновник торжества эти «капустники» не очень жалует. Этуш обладает исключительнымчувствомюмора, считаетсебякомедийным актером, но вот лицедейство над лицедействомне приемлет —говорит, чтотакужвоспиталаегосерьезнаявахтанговская школа. Но ради такого праздника пришлось пойти на уступки коллегам, пожелавшим поздравлять его по всем законам театральной жизни. Увидев на сцене великовозрастного носастого Буратино с огромным золотым ключом, самый лучший Карабас Барабас всех времен и народов заулыбался. «Ну это просто праздник какой-то!» — было написано на лице юбиляра. пор «варюсь» среди молоде- жи. Поэтому и сам как-то омолаживаюсь… Поздравления Юбиляр, известный сво- имталантомшутить с самым суровым выражением лица, поднялся на сцену Вахтан- говского театра, чтобы уви- деть всех, кто пришел его поздравить. Зал замер в ожидании торжественных слов. —Судя по тому, сколько здесь людей и сколько мне передали подарков, — кто- то забыл, что у меня день рождения… Зал взорвался от востор- га — ну кто еще с ходу вы- даст такую «пенку»! В этот день артисту «при- помнили» все его роли из легендарных советских фильмов—иКарабасаБара- баса из «Приключений Бу- ратино», и стоматолога Шпака из фильма «Иван Васильевич меняет профес- сию»… —Это небольшие роли, и я сам не представлял, что они будут жить так долго, —сказал растроганныйюби- ляр.—Убедиться в этоммне помогли некие злоумыш- ленники. В один невеселый день нашу квартиру обчис- тили… Хотя, признаться, мне даже огорчиться как следует не дали. Когда нам позвонилмилиционер и ска- зал, что квартиру обокрали, я машинально спросил: «А что взяли?» И милиционер не удержался от коммента- риев к такому исключитель- но комичному случаю: «Два магнитофона, два радиопри- емника…» Как в том кино… Информация просочилась в прессу. И, представьте себе, через некоторое время воры подбросили семейные драго- ценности в пакете под нашу дверь. А в нем — записка: «Простите, уважаемый Этуш, мы не знали, кого ог- рабили…» Так что все, что непосильным трудом нажи- то, нампостаралисьвернуть. Ябыл потрясен этимпоступ- ком. Но всенародную извест- ность актеру принесла его роль в «Кавказской пленни- це». — Однажды мы опазды- вали на поезд, — рассказал гостям актер Валерий Бари- нов. — На дороге была страшная пробка. И тогда Владимир Абрамович вы- шел из машины и стал раз- руливать движение. Обал- девшие водители разъезжа- лись со словами: «Спасибо вам, товарищ Саахов!»… Конечно, все, кто при- шел в это день к дорогому юбиляру, былине с пустыми руками. Понятно, что опре- деленного достатка Влади- мир Абрамович к своим со- лидным годам достиг. Поэ- тому всем хотелось сделать ему именно незабываемый подарок. И, кажется, боль- шинству этоудалось.Друзья Ширвиндт и Державин (ко- торые, кстати, были учени- камимолодого преподавате- ля Этуша) подарили юбиля- ру матрешек с изображени- емнового президента—чтоб профессор знал руководство страны в лицо! — Я учился на втором курсе, когда к нам пришел очень и очень пожилой пре- подаватель, — рассказал АлександрШирвиндт. – Это был Владимир Абрамович Этуш, а лет ему было двад- цать семь или двадцать во- семь… ДомАктера, за существо- вание которого отважно бо- ретсяВладимирАбрамович, преподнес ему путевку во Францию. Председатель комитета по кинематогра- фии и культуре Михаил Швыдкой торжественно объявил, что от лица власти он разрешает Этушу отныне делать все, что он хочет, и никого и ничего не бояться. — Ловлю на слове! – тут же отреагировал из зала юбиляр. —Правда, унас есть одна проблема: каким орденом вас наградить к 95-летию? Ну, а сегодня мы можем только пообещать найти хороший киносценарий, чтобы вы еще раз подарили намиллюзиюрадости. Смот- ришь на вас—ипонимаешь: жизнь прекрасна! Но главным подарком стало появление на сцене «комсомолки, спортсменки и просто красавицы» Ната- льи Варлей. «Кавказская пленница» наконец-то при- зналась в любви товарищу Саахову!.. Лариса ЗЕЛИНСКАЯ. ИА «Столица» — специально для «ЛГ». û·ËÎÂÈ Свой среди своих 燯ÂÏÛ ÍÓÎ΄ ÄÎÂÍ҇̉ Û Ç·‰ËÏË Ó‚Û — ÒÂϸ‰ÂÒ fl Ú ÎÂÚ Один хороший поэт сказал, что литератору приходится платить судьбой за паспортное сходство строки с самим собой. Но это все-таки не означает, что такое сходство надо в жизни постоянно подчеркивать, педалировать. Во всяком случае, что касается липецкого прозаика Александра Владимирова, то его друзья и знакомые до поры до времени могли и не подозревать, насколько он внутренне серьезен, сосредоточен, как внимателен к людям, их драмам, надеждам, печалям. В обыденном общении Сан Саныч человек веселый, любит отнюдь не безобидные розыгрыши, острую игру слов, как огня боится сантиментов, а тем паче пафоса. Когда-то он, смеясь одни- ми глазами из-под густых сросшихся бровей, любил пересказывать свойразговор со старым, далеким от раз- ных политических игр лес- ником. Сан Саныч со свойс- твенной ему иронией спра- шивал: «Ты веришь в наши идеалы?» А старик озада- ченно реагировал: «А это ты об чем?» Александру Владимиро- ву всегда претили пустосло- вие, декламация, поза. Вот он и защищался, да и нынче защищается, от них усмеш- койишуткой.Наверное, для него, много лет отдавшего газетной журналистике, работавшего в липецкой молодежке и партийной га- зете «Ленинское знамя», это было способом удержаться от агитпроповского барабанного боя. Потому-то, берясь за перо, чтобы написать о героях войны или первых комсомольцах, он никогда не впадал в фальшивую, штампованную патетику, а старался показать людей живых, неходульных, неидеализированных и этим особенно привлекательных. В общем, вполне объяснимо, что Сан Саныч чуть менее тридцати лет назад перешел в «смежный» творческий цех и начал писать рассказы и повести. В них-то он как раз и раскрылся как мудрый, тонкий знаток жизни, как худож- ник, глубоко понимающий ближних и дальних и сострада- ющий им. Его первая книга, пропитанная впечатлениями детства,—«Чистые Ключи». Затем повесть «Обида», роман «Снег в Иерусалиме», том рассказов о летчиках Липецкого авиацентра. Эти произведения нашли читателей и были удостоены наград. Александр Владимиров лауреат премии Ленинского комсомола и премии имени Евгения Замятина — она получена за «Снег в Иерусалиме». Наш друг и коллега подготовил к изданию новую книгу прозы«Пути Господни...»Ив ней он наверняка ведет с нами диалог о главном — о любви, силе человеческого духа, обо всем, чего предпочитает целомудренно не касаться походя в необязательных разговорах, что оберегает от обесценива- ния и распыления по пустякам. Сегодня у Александра Александровича юбилей. Мы все мысленно жмем коллеге руку ижелаем здоровья, хороших книг и чутких читателей. Журналисты «ЛГ». è Âϸ ‡ Совсем не странная миссис Сэвидж… Алчность и самопожертвование, бесстыдство порока и беззащитность доброты, безумие как норма жизни… Есть ли в мире «желтого дьявола» место искренним человеческим чувствам? Этим вопросом мучаются герои пьесы Д. Патрика «Странная миссис Сэвидж». С первыхже минут действие, происходящее вЛипецком драматическом театре, не подберу иного слова, обескура- живает. Обескураживает в том смысле, что сразу становит- ся ясно, как оно будет проистекать до самого финала. Я нарочно не смотрел недавно показанную по телеканалу «Культура» постановку написанной почти полвека назад пьесы в версии Театра имени Моссовета с Верой Марецкой в заглавной роли — мол, пусть премьера на сцене ДК «Со- кол» станет для меня непредвзятым, «с чистого листа» открытием. И все равно: такой «прозрачности», предска- зуемости сюжетных ходов, каковыми пронизана работа художественного руководителя театра Геннадия Балабае- ва, можно искренне пожелать нашим политикам, коммер- сантам и т.д. Вот настала бы благодать на российской земле! Конечно, начальная ситуация (падчерицы и пасынки миссис Этель Сэвидж помещают ее в комфортабельную клинику, читай — психбольницу) вскоре коренным обра- зом изменится. Респектабельная вроде бы троица родствен- ников вдовы-миллионерши окажется, без обиняков говоря, в неприглядных дураках. А пациенты «Тихой обители», ведомые героиней,—отнюдь не странными, наоборот—са- мыми что ни на есть нормальными, порядочными, вызы- вающими симпатию персонажами. В общем, перед нами — простодушная, сентименталь- ная, старомодная, назидательная трагикомедия, почти мелодраматическая история о том, что надо различать внешнее и сущностное в людях. Что, опять же, дуракам зачастую достаются лакомые житейские «куски». Но спра- ведливость — хотя бы в пределах отдельно взятого спек- такля — обязательно выйдет наружу, обязательно востор- жествует. Ибо синонимами вышеназванных понятий яв- ляются любовь, сочувствие к ближнему, стремление пре- одолеть одиночество. Нехитрая, сразу же угадываемая мораль нового спек- такля ЛДТ — вот ведь парадокс — абсолютно не означает его некачественность и «примитивность». Более того, для труппы на Соколе и зрителей это — идеальное зрелище. Оптимальное, совсем не обременительное общение с пуб- ликой. Радует глаз оформление художника Александра Несте- рова. Умиротворящую меланхолию навевает музыка Ан- тона Холопова. Балабаев скрупулезен в создании актерского ансамбля. Отчетливо переплетаются четыре несхожие друг с другом партии, каждая из которых представлена, в свою очередь, солистами с индивидуальными голосами. Почти в унисон, громко, нагло, не скрывая меркантильных намерений за- получить миллионы героини, звучит пресловутая троица (Лилия Гончарова, Александр Сущик, Александр Береж- ной). Зато характеры пациентов «Тихой обители» разнят- ся, ведь иначе получился бы их дружно-монотонный хор. Особо запоминаются мизантропически отрешенная миссис Педди (Татьяна Фирсова) и стремительная — ни минуты покоя, дабы клиника не стала стоячим болотом—наивная Фери (Галина Семенихина). Партия № 3 — главный врач, доктор Эмметт (Михаил Янко), пытающийся удержать шаткое равновесие во вве- ренном ему учреждении, и его ассистентка мисс Вилли (ТатьянаМухина), безупречно строгая лишь по должности, а вне работы — прекрасно понимающая ситуацию. Наконец, прима-партия № 4 (ее, конечно, следует пос- тавить впереди остальных) — миссис Сэвидж. Парадокс бенефисной роли Зинаиды Горячевой в том, что она стран- на лишь со слов ее корыстных родственников. Вразрез их мнению, актриса играет особу без каких-либо причуд, совсем не эксцентричную. Она, конечно, встревожена тем, что ее изолировали от внешнего мира, лишили возможнос- ти заниматься благотворительной деятельностью на нема- лые средства, завещанные ее покойным супругом. Но миссис Сэвидж не выкидывает никаких «фортелей», она вполне благоразумна и вскоре становится, скажем так, терапевтическим центром больничной компании. Героиня Горячевой воистину знает цену себе, своему опыту и муд- рости, постепенно завоевывая расположение пациентов и Вилли. Трогателен финал спектакля, когда происходит преоб- ражение обитателей клиники. Флоренс (Ольга Вербенко) выходит с настоящим, реальным мальчиком, а не куклой. Ганнибал (Андрей Павлов), извлекавший из скрипки ре- жущие слух звуки, которые казались ему верхом гармонии, теперь на самом деле достигает ее. Джеффри (Дмитрий Фролов), с боязливо комплексующим отношениемк роялю, смело, с полным на то основанием садится за него. Неадек- ватно-энергичная, с маниакальным стремлением к любви, Фери преображается в настоящую, спокойную красави- цу. Зрители горячо аплодируют, многие не стесняются прослезиться. Браво, виват ЛДТ, создавший незабываемое зрелище. Константин КЛЮТКИН. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ä ‡È Ó‰ÌÓÈ «Записки» о славных земляках Недавно увидел свет шестой выпуск «Записок Липецкого краеведческого общества», составителями которого стали Владимир Акимов, Андрей Найденов и Александр Клоков. Как сообщается в предисловии, «Записки» на этот раз посвящены историко-родословным поискам, изучению генеалогии известных и малоизвестных родов, жизнь и деятельность которых проходила на территории нынешней Липецкой области. Без преувеличения можно сказать — это один из инте- реснейших выпусков: и по глубине тематических исследо- ваний, и по качеству материалов, волнующих мысль и во- ображение, вызывающих ностальгическую грусть о нашем славном прошлом. Выпуск «Записок» особенно ценен обширным корпусом документов, связанных с имущественными и земельными отношениями рода Пушкиных (по материнской линии) на территориях края на протяжении трех веков. Но за канце- лярскими строками купчих, закладных, межевых росписей встают живые люди, предки не только поэта, но и тех, с кем они вступали в хозяйственные отношения, потомки кото- рых, может быть, живут среди нас. С интересом читаются изыскания о некогда известном роде дворян Хозяковых, оставивших заметный след в ис- тории и культуре края, дворян Волконских, Савельевых, елецких купцов Заусайловых, потомок которых Владимир Заусайлов живет в Ельце. А вот работа Владимира Неяро- вича, врача-психиатра из Воронежа, откроет читателю удивительный род задонских дворян Бехтеевых, много веков доблестно служивших Отечеству. Один из представи- телей его, СергейБехтеев, стализвестнымпоэтом, «царским гусляром», закончившим свои дни в эмиграции. Но не только дворянские генеалогические древа пред- ставлены в сборнике: в России минувшей любое сословие могло выдвинуть на историческую арену достойных сынов, чья деятельность вдохновлялась служением верой и прав- дой Отечеству — на том поприще, на которое пал выбор судьбы. И о таких людях рассказывается в шестом выпуске «Записок». Владимир ПЕТРОВ, сопредседатель областной писательской организации СП России. ФОТО АЛЕКСАНДРА КОЗИНА Сцена из спектакля «Странная миссис Сэвидж». ÄÌÓÌÒ Слову русскому быть! 24 χ fl — ÑÂ̸ Ò·‚ fl ÌÒÍÓÈ ÔËÒ¸ÏÂÌÌÓÒÚË Ë ÍÛθÚÛ ˚ В этот день усилиями Липецкой и Елецкой епархии, управления культуры и искусства нашей области и областного Дома народного творчества липчанам предлагается программа, призванная продемонстрировать краеугольные основы русской жизни, духовную связь нынешнего поколения с верой и свершениями дедов и прадедов. С 10 до 11 часов состоится Крестный ход: Евдокиевский, Христорождественский, Никольский, Свято-Успенский храмы г. Липецка — Христорождественский собор. А в 11.00 вас ждут на Соборной площади на праздничном мо- лебне святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 11.30 — «Слову русскому, вере Православной быть!». При- ветствие руководителей области, Липецкой и Елецкой епархии. Затем — большой театрализованный концерт «Пусть наше слово песней вольной льется» с участием ведущих творческих коллективов региона. На празднике будут рады и землякам-липчанам, и гостям го- рода. Оргкомитет праздника. Ç‡Ï ÌÓ‚ÓÒÚ¸! Кубок от депутата Ö„Ó ÔÓÎۘ˷ ÙÛÚ·Óθ̇ fl ÍÓχ̉‡ ¯ÍÓÎ ˚ ‹ 42 Второй год подряд депутат областного Совета Виктор Хрипунков организует турнир по мини-футболу среди школьников. В этот раз посоревноваться собрались шестьдесят учеников из шести образовательных учреждений города Липецка. Первое место и Кубок достались юным футболистам 42-й школы (тренер Александр Родионов), а уступила им в финале команда школы № 68 (тренер Петр Копшуков). Все участники получили ценные призы — футбольные мячи. Отличившимся игрокам были вручены именные дипломы от Виктора Хрипункова. Лучшим нападающим стал Кирилл Ворфоломеев (школа № 42), лучшим защит- ником — его собрат по команде Иван Финоев, а лучшим полузащитником — Максим Сычев (школа № 68). По словам Виктора Хрипункова, он и в дальнейшем намерен способствовать пропаганде здорового образа жиз- ни среди подростков, привлекать их к активному занятию спортом. Галина СВЕТЛОВА. Владимир Этуш с супругой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz