Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
17 мая 2008 г., № 97 (23225) 2 ùÍÒÔ ÂÒÒ-ËÌÚ ‚¸ ˛ Образовательный феномен ãËÔˆÍËÈ ÓÔ ˚ Ú ‚ÌÓ‚¸ ‚ÓÒÚ Â·Ó‚‡Ì На базе ЕГУ имени И. А. Бунина завершила работу научно-практическая конференция «Образование старшеклассников: проблемы и пути решения. Опыт Липецкой области», организаторами которой выступили кафедра педагогики госуниверситета, а также Липецкий институт развития образования и лицеи№5 и 24 г. Ельца. Чем вызван интерес к заявленной теме? С этим вопросом мы обратились к ректору ЕГУ имени И. А. Бунина, доктору педагогических наук, председателю Комитета по науке, образованию, делам семьи, спорту, молодежи областного Совета депутатов Валерию КУЗОВЛЕВУ. — Конференция стала знаменательным событием, ведь на ней шла речь о существующих проблемах и путях их решения, а главное – о том богатом образовательном опыте нашего региона и возможностях его развития в условиях новых вызовов ХХI века. Объявляя о конференции, мыждали заинтересованного отклика органов управления образования ишкольных учи- телей. Но надежды наши не только оправдались, а превзо- шли все ожидания. Активность учительства Липецкой об- ласти высока, она свидетельствует о повороте школыи всей системы регионального образования в сторону науки, в частности педагогической ее составляющей. Липецкий опыт рациональной организации урока стал ярким образовательным явлением в масштабах не только региона, но всей страны и получил в свое время известность за ее пределами. — Какова роль Елецкого университета в образователь- ной цепочке школа-вуз? — Университет ориентирован на взаимодействие и со- трудничество не только со школами нашего региона. В со- зданный намиУчебно-методический комплекс входят обра- зовательные учреждения ряда областей России. Мы откры- ты для сотрудничества, я бы сказал, содружества со школа- ми! Все это должно подкрепить профориентационную рабо- ту, чтобы абитуриенты осознанно подходили к выбору профессии. Кстати, интерес к ЕГУ растет и за пределами России. — Работа проводится огромная. Но как вы сегодня мо- жете оценить выбранный стратегический курс как ректор и как депутат облсовета? — Скажу с полной уверенностью, что он оказался вер- ным. Учителя-практики получают научно-практическуюи методическую «подпитку», а мы – опыт практической ра- боты, который только обогащает теорию. Мы видим, что усилия наших лучших школ получили оценку и поддержку на госуровне в виде грантов в ходе ре- ализации приоритетного нацпроекта «Образование». В Ельце это лицей№5, школа-гимназия№11. С университе- том активно сотрудничают лицей № 24, школа № 1 имени Пришвина, липецкие, хлевенскиешколы, гимназия города Ливны и многие другие. А как председатель комитета облсовета хочу заметить, что администрация области целенаправленно создает инно- вационный климат, в том числе и для системы образования. Такая политика будет осуществляться и впредь. Милада ФЕДЮКИНА. íÂÏ ‚ ÂÏÂÌÂÏ В Елецком госуниверситете имени И. А. Бунина при подде- ржке Российского гуманитарного научного фонда сегодня закон- чивается двухдневная международная научно-практическая кон- ференция на тему «Актуальные проблемы реализации аграрной политики в Центрально-Черноземном регионе». В ее работе приняли участие специалисты-аграрии и препо- даватели вузов Липецкой, Орловской, Воронежской, Курской, Тамбовской и Белгородской областей, а также представители не- мецкой фирмы CLAAS. Обсуждались вопросы правовых, эконо- мических, технологических аспектов реализации аграрной поли- тики в стране. По результатам развернувшихся дискуссий на пленарном и секционных заседаниях были выработаны рекомен- дации по совершенствованию региональной законотворческой деятельности в агропромышленной сфере. Пусть встречи станут фестивалями (Окончание. Начало на 1-й стр.) —Почему не состоялся планировавшийсямастер-класс худрука московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза? — Буквально накануне встреч Райхельгауз заболел. За- меной его мастер-классу как раз и стали выступления Ан- нинского и Ремизова. Так что в целом мы не прогадали. Конечно, в понятии «научно-практическая конференция» надо бы на первый план вынести слово «практическая». То есть сделать упор именно на мастер-классы, а главное – на читки «с листа» новейших, незнакомых пьес актерами при поддержке режиссеров. По сути это не столько «полуфабри- катная» стадия работы над спектаклем, сколько самостоя- тельная форма существования текста. Форма читок—осно- ва фестивалей и конкурсов «Любимовка», «Новая драма», «Евразия» и других. Вообще, наши встречи хорошо бы впредь делать более разнообразными, по-настоящемуфести- вальными. В конце концов, чем Липецк с его, могу смело утверждать, славной театральной историей хуже массы российских городов, где проводятся подобные смотры? По- нятно, организовать представительный фестиваль — дело, безусловно, трудное, затратное. Но убежден: стоит лишь «позвать» к нам лучшие театральные силы страны, да и за- рубежья — и они охотно откликнутся. — Давайте поговорим о программе нынешних встреч. Она состояла из четырех спектаклей. Половину, по Чехову, составляли постановки, ранее уже виденные липчанами, половину, по Толстому, —нет. Касательно последних были мнения, что комедия «Зараженное семейство» вашей труп- пыполучиласьменее впечатляющей, убедительной, нежели «Страсти по Никите» («Власть тьмы») Тульского академи- ческого театра... —Понимаете, нельзя сравнивать несравнимое. «Семейс- тво»— слабое, с моей точки зрения, произведение, первый, пробный, незавершенный драматургический опус 34-летне- го Толстого, к которому он потом не возвращался, не дора- батывал его. Лично я после прогона «Семейства» искренне поздравилмолодого московского режиссераАндреяАброси- мова с успехом. Жанр пьесы несвойственен Толстому. Это памфлет на посткрепостническую Россию, с предельно чет- ким делениемперсонажей на отрицательных и положитель- ных. Отсюда — одномерность пьесы. Любые недостатки спектакля идут именно от нее, от изначально заданного «материала», а ужникакне от режиссера и актеров... Версия «Власти тьмы» наших гостей из Тулы— спокойная, «клас- сическая»постановка, решеннаяв традицияхМалого театра, с большим вниманием к актерским работам. Особенно за- помнился Никита — Борис Бороздин, эдакий лохматый, с явными аллюзиями на современность хлыщ, шалопай, к которому липнут девки, которому легко достаются деньги, хозяйство, но распорядиться ими — не в его власти. — Напоследок не могу не задать вопрос о ближайшем будущем вашего театра. Готовится его премьера—«Проща- ние в июне» Александра Вампилова. Почему вы обратились к его дебютной комедии, созданной более сорока лет назад? — «Прощание в июне» — молодежная пьеса. У нас в труппемногомолодых актеров, ипьеса оптимально «раскла- дывается» на них. Главное же — она об очень важном, о мо- менте выбора, о том, что при любых обстоятельствах не сле- дует прощаться с любовью, ответственностью, чувством долга, совестью. Я читаю много современных пьес, и среди них, увы, почти нет таких, которые отличались бы глубиной подхода к молодежной теме, мастерски поднимали пробле- мы, близкие зрителям от тринадцати до двадцати лет. Эти пьесы не обязательно «чернушны». Но они в большинстве своем примитивны, от них веет авторским эгоизмом, стрем- лением половчее самовыразиться... Вспомните, сколько раньше выпускалось пьес о пионерах, комсомольцах, студен- тах. Где они теперь?Безвозвратно канули вЛету. Творчество же Вампилова выдержало испытание временем. Предпре- мьерный показ «Прощания в июне» состоится до конца сезо- на. Надеемся, что комедию с пониманием будет встречать публика в течение следующего сезона, а там, кто знает, мо- жет, она попадет в программу следующих Липецких теат- ральных встреч, обязательно затрагивающих творчество Чехова. Ведь у Вампилова явственно слышны чеховские мотивы. Константин КЛЮТКИН. В 1937 году моего деда, липецкого врача, по ложному обвинению арестова- ли и приговорили к расстрелу. Бабушку, как пособницу «врага народа», отправили в ссылку в Магадан. Младших их детей, мою маму и брата Михаила, определили в разные приюты в Казахстане. Почему в разные? Видно, с тем расчетом, чтобы дети не организовали антисоветского за- говора. А в Липецке на улице Малые Ключи жила малознакомая нашей семье женщи- на Ираида Никольская. Ее огород меже- вал с нашим участком у дома № 22 по улице Льва Толстого. Узнав о бедах семьи Казанских, она каким-то неведомым об- разом выяснила, где находятся осиротев- шие девочка и мальчик, поехала в далекий Казахстан, что-то сумела кому-то дока- зать и привезла чужих ей детей в Липецк. Ираида Алексеевна стала для них второй мамой. Одела, обула, определила учить- ся, а главное – соединила брата и сестру. В 1942 году дядя Миша закончил ли- пецкую школу № 1 и ушел на фронт. Вое- вал под Сталинградом, с боями дошел до Восточной Пруссии. Победу встретил в Кенигсберге. В перерывах между боями вытаскивал из кармана гимнастерки хи- мический карандаш и, слюнявя его, писал на листочках разнокалиберной бумаги письма в Липецк – своей второй маме и любимой младшей сестренке Леночке. Эти треугольнички до сих пор хранятся в нашей семье… Сообщал рядовой Михаил Казанский, что особых тягот не испытывает, но очень скучает по родным. И добавлял: «Вы пи- шите чаще, а то мне кажется, что мало, а я с нетерпением жду писем из дома». «Твое фото, Леночка, — продолжал дядя Миша, обращаясь к сестре, которая уха- живала за ранеными в госпитале, разме- щавшемся в здании средней школы № 2, — я показал товарищам. Ты выросла и стала такая красивая, всем нравишься… Фото я храню в левом кармане гимнас- терки, и ты всегда со мной, где бы я ни находился…» В одном письме, после долгого мол- чания, вызвавшего тревогу в семье, Ми- хаил сообщал, что был ранен и находится в госпитале. Ираида Алексеевна и моя будущая мама читали его и перечитыва- ли, пытаясь угадать, что за рана, как чувствует себя солдат... Но письмо было скупым на слова. Лишь после войны дядя Миша рассказал о своем ранении. Оказа- лось, его взвод автоматчиков под Ста- линградом попал под немецкую бомбеж- ку. В вихре огня и осколков восемнадца- тилетний боец успел вырыть саперной лопаткой окопчик и укрыться в нем. И все же в тело его вонзился кусочек огненно- го металла. Жив остался потому, что, как ни странно это сказать, его товарищ упал на дядю Мишу и, уже мертвый, прикрыл его собой. В том бою весь взвод, состоя- щий в основном из восемнадцати-девят- надцатилетних ребят, погиб… Михаил Казанский был обычным ря- довым воином. Не герой, не трус. Обыч- ный солдат, который выполнял свой долг перед Родиной. Награжденный ор- деном Красной Звезды и медалью «За от- вагу». Они, эти солдаты, писали домой самые обычные письма. Без пафоса, без громких слов о героизме. Но в этой обы- денности и был, наверное, подлинный ге- роизм. «Я нахожусь в Восточной Пруссии, — писал дядя Миша в преддверии нового 1945 года, — это недалеко от Польши и Латвии. Тут – мороз 10-15 градусов, по сравнению с нашим – ерунда… Очень тя- нет домой, но надо воевать. Настроение одно: быстрее покончить с немцем и за- жить счастливой жизнью… Я писал маме, но ответа нет…» Его мама вернулась из Магадана только в 1948 году. К тому времени сол- дат был уже дома. Правда, особо счаст- ливой жизни после всего пережитого, по- хоже, не получилось… Надо было восста- навливать то, что разрушено. Как и на фронте, дядя Миша оставался рядовым и в мирные дни. Четыре десятка лет ра- ботал на НЛМК. Героем труда не стал, но был хорошим работником. На таких, как он, держалась, держится и будет де- ржаться Россия… Ольга БЕЛЯКОВА. ëÚÓÔ-͇‰ Мой рядовой дядя Миша é ˜ÂÏ ‡ÒÒ͇Á‡ÎË ÔËҸχ Ò Ù ÓÌÚ‡ В истории моей семьи, как и любой другой, есть и трагические, и светлые страницы. Представители нашего рода и защищали Родину, и честно трудились, и безвинно страдали, перенося все то, что выпало на долю народа. Русские люди, они привыкли превыше собственных интересов ставить интересы Отечества… ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕМЬИ БЕЛЯКОВЫХ Ну, допустим, это плоды разыгравшегося воображе- ния. А как вы истолкуете недавний эпизод в нашем областном краеведческом музее, когда там накануне Пасхи готовили к открытию зал иконописи «Русь Свя- тая»? Хотели было повесить над большой храмовой ико- ной с распятием образ Нико- лая Угодника, а он вдруг сорвался со стены. Недогад- ливымлюдямпросигналили: не может Святойнаходиться выше Спасителя. Скептики опять пожмут плечами: да это же случайность. Ладно. Тогда вот вам ис- торияс телеграфнымаппара- том «Морзе». В музей он по- пал с грязинского телеграфа. Между прочим, именно по нему в октябре семнадцатого года было принято сообще- ние о большевистском вос- стании в Петрограде. Аппа- ратмолчал где-то с середины двадцатых. И вдруг зарабо- тал. Он отбивал свои точки- тире часов пять, хотя, разу- меется, не был включен в сеть. А застучал аппарат в трагический день теракта в далекойАмерике, где рухну- ли манхэттенские башни. Кто и о чемпытался сооб- щить нам нервной «морзян- кой»? Ленты в аппарате не было, поэтому мы об этом никогда не узнаем. Но, мо- жет быть, старый, приняв- ший сотни, если не тысячи сообщенийаппарат,который уже в начале века устал от горьких и страшных извес- тийо смертях, нескончаемой вражде, людской боли, ре- шилнапоследок напомнить, что войны, насилие, жесто- кость рождают лишь ужас, а вовсе не «светлое будущее»? По крайней мере, в музее такое напоминание особенно знаменательно и естествен- но. Ведь он и существует для того, чтобымызналиидума- лиопрошлом,взвешивалина весах сердца и разума, что взять с собоювбудущее, ачто оставить за спиной и никому непозволитьреанимировать. Радиэтого, собственно,почти сто лет назад истинный ин- теллигент, липецкий врач, энтузиастМихаилПавлович Трунов начал собирать, а нередко покупать на собс- твенныеденьгистарыевещи, которые свидетельствовалио славе, драмах, творческих порывахипрорывах, трудах и сраженияхминувших вре- мен. Они стали началом коллекции музея, где ныне выставлено сто двадцать тысяч экспонатов. Продол- жателиТрунова терпеливои неутомимо накапливали эти молчаливые, но такие крас- норечивые свидетельства истории. Попервомузовуонишли, ехали, летели на край света, если там обнаруживалось что-то нужное для их дети- ща. Это только на посторон- ний взгляд музейное дело кажется тихим, спокойным, несуетным.Чиннаяупорядо- ченность залов, милые, се- денькие старушки-храни- тельницы, ровный свет, па- дающий одинаково щедро и на крестьянскую мотыгу, и на куклу, которой играла в детствечья-нибудьпрапраба- бушка, ина винтовку, ското- рой шел в атаку чей-то пра- прадед.Но завсемэтим—не- скончаемый поиск, страсть изыскателей, исследовате- лей, первооткрывателей. Заместитель директора музея Наталья Евгеньевна Селезневамоглабыповедать, как ездила в село, в котором был найден в начале восьми- десятых бесценный клад, деньгиввиде«чешуек».Ими наши предки расплачива- лисьдруг сдругом, ихдержа- ли — от греха подальше — прямо за щекой. Тот клад был немаленький: тысяча триста восемь крохотных серебряных монет. А у Елены Сергеевны Вагиной свои истории, свои приключения, порою даже небезопасные. Совсем моло- дым сотрудником отдела ВеликойОтечественной вой- ны она одна отправилась в незнакомый город добывать карабин, ручнойиавиацион- ный пулеметы, автомат. Ее должна была сопровождать охрана, как-никак хоть и старое, но оружие. А с нею был только водитель. Пери- петий, пережитыхею, хвати- ло бы на целую остросюжет- нуюновеллу. Однако такили иначе, а она справилась с заданием. Итаких рассказов у каж- дого, кто работает в музее, в избытке. О дальних поезд- ках, командировках, а глав- ное — о встречах с владель- цами старинных платьев и монет, допотопныхшифонь- еров и редких фотографий, удивительной красотыкрес- тьянских полотенец и изящ- ных аристократических па- пиросниц, почетных грамот и фисгармоний. Для музей- щиков за любой вещью — чья-то судьба, жизнь, боль, радость, надежда. Вот ведь что, по большому-то счету, они хранят, к чему старают- ся приобщить нас. Теряясь от обилия экспо- натов, мы, скорее всего, не обратимвнимания, кприме- ру, на невзрачные тряпич- ные туфли, выкрашенные мелом. А в них когда-то хо- дила на танцы юная комсо- молка. Она шила эту нехит- рую обувку своими руками. Самодельных туфелек для Золушки двадцатых годов хватало лишь на один вечер. Но она не унывала и в следу- ющий раз мастерила новые. А ничем не примечатель- ный облезший чемодан при- 18 χ fl — åÂʉÛ̇ Ó‰Ì ˚ È ‰Â̸ ÏÛÁ‚ О чем простучал аппарат «Морзе» ã„Ẩ ˚ Ë · ˚ ÎË ãËÔˆÍÓ„Ó Í ‡Â‚‰˜ÂÒÍÓ„Ó ÏÛÁ fl Необъяснимые, странные, да просто мистически окрашенные происшествия в стенах музеев не редкость. Их работники абсолютно серьезно рассказывают, как во время ночных дежурств в пустых, погруженных в темноту залах слышатся чьи-то шаги и голоса. äÒÚ‡ÚË К столетию областного музея в ближайшие дни выйдет из печати книга «Я поведу тебя в музей». Она невелика по объему, но весьма любопытнатем, что плодынаучных изыс- канийвнейсоединенысвоспоминаниями, наблюдениями, если хотите, признаниями в любви к музейной работе наших со- трудников.Открываетсякнигаочеркомглавногохранителя Татьяны Цупко, попытавшейся рассказать о его истории черезсудьбыруководителеймузея—отоснователяМихаила Трунова до нынешнего директора Лидии Катеринкиной. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Вмузее постоянно рождаются новые идеи и экспозиции; тот самый телеграфный аппарат «Морзе». надлежал женщине, что де- вятнадцать лет провела в лагерях.Аобогромныхкрес- лах и диване из буйволиной кожи и с библейскими горе- льефамина спинкахизморе- ного дуба даже столичные ученые спорят и никак не придут к согласию: то ли это дело рук русских мастеров, то ли западноевропейских. Но зато какой простор для людей сфантазией: разгады- вать, предполагать, откуда появилась такая элитарная мебель в провинциальном Липецке? Музейщиков называют хранителями. Но они не просто хранители.Ихизвеч- ная забота — сделать так, чтобы мы с вами не просто увидели тот или иной экспо- нат, а прониклись духом ушедшей эпохи, почувство- вали ее запахи, если угодно, услышали ее голоса. И тут изобретательности хозяев музея нет предела. Они со- здают интерьеры крестьянс- койизбыидеревенскойшко- лы, уголок барской усадьбы и комнатки гимназистки, они открывают «детский зал», где ты видишь игруш- ки столетней и пятисотлет- ней давности, и железную колыбель, и книжки, кото- рые читали мальчики и де- вочки в эпоху Первой миро- вой или голодных, тревож- ных двадцатых лет минув- шего века. Кстати, этот зал —одна из жемчужин музея. В России подобных совсем немного. Ачтокасается голосов, то это надо понимать отнюдь не в переносном смысле. В на- шем краеведческом есть те- атрально-музыкальный от- дел.ЕговозглавляетАлексей Валентинович Овчинников. Он способен взять в руки любоймузыкальныйинстру- мент и продемонстрировать, какое у него красивое звуча- ние. И такой демонстрацией дело не ограничивается. В музее устраивают вечера в литературной гостиной, кон- церты, воссоздающие дух, предположим, дореволюци- онных вечеров на Липецком курорте. Вообще сегодня произно- сить традиционную фразу о музейной тишине, вероятно, неуместно. По сути, музей превращается в театр вещей. Театрализация — веяние времени. И артистизм здеш- ним сотрудникам не менее необходим, чем знание исто- рииилиэрудицияархеолога. Ну, а главный режиссер этого «театра» уже полтора десятка летЛидияПетровна Катеринкина, директор, все успевающая и на админист- ративно-хозяйственном, ина чисто творческом поприще. Пожалуй, самоепримеча- тельное в нынешнем музее — это честное, мудрое отно- шение к прошлому. Музей- щики его не судят, они не выносят приговоров, никого не записывают по разряду непроглядно черных злодеев или безупречных героев. Примитивнаяидеологизация больше не требуется. Никто не будет ставить им в вину, что, как было сказано в про- токоле проверки музея 1939 года, «до настоящего време- ниещенеперестроеныэкспо- зициивсоответствиис«Крат- кимкурсомисторииВКП(б)... музеиоторваныотмасс,вмес- то мощного идейно-полити- ческого воспитания масс и оказания помощи изучаю- щим историю ВКП(б) они являются простымхранили- щем ценностей... директор Щегловдопустилполитичес- кую беспечность, до послед- него дня в музее находилась вражеская литература». Эти антимузейные уста- новки оборачивались и обед- нением информации, и ску- достью экспозиций. — Вы помните, сколько у нас тогда было фотокопий газет, брошюр, постановле- ний партии и правительс- тва? — спрашивает меня Наталья Евгеньевна Селез- нева. — А потрясающие вещи, редчайшие экспонаты оставались в запасниках. И экскурсоводы пробовали хоть как-то оживить свои рассказы, декламируя Мая- ковского и Багрицкого. Сейчас все по-другому. История обрела плотность, конкретность. А если гово- рить обидеологии, то вмузее придерживаютсяодногопри- нципа: пусть правда о пере- житомнашимнародом, стра- ной, нашим краем будет полной, неприглаженной, многослойной.Поэтомуздесь на общем стенде помещают фотографии Мамонтова, Ан- тонова, Яна Фабрициуса. У каждого из них была своя вера, своя любовь к России, каждый из них достоин па- мяти,понимания,прощения. Поэтомудокументыорепрес- сиях соседствуют с почетны- ми грамотами стахановцев, свидетельства о героизме тружеников НЛМК и совет- ских воинов сматериалами о скромном, нередко бедном житье-бытье строителей«но- вогомира».Смотрите, читай- те, обдумывайте, не упро- щайте пройденного вашими отцами и дедами пути. Через год музей отпразд- нуетсвое столетие.Егонеуго- монные сотрудники вына- шивают новые идеи и проек- ты. Нужна экспозиция, пос- вященнаяместномукупечес- тву. Нужно бы кардинально перестроить экспозицию, которая знакомит с приро- дой липецкого края. Недо- статочно отражена археоло- гия. И вообще, как выясня- ется, музейнаяжизнь—это неостановимое движение, перемены, поиски, большие ималенькиеоткрытия.Инет им конца уже почти целый век... И. НЕВЕРОВ. 燯‡ ÒÔ ‡‚͇ Знаете ли вы, сколько музеев в нашей области? В Липец- ке только самых известных свыше десятка: областной крае- ведческий, картинная галерея, Дом-музей Г.В. Плеханова, выставочный зал, Дом Мастера — художественный музей имени Виктора Сорокина, музей ОАО «НЛМК», музей проти- вопожарной пропаганды, музей Авиацентра, музей славы (ЛТЗ), музей имени Бунина, музей Есенина. Елец: городской краеведческий музей, музей Бунина, музей художника Жу- кова, музей Тихона Хренникова. Лев Толстой: краеведческий музей, музей Льва Толстого (филиал Московского музея пи- сателя), картинная галерея имени Сысоева. Данков: крае- ведческий музей, картинная галерея. Свои краеведческие музеи есть в Грязях, Чаплыгине, Задонске, Долгоруково, Добром, Лебедяни и других райцентрах. К слову, в создании экспозиций большинства из них принимали участие специа- листы областного краеведческого. Плюс сотни самодеятель- ных музеев в учебных заведениях и на предприятиях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz