Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
— Изначально нашей задачей было ознакомить юных липчан с лучшими детскими коллективами России, начинающими ис- полнителями, — расска- зывает Алла Викторовна. — У ребенка возникает особое восприятие, когда перед ним выступают ро- весники, которые являются лауреатами всероссийских, международныхконкурсов. Тут и интерес появляется, и даже некий азарт: а я чем хуже? Привлечь на липецкую сцену лучших помогает со- трудничество филармонии с известными российскими фондами: «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», с Фондом Спи- вакова. В Липецк приезжа- ли воспитанники школ при Московской консерватории, имениГнесиных,школыду- ховых инструментов имени МихаилаТабакова.Налаже- ны контакты и с соседями, например, с Воронежским хореографическим учили- щем. Балетные спектакли наши зрители очень любят. Но успехом пользуются и другие концертные про- граммы: хоровые, камер- ные, выступления солистов. Кстати, концерты филар- монии проходят по абоне- ментной системе, и это еще один секрет ее успешной работы. — Никто из пригла- шенных нами коллекти- вов, артистов не отказывал нам, даже когда мы стави- ли условие, что концерты должны пройти не только в областном центре, но и в наших филиалах: в Данко- ве, Ельце, Лебедяни, Ста- новом. Потому что все уже знают, как в Липецке рады гостям. Самое главное для артистов — внимание. Мы всех принимаем за свой счет и даже имеем возмож- ность заплатить гонорары юным артистам. Огромную помощь в этом оказывают «взрослая» филармония и, конечно, спонсоры. Однако детско-юношес- кая филармония — это не только организация кон- цертов. Спустя год после ее открытия решено было создать и свой собственный творческий коллектив. Что это будет, долго не дума- ли: среди первых гостей колоссальное впечатление на липчан произвел хоро- вой коллектив из Нижнего Новгорода. Так в Липецке появилась хоровая капелла мальчиков. Возглавила ее Людмила Жаринова — вос- питанница Льва Констан- тиновича Сивухина, осно- вателя и руководителя ни- жегородской капеллы. «Раз ужначали, то надо работать по максимуму» — этот не- гласный девиз «взрослой» филармонии прижился и в детско-юношеской. Сегодня в коллективе — двадцать пять человек. Обычные ребята, без спе- циальной музыкальной подготовки, но с хороши- ми вокальными данными. Кстати, за четыре года ка- пеллу покинули считанные единицы. — Мальчишки просто влюбляются в пение, хотят участвовать в конкурсах, побеждать. Капелла уже участвовала в четырех кон- курсах — всероссийских и международных. И в мае мы снова уезжаем: на этот раз в Киров, на фестиваль, посвященныйюбилеюодной из старейших школ, выпус- кницей которой является Людмила Жаринова. Хористы хотя и моло- дые, но уже профессиона- лы. Многие из них заду- мываются о продолжении музыкального образова- ния. Но для поступления в консерваторию или вуз им необходимо среднее специ- альное образование, кото- рого формально у них нет — филармония все же не учебное заведение. — Что ж, будем думать, как импомочь. Ведь трудно- сти для того и существуют, чтобы их преодолевать. А пока готовим абоне- ментные программы на но- вый концертный сезон, а значит, зрителей—и совсем юных, ивзрослых—ждет не один приятный сюрприз. Софья ВОБЛИКОВА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ç‡¯Ë „ÓÒÚË «Всегда считал себя художником второго сорта» Конечно, это признание, сделанное заслуженным художником России, профессором Владимиром Перцовым на открытии своей выставки в Доме Мастера, — свидетельство хорошего чувства юмора и самоиронии. Мол, такова участь всех иллюстраторов — быть неким посредником между писателем и читателем, создавать «картинки», которые сразу все полюбят, хотя известно: настоящий художник не должен нравиться всем. Но стоит посмотреть на былинных богатырей, сказочных персонажей, прославленных и безымянных героев истории Отечества, изображенныхмастером-иллюстраторомдетской книги, и сразу понимаешь: вот оно—подлинное искусство. Яркое и честное, как само детство. Его первым учителем был брат матери — Владимир Михайлович Голицын, талантливый художник, погибший позже в сталинских лагерях. —Навсегда запомнилось ощущение волшебства: вот бе- жит солдат, но несколько взмахов резинки и—нет его. Тут же карандаш скользит по бумаге — и новый солдат бежит, стреляет еще бойче, — вспоминает Владимир Валериевич. Потом он уже сам научился создавать «ощущение волшебства»: на его счету — иллюстрации более чем к ста книгам. Его собственной особой темой стал мир русской старины — достоверный и легендарный. Но творческий диапазон художника не ограничен книжной графикой. Экспозиция знакомит липчан с пейзажными, портретными работами мастера. — За много лет я столько людей поубивал на своих кар- тинках. Ведь в русской истории были драки, схватки и дру- гие безобразия. Захотелось чего-то иного, — полушутливо объясняет Владимир Валериевич эти жанровые поиски. Однако судьба детской книги его по-прежнему волну- ет: — Ее современное состояние ужасно. Издание детской литературы никогда не приносило прибыли. Но сейчас на этомпытаются заработать, выпускают какие-то «кирпичи», оформленные Бог знает как. Тонкая брошюра, которую так любили дети, почти исчезла. Поэтому соглашаюсь на любые выставочные приглашения, чтобы напомнить, какой все- таки должна быть детская книга. Елена МОСКАЛЕНКО. àÁ ‡Ô ÂθÒÍÓÈ ı ÓÌËÍË Концерты, выставки, конкурсы l В областной картинной галерее начал работу двухгодич- ный выставочный проект «Графические сезоны». Зрители уви- дели акварели Артура Фонфизина из собраний Государствен- ной Третьяковской галереи, Государственного музея изобра- зительных искусств имени Пушкина и частной коллекции Александрова, а также работы известных московских худож- ников — Фаворского, Голицына, Симонович-Ефимовой, Фа- ворской-Дервиз. Хронология представленных работ — от 40-х годов прошлого века до наших дней. l В областном выставочном зале прошла выставка работ сту- дентов и преподавателей художественно-графического факультета ЛГПУ, посвященная его 30-летию. Было представлено около 130 живописных работ, изделий декоративно-прикладного творчества. l Презентация обновленного сайта Липецкой областной научной библиотеки состоялась в Липецке в рамках семинара, посвященного вопросам стратегии и тактики формирования информационных ресурсов библиотек. Теперь к услугам поль- зователей — 150 тысяч каталожных записей, включающих ин- формацию обо всех фондах библиотеки, начиная с 1992 года. l Месячник киномероприятий, посвященный Году семьи, про- шел в каждом районе и городе области. На кинопоказы были при- глашены малообеспеченные и многодетные семьи. l Межрегиональный конкурс-фестиваль бального танца «Петровский бал», прошедший в начале месяца во Дворце спорта «Спартак», собрал около 350 пар из разных городов России. От Липецка и Липецкой области в конкурсе приняли участие танцевальные пары из 12 коллективов. Результаты конкурса: в группе «Молодежь» (латиноамериканская про- грамма) чемпионами стали Дмитрий Бредихин и Софья Хари- на (танцевальный клуб «Грация»), в группе «Юниоры-1» (про- грамма «10 танцев») победили Александр Назаров и Маргари- та Разомазова (клуб «Грация»), в группе «Юниоры-2» (латино- американская программа) — Сергей Поленников и Екатерина Абрамова (клуб «Грация»). l 29 апреля в областном ДК состоялся межрегиональный кон- курс профессионального мастерства «Лучший культработник Чер- ноземья-2008». l Обмен спектаклями между районами прошел в рамках областного фестиваля самодеятельных театральных коллек- тивов «Театральные встречи», организованного областным Домом народного творчества. В нем приняли участие 17 кол- лективов из большинства районов области. 30 апреля в Доме актера состоялось закрытие фестиваля и награждение его участников. На конкурсе были пред- ставлены почти все районы и города Липецкой области — коллективы домов куль- туры, музыкальных школ. Председатель жюри заслу- женный работник культуры России, дирижер и руко- водитель камерного муни- ципального хора Липецка Игорь Цилин признался, что не ожидал увидеть на районной сцене столько участников. По его мнению, все это говорит о начале возрождения хорового ис- кусства. На открытии фестиваля выступил глава Станов- лянского района Владимир Герасимов. У себя в районе он известен как большой почитатель хорового пения. Благодаря ему становлян- цам есть кого слушать на концертах. Действуют хоры — народный, академичес- кий, детской музыкальной школы… — А теперь к ним при- бавился еще хор мальчи- ков, — рассказал Владимир Алексеевич гостямфестива- ля. — Его юные участники — «кадровый резерв» для творческих коллективов. Итоги конкурса для при- нимавшей стороны ока- зались положительными — в числе призеров и хор детской музыкальной шко- лы, и взрослый академичес- кий хор. Высокими оценками жюри было отмечено мас- терство тербунцев, краснин- цев, добринского детского хора «Бубенчики». За про- паганду духовной музыки награды удостоен ансамбль «Родничок» детскойшколы искусств из Хлевного… Но, пожалуй, громче других зрители принимали детский ФОТО АЛЕКСЕЯ ФОМИНА Творческий парад детских академических хоровых коллективов. ÇÓÁ ÓʉÂÌË Весной опять хоры вернулись! ÇÔ ‚ ˚  Á‡ ‰‚‡‰ˆ‡Ú¸ ÔÓÒΉÌË ı ÎÂÚ ‚ ӷ·ÒÚË ÒÓÒÚÓ fl ÎÒ fl ÍÓÌÍÛ Ò ‡Í‡‰ÂÏ˘ÂÒÍË ı ı Ó Ó‚ Ë ‡Ì҇ϷÎÂÈ. à ÔÂÒÌ fl åÓˆ‡ Ú‡ Ô Ó ‚ÂÒÌÛ Ô ÓÁ‚Û˜‡Î‡ ̇ ÌÂÏ ÒËÏ‚Ó΢ÌÓ Творческий парад самодеятельных коллективов высшей квалификации — именно так следует понимать определение академический — проводился под эгидой областного управления культуры и искусства и регионального Дома народного творчества. Более двадцати хоров и ансамблей собрались в Становом на этот фестиваль, чтобы самим спеть, других послушать и порадовать знатоков, почитателей многоголосого вокала. ëÎÓ‚Ó Ó ÙÂÒÚË‚‡Î Татьяна ГОРЕЛОВА, заместитель на- чальника управления культурыи искусства Липецкой области: — Наш конкурс получил широкий от- клик в хоровых коллективах городов и районов. Становое было выбрано местом его проведения не случайно. Здесь прекрасный Дом культуры, радушные хозяева, влюблен- ные в хоровое пение, много одаренных людей. Ни в одномиз сельских районов нетстолько хоров! За это местной власти — спасибо! НаташаКЕМЕНОВА, солистка академи- ческого ансамбля «Элегия», Чаплыгин: — Рада, что мы заняли первое место, что наше исполнение «Колыбельной» и песни Моцарта о весне понравилось зрите- лям. Учусь в девятом классе, а в «Элегии» пою уже одиннадцать лет. В ансамбль еще дошкольницей привел папа. Он человек не- равнодушный к музыке и пению. Окончила музыкальнуюшколу по классу фортепиано. Состав участ- ников «Элегии» многократно менялся, ведь ей уже 31 год. СейчасансамблемруководитТатьянаМихайловнаСонина. Думаю, что и после окончания школы своего увлечения я не оставлю. вокальный ансамбль «Эле- гия» из Чаплыгина. Ребята исполнили песню Моцарта «Весна опять вернулась» и «Колыбельную» из кино- фильма «Цирк». Хозяева сцены для ма- леньких участников фести- валя подготовили сюрприз — организовали ребятам послеконцертный отдых на детской игровой площад- ке. И, разумеется, перед дорогой домой всех юных хористов не забыли плот- но покормить в ресторане «Сказка». Александр ДЕМЕНТЬЕВ. Становлянский район. ÑÂÚÒÍËÈ ‚ÓÔ ÓÒ Юные профессионалы Детско-юношеская филармония была создана при «взрослой» областной филармонии не так давно — пять лет назад. Но, несмотря на свой поистине детский возраст, она уже успела завоевать любовь липчан. Ее концерты всегда собирают множество зрителей, люди приходят целыми семьями. О причинах такого успеха мы поговорили с руководителем детско-юношеской филармонии Аллой ЗАГВОЗДКИНОЙ. íÂ‡Ú ‡Î¸Ì‡ fl „ÓÒÚË̇ fl Эксперимент как подарок ÖΈÍÓÏÛ ÏÓÎÓ‰ÂÊÌÓÏÛ ÚÂ‡Ú Û «è ÓÂÍÚ» — ‰ÂÒ fl Ú¸ ÎÂÚ Те, кто ожидал от души посмеяться на этом творческом вечере, покидали зал разочарованными. Впрочем, забежавших из любопытства «на огонек» оказалось очевидное меньшинство. Основная же масса пришедших в городской ДК на юбилей «Проекта» по достоинству оценила ни на что не похожее сценическое действо. «Сцена — только для творчества», — говорит руково- дитель, режиссер и создатель «Проекта» Олег Климов, оставляя за кулисами дружеские рукопожатия, радостное «сколько лет, сколько зим!» и прочие атрибутыюбилейных встреч. «Я слишком уважаю своего зрителя, чтобы выпячи- вать нарочитое панибратство», — объясняет он. Поэтому вместо юмористического капустника—размышление. Сце- ническая фантазия «Откровение» — ожившие в пластике мечты и желания, тревоги и сомнения самого главрежа. Были показаны фрагменты из спектаклей «Вий» и «Дем- бельский поезда», «Бог любит» и «Остановка»—только то, что особенно близко ему. Лейтмотив вечера — «Парафраз» —из разряда грядущих премьер. Впрочем, постановку уже смогли оценить профессиональные эксперты и зрители на фестивале в Польше, где она заняла первое место в номина- ции «Театр». Накануне юбилея, когда у всех голова шла кругом от репетиций и прогонов, нашему корреспонденту удалось ненадолго отвлечьКлимова от этой гонки, чтобыпоговорить о творчестве. Акт первый. «Проект» в проекте» Мальчишкой Климов рванул в свое время из Иркутской области в Тамбов, чтобы поступить в университет имени Державина на режиссерско-театральное отделение. Ему актерствовать нравилось поначалу безмерно. Но режиссер, по собственному признаниюКлимова, все же более самосто- ятельнаяфигура. Это и определило выбор. После вуза судьба забросила Олега в незнакомый Елец, где и появился его творческий первенец — театр «Проект». Но это будет чуть позже. А пока молодого режиссера одолевают сомнения: тот ли выбран путь? Может, бросить все в самом начале да отправиться в самостоятельное исполнительское плавание? «Точкойневозврата» на актерскуюстезюстали семинарские курсы при ГИТИСе. Дипломный спектакль «Чучело», пос- тавленный с воспитанникамишколыискусств№ 4, заложил фундамент «Проекта». Еще не раз Климов уезжал и возвращался. Дорога вела, уводила и вновь приводила в Елец, в котором его ждали те, кого он, неожиданно для самого себя, приручил. Они готовы былипродолжать играть ив новомпроекте. Кстати, подобное название для театра кажется несколько странным: проект — это же что-то неконкретное, только перспектива чего-то. —Ау нас таки было первые года два,—признаетсяОлег. — Что-то играли, ставили какие-то спектакли… А потом выстрелили «Реквием» (фантазия по рассказам Бредбери), «Пикник». Появились первые приглашения на фестивали… Дебютировали в Тамбове, где меня помнили как студента. А первый значимый успех принес международный фестиваль театральных коллективов в турецком городе Денизли, куда мы отправились уже членами Российского национального центра международной Ассоциации любительских театров (AITA). Потом уже были Эстония с фестивалем-лаборатори- ей и настоящей детальной проработкой каждого спектакля, Словакия и фестиваль «Сценическая жатва»… В линейке фестивалей и конкурсов мой собеседник особо отметил международный Гатчинский форум, где спектакль ельчан «Дембельский поезд» так понравилсяжюри, что его маститые члены настойчиво советовали режиссеру отпра- виться с этойпостановкой вСамарскуюобласть нафестиваль «Ваш выход». В Гатчину приезжают только сильные коллективы, опытные эксперты. Там получаешь мощный импульс для дальнейшего развития. Всегда лестно осознавать, что ты близок к европейскому театру, а не просто «гений без ума» и варишься в собственном котле, — заключает Климов. Антракт — Олег, скажи честно, бывает такое: просыпаешься и чувствуешь—ни одной мысли в голове? И сразу—паника: я ни на что не способен! — Еще как бывает! Страшное на самом деле чувство. Раньше, не буду лукавить, от такого потрясения тянуло к спиртному. Но все уже в прошлом, так что могу признать: это было даже не бегство. Скорее, трусость, слабоволие. Теперь знаю: чем дольше длится собственный «антракт», тем сложнее из него выходить. Сейчас, если чувствую, что буксую, просто перехожу на тренинг, упражнения по мастерству и сценическому движению. И сам при деле, и коллектив не застаивается. Это важно, потому что себя-то еще можно быстромобилизовать, а вывести ребят из простоя сложнее во сто крат. Акт второй. «Вся жизнь — театр… и новые проекты» Дом Олега Климова—театр. Сравнение не для красного словца. Супруга Ольга — актриса муниципального драма- тического театра «Бенефис». Поэтому какие могут быть сомнения в наклонностях маленькой Дарьи? Актерство у нее в крови. Впрочем, покамест папа-режиссер своей судьбы ей не желает. —Мыслишкоммало уделяемвниманиядочке.Ипотому, когда выпадает свободное время, вываливаем на ребенка всю свою нерастраченную любовь. Сразу цирк, зоопарк, кафе, игрушки и прочие атрибуты праздника. Бедный наш ребенокпросто пугается такого взрыва родительскихчувств, — признается Олег. Аеще в актерской семье действует негласное правило: все рабочие разговоры оставлять за стенами дома и абстрагиро- ваться от прожитых на сцене ролей. «Вживание» в образы может разрушить даже самую крепкую любовь. Аксиома, опытным путем выведенная. Но есть у Климова еще одна семья—труппа «Проекта», талантливые ребята — Ирина Ельникова, Алексей Гарбуз, Александры—Иванов и Чурляев и многие-многие другие. Чурляев, кстати, получил единственный приз зрительских симпатий наМосковском открытоммолодежномфестивале- конкурсе любительских театров «Театральная завалинка»… Пока одни «проектанты» еще только раскрывают свой по- тенциал, другие уже заканчивают такие театральные цен- тры, какЩепкинское училище (Олег Дякин), Университет культурыи искусств в Санкт-Петербурге (Лариса Баянова). И они готовы вернуться в родные пенаты. Будущее «Проекта» рисуется Климову в виде неболь- шого профессионального театра, наподобие табаковской «Табакерки»: — В Ельце уже есть драматический театр, так пусть синтез всех искусств, начиная от хореографии и заканчивая живописью, находит реализациюи в иных формах творчес- кого самовыражения. На мой взгляд, все так очевидно: чем больше театров, тем выше зрительская культура. И ельча- нам, уверен, такой проект будет интересен. Но все это — завтра, послезавтра. День сегодняшний —постановки. Они такиеживые: растут именяются вместе с режиссером, егоопытом,мировоззрением.Вообще, в«Проек- те» есть общее стремление к эксперименту. Ведь, по сути, сам театр и есть лаборатория, где «опыт—сын ошибок трудных, игений—парадоксадруг»…Кэтомуможно отнестисьискеп- тически. Но дляКлимова то, что онищет, что интересно ему, чем он готов поделиться со зрителем и со своими актерами, — заключено в этих экспериментах. Он дарит их нам. Так размышляй же, зритель, думай и спорь… Милада ФЕДЮКИНА. ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЛЫ ЗАГВОЗДКИНОЙ На липецкой сцене — воспитанники Воронежского хореографи- ческого училища. 6 мая 2008 г., № 90 (23218) 4 Ç ˚ ÔÛÒÍ 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz