Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

— Изначально нашей задачей было ознакомить юных липчан с лучшими детскими коллективами России, начинающими ис- полнителями, — расска- зывает Алла Викторовна. — У ребенка возникает особое восприятие, когда перед ним выступают ро- весники, которые являются лауреатами всероссийских, международныхконкурсов. Тут и интерес появляется, и даже некий азарт: а я чем хуже? Привлечь на липецкую сцену лучших помогает со- трудничество филармонии с известными российскими фондами: «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», с Фондом Спи- вакова. В Липецк приезжа- ли воспитанники школ при Московской консерватории, имениГнесиных,школыду- ховых инструментов имени МихаилаТабакова.Налаже- ны контакты и с соседями, например, с Воронежским хореографическим учили- щем. Балетные спектакли наши зрители очень любят. Но успехом пользуются и другие концертные про- граммы: хоровые, камер- ные, выступления солистов. Кстати, концерты филар- монии проходят по абоне- ментной системе, и это еще один секрет ее успешной работы. — Никто из пригла- шенных нами коллекти- вов, артистов не отказывал нам, даже когда мы стави- ли условие, что концерты должны пройти не только в областном центре, но и в наших филиалах: в Данко- ве, Ельце, Лебедяни, Ста- новом. Потому что все уже знают, как в Липецке рады гостям. Самое главное для артистов — внимание. Мы всех принимаем за свой счет и даже имеем возмож- ность заплатить гонорары юным артистам. Огромную помощь в этом оказывают «взрослая» филармония и, конечно, спонсоры. Однако детско-юношес- кая филармония — это не только организация кон- цертов. Спустя год после ее открытия решено было создать и свой собственный творческий коллектив. Что это будет, долго не дума- ли: среди первых гостей колоссальное впечатление на липчан произвел хоро- вой коллектив из Нижнего Новгорода. Так в Липецке появилась хоровая капелла мальчиков. Возглавила ее Людмила Жаринова — вос- питанница Льва Констан- тиновича Сивухина, осно- вателя и руководителя ни- жегородской капеллы. «Раз ужначали, то надо работать по максимуму» — этот не- гласный девиз «взрослой» филармонии прижился и в детско-юношеской. Сегодня в коллективе — двадцать пять человек. Обычные ребята, без спе- циальной музыкальной подготовки, но с хороши- ми вокальными данными. Кстати, за четыре года ка- пеллу покинули считанные единицы. — Мальчишки просто влюбляются в пение, хотят участвовать в конкурсах, побеждать. Капелла уже участвовала в четырех кон- курсах — всероссийских и международных. И в мае мы снова уезжаем: на этот раз в Киров, на фестиваль, посвященныйюбилеюодной из старейших школ, выпус- кницей которой является Людмила Жаринова. Хористы хотя и моло- дые, но уже профессиона- лы. Многие из них заду- мываются о продолжении музыкального образова- ния. Но для поступления в консерваторию или вуз им необходимо среднее специ- альное образование, кото- рого формально у них нет — филармония все же не учебное заведение. — Что ж, будем думать, как импомочь. Ведь трудно- сти для того и существуют, чтобы их преодолевать. А пока готовим абоне- ментные программы на но- вый концертный сезон, а значит, зрителей—и совсем юных, ивзрослых—ждет не один приятный сюрприз. Софья ВОБЛИКОВА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ç‡¯Ë „ÓÒÚË «Всегда считал себя художником второго сорта» Конечно, это признание, сделанное заслуженным художником России, профессором Владимиром Перцовым на открытии своей выставки в Доме Мастера, — свидетельство хорошего чувства юмора и самоиронии. Мол, такова участь всех иллюстраторов — быть неким посредником между писателем и читателем, создавать «картинки», которые сразу все полюбят, хотя известно: настоящий художник не должен нравиться всем. Но стоит посмотреть на былинных богатырей, сказочных персонажей, прославленных и безымянных героев истории Отечества, изображенныхмастером-иллюстраторомдетской книги, и сразу понимаешь: вот оно—подлинное искусство. Яркое и честное, как само детство. Его первым учителем был брат матери — Владимир Михайлович Голицын, талантливый художник, погибший позже в сталинских лагерях. —Навсегда запомнилось ощущение волшебства: вот бе- жит солдат, но несколько взмахов резинки и—нет его. Тут же карандаш скользит по бумаге — и новый солдат бежит, стреляет еще бойче, — вспоминает Владимир Валериевич. Потом он уже сам научился создавать «ощущение волшебства»: на его счету — иллюстрации более чем к ста книгам. Его собственной особой темой стал мир русской старины — достоверный и легендарный. Но творческий диапазон художника не ограничен книжной графикой. Экспозиция знакомит липчан с пейзажными, портретными работами мастера. — За много лет я столько людей поубивал на своих кар- тинках. Ведь в русской истории были драки, схватки и дру- гие безобразия. Захотелось чего-то иного, — полушутливо объясняет Владимир Валериевич эти жанровые поиски. Однако судьба детской книги его по-прежнему волну- ет: — Ее современное состояние ужасно. Издание детской литературы никогда не приносило прибыли. Но сейчас на этомпытаются заработать, выпускают какие-то «кирпичи», оформленные Бог знает как. Тонкая брошюра, которую так любили дети, почти исчезла. Поэтому соглашаюсь на любые выставочные приглашения, чтобы напомнить, какой все- таки должна быть детская книга. Елена МОСКАЛЕНКО. àÁ ‡Ô  ÂθÒÍÓÈ ı  ÓÌËÍË Концерты, выставки, конкурсы l В областной картинной галерее начал работу двухгодич- ный выставочный проект «Графические сезоны». Зрители уви- дели акварели Артура Фонфизина из собраний Государствен- ной Третьяковской галереи, Государственного музея изобра- зительных искусств имени Пушкина и частной коллекции Александрова, а также работы известных московских худож- ников — Фаворского, Голицына, Симонович-Ефимовой, Фа- ворской-Дервиз. Хронология представленных работ — от 40-х годов прошлого века до наших дней. l В областном выставочном зале прошла выставка работ сту- дентов и преподавателей художественно-графического факультета ЛГПУ, посвященная его 30-летию. Было представлено около 130 живописных работ, изделий декоративно-прикладного творчества. l Презентация обновленного сайта Липецкой областной научной библиотеки состоялась в Липецке в рамках семинара, посвященного вопросам стратегии и тактики формирования информационных ресурсов библиотек. Теперь к услугам поль- зователей — 150 тысяч каталожных записей, включающих ин- формацию обо всех фондах библиотеки, начиная с 1992 года. l Месячник киномероприятий, посвященный Году семьи, про- шел в каждом районе и городе области. На кинопоказы были при- глашены малообеспеченные и многодетные семьи. l Межрегиональный конкурс-фестиваль бального танца «Петровский бал», прошедший в начале месяца во Дворце спорта «Спартак», собрал около 350 пар из разных городов России. От Липецка и Липецкой области в конкурсе приняли участие танцевальные пары из 12 коллективов. Результаты конкурса: в группе «Молодежь» (латиноамериканская про- грамма) чемпионами стали Дмитрий Бредихин и Софья Хари- на (танцевальный клуб «Грация»), в группе «Юниоры-1» (про- грамма «10 танцев») победили Александр Назаров и Маргари- та Разомазова (клуб «Грация»), в группе «Юниоры-2» (латино- американская программа) — Сергей Поленников и Екатерина Абрамова (клуб «Грация»). l 29 апреля в областном ДК состоялся межрегиональный кон- курс профессионального мастерства «Лучший культработник Чер- ноземья-2008». l Обмен спектаклями между районами прошел в рамках областного фестиваля самодеятельных театральных коллек- тивов «Театральные встречи», организованного областным Домом народного творчества. В нем приняли участие 17 кол- лективов из большинства районов области. 30 апреля в Доме актера состоялось закрытие фестиваля и награждение его участников. На конкурсе были пред- ставлены почти все районы и города Липецкой области — коллективы домов куль- туры, музыкальных школ. Председатель жюри заслу- женный работник культуры России, дирижер и руко- водитель камерного муни- ципального хора Липецка Игорь Цилин признался, что не ожидал увидеть на районной сцене столько участников. По его мнению, все это говорит о начале возрождения хорового ис- кусства. На открытии фестиваля выступил глава Станов- лянского района Владимир Герасимов. У себя в районе он известен как большой почитатель хорового пения. Благодаря ему становлян- цам есть кого слушать на концертах. Действуют хоры — народный, академичес- кий, детской музыкальной школы… — А теперь к ним при- бавился еще хор мальчи- ков, — рассказал Владимир Алексеевич гостямфестива- ля. — Его юные участники — «кадровый резерв» для творческих коллективов. Итоги конкурса для при- нимавшей стороны ока- зались положительными — в числе призеров и хор детской музыкальной шко- лы, и взрослый академичес- кий хор. Высокими оценками жюри было отмечено мас- терство тербунцев, краснин- цев, добринского детского хора «Бубенчики». За про- паганду духовной музыки награды удостоен ансамбль «Родничок» детскойшколы искусств из Хлевного… Но, пожалуй, громче других зрители принимали детский ФОТО АЛЕКСЕЯ ФОМИНА Творческий парад детских академических хоровых коллективов. ÇÓÁ  ÓʉÂÌË Весной опять хоры вернулись! ÇÔ  ‚ ˚  Á‡ ‰‚‡‰ˆ‡Ú¸ ÔÓÒΉÌË ı ÎÂÚ ‚ ӷ·ÒÚË ÒÓÒÚÓ fl ÎÒ fl ÍÓÌÍÛ  Ò ‡Í‡‰ÂÏ˘ÂÒÍË ı ı Ó  Ó‚ Ë ‡Ì҇ϷÎÂÈ. à ÔÂÒÌ fl åÓˆ‡  Ú‡ Ô  Ó ‚ÂÒÌÛ Ô  ÓÁ‚Û˜‡Î‡ ̇ ÌÂÏ ÒËÏ‚Ó΢ÌÓ Творческий парад самодеятельных коллективов высшей квалификации — именно так следует понимать определение академический — проводился под эгидой областного управления культуры и искусства и регионального Дома народного творчества. Более двадцати хоров и ансамблей собрались в Становом на этот фестиваль, чтобы самим спеть, других послушать и порадовать знатоков, почитателей многоголосого вокала. ëÎÓ‚Ó Ó ÙÂÒÚË‚‡Î Татьяна ГОРЕЛОВА, заместитель на- чальника управления культурыи искусства Липецкой области: — Наш конкурс получил широкий от- клик в хоровых коллективах городов и районов. Становое было выбрано местом его проведения не случайно. Здесь прекрасный Дом культуры, радушные хозяева, влюблен- ные в хоровое пение, много одаренных людей. Ни в одномиз сельских районов нетстолько хоров! За это местной власти — спасибо! НаташаКЕМЕНОВА, солистка академи- ческого ансамбля «Элегия», Чаплыгин: — Рада, что мы заняли первое место, что наше исполнение «Колыбельной» и песни Моцарта о весне понравилось зрите- лям. Учусь в девятом классе, а в «Элегии» пою уже одиннадцать лет. В ансамбль еще дошкольницей привел папа. Он человек не- равнодушный к музыке и пению. Окончила музыкальнуюшколу по классу фортепиано. Состав участ- ников «Элегии» многократно менялся, ведь ей уже 31 год. СейчасансамблемруководитТатьянаМихайловнаСонина. Думаю, что и после окончания школы своего увлечения я не оставлю. вокальный ансамбль «Эле- гия» из Чаплыгина. Ребята исполнили песню Моцарта «Весна опять вернулась» и «Колыбельную» из кино- фильма «Цирк». Хозяева сцены для ма- леньких участников фести- валя подготовили сюрприз — организовали ребятам послеконцертный отдых на детской игровой площад- ке. И, разумеется, перед дорогой домой всех юных хористов не забыли плот- но покормить в ресторане «Сказка». Александр ДЕМЕНТЬЕВ. Становлянский район. ÑÂÚÒÍËÈ ‚ÓÔ  ÓÒ Юные профессионалы Детско-юношеская филармония была создана при «взрослой» областной филармонии не так давно — пять лет назад. Но, несмотря на свой поистине детский возраст, она уже успела завоевать любовь липчан. Ее концерты всегда собирают множество зрителей, люди приходят целыми семьями. О причинах такого успеха мы поговорили с руководителем детско-юношеской филармонии Аллой ЗАГВОЗДКИНОЙ. íÂ‡Ú  ‡Î¸Ì‡ fl „ÓÒÚË̇ fl Эксперимент как подарок ÖΈÍÓÏÛ ÏÓÎÓ‰ÂÊÌÓÏÛ ÚÂ‡Ú  Û «è  ÓÂÍÚ» — ‰ÂÒ fl Ú¸ ÎÂÚ Те, кто ожидал от души посмеяться на этом творческом вечере, покидали зал разочарованными. Впрочем, забежавших из любопытства «на огонек» оказалось очевидное меньшинство. Основная же масса пришедших в городской ДК на юбилей «Проекта» по достоинству оценила ни на что не похожее сценическое действо. «Сцена — только для творчества», — говорит руково- дитель, режиссер и создатель «Проекта» Олег Климов, оставляя за кулисами дружеские рукопожатия, радостное «сколько лет, сколько зим!» и прочие атрибутыюбилейных встреч. «Я слишком уважаю своего зрителя, чтобы выпячи- вать нарочитое панибратство», — объясняет он. Поэтому вместо юмористического капустника—размышление. Сце- ническая фантазия «Откровение» — ожившие в пластике мечты и желания, тревоги и сомнения самого главрежа. Были показаны фрагменты из спектаклей «Вий» и «Дем- бельский поезда», «Бог любит» и «Остановка»—только то, что особенно близко ему. Лейтмотив вечера — «Парафраз» —из разряда грядущих премьер. Впрочем, постановку уже смогли оценить профессиональные эксперты и зрители на фестивале в Польше, где она заняла первое место в номина- ции «Театр». Накануне юбилея, когда у всех голова шла кругом от репетиций и прогонов, нашему корреспонденту удалось ненадолго отвлечьКлимова от этой гонки, чтобыпоговорить о творчестве. Акт первый. «Проект» в проекте» Мальчишкой Климов рванул в свое время из Иркутской области в Тамбов, чтобы поступить в университет имени Державина на режиссерско-театральное отделение. Ему актерствовать нравилось поначалу безмерно. Но режиссер, по собственному признаниюКлимова, все же более самосто- ятельнаяфигура. Это и определило выбор. После вуза судьба забросила Олега в незнакомый Елец, где и появился его творческий первенец — театр «Проект». Но это будет чуть позже. А пока молодого режиссера одолевают сомнения: тот ли выбран путь? Может, бросить все в самом начале да отправиться в самостоятельное исполнительское плавание? «Точкойневозврата» на актерскуюстезюстали семинарские курсы при ГИТИСе. Дипломный спектакль «Чучело», пос- тавленный с воспитанникамишколыискусств№ 4, заложил фундамент «Проекта». Еще не раз Климов уезжал и возвращался. Дорога вела, уводила и вновь приводила в Елец, в котором его ждали те, кого он, неожиданно для самого себя, приручил. Они готовы былипродолжать играть ив новомпроекте. Кстати, подобное название для театра кажется несколько странным: проект — это же что-то неконкретное, только перспектива чего-то. —Ау нас таки было первые года два,—признаетсяОлег. — Что-то играли, ставили какие-то спектакли… А потом выстрелили «Реквием» (фантазия по рассказам Бредбери), «Пикник». Появились первые приглашения на фестивали… Дебютировали в Тамбове, где меня помнили как студента. А первый значимый успех принес международный фестиваль театральных коллективов в турецком городе Денизли, куда мы отправились уже членами Российского национального центра международной Ассоциации любительских театров (AITA). Потом уже были Эстония с фестивалем-лаборатори- ей и настоящей детальной проработкой каждого спектакля, Словакия и фестиваль «Сценическая жатва»… В линейке фестивалей и конкурсов мой собеседник особо отметил международный Гатчинский форум, где спектакль ельчан «Дембельский поезд» так понравилсяжюри, что его маститые члены настойчиво советовали режиссеру отпра- виться с этойпостановкой вСамарскуюобласть нафестиваль «Ваш выход». В Гатчину приезжают только сильные коллективы, опытные эксперты. Там получаешь мощный импульс для дальнейшего развития. Всегда лестно осознавать, что ты близок к европейскому театру, а не просто «гений без ума» и варишься в собственном котле, — заключает Климов. Антракт — Олег, скажи честно, бывает такое: просыпаешься и чувствуешь—ни одной мысли в голове? И сразу—паника: я ни на что не способен! — Еще как бывает! Страшное на самом деле чувство. Раньше, не буду лукавить, от такого потрясения тянуло к спиртному. Но все уже в прошлом, так что могу признать: это было даже не бегство. Скорее, трусость, слабоволие. Теперь знаю: чем дольше длится собственный «антракт», тем сложнее из него выходить. Сейчас, если чувствую, что буксую, просто перехожу на тренинг, упражнения по мастерству и сценическому движению. И сам при деле, и коллектив не застаивается. Это важно, потому что себя-то еще можно быстромобилизовать, а вывести ребят из простоя сложнее во сто крат. Акт второй. «Вся жизнь — театр… и новые проекты» Дом Олега Климова—театр. Сравнение не для красного словца. Супруга Ольга — актриса муниципального драма- тического театра «Бенефис». Поэтому какие могут быть сомнения в наклонностях маленькой Дарьи? Актерство у нее в крови. Впрочем, покамест папа-режиссер своей судьбы ей не желает. —Мыслишкоммало уделяемвниманиядочке.Ипотому, когда выпадает свободное время, вываливаем на ребенка всю свою нерастраченную любовь. Сразу цирк, зоопарк, кафе, игрушки и прочие атрибуты праздника. Бедный наш ребенокпросто пугается такого взрыва родительскихчувств, — признается Олег. Аеще в актерской семье действует негласное правило: все рабочие разговоры оставлять за стенами дома и абстрагиро- ваться от прожитых на сцене ролей. «Вживание» в образы может разрушить даже самую крепкую любовь. Аксиома, опытным путем выведенная. Но есть у Климова еще одна семья—труппа «Проекта», талантливые ребята — Ирина Ельникова, Алексей Гарбуз, Александры—Иванов и Чурляев и многие-многие другие. Чурляев, кстати, получил единственный приз зрительских симпатий наМосковском открытоммолодежномфестивале- конкурсе любительских театров «Театральная завалинка»… Пока одни «проектанты» еще только раскрывают свой по- тенциал, другие уже заканчивают такие театральные цен- тры, какЩепкинское училище (Олег Дякин), Университет культурыи искусств в Санкт-Петербурге (Лариса Баянова). И они готовы вернуться в родные пенаты. Будущее «Проекта» рисуется Климову в виде неболь- шого профессионального театра, наподобие табаковской «Табакерки»: — В Ельце уже есть драматический театр, так пусть синтез всех искусств, начиная от хореографии и заканчивая живописью, находит реализациюи в иных формах творчес- кого самовыражения. На мой взгляд, все так очевидно: чем больше театров, тем выше зрительская культура. И ельча- нам, уверен, такой проект будет интересен. Но все это — завтра, послезавтра. День сегодняшний —постановки. Они такиеживые: растут именяются вместе с режиссером, егоопытом,мировоззрением.Вообще, в«Проек- те» есть общее стремление к эксперименту. Ведь, по сути, сам театр и есть лаборатория, где «опыт—сын ошибок трудных, игений—парадоксадруг»…Кэтомуможно отнестисьискеп- тически. Но дляКлимова то, что онищет, что интересно ему, чем он готов поделиться со зрителем и со своими актерами, — заключено в этих экспериментах. Он дарит их нам. Так размышляй же, зритель, думай и спорь… Милада ФЕДЮКИНА. ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЛЫ ЗАГВОЗДКИНОЙ На липецкой сцене — воспитанники Воронежского хореографи- ческого училища. 6 мая 2008 г., № 90 (23218) 4 Ç ˚ ÔÛÒÍ 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz