Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

30 апреля 2008 г., № 87-88 (23215-23216) + ТV Друзья Организацию презентации книги взяла на себя коллегаНи- колая Цискаридзе — балерина Илзе Лиепа, которая относится к нему, как к своему брату. Кстати, ее родной брат, Андрис Лиепа, сам обожает Николая и первым пришел поздравить его с выходом фотоальбома. Илзе собрала гостей в своей балетной школе. Желающих увидеть легендарного танцов- щика и взять у него автограф оказалось так много, что юные воспитанникишколыуступили своиместа гостям, а сами вместе сИлзе селипрямонаполухорео- графического зала. — Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях один из лучших танцовщиков мира! — предста- вил Николая гостям Андрис Лиепа. —Если бы вы знали, что для меня значат эти слова!—сказал Николай. — Мое первое зна- комство с Андрисом состоялось в Грузии, когда я, умирая от волнения, подошел к нему за автографом… — А сегодня, Николай, я буду просить у тебя автограф! — сказал Андрис. Илзе разрешила воспитан- никам задать легендарному танцовщику свои вопросы. Вы- шел самый смелыймальчик лет шести и серьезно спросил: —Скажите пожалуйста, Ни- колай, а трудно быть великим танцовщиком? Николай, не ожидавший та- кого вопроса от юного коллеги, задумался. — Становиться великими, наверное, трудно. Но еще труд- нее—выходя на сцену, каждый раз доказывать, что ты и есть тот человек, о котором говорят такие слова. — Я хочу, чтобы вы знали, мои дорогие, что Николай не просто талантливый танцов- щик, — сказала Илзе. — Он еще и очень волевой человек. Несколько лет назад у него была серьезная травма ноги. Такая серьезная, что вопрос о возвращении на сцену даже не обсуждался. Но его характер и любовькбалету сотвориличудо. Его оперировал французский врач, который когда-то делал операцию и мне. И вот спустя какое-то время мы приехали с Колей на гастроли воФранцию. И пригласили на спектакль на- шего доктора. Он сидел с доче- рью в первом ряду, а мы с Колей танцевали для него… Скажу честно—я не часто вижу, чтобы мужчиныплакали. Нашдоктор плакал!.. — А уже в России я узнал «новость» — что, оказывается, еще до травмы я «застраховал свои ноги» — как Дженнифер Лопес свои ягодицы! — вспо- минает Николай. — Вот когда я хохотал до слез! И если бы то была правда!.. Драма Во время операции, кото- рая в целом прошла успешно, в рану попала инфекция. И вместо непродолжительной ре- абилитации Николая ожидали семь кругов ада… Ежедневные капельницы, уколы, хирурги- èÓ Ô  ÓÒ¸·Â ˜ËÚ‡ÚÂÎÂÈ Сказка о принце è  Âϸ  ·‡ÎÂÚ‡ ÅÓθ¯Ó„Ó ÚÂ‡Ú  ‡ çËÍÓÎ‡È ñËÒ͇  ˉÁ  ¯ËÎÒ fl ̇ ËÁ‰‡ÌË ҂ÓÂ„Ó ÙÓÚӇθ·Óχ «Я успел заскочить в последний вагон последнего поезда», — так о себе говорит премьер Большого театра, народный артист России Николай Цискаридзе. Он считает, что его всемирная известность и головокружительный профессиональный успех — это заслуга его самоотверженной мамы и великих педагогов, которые вложили в него все свои знания, весь свой опыт, а главное — душу. Галина Уланова, Марина Семенова, Николай Симачев, Николай Фадеечев, Петр Пестов — каждый из них передал Николаю что-то свое, неповторимое, что в итоге сделало его уникальным танцовщиком. Это его, выпускника хореографического училища, Юрий Григорович сразу же взял в Большой театр. Он оказался «благодатной почвой» и благодарным учеником. Большей частью эта книга и посвящена людям, которые сотворили из грузинского нескладного мальчика сказочного принца, легенду российского балета. В необыкновенной красоты фолианте Цискаридзе предстал в роли принца из доброй сказки, перед которым волшебным образом открываются все двери. И лишь самые близкие к Николаю люди знают, каким невероятно трудным был его путь к славе, успеху и признанию. ческая чистка ноги… Три раза в неделю его оперировали под общим наркозом. Французс- кие врачи делали все, что мог- ли, но инфекция не сдавалась. Температура была критичес- ки высокой — 40 градусов, ее не удавалось сбить никакими средствами. Артист балета, ко- торый когда-то обладал здоро- вьем космонавта, превратился в истощенного, бессильного и без- надежного пациента… Перелом в болезни наступил совершенно неожиданно. ВПариже есть пра- вославный храм во имя святого благоверного великого князя АлександраНевского. Батюшка из этого храма по просьбе друзей Николая пришел к нему, чтобы исповедовать его и причастить. —Явпервые вжизнииспове- довался, — рассказывает Нико- лай.—Мои словашли от сердца, но мне казалось, что все это не то… Сказал, что я — артист, а церковь не признает лицедейс- тво…Ведь раньше артистов даже хоронили отдельно от обычных людей…Мывсе погрязли вжаж- де славы, зависти... Наверное, мое раскаяние было искренним. Батюшка причастил меня… И уже к вечеру температура спала! После этого отменили все хи- рургические процедуры. Вскоре Николая перевели в реабили- тационный центр в городе Би- аррице. — В тот момент я понял, что самое главное в жизни— здоро- вье. Мое и дорогих мне людей. Возвращение Возвращение в профессию было таким же трудным и долгим, как и борьба за саму жизнь. — Лишь спустя несколько месяцев после операции мои друзья рассказали, что меня ждало в лучшем случае, если бы в тот критический момент я не пошел на поправку, — расска- зывает Николай. — Сын знаме- нитогоЖерара Депардье Гийом —это он играл молодого Эдмона Дантеса в фильме «ГрафМонте- Кристо» — попал в аварию. Он ехал на мотоцикле, и к нему под колесо с крыши автомобиля свалился чемодан. Ему сделали несколько операций, чтобы собрать раздробленную кость ноги. И во время одной из них попала инфекция — тот же са- мый золотистый стафилококк, что и у меня. Ему ампутировали ногу.Жена от него ушла, а кино Гийом бросил сам… Николай Цискаридзе му- жественно выдержал все испы- тания. Пока он восстанавливал больную ногу, ему пришлось пересмотреть свои взгляды на многие вещи. И не всегда это были позитивные открытия… Однажды ему показалось, что профессии танцовщика — нич- то, это трата времени и сил на никому не нужное занятие… И Николай признался в этом своему лечащему врачу. Доктор оказался мудрым человеком. —Мне приходится опериро- вать несколько человек в день, — сказал он. —Я сильно устаю и очень нуждаюсь в полноцен- номотдыхе. Иименно выи ваши коллеги могут принести мне по- кой и радость — ведь я обожаю балет! Значит, без вас я не смогу хорошо делать свое дело — воз- вращать людям здоровье… Именно эти слова и нужны были Николаю в тот сложный момент. В Россию он ехал с единственной целью — вер- нуться в балет, на свою родную сцену. Французские врачи реко- мендовали российскому танцов- щику некоторое время пользо- ваться костылями. Но Николай в Россию костыли не взял. Он вернулся в свою страну, чтобы выйти на сцену Большого теат- ра, чтобыснова статьпринцем, а не человеком на костылях. Почти год понадобился Ни- колаю на то, чтобы вернуться на сцену. Хотя бы в маленькой роли… Были люди, которые самоотверженно бросились ему на помощь, оставались с ним на дополнительные репетиции, помогали и делом, и добрым словом. А были и те, кто откро- венно злорадствовал. К сожале- нию, в мире искусства не всегда здоровая конкуренция. Как шутит сам Николай: «В балете правит закон джунглей…». Новые проекты После триумфального воз- вращения в профессию Нико- лай все же изменил некоторые свои установки. — Раньше, кроме балета, я не знал ничего,—рассказывает он. — Так бывает у всех воспи- танников хореографических училищ. Всю свою жизнь — с самых малых лет — ты подчи- няешь танцу и только танцу. После выздоровлениямне вдруг стало как-то обидно: ведьжизнь как будто проходит мимо… И я стал позволять себе недо- зволенное. Например, встал на коньки… Оказывается, Николай се- рьезно готовился к участию в проекте «Танцы на льду. Бар- хатный сезон» на телеканале «Россия». —Меня подкупило необык- новенное отношение ко мне! — рассказывает Николай. — Я вышел на лед, а вокруг меня встала «группа поддержки» — Игорь Бобрин, Ирина Мои- сеева… Все они очень боялись, что я упаду и получу травму. Честное слово, такого трепет- ного отношения ко мне в балете никто не проявляет! — Николай оказался очень способным учеником, — гово- рит олимпийская чемпионка Ирина Моисеева. — Но мы действительно очень боялись за его сокровища — его ноги, поэтому в итоге уговорили его сесть в жюри. — И спасибо вам за это ог- ромное! — смеется Илзе Лиепа. — Дороже Колиных ног у нас ничего нет! Теперь мы спокойно можем смотреть, как он сидит за столом и судит танцевальные пары в программе «Танцы со звездами»! — Хочу признаться, что и в жюри не так просто находиться! —призналсяНиколай.—Боль- ше всего на свете я боюсь, когда комнеподносяткамеруипросят оценить выступления участни- ков. Я теряюдар речи от страха, пытаюсь сказать что-то умное… И как я бываю счастлив, когда камеру проносят мимо! Оцени- вать выступления — это так же трудно, как выступать. Кто не верит — милости просим в хореографический зал! Вконце встречиНиколай ос- тавил автографына своемфото- альбоме дляюных поклонников и пожелал им здоровья и удачи. И рассказал о своем самом до- рогом автографе. Оказывается, Николай хранит шприц, кото- рым ему был сделан последний укол во французской клинике. Нанемоставилисвоиавтографы медсестры. Они были покорены мужеством и волей русского танцовщика, который встал на ноги, чтобы танцевать… Мария ДОНСКАЯ. Вместе с балериной Илзе Лиепа во время презентации нового эксклюзивного подарочного фотоальбома «Мгновения», посвященного творчеству Николая Цискаридзе. ФОТО МАРИИ ДОНСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ИМЕНИ МАРИСА ЛИЕПЫ Николай Цискаридзе в балете «Синий бог».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz