Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

3 17 января 2008 г., № 8 (23136) — Николай Константи- нович, так почему все-таки «ливерпульская четверка»? Были«битломаном» вюнос- ти? — Вовсе нет. Если чест- но, о «Битлз» я узнал уже в зрелом возрасте. Я рос в ма- леньком поселке Первая Вилевка Воронежской об- ласти. О рок-н-ролле и речи тогда быть не могло, единс- твенным окном в мир был черный «лопух» радиоточ- ки. Из негомыузнавали, что происходит в стране. Услы- шать изредка популярные песни советских композито- ров было счастьем. В доме не было даже электричества, какиеужтам«битлы». Толь- ко недавно я осознал, что по силе влиянияна умычелове- чества «ливерпульская чет- верка», пожалуй, не уступа- ет Гагарину. Они совершили настоящий прорыв, напол- нивсердцамиллионовстрем- лением к любви и свободе. Дляменя «Битлз»—символ эпохи, в которой люди ис- кренне верили, что с помо- щью музыки можно изме- нить мир к лучшему. — Удивительно, как у вас возник интерес к искус- ству. Да еще нашлись силы воплотить в жизнь свою мечту… — Вы не поверите, но ребенкомя твердо знал: буду художником. Рос я в самой обычной семье, отец—рабо- чий, обжигал кирпичи на заводе, мама — крестьянка. Она, всю жизнь работая, толкомдаже не умела читать и писать. Уже в зрелом воз- расте мы, дети, научили ее по букварю коротко отве- чать на наши письма. Пом- ню, отец купил мне в пода- рок коробку цветных каран- дашей. Но я, шагая на не- твердых ногах, обронил ее, и яркие, разноцветные ка- рандаши рассыпались по полу. Это было, пожалуй, самое яркое переживание моего детства. Меня словно током ударило. Глядя на разноцветную россыпь на полу, я понял, что должен стать художником. Родите- ли, царство им небесное, всячески поощряли это стремление. Отец, несмотря на трехклассное образова- ние, очень уважительно от- носился к культуре. В доме была приличная библиоте- ка. К третьему классу я уже взахлеб перечитал всего Фе- нимора Купера, Майн Рида и тайком перешел к «взрос- лым» — Золя, Мопассану и Джеку Лондону. Я самый младший в семье, и старшие братья и сестра охотно дели- лись со мной интересными книжками. Впрочем, озор- ничал я не меньше своих деревенских сверстников. Как-то увлекся строительс- твомкоробочных змеев.Мой большой змей поднимался очень высоко, скрываясь из виду в облаках. Ради экспе- римента я цеплял к змею курицу с парашютом и от- пускал в поднебесье. Кури- ца-парашютистка спуска- лась на землю абсолютно невредимой. Однажды заду- мал сделать из сорокаведер- ной бочки подводнуюлодку, чуть не утонул на испытани- ях, спасибо ребята вытащи- лииз реки. Закончившколу, пошел в художественное училище, но, закончив его, понял, что как художник ничего не умею. В поисках творческой истины поехал в Москву, решил, что здесь должны ее знать. Поступил в Московское высшее худо- жественное училище, быв- шую Строгановку. Правда, отучившись пять лет, понял, что истины не откроют и здесь. —А в чемже истина для вас? — Я долго думал над этим. Пожалуй, первое, са- мое важное — разобраться, где проходит грань между настоящим искусством и подделками под него. Затем осознать свои возможности, чего ты стоишь как худож- ник. И, наконец, третье, не менее важное —жить в гар- монии с самим собой. Свою истину я искал везде — и в Вологде, где работал по рас- пределению директором художественной школы и преподавал живопись в ху- дожественном институте, и потом, когда вернулся в род- ное Черноземье. Кстати, с Вологдой у меня связана первая серьезная творческая работа — памятник погиб- шим воинам. Вообще в моем творчестве я бывыделил два направления — серьезная, порой даже трагическая тема памяти и скорби и лег- кая, воздушная тема музы- ки. По большому счету все, что я делаю — это попытка понять, раскрыть в матери- але эти темы. — Так, значит, обраще- ние к творчеству «Битлз» было закономерным? — Да. Еще в 2003 году я сделал серию работ «Музы- кальные вариации», в кото- рой образымузыкантов рас- крывались через их инстру- менты. Так, кпримеру,жен- щина — это арфа, мужчина — саксофон. Показал их на фестивале «Дизайнленд» в Сочи. Московский режиссер МихаилЭйдиновпредложил мне на их основе сделать памятник «Битлз». Идея мне понравилась, и я ее реа- лизовал в металле. Памят- ник удостоился лауреатско- го диплома фестиваля. По- том, когда я повез его в дар ливерпульскомумузею,Ми- хаил почему-то обиделся, хотя я во всех интервью го- ворил, что идея принадле- жит ему, а вот авторское воплощение полностьюмое. Никаких коммерческих це- лей в Британии я не пресле- довал, это была абсолютно безвозмездная акция. Даже билетымыпокупали за свой счет. Похоже, нас решили поссорить завистники. Не так давно мы общались с Михаилом Эйдиновым по телефону и выяснили, что у нас нет претензий друг к другу. —И как же вас встретил Туманный Альбион? — О, это было поистине «волшебное таинственное путешествие»! Я впервые попал за границу вместе со своим другом именеджером Валентином Баюканским. Именно он все организовал, написав послуВеликобрита- нии в России. Тому понрави- лась наша идея, и он помог наладитьконтактыс музеем á̇ÏÂÌËÚ ˚  Á̇ÍÓÏ ˚  çËÍÓÎ‡È êéÉÄíçÖÇ: «Я — художник воздушного металла» Скульптор Николай Рогатнев стал известен далеко за пределами Липецка после того, как в августе этого года преподнес в дар музею группы «The Beatles» в Ливерпуле свою скульптуру из металла, изображающую в виде гитарных струн профили участников легендарного квартета. Мастер сразу же оказался в центре внимания российских и британских репортеров, допытывавшихся, почему уроженца черноземной глубинки так вдохновила ливерпульская четверка. Между тем памятник «Битлз» — всего лишь этап в творческой биографии Рогатнева. Художник уже полон новых замыслов и идей. О «битлах», деревенском детстве, поездке в Туманный Альбион и прочих интересных вещах он рассказал в беседе с журналистом «Липецкой газеты». «Битлз». Больше всего я боялся, что скульптуру мо- гут повредить в багажном отсеке самолета, поэтому упросил сотрудников аэро- порта разрешить везти ее на руках. Из Лондона в Ливер- пуль добирались автобусом. Упакованныйвосьмидесяти- сантиметровыймакет пасса- жиры приняли за клетку со змеями. Когда я ответил, что это памятник «Битлз», все долго смеялись. Англичане мневообщепоказалисьочень жизнелюбивыми, позитив- ными людьми. В Ливерпуле нас с утра атаковали репор- теры, дополуднямыраздали множество интервью, позна- комились с легендарным Севой Новгородцевым из Русской службы радиостан- ции ВВС. Потрясающий оказался человек, интелли- гентный, открытый, очень много расспрашивал про Россию. На торжественной церемонии в ливерпульском музее собралась толпа битло- манов.Когдадиректормузея ДжерриГолдманснялткань, покрывавшую скульптуру, многочисленные гости чок- нулись рюмками с русской водкой под крики на лома- номрусском«На здоровье !». В виде исключения мне поз- волили сфотографироваться с гитарой Джона Леннона. Мне удалось посмотреть город, побывать в домах, где вырослиДжонЛеннониПол Маккартни. Ливерпуль — горизонтальный, малоэтаж- ный, весь такой чистый, уютный. Обратно в Лондон добрались за пару часов на скоростном поезде. В его ва- гоне такой дизайн, что чувс- твуешь себя словно в кабине космического корабля. Сто- лица Британии, ее удиви- тельная архитектура также произвеликолоссальное впе- чатление. Я получил мощ- нуюэнергетическуюподпит- ку. Единственное, чтомне не понравилось — это лондонс- кое метро. Оно выглядит очень скромно, предельно функционально, а вагоны останавливаются не вровень с перроном, как у нас, а на ступеньку выше — легко забыться и споткнуться. — Поездка в Британию дала вам свежие творческие идеи? —Безусловно.Побывав в музее Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, я загорелся идеей сделать памятник этому литературному герою. Уже есть его эскиз—компо- зиция в форме знаменитой трубки сыщика. Из нее под- нимается причудливойфор- мы дым. А вверху Шерлок Холмс сбрасывает своего за- клятого врага —профессора Мориарти в адское жерло трубки. Британская сторона уже проявила большойинте- рес к этой работе. Есть еще любопытные проекты—ска- жем,памятникпопулярному блюзовому певцу ДжоКоке- ру (говорят, янемногопохож на него) из города металлур- говШеффилда, королюрока Элвису Пресли. —Вы живете и работае- те в Липецке, а памятники устанавливаете за триде- вять земель. Не обидно ли? — Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Но мне приятно, что удалось реализовать несколько идей вЛипецке.Вместе с архитек- тором Верой Ивановой мы сделали памятник погиб- шим чернобыльцам в форме свечи. Свеча, на мой взгляд, очень сильный символ. В нем объединены вера, свет, бессмертие человеческой души. Мне все это очень близко. 17мая, после подпи- сания эпохального «Акта о каноническом общении», объединяющего Русскую ПравославнуюЦерковь мос- ковского патриарха и Рус- скуюПравославнуюЦерковь за рубежом, мы с заслужен- ным архитектором России СергеемСошниковым созда- ли проект монумента в честь объединения Церкви. Он получил высокую оценку главы РПЦ за рубежом мит- рополита Лавра и Московс- кой патриархии. Сделана архитектурная привязка к местности — возле часовни Петра и Павла в Нижнем парке. Все документы мы передали городским влас- тям. Те пока молчат, а вот другие города проявляют интерес.Жаль... Но я скажу так: Липецк — маленький город, в котороммного хоро- ших скульпторов. Ячеловек неконфликтный, никому не хочупереходить дорогу.Мне даже спокойнее работать за пределами города. В следую- щем году исполнится 20 лет со дня страшного землетря- сения в северной Армении. Впамять о трагедиия сделал композицию «Скорбь и па- мять»: силуэт храма, пере- ходящего впламяпоминаль- ной свечи. Есть у меня еще работа «Скорбящая Мать- Армения», посвященная жертвам геноцида армян в Турции в 1915-1923 годах. Этими работами заинтересо- вались в администрации президентаАрмении.Сейчас они рассматриваются госу- дарственной комиссией. Надеюсь, что мне удастся вручить эти композиции лично Роберту Кочаряну. — После того как эта информация появилась в Интернете, раздались упре- ки, что вас на корню купила армянская диаспора… — Абсолютная чушь. Я не получил ни копейки. Для меня армянская тема близка по многим причинам. Во- первых, я рос в Советском Союзе, и интернационализм для меня не пустой звук. Тогда мы действительно жили одной дружной боль- шой семьей. По комсомоль- ской путевке я попал в Ка- захстан на целину и там ра- боталв однойбригаде с армя- нами-штукатурами. Отлич- ные ребята. Они научили меня многим премудростям отделкиисталинастоящими друзьями. А еще у моего родного брата тесть-армя- нин. Для меня армяне — братский народ, и их боль — это моя боль. — О ваших скульптур- ных композициях публика узнала сравнительно недав- но. На жизнь вы зарабаты- ваете прикладным ремес- лом. Так кемвыбольше себя ощущаете — художником, дизайнером или кем-то еще? — Я — «художник воз- душногометалла». Так меня называют друзья.Мне очень нравится этот материал, его объемы, возможности, воз- душныеформы.Хотяв душе явсегдабылхудожником, но меня интересовали и более декоративные вещи. Поэто- му я и вступил в Союз дизай- неров, неоднократно участ- вовал в фестивалях, четыре раза становился лауреатом. Я свободен и этим счастлив. У меня небольшая фирма по изготовлениюкованых забо- ров. Это сейчас востребова- но, есть заказы. С рабочими —полное взаимопонимание. А значит, могу заниматься любимым делом — творчес- твом. Сам я по натуре абсо- лютно « непробивной» чело- век. Не люблю ссориться с людьми, доказывая свою правоту. Я даже в Союз ху- дожников не вступаю. Там свои кланы, группировки. А я хочу быть со всеми в доб- рых отношениях. Всегда готов общаться, выпить рюмку другую за дружеской беседой. Слава Богу, что в моей жизни появился энер- гичныйчеловек, журналист Валентин Баюканский. Я безумно благодарен ему за то, что он заставил меня по- верить в свои силы, доказал, что мое творчество может быть интересномногим. Как только готов макет, интерес ко всему, что не связано с творчеством, у меня пропа- дает. Я уже живу новой ра- ботой, а Валентин помогает реализовывать практичес- кую сторону дела. У нас есть творческий план, в котором и скульптура, вдохновлен- ная булгаковским «Масте- ромиМаргаритой», ипамят- ник кумиру молодежи 50-х певцу Полу Анке, и много чего еще. Уверен, что, как пели «битлы», с «маленькой дружеской помощью» мне удастся воплотить наши за- мыслы в жизнь. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА äËÌÓÔ  Âϸ  ‡ А что там за кадром? èÓÔÛÎ fl  Ì ˚  ‡ÍÚ  ˚ Ò Û‰Ó‚ÓθÒÚ‚ËÂÏ  ‡Á ˚ „  ‡ÎË ËÒÚÓ  Ë ˛ Ô  Ó Ò‡ÏË ı Ò· fl Кино про кино всегда любопытно для публики. Как там на самом-то деле живут, любят, творят наши кумиры? Оказывается, «звездам» приходится нелегко. Например, победительный спецназовец-супермен из боевика в реальности может быть отнюдь не самым удачливым и неуязвимым человеком. Особенно сегодня, когда в отечественном кинематографе (да и не только в кинематографе) мерило всего — не служение высокому искусству, а деньги. ФОТО С САЙТА FILM.RU. Кадр из фильма «Контракт на любовь». Вот радиних-то популяр- ный актер Илья Ракитин, коему жаждущие автографа зрительницы объясняются в любви, готов сниматься в дурацкой рекламе и даже негласно подписать... «Кон- трактналюбовь».Фильмпод таким названием вышел на экраны страны, в том числе и в Липецке. Какговорится,нешедевр, но вполне симпатичнаярабо- та режиссеров Ильи Хоти- ненкоиЕлизаветыЛижиной. Если пересказывать сюжет, то, боюсь, у читателей воз- никнет ощущение, что это некое суровое разоблачение нравов, царящих за кадром. Тем более что один из испол- нителей главныхролейЕвге- ний Стычкин в недавнем интервью заявил, что это «кино для тех, кто хочет для себя найти философские от- веты на жизненные вопро- сы». Во как! Философские, ни больше ни меньше. На самом же деле «Конт- Где вы, купцы-патриоты? (Окончание. Начало на 1-й стр.) В общем, с привлечением частных инвестиций в благое дело спасения родной старины, с открытием «зеленой ули- цы» для этой работы туристическому бизнесу, по мнению некоторых специалистов, власть явно запоздала. Они ут- верждают: приватизация памятников вовсе не так уж страшна, если государство не в силах нести финансовое бремя по их восстановлению и содержанию. Вопрос в дру- гом: в строжайшем контроле над этим процессом, чтобы не получилось так же, как в свое время с приватизацией про- мышленных предприятий. Это с одной стороны. А с другой, сам по себе новый Закон не такой уж и новый. Приватизация памятников истории и культуры уже была разрешена в 1994 году ука- зом президента Бориса Ельцина. Но вот, что она дала, особенно в регионах, ничего не известно… Единственный, пожалуй, пример неравнодушного отношения бизнеса в культурной сфере в Липецкой области — восстановление усадьбы Бунина в Озерках и организация там музея писа- теля. Это заслуга компании «Росинка». Естественно, до- ходов «Росинке» это не принесло… Но то были девяностые годы, когда одни едва выжива- ли, другие бесконтрольно наживали и всем было не до нашей духовности и культуры. Короче, летом 2002 года увидел свет Федеральный закон «Об объектах культурного наследия», 63-й статьей которого вводился мораторий на приватизацию памятников до 2010 года. При этом указы- валось, что государственная охрана объектов культурного наследия—одна из приоритетных задач органов государс- твенной власти Российской Федерации! С этим спорить не приходится. Однако декларация осталась декларацией… Так что же, Закон-94 умер — да здравствует Закон- 2008? Заметим: новый Закон предусматривает иные тре- бования к будущим собственникам. Да, им разрешено приватизировать памятники, принадлежащие регионам, но при этом есть серьезные ограничения: новымвладельцам придется полученное ими наследие охранять, поддержи- вать в надлежащем состоянии, не перестраивать. Нельзя также закрывать доступ к старине простых граждан. Прав- да, кое-кто находит, что тут возникают «ножницы» между положениями Закона и нормами Гражданского кодекса, по которому все права принадлежат частному собственни- ку. Задумает, скажем, хозяин превратить подходящий для музея дворянский особняк в современный развлекательный центр, а государство не сможет это здание отобрать назад. И где гарантии, что собственник ветхого объекта вообще займется его восстановлением? В этом случае остается лишь выкупить у владельца разрушающееся здание. Но поживем — увидим! Для начала — нашлись бы же- лающие приватизировать старинные объекты культуры. А власть на то и власть, чтобы собственник не дремал, не ловчил, не водил ее за нос. А теперь переведем нормы этого законодательного акта в практическую плоскость с учетом создания в древнем Ельце туристско-рекреационной зоны. Безусловно, Закон открывает широкие возможности для привлечения част- ного бизнеса на восстановление здешних архитектурных памятников. А в старой, исторической части Ельца, его центре, считай, каждое второе строение можно с полным правом отнести к культурному наследию. Какие-то охра- няются государством, какие-то —нет, но от этого каждым из сооружений, создающих в комплексе неповторимый колорит, если угодно, ауру, вряд ли допустимо пренебре- гать. И контроль власти над приватизационными процес- сами и приспособлением объектов старины к современным условиям должен быть более жестким. Например, я не возьму в толк, что за необходимость была в сносе большого купеческого дома (весьма еще доб- ротного!) в самом центре, неподалеку от городской башни с курантами, и возведении на его месте «новодела» под старину — частного торгового дома? А с какой стати в дворянском особняке Горшкова—красивой классической архитектуры доме с колоннами (тоже в исторической час- ти Ельца) —«прописался» игровой клуб? Да еще по-соседс- тву—в нескольких десятках метров— с… Великокняжес- кой церковью? А как изуродован уголок на старинной Рождественской улице (ул. Горького), где музей Бунина, посещаемый многочисленными туристами! Напротив него частник выстроил до идиотизма нелепый по архитектуре особняк, испортив облик уютной и тихой бунинской улоч- ки. Еще одна огорчительная для древнего Ельца примета: вынесенные арендаторами и хозяевами на фасадную часть улиц кондиционеры, которые так не уместны на истори- ческом лике зданий… Вот в городах Западной Европы, исторической их части, подобные «украшения» категори- чески запрещены. Что касается культурной приватизации, то, быть мо- жет, она в прямом смысле вдохнет жизнь в экономику Ельца, помогая возрождению стародавних для города бюджето-образующих промыслов, табачного и винокурен- ного? Ныне эти производства, когда-то повсеместно извес- тные и приносившие городу немалые доходы, бездейству- ют. Тут приходит мысль: не было ли одной из причин их краха то, что дореволюционной постройки промышленные здания заводов не подлежали приватизации, поскольку представляли историческую, архитектурную ценность и находились под охраной государства? Выгодно ли было предпринимателям-частникам инвестировать и развивать производство на государственных площадях, не имея га- рантии, что это реально перейдет в их собственность? Между тем затраты на содержание этих «квартир» доста- точно велики. Во всяком случае, сегодня центр города вряд ли украшает запущенный архитектурный ансамбль оста- новившейся «табачки», построенной елецким купцом Заусайловым. Нет здесь пока настоящего хозяина. Нет его у той же «ликерки»… Судить да рядить о новом Законе никому, конечно, не возбраняется. Но он принят. И теперь, по-моему, для Ель- ца актуальнее вопрос, где они, купцы, предприниматели, радеющие за свой древний город? Кто возьмет на себя труды и расходы по сбережению того, что построили и оставили нам предки? Александр ДЕМЕНТЬЕВ. г. Елец ракт на любовь» — и просто комедия, и отнюдь не злая пародия на те самые ки- ношные нравы, и немножко криминальная история, и трогательнаямелодрама.Все это соединено профессио- нально и занятно: Ракитина играетМаратБашаров.Жен- щину, роль мужа которой, а заодно и отца шестилетнего мальчика навязываютРаки- тину некие вымогатели, ис- полняет Ольга Сутулова. А упомянутый Евгений Стыч- кин предстает в облике ак- терского агента. Кстати, таких агентов мы частенько видели в голливудских лен- тах. В нашем кино он появ- ляется чуть лине впервые. У Стычкина получился очень привлекательныйперсонаж. ЕгоСергейвхорошемсмысле слова манипулирует дове- рившимися ему людьми, чтобыдействительно помочь им, а то и выручить из беды. Для актеров этот агент — прямо отец родной. А в общем, все, господа, не так уж мрачно и безна- дежно. Бызвыходных ситу- аций не бывает. Позарез нужные Ракитину деньги должны найтись. А любовь, вера и надежда и без них приводят героев в финале к полной гармонии. То есть о тяжкой актерской участи в этой картине говорится не очень-то всерьез. Тем более что сами-то исполнители главных ролей явно востре- бованыи на сцене, и на экра- не. Шутливо-криминально- сентиментальная история, непринужденно разыгран- наяими, доставляет зрителю массу приятных, а не обре- менительных пережива- ний. Константин КЛЮТКИН. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Вид на уголок старого Ельца сквозь декоративную решетку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz