Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

3 26 апреля 2008 г., № 85 (23213) — Все-таки в России ни- когда не получалось, да и не получится,по-американски: выучили, вырастили и от- пустилина все четыре сторо- ны. Твоя жизнь, твои про- блемы, твоя карьера, разби- райся со всем этим сам, а нас больше не трогай. На Руси даже если человеку уже под полтинник, а родителямпод восемьдесят, они все равно считают его ребенком. Ста- раются догнать, чтобы по- мочь, посоветовать, предо- стеречь. Наверное, это хоро- шо. Есть ощущение тылов, надежнойкрепости. Есть где раны зализать, дух перевес- ти, у кого сочувствия ис- кать. Другое дело, что невоз- можно всю жизнь провести в такой крепости, не высо- вывая нос наружу. Маль- чишка должен стать мужчи- ной и отвечать за себя, не прячась за спины старших. И это родителям тоже надо понимать... — У вас была большая семья? — Ну немногодетная, конечно, однако большая. Мне очень повезло: я помню своих прабабушек и праде- душек. А одна моя праба- бушка — по папиной ли- нии —жила с нами. Знаете, в детстве очень важно, когда рядом с тобой люди разных поколений.Потому что каж- дое поколение обладает сво- ей мудростью, своим непов- торимым опытом. Праба- бушка Саня научила меня старославянскому счету и буквам — раньше, чем я научился просто читать и считать. Представляете? — Да разве вам это по- том как-то пригодилось? — Но дело же не в том, пригодилось или нет. Было общение, была связь, было, наконец, просто интересно. Я всегда помнил эти первые уроки. А один мой дед был военным. Очень артистич- ный человек! Прекрасный рассказчик, с тонким чувс- твомюмора, страшно любил брать меня с собой на приро- ду. Вот от него я получил первые творческие впечат- ления. Не от книг, не от спектаклей и концертов — от него. Зато второй дед су- мел развить во мне техни- ческую жилку. Я и сейчас могу в охотку взять и своими руками сделать шкаф. За- чем? Хочется, нравится! — А вы могли бы сфор- мулировать то главное, чему научили вас родители? —А они никогда не учи- ли меня. В смысле — не по- учали. Я скорее просто смот- рел, как они живут, и сам учился. Учился у папы, учился у мамы. Они никог- да не принимали за меня решения! Может, это и есть то самое нужное, чему они менянаучили: умениюбрать на себя ответственность. И ужколи самрешил, то давай ужсами делай. Иотвечай за результат. С этого начинает- ся мужчина. —Сегодня многие, в том числе социологи и психоло- ги, говорят, что молодые мужчины слишком инфан- тильны. Тушуются в слож- ныхжизненных обстоятель- ствах, зачастую предпочи- тают уходить от проблем... — Ну, это элементарно. Если ты привык к тому, что мама с папой оградят тебя от всех трудностей, то и, отрас- тив усыи бороду, будешь все темже дитятей. Который не станет хорошим мужем, от- цом. Да и хорошим сыном. Взрослым ведь неизбежно берешь на себя ответствен- ность за пожилых родите- лей. За их спокойствие, благополучие. — А как в семье отнес- лись к вашему решению стать актером? — Вообще-то я об этом мечтал. А вот папа мои меч- ты не очень одобрял. Ему хотелось, чтобы я получил нормальную «мужскую» профессию. А что? Я не про- тестовал. Тут сработали гены деда-технаря, так что мне даже интересно было. Поступил в машинострои- тельный техникум. Мы были первымнабором, кото- рый готовился к работе на станках с ЧПУ. Но к момен- ту нашего выпуска в стране уже начался развал, заводы останавливались. Выясни- лось: мы никому не нужны. Тогда я с чистой совестью положил диплом на стол родителям и сдал экзамены на театральный факультет ВГИИ. И опять же, когда я и его закончил, страна была еще в таком состоянии, что ей актеры тоже были не нужны. Нет, театры, конеч- но, были. И работа вроде была. Но само настроение в обществе такое, что… ну, короче, не до искусства лю- дям. Мое поколение, полу- чавшее среднее и высшее образование между восьми- десятыми и девяностыми годами, оказалось заложни- ÅéãúòàÖ ÑÖíà Актер, сын актера О таких говорят: да он вырос за кулисами. Так и есть. Сын великолепного актера, в которого десятки лет влюблены липецкие театралы всех возрастов — от дошколят до пенсионеров, которому начинают аплодировать еще до того, как он произнесет первую реплику на сцене, Олег Пономарев, наверное, был обречен выбрать ту же стезю. Даже рискуя, что его будут сравнивать с отцом и кому-то наверняка захочется повторить ехидную, несправедливую, много раз опровергнутую фразу: на детях больших людей природа отдыхает... Он никогда не эксплуатировал известность заслуженного артиста России Виталия Васильевича Пономарева. Он шел той же дорогой, но прокладывал по ней свой след. Он играл, ставил спектакли, он экспериментировал и утверждался собственным талантом, мастерством, страстью и преданностью театральным подмосткам. И не зря опытный, мудрый, всезнающий создатель Липецкого драматического театра на Соколе Яков Михайлович Лифшиц именно ему собирался передать свое детище, когда сам уйдет на покой. Жизнь, однако, распорядилась иначе. Олегу суждено было возглавить другой творческий коллектив. Сегодня он, продолжая играть на городской сцене, стал директором областного театра кукол. И теперь в одинаковой мере думает и о новой роли или постановке, и об окончании капитальной реконструкции театрального здания... Впрочем, мы с ним условились: будем говорить не столько об искусстве, сколько о судьбе, традициях русской, российской семьи. И семьи, в которой рос он, и семьи, в которой растит уже двух своих сыновей. комполитическихразборок. Начинали учиться в одной стране, а вышли в самостоя- тельную жизнь в совершен- но другой, чужой и незнако- мой. Вот вы спросили, чему научилименямоиродители. Они научили меня выжи- вать в нашем государстве. — Олег, а театр стано- вится для артиста второй семьей? — Да не только для ар- тиста, для всех, кто в театре. Костюмеры, гримеры, рабо- чие сцены — одна большая семья. Сравнение с семьей тем более верное, что в теат- рахже всегда вместе работа- ют и живут несколько поко- лений. И отношения надо выстраивать, как в семье, и общий язык находить, и конфликты разрешать, и ссориться, и мириться. До- бавьте к этому, что каждый спектакль — это мир новых отношений, в которые тоже надо вжиться. — А как объяснить, что многие известные актеры меняли театры как перчат- ки? Тут возможна аналогия с разводами в жизни одного человека? —Понимаете, переходиз одного театра в другой—это вовсене обязательнополный разрыв. Ну, все по той же аналогии: можно уйти из семьи, наговорив гадостей, хлопнув дверью, оставив за собой сплошное пепелище. А можно оставаться челове- ком, причемблизким: встре- чаться, общаться с детьми, стать им другом, помощни- ком. Даже если при этом у тебя появилась другая се- мья. Таким образом ты рас- ширяешь свой семейный круг, он становится больше, богаче, интереснее. То же самое касается и смены те- атров. На мой взгляд, это просто расширение своего семейного круга, а значит, обогащение. — Наверняка ваши пер- вые детские театральные впечатления были связаны с игрой вашего отца. Подоз- реваю, что это была роль Карлсона, в которой Вита- лий Пономарев был удиви- тельно хорош. На этот де- тский спектакль тогда ходи- ли не только дети, но и взрослые. —Конечно, я великолеп- но помню папиного Карлсо- на. Но, представьте себе, первыммоим ярким впечат- лением была его роль в спек- такле «РВС» по повести Гайдара. Он играл там одно- го из банды«зеленых».Пом- ню, я ему даже какие-то со- веты пытался давать: типа, ты возьми ружье, тогда еще страшнее будет. Я с детства полюбил именно закулисье. Мне нравилось лазать среди декораций и занавесов, рас- сматривать всякие сцени- ческие приспособления и механизмы. Нравилось ды- шать этим воздухом. Когда я подрос, то моим новым потрясениемстала игра отца в спектакле «Поджигате- ли». До сих пор помню, как, уйдя со сценыпосле оваций, он стоял в коридоре, к нему с поздравлениями подходи- ли какие-то люди, а он был не здесь, он весь еще был там, он продолжал жить ролью. Вот тогда я понял, что такое не просто хорошая актерская игра, а полная человеческая самоотдача. И чего она стоит и актеру, и человеку. — Вы росли вместе с братом. Вам никогда не ка- залось, что если бы вы были единственным ребенком, то родители уделяли бы вам больше внимания? — Ну, не надо забывать, что я младший, брат на во- семь лет старше меня. Ко- нечно, у него уже были свои дела, свои проблемы. Но знаете, что интересно? Ког- да у него какие-то проблемы возникали, я тут же пони- мал: что-то подобное может произойти и в моей жизни. И, глядя на него, я как-то учился, тренировался, что ли, мысленно эти проблемы решать, находить выходыиз сложных ситуаций, — так сказать, на будущее. Что же касается родительского вни- мания, то вот у нас с женой два сына, причем разница у них — двенадцать лет. Ко- нечно, малыш Глеб сейчас требует физически больше времени и сил: памперсы поменяй, вовремя накорми, искупай, маслицемпротри… Но это только кажется, что старшему, Артему, достает- ся меньше. На самом деле родительская любовь, роди- тельская забота, делятся всегда поровну. Просто они проявляются в разных фор- мах. — Сейчас очень мало больших семей. Я имею в виду, что разные поколения стараются как можно ско- рее разъехаться по разным квартирам. Как вы к этому относитесь? — Знаете, нормально. Идеальный вариант: жить с родителями в одномдоме, но в разных подъездах. Когда взрослые дети в одной квар- тире с родителями, то неиз- бежно возникнет вопрос из анекдота: «Кто в доме хозя- ин?» В каждой семье, согла- ситесь, пусть даже нефор- мально, существует глава, который отвечает за все и за всех. Ну и как тут быть, когда рядом два лидера? Я уже не говорю о том, что у нас чаще всего два поколе- ния ютятся в кошмарных условиях, две хозяйки тол- кутся на крохотной кухонь- ке, выстраивается очередь в ванную… Как не понять мо- лодых, которые мечтают об отдельном жилье? Вот я живу со своимиродителями, у нас прекрасные отноше- ния, но мне все равно очень хочется иметь своежилье. А уж если помечтать, то свой дом где-нибудь рядом с при- родой. У меня по ней нос- тальгия. В детстве-то я жил на третьемучастке, букваль- но в лесу. Но… это все мечты из сферынесбыточного. Тем более, к «разряду» молодой семьимыне относимся, хотя нашемумладшему сынишке всего только год. Я вот иной раз думаю: ведь почему-то раньше в деревнях хату мо- лодой семье «ставили» всем миром, как, впрочем, и по- горельцам. Наверное, люди добрее были. — Ну, как бы там ни было, а вы живете вместе с родителями. Вы часто сове- туетесь с отцом? — Стараюсь как можно реже это делать. А зачем я буду «грузить» его? Пере- кладывать на него свою ношу? Чтобы он начинал ломать голову, переживал, не спал ночами. Согласи- тесь, это эгоизм. Лучше я сам опробую свои мысли и идеи. Ошибусь, — ну что ж. Это будет мой личный опыт. Но и расплачиваться за ошибку буду я один. Я и своих сыновей также воспи- тываю: подсказать — да, предостеречь — да. Но не навязывать своих взглядов. Ну нельзя пройти путь, не набив себе шишек, не разо- драв коленок, вообще ни разу не упав. — А вы согласны с тем, что семья сегодня пережи- вает кризис? — Я бы так не сказал. Просто она видоизменяется. Сейчас тип семьи очень за- висит от уровня благососто- яния. Вы замечали, что чем выше этот уровень, темболь- ше семья превращается в клан?Да, это сплоченное, но очень закрытое образование, только для своих и среди своих. Этот клан чаще всего даже враждебно настроен к окружающим, поскольку главная его задача — сохра- нить свою монолитность и свое благополучие. А вот семьи с меньшим достатком куда более открыты. Я бы даже привел такую анало- гию: Советский Союз был большой, дружной, откры- той семьей. А вот Россия сегодня уже превратилась в клан. А жаль. — Как вам удается сов- мещать роль отца семейс- тва, директора областного Театра кукол и одновремен- но играть в Липецком дра- матическом театре «На Со- коле»? — Ну, роль отца семейс- тва — это святое и пожиз- ненное. А от остальных сов- мещений, конечно же, без- умно устаю.Мне ведь никог- да не нужна была должность или власть. Если честно, то иногда хочется бросить все и просто играть на сцене! А ужкогда совсем вымотан, то вообще от всего отойти и — на природу. Но это проходя- щая слабость. На самомделе очень интересно познавать новые профессии. Если про- ще сказать — дело надо де- лать. Чтобы в конце жизни иметь право сказать про себя, как герой повести Хе- мингуэя «Старик и море»: «Я был хороший моряк». Беседовала Елена БРЕДИС. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЕГА ПОНОМАРЕВА Наш герой — Олег Пономарев. Вместе с отцом Виталием Пономаревым в спектакле по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваши дома». ÉÓ  ÓÒÍÓÔ Ищите компромисс é ˜ÂÏ „Ó‚Ó  fl Ú Á‚ÂÁ‰ ˚ Ò 28 ‡Ô  ÂÎ fl ÔÓ 4 χ fl ОВЕН. В понедельник Овнам не рекомендуется решать финансовые вопросы и контактировать с друзьями. Вторник удачен для общения, об- суждения перспектив, заключения договоров, а также для решения семейных вопросов и офор- мления документов. 30 апреля — 1 мая — дни сниженной активности, тем не менее тайные дела могут быть успешны- ми. Пятница хороша для общения и покупок, особенно для дома. Всубботу вероятныбытовые сложности, ссорыв семье. Воскресенье располагает к любовным свиданиям. ТЕЛЕЦ. У Тельцов 28 апреля возможны конф- ликтные ситуации в делах, изменения в планах. Инициатива может стать источником проблем. 29 апреля благоприятно для карьеры, общения с руководством, инспектирующими органами. Вечер подходит для переговоров, покупок. Утром 30 апреля могут измениться планыиз-за ребенка, любимого человека. 1—2 мая вас ждут интересные поездки и общение с друзья- ми. Это удачные дни для покупки техники. 3мая настроение и жизненный тонус будут в минусе, особенно вечером. БЛИЗНЕЦЫ. Понедельник у Близнецов может оказаться напряженным, особенно ближе к ве- черу. Вероятны проблемы в делах, интриги, за- путанные истории. Вторник хорошдля развития и расширения сферы влияния, заключения де- ловых соглашений. В среду не исключены бытовые пробле- мы. И для важных дел, и для отдыха подойдут четверг и пятница. В пятницу вероятно получение прибыли. В суббо- ту общение с домашними и обсуждение важных семейных вопросов будет даваться нелегко. Воскресенье удачно для дружеского общения, поездок. РАК. Звезды не советуют Ракам заниматься де- лами 28 апреля —не исключены ссоры, пробле- мы с техникой. 29 апреля выможете чувствовать дискомфорт, вероятны перепады настроения. Этот день хорошдля домашних дел, ремонта или генеральной уборки. Препятствия в дороге, проблемы со связью могут возникать 30 апреля. 1—2 мая удастся обще- ние, встречи с важными персонами, культурные меропри- ятия, поездки. Тайные контакты могут не сложиться 3 мая — не исключены ложная информация и неприятные разговоры. ЛЕВ. В понедельник Львам противопоказано общение с партнерами — как с деловыми, так и с любовными. А во вторник вы сможете все на- верстать и договориться по любому вопросу. В среду есть опасность денежных потерь. Четверг и пятница располагают к свиданиям, новым знакомствам, общению. В субботу тонус несколько понизится, а неприят- ные разговорымогут расстроить. Воскресенье подходит для общения с любимыми людьми, совместных поездок, экскур- сий, шопинга. ДЕВА. Напряженные ситуации на работе, в де- лахмогут ожидать Дев 28 апреля, поэтому встре- чи со спонсорами лучше отложить. 29 апреля займитесьрешениемсемейныхвопросов, выстра- иванием отношений с коллегами, укреплением здоровья. Споры и даже конфликты с партнерами могут вспыхивать с утра 30 апреля. 1—2 мая позитивны для дело- вого и любовного общения, выхода в свет, приема гостей. В выходные эмоциональный фон может быть несколько по- вышен, вечер субботы чреват конфликтами. Избегайте авантюр. В воскресенье удадутся тайные дела и свидания. ВЕСЫ. Весам не стоит планировать на понедель- ник любовные встречи — для этого больше по- дойдет вторник. В среду, особенно с утра, воз- можны препятствия в делах. А первые дни мая хороши для дел, работы, выстраивания отноше- ний, укрепления здоровья и ухода за домашними любимца- ми. Конец недели благоприятен для деловых встреч, парт- нерства, общих дел, поездок, выхода в свет. Но все это за исключением субботнего вечера, когда планымогут менять- ся самым неблагоприятным образом. СКОРПИОН. Решение семейных вопросов не удастся Скорпионам 28 апреля. А 29 апреля, напротив, успешное время для общения со стар- шим поколением и решения важных семейных вопросов. Утром 30 апреля может подвести тех- ника или расстроит любимый человек. 1—2мая хороши для любви, романтики, развлечений. 3 мая избегайте важных разговоров—высока вероятность конфликта. В воскресенье любые планы реализуются удачно. СТРЕЛЕЦ. В понедельник Стрельцам лучше не отправляться в командировки. В этот день не удадутся и деловые переговоры, медицинские процедуры, покупки. Вторник обещает быть более благоприятными насыщенным общением. Вероятны новые планы. Не исключено, что в первой поло- вине дня среды вы будете разрываться между работой и домашними делами. В четверг и пятницу семейные вопросы благополучно разрешатся, вам удастся оказать помощь партнеру. Уик-энд хорош для любви и развлечений. КОЗЕРОГ. УКозерогов понедельникнеблагопри- ятен для любовных и финансовых дел, удачным временем для этого окажется вторник. В среду до обеда не рассчитывайте на реализацию запла- нированного. В четверг и пятницу будет много суеты и разных дел, покупок, встреч с родными и знакомы- ми, но все сложится успешно. Выходные позитивны для семейных дел, совместного отдыха, общения с родственни- ками. ВОДОЛЕЙ. Неотложные бытовые проблемы мо- гут возникнуть у Водолеев 28 апреля, а решение семейных вопросов звезды рекомендуют и вовсе отложить до следующего дня, который станет благоприятным для любых дел. Успех 29 апреля будет зависеть от вашей инициативы. До обеда 30 апреля нежелательно заключатьфинансовые сделки, делать дорогие покупки. Первые дни мая хороши для финансовых дел, вло- жений, сделок, а также для профилактики заболеваний. Выходные будутнасыщеннымииактивными.Неисключено, что в субботу могут раздражать любимые люди. РЫБЫ. Начало недели принесет Рыбам сниже- ние жизненного тонуса, отсутствие настроения. Вечером в понедельник есть опасность ДТП. Вторник—спокойный и ровный день. Вероятно, вам захочется уединиться и отдохнуть. В среду можете повздорить с партнером. Любые дела, особенно раз- витие и расширение сферы своих интересов, удадутся в четверг и пятницу. Выходные подарят прекрасное время для отдыха на природе и дел, которые заряжают энергией. newizv.ru Нынешняя «Капель» — юби- лейная, десятая по счету. С днем рождения фестиваль поздравил телеграммой известный российс- кий кинорежиссер Никита Ми- халков. А руководитель пресс- службы администрации Липец- кой области Александр Царик передалюным любителям кино и телевидения слова напутствия от главы обладминистрации Олега Королева. Примечательно, что десять лет назад форум собрал лишь представителей семи регионов. Сегодня их намного больше: за победу в пятнадцати номинациях будут состязаться ребята из соро- ка пяти детских студий Москвы, Санкт-Петербурга, Башкирии, Ханты-Мансийского автономного округа, Белгородской области и других уголков России. Оценит работы, объединенные в этомгоду темой «Крепка семья — крепка держава», жюри под председа- тельством известного киноопера- тора, народного артиста России Эдуарда Розовского. — Каждый раз приезжая в Липецк, я удивляюсь энтузиазму организаторов фестиваля, их подвижничеству, — отметил Эдуард Розовский. — Мне очень бы хотелось, чтобы все те, кто привез сегодня свои первые ра- боты, стали в будущем студента- ми Санкт-Петербургского уни- верситета кино и телевидения, профессором которого я явля- юсь. В мои восемьдесят один год мне, конечно, трудно стать на место двенадцатилетнего маль- чишки, но работы ребят смотрю с пониманием. Много интересно- го, хотя профессионализма, по- нятно, еще не хватает.Мой совет: не стоит полагаться только на технику. Мол, она сама все сде- лает. Прежде всего автор должен сам четко осознавать, что же он хочет сказать. Программа четырехдневного фестиваля включаетмастер-клас- сыпрофессионалов отечественно- го кино и телевидения в Елецком госуниверситете имени Бунина и в липецком лицее № 44, встречи школьников и студентов с извес- тными режиссерами. О роли му- зыки в творчестве ребятам рас- скажет музыковед, заслуженный деятель культуры Светлана Ви- ноградова. В Усманском районе творческую встречу с участника- ми фестиваля и другими юными любителямикино проведет заслу- женная артистка России Марина Яковлева. Елена МОСКАЛЕНКО. êÂÔÓ  Ú‡Ê Ò ÏÂÒÚ‡ ÒÓ· ˚ ÚË fl Десятый юбилейный ãËÔÂˆÍ Ô  ËÌËχÂÚ Û˜‡ÒÚÌËÍÓ‚ ÔÓÔÛÎ fl  ÌÓ„Ó ÙÂÒÚË‚‡Î fl ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Напутственное слово от Эдуарда Розовского. Вчера в большом зале администрации области открылся Всероссийский фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель». В нем примут участие посланцы детских кино- и телестудий из четырнадцати регионов России. Будущие мастера экрана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz