Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
19 апреля 2008 г., № 79-80 (23207-23208) 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад «О положении детей в Липецкой области» за 2007 год (Продолжение на 6-й стр.) Постановление пятнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва № 596-пс от 03.04.2008 г. О проекте ежегодного доклада «О положении детей в Липецкой области» за 2007 год Рассмотрев представленный главой администрации области проект ежегод - ного доклада «О положении детей в Липецкой области» за 2007 год, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, статьей 21 Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонару - шений несовершеннолетних в Липецкой области», областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить ежегодный доклад «О положении детей в Липецкой области» за 2007 год. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опу - бликования. Председатель областного Совета депутатов П. Путилин РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ На 1 января 2007 года численность постоянного населения Липецкой области составляла 1173,8 тыс. человек,из них 207,5 тыс. человек — дети в возрасте до 18 лет, или 17,7% всего населения (2006 г. — 214,8 тыс. человек, или 18,2% всего населения). В числе несовершеннолетних: 11232 человека — дети до 1 года (2006 г. — 10940 человек); 61438 человек — от 1 года до 6 лет (2006 г. — 59560 человек); 9261 человек — дети 7 лет (2006 г. — 9703 человека); 63535 человек — от 8 до 13 лет (2006 г. — 67086 человек); 28053 человек — от 14 до 15 лет (2006 г. — 31175 человек); 33934 человека от 16 до 17 лет (2006 г. — 36330 человек). В целом по области за последние годы наметилась положительная динамика улучшения основных демографических параметров. Продолжилось увеличение числа родившихся, сокращение младенческой смертности. В 2007 году родилось 12,0 тыс. человек (2006 г. — 11,3 тыс. человек). Общий коэффициент рождаемости вырос за анализируемый период с 9,6 до 10,2 промилле. В 13 муниципальных районах области и городе Липецке он составил 10—13 человек на 1000 населения. Пока - затель младенческой смертности сократился в сравнении с 2006 годом на 6% и составил 8 детей на 1000 родившихся. Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественной убыли насе - ления представлены в Таблице 1. Таблица 1 Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественной убыли населения по Липецкой области 2005 2006 2007 Коэффициент рождаемости 9,3 9,6 10,2 Коэффициент смертности 17,9 17,4 17,1 Коэффициент естественной убыли -8,6 -7,8 -6,9 Как видно из таблицы, с 2005 года в динамике показателей рождаемости имеет место положительная тенденция. Вместе с тем следует отметить, что отмеченные позитивные перемены являются не столь существенными и не изменяют в целом демографическую ситуацию. В Липецкой области, как и в России в целом, продол - жается сокращение численности детей, обусловленное неблагоприятным течением демографических процессов. Сложившаяся демографическая ситуация в области не обеспечивает даже простое воспроизводство. По сравнению с переписью населения 2002 г. увеличилась доля лиц трудоспо - собного возраста (с 59,1% до 61,4%). При этом существенно уменьшилась доля детей в возрасте до 16 лет (с 16,9% до 15,1%). Таблица 2 Распределение населения городов и районов Липецкой области по основным возрастным группам (в %; за послепереписной период) Города и районы Моложе трудоспособного возраста Трудоспособный возраст Старше трудоспособного возраста г. Липецк 14,9 65,0 20,0 г. Елец 14,5 62,5 23,0 Воловский район 18,6 55,2 26,1 Грязинский район 15,5 59,6 24,9 Данковский район 16,6 57,7 25,7 Добринский район 18,2 58,2 23,6 Добровский район 15,1 49,6 35,3 Долгоруковский район 15,1 55,2 29,7 Елецкий район 15,8 58,1 26,1 Задонский район 15,4 56,4 28,2 Измалковский район 16,9 53,5 29,7 Краснинский район 17,3 53,5 29,2 Лебедянский район 16,2 58,5 25,3 Лев-Толстовский район 18,0 57,1 25,0 Липецкий район 15,2 59,2 25,6 Становлянский район 17,0 55,3 27,7 Тербунский район 17,3 56,2 26,5 Усманский район 16,0 57,8 26,2 Хлевенский район 14,9 55,4 29,7 Чаплыгинский район 17,2 54,6 28,2 Расчеты показывают,что снижение численности детей продолжится вплотьдо 2010 года. Через несколько лет репродуктивного и трудоспособного возраста начнут достигать малочисленные поколения родившихся в конце 1980-х гг. и в 1990-е гг. Так, например, численность тех жителей области,кому на начало 2007 г. было 21 год, составляла 18150 человек. Тех, кто моложе на 5 лет, было 16539 человек, т.е. на 8,9% меньше, а 10-летних — всего 10885 человек, т.е. в 1,67 раза меньше, чем нынешних 21-летних. Столь резкое сокращение численности входящих в репродуктивный возраст неизбежно повлечет за собой сокращение числа родившихся. Брачный статус населения оказывает существенное влияние на различные демографические показатели. В 2007 году в сравнении с 2006 годом в области отмечен рост числа регистрируемых браков — на 1,1 тысячи и числа разводов — на 0,2 тысячи. Коэффициент брачности составил 9,3 зарегистрированных браков на 1000 населения, коэффициент разводимости — 5,1 развода на 1000 населения. Таблица 3 Число браков и разводов в Липецкой области Годы Число браков Число разводов На 1000 человек населения браков разводов 2003 9699 7420 8,0 6,2 2004 8723 5681 7,3 4,8 2005 9634 5615 8,1 4,7 2006 9770 5753 8,3 4,9 2007 10918 5957 9,3 5,1 Неоформление юридических браков и распространение добрачных сожительств ведет к увеличению внебрачной рождаемости. В истекшем году продолжал наблю - даться рост числа детей,родившихся вне зарегистрированного брака. Максимальная доля родившихся вне зарегистрированного брака в Липецкой об - ласти имеет место в возрастной группе 15—17 лет. Далее с возрастом она снижается, достигая минимума у 20—24-летних женщин, после чего несколько повышается. Большая часть всех рождений вне зарегистрированного брака в 2007 г., как и в предыдущие годы,была зарегистрирована по заявлению матери. Эти рождения составляют большинство во всех возрастных группах. Особенно велика их доля у женщин моложе 20 лет, где они составляют 3/4 рождений вне зарегистрированного брака. Таблица 4 Дети, родившиеся живыми у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке по Липецкой области 2005 2006 2007 Дети, родившиеся живыми у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, человек 2489 2509 2602 Нестабильность браков, внебрачная рождаемость, смерть одного из супругов в трудоспособном возрасте являются причиной того, что дети растут в неполных семьях. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в области было 29,7 тыс. неполных семей, в которых воспитывается каждый шестой ребенок. В основном это семьи, состоящие из одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми моложе 18 лет. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В тесной взаимосвязи с происходящими процессами в брачной структуре насе - ления находится формирование и развитие в целом семейной структуры населения. Изменения в репродуктивных установках привели к тому, что большинство семей ограничиваются одним ребенком. Причем это характерно не только для городских семей, но и для сельских. Таблица 5 Семейные ячейки, имеющие детей моложе 18 лет, по Липецкой области (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) Все семейные ячейки, имеющие детей моложе 18 лет C 1-м ребенком С 2-мя детьми С 3-мя детьми С 4-мя детьми С 5-ю и более детьми Городское население 115501 89586 23616 1865 312 122 Сельское население 57860 35638 18085 3095 693 349 Демографическая ситуация, сложившаяся в области, обусловила необходи - мость реализации долгосрочных мер по ее стабилизации. В период с 2000 по 2007 годы в Липецкой области были разработаны и приняты более 40 основных нормативно-правовых документов, определяющих деятельность органов исполни - тельной власти по решению задач в области народонаселения, сформулирован - ных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, Концепции охраны здоровья в Российской Федерации, Концепции миграционной политики в Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собра - нию. Ежегодно Законами Липецкой области утверждается Программа социально- экономического развития области, предусматривающая систему мероприятий, направленных на решение всего комплекса проблем, в том числе и проблем в области демографии. В современных условиях в Липецкой области создана модель семейной политики, которая учитывает особенности социально-экономического и демографического развития. Получили дальнейшую поддержку начавшиеся в 1998—2000 годах процес - сы перехода от реализации концепции поддержки семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, к концепции поощрения успешных и благополучных семей за рождение и большой вклад в воспитание детей и развитие семейных традиций, поощрения среднедетной семьи (3—4 ребенка). Сегодня в области проживают 6317 многодетных семей, в них воспитывается 20951 ребенок (2001 год — 5652 семей, 19212 детей). Десятилетний опыт использования программно-целевого метода в решении во - просов улучшения положения семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заслужил признание и получил дальнейшее развитие. Число целевых программ увеличилось почти в два раза. В целях осуществления мероприятий по повышению рождаемости и укреплению семьи были дополнительно разработаны нормативные правовые акты областного Совета депутатов, в т.ч. утверждены новые областные целевые программы: «Здоро - вый ребенок (2006—2010 годы)», «Молодежь Липецкой области (2006—2010 годы)», «Развитие образования Липецкой области (2006—2008 годы)», областная целевая программа «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2006—2010 годы)», внесены изменения в областную целевую программу «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года». С 2000 года в области на финансирование мероприятий программ стабильно выделяются целевые средства. Целевое финансирование ежегодно увеличивается. В 2001 году целевых средств было выделено на 9 программ — 6,2 млн. рублей,в 2005 году на 12 программ — 83,5 млн. рублей (т.е. почти в 13 раз больше), а в 2007 году — более 400 млн. рублей. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры и имеющиеся отдельные позитивные моменты, демографическая ситуация в области остается сложной. Продолжает снижаться численность и доля детей в общей структуре населения, уровень рождаемости по-прежнему остается ниже черты простого воспроизводства, продолжается рост количества не- полных семей. РАЗДЕЛ 2. ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Показатели уровня жизни населения находятся в прямой зависимости от до - стигнутого уровня развития экономики в стране,в регионе. В настоящее время в экономике наблюдается значительный подъем и закрепление положительной дина - мики основных показателей социального развития и уровня жизни населения. Государственная социальная помощь выплачивается многодетным, неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям, в которых один или оба родителя являются инвалидами,и другим категориям семей с детьми. В 2007 году помощь получили около 77 тысяч человек из указанных семей (2006 год — 89 тыс. человек) на сумму, превышающую 66,5 млн. рублей (2006 год — 54,7 млн. руб.). Эта по - мощь оказывается как детям семей, имеющим по не зависящим от них причинам доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в области, так и их родителям. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушаю - щей их жизнедеятельность в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, без - надзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства и т.п., за счет средств областного бюджета предоставляется материальная помощь в размере до 10 тысяч рублей. Денежные средства выделя - ются на возмещение ущерба, причиненного пожаром, стихийными бедствиями и другими ситуациями чрезвычайного характера, на приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения личных бытовых нужд, для приобретения школьно- письменных принадлежностей, для подготовки детей к школе и т.п. В 2007 году материальную помощь получили более 12 тысяч человек из семей с детьми (2006 год — 8 тысяч человек) на сумму более 18 млн. рублей (2006 год — 11 млн. руб.). Одной из гарантированных мер социальной поддержки граждан с детьми яв - ляются пособия на детей. С 2005 года ежемесячное пособие на ребенка, установленное Законом Липец - кой области от 02.12.2004 г. № 142-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка», выплачивается из средств областного бюджета, направляемых в виде субвенции в бюджеты муниципальных районов и городских округов. В настоящее время размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 100 рублей. Одинокие матери имеют право на пособие в размере 200 рублей, дети военнослужащих срочной службы и дети родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, — 150 рублей. Установленный размер пособия на детей вышеуказанных категорий в течение 2005—2007 годов не менялся. С 1 января 2007 года право на ежемесячное пособие в повышенном размере 300 рублей получили граждане на ребенка-инвалида. По состоянию на конец 2007 года получателями ежемесячного пособия на ре - бенка в области являются 37369 человек на 53179 детей (около 25% от количества детей в возрасте до 18 лет, проживающих в области), средний размер пособия составил 142 рубля. Получателями ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере явля - ются 9822 ребенка одиноких матерей (74% от общего количества детей одиноких матерей), 9176 детей из многодетных семей (45%), 786 детей-инвалидов (19%). С 2003 года наметилась тенденция снижения количества получателей ежемесяч - ного пособия на ребенка, хотя порядок и условия его назначения и выплаты прак - тически не изменились. Это косвенным образом указывает на повышение доходов граждан и снижение количества малообеспеченных граждан с детьми, имеющих право на пособие. В то же время удельный вес получателей пособия из неполных семей и многодетных семей из года в год повышается. За два года удельный вес получателей пособия на детей одиноких матерей (отношение количества детей из неполных семей, получающих пособие, к общему количеству детей, получающих пособие) увеличился с 16,4 до 18,6, а в многодетных семьях — с 16,9 до 17,2. В 2007 году право на пособие в связи с рождением ребенка в размере 10000 рублей получили лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое пособие на общую сумму 0,4 млн. рублей получил в области 41 человек. Продолжается реализация областной целевой программы «Молодая семья (2005—2010 годы)», в соответствии с которой молодым малообеспеченным семьям предоставляются следующие виды материальной поддержки: единовременное по - собие при рождении второго ребенка и детей-близнецов в размере десятикратной величины прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет (26160 руб.), еже - месячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет в размере 1000 рублей. Программой предусмотрено санаторно-курортное лечение беременных женщин, компенсация стоимости найма жилья семьям, имеющим двух детей, нуж - дающимся в улучшении жилищных условий и проживающим на условиях поднайма, в размере от 500 до 3000 рублей в зависимости от места проживания (сельское поселение, муниципальный район, городское поселение, городской округ). В 2007 году благодаря программе «Молодая семья» 41 беременная женщина поправила свое здоровье в санатории «Липецк» (1 млн. рублей.), а 18 молодым малообеспеченным семьям с двумя детьми, не имеющим своего жилья, ежеме - сячно предоставлялась компенсация за найм жилых помещений на общую сумму 0,3 млн. рублей. Всего в 2007 году материальную поддержку за счет средств областного бюд - жета получили более 5300 молодых малообеспеченных семей с детьми на сумму, превышающую 105 млн. рублей. По состоянию на конец 2007 г., 1872 семьям выплачена единовременная ком - пенсационная выплата в связи с рождением в малообеспеченной молодой семье вторых детей и детей-близнецов в размере десятикратной величины прожиточного минимума на сумму 47,1 млн. рублей, и 5277 семей ежемесячно получали посо - бие по уходу за ребенком от полутора до трех лет в размере 1000 рублей. Сумма выплат ежемесячного пособия в 2007 году молодым малообеспеченным семьям, имеющим ребенка (детей), составила 56,6 млн. рублей. В области сформировалась система пособий на детей — это ежемесячное по - собие на ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми, пособия в связи с рождением ребенка — федеральное пособие в размере 8000 рублей, которое в 2007 году через органы социальной защиты населения получили 2311 неработаю - щих граждан, единовременное пособие в связи с рождением в малообеспеченной молодой семье второго ребенка, детей-близнецов, единовременная компенсаци - онная выплата в связи с рождением третьего ребенка. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, предусмотренное федеральным законодательством, в 2007 году получили 8611 граждан, фактически осуществляю - щих уход за детьми до полутора лет, не подлежащих обязательному социальному страхованию. В целях поддержки семей, имеющих детей-дошкольников, за пребывание ре - бенка в ДОУ сохраняются действующие льготы для отдельных категорий (от 30% до 100%); ежемесячная плата родителей за содержание ребенка в муниципальном дошкольном учреждении не превышает 20% текущих расходов на содержание одного ребенка в данном учреждении и составляет в среднем по области 334 рубля. Также в соответствии с Законом РФ «Об образовании» родителям детей, по - сещающих детский сад, выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (в объеме 31,8 млн. руб.). Оказание государственной поддержки в обеспечении жильем молодых семей осуществляется в рамках областных целевых жилищных программ: «Ипотечное жилищное кредитование Липецкой области», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» и «Социальное развитие села до 2010 года» (Постановление областного Совета депутатов от 18.03.2004 г. № 458-пс), согласно которым молодые семьи (семьи, где возраст обоих супругов не старше 30 лет включительно, а также неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого до 30 лет, и одного и более детей), нуж - дающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение субсидии из областного бюджета на приобретение (строительство) жилья для оплаты 30% от стоимости приобретаемого жилья с учетом общей площади типового жилого помещения,определяемой в зависимости от количества членов семьи. В целях стимулирования рождаемости и сохранения семьи целевой займ (кре - дит) на строительство (приобретение) жилья погашается за счет средств областного (местного) бюджета на безвозвратной основе из расчета стоимости 18 м общей площади приобретенного жилого помещения на каждого ребенка, родившегося после получения целевого займа (кредита). По Программе ипотечного жилищного кредитования Липецкой области целевой займ (кредит) на приобретение жилья молодым семьям предоставляется на срок до 30 лет, при этом погашение процентной ставки обслуживания ипотечного кредита осуществляется в порядке: 50% — за счет областного (местного) бюджета на без - возвратной основе, 50% — за счет средств заемщика. К сожалению, среднедушевой доход в семьях с детьми остаётся пока ниже среднеобластного уровня. Так, например, в январе—сентябре 2007 года уровень среднедушевого дохода в семьях с детьми ниже уровня среднеобластного на 23%. Таблица 6 Уровень среднедушевого денежного дохода в домохозяйствах с детьми до 16 лет (по данным выборочного обследования домашних хозяйств) в % к среднедушевому денежному доходу по всем домохозяйствам Период Домохозяйства, имеющие детей до 16 лет В том числе с одним ребенком с двумя детьми с тремя детьми Январь—сентябрь 2007 г. 77 99 62 74 Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже ве - личины прожиточного минимума, установленной в целом по Липецкой области, в 4 квартале 2007 года составила 114 тыс. человек, или 9,7% от общей численности населения. За весь 2007 год численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Липецкой области, составила 130 тыс. человек, или 11,1%. Таблица 7 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума Годы Тыс. человек В % к общей численности населения 2006 134,6 11,4 2007 130,3 11,1 По состоянию на 4 квартал 2007 года величина прожиточного минимума соста - вила в среднем 3394 рубля, в том числе для детей — 3330 рублей. Таблица 8 Величина прожиточного минимума, установленная администрацией Липецкой области (рублей в месяц, в расчете на душу населения) Все население В том числе: по основным социально-демографическим группам населения трудоспособное население пенсионеры дети 2007 I квартал 3140 3377 2558 3085 II квартал 3010 3243 2432 2968 III квартал 3080 3324 2488 3011 IV квартал 3394 3650 2765 3330 Год 1) 3156 3399 2561 3099 1) Оценка на основе данных,установленных администрацией Липецкой области за I—IV кварталы. О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Липецкой области В области реализуется Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 15.02.2001 г. № 586-пс «О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей». Данное постановление предоставляет ряд социальных гарантий и льгот без учета дохода семьи. С 2002 года постановлением областного Совета депутатов к многодетным отнесены семьи, в которых третий и последующие дети являются учащимися очной формы обучения и не достигли возраста 24 лет, и семьи, в которых дети проходят военную службу по призыву и не достигли воз - раста 21 года. На детей из многодетных семей установлено ежемесячное пособие в размере 150 рублей на одного ребенка. В 2007 году сумма выплаченных пособий составила 17751,8 тысячи рублей. С 2003 года гражданам, в семье которых родился третий или последующий ребенок, предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере десятикратной величины прожиточного минимума для детей в возрасте от 0 до 6 лет, которая является существенной помощью для многодетных семей в связи с рождением ребенка. Размер этой выплаты с 1 января 2007 года увеличен в 2 раза и в 4 квартале 2007 года составил 26160 рублей. В 2007 году компенсационную выплату в связи с рождением третьего и после - дующих детей получили 1009 человек. На предоставление данной меры социальной поддержки из средств областного бюджета направлено 23,3 млн. рублей (в 2006 г. — 694 чел. на сумму 7,5 млн. руб.). Многодетным семьям предоставляется дифференцированная скидка по опла - те коммунальных услуг, топлива. Семьи, в которых воспитываются три ребенка, имеют право на 30% по оплате электроэнергии, водоснабжения, канализации, газа, отопления. Семьи, в которых 4—6 детей, пользуются 50% скидкой по оплате указанных услуг, семьи с 7 и более детьми полностью освобождаются от оплаты коммунальных услуг. В 2007 году своим правом на получение указанных мер материальной поддержки воспользовались 6108 семей, на предоставление указанных социальных мер под - держки выделено из бюджета области 32,3 млн. рублей. В 2007 году на газификацию жилых помещений из областного бюджета выделено 2,6 млн. рублей. Газ проведен в 101 жилое помещение многодетных семей. В Липецкой области сложилась система гарантированных мер, позволяющих предоставить всестороннюю поддержку семьям с детьми. Социальная помощь оказы - вается из средств как областного, так и федерального бюджетов, что способствует повышению уровня жизни семей с детьми, увеличению рождаемости в регионе. В целях улучшения уровня жизни семей с детьми и совершенствования механизма оказания социальной поддержки необходимо: — предусмотреть меры по повышению размеров пособий для семей с детьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях; — совершенствовать систему льготных условий обеспечения жильем многодет - ных и молодых семей, в том числе с использованием ипотечного кредитования и иных финансовых механизмов. РАЗДЕЛ 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Показатели состояния здоровья детей относятся к числу важнейших характе - ристик, определяющих положение детей в обществе, а негативные тенденции в области здоровья — бесспорное свидетельство социального неблагополучия. В качестве одного из главных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года определено обеспечение охраны здоровья и повышение качества медицинского обслуживания детей. В Липецкой области сеть службы охраны здоровья матери и ребенка включа - ет: детские областные больницы — 2, детские городские больницы — 3, детские санатории — 3, медико-генетическая консультация — 1, подростковые отделения в поликлиниках — 14, подростковые наркологические кабинеты — 4, детские и женские консультации — при поликлиниках г. Липецка, г. Ельца, 18 центральных районных больницах, молочные кухни — 14. Как продолжение стратегии на улучшение здоровья населения, в частности здоровья детей, а также уменьшения потерь детей, умерших в самом раннем возрасте, в области разрабатываются и реализуются меры по снижению уровня младенческой смертности. Таблица 9 Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Липецкая обл. 10,7 10,5 7,5 9,3 8,3 7,9 Центральный ФО 12,4 11,6 10,5 10,0 9,8 н/св. Российская Федерация 13,3 12,4 11,6 11,0 10,2 н/св. Разработана система перинатальной охраны плода, основанная на современных организационных формах и стандартах. Показатель младенческой смертности за отчетный период уменьшился на 6% и остается одним из самых низких в России и ЦФО. В целом за два года реализации национального проекта «Здоровье» смерт - ность на территории области детей до 1 года снизилась на 15%. В результате проведенных организационных мер по совершенствованию оказания скорой и неотложной помощи детям первого года жизни показатель младенческой смертности от болезней органов дыхания снизился на 40% и составил в 2007 г. 0,3 против 0,5 в 2006 г. на 1000 родившихся живыми. Проведенная структурная реорганизация неонатальной реанимационной службы и внедрение современных технологий интенсивной терапии в клиническую практику, внедрение методик хирургической коррекции врожденных пороков развития у ново - рожденных (ВПР пищеварительной системы, диафрагмальные грыжи, аноректальные пороки, опухоли головного мозга, ВПР почек и мочеточников, гидроцефалия и др.) улучшило качество лечения больных и существенно повлияло на показатели младенческой смертности. В течение последних трех лет в ГУЗ «Областная детская больница» приобретен - ное медицинское оборудование позволило внедрить ряд новых высокоэффективных методик лечения детей, развивать высокотехнологичные виды медицинской помощи по отдельным разделам хирургии, неонатологии, эндокринологии, гематологии, онкологии. Расширился спектр оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи на хирургических койках — ряд хирургических вмешательств проводится с приме - нением эндовидеохирургической техники: лапароскопические, торакоскопические, артроскопические операции, малоинвазивные урологические вмешательства с ис - пользованием эндоурологической стойки, освоена методика эндовидеориноскопии гибким эндоскопом. В рамках национального проекта «Здоровье» для обеспечения мероприятий по массовому обследованию новорождённых для выявления наследственных заболе - ваний с целью предотвращения инвалидизации детей на территории области за счет средств федерального бюджета с сентября 2006 г. введен в эксплуатацию многофункциональный анализатор для неонатального скрининга. В рамках областной целевой программы «Здоровый ребенок на 2006—2010 годы» на уровне региона закуплен второй анализатор с комплектом тест-систем, что позволило полностью закрыть потребность области в проведении профилактиче - ского исследования новорождённых на адреногенитальный синдром, муковисцидоз, галактоземию, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В течение 2007 г. в Липецкой области было обследовано 11637 детей на фе - нилкетонурию, 11690 — на врожденный гипотиреоз,11629 — на адреногенитальный синдром,11743 — на галактоземию, 11696 — на муковисцидоз, выявлено 4 ребенка, больных гипотиреозом, фенилкетонурией, адреногенитальным синдромом, галак - тоземией, своевременно начато лечение. За 3 года увеличился процент охвата профилактическими осмотрами детей и подростков-школьников с 97,45 в 2003 г. до 99,6% в 2007 г. (из 190492 осмотрено 189883 детей и подростков). Дети осматриваются перед поступлением в школу, в начале первого года обучения и в конце первого года обучения, при переходе на предметное обучение и перед окончанием школы. Профилактические осмотры в школах позволяют ежегодно выявлять до 7% детей, имеющих отклонения в состоя - нии здоровья. Уже в течение 6 лет поддерживается рекомендуемый (95% и выше) уровень охвата детей профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, полиомиелита, эпидпаротита, кори, столбняка. Плановой профилактической рабо - той по области стоматологической службой охвачено 90% общеобразовательных школ. Охват учащихся школ санацией — 75,4%, что больше общероссийского по - казателя. Начало обучения детей в школах несет значительную как физическую, так и психологическую нагрузку, и как результат — ухудшение состояния здоровья. Проводимые профилактические осмотры школьников до поступления в школу и в конце 1-го года обучения показывают, что за один год обучения у детей отмечается понижение остроты зрения с 2,6% до 4,8%, растет группа детей со сколиозами с 0,97% до 1,6%, с нарушениями осанки с 3,5% до 6,2%.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz