Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
16 апреля 2008 г., № 76 (23204) 3 íÂ‡Ú Испытание Лоркой èÓÒÎÂÒÎÓ‚ËÂ Í ÒÚÛ‰Â̘ÂÒÍÓÏÛ ÒÔÂÍÚ‡ÍÎ ˛ Милые русские девушки самозабвенно играли испанских крестьянок из глухой андалузской провинции. Черные, как у монашек, одежды. Заученные позы и жесты покорности. Но за ними — спрятанная боль, неутоленные страсти, отчаяние, надежда, страх и бунтарство. У кого-то—дипломные работыи проекты. А уНадежды Сиваковой и ее подруг — дипломный спектакль. Выбор рисковый: трагическая притча «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки — трудное испытание и для иску- шенных профессионалов. Но за три года в областном училище искусств выпускни- цы театрального отделения уже почувствовали, в чем при- тягательность сценической магии. Оказывается, в истории о жизни испанского захолустья можно обойтись без всякой этнографии. Черные, белые, красные ширмы и занавеси куда выразительнее передают трагизм и безысходность столкновения между несвободой и любовью, между духов- нымнасилиеми сутьючеловеческой природы, между деспо- тизмом допотопных обычаев и молодой жаждой счастья. В настоящем театре пластика нередко сильнее пространного монолога и мизансцена не подчиняется законам жизнепо- добия, а превращается в зримую метафору. Не успев еще перевести дыхание и погасить в глазах на- стороженно-страстный блеск своей героиниМартирио, Надя Сивакова, режиссер спектакля, смиренно признается: — На девяносто, да что там — на девяносто восемь про- центов все сделала Татьяна Николаевна. Ну а уж мы с де- вочками оставшиеся два. В общем-то, она не спектакль со- здала. Она нас создала. Вы бы видели, какими мы пришли в училище! Онииправда смутно представляли, какуюизбрали стезю. Им хотелось на сцену, и только. Та же Надя поступила в училище втайне от мамы, которая прочила ей карьеру фи- нансиста-экономиста.ИНадежда даже выдержала экзамены и была принята на этот самый модный нынче факультет. —Но разве смогла бы я всюжизнь заниматься экономи- кой, математикой? — говорит она и вдруг задумывается. — Хотя кто знает. Если бы финансовому делу меня учил такой человек, как Татьяна Николаевна. В конце концов, три года назад в театральном искусстве я понимала немно- гим больше, чем в экономике... Может быть, она права? Любовь к профессии сплошь да рядом начинается с влюбленности в педагога. Если вам, ко- нечно, повезло. С теми, кто попадает на курс ТатьяныНико- лаевны Солнцевой, похоже, именно так и происходит. Когда в крохотном зрительном зальчике выключили свет и на фоне черных драпировок замерцали свечи в руках обездоленных обитательниц дома Бернарды, Татьяна Ни- колаевна быстро перекрестилась. А я опять подумал: да что ж она так волнуется? В ее долгой режиссерской и педагоги- ческой судьбе это всего-навсего еще один студенческий, ученический спектакль. Она же такие махины поднимала, ставила многоплановые массовые действа и в Липецке, и в Смоленске, и в Москве, объединяя своими идеями и волей не десятки, а сотни человек. Задолго до моего с нею знакомства я услышал от знато- ка: — Лучше, чем у Солнцевой, эти шоу ни у кого не полу- чаются... Она автор великолепных зрелищ на фольклорных фес- тивалях памятиМистюкова, торжествах в честьДня города, юбилеев трудовых коллективов. Всему этому Татьяна Ни- колаевна отдавала и отдает свой талант, фантазию да прос- то любовь к людям, которым хочет подарить настоящий праздник. Что в ее натуре преобладает: дар режиссера, организато- ра или педагога? Не исключено, впрочем, что здесь редкий случай, когда и то, и другое, и третье отпущено в избытке, но поровну. Да и попробуй разделить, где кончается творчес- тво режиссера иначинается, так сказать, чистаяпедагогика? Когда в училище имени Игумнова Солнцева, мастер массо- вых представлений, терпеливо и мудро приоткрывает сту- дентам тайны сцены, работает с ними над этюдами и поста- новками, вся прелесть которых — в камерности, нюансах, полутонах, тонкой градации переживаний, кем она себя чувствует в большей степени: преподавателемили художни- ком? Искать ответы на подобные вопросы — схоластика. И все-таки очень важно, наверное, что она всегда может опе- реться на собственный опыт. Даже говоря о специфике культпросвета, об особенностяхруководства самодеятельной театральной студией, клубным кружком. Ей и тут есть чем поделиться: в свое время Татьяна Николаевна с удовольс- твием трудилась в крупных городских дворцах культуры, была там и заместителем директора, и директором. Короче, Солнцева вооружает ребят максимально. Они нигде не потеряются: ни в сельском клубе, ни на професси- ональной сцене, если кто-то решит, что именно там его призвание. А еще она учит их как будто бынехитрому, но спаситель- ному способу добиваться успеха: надо уметь все и за все браться самим. Между прочим, оформление дипломного спектакля по Лорке — дело рук самих исполнителей. Это им тоже наверняка пригодится в той долгой и нелегкой дороге, на которую вывела их Татьяна Николаевна. И. МОИСЕЕВ. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Перед началом спектакля «ДомБернардыАльбы». Татьяна Солнце- ва и ее юные артистки. (Окончание. Начало на 1-й стр.) И вот день назад в школе опять принимали дорогих гос- тей — членов большого рода Водопьяновых. Дети, внучка, правнучка, племянники приехали сюда с особыми дарами: они передали педагогам и ученикам копию бюста, установ- ленного на могиле Михаила Васильевича, и фильм о летчи- ке, смонтированный из старых кино- и фотокадров. И была торжественная линейка.Мальчишкии девчонки с эмблемой на груди (звезда и самолет) пелишкольный гимн о летчике, чтожил, «небеса и сердца покорив». Им, слава Богу, не надо объяснять, как многим их сверстникам, кем были Водопья- нов, Чкалов, Гагарин, что сделали они для Отечества... Встреча в школе произошла накануне шестнадцатого апреля — дня, когда в 1934 году было учреждено звание Героя Советского Союза. ...Говорят, время рано или поздно все расставляет по своим местам. Если это так, то рано или поздно появится в В лучах Золотой Звезды ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Школьники, затаив дыхание, слушали рассказ внучки Михаила Водопьянова Марии о жизни и подвигах своего прославленного деда. Липецке памятникМихаилу Водопьянову. Рано или поздно будут переизданыего патриотические книги, адресованные, прежде всего, подросткам. Рано или поздно может случить- ся чудо и площадь в центре города назовут именем Барков- ского. Впрочем, все это уже не будет рано. Это не будет даже вовремя. Мы опять страшно опоздали. Так не надо ли хотя бы теперь поторопиться? И. НЕВЕРОВ. Да, из 12772 Героев Со- ветского Союза 171 человек — наши земляки. Если бы МихаилЧуносовнепалсмер- тью храбрых, думаю, что их было бы172. Всущности, то, что он успел сделать за пол- тора месяца в июле и августе 1941-го для будущей, такой далекой тогда Победы, уже достойно высокого звания. Не случайноже он был пред- ставленкнаграждениюорде- ном Ленина. Но обо всем по порядку... Родился Михаил Егоро- вич Чуносов 13 июня 1912 года в селеЯрлуковоГрязин- ского района тогда ещеВоро- нежской области в большой крестьянской семье. Он был младшим, пятым, сыном. Какимногиемальчишки его поколения, Михаилмеч- тал летать. После школы стал слесарем на заводе име- ни Дзержинского в Вороне- же и занимался в Воронежс- ком аэроклубе в планерной секции. А в 1934 году посту- пил в Энгельсскую авиаци- онную школу. С 1937 года Михаил уже сам работает ее инструктором. По словам его дочери Риммы Михайловны Рыби- ной, это был всегдажизнера- достный, добрыйиласковый человек.Аеще оннеизменно жаждалнастоящего, дающе- го выход его талантуитемпе- раменту дела. Инструкторс- каядолжностьне устраивала его. Он предпринимает по- пыткипродолжить обучение —хочет быть испытателем. В 1940 году настойчивые просьбы Михаила наконец былиудовлетворены. Теперь он летчик-испытатель НИИ ВВС в знаменитом Монино Московской области. То, что происходило в мире, заставляло Советский Союз ускоренно укреплять своюобороноспособность.На вооружение принималась новаятехника, онатребовала проверки, испытаний и до- водки. Этим и занимался Чуносовсосвоимитоварища- ми, пока не началась война. ...Для защиты неба Мос- квыот вражескихналетовпо приказу И.В. Сталина из летчиков-испытателейНИИ ВВС создается 402-й истре- бительный авиационный полк особого назначения, вооруженный самолетами МиГ-3. Это был элитный полк, способный в любых условиях, в любой обстанов- кеуничтожатьгитлеровских асов. Полк базировался в районе станции Идрица на Псковщине. В этом полку с ведущим, прославленным летчиком капитаном Григо- риемБахчиванджи довелось служить и сражаться наше- му земляку. Уже виюле 41-гоМихаил Егорович открывает свой боевой счет. Вот что об этом сказано в документах: «03.07.1941 г. в районе ст. Идрица сбит самолет Ю-88, 07.07.1941г. врайонеНевель сбит Ме-110, 10.07.1941 г. в районе Невель сбит само- лет До-215». За очень корот- кий срок наш земляк сбил девять самолетов врагаибыл представленквысшейнагра- де СССР — ордену Ленина. Вте дниоЧуносове не раз сообщалось по радио и в цен- тральных газетах. А 14 ав- густа в газете Северо-Запад- ного фронта «К победе» поя- вилась заметка самогоЧуно- сова о тактике ведения воз- душного боя при лобовых атаках. «Самое главное вбою — смелость. Нужно сбли- жаться незаметно для врага и, не дав ему опомниться, разить в самое сердце. Чем смелее драться, тем лучше выходит. Нужно бить врага, где только он появится, и бить решительно и беспо- щадно». 10 августа 1941 года из полка в НИИВВС была отоз- вана часть летчиков, в том числе и Чуносов. Однако по невыясненным причинам Михаил продолжал воевать ещешесть дней... А16 авгус- та в журнале боевых дейс- твий полка была сделана за- пись: «Потериличного соста- ва — летчик Чуносов не вер- нулся с задания». Это случи- лось во время тяжелого боя с группой бомбардировщиков Ю-88 и прикрывавшими их истребителями Ме-110. Чу- носов вступил в схватку с неприятелем. Он вынудил гитлеровцев сбросить бомбы не на цель и отступить. Бой шел в районе Новгорода, на подступах к переправам че- рез реки Волхов иМста... Но и самому Чуносову не дано было в тот день вернуться на аэродром. Его краснозвезд- ный МиГ-3 упал в районе деревни Боженка Новгород- ской области. Спустя годы, благодаря новгородским по- исковикам и экспедиции «Долина», было обнаружено место падения. 24 июня 1996 года остан- ки героического летчика перезахоронены на цент- ральном городском кладби- ще в Липецке. 402-й истребительный полк, в котором воевал Ми- хаил, входил в состав 3-го истребительного корпуса генерала Е.Я. Савицкого, ставшего впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он продолжал гро- мить врага до Победы. Де- сять его летчиков получили звание Героя Советского Союза, а полку присвоено наименование — Севасто- польский. Боевое знамя полкаукрасилиорденаКрас- ного Знамени и Суворова. Ныне 402-й истребитель- ный авиационный полк, но уже под другим номером, базируется в Липецке. Он входит в состав Центра бое- вой подготовкии переучива- ниялетного состава, занима- ется подготовкой летного и технического состава ВВС РФ к защите воздушных рубежей Родины. Юрий ЧУРИЛОВ, директор Государственного архива Липецкой области, Герой Советского Союза. É ÓÈ Ó „ Ó Самое главное в бою éÌ ‚Ó‚‡Î ÏÂ̸¯Â ‰‚Û ı ÏÂÒ fl ˆÂ‚. çÓ ÛÒÔÂÎ Ò·ËÚ¸ ‰Â‚ fl Ú¸ ‚ ‡ÊÂÒÍË ı Ò‡ÏÓÎÂÚÓ‚ Не будем скрывать: эту публикацию редакция специально приурочила к нынешнему дню, поскольку именно 16 апреля семьдесят четыре года назад была учреждена высшая степень отличия страны— звание «Герой Советского Союза». Среди тех наших земляков, кто был его удостоен, и автор предлагаемой вашему вниманию заметкиЮрий Иванович Чурилов. В прошлом— бесстрашный летчик, а ныне —директор Государственного архива Липецкой области. Неудивительно, что его заинтересовала судьба другого летчика, совершившего свои подвиги буквально в первые несколько недель Великой Отечественной. Воинская биография Михаила Чуносова была короткой. И она оборвалась вместе с его жизнью. Чуносов не успел стать Героем Советского Союза, хотя, зная, как он бился с врагом, трудно сомневаться, что он бы это звание получил... í ‡‰ËˆËË Одинокая бродит гармонь… ùÚ‡ ÒÚ Ó͇ ËÁ ÔÂÒÌË ÏÓÊÂÚ ÒÚ‡Ú¸ ‰ÂÈÒÚ‚ËÚÂθÌÓ Ô Ó Ó˜ÂÒÍÓÈ — Да что ты, хозяйка, раздумываешь? Полтысячи даю — и по рукам, — уговаривал Александру Ивановну немолодой человек, невесть откуда появившийся в селе. Но хозяйка сказала как отрезала: нет! Неужто за какие-то 500 рублей продаст она память о муже — безраздельно любимую им гармонь. Ведь сколько всего связано с ней, голосистой певуньей, сопровождавшей Александра Михайловича с юных лет и до скончания века. В общем, покупатель уехал ни с чем. А в доме Деминых так и остались в укромном уголке три рояльные гармони. Но греет душу Александры Ивановны то, что тянется к инструменту внучок Миша. Шестиклассник уже выступает на сцене. Азы мастерства ему помогает постигать небезызвестный в елецкой округе Александр Черных, виртуозно владеющий рояльной гармонью (ныне — директор ДК поселка Солидарность). Только вот в старинном Архангельском, кажется, нет больше среди молодежи желающих научиться играть на русском народном инструменте. А когда-то село считалось музыкальным, где в каждом втором доме имелась гармонь. И какие вечеринки закатывала молодежь! Почти на всех улицах был свой «пятачок», на котором собирались парни и девчата, одевшись понаряднее. Здесь веселились, высмат- ривали женихов и невест. По домам не расходились до той поры, пока не выдохнутся гармонисты, то есть до первых петухов. Отдохнув часа три-четыре, спешили на работу в поля, на фермы. …Осенью сорок первого фронт приблизился к Ельцу. Тишина повисла над селом. Было не до песен. В доме Щед- риных отец, уходя на фронт, гармонь оставил сыну. Пар- нишка переживал: как бы не достался инструмент врагу. Тогда мать завернула гармонь в пуховый платок и закопала на огороде. Три дня пробыли немцы в селе, а потом под натиском красноармейцев отступили. И Валька Щедрин откопал гармонь, притащил ее в дом, тщательно обследовал, не про- пал ли звук. Музыкантов в селе было много, а вот гармонь имел не каждый — дорого стоила. Бывало, не один сезон собирали на нее деньги, чтобы потом отправиться в Елец, где на Ба- бьем рынке продавали певучий товар. Присматривались, прислушивались, прежде чем купить звонкоголосую. А уж дома, дождавшись вечера,шлина «пятачок» с гордымвидом — похвалиться покупкой. Нотной грамоты никто из сель- ских гармонистов не знал. Да ипонятия о нейне имели—иг- рали «на слух». Перенимали мастерство друг у друга, до- бавляли в мелодиюкаждый свои переборы. Из гармонистов довоенных и послевоенных лет сегодня в живых почти ни- кого не осталось. Ушли в небытие Гордей Васильевич Оку- нев, его сын Виктор, упоминавшийся здесь Александр Михайлович Демин… Старожилы подтверждают: в игре на рояльной им не было равных во всей округе. Потихоньку пустело село, замолкали и гармони. Из ис- тинных мастеров остался лишь Валентин Щедрин. Культ- работник в прошлом, он собрал коллекцию гармоней, всего их 16. Но самой любимой для него, признается, стала всеже не елецкая, а тульская. Есть в его коллекции также малют- ка — на ней с детских лет учил играть внука Сережу. Тот впоследствии выбрал музыку своей профессией: окончил училище искусств, затем стал студентоммузыкально-педа- гогического факультета Елецкого госуниверситета. Но ро- яльную теперь берет в руки нечасто. Предпочитает гитару и аккордеон. Попытка создать школу игры на рояльной гармонике пока не удалась: не нашлось в селе желающих. —Жалко, если забудется, уйдет она из нашей сельской жизни, — искренне переживает педагог местной школы Елена Карлова. И не просто переживает учительница, а вместе с колле- гами делает все, чтобыне умолкла гармонь в их родном селе. В прошлом году школьники участвовали в областной крае- ведческой конференции «Отечество». Воспитанница Е. КарловойКатяМайорникова выступила там с исследова- тельской работой, которая так и называлась: «На Руси не умолкнут гармони?!». Сама Елена Дмитриевна приложила немало усилий, чтобы проект был серьезным, познаватель- ным. Вместе с Катей собирали исторический материал, поднимали архивы, обошли дома всех гармонистов. Ирабо- ту ельчан признали одной из лучших. Ане так давно вАрхангельскойшколе провели праздник «Играй, гармонь!». На него пригласили всехжителей, кому дороги ее переливы и русская песня. Устроили выставку фотографий мес- тных музыкан- тов, представили историю рожде- ния елецкой ро- яльной, ее «жиз- ненный путь». И, конечно, звучала на встре- че гармонь. В ру- ках юного Миши Демина, ветерана ВалентинаНико- лаевича Щедри- на она то разли- валась весельем, то вздыхала, за- ставляя взгруст- нуть… Т р о г а т е л ь - ным, душевным получился этот праздник, сбли- зил молодое и старшее поколе- ния. Ребята луч- ше узнали, чем жили их деды и чемдорожили, во что верили. При- мечательно, что веру эту подде- рживала люби- мая, незамени- мая елецкая ро- яльная гармонь. Ведь ни один музыкальный инструмент не вошел так вжизнь и быт русского человека, не сыграл такую роль в его судьбе. Вечная спутница! Так неужели когда-то окажется она одинокой, забытой и не потревожит больше ничьи души? Елена ЗЛОБИНА. Елецкий район. ФОТО ИРИНЫ СЕМЕНЮТА Миша Демин — первый гармонист на селе. Александрова Н. На посто- янное место жительства. (С начала этого года гос. агро- пром. комплекс ОАО «Росагро- лизинг» поставил 415 голов высокопродуктивного племен- ного скота нем. селекции сель- хозтоваропроизводителям Ли- пец. обл. в рамках гос. про- граммы развития сел. хоз-ва). Рос. газ. 27 марта. Александрова О., Андриа- нова М. Девалопер сработает на троечку с плюсом. (В Ли- пецке появится гостиница под управлением Rezidor Hotel Group. (ООО «Липецкая дева- лоперская компания» («Лиде- ко») возводит отель на 220 но- меров высотой в 21 этаж на ул. Маршала Неделина для миро- вой гост. сети Rezidor Hotel Group). Коммерсантъ. 2 апр. Барановский В. «Мегапо- лис» купил недострой в Липец- ке. (В Липецке на торгах, орг. регион. упр. имуществ. связей и земел. отношений, продан н е д о с т р о е н ный б а с с е й н «Спартак». Победителем тен- дера стало мест. ЗАО «Мегапо- лис-Недвижимость», заплатив- шее за объект 19 млн. руб). Коммерсантъ. 4 апр. Жихарев И. Близко к серд- цу: в своих героях писатель Гавриил Федотов прежде всего любил доброе, нравственное начало. (К 100-летию со дня рождения рус. писателя Гаври- ила Николаевича Федотова, который родился 23 марта 1908 г. в семье железнодорож- ника в г. Ельце и учился в шко- ле, которую прежде закончил Иван Бунин). Лит. газ. 19-25 марта (№ 11). НЛМК сократил прибыль почти на 20%. Коммерсантъ. 5 апр. «Свистать всех наверх!»: фрегат по имени «Липецкая газета» 90 лет бороздит ин- формационный океан. (К 90- летию «Липецкой газеты»). Журналист. № 3. Подготовила Галина МАРТЫНОВА, главный библиограф Липецкой областной универсальной научной библиотеки. Ç Á ͇ÎÂ Ô ÂÒÒ ˚ Свет и тени Самые разные факты из жизни Липецкой области привлекли внимание московских изданий в последние недели. Предлагаем выборочную библиографию этих публикаций. Ç ˚ ÒÚ‡‚͇ «Близкое далекое» В залах художественного музея им. В.С. Сорокина «Дом Мастера» в Липецке открывается выставка московского художника Владимира Перцова «Близкое далекое», представляющая около 50 его работ — книжные иллюстрации, графику, живопись. Это первая в регионе экспозиция известного мастера, кото- рый в этом году отмечает 75-летний юбилей. Владимир Перцов — один из видных отечественных иллюстраторов, многие десятки книг вышли в свет с его именем на титульном листе. Своей главной темой художник называет русскую историю, являясь непревзойденным мастером рисованного шрифта. Но его творческий диапазон не ограничен книжной графикой. Пер- цов — автор цикла работ «По святым местам», нескольких графи- ческих серий о поездках по Сибири, Волге, Кавказу, Подмоско- вью. Агентство «Липецк-Инфоцентр». îÂÒÚË‚‡Î¸ «Дом окнами в Детство» Торжественная церемония награждения победителей областного фестиваля-конкурса «Дом окнами в Детство», участниками которого стали около 400 воспитанников и работников учреждений дополнительного образования из городов и районов области, состоится сегодня во Дворце культуры «Сокол» в Липецке. Как сообщили агентству «Липецк-Инфоцентр» в Центре куль- туры и художественного творчества областного управления обра- зования и науки, фестиваль посвящен 90-летию государственной системы дополнительного образования детей, которое отмечает- ся в этом году. «Учреждения системы дополнительного образования служат развитию творческих способностей детей. Именно здесь предо- ставляют равные стартовые возможности каждому ребенку, ока- зывают поддержку одаренным и талантливым детям», — отметил собеседник агентства. Конкурсанты представляли на суд жюри и зрителей творчес- кие визитки. Победителей определяли в номинациях «Оригиналь- ность режиссерского замысла», «Самая музыкальная творческая визитка», «Лучший видеофильм», «Лучший ведущий». Агентство «Липецк-Инфоцентр».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz