Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
3 11 апреля 2008 г., № 72 (23200) Из известного французского рода В 2000 году во Франции пышно отмечалось 1000-ле- тие аристократического рода де Кастельбажак. Один из членов этого многочисленно- гознатногосемействапришел на торжество в одеянии пра- вославного священника... До Людовика XIV род графов деКастельбажаквхо- дилв списоктридцатисамых старинных родов Франции. Но после того, как предпри- имчивый король стал разда- вать титулыза деньги, ане за доблесть и отвагу, семья де Кастельбажак разделилась: одниприблизилиськодвору, другие удалились в свои по- местья, осуждаядухкоммер- ции, проникший в королевс- кие апартаменты. ОтецМишель —потомок обедневшейветви. Родилсяв 1927 годувродовомпоместье в Гаскони. Все члены се- мьи — и взрослые, и дети — сами работали на полях. Он и сегодня может подоить корову, починить трактор. Отец Михаил считает, что, прежде чем стать священни- ком, человек должен полу- чить личный социальный опыт. Чтобы знать, как жи- вут простые люди. — Когда Господь выгнал Адама из рая, он сказал, что человек будет в поте лица зарабатывать хлеб свой... Святые старцы говорят, что это только кажется прокля- тием. А по сути — благосло- вение.Через этотпотчеловек приближается к Богу... Длячеловека,которыйне стремится к Богу, работа — да, проклятие. Чем больше он работает и зарабатывает, тем сильнее его гордыня и эгоизм.Чембольше эгоизма, тем он несчастнее. В сегод- няшней Европе теряется смыслчеловеческихотноше- ний. Одиночество рядом с одиночеством... Это траге- дия. Россия — богоизбранная — Отец Мишель, но и в России те же проблемы… — И все-таки Россия, если посмотреть на ее исто- рию, —фантастическийпри- мер того, что когда Господь любит, он бьет. Но при этом видно, что Бог Россию охра- няет. Воистину Россия — бо- гоизбранная страна.Посмот- рите —революция1917 года. Кто приходит к власти?Ате- исты, которые сажают в тюрьмы верующих, казнят священников. Какой ответ Бога на это? Святые, которые приходят в огромномколичестве. Число новорусскихмучеников пос- ле революции больше, чемза всю историю христианства до этого. Их молитвами Рос- сия стала свободной. Все грехи, кроме убийства... СемьяМишеляпринадле- жала к католической церк- ви. Он сам рос очень набож- ным ребенком. — Но подростковый воз- раст был у меня трудным. Я привирал, воровал деньги у родителей, чтобы покупать альбомыпо искусству.Мож- но сказать, что я совершил в то время все грехи, кроме убийства. За лень директор лицея хотел оставить юношу на второйгодввыпускномклас- се. Однако 16-летний де Кас- тельбажак записался на за- очные курсыи, занимаясьпо 16-18 часов в сутки, сдал экзаменыпо всемпредметам на отлично. А затем поступил в Вы- сшую школу политических наук, среди выпускников которой есть премьер-мини- стры и президенты Фран- ции. Есть такая церковь Все это время Мишель посещал католическую цер- ковь.Иунегонакапливались вопросы, на которые он не мог найти ответа. — В поисках истины я пошел к суфиям, затем в вишнуитский храм, изучал китайскуюфилософиютао... Но сердце мое оставалось глухо. — А как же вы нашли среди всех этих восточных учений православие? — У меня был друг, ху- дожник. Однаждыон серьез- но заболел. Когда я пришел к нему, он попросил меня поговорить с ним о Боге. По- тому что боялся умереть. Япришелкнему утроми до обеда говорил о Боге. В конце концов, я сказал ему: «Не могу тебе помочь, я не нашел церкви во Святом Духе. Три года я ищу ее... В католическойцерквилитур- гия неточная. Жизнь не имеет смысла, если мы не получаемСвятогоДуха. Яне знаю такой церкви...» На автобусной остановке ко мне подошел человек и сказал: «Есть такая цер- ковь... Я был в комнате, когда вы беседовали, и слу- чайнослышалвашразговор» (а комната была узкая и длинная, как коридор, и я этого человека в темноте ине приметил). Потом он доба- вил: «Вофранцузскойправо- славной церкви на бульваре Бланки в тринадцатомокру- ге Парижа есть русский свя- щенник, сходите к нему...» Этот случайный свиде- тель нашей беседы оказался православным греком. Я пошел туда, куда он меня направил, попал на литур- гию и нашел ее чудесной — как будто попал в рай. Я в первое времяпростокакпья- ный выходил из церкви. Скоро и моя жена Кристин пришла со мной в эту цер- ковь. Разрыв с семьей — Когда вы приняли православие, вы стали чу- жим для родителей, род- ственников, друзей... —Моясемьяотвернулась от меня. Для отца уже мой уход из католичества был трагедией, а когда я стал православным, он разочаро- вался во мне окончательно. Я долго не ходил ни на один семейный праздник. Арань- ше наша семья была очень дружна. Сейчас мы помирились со старшей сестрой. Жизнь делает нас мягче, терпимее к нашимблизким.Мысмоими кузенами стали потихоньку общатьсямеждусобой.Рели- гию не трогаем — боимся опять поссориться. Окончив Школу полити- ческих наук, Мишель де Кастельбажак поступил на службу в МИД и пошел учиться в Теологический институт. Но работу с заня- тиями совмещать не получа- лось. Он бросилмногообеща- ющую карьеру и устроился работать сторожем. — Ночью сторожил, а днем учился. Денег было мало, однаждызаболеламоя старшаядочь, ипосле визита врача мы обнаружили, что нам не на что купить лекар- ства для ребенка. Моя жена ждала второго ребенка. Я начал думать, чем прокор- мить семью. Я был и прези- дентом завода по производ- ству хрусталя подПарижем, ÑÓχ¯Ì flfl „ÓÒÚË̇ fl Отец Мишель î ‡ÌˆÛÁÒÍËÈ ‡ ËÒÚÓÍ ‡Ú „ ‡Ù å˯Âθ ‰Â ä‡ÒÚÂθ·‡Ê‡Í Ô ËÌ fl Î Ô ‡‚ÓÒ·‚ËÂ Ë ÒڇΠ҂ fl˘ ÂÌÌËÍÓÏ В прошлом году Русская Зарубежная Церковь воссоединилась с Московским Патриархатом. Для всех православных это огромная радость. РПЦЗ объединяет за пределами России около полумиллиона верующих, проживающих в тридцати странах мира. Исторически сложилось, что во Франции православие присутствует в самых разных формах. Сегодня в нашей «Домашней гостиной» редкий гость — православный священник, француз, аристократ протоиерей отец Михаил. и секретарем префекта всех префектов Франции. Чиновник- батюшка В 1964 году Мишель де Кастельбажак был рукопо- ложен в священники. Руко- положил его Святитель Ио- анн Шанхайский и Сан- Францисский. — Мне пришлось совме- щать гражданскую работу и служение. Лишь когда вы- росли и встали на ноги дети, я ушел на пенсию и стал служить церкви целиком и полностью. Это случилось в шестьдесят лет. —Тяжело вам было поч- ти тридцать лет работать ответственнымчиновником всюнеделю, а в воскресенье надевать одежду священни- ка и входить в алтарь: мо- литься, исповедовать, при- чащать? — Тяжело. Один раз — это было на Пасху — я при- шел на службу, переоделся и прямо в алтаре упал в об- морок. Франция — православная? —Франция страна като- лическая. Именно католи- ческая церковь оказала здесь большое влияние на культуру, литературу, музы- ку, семейные отношения — на весь строй жизни, нако- нец. Поменяв церковь, став православным, столкнулись ли вы с проблемой потери своей национальной иден- тичности, своих французс- ких корней? — Я уточнил бы: Фран- ция — не католическая, а атеистическая страна. Като- лическая церковь у нас не имеет сегодня никакого вли- янияна общество.И, к сожа- лению, она не может проти- востоять усилениюисламиз- ма во Франции. Насчет своей идентично- сти — такой внутренней проблемыдля меня не было. Я, наоборот, считаю, что в православной церкви стал самим собой, обрел настоя- щую внутреннюю жизнь, которую искал. Все-таки еще не могу не сказать одну вещь: Франция ведь была изначально право- славной страной. Через каж- дые семь километров здесь была церковь. Во второмвеке галльские христиане — лионские му- ченики, как их называют, — приняли смерть за веру. И сегодня их почитает пра- вославная церковь. Как и других мучеников за Хрис- та, которые были француза- ми, немцами, итальянца- ми. До разделения церквей на православнуюи римскую все церкви в Европе были православными. И этот уте- рянный дух люди ищут се- годня. —Вот вы говорите, что в православии настоящая жизнь. А разве в любой дру- гой христианской церк- ви — католической, напри- мер, — нет жизни? Там же есть и горячие молитвы, и страждущие люди, которые молятся с верой и надеж- дой. — Говоря о жизни, я имел в виду, что в правосла- вии люди имеют живые от- ношения с церковью, они живут в церкви. Православные верующие отличаются особыми состра- данием, милостью, искрен- ностьюидобротой.Когдамы встречаем людей, в глазах которых светитсявераХрис- това, нам хочется пойти за ними, поговорить, спросить, рассказать имо себе. Да, мне посчастливилось встретить таких людей... И это тоже одна из причин моего обра- щения. Татьяна МАСС, специально для «Домостроя». г. Лион, Франция. ФОТО С САЙТА NAROD.RU Самый красивый православный храм Франции — церковь Святого Николая. èÓ ‡ ˆ‚ÂÚÂÌË fl Душа наполнена мечтою странной… Ç Î ˛ ·‚Ë Í ˆ‚ÂÚ‡Ï Ô ËÁ̇‚‡ÎÒ fl ‰‡Ê èÛ¯ÍËÌ Едва потеплело на улице, в Липецке на прилавках Центрального рынка появились прекрасные, трогательные, нежные цветы — на любой вкус. ëÂϸ + ü С милым рай в шалаше? èÓÎÓ‚Ë̇ ÏÓÎÓ‰ÓÊÂÌÓ‚ ‚ êÓÒÒËË ÊË‚ÂÚ Ò Ó‰ËÚÂÎ fl ÏË Мои друзья-молодожены в очередной раз поссорились. А я в очередной раз стал свидетелем их шумной размолвки. Они поженились всего полгода назад. И за это короткое время успели «достать» друг друга по полной программе. Любая искра вызывает пламя. Например, жена хочет пока- татьсяпо городунамашине, а в автомобильномбаке—пусто: как так?! Ипошло, поехало: «Тывсех своих друзей катаешь, а меня нет!» Через пять минут про «дефицит бензина» никто и не вспоминает, но все равно упреки сыплются как из рога изобилия: ты много куришь, ты часто отлучаешься, ты не умеешь готовить… Честно признаюсь, глядя на СонюсМишей, я решил, что под венец мне пока рано. Понимаю, жизнь — не тульский пряник, без ссор не обходится. Но одно дело спокойно выяс- нить отношения и совсем другое — разыграть итальянскую драмускриками, слезами, хлопаньемдверью, битьемпосуды. Утомительно. А если представить, что все это могут увидеть дети, то становится совсем грустно. Милые бранятся — только тешатся. Честно признаюсь, меня одолевают сомнения, когда я слышу эту пословицу. Потому что от каждой ссоры остаются рубцы—обиды, кото- рые имеют свойство накапливаться. Наступает момент, и люди просто не могут видеть друг друга, не то что жить под одной крышей. Почему молодые супруги ссорятся? Быт достает. Есть у Лешека Кумора замечательная фраза: «Брачную формулу о любви и верности давно пора заменить клятвой о готовности мыть посуду и выносить мусор». Порхать в небесах всегда приятнее, чемготовить борщ,жарить картошку, пылесосить ковер и стирать грязное белье. Очень часто молодые супруги не могут договориться, кому и что делать. Жене, как всегда, кажется, что весь дом на ее плечах—с подругами встретить- ся некогда.Мужу надоедают разваренные пельменииз паке- тиков. Он ведь добытчик (пусть и с большой натяжкой), по- этому «вынь и положь» мясо на первое, на второе и на третье —как вмаменькиномдоме было. Конечно, любуюситуацию можнопережить, любойупрекобернуть вшутку.Нопосколь- ку все мы склонны считать себя центром мироздания, то ус- тупать не готовы. Хорошо, если у молодоженов, в большинстве случаев стараниями родственников, есть отдельное гнездышко. Тог- да хоть никто не вмешивается в процесс «притирки характе- ров». Хуже, как в случае с Соней иМишей, если приходится переезжать от одних родителей к другим. Понятное дело, мамы и папы плохого не пожелают, но их советы типа: нуж- но сделать так и эдак, только усугубляют конфликты. Ведь укаждойиз сторон своя правда. По статистике, боль- ше половины мо- лодоженов в Рос- сии вынуждены жить с родителя- ми. Когда чаша терпения перепол- няется, молодые съезжают на съем- ную квартиру. И тут уж кому как повезет. Денег ка- тастрофически не хватает. Обоюдные претензии увели- чиваются. У Тро- фима есть такая песня: «С милым рай и в шалаше, если милый атта- ше». И вот он, квар- тирныйвопрос, ко- торый разбил не одну молодую се- мью. Что делать? Естественно, обращаться к родителям. Только они (молодая семья, как правило, ограничена в средствах) могут предло- жить какой-то вариант. Например, разменять квартиру или помочь взять кредит в банке на покупку жилья. Можно по- пытаться внедриться в программу по поддержке молодых семей, дляэтого, правда, нужнозавестиребенка. Главное—не опускатьрукиидляначалахотябынессоритьсячерезкаждые пятнадцать минут. …Соня и Миша венчались в храме. Когда я их спросил: зачем? — они, не задумываясь, в один голос ответили: так принято. «И еще, —добавила Соня, —венчанным супругам Бог помогает». Все так. Не спорю. НоБог не только помогает, но иучит терпеть, уступать, сочувствовать. Счастливымбрак делают не только небеса, но и сами супруги. Николай РОГОЗИН. èÓÎÂÁÌ ˚  ÒÓ‚ÂÚ ˚ Четыре правила разрешения семейных конфликтов ✓ Старайтесь не идти на конфликт, вовремя останови- тесь. Лучше временно уступить, причем можно уступать по очереди: сегодня я, а завтра ты. Тот, кто сейчас меньше нервничает, должен помочь сдержаться другому. Ведь до- статочно, чтобыу одного не быложелания ссориться сейчас, а у другого — было хотя бы желание хороших отношений вообще. Разрядить напряжение помогает физическая де- ятельность: домашняя работа, прогулка, танцы, вязание, ремонт автомобиля. ✓ Не затаивайте обиду на завтра. Чем быстрее вскрыт конфликт, тем меньше бед он принесет. Не надо без нужды обобщать, спорить о принципах и вкусах. Умейте локализо- вать проблему, говорите о сути разногласий. Не обвиняйте, старайтесь меньше критиковать позицию партнера, лучше аргументируйте свою точку зрения. Предлагайте компро- миссные варианты, помогайте другому принять их, показы- вая выгодные для него стороны. Помните, что уступки только с одной стороны не могут быть бесконечными. Не пытайтесь во всех случаях «выяснять отношения». Разговор на тему «любишь — не любишь» иногда лучше отложить: вдруг необходимость в нем отпадет сама собой. Впрочем, услышать лишний раз, что тебя любят, всегда приятно даже в запале спора. ✓ Прежде чемпредъявлять претензии к супругу (супру- ге), честно разберитесь наедине с собой, что именно вас не устраивает. Конфликт всегда выгоден одной стороне. Напри- мер, неумение справиться со своими делами вызывает раз- дражение, но разрядиться оно может на другого, особенно если он работает эффективно, да еще с увлечением: «Вместо того, чтобы помочь мне или просто побыть со мной, когда мне плохо!» Здесь просматривается тенденция повысить самооценку за счет снижения оценки другого. ✓ Учитывайте настроение, переживания другого, даже если уверены, что он неправ. Все мы можем вести себя «по настроению». Косой взгляд иногда говорит не столько о его плохом отношении к вам, сколько о его усталости, раздра- жении, тревоге. Постарайтесь понять состояние близкого человека и помочь ему, а не думайте только о себе. Ведущая рубрики — Ирина КОБЗЕВА . ÇÂ‰Û ˘ ‡ fl Û· ËÍË — à Ë̇ äéÅáÖÇÄ №296 Зональные пеларгонии с полураспустившимися бутона- ми после зимней «спячки». Сансевиерии с длинными лис- тьями, напоминающими шпагу ревнивого жениха, сражающе- гося с соперником за красави- цу-невесту. Потрясающей кра- соты фиалки. Пестролистные диффенбахии. Фуксии с ог- ромными махровыми шарами, изящными длинными сосуль- ками и воздушными « вертолё- тиками »… Трудно перечислить весь ассортимент рынка. Любуясь его богатством, невольно вспо- минаешь великого Данте: Я шел вперед, но всюду замедлял Мои шаги при взгляде на цветы… По моим наблюдениям, даже хозяева цветов путаются в их названиях. Я уже не гово- рю о покупателях. Однажды спросил у барышни, очами по- хожей на «черноглазую Сю- занну» (так величают в народе желто-оранжевую тунбергию): — Не найдется ли в вашей коллекции трехполосной сан- севиерии? Не заподозрив подвоха, она то ли в шутку, то ли всерь- ез ответила: — Милый человек, сама ищу эту роскошь. Но вы не огорчайтесь, возьмите «тещин язык», не пожалеете. Вот так и поговорили мы об одном и том же растении, толь- ко на разных языках. А вот рав- нолистный колокольчик, кото- рый цветет чуть ли на каждом подоконнике деревенской избы, в народе именуют не иначе как «жених и невеста». Потому что в нем сочетаются нежно-голубые и ослепитель- но-белые соцветия. «Жених и невеста» любит чистый, свежий воздух и свет. Но не переносит прямых солнечных лучей. Цве- ток надо вовремя кормить и по- ить, холить и лелеять. Одним словом, относиться к нему бе- режно, как к хрупкому союзу жениха с невестой. В диком виде равнолистный колоколь- чик можно встретить (если по- везет) среди луговых трав. У липецкого поэта Ивана Батра- кова есть стихотворение «Коло- кольчики-граммофончики», по- ложенное на ноты: Липы, клены и полянка — До чего ж красиво тут! Льется речка-Серебрянка, Колокольчики цветут, Колокольчики-граммофончики, Дремлют, венчики клоня, А бутончики, ах, бутончики — Словно серьги у меня… А как только не называют самый популярный комнатный цветок бальзамин! Свое путе- шествие по Европе он начал в XVI веке. С тех пор он и султан, и огонек, и бенгальские огни, и занзибарский цветок, и недо- трога. Но самый распростра- ненный «псевдоним» бальза- мина — «Ванька мокрый». На кончиках его листьев скаплива- ются капельки жидкости, кото- рые при высыхании образуют полупрозрачные крупинки. Кстати, большим поклонни- ком «Ваньки мокрого» и вооб- ще всех цветов был автор «Зо- лотой розы» Константин Геор- гиевич Паустовский. И не толь- ко он один. Перелистывая страницы произведений Пушкина, обра- щаешь внимание не только на безграничную любовь поэта к своим героям, но и к растени- ям. Оторвитесь от телеящика с раздражающей музыкой, рек- ламой и бесконечными телесе- риалами, возьмите в руки то- мик Пушкина и перечитайте. Волшебница-природа час- то вдохновляла Александра Сергеевича и вызывала у него неподдельное изумление и восторг. В свой «кондуит», к примеру, я успел занести бо- лее пятнадцати наименований, которые не понаслышке знал Александр Сергеевич. Рядом с бальзамином у него соседству- ют «анютины глазки», резеда и роза, василек и ландыш, боя- рышник и хмель, гвоздика и акация и, конечно же, всеми любимая незабудка. В музее-заповеднике Ми- хайловское всегда с особым вниманием относились к цве- там, украшающим ландшафт. Много лет назад ботаники и селекционеры Таллина в па- мять об Александре Сергееви- че преподнесли в дар музею сорт шиповника, названный именем главного героя его ро- мана в стихах. Этот «Евгений Онегин» цветет рядом с «Рус- ланом и Людмилой». А школьники подарили за- поведнику гербарий из люби- мых растений поэта. Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнена моя: Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? …Говоря о душе, «напол- ненной мечтою странной», хочу признаться читателям «Домо- строя»: под впечатлением ма- ленького шедевра Пушкина мне, как и многим моим зем- лякам, захотелось, чтобы и в нашем городе был настоящий ботанический сад. В котором можно было бы полюбоваться «Кавалерийской звездой», цве- тущей один раз в 365 дней, прекрасными лотосами у вод- ного источника, экзотическими орхидеями и другими редко- стями. Василий МЕДВЕДЕВ. г. Липецк. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО С САЙТА PHOTOSIGHT.RU Милые бранятся — только тешатся. ФОТО ТАТЬЯНЫ МАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz