Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

3 10 апреля 2008 г., № 71 (23199) á‡ÏÂÚÍË „Ó  ÓʇÌÍË ÖÎÂ̇ ÅêÖÑàë, Ó·ÓÁ  ‚‡ÚÂθ “ãËÔˆÍÓÈ „‡ÁÂÚ ˚ ” Им показали, как ребята, которые всего на несколько лет старше, овладели воинс- ким искусством, как они бесстрашно ведут рукопашные бои и управляются с современ- ной техникой. У гостей была возможность получше рассмотреть и саму эту технику. А потом они даже попытались выполнить упражнения по вождению боевой машины на компьютерных тренажерах. Ну и, конеч- но, будущим защитникам Отечества было интересно и полезно пообщаться с командо- ванием училища, с земляками, которые учатся здесь уже на четвертом курсе. Эту поездку устроила Липецкая обла- стная общественная организа- ция «Союз офицеров Воздуш- но-десантных войск и ветера- нов боевых действий» совмест- но с отделом по связям с обще- ственностью администрации нашего региона. Кстати, в учи- лище «Союз...» шефствует над ротой, где готовятся к службе липчане. Им общественники привезли подарки. —Мыпригласили в Рязань старшеклассников, которые подали документы для поступ- ления в училище, — сказал председатель правленияЛООО «Союз офицеровВДВ»Евгений Чуносов. — Хотелось, чтобы они почувствовали, что значит быть курсантом, и убедились в правильности своего выбора — стать профессиональным военным. óÂÒÚ¸ ËÏ ˛ ! Лучше один раз увидеть Ä Â ˘  ÎÛ˜¯Â — ÔÓÔ  Ó·Ó‚‡Ú¸ Ò‡ÏËÏ И то, и другое удалось группе липецких старшеклассников, побывавших в День открытых дверей в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. ФОТО ИЗ АРХИВА «СОЮЗА ОФИЦЕРОВ» Липецким старшеклассникам есть у кого и чему поучиться; хорошо посидеть за военной техникой. Сор — из избы! Лет пятнадцать назад меня, впервые попавшую в Европу, поразили странные «объекты» на городских улицах. Они напоминали большие полусферы из пластика с небольшими окошечками. Различались эти «НЛО» только цветом: одни были темно-зеленые, другие — коричневые. Прохожие то и дело что-то в эти окошечки опускали. Я пригляделась повнимательнее: бросали бутылки из- под пепси, колы, пива. Коричневые — в коричневые контейнеры, зеленые — в зеленые. Но что меня больше всего потрясло: никто не бросал зеленую бутылку в коричневый контейнер, даже если он оказывался на пути первым. Все неукоснительно придерживались принципа «цветового соответствия». Не думаю, что за нарушение этого правила очень уж безжалостно штрафуют. Да и невозможно поставить полисмена возле каждого «стеклоприемника». Просто порядок на улицах зависит еще и от порядка в головах. Когда и как этот мыслительный «порядок» на Западе был наведен, кто знает. Натура у них, что ли, такая? А может, все дело в территориальных границах. Ну что такое Германия, Франция, тем более Швейцария? Лоскутки по сравнению с нашим пестрым российским «одеялом». У них и в самом деле плюнуть некуда. А у нас — просторы, масштаб, размах. Короче, плюй — не хочу. Вот и плюем. Порой и впрямь кажется, что наше наплевательское отношение к окружающей среде напрямую связано с необъятностью Родины. Зачем после пикника на берегу реки убирать за собой мусор? В следующий раз можно в другое место поехать. И там оставлять черные проплешины в траве от прогоревших костров, бутылки, банки, пакеты. Родина большая, ее на всех хватит. Хотя дело, конечно, не только в этом. Присутствует тут еще и демонстративно пренебрежительное отношение к окружающим. Разве на вашей памяти не было случаев, когда крутой владелец иномарки, лихо подкатив к берегу, начинает мыть свою любимицу прямо рядом с купающимся народом? И его не беспокоит, что радужные круги бензина плывут по речной глади, а ребятня в этом бензине плюхается и ныряет. Думает ли он о том, что это его родной край и здесь будут жить его дети и внуки? Да у него извилины такой нет, в которой такие мысли могут появиться! Скажите, ну в какой другой стране власть должна ломать голову над тем, какие мусорные контейнеры поставить в садовых кооперативах, чтобы хозяйственный люд тут же не приспособил их для собственных нужд, а, проще говоря, не спер? Из металла — нельзя, на колесиках — нельзя. Впору делать железобетонный монолит. Но как же тогда из него мусор вывозить? Да за решение этой проблемы Нобелевскую премию надо давать! Впрочем, трудно поверить, что даже суперконтейнеры помогут ликвидировать стихийные свалки. До контейнера надо идти. А мусор удобнее выбросить в пяти шагах, на опушке леса. Но заметьте: если вы зайдете в калитку сада, напротив которого растет и «благоухает» безобразная куча, там все будет идеально! Ни травиночки лишней, ни сорнячка. Чистенькие грядочки, любовно ухоженные цветники. На своем участке хозяева баклажки и пакеты не бросают, помои не выливают. Это все туда, туда, за забор. Как могут такие взаимоисключающие «модели» поведения соседствовать в одной голове? Но ведь соседствуют! Тогда чего мы ждем от наших молодых, которые, посидев вечерок на лавочке, оставляют после себя груды упаковок от всего, что за вечер было съедено и выпито? Причем можете не сомневаться: дома они в грязных ботинках по паласам не пойдут. И окурки аккуратно в пепельницах тушить будут. А все это потому, что в детстве мамы- папы вывозили их на такие вот «фазенды», где чистота и порядок важны только на своем участке. Зато сор — вон из избы, за забор, в ближайший лесок. Психология-то вон когда уже была сформирована. Попробуй ее теперь переделать. Наверное, люди делятся на тех, кто ощущает себя органичной частью природы (отнюдь не самой главной), и тех, для кого природа — лишь средство. Средство отдохнуть, расслабиться, заработать, в конце концов. Уже сколько лет СМИ твердят, что подснежники занесены в Красную книгу. А их как продавали на улицах, так и продают. Почему? Да потому, что находятся те, кто эти хрупкие букетики покупает. Покупают, зная: на другой день от этого первого весеннего чуда останутся лишь жалкие синие тряпочки. И это вместо того, чтобы, отъехав на несколько километров от города, обалдеть от лазурных «озер», расплескавшихся между деревьями. Чтобы постоять в тихом изумлении от такой щедрости природы, боясь сделать лишний шаг, дабы не нарушить это маленькое чудо. А потом, под промозглым осенним ветром или в зимнюю метель, вспоминать его. Ну а долго ли будет помниться увядший букетик? Я не хочу говорить о глобальных экологических проблемах, связанных с производством или транспортом. Они решаются на уровне государства и с помощью законов. И, в конце концов, будут решены. А вот психология никаким административным кодексам не подчиняется. Мы уже привыкли к тому, что нас называют потребителями, и не видим в этом ничего обидного для себя. Но потребительская психология — страшная вещь. Человек с такой психологией убежден: все вокруг существует ради его удовольствий и удобства. Лес ему нужен только для того, чтобы вырубить деревья и построить баньку. Уютный уголок на берегу реки — чтобы пожарить шашлычки с веселой компанией. И ему безразлично, что остается после: выжженная трава, безобразные пеньки, горы мусора на поляне или бензиновые пятна на прозрачной воде… Наверное, люди делятся на тех, кто ощущает себя органичной частью природы (отнюдь не самой главной), и тех, для кого природа – лишь средство. Средство отдохнуть, расслабиться, заработать... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Купол со шпилем отрывается, отделяется от земли незаметно. Возникает ощущение, похо- жее на то, когда самолет взлетает. Ты еще ду- маешь, что лайнер катит по взлетной полосе, а в действительности — он уже в воздухе. Сооружение, чем-то напоминающее косми- ческую ракету, увенчанную крестом, медленно, но уверенно поднимается вверх. Щелкают фо- тоаппараты. Снимают кто чем, многие на мо- бильники, и не только газетчики, но и служители храма, и прихожане, и рабочие в касках: не каж- дый же день посчастливится увидеть такое. Ну вот и все. Шпиль колокольни занял свое место. Теперь силуэт храма завершен: пять ку- полов, шпиль колокольни. Корышев говорил, что на установку шпиля понадобится часа два. Правда, при этом с улыбкой посоветовал кому- то из журналистов: «Да вы засеките время». Я засек: управились меньше чем за час. Наш фотокор Николай Черкасов торопливо, жадно делает последние кадры и слегка досаду- ет: «Жалко, не солнечный день, а то бы снимки получились яркие, контрастные». Да, день несолнечный, сизые облака. Но солнце не сегодня, так завтра все равно ведь появится. И тогда засияют, заиграют золотые (хотя на самом деле они сделаны из титанового сплава) купола с колокольней. И будет их видно издалека... И. НЕВЕРОВ. Молебен под рокот крана ä  ËÏË̇ΠКредиты по чужим паспортам Сразу четверо жителей Лебедяни получили требования от торговой фирмы «Эльдорадо» и местного отделения одного из банков о погашении кредита на покупку товаров. Но поскольку эти горожане ничего не брали в кредит, то они обратились в районный отдел внутренних дел. Как со- общили агентству «Липецк-Инфоцентр» в пресс-службе УВД по Липецкой области, выяснилось, что паспорта за- явителей были либо украдены, либо утеряны. По этим документам не установленные пока злоумыш- ленники оформили кредиты на покупку товаров на общую сумму около 150 тыс. рублей. В магазине мошенники по- лучили стиральные машины, пылесосы, компьютеры, мо- бильные телефоны и др. Возбуждены уголовные дела, ве- дется следствие. Агентство «Липецк-Инфоцентр». В связи с ранним окончанием отопительного сезона ремонтно- восстановительные работы на теплотрассах Липецка начнутся уже 17 апреля. Об этом сообщил на пресс-конференции ди- ректор комплекса теплоснабжения Липецкой го- родской энергетической компании Олег Дереза. Работы будут проводиться в два этапа: пер- вый предусматривает отключение горячей воды на три недели, второй — на две. Первыми с 17 апреля будут отключены несколько улиц жилого поселка Сырский Рудник. «В этом году на ремонт сетей из бюджета го- рода выделено 44 млн. рублей, что в 10 раз мень- ше потребностей энергетиков. Такой суммы хва- тит на замену лишь 20 километров теплотрасс. Если подобная тенденция сохранится, к 2021 году мы придем к 100-процентному износу теп- ловых сетей областного центра», — рассказал собеседник агентства. Агентство «Липецк-Инфоцентр». û·ËÎÂÈ Ансамблю «Калинка» — полвека Большим праздничным концертом отметит 50-летний юбилей своей деятельности народный ансамбль песни и пляски «Калинка». Торжество пройдет 12 апреля во Дворце культуры тракторостроителей, сообщили в цен- тре культуры и художественного творчества уп- равления образования и науки Липецкой облас- ти. «В этот день юбилей отметят как нынешние участники, так и его ветераны. Артисты покажут номера из «золотого фонда» ансамбля — сегод- ня в репертуаре их более ста, а также новые концертные миниатюры», — рассказал собесед- ник агентства. За 50-летнюю историю успехи ансамбля «Калинка» отмечены множеством наград — от областного до всероссийского уровней. Члены коллектива радовали своим искусством зрите- лей многих стран мира. í‡ÍÓÈ „  ‡ÙËÍ Отключение горячей воды Но в начале такая инфор- мация: система высшего образования делится на две ступени — бакалавриат и магистратуру. Первая пре- дусматривает общую подго- товку студента по опреде- ленному числу базовых предметов. Вторая направ- лена на узкую специализа- цию и подготовку кадров для аналитической, проект- ной, научно-исследователь- ской деятельности. Срок обучения по бакалавриату — четыре года. Если обуча- ющийся захочет продол- жить образование, его ждут еще два года магистратуры. Длянекоторыхнаправлений — медицинского, военного, технического—будет сохра- нена пяти-шестилетняя сис- тема подготовки специалис- та. Данная реорганизация проводится в рамках подпи- санной несколько лет назад Россией Болонской конвен- ции. На сегодня она объеди- няет уже более пятидесяти стран мира. Цель этого со- глашения — создание еди- ного образовательного про- странства. Один из его плю- сов — признание российс- ких дипломов в странах конвенции. Сегодня вузы оказались в непростой ситуации: перед ними поставлена задача, указаны сроки ее решения, но вот необходимые для это- го условия до сих пор не созданы. —С 1 сентября 2009 года мыдолжныначать работупо образовательным стандар- там третьего поколения. Но их еще нет. Парадокс заклю- чается в том, что нет и пере- чня направлений, где, в ка- ких отраслях будут бакалав- ры, а где — специалисты. А именно на основе перечня и должны быть созданы стан- дарты. Поэтому их потенци- альные разработчики нахо- дятся в такой же неопреде- ленности, как и мы, —гово- рит первый проректор Ли- пецкого государственного технического университета Павел Внуков. ÉÓÒÛ‰‡  ÒÚ‚ÂÌÌ ˚ È Ï‡Ò¯Ú‡· Две ступени óÚÓ ·Û‰ÂÚ Ò ‚ ˚ Ò¯ËÏ Ó·  ‡ÁÓ‚‡ÌËÂÏ ‚ êÓÒÒËË? В конце 2007 года в нашей стране был принят федеральный закон о переходе на двухуровневую систему образования. Так была поставлена точка в ожесточенных спорах о необходимости столь глобальных перемен в жизни российских вузов. Определена и точная дата начала новой жизни — 1 сентября 2009 года. Но успеют ли вузы закончить к этому времени реорганизацию, если до сих пор не проработаны все ее условия? Какие трудности ждут на этом пути высшую школу и как их можно избежать? Своим мнением по этим вопросам с корреспондентом «Липецкой газеты» поделились представители некоторых липецких вузов. Однако нельзя сказать, что две ступени высшего образования — это что-то абсолютно новое для россий- ских вузов. В некоторых из них подготовка студентов по программам бакалавриата и магистратуры уже ведется. — Такую систему мы ввели в прошлом году на юридическом факультете, — рассказывает ректор Елецкого государственного университета Валерий Ку- зовлев.—Сейчас занимаем- ся лицензированием про- грамм по другим специаль- ностям. По большинству из них сертификаты уже полу- чены. Надеемся, что эта подготовка облегчит нам переход на «новые рель- сы». Опыт ЛГТУ в данной сфере более обширен, ведь здесь подобная система ра- ботает уже не первый год. —Мыпостепенно увели- чиваем долю бакалавров и магистров среди наших сту- дентов, чтобы в большей степени подготовиться к новым условиям работы. Но в то же время стараемся, чтобы в университете сохра- нились все уровни подготов- ки. Для этого у нас есть и опыт, и основания. Но что будет точно, сможем сказать только после принятия на федеральном уровне новых стандартов и направлений, — размышляет далее Павел Внуков. Пока очевидно лишь то, что объем работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, уменьшится. Можно ли по этому поводу порадоваться за грызущую гранит науки молодежь или нет, неизвестно. В конце концов, важно ведь не толь- ко время обучения, но и его качество. А это во многом зависит от квалификации преподавательского соста- ва. Впрочем, преподавате- лям вузов стоит подгото- виться к предстоящим пере- менам не только, так ска- зать, методически, но и морально. Ведь один из са- мых неоднозначных момен- тов реформы — неизбежное сокращение кадров высшей школы. — Сокращение при та- кой схеме неминуемо. Ведь число преподавателей зави- сит от количества студентов ипродолжительности обуче- ния. Уменьшается срок под- готовки — сокращается число преподавателей. Че- рез четыре года после начала работы новой системы эта проблема проявится особен- но ярко, — прогнозирует Валерий Кузовлев. Особая тема — финанси- рование вузов. Сторонники перехода на «две ступени» отмечают, что подобная структура повысит эффек- тивность использования бюджетных средств. Егопро- тивники утверждают, что за этим стоит завуалированное сокращение расходов на высшее образование и его переводна самоокупаемость. Что думают об этом липча- не? —Деловтом, чтовысшая школа уже не первый год находится в состоянии де- нежного «недоедания». Даже определенные под- вижкипоследних лет карди- нально ситуациюнеменяют. Поэтому нам хочется ве- рить, что в целом финанси- рование увеличится, — го- ворит Павел Внуков. — По- нятно, что сокращенные сроки обучения ведут к уменьшениюсредств, расхо- дуемых на подготовку одно- го студента. Возможно, за счет этого и предполагается экономия? Беспокоит преподавате- лей вузов и дальнейшая судьба их выпускников-ба- калавров. Сегодня многие работодатели с недоверием относятся к дипломам о че- тырехлетнем высшем обра- зовании и, говоря по правде, считают их обладателей все- го лишь «недоучками». В вузах, где уже сейчас гото- вят бакалавров, находят разные способы скорректи- ровать ситуацию. Напри- мер, вЛГТУстудентампред- лагается продолжить обуче- ние по программе специа- листа. До сих пор это не противоречило закону. Те- перь его новая редакция го- ворит о том, что лицо, полу- чившееквалификациюбака- лавра, имеет право продол- жить обучение только в ма- гистратуре. А если он поже- лает повышать квалифика- цию по программе специа- листа, то за это уже придется платитькакзавтороевысшее образование. Казалось бы, зачем голову ломать: посту- пай в магистратуру и совер- шенствуйся на радость рабо- тодателям, себе на пользу. Но количество бюджетных мест на второй ступени высшего образования будет незначительным — десять- пятнадцать процентов от выпускабакалавров.Осталь- ные, конечно, смогут учить- ся, но на платной основе. По мнению сторонников рефор- мы, у такой системы много плюсов. Это настраивает студентов на более серьез- ную учебу и продуманный выбор будущей профессии, решает проблему с переиз- бытком на рынке труда не- востребованных специалис- тов, позволяет привлечь ра- ботодателейкболее активно- му участию — в том числе и финансовому—вподготовке кадров. Однако такую точку зрения разделяют не все. — Вопросы «лишних» специалистов и активного вовлечения работодателей в образовательный процесс одним лишь переходом на двухуровневую систему не решить, — уверен Валерий Кузовлев. — Работодатели очень осторожно расстаются с деньгами. А насчет лиш- них… Сейчас есть безработ- ные специалисты, а потом будут безработные бакалав- ры. Нужны иные, комп- лексные меры, развитие экономики. А само по себе сведение высшего образова- ния для основной массы учащихся к бакалавриату может обернуться лишь сни- жением уровня подготовки. — Если работодателя не устроит степень подготовки бакалавров (а это вполне очевидно), то он будет вы- нужден организовывать до- полнительное обучение ре- бят. И, конечно, здесь речь пойдет не о всех бакалаврах, а только о тех из них, для кого есть соответствующие рабочие места, требующие более высокого уровня под- готовки. Впринципе, подоб- нуюиндивидуальнуюработу мы уже проводим, но не в рамках учебного плана, а сверх него. Ребятам предла- гается получить дополни- тельные знания и навыки, связанные прежде всего с освоением действующих в реальных условиях техноло- гий, оборудования. Желаю- щие учатся дополнительно по согласованной с работода- телем программе. И так как эта дополнительная работа ведется по заявке работода- теля, то он ее и оплачивает, — делится опытом Павел Внуков. Мнение работодателей. Анатолий ГОЛЬЦОВ, начальник управления про- мышленности: —Проблема есть, пото- му что большинству рабо- тодателей вообще непонят- но: а кто такой бакалавр? Привыкли, что есть выпуск- ник техникума, а есть — специалист, выходящий из вуза. От каждого требует- ся свой уровень компетен- ции. Как сюда «вписать» бакалавра — неясно. Я об этом разговаривал с предсе- дателем Совета Федерации СергеемМироновыми согла- сен с еготочкой зрения: если народ пока еще не понял, что к чему, то не надоторо- пить этот процесс. На За- паде к системе «бакалавр- магистр» шли много лет. И нам, думаю, не стоит спе- шить. Главное, следовать заповеди: «Не навреди». Геннадий МАЛЫГИН, начальник отдела кадров ОАО «Свободный сокол»: — Как мы встретим выпускника-бакалавра? Положительно, если про- филь, по которому он гото- вился, нам подходит. На- пример, нашему предпри- ятию очень нужны люди на доменном, литейном произ- водстве. Конечно, сначала мы предлагаем рабочие мес- та. Ведь выпускник вуза должен и с производством на практике познакомить- ся, и с людьми наладить контакт.Оплачиватьдаль- нейшее обучение в магист- ратуре мы готовы, но нам нужны гарантии, что, по- высив свою квалификацию, человек не уйдет от нас. Сейчас мы заключаем дого- вор с теми ребятами, кото- рым помогаем получить высшее образование, чтобы после обучения они обяза- тельно отработали опреде- ленное время у нас. У двухуровневой систе- мы высшего образования есть свои плюсы и минусы. Несомненное ее достоинство — включение российской высшей школы в европейс- куюобразовательнуюсферу. Но открывающиеся перед вузамиширокие возможнос- ти и их конкретная реализа- ция — понятия разные. Куда же приведут российс- кое высшее образование две ступени новой системы — вверх или вниз? Ответ во многом зависит от четкого и своевременного определе- ния всех моментов, связан- ных с организацией процес- са реформы. А пока наши вузы пытаются нащупать твердую почву, опираясь лишь на проекты и разгово- ры. Софья ВОБЛИКОВА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Ну что, подумаем о магистратуре?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz