Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ Ç ˚ ÔÛÒÍ 3 Ç ˚ ÒÓÍËÈ „ÓÒÚ¸ å‡Í‚‡Î‡ äÄëêÄòÇàãà: «В детстве я спела в Ла Скала. Во сне» Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Надежды Обуховой состоялся в нашей области уже в третий раз. Как и в предыдущие годы, работу жюри возглавила народная артистка СССР, лауреат государственных премий России и Грузии, управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра Маквала Касрашвили. Легендарная певица поделилась с корреспондентом «ЛГ» своими мыслями о будущем классического искусства. —МаквалаФилимоновна, правда ли, что лет в десять- двенадцать вам приснилось, как вы выступаете на сцене оперного театра? — Да, было такое. В моем детстве не было телевизоров — только радио, по которому всегда передавали классичес- кую музыку. Так у меня и за- родился интерес к оперному искусству. Я слушала записи великих итальянских и рус- ских, грузинских певцов. И когдаобнаружилаусебяголос, стала подражать их пению. А однажды, видимо, переслушав Энрико Карузо, Беньямино Джильи, увидела себя во сне на сцене Ла Скала — об этом театре я тоже узнала из радио- передач. Сон оказался в руку: я стала профессиональной певицей. —И потом уже было реальное выступление в Милане… —Да, были выступленияи вЛаСкала, и вМетрополитен- опера, и в Ковент-гарден и на других известных сценах. —А свой первый конкурс вокалистов вы запомнили? —Это был Закавказский конкурс в Тбилиси. Я еще была студенткой. Получила первуюпремию. Конечно, было очень волнительно. Конкурс — это всегда испытание. Но урок для вокалиста или музыканта хороший. — Что, на ваш взгляд, отличает сегодняшнее молодое поколение певцов? — Ну, они работают в иных условиях. Раньше был «же- лезный занавес», мало кто из наших выдающихся певцов в 50-60-е годы выезжал за рубеж. А сейчас молодежь вольна выбирать свой творческий путь. Начать его, допустим, не здесь, а за рубежом, если человек уверен в себе. Правда, мно- гие из них теряются там, потому что происходит очень стро- гий отбор. Но многие и находят свое место. — Как вы относитесь к популярным в последнее время попыткам приблизить классическое искусство к масс-куль- туре? —Знаете, во всеммире, несмотрянамножество всемирно известных рок-групп, опера очень ценится и ставится выше, чемлюбое другое певческоеискусство.Иоплачиваетсявыше. Этоунас в стране такоеиспорченноекнемуотношение. Очень плохо, что по телевидению на главных каналах пропаганди- руется, так скажем, средний уровень. А для настоящего ис- кусства, в томчисле имузыки, остается только канал «Куль- тура». Мы в будущем можем просто потерять зрителя, слу- шателя. Наша молодежь сейчас видит легкий успех, когда можно, не имея голоса, различными техническими средства- ми увеличить, очистить звук, прибавить тембр. Но все это временное. Я думаю, это надо просто пережить. Банально звучит, но классика — вечна. —Ну, а все-таки, вы согласились бы спеть с кем-нибудь из артистов нашей эстрады? — Затрудняюсь сказать. Но когда-то я уважала Аллу Пугачеву и была ее поклонницей. Потому что она несла с собой очень серьезный тон. Каждое выступление было отде- льным маленьким спектаклем. К сожалению, в последнее время это уже не то. Вот еще хочу вспомнить Николая Бас- кова.Унего оченьхорошие данные, онмог быстатьнеплохим оперным певцом. Но, наверное, решил, что ему легче и вы- годнее выступать в другомжанре. Ведь опера требует других высот, другого труда, другого отношения. Софья ВОБЛИКОВА. Ç̇Í·‰Â Требуются режиссеры и библиотекари Ç Û˜  ÂʉÂÌË flı ÍÛθÚÛ  ˚ — ‰ÂÙˈËÚ Í‡‰  Ó‚ Что в регионе существует дефицит хороших инженеров и рабочих, наслышаны все. А вот нехватка режиссеров, хореографов, профессионалов, обслуживающих киноустановки, специалистов по декоративно- прикладному искусству и народным промыслам, библиотекарей для многих будет новостью. Если в прошлом году в учреждениях культуры недоставало 89 специалистов, то сегодня речь идет уже о 124. С одной стороны, это свидетельство роста творческих, культурных потребностей региона. С другой, возникает естественный вопрос, как быть. Итак, ныне пяти с лишним тысяч культработников для области мало. Между тем кадры для этой сферы готовятся. Вминувшемгоду, например, вЛипецкомколледже искусств имениИгумнова дипломы на дневном отделении получили 76 человек, в Елецком училище искусств имени Хреннико- ва—23. Высшее образование в тойже сфере даютЛипецкий педуниверситет и Елецкий университет имени Бунина. Но тут обнаруживаются кое-какие парадоксы. Куль- турная отрасль сейчас ждет людей, получивших новые современные специальности. Да только пока у нас таких специализаций порою в учебных заведениях нет. Для буду- щих маркетологов или предпринимателей, коммерческих директоров, которые необходимы культуре в рыночных условиях, не разработаны учебные программы. Посмотрим правде в глаза: талантливый человек, даже по-настоящему увлеченный творческой профессией, может изменить ей, если заработок его будет низким, да и других стимулов негусто. Вот почему в этой сфере велика текучесть кадров, а где-то треть специалистов уже перешагнула пя- тидесятилетний возрастной рубеж. В некоторых районах настойчиво стараются переломить эту тенденцию. Привлекая молодежь, там, в частности, помогают ей с жильем. Так, в Чаплыгинском районе работ- ники культуры участвуют в его строительстве по федераль- ным и областным программам, в Становлянском и Усманс- ком они получили ведомственные квартиры. Ищут и нахо- дят свои варианты решения в Долгоруковском, Елецком районах... А управление культуры и искусства области ведет боль- шую работу по повышению квалификации специалистов. Но, может, самое главное — в области усиливается их соц- защита, поощряется творческий поиск, лучших професси- оналов направляют за счет бюджета в вузы. «Их шоу лучше назвать одним словом — сногсшибательно». «Забудьте «Риверданс». Эта группа достойна считаться лучшей в мире». Такие восторженные отклики появились в британской прессе несколько лет назад после гастролей в Англии государственного ансамбля танца «Казаки России». Ежегодно выступления этого коллектива собирают многотысячные залы в разных странах: от Франции до Канады и Китая. А после концертов на родине зрители — липчане, москвичи, петербуржцы — признаются артистам: «Мы смотрели на вас и с гордостью чувствовали себя русскими». Секрет успеха, по мнению художес- твенного руководителя коллектива, заслуженного артиста России Леонида Милованова, — в сочетании традиций и новаторских подходов: — Наша программа насыщена сов- ременными звуками, ритмами и смот- рится свежо. Плюс—полная самоотда- ча. Выступаем на любых площадках, даже не слишкомпригодных длянас.И «в полноги» не танцуем, в полголоса не поем. Поэтому молодежь в восторге, а старики плачут. «Казаков» рады видеть везде. На май намечены гастроли по Словакии. Ансамбль ждут и в Китае, Польше. Совсем недавно прошли его концерты в Москве, Санкт-Петербурге. А в середи- немарта участники детской студиипри ансамбле ездилив столицунафестиваль «Праздникрусского танца», посвящен- ный столетию Татьяны Устиновой, за- мечательного хореографа. Есть и более отдаленные задумки. Так, в 2009 году в Челябинской области будет прово- диться фестиваль, в котором «Казаки» также собираютсяучаствовать.Кслову, Леонид Петрович посетовал на судьбу Липецкогомеждународногофольклор- ного фестиваля, выросшего из Дней шотландской культуры. Вот уже не- сколько лет как этот творческийфорум не проводится. — А это же настоящий праздник. Когда бы еще в Липецке, Данкове жи- вого шотландца «в юбке» увидели? — Милованов вроде бы шутит, но смысл его слов серьезен: — Собрать интерес- ные фольклорные ансамбли из разных странмымоглибыи сегодня. Даиденег для этого нужно не так ужмного. Но их пока нет. Наше бюджетное финансиро- вание в последние годы вообще сокра- тилось в разы. Не обошел «Казаков» и осложняю- щийжизньмногих творческихколлек- тивов «квартирный вопрос». Почти все время, со дня создания, ансамбль кочу- ет по разным пристанищам и «живет» в неприспособленных помещениях. Сейчас, например, в зданииучебно-про- изводственного комбината, что на ули- це Доватора. Когда-то здесь начали ре- монт, но до конца не довели. Поэтому, например, в кабинете художественного руководителя—разруха.Впрочем, всех проблем (теснота репетиционного зала, отсутствие раздевалок для детской сту- дии) ремонт все равно вряд ли решил бы. За младшее поколение «Казаков» художественныйруководительпережи- вает особенно: — Студийцы наши — настоящие фанатытанца. Ониработают наравне со взрослыми и на репетициях, и на кон- цертах.Апереодеватьсяимприходится в коридоре, на сквозняке. А как же культура?Ведь онаже с этого иначина- ется. — Народное искусство сегодня в непростом положении, — продолжает Леонид Петрович. — Хотя именно оно — эталон национального творчества. Еслине будемего поддерживать, разви- вать, то сам русский дух будет утрачен. Что, в общем-то, и происходит, доста- точно на нашу эстрадупосмотреть. Уже сейчас в училищахна народные отделе- ния никто не идет. А зачем? Чтобы по- том шесть-семь тысяч получать? Впрочем, «Казаки» сдаваться не собираются и в очередной раз готовы выйтина сцену, чтобыпоказать«народ- ное шоу» мирового уровня. Жаль толь- ко, что порой найти площадку для выступления им легче в столице или за границей, чем в родном городе. Софья ВОБЛИКОВА. í‡Î‡ÌÚ ˚ Ë ÔÓÍÎÓÌÌËÍË Едут, едут по Европе наши «Казаки» à ı ‚ ˚ ÒÚÛÔÎÂÌË — Ô  ‡Á‰ÌËÍ Послушав мои устные новоольшанские «мемуа- ры», Надежда Михайловна Сомова улыбнулась: — Ох, оторвались вы от жизни, любезный журна- лист. И в самом деле — дав- но в Новом Ольшанце не бывали. Теперь клуб там в другом здании. Которое прилично отремонтирова- ли. Отопление нормальное. Есть современная электрон- ная аппаратура. Ее по на- шей просьбе выделило об- ластное управление культу- ры и искусства. Кружки работают, концерты регу- лярно проводятся, выступа- ют самодеятельные артисты из ДК поселка Солидар- ность — это центральная усадьба муниципального поселения. Ну а обновление клуба—заслуга главы сель- ской администрацииЛидии Николаевны Сенчаковой. Добавлю от себя: клуб этот официально является досуговым сектором, со- ставной частьюпоселкового досугового центра, то есть того самого ДК Солидарнос- ти. Моя собеседница, понят- но, в курсе всех подробнос- тей, касающихся досуга и народного творчества. В прошлом Надежда Сомова отвечала за всю культуру района. А теперь у нее сфера забот пошире. Она руково- дит отделом с длинным на- званием — социальных проблем, развития террито- рий и предоставления услуг населению. А старого при- вычного отдела культуры в районе просто нет. Можно, конечно, с сомнением отнес- тись к подобным переме- нам, но, согласитесь, логи- ка в них есть. В конце кон- цов, разве культура в сель- ской глубинке — не часть социальной инфраструкту- ры, влияющей на развитие территории? —У меня два заместите- ля, — проинформировала меняНадеждаМихайловна, — по вопросам семьи и де- мографии и по культуре. Если смотреть в корень, то и другое взаимосвязано очень тесно. Спорить с этим, навер- ное, не стоит. Более того, можно констатировать: хоть отдел культуры при муниципалитете Елецкого района и отсутствует, но сельские певцы, чтецы и прочие актеры-любители в разных жанрах выступают с блеском и занимают пре- стижные места на конкур- сах самого высокого ранга, включая международные. Да и ДК, и клубы, ныне официально именующиеся поселенческими центрами культуры и досуга и их сек- торами, значительно преоб- разились. Уютнее, благоус- троеннее стал не только новоольшанский клуб. На это в последние годы тра- тятся немалые суммы из бюджетов всех уровней. Тем не менее решаюсь поинтересоваться у Сомо- вой, какую же роль играет муниципалитет в развитии культуры на селе, если, в соответствии со 131-мФеде- ральным законом, «очаги культуры» сейчас под попе- чительством сельских ад- министраций. А у послед- них полномочий много, а средств—не слишком-то. К тому же вряд ли сельские главы имеют возможность следить, хорошо ли подго- товились к конкурсу гармо- нистыи собралась ли публи- ка на концерт. ÑÓÒÛ„ О переменах — с надеждой ä‡Í ÊË‚ÛÚ ÒÂθÒÍË ÍÎÛ· ˚ Как-то уже давненько заглянул я в клуб в деревеньке Новый Ольшанец. От Ельца до нее рукой подать, но даже по районным скромным меркам она считалась глухоманью. И клуб был под стать этой репутации. Представьте приземистое зданьице, построенное аж в позапрошлом веке. Толстые стены, ветхая кровля. Внутри — неуютно и сыро. Где-то в углу допотопная печка. Ну прямо хоть снимай фильм из времен коллективизации: именно в таких избах, если верить киношникам, проводили собрания по организации колхозов. И декораций никаких не надо. — А для чего же тогда муниципальный межпосе- ленческий координацион- но-методический центр? — парирует мой несколько наигранный скептицизм Надежда Сомова. — В его поле зрения — вся творчес- кая деятельность наших учреждений культуры. Сце- нариев—масса. Причем все свои, авторские, написан- ные с участием местных композиторов, поэтов... Кстати, художественный руководитель центра Ирина Прокофьева — победитель областного конкурса про- фессиональногомастерства. В общем, клубы в глубинке не остаются без методичес- кой и творческой подде- ржки. В структуре этого центра и кинослужба. Сре- ди сельских районов она в тройке лидеров — по вало- вому сбору от проката филь- мов, количеству сеансов... Но вернемся еще нена- долго в Новый Ольшанец. Творческая поддержка но- воольшанским организато- рам досуга обеспечена. Но и материальная, выходит, тоже. Ясно же, что на куль- туре в Новом Ольшанце де- нег не заработаешь. Какие там дискотеки да танцы?.. А вот опекуну клуба — ДК Солидарности — это по си- лам. Такой принцип взят на вооружение во всех сель- ских администрацияхЕлец- кого района, точнее — во всех пятнадцати ДК, под чьим началом находятся шестнадцать секторов – бывшие клубы. Правда, опыт Солидарности в оказа- нии платных досуговых услуг населению, подчерки- вает Надежда Сомова, на- иболее примечателен. З д е с ь ДК п о с б о р у средств от дискотек — районный лидер. Это обус- ловлено в значительной мере близостью Солидар- ности к городу. На танцы сюда приезжает молодежь из района железнодорожно- го вокзала, засосненской части Ельца. Но просто тан- цы даже в обустроенной по последнему слову дискотеке (не случайно же она манит городских ребят!) — все- таки уже вчерашний день. Поэтому в Доме культуры, где, к слову, продолжается реконструкция с учетом современных требований (десять миллионов рублей в прошлом году освоено), пошли дальше. На трех с лишним тысячах квадрат- ных метров открыли фит- нес-центр с велотреками, беговыми дорожками, про- чими тренажерами. А через стенку — хореографичес- кий класс с зеркалами от пола до потолка. Пока мамы и бабушки крутят педали велотренажеров, их дети и внуки занимаются по со- седству в студии эстрадного танца, которая насчитывает восемьдесят ребятишек. И все это — за умеренную для сельских жителей плату. Кроме того, при ДК есть Интернет-клуб. А в планах, которые уже скоро станут реальностью, — открытие косметического салона, зала для проведения корпо- ративных вечеров и различ- ных торжеств с ресторанной кухней и — кухней сценар- ной, поскольку творческую сторону дела берут на себя здешние культработники. Будет и молодежный бар… Чисто коммерческих тайн раскрывать не будем. Однако уже ни для кого в Солидарности и Елецком районе не тайна, что на пос- ту нового директора ДК АлександрЧерных, виртуоз игры на елецкой рояльной гармошке и победитель кон- курса профессионального мастерства Черноземья, проявил себя и виртуозным менеджером. Зато и подде- ржка со стороны сельской власти во всех его начина- ниях ему полная. В эти дни в районе про- ходят творческие отчеты самодеятельных коллекти- вов. Участвуют в них и сектора поселенческих цен- тров культурного досуга. Ведь сектор — это часть целого, той самой общей работы, которая исстари именовалась клубной. Так что клубам —жить! Если, конечно, о своих сек- торах по-настоящему забо- тятся сельские ДК… Александр ДЕМЕНТЬЕВ. Елецкий район. ç‡ ÂΈÍÓÈ ÒˆÂÌ Любите ли вы театр? Репетиция в елецком городском драмтеатре «Бенефис». И сразу прекращается хлопанье дверьми, смолкают все лишние звуки, разговоры переходят на полушепот. Жизнь кипит эмоциями только на сцене. На своем «капитанском мостике» главный режиссер Владимир Назаров проводит четырнадцатый театральный сезон. Из полумрака зритель- ного зала Владимир Николае- вич внимательно следит за ходом спектакля «Раба своего возлюбленного» по Лопе де Вега. Этоне премьера, ноинте- рес режиссера кпроисходяще- му обостренный: в роли глав- ной героини дебютирует сту- дентка Тамбовского универси- тета. Она заменила ведущую актрису, ушедшую в декрет- ный отпуск. Назаровне боитсядоверять молодым. Он считает непра- вильнымдержатьихнавторых ролях или только детском ре- пертуаре. Вот почему труппа «Бенефиса» сегодня — сплав молодости и опыта. В постановках «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому и «Калека с острова Инишмаан» по пьесе современного ирландского драматургаМартинаМак-Донаха солируют как начинающие, так и маститые. В актерском братстве «Бенефиса» в последние годы появились уже пять выпускников актерского отделения тамбовского вуза. А в этом сезоне дебютируют еще три недавних студента. К пятнадцатому, юбилейному, сезону главный готовит своегородапризнание влюбвисвоейтруппе: ставит «Бенефис в «Бенефисе»—чеховские вариации, посвященные русским провинциальным актерам. Это будет в чем-то забавный, в чем-то трогательный, даже трагический рассказ о тех, кто каждый день выходит на подмостки, чтобы радовать, удив- лять, заставлять думать публику. Врепертуаре «Бенефиса»—около двухдесятков спектак- лей. «Могли бы ставить и больше, но новые законы, прини- маемые в Москве, сводят на нет театральную жизнь страны. Не будь той помощи, что оказывает нам администрация Ель- ца, ситуация была бы очень тяжелой», — считает Назаров. Половина постановок — детский репертуар. Отношение к юнымзрителямвЕльце почтительное, на «вы».Чувствовать, понимать театральное действо Назаров учит их с малых лет, бережно и терпеливо. Вот совсем скоро режиссер порадует детвору новой постановкой по Успенскому «Бочка меда». Понятно, здесь дорожат и вниманиемвзрослых. Аотдают предпочтение вечной классике. «Еще никто не сказал о нас с вами лучше, чем это сделалШекспир или Чехов», —замеча- ет Назаров. Поначалу непросто складывались отношения театра с публикой. Зрителя необходимо было воспитать, приучить, оторвать от пошлости и примитива «телеаншлагов». Зато теперь те, кто впервые откликнулся когда-то на зов Мельпо- мены, приходят на спектакли целыми семьями, бывает —и целымиколлективами. СредиактивныхтеатраловВладимир Николаевич называет студентов и преподавателей универси- тета имени И.А.Бунина—вуз выкупает по пять-шесть спек- таклей. ЯспросилауВладимираНазарова, вчемже сегодня, внаш прагматичный век, предназначение театра. Он ответил: «Те- атр — очень живое искусство: на наших глазах — «здесь и сейчас» — происходит некий процесс, порождающий всегда естественные эмоции. И если в сердца проникает энергетика боли, радости, счастья, значит, мыделаем свое дело правиль- но. Еще Гоголь когда-то назвал театр кафедрой, с которой в мир можно принести много добра. Это и есть задача нашей труппы. Да и мое жизненное кредо: нести добро людям». Милада ФЕДЮКИНА. èÓ˜Ú‡ «ëÂÏË ÏÛÁ» Не тешить, а утешать... Именно так и сказал когда-то Андрей Петрович Мистюков, руководитель уже гремевшего на всю страну хора новолипецких металлургов, молоденькой девушке Нине, послушав, как она поет. —Своейпротяжнойпеснейизвонкойчастушкойтыдолж- на не тешить людей, а утешать их, души просветлять... Ни он, ни тем более она еще не знали, что влюбленная в народнуюпеснюстатнаякрасавица станет наследницейМис- тюкова и после его смерти много лет будет сохранять создан- ный им коллектив и неповторимые традиции, заложенные мастером. До того момента судьба Нины, тогда еще не Аксе- новой, аПогониной, была, какговорится, типичной. Выросла в маленькой деревеньке в двенадцати верстах от Раненбурга, от тех деревенек, что начальники именовали неперспектив- ными. Да только эти «неперспективные» пережили и иных из приговоривших их начальников, до сего дня поставляя на столы горожан овощи, молоко, мясо и давая путевку вжизнь своимталантливымсыновьямидочерям, которые становятся заметными людьми в регионе. Нина послешколыработала крановщицейнаНоволипец- ком комбинате, а для радости души пела в хоре трудовых резервов. Ее звонкий голос нельзя было не услышать, не приметить, не выделить. Мне повезломного лет назадпобыватьна одномиз первых выступлений Нины в родной деревне. В тесном клубе, скуд- новато освещенном «лампочкой Ильича», народ стоял в про- ходах, сидел на подоконниках. Увидев это, певица сказала, что готова дать концерт под открытым небом, на зеленой траве-мураве. Она трижды поклонилась землякам, коротко поведала, как попала в хор металлургов, поблагодарила пер- вых своих учителей — родителей, дядей и тетей, всю много- численную родню, приохотивших ее к народной песне. Прототконцертневольновспомниля, когданедавноопять слушал уже заслуженного работника культуры России, пре- подавателя, доцентаЛипецкогопедагогического университе- та Нину Григорьевну Аксенову в Доме ветеранов. Там она выступала с ветеранским ансамблем «Родные напевы». Аксенову попросили спеть самые первые частушки из ее репертуара. И куда девались годы нелегкой жизни, естест- веннаяусталость! Онапрошласьпокругу, взмахнулаплатком и задорно запела, как пролила сметану, заглядевшись на окошко, гдемелькнул Алешка...Ивсе такжемолодо, свежо, душевно звучал ее голос. И все так же вспыхивали улыбки на лицах публики. А потом они сменились волнением и рас- троганностью: Нина Григорьевна выводила удивительной силы и красоты полузабытые песни «Кабы были златы кры- лышки», «Сронила колечко со правой руки...». Их грусть, действительно, просветляла, рождала в сердце отклик и со- переживание. Аксеновапродолжает служить великойрусскойнародной песне. И не позволяет заглушить ее пустой попсе, грохоту сатанинских, обесчеловечивающих ритмов. Василий МЕДВЕДЕВ. г. Липецк. ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Нина Григорьевна Аксенова на фольклорном фестивале имени ее наставника Андрея Мистюкова. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 2 апреля 2008 г., № 65 (23193) 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz