Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
22 марта 2008 г., № 57-58 (23185-23186) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Судьба музыканта Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и редакции «ЛГ » Версия о чем рассказал старинный герб Присвоение древнему Ельцу титула Города воинской славы, естественно, стимулирует интерес к его истории. Как будто бы о Ельце известно многое. Но далеко не все. Начиная хотя бы с даты его рождения. Да, он попал в Никоновскую летопись, где упомянут в записи за 1146 год. Но, конечно, это не время его основания. Летописец всего лишь отметил бегство князя Святослава Ольговича в Рязань, в связи с чем и назван был Елец. Не будь этого происшествия, город бы еще нескоро мог удостоиться письменного свидетельства его существования. А появился-то он на Киевской Руси гораздо раньше. Учтем: Елец явно был с самого начала предназначен для охраны юго-восточ ных границ Руси от кочевников. А необ ходимость эта воз никла давно. После правления первых киевских кня зей , особенно Святосла ва и Владимира Свя тославовича, совер шивших в десятом — начале одиннад цатого веков похо ды, которые расши рили их владения на тысячи километров, границы раздвину лись и стали весьма протяженными. Их надо было защищать от печенегов и других кочевников, грозивших Руси с юга и юго-востока. Для этого тот же Владимир Святославович строил города-крепости. Вот фрагмент из Н.М. Карамзина: «Желая удобнее образовать народ и защитить южную Рос сию от грабительства печенегов, великий князь основал новые города по рекам Десне, Остеру, Трубеусу, Суле, Стуч- не, Созонье (Быстрая Сосна) и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами...» Еще в конце девятого века князь Владимир обратил внимание, что в порубежных местах в верховьях Оки и Дона нет защитных городов. Оставив в нашей местности своих воевод с дружинниками, он приказал построить и здесь город-крепость. И те выбрали высокое место у реки Елец и приступили к делу. Город назвали, как и реку, — Ельцом. Это случилось в 982 году. Дату эту считает ре,'- альной иеромонах Афанасий Медведев-Таврический, автор книги «Благословенный лик Придонья», переизданной в Липецке в 2000 году. Князь Владимир занимался реорганизацией своих войск, чтобы они сражались, по выражению Карамзина, не толпами беспорядочными, «но строем, вокруг знамен своих или стягов, в сомкнутых рядах, при звуке труб воинских, имели конницу, сторожевые отряды...» Так была введена воинская единица — полк. На знамени его была эмблема, которая становилась и гербом города, где он располагался. С 1781 года герб Ельца выглядит так (привожу его описа ние): «Вбелом поле красный олень под зеленой елью». Таким его поместил в гербовники городов Орловской губернии тогдашний герольдмейстер Волков. Нельзя сказать, чтобы это давало какое-то представление об истории города. Я про смотрел ряд книг, и веэде герб Ельца примерно одинаковый: все тот же олень, та же ель. Но вот в номере третьем журнала «Наука и жизнь» за 1984 год мне попался самый древний из елецких гербов. Все вроде бы то же самое, да не совсем. И смысл его явно не сводится к оленю да ели. Древние гербы были говорящими. И я попытался «ус лышать», о чем говорит нам елецкий герб. Он выполнен в виде кубка, символизирующего Русское государство, которое принадлежит великому киевскому князю (на это указывает корона вверху^ и находится под его защитой, о чем свидетельствует щит, изображенный при помощи го ризонтальных желтых линий. В овале, вписанном в центр щита, — ель, олень и река Елец. Композиция эта, подбор геральдических красок символизируют воинское предна значение Ельца и место его нахождения. Ель на этом гербе иная, непривычная — высокая, одиноко стоящая. То есть не просто дерево, а символ стража, наблюдателя. Олень же стоит в реке, приподняв правую переднюю ногу, — тоже начеку. Это вожак и опять-таки страж. Он красного цвета, а красная краска по древней традиции связана с военной миссией. Олень, таким образом, символизирует воина. Бе лый фон овала означает, что охраняется мир и спокойствие края. Кстати, на гербе нет оружия, значит. Елец никому не угрожает, его цель — защищаться и защищать. Полагаю, герб этот создан для Ельца —града стерегущего примерно в те времена, когда город-крепость выполнял свое прямое изначальное предназначение, а не века спустя. Думаю также, что первый полк был приписан к городу в том самом 982 году. И Ельцу уже тогда пророчили воинс кую славу. Не зря на гербе кубок украшен, как бы обрамлен дубовым венком. Спустя тысячелетие с лишним правильность этого про рочества была подтверждена присвоением Ельцу звания Города воинской славы. И будет справедливо, если на стеле, которую предстоит установить в честь этого события, по четное место займет самый древний и о многом говорящий герб. Михаил МАХОРТОВ, краевед, дипломант областного конкурса «Патриот России», г. Елец. Виртуоз, композитор, педагог Его сочинения до сего дня играют музыканты разных стран. Его фундаментальный труд «Школа игры на тубе» считается непревзойденным пособием для специалистов, педагогов, студентов. Его виртуозное мастерство и сегодня вспоминают в стенах Большого театра, где он шестнадцать лет был солистом. бедев уволен в запас. 1948 год. Признан инвалидом Путь А л ек сея К он с тантиновича Лебедева к верщинам музыкального творчества был долгим и трудным. Мальчик, родив шийся в провинциальном Данкове в семье главного врача районной больницы и учительницы математики, с двенадцати лет увлекся музыкой. Уже в старших классах школы он руково дил местным оркестром. Казалось, у него прямая дорога в консерваторию. Но когда Алексей еще учился в Щколе, началась война. В 1942 году восемнад цатилетнего Алексея Ле бедева призвали в армию. Пять месяцев Саратовского военного пехотного учили ща и — передовая. Вместо музыкального инструмента — пулемет. Правда, воевал он не очень долго: в бою под Брянском Лебедев был тяжело ранен в глаз и руку. Госпитальная койка. А по том служба в Москве в ка честве военного музыканта. Он служил и одновременно учился в музыкальном учи лище им. Ипполитова-Ива- нова по классу тубы и теории музыки. 1945 год. Алексей Ле_- 1 _ Е ( войны. И вот многое и с пытавший, переживший, хотя и совсем еще молодой орденоносец (он был удос тоен ордена Отечественной войны I степени) выдержи вает экзамен в Московскую консерваторию. Лебедев заканчивает ее досрочно. Его имя заносится на мра морную доску отличников консерватории. Но ему мало было дипло ма оркестрового факультета. Лебедев начинает учиться на композиторском отделении. Правда, занимался он там лишь три года: слишком велика нагрузка в оркестре Большого театра, где он уже работал. К тому же он параллельно учил студен- тов-тубистов в той же кон серватории. Впрочем, талантливый человек не всегда нуждается в формальной «корочке». Лебедев уже на оркестровом факультете писал музыку, делал обработки и переложе ния для тубы классических произведений. Тогда же он создал два оригинальных сочинения для тубы и фор тепьяно: Концерт № 1 ля минор (1947 год) и Концер тное аллегро (1949 год). Эти вещи, написанные студен том, переиздавались, и не раз, как в России, так и за рубежом. Их с удовольстви ем исполняют музыканты. В Большом театре Алек сей Константинович быстро завоевал место впервом ряду музыкантов. О нем отзыва лись так: «Его игра отлича лась великолепным бархат ным звучанием тубы во всем диапазоне, безупречным техническим мастерством, большой музыкальностью и чувством стиля». Лебедев играл в великолепном квин тете духовых инструментов ГАБТ вместе с Т. Докши- цером, М. Зейналовым, Я. Ганделем и В. Полехом. Он был участником фестивалей молодежи и студентов вВенг рии, Польше, Москве. В общем, не юбилейной традиции ради его коллеги в день шестидесятилетия Лебедева в приветственном адресе ему написали: «Вы были одним из тех, кто за кладывал исполнительские традиции оркестра Большо го театра». Но Лебедева не мень ше интересовала препода вательская стезя. Он стал профессором консервато рии, подготовил две части учебника «Школа игры на тубе». Кстати, обычно изда тельство «Музыка» ограни чивало объем таких работ 20 печатными листами. Но достоинства труда Лебедева были столь очевидными, что его выпустили объемом вдвое больше. Продолжалась и плодо творная композиторская деятельность Алексея Кон стантиновича. ! г» *< /_ А/1 / , 1 1939 год. г. Данков. Лебедев —второй справа сверху. ФОТО из АРХИВА ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ Воистину: ни одно из своих дарований Лебедев не зарыл в землю. Он играл, сочинял, вел серьезную на учно-исследовательскую работу, преподавал. Уче никами этого мастера за 43 года преподавания в классе тубы стали около пятидеся ти музыкантов. Свыше ста человек закончили его же класс ансамблей медных духовых инструментов. И большинство из них работа ли и работают в лучших ор кестрах России, Украины, Молдовы. Имя Лебедева, его твор ческое и педагогическое наследие — достояние не только нашей страны. И не случайно, когда в 1993 году Алексея Константиновича не стало, соболезнования пришли из разных городов и стран, даже из Соединенных Штатов. Алексей ОВЧИННИКОВ, , заведующий отделом региональной культуры Липецкого областного краеведческого музея. Юбилей Верен малой родине Недавно заслуженный строитель Российской Федерации, неутомимый краевед и автор «Былого» Василий Максимович Попов отметил семидесятилетний юбилей. Он родился в селе Казинка Грязинского района, и это сыграло особую роль в его судьбе: он стал настойчивым, увлеченным иссле дователем и летописцем своей «малой родины». А вообще-то он получил диплом инженера-землеустроителя. Четыре десятка лет трудился Попов в управлении архитектуры и строительства администрации области (прежде — отделе по делам строительства и архитектуры облисполкома), причем тридцать лет — заместителем его начальника. Василий Максимович, как гово рится, стоял у истоков нашей архитектурной службы. Он внес боль шой вклад в организацию соответствующих городских и районных структур, под его руководством, при его участии разрабатывались генпланы развития Ельца, Грязей, Задонска, Лебедяни, Усмани, Данкова и других райцентров, свыше четырех сотен проектов пла нировки и застройки центральных усадеб вхозяйствах, населенных / пунктах. За эту работу он удостаивался медалей ВДНХ. Весом вклад Попова и в программу «Сельский жилстрой». В том, что за пять лет на селе удалось построить десятки домов культуры, школ, детсадов, магазинов, 1 миллион 200 тысяч квадратных метров жилья, есть и его безусловная заслуга. А уйдя, как говорится, на заслуженный отдых, Василий Макси мович осуществил свою давнюю мечту — написать краеведческое исследование о родной Казинке. Книга Попова «Казинка: из про шлого в настоящее» —это одновременно и дотошный краеведческий труд, и публицистическое произведение. В 2005 году оно удостоено областной премии имени М.П. Трунова, присуждаемой за работы краеведческого характера. Евгения СЕЛЕЗНЕВА, главный специалист ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области». По здравляя Василия Максимовича с недавним юбилеем, «Былое» предлагает читателям его очередной очерк на основе архивных материалов. Из а р х и в н ы х и с т о ч н и к о в Дело о церковной ограде Когда сегодня говорят о местном самоуправлении, вероятно, у молодых возникает впечатление, что для России это что- то очень уж новое, что ничего подобного у нас никогда не было. Между тем самоуправление существовало и сто, и полтораста лет назад. И, в общем-то, занималось примерно теми же вопросами, что и сегодня. Даже трудности, особенно финансовые, были похожи на нынешние. Вот о чем свидетельствуют архивы. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Древний Елец. 1862 год. В селе Казинка Ли пецкого уезда общество решило построить вокруг возведенной десять лет назад Космодемьян ской церкви каменную ограду. Деньги для этого нужны были немалые— 1300 рублей серебром. Где их взять? Можно было бы дополнительно обложитькаждый крестьянский двор налогом. Но сельское общество не захотело обременять этим односельчан. На мирском сельском сходе избрали доверенного строителя —государственного местьянина ГригорияИвановичаТормышова. Ему надлежало отслеживать ход делай контролировать затраты. А изыскать деньги наметили из сле дующих источников: 775 рублей 50 копеек выручить от передачи в оброк на два года государственно му крестьянину — ямщику села/ МалейГрязинской волостиГриго рию Мещерякову 25 десятин «... расчищенного из-под сухих пней и не годного к произрастанию кустарного леса, исключенного из лесного заведования, под паш ни общественной нашей земли». Эти земли были расположены в трех местах: «...за каналами, в урочищах называемых около Ореховой дороги — двенадцать десятин; около Загадской дороги —семь десятин и около Заповеди — шесть десятин». Они находи лись на вырубках Фащевского леса. Там, прежде чем пахать, требовалось раскорчевать пни. Принадлежность этих участков крестьянскому обществу села Казинка была документально подтверждена таволжанским волостным головою Тимофеем Черетаевым. Но для постройки следовало еще получить разрешение гу бернской Палаты государствен ных имуществ. Для чего волос тное правление сообщило туда. «что на постройку ограды при церкви села Казинка у крестьян того села имеются следующие суммы: от отдачи в двухлетнее оброчное содержание 25 десятин земли липецкому купцу Звереву за сей 1862 год поступило 388 руб. 75 коп. и за 1863 год долж но поступить 388 руб. 75 коп. Всего семьсот семьдесят семь рублей 50 копеек (777 руб. 50 коп.) серебром, которые соглас но пожеланиям крестьян имеют быть употреблены на устройство сказанной ограды, и добровольно жертвуемых прихожанами мел ких сумм». Кстати, непонятно, по каким причинам указанные участки земли были проданы не так, как планировалось первоначально, — не ямщику Мещерякову, а купцу Звереву. Но где взять оставшиеся 523 рубля серебром? И здесь помогло одно обстоятельство. К тому вре мени, после отмены крепостного права, были упразднены сельские управления, размещавшиеся воб щественных домах. И вот соглас но приговору государственных крестьян Казинки такой освобо дившийся дом был выставлен на продажу с торгов. Интересен текст этой конди ции. «1. Дом, выстроенный из соснового леса толщиной в отруб 4 /2 вершка, длиною 18, шири ною 9 аршин об четырех комна тах и одного коридора шестьми дверьми на железных крючьях и петлях, с полом, накатником и потолком с двумя расстроенными из кафеля и кирпича печками, крытым железом с надворною плетневою огорожен и одним сараем, крытым старновкою с глиною, одними дощатыми воро тами и одною при них калиткою на железных крючьях и петлях. 2. За кем этот дом по торгам останется, тот обязан внести в волостное правление залог на третью часть ценности строения соответственно на данной по тор гам суммы. 3. При утверждении коим следует на этот предмет торгового производства, покупатель озна ченного дома обязан внести в тое волостное правление всю сполна на данную им сумму за исключе нием представленной им в залог суммы на третьючасть стоимости строения, которая должна пос тупить в число общей суммы, за сколько будет заторгован дом. Сумма эта должна быть внесена по объявлении, адом покупатель должен принять и снести из села Казинки внадлежащее ему место немедленно и во всяком случае недолго, как втечение двух меся цев, на собственный его счет». Дом был оценен крестьянами в 450 рублей. Согласно кондиции здание должны были перенести на другое место. Видимо, это связано с тем, что оно стояло на территории проектируемой ограды. Таволжанским волостным правлением в типографии были отпечатаны объявления о торгах по продаже. Их расклеили в бли жайших населенных пунктах, в. том числе и в Липецке. За это было уплачено 3 рубля 20 копеек. В торгах участвовали четыре покупателя: липецкий купец Алексей Семенович Болховити нов, государственный крестьянин села Казинка Василий Петрович Кочегаров, Александр Федорович Скляднев и Алексей Федорович Пастухов. Трое последних сошли с дистанции на отметке 180 руб лей. А.С. Болховитинов дал 182 рубля. Однако крестьяне не были удовлетворены этим, и через год был объявлен второй торг. Толь ко кроме Болховитинова на него никто не явился. И у крестьян не было выбора. Они, правда, про сили Болховитинова увеличить цену, но он заявил: «Дом нахо дится в ветхости и расстройстве, печи разрушаются. Крыша дома по давней окраске проржавела, и поэтому он больше дать не может. А то, что крестьяне оценили дом в 450 рублей, то это по малоопыт- ности, и оно ошибочно и весьма дорого». Недостающие средства были собраны за счет пожертвований прихожгш. Однако строительство никак не могло начаться, поскольку Таволжанское волостное управ ление по неизвестным причи нам не хотело выдавать проект казинскому обществу. Тогда, видимо, по просьбе казинского священника Максима Тацитова Тамбовская духовная консисто рия направила 23 марта 1864 года письмо вТамбовскую палату государственного имущества. Там было сказано, что Благочин ный Липецкого уезда с. Казинка священник Максим Тацитов в рапорте от 27 февраля 1864 г. за № 36 донес консистории, что в 1863 году гражданским инжене ром Савицким был востребован план на постройку каменной ограды для составления сметы. Савицкий передал его в Палату госимущества, а та препроводила план в Таволжанское волостное правление для передачи казинс кому обществу. Но правление не спешило его препроводить по на значению, объясняя это тем, что «...Палата предписала правле нию наблюдение за постройкою и не разъяснила впредписании вы дать оный кому должно иметь*. Казинское общество обеспокоено такой задержкой. Обращение возымело дейс твие. И вот документ, датирован ный 5 августа 1866 года. Тавол жанское волостное правление за подписью волостного старшины уведомляет Тамбовское губерн ское правление: «честь имеют донести, что постройка каменной ограды вокруг церкви с. Казинка разрешенным предписанием Палаты гос. имуществ от 21 мая 1863 г. за № 10 216 совершенно окончено». ... Эта ограда не сохранилась до наших дней. Но фундамент на уровне земли остался. Василий ПОПОВ, член Липецкого областного краеведческого общества. Из заметок краеведа Забытое имя о С.Н. Введенском, наверное, больше наслышаны в Воронеже! чем на его родине —влипецком крае. А корни его следует искать в Грязинском районе. Он родился в 1867 году в селе Телелюй. Отец его был священником. Введенский- младший тоже закончил семинарию, а затем Московскую духовную академию. В 1892 году судьба забрасывает его в уездный городок Задонск — «русский Иеру салим*. Сергей Николаевич преподает здесь вдуховном училище. Позднее он займет пост инспектора народных училищ уезда. Введенский увлекся краеведением. В третьем выпуске «Воронежской старины» за 1903 год он публикует солидную статью «Чертеж г. Воронежа времени Святого Митрофана». А во втором выпуске «Трудов Воронежской ученой архивной комиссии » за 1904 год увидела свет его статья «Вопрос о существовании города Воронежа вXII веке ». Перу Введенского также принадлежат «Два дела о кладах в Воронежском крае 18 века», «Червленый Яр. Церковно-исторический и географический этюд». Введенский состоял членом Воронеж ской , Тамбовской и Курской ученых архивных комиссий. Его избрали членом Воронежского церковного историко-ар хеологического комитета. А с созданием в уездном Липецке Петровского общества распространения научных и практических знаний по предложению его организатора М. П. Трунова Введенского избирают также ее членом. СергейНиколаевич жертвуетчасть своих книг в библиотеку этого общества. Как священнослужитель он не мог не обратиться и к истории православия. В 1905 году публикуются «Материалы для истории Воронежской епархии», «Хозяйственная деятельность Тешевского монастыря на Донской украйне», «Пожар Воронежского Благовещенского собора», а позднее в но мере 9 «Воронежской старины» за 1910 год — статья «Из церковной старины». 1906— 1908 годы были особенно плодотворны для исследователя. Появляются его работы «Кудеярова поклажа», некоторые другие. В самый разгар Гражданской войны в 1919 году Введенский перебирается в Воронеж и начинает преподавательскую деятельность в только что открытом универ ситете. Доцент, краевед, он стоял у истоков тамошнего краеведческого общества. В 1929 году Введенский избирается секретарем об ластного бюро краеведов. Его имя уже хоро шо известно ученым-историкам. Академик Российской академии наук С.Ф. Платонов высоко оценил работы Введенского. Он писал, что «у Введенского нет объемистых книг типа диссертаций, но его многочис ленные статьи по русской истории составят в общей сложности несколько томов значи тельной научной ценности». Знакомство с этим маститым историком позднее страшно аукнулось краеведу. А было так... В 1929 году воронежские власти по приказу свыше начали гонения на краеве дов. Введенского отрешают от преподава тельской деятельности, в печати на него навешивают оскорбительные и опасные ярлыки: его исследования «равны нулю», а сам он «классовый враг», «лжекраевед». В 1930 году в Воронеже арестованы многие краеведы, органы ОГПУ состряпали целое дело. Вот тогда вспомнили и академика Платонова, который тепло отзывался о Сергее Николаевиче, а теперь проходил по «делу академиков». Неудивительно, что вскоре Введенский оказался арестован. Его обвинили в создании и руководстве так называемой «Воронежской областной монархической организации «Краеведы» и * осудили на пять лет лагерей. К сожалению, I дальнейшая его судьба неизвестна. Реаби- ! литирован он был посмертно. Виктор ЕЛИСЕЕВ, краевед, член Союза журналистов РФ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz