Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

22 марта 2008 г., № 57-58 (23185-23186) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а , Выпуск подготовил Игорь КАПУСТИН при участии специалистов управления потребительского рынка департамента экономики администрации города Липецка Итоги Владимир МИГИТА, председатель департамента экономики администрации города Липецка Территория роста Потребительский рынок Липецка развивается стремительно Как известно, потребительский рынок состоит из трёх основных элементов: рынка продовольственных и непродовольственных товаров, общественного питания и бытовых услуг. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают удовлетворение запросов населения. А также создают возможности для успешного функционирования и эффективного развития экономики. Потребительский рынок Липецка насчитывает сегодня около четырёх тысяч субъектов. В их числе 130 оптовых организаций, 958 предприятий розничной торговли, 501 — общепита, 532 - сферы бытовых услуг, 1625 объектов мелкорозничной сети, 10 рынков. В отрасли трудится около 40 тысяч человек. Полторы тысячи рабочих местбыло создано в 2007 году. В городе проходит реконструкция и модернизация объектов торговли. Доля так называемой «неорганизованной торговли» при этом снижается. Население бесперебойно обеспечивается продовольственными и промышленными товарами, услугами. Их качество повышается. Минувший год закрепил положительные тенденции развития потребительского рынка: стабильный рост товарооборота, сокращение доли реализации товаров через рынки, опережение темпов роста торговых площадей над темпами роста сети, строительство и ввод крупных предприятий нового формата, развитие торговых сетей. Одним из главных показателей развития отрасли является оборот розничной торговли. По средним и крупным предприятиям он в 2007 году составил 23 865, 3 миллиона рублей, превысив объём предыдущего на 63,7 процента в сопоставимых ценах. В удовлетворении покупательского спроса липчан ведущая роль принадлежит организованной розничной торговле. Магазины насыщены ассортиментом качественных товаров с широким диапазоном цен. Это привело к тому, что по сравнению с 2006 годом на 6,2 процента снизился удельный вес объёма продаж на рынках. Он составил около 20 процентов. Степень удовлетворения потребностей горожан точнее всего отражает показатель оборота розничной торговли на душу населения. Он возрос на 20 058 рублей и достиг величины в 47 474 «целковых». Увеличение товарооборота вызвано тем, что растутденежные доходы липчан. За 2007 год последние выросли в среднем на 20 процентов. В тоже время меняется не только величина потребления, но и его структура. 44 процента оборота розничной торговли приносит реализация продовольственных товаров, 56 —непродовольственных. В непродовольственном секторе резкий скачок произошёл на автомобильном рынке. В городе более 20 автосалонов. Открываются салоны европейского типа с новыми технологиями сервисного обслуживания, такие как «КМ/Ч», «Джапанавто», «Липецк-Викинги»... Они предлагают широкий перечень моделей как отечественных, так и мировых фирм. Расширение сети автосалонов такого формата подтверждает возросшие финансовые возможности горожан. О продуктах питания. В Липецке самые низкие в Черноземье цены на говядину, яйцо, водку, макароны, муку. Сахар- песок и молоко в нашем городе, напротив, стоят дороже, чем у соседей. Для обеспечения населения товарами и услугами важен рост торговых площадей. За год их прирост составил 22,6 тысячи квадратных метров. А количество торговых предприятий увеличилось на 3,4 процента. Сейчас горожане обеспечены торговыми площадями на 150 процентов. Четыре года назад данный показатель составлял 124,8 процента. В минувшем году открыто 75 предприятий розничной торговли. Их торговая площадь составила 37,6 тысячи квадратных метров. Появились современные гипермаркеты «Реал», «Линия», «Вестер-Гипер», «Детский мир», ТЦ «Гагаринский», ТЦ «Москва», ТРЦ «Липецк». Планируется, что в этом году распахнут свои двери для посетителей ТРЦ ООО «Интерсити» по улице 50 лет НЛМК, ТЦ ОАО «Липецкая ярмарка» на улице Московской, общественно-торговый центр «Стимул» на пересечении улиц Катукова и Стаханова, ряд других объектов. Расширение сети предприятий торговли осуществляется путём привлечения средств инвесторов на строительство новых и реконструкцию уже действующих, а также нежилых помещений. В размещении торговой сети по городу наблюдалась диспропорция. Увеличение её ёмкости позволило выровнять ситуацию. Приоритет был отдан строительству новых объектов в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей и в зонах комплексной застройки территорий. В развитии потребительского рынка важна социальная направленность. В Липецке развивается сеть магазинов, реализующих товары с минимальными торговыми надбавками (10 -15 процентов). Сейчас в городе около 80 магазинов- дискаунтов. 16 из них открыты в 2007 году. Существенные изменения произошли в общественном питании. Преимущественно развивались фирменные сетевые предприятия быстрого питания. Такие как «Ёлки-палки», «Хуторок»... Блюда готовятся и подаются быстро, стоятнедорого. Такие предприятия всё чаще появляются в крупных торговых и развлекательных центрах, что, безусловно, удобно для семейного отдыха. Всего же в 2007 году открыто 45 предприятий общепита (на 2128 посадочных мест). Оборот крупных и средних из них равен 558,3 миллиона рублей. Индекс физического объёма предприятий общепита составил 112,4 процента. Средний липчанин потратил на еду в общепите 1111 рублей. Это на 506 рублей больше, чем в предыдущем году. Улучшается положение в сфере оказания бытовых услуг населению. Их объём в минувшем году достиг отметки в 2147,4 миллиона рублей. То есть на 7 процентов выше уровня 2006 года. Значительную часть услуг —на сумму в 1744,9 миллиона рублей —оказали субъекты малого предпринимательства. Увеличилось на 44 единицы и количество предприятий сферы бытовых услуг. Потребительский рынок играет важную роль в формировании доходной части бюджета. Объём налоговых поступлений от оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в бюджетную систему РФ в 2007 году составил 2329,6 миллиона рублей. Итоги развития отрасли за истекший год свидетельствуют как о стабилизации на потребительском рынке, так и о наличии предпосылок для его дальнейшего динамичного развития в долгосрочной перспективе. Активная политика социальных преобразований в Липецке способствует обеспечению высоких темпов развития во всех сферах жизнедеятельности города, создаёт благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. В минувшем году открыто 75 предприятий розничной торговли. Их торговая площадь составила 37,6 тысячи квадратных метров. Творческий подход Этот принцип положен в основу работы парикмахерской «Ладас» Лидеры Мастера «Ладаса» демонстрируют свои награды... Удачно начался 2008 год для коллектива парикмахерской «Ладас». Администрация Липецка и Липецкий горсовет депутатов наградили его памятным знаком «За заслуги перед Липецком». Причиной столь высокой оценки директор ООО «Ла­ дас» Любовь Болдырева считает стремление учиться, качественно работать и быть всегда впереди на протяже­ нии длительного периода времени. Парикмахерская создана в 1965 году. Тогда она входи­ ла в состав объединения па­ рикмахерских и фотоуслуг. Собственно названия у неё в ту пору не было. Она просто значилась как «парикмахер- С 1 ^ 19». С 1980 года вней^ трудится и сама Любовь Бол­ дырева. В 1992-м Любовь Александровна возглавила коллектив. В том же году произошла реорганизация формы собственности. Па­ рикмахерская стала само­ стоятельным юридическим лицом. Иобрела своё нынеш­ нее название — «Ладас». Оно понравилось коллективу своим благозвучием. Своим достижением ди­ ректор считает, что в «Ла- дасе» нет текучести кадров. Здесь сложился стабиль­ ный, высококвалифициро­ ванный коллектив. Мастерс­ тво работников сопровожда­ ется высокими финансовы­ ми показателями, отсутс­ твием жалоб. Такой комп­ лекс факторов и вывел «Ла­ дас» в число лидеров. Сейчас в «Ладасе» рабо­ тает 21 специалист. У 80 процентов парикмахеров самый высокий, пятый, раз­ ряд. Следует отметить, что коллектив в «Ладасе» — мо­ лодой. Многие пришли со школьной скамьи. Средний возраст - 30-35 лет. Здесь умеют заботиться о людях. Работники, которые находятся вотпуске по уходу и ."л за детьми до трех лет, полу­ чают не только пособие от государства. Предприятие ежемесячно выделяет им дополнительные средства. Помнят в «Ладасе» и о ста­ рейших работниках, кото­ рые сейчас на заслуженном отдыхе. Таких, как Валенти­ на Дмитриевна Губина и Анна Ивановна Томилина. Своим наставникам здесь оказывают материальную помощь. Специалисты «Ладаса» .находятся .в, ццсхоянном творческом поиске, ежегод­ но повышают свою квалифи­ кацию. Они направляются на курсы в Москву, Воро­ неж, другие города, посеща­ ют мастер-классы. Один из результатов такого обучения — освоение новых видов услуг. К примеру, появи­ лись креативные стрижки, всевозможные завивки, ук­ ладки. В «Ладасе» охотно перенимают передовой опыт — как отечественный, так и зарубежный. Спектр оказываемых ус­ луг мог быть и более разно­ образным. Но «Ладас» огра­ ничен занимаемой террито­ рией — парикмахерская размещена вбывшей кварти­ ре жилого дома. Возможнос­ тей для расширения практи­ чески нет — планировка не позволяет. С одной стороны «Ладас» соседствует с подъ­ ездом, вдругом направлении проложены коммуника ­ ции... Этим вопросом в кол­ лективе занимались, но при­ емлемых вариантов его ре­ шения найти не удалось. Впрочем, и в рамках су­ ществующих возможностей в «Ладасе» постоянно стре­ мятся приятно удивлять . . .и умения клиентов. «Парикмахер —• профессия творческая», — говорит Любовь Болдырева. В принципе, создать особый, неповторимый образ можно впроцессе каждой стрижки. Важно только использовать эту возможность. Неудиви­ тельно, что у парикмахер­ ской немало постоянных клиентов. Способствует их привлечению и благоприят­ ное расположений»Ладаса» в центре города, по улице Советской. Работа с постоянными клиентами крайне важна и потому, что рынок парикма­ херских услуг в Липецке развивается просто стреми­ тельно. В городе к настояще­ му моменту уже более 300 парикмахерских. А, ска­ жем , лет двадцать назад, вспоминает Любовь Болды­ рева, в областном центре их было всего 22. Понятно, что борьба за клиента заметно ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ обострилась. Но растущую конкуренцию «Ладас» вы­ держивает. Во многом благо­ даря тому, что его мастера — в числе лучших в област­ ном центре. В 2005 году в Липецке проводился городской кон­ курс парикмахерского мас­ терства. В нём участвовали и специалисты «Ладаса». В н ом и н ац и и «М уж ск ая стрижка» представительни­ ца этой парикмахерской згшяла третье место. Ещё два женских мастера вошли в десятку лучших в своей но­ минации. Профессионализм с о ­ трудников «Ладаса» был неоднократно отмечен гра­ мотами, благодарственным письмом от администрации Липецка. А совсем недавно «Ладас» стал победителем областного конкурса «Лидер малого бизнеса-2007» в но­ минации «Лучшее предпри­ ятие в сфере услуг». Приятного аппетита! Хороша «Ложка» к обеду в Липецке уепетпо действует сеть предприятий быстрого обслуживания Было время, когда в нашей стране существовала разветвлённая сеть точек общепита. В девяностые годы прошлого столетия она практически канула вЛету. Обедать или ужинать в барах, кафе или ресторанах стало привилегией людей богатых —тех, кого назвали «новыми русскими». Но и у «старых» осталась, тем не менее, потребность в том, чтобы провести праздничный вечер в кафе, да и просто перекусить без особого ущерба для личного бюджета. На рубеже веков доступный по ценам общепит вернулся в Ли­ пецк. В 2001 году предприниматель Игорь Морозов открыл кафе «Баскин Роббинс» на условиях франшизного договора. Таким об­ разом известная сеть американского происхождения, являющаяся мировым лидером по производству и реализации мороженого, пришла в наш город. Примечательно, что открытие кафе состоя­ лось в день, когда отмечают свой праздник, пожалуй, главные по­ требители мороженого — дети. С тех пор 1 июня здесь традицион­ но проводятся юбилейные вечера: день рождения кафе совпадает с Днём защиты детей. Сейчас сладкоежкам постоянно предлагают 24 сорта мороженого. Порою их число увеличивается до 45. Вскоре на улице Зегеля появилось и первое кафе быстрого об­ служивания. Название подобрали соответствующее — «Ложка». Оно, во-первых, обозначало связь с «Баскин Роббинс»: одним из атрибутов сети является «Ложка Пинки». Во-вторых, прочитаешь такое «вкусное» название — и сразу задумываешься: а не пора ли перекусить? В «Ложке» подчёркивают: кафе изначально задумывалось как заведение именно быстрого обслуживания с высоким качеством приготовления блюд. Соблазна пойти путём распространённого в то время «фаст фуда» решили избежать. Ассортимент в «Ложке» обширен, он рассчитан на различные слои населения. Здесь вам предложат и салаты, и суп, и жаркое по-домашнему, и пиццу, и кофе, и много чего ещё... Через несколько лет подобное заведение появилось в 24-м микрорайоне. Этот район Липецка тогда быстро заселялся, а вот развитие социальной инфраструктуры не успевало за ростом на­ селения. «Ложка» там пришлась как нельзя кстати. Следующим шагом стало открытие торгового комплекса «Лож­ ка» на улице Неделина. В его состав вошли кафе, кулинария, мага­ зин с собственной пекарней, что позволило увеличить ассортимент хлебобулочных изделий. Они, к тому же, стали поступать к потре­ бителю буквально из печи. Затем начали появляться павильоны и мини-кафе в районе автовокзала, площади Карла Маркса, на улице Водопьянова. Свою продукцию «Ложка» реализует и в тонарах, ко­ торые расположены в разных точках города. В сети теперь работает собственный кондитерский цех. Его продукцию можно приобрести и в самих кафе, и в магазинах об­ ластного центра. Предлагают в «Ложке» и такую услугу, как изго­ товление тортов на заказ — так что любой желающий может стать обладателем эксклюзивного лакомства. Новый этап развития связан с темой пива: открылось кафе с характерным названием «БирЛожка». Здесь было решено отойти от принципов самообслуживания. В «БирЛожке», как и в рестора­ не, посетителям нужно лишь сделать заказ и подождать его испол­ нения. Под стать ресторанному и антураж — например, в зале ца­ рит полумрак, к тому же и отделка характерная... Неизменной ос­ талась лишь приверженность традиции ориентироваться на широ­ кий круг потребителей. Посещение «БирЛожки» доступно самым разным слоям населения. В чём же секрет того, что «Ложка» не просто закрепилась на рынке, но постоянно расширяет спектр оказываемых услуг? Навер­ ное, не только в ценовой политике. Товарооборот увеличивается за счёт таких факторов, как внедрение прогрессивных видов сырья и материалов, грамотный подбор кадров, улучшение производства уже существующих товаров и появление новых. Качество товаров, в свою очередь, обусловлено выбором лучшего сырья отечествен­ ных и импортных производителей (причём предпочтение отдаётся местным товаропроизводителям), а также использованием совре­ менного оборудования и технологий в процессе приготовления продукций;'• » Сейчас развившаяся сеть позволила довести общее количест­ во посадочных мест на предприятиях общепита до 600. Ещё 160 организуется в тёплое время года на площадках, прилегающих к кафе. Развитие сети позволило создать 540 рабочих мест. Все со ­ трудники, кстати, обеспечиваются двухразовым бесплатным пита­ нием. Им предлагается соцпакет, разработаны методы материаль­ ного стимулирования и поощрения, например оплата путёвок на лечение и отдых. Зарплата стабильная, что позволяет сотрудникам планировать свои расходы. «Ложка» занимается не только извлечением прибыли. Сеть постоянно участвует в благотворительной деятельности, а также во многих городских конкурсах среди предпринимателей: по бла­ гоустройству территории, по праздничному оформлению к Новому году... «Ложка» и лично Игорь Морозов неоднократно побеждали в разных номинациях, награждались дипломами, грамотами. Моро­ зов в числе первых был награждён медалью «За заслуги перед Ли­ пецком». Теперь аналогичным памятным знаком отмечен и коллек­ тив сети предприятий. В городе привыкли к «Ложке», сеть действительно прижилась. Её знают и стар и млад. И вновь и вновь заходят перекусить в кафе со знакомым названием... Персона Развиваться вместе с родным городом Такую цель ставит перед собой директор ООО «Эталон» Вера Урываева Товары для дома и сада. Товары, рассчитанные на тех, у кого, как говорится, «золотые руки». Гайки и шурупы, лопаты и дрели, сложные станки и отвёртки —это и многое другое можно найти в магазинах ООО «Эталон». В 2008 году администрация Липецка и городской Совет депутатов наградили директора этой фирмы Веру Урываеву памятным знаком «Липецк - город мастеров». — Вера Ивановна, сколь важна для вас эта награда? Что , по в аш ем у мнению , послужило причиной при ­ знания? — Такая высокая оценка н аш е го тр уд а го р о д с к и м и властями вызывает гордость. Я думаю, это награда за высо­ кий темп развития нашей сети, за активное участие в жизни города, и на нее не влияют ни личные отнош ения , ни вне ­ шние данные, ни что-то д ру ­ гое. Наш бизнес развивается с середины 90-х годов. Сейчас у нас уже пять торговых точек и павильон общей площадью около 3,5 тысячи квадратных метров. А ведь начинали мы с того, что приезжали на рынок 9 - го микрорайона со своим столиком, где и раскладывали товар, у нас даже места посто­ янного не было. Потом появи­ лась стационарная точка, и пошло-поехало... — Почему вы остановили свой выбор именно на этой группе товаров? — Это продолжение бизне­ са моего мужа, ныне покойно­ го, Александра Михайловича Урываева. Он занимался вос­ становлением автомобилей, находившихся в аварийном со ­ стоянии. При этом постоянно ощущал нехватку электроинс­ трументов. Когда в Липецке открылся первый магазин по­ д о б н о го проф ил я , он был просто счастлив. Постепенно муж пришёл к решению о том, чтобы и самому заняться таким бизнесом, и мы стали тор го ­ вать электроинструментами. Благо в то время эта ниша в рынке была свободна. Я стала помощницей мужа — и тор го ­ вала, и сама составляла о т ­ чёт... Впоследствии получила возможность посвятить себя семье и детям: в дело вошёл И горь Николаевич О сипов . Кстати, и по настоящее время мы с ним — компаньоны . В би зн е с я вернулась в 2002 году, после смерти мужа. Постепенно расширялся ассортимент товаров. Сейчас он достиг уже 25 тысяч наиме- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА нований. Сегодня ситуация на рынке существенно и зм ени ­ лась по сравнению с тем вре­ менем , когда мы начинали. Кон куренция стала жёстче . Стараемся увеличить оборот продукции, повышаем качест­ во обслуживания клиентов , часто проводим акции. Дейс ­ твует система скидок. Работа­ ет сервисный центр гарантий­ ного и постгарантийного об ­ служивания, где мы ремонти­ руем проданный товар, если он выходит из строя. Предла­ гаем услугу «инструмент на ­ прокат» и другое. — Нет ли желания поме­ нять п р оф и л ь , в л ож и ть средства во что-то другое? — Естественно, чем много­ граннее бизнес, тем лучше для предпринимателя. Но, с дру ­ гой стороны, можно обратить­ ся к словам классика русской литературы, который сказал: «Если хочешь сделать что-то великое, все силы и энергию души сосредоточь в одном на­ правлении». Бить надо в одну точку. Хотя мысли о расширении сферы деятельности, конечно, посещают. Очень привлекает нас, к примеру, ландшафтный дизайн . Но первостепенной задачей всё же является удер­ жать завоёванные позиции в том деле, которым уже зани ­ маемся. И, по возможности , выйти на новые рубежи. Сей­ час все наши предприятия тор­ говли находятся в Липецке, но есть планы расширить геогра­ фию продаж. Впрочем, основные планы всё равно связываем с Липец­ ком, Развиваться и процветать намерены вместе с родным го ­ родом . Все наши начинания будут направлены на благо лю­ дей, которые живут в нём. В связи с вы сокими темпами развития областного центра и региона в целом мы, естест­ венно, также не собираемся останавливаться на достигну­ том . Только вперёд ! Только развитие и прогресс ! Растёт спрос на высокотехнологичный товар. И мы постараемся удов­ летворить потребности потен­ циальных покупателей (а они с о с т а в л яю т зн а ч и т е л ь н ую часть населения), их самые изысканные вкусы. — Что составляе т круг ваших интересов помимо работы? Чему посвящаете свободное время? — Мне нравится водить ав­ томобиль. За рулём я уже поч­ ти десять лет, получаю уд о ­ вольствие от управления авто­ мобилем. Моё хобби — разве­ дение цветов в зимнем саду и на участке. Самые любимые из цветущих — орхидеи. Веду здоровый образ жиз­ ни. Уже второй год занимаюсь закаливанием. Причём компа­ нию мне составляют и муж, и сын. Мы регулярно купаемся в проруби , ходим на лыжах. А вот дочь , которая учится в Москве, так ни разу не окуну­ лась в прорубь. Убедить её мы пока не смогли. Свободного времени, увы, катастрофически мало. Когда оно выпадает, хочется побыть дома, посвятить себя семье, детям. — Каково ваше жи знен ­ ное кредо? — Я мо гу выразить его в следующем трехстишии: Верю в людей. Надеюсь на успех. Люблю делать добро. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Вера Ивановна Урываева родилась в многодетной семье 6 ок­ тября 1966 года в селе Талицкий Чамлык Добринского района. За­ кончила Талицкую среднюю школу, а затем —Липецкое медучили­ ще. Работала медсестрой в травматологическом отделении боль­ ницы треста «Липецкстрой». Потом занялась развитием собствен­ ного бизнеса. В 2008 году завершила обучение в Липецком филиале Орлов­ ской академии госслужбы по специальности «Государственное и муниципальное управление». Лауреат многих конкурсов. Самыми весомыми наградами счи­ тает «За значительный вклад в городскую программу «Липецк — наш общий дом», «За многолетний и добросовестный труд в связи с профессиональным праздником —Днём работника торговли». Первая получена отгородских властей, вторая — отобластных. В 2007 году по итогам областного конкурса «Лидер малого бизнеса» признана победительницей в номинации «Королева ма­ лого бизнеса».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz